Military Review

FV 214 "Conqueror": The Last British Heavy Tank in History

18
The World War II ended quickly flowed into the Cold War, in which the prospects of Western states in a hypothetical European theater of operations did not look so rosy anymore. Everyone knew perfectly well how many heavy and medium tanks possessed by the armed forces of the Soviet Union. Soviet tank forces exceeded the armored forces of the former allies, both quantitatively and qualitatively. Especially for the confrontation with Soviet heavy tanks in the UK in 1949-1952 was created tank FV 214 "Conqueror" ("Conqueror"). This combat vehicle was released in a limited edition, becoming the last heavy tank in stories British tank building. Over the years, serial production from 1955 to 1959 years in the UK were collected 185 tanks Conqueror and a small number of BREM, built on their base (28 pieces).


The last British "heavyweight" remained in service with the British army until the 1966 year. At this point, he was finally ousted from the army by the new main battle tank, the Chieftain. The small number of heavy tanks built by the FV 214 Conqueror was also explained by the constant competition from the earlier and lighter tank Centurion, which was very well mastered by British industry and, as it turned out, had an excellent reserve for modernization.

The history of the project FV 214 "Conqueror"

After the A43 Black Prince tank project was closed in England, the British Army needed a new infantry escort tank. The role of such a combat vehicle identified the project tank A45 development company English Electric. The design weight of the combat vehicle was 56 tons, and the maximum speed was to be 30 km / h. The first prototype of the tank was planned to be built in the 1946 year, but after the end of the Second World War it was decided to abandon the concept of "cruising" and "infantry" tanks in the British army. Instead, they launched a program to create a "universal tank" under the designation of FV 200 and other combat vehicles at its base - self-propelled artillery installations (SAU) and armored personnel carriers.



Initially, the Centurion claimed the role of such a tank, but the British initially considered the resource of its modernization insufficient, which was especially important for the new tank that received the FV 41 index. This prototype was a Centurion grown in size with a more powerful gun, increased armoring and a modified chassis - the FV 201 tank had 201 road wheels on each side, instead of 8 from Centurion. The tank’s armament was supposed to be a 6-pounder (20-mm). In addition, a whole range of narrow specialization combat vehicles was projected on its chassis, and therefore the first prototype of the tank entered testing only in the 83,9 year.

Already in 1949, the British completely rethought the situation and decided that it was not practical to develop a large number of highly specialized projects, and therefore all projects under the FV 200 program, with the exception of BREM based on it, were closed. In addition, the 20-pound tank gun fits perfectly into the Centurion turret. At the same time, in connection with the appearance of a sufficiently large number of EC-3 heavy tanks in parts of the Soviet army, the question arose of the feasibility of continuing the FV 201 project - this British “heavyweight” was unable to resist his Soviet brethren. It was decided to redesign the project in accordance with the requirements for a heavy tank that would be able to withstand any Soviet tanks, primarily the EC-3, which made a big impression on former allies in World War II.

According to the new British project, a tower of a new design, in which a 201-mm gun was placed, was installed on the hull, which was borrowed from the FV 120, the new project was designated as FV 214. Due to the fact that a lot of time was already spent on this project, the tower was still to be developed, and the British industry was not mastered with the 120-mm gun, it was proposed to launch the intermediate version of the tank with the FV 201 tank and turret from the tank "Centurion". This version of the combat vehicle received a new designation FV221 "Caernarvon", in 1952, this tank was put to the test, but it was not accepted by the British Army. At the same time, the design of the FV 214 tank, which received the official designation “Conqueror”, continued to be amended. In this regard, the first heavy tanks Conqueror were able to leave the shop only in 1955 year.



Description of construction

The heavy tank FV 214 Conqueror was designed according to the classical layout scheme, the engine compartment was located at the rear of the hull. The gun was located in a tower rotating in 360 degrees, located in the central part of the hull. The turret of the tank was a single cast piece. The frontal surface of the tower was distinguished by a strong inclination of the armor, in addition to this, the tower was distinguished by a developed feeding niche. The armor of a heavy tank was monolithic, it was created from rolled armored plates (tank hull) and cast parts (tower tanks and turret). At the same time, even in frontal projection, the armor of the tank did not provide adequate protection against the cumulative missiles and shells that were widely distributed at that time.

The forehead of the tank turret had an 176 mm reservation, the gun mask was 200 mm, the turret's sideboard was 89 mm, and its feed was 51 mm. Along the sides of the tower were located on one six-barreled grenade launcher. The hull was armored weaker. The frontal armor of the hull was 130 mm, the armor plate was located at an angle of 60 degrees, thus the reduced thickness of the armor in the frontal projection of the FV 214 “Conqueror” tank was 260 mm. The sides of the tank, covered with 6-mm anti-cumulative screens, were only 51 mm, the hull stern was covered with armor of the same thickness.

The heart of the heavy tank was the Rolls-Royce Meteor M12 VN XX-cylinder carburetor engine, which developed the power of the HP 120. at 810 rpm. In addition to it, the power plant of the tank included an auxiliary engine, which developed the power of the 2800 HP. The auxiliary power plant provided with electricity numerous systems of the combat vehicle (outside the battle there was only one generator, which was driven by the main engine). The Meteor liquid cooling engine was equipped with a direct fuel injection system in the intake manifold and a supercharger. The capacity of the fuel tanks slightly exceeded 29 liters, this fuel reserve was enough for the passage of 1000 km. The maximum speed of the tank did not exceed 160 km / h.



Through a mechanically controlled main friction dry friction torque transmitted to the unsynchronized gearbox, which provided the 5 combat vehicle forward speeds and two reverse speeds. The gearbox was combined into a single unit with a pivot mechanism, which provided the combat vehicle with a fixed turning radius for each of the speeds (from 140 feet on the fifth to 16 feet in first gear, and also allowed to turn around one track on neutral gear).

The suspension of the Conqueror tank consisted of 8 carts (4 carts on each side) of interlocked pair-mounted rollers. Shock absorbers were not. As an elastic element of the suspension were used triple horizontally arranged twisted springs. The upper branch of the caterpillar relied on 4 supporting rollers. Rear wheel drive. The tracks of the tank are small, metal. Experts noted that both the transmission and the suspension of a heavy tank were a rather archaic solution. They demanded a great level of skill from the driver, and also needed careful maintenance, adding a lot of problems to the car, especially considering the weight of the heavy tank that exceeded 60 tons.

The crew of the heavy tank consisted of four people. The driver's seat was located on the right, in front of the tank hull. The commander of the combat vehicle was in the turret niche and controlled his own fire control turret (FCT - fire control turret), which was equipped with a stereoscopic rangefinder with a 124,4 centimeter base, as well as a remote-controlled 7,62-mm machine gun. This turret possessed turn-independent control. The automatics made it possible to keep the turret pointing at the chosen target even in the case of tower rotation (in other words, the fire control turret rotated in the opposite direction with the same speed as the tank turret). The charger was located on the left side of the tank gun, while the gunner's place was on the right side of the gun. Each member of the crew of the tank had its own hatch for entering / exiting the combat vehicle. All hatches had a similar principle: the lid is moved to the side after it is raised above its seat.



The main armament of the "Conqueror" was a rifled 120-mm gun L1. The gun was stabilized in a vertical plane, but the shooting was carried out from a stop. Only high-explosive armor-piercing and armor-piercing sub-caliber projectiles with plastic explosive were included in the ammunition of this weapon; there were only 35 shots of separate loading in the tank. The 7,62-mm machine gun and the remote-controlled anti-aircraft machine gun of the same caliber, which was mounted on the commander's turret on the left side of the tank commander's hatch, played the role of auxiliary armament. Ammunition of two machine guns consisted of 7500 cartridges.

In order to prevent strong gas pollution of the tank's habitable space, the L1 cannon was specially equipped with an ejector, and a rather complicated cartridge case removal mechanism was placed in the tank turret. The hatch of this mechanism was located immediately behind the gunner’s workplace. However, in practice, his frequent refusals forced the commander of a combat vehicle to independently throw out the liner from the tank. Either the loader was forced to open his hatch and dispose of the cartridge cases after each shot from the gun.

Since the main task of the "Conqueror" was the fight against enemy tanks at long distances (primarily with its heavy machines), the designers needed to ensure a high probability of hitting the target with the very first shot. To solve this problem (in the absence of high-speed and sufficiently compact ballistic solvers at that time), the British created a system, the description of which is best shown by the example of the tank crew’s actions to hit the detected target.



Finding the enemy's tank in the periscope sight, the commander of the heavy tank Conqueror turned the turret and tilted the sight mirror to the center of the field of view. In the left eyepiece at the same time displayed the range scale, which was combined with the gunner's sight. Having determined the distance to the target using a stereoscopic rangefinder, the tank commander introduced the appropriate correction on the scales of his own sight and gunner's sight (with the help of an electric installer). After that, by pressing the button on the control handle of the turret, he forced the tank turret to turn in the direction of the detected target, combining the line of sight of his own sight and the gunner's sight (the turret could rotate in the opposite direction relative to the tower without losing sight of the target). If all actions were done correctly, the target appeared in the field of view of the gunner's sight, and the gun already had the desired angle of elevation.

In principle, the tank commander himself was then able to make a shot from the gun, but the gunner had an additional device to take into account the roll angle of the tank (he was a ball in a curved transparent tube, with corrections of aiming applied to it) commander of a combat vehicle. Therefore, the gunner took control on himself, making the final amendments, and making a shot from the gun. The commander monitored the result of the shooting and either proceeded to search for new targets, or gave the command to re-shoot, making the necessary amendments to the observed place of the first hit. If the heavy tank was moving at a speed of more than 2,5 km / h, the weapon stabilization system automatically began to operate, but this caused difficulties for the gunner at those moments when the combat vehicle almost stopped, or only started its movement.

The narrowness of the specialization of the heavy tank and significant technical problems, along with low overall reliability, had a negative effect on its fate. After developing in the UK a great 105-mm L7 cannon designed for the Centurion tank, the lot of exploitation and the huge Conqueror tank were sealed. In 1966, the last tank of this type was decommissioned. Ironically, many FV214 heavy tanks found their last refuge in the landfills, which were used as targets for the Centurion tanks, which they had to replace themselves in military service.



Modifications of the tank:

Conqueror Mk.I - the first serial modification, all were collected 20 tanks.

The Conqueror Mk.II is the main serial modification of the 1958 of the year, which was distinguished by the installation of an improved mechanism for lifting the cannon, the mechanism for turning the turret and some new instruments of the fire control system. A total of 165 tanks of this modification were manufactured.

Machines based on the heavy tank Conqueror:
FV222 Mk.I and FV222 Mk.II - BREM, were released in small quantities - 8 and 20 units, respectively.

Until today, the expositions of the tank museums have preserved the 5 of the British heavy tanks Conqueror, as well as three BREM FV 222, built on their base. One of these heavy tanks is also on display in the Russian Armored Museum in Kubinka. This tank was received under the inter-museum exchange program.

Performance characteristics of the FV 214 "Conqueror":

Overall dimensions: body length - 7730 mm (with a forward gun - 11 600 mm), body width - 3990 mm, height - 3350 mm.
Combat weight - 64 tons.
The power plant is a V-shaped 12-cylinder carburetor engine Rolls-Royce Meteor M120, hp power 810.
Maximum speed - 35 km / h.
Power reserve - 161 km.
Armament - 120-mm gun L1 and two 7,62-mm machine guns.
Ammunition - 35 shots and 7500 cartridges.
Crew - 4 person.

Information sources:
http://rufor.org/showthread.php?t=2457
http://warspot.ru/3934-nesostoyavshiysya-zavoevatel
http://armyman.info/bronetehnika/tanki/10351-tyazhelyy-tank-fv214-conqueror.html
Open source materials
Author:
18 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Bormanxnumx
    Bormanxnumx 19 July 2016 10: 17
    +8
    It is a little incorrectly written concerning the used shells - the High Explosive Squash Head (HESH) was equipped with plastid, but not the armor-piercing high-explosive projectile.
    Yes, and dviglo with a checkpoint judging by the schemes is not in the tower, but in the stern repeat
  2. Kars
    Kars 19 July 2016 11: 30
    +3
    Cool machine. Along with M103 company for the IS-7 and T-10 on the shelf.
    1. bandabas
      bandabas 19 July 2016 17: 15
      +2
      And what is the name, the right word-fighting. "Conquerors" are on the streets. So we have a road there.
  3. hghg
    hghg 19 July 2016 12: 10
    0

    The heavy tank FV 214 Conqueror was designed according to the classic layout scheme, the engine and transmission compartment was located in a 360-degree rotating tower located in the central part of the hull.

    With the classic design, isn't the engine aft?
  4. hghg
    hghg 19 July 2016 12: 12
    +2
    Yes, and it seems to me that the engine in the tower is unlikely to be installed
  5. Alf
    Alf 19 July 2016 17: 33
    0
    I am only one surprised. With 6 years of 2MV experience, designing a 64-ton tank without asking the question — What bridges should it cross the water barriers on?
    1. svp67
      svp67 19 July 2016 18: 04
      0
      Quote: Alf
      I am only one surprised. With 6 years of 2MV experience, designing a 64-ton tank without asking the question — What bridges should it cross the water barriers on?

      So they fought more in the deserts, well, what kind of rivers are there ...
      1. Zulu_S
        Zulu_S 19 July 2016 19: 36
        0
        So they also designed a tank to confront Soviet tanks in the European theater of war,
        Quote: svp67
        And on what bridges should it force water barriers?
    2. Mother CheeseEarth
      Mother CheeseEarth 19 July 2016 19: 32
      0
      Quote: Alf
      I am only one surprised.

      And do not be surprised, even today tanks are created with a mass of more than 60 tons.
  6. Alf
    Alf 19 July 2016 18: 08
    0
    So the USSR was already appointed the main enemy of Britain then, but somehow it is not very good with the deserts, but the rivers, especially in the western part, at least drink it backwards.
  7. Wasiliy1985
    Wasiliy1985 19 July 2016 19: 10
    +1
    Here, with a friend, they reasoned: with a 64-tonne combat weight and a cruising range of 161 km, it was more likely not a tank, but a mobile bunker.
    (especially if the MTO is in the tower: it is really convenient in the field - you sit on the priest evenly, and the engine itself turns to you sideways for maintenance (joke)).
    1. Mother CheeseEarth
      Mother CheeseEarth 19 July 2016 19: 30
      -2
      Quote: Wasiliy1985
      Here, with a friend, they reasoned: with a 64-tonne combat weight and a cruising range of 161 km, it was more likely not a tank, but a mobile bunker.

      I can congratulate you with a friend, for armored vehicles, the power reserve is primarily a synonym for autonomy. The likelihood that armored vehicles in the offensive will run the kilometers indicated at one time is zero.
  8. Zulu_S
    Zulu_S 19 July 2016 19: 44
    +1
    The fate of the English tank building is amazing. The nation, which first designed and deployed the tank on the battlefield, gave way to leadership and all its subsequent history was trailing behind, constantly designing tanks for the past decades ...
  9. MP
    MP 19 July 2016 21: 25
    0
    I saw him in Kubinka. It looks very impressive, just a huge tank with the longest gun in its row!

FV 214 «Conqueror»: последний британский тяжёлый танк в истории

Закончившаяся Вторая мировая война достаточно быстро перетекла в холодную войну, в которой перспективы западных государств на гипотетическом европейском театре военных действий выглядели уже не так радужно. Все прекрасно знали о том, каким огромным количеством тяжелых и средних танков обладают вооруженные силы Советского Союза. Советские танковые войска превосходили бронетанковые силы бывших союзников как количественно, так и качественно. Специально для противостояния советским тяжелым танкам в Великобритании в 1949-1952 годах был создан танк FV 214 «Conqueror» («Завоеватель»). Эта боевая машина была выпущена ограниченной серией, став последним тяжелым танком в истории британского танкостроения. Всего за годы серийного производства с 1955 по 1959 годы в Великобритании было собрано 185 танков Conqueror и небольшое количество БРЭМ, построенных на их базе (28 штук).

Последний британский «тяжеловес» оставался на вооружении британской армии вплоть до 1966 года. К этому моменту он был окончательно вытеснен из армии новым основным боевым танком «Чифтен». Малое число построенных тяжелых танков FV 214 Conqueror объяснялось и постоянной конкуренцией со стороны более раннего и легкого танка «Центурион», который был очень хорошо освоен британской промышленностью и, как выяснилось, обладал отличным резервом для модернизации.

История проекта FV 214 «Conqueror»


После того, как в Англии был закрыт проект танка А43 «Черный принц», британской армии потребовался новый танк сопровождения пехоты. На роль такой боевой машины определили проект танка А45 разработки компании English Electric. Проектная масса боевой машины составляла 56 тонн, а максимальная скорость должна была составить 30 км/ч. Первый прототип танка планировалось построить в 1946 году, но после завершения Второй мировой войны было принято решение об отказе от концепции «крейсерских» и «пехотных» танков в британской армии. Вместо них была запущена программа по созданию «универсального танка» под обозначением FV 200 и других боевых машин на его базе — самоходных артиллерийских установок (САУ) и бронетранспортеров.

FV 214 «Conqueror»: последний британский тяжёлый танк в истории


Первоначально на роль такого танка претендовал А41 «Центурион», но ресурс его модернизации британцы первоначально сочли недостаточным, что было особенно важно для нового танка, получившего индекс FV 201. Данный прототип представлял собой выросший в размерах «Центурион» с более мощным орудием, возросшим бронированием и измененной ходовой частью — у танка FV 201 применительно на каждый борт имелось 8 опорных катков, вместо 6 у «Центуриона». Вооружение танка должно было составить 20-фунтовое орудие (83,9-мм). Помимо этого на его шасси проектировался целый ряд боевых машин узкой специализации, в связи с чем первый прототип танка поступил на испытания только в 1947 году.

Уже в 1949 году британцы полностью переосмыслили положение дел и приняли решении о том, что разрабатывать большое количество узкоспециализированных проектов нецелесообразно, в этой связи все проекты в рамках программы FV 200, за исключением БРЭМ на его базе, были закрыты. Помимо этого, 20-фунтовое танковое орудие отлично вписалось в башню «Центуриона». Наряду с этим в связи с появлением в частях Советской армии достаточно большого числа тяжелых танков ИС-3 встал вопрос о целесообразности продолжения проекта FV 201 — этот британский «тяжеловес» был не в состоянии противостоять своим советским собратьям. Было принято решение переработать проект в соответствии с требованиями к тяжелому танку, который был бы в состоянии противостоять любым советским танкам, в первую очередь ИС-3, который произвел большое впечатление на бывших союзников во Второй мировой войне.

По новому британскому проекту на корпус, который был позаимствован у FV 201, была установлена башня новой конструкции, в которой разместили 120-мм орудие, новый проект получил обозначение FV 214. В связи с тем, что времени на данный проект было затрачено уже достаточно много, башню еще только предстояло разработать, а 120-мм орудие не было освоено английской промышленность, было выдвинуто предложено запустить в серийное производство промежуточный вариант танка с корпусом FV 201 и башней от танка «Центурион». Этот вариант боевой машины получил новое обозначение FV221 «Caernarvon», в 1952 году этот танк был представлен на испытания, но на вооружение британской армии его не приняли. В это же самое время в проект танка FV 214, который получил официальное обозначение «Conqueror», внесение изменений было продолжено. В этой связи первые тяжелые танки Conqueror смогли покинуть цеха лишь в 1955 году.

FV 214 «Conqueror»: последний британский тяжёлый танк в истории


Описание конструкции

Тяжелый танк FV 214 Conqueror был спроектирован по классической компоновочной схеме, моторно-трансмиссионное отделение было расположено в задней части корпуса. Орудие располагалось во вращающейся на 360 градусов башне, находящейся в центральной части корпуса. Башня танка представляла собой единую литую деталь. Лобовая поверхность башни отличалась сильным наклоном брони, помимо этого башня выделялась развитой кормовой нишей. Броня тяжелого танка была монолитной, она создавалась из катаных бронеплит (корпус танка) и литых деталей (башня танки и турель). При этом броня танка даже в лобовой проекции уже не обеспечивала адекватной защиты от получивших в то время широкое распространение кумулятивных ракет и снарядов.

Лоб башни танка имел бронирование 176 мм, маска орудия — 200 мм, борт башни — 89 мм, а ее корма — 51 мм. По бортам башни были расположены по одному шестиствольному гранатомету. Корпус был бронирован слабее. Лобовая броня корпуса составляла 130 мм, бронеплита была расположена под углом 60 градусов, таким образом приведенная толщина брони в лобовой проекции танка FV 214 «Conqueror» составляла 260 мм. Борта танка, прикрытые 6-мм противокумулятивными экранами, составляли всего 51 мм, корма корпуса была прикрыта броней той же толщины.

Сердцем тяжелого танка был V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Rolls-Royce Meteor M120, развивавший мощность 810 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Помимо него, силовая установка танка включала в свой состав вспомогательный двигатель, развивавший мощность 29 л.с. Вспомогательная силовая установка обеспечивала электричеством многочисленные системы боевой машины (вне боя было достаточно одного генератора, который приводился в действие основным двигателем). Двигатель жидкостного охлаждения Meteor был оборудован системой непосредственного впрыска топлива во впускной коллектор и нагнетателем. Емкость топливных баков слегка превышала 1000 литров, этого запаса топлива хватала на прохождение 160 км. Максимальная скорость танка не превышала 35 км/ч.

FV 214 «Conqueror»: последний британский тяжёлый танк в истории


Через управляемый механически главный фрикцион сухого трения крутящий момент передавался на несинхронизированную коробку переключения передач, которая обеспечивала боевой машине 5 скоростей переднего хода и две скорости заднего хода. КПП была объединена в единый блок с механизмом поворота, который предоставлял боевой машине фиксированный радиус поворота для каждой из скоростей (от 140 футов на пятой, до 16 футов на первой передаче, а также позволял выполнить разворот вокруг одной гусеницы на нейтральной передаче).

Подвеска танка Conqueror состояла из 8 тележек (по 4 тележки на каждый борт) сблокированных попарно опорных катков. Амортизаторов не было. В качестве упругого элемента подвески были использованы тройные горизонтально расположенные витые пружины. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на 4 поддерживающих ролика. Ведущие колеса заднего расположения. Гусеницы танка мелкозвенчатые, металлические. Специалисты отмечали, что и трансмиссия, и подвеска тяжелого танка представляли собой достаточно архаичное решение. Они требовали от механика-водителя большого уровня мастерства, а также нуждались в тщательном техническом обслуживании, добавляя машине немало проблем, особенно учитывая вес тяжелого танка, который превышал 60 тонн.

Экипаж тяжелого танка состоял из четырех человек. Место механика-водителя было расположено справа, в передней части корпуса танка. Командир боевой машины находился в нише башни и управлял собственной турелью контроля стрельбы (FCT — fire control turret), которая была оснащена стереоскопическим дальномером с базой в 124,4 сантиметра, а также дистанционно управляемым 7,62-мм пулеметом. Данная турель обладала независимым от башни управлением поворотом. Автоматика позволяла удерживать турель наведенной на выбранную цель даже в случае вращения башни (другими словами, турель контроля стрельбы вращалась в противоположную сторону с той же скоростью, что и башня танка). Заряжающий располагался с левой стороны от танковой пушки, в то время как место наводчика находилось с правой стороны от орудия. Каждый член экипажа танка имел свой собственный люк для входа/выхода из боевой машины. Все люки обладали схожим принципом: крышка отодвигается в сторону после того, как она будет приподнята над своим посадочным местом.

FV 214 «Conqueror»: последний британский тяжёлый танк в истории


Основным вооружением «Завоевателя» было нарезное 120-мм орудие L1. Пушка была стабилизирована в вертикальной плоскости, но стрельба при этом велась с остановки. В боекомплект данного орудия входили лишь фугасные бронебойные и бронебойные подкалиберные снаряды с пластическим взрывчатым веществом, всего в танке имелось 35 выстрелов раздельного заряжания. В роли вспомогательного вооружения выступали спаренный с танковой пушкой 7,62-мм пулемет и зенитный пулемет того же калибра с дистанционным управлением, который был установлен на командирской башенке с левой стороны от люка командира танка, огонь из зенитного пулемета вел сам командир. Боекомплект двух пулеметов состоял из 7500 патронов.

Для того, чтобы предотвратить сильную загазованность обитаемого пространства танка пушка L1 была специально оснащена эжектором, а в танковой башне был размещен довольно сложный механизм удаления стреляных гильз. Люк этого механизма располагался сразу же за рабочим местом наводчика. Однако на практике частые его отказы заставляли командира боевой машины самостоятельно выбрасывать гильзы из танка. Либо заряжающий вынужден был открывать свой люк и избавляться от гильз после каждого выстрела из орудия.

Так как главной задачей «Завоевателя» была борьба с танками противника на больших дистанциях (в первую очередь с его тяжелыми машинами), конструкторам требовалось обеспечить высокую вероятность попадания по цели первым же выстрелом. Чтобы решить эту задачу (при отсутствии на тот момент времени быстродействующих и достаточно компактных баллистических вычислителей) британцами была создана система, описание которой лучше всего показать на примере действий экипажа танка по поражению обнаруженной цели.

FV 214 «Conqueror»: последний британский тяжёлый танк в истории


Обнаружив танк противника в перископический прицел, командир тяжелого танка Conqueror вращением турели и наклоном зеркала прицела выводил изображение цели в центр поля зрения. В левом окуляре одновременно с этим отображалась шкала дальности, которая была объединена с прицелом наводчика. Определив дистанцию до цели с помощью стереоскопического дальномера, командир танка вводил соответствующую поправку на шкалах своего прицела и прицела наводчика (при помощи электрического установщика). После этого он нажатием кнопки на рукоятке управления турелью заставлял танковую башню развернуться в направлении обнаруженной цели, совмещая линию визирования своего прицела и прицела наводчика (турель при этом могла вращаться в противоположную сторону относительно башни, не теряя цель из вида). Если все действия были сделаны правильно, цель появлялась в поле зрения прицела наводчика, а пушка уже имела нужный угол возвышения.

В принципе, командир танка после этого сам был в состоянии произвести выстрел из орудия, однако у наводчика имелся дополнительный прибор для учета угла крена танка (он представлял из себя шарик в изогнутой прозрачной трубке, с нанесенными на нее поправками прицеливания), которого не было у командира боевой машины. Поэтому наводчик брал управление на себя, внося конечные поправки, и производя выстрел из орудия. Командир осуществлял наблюдение за результатом стрельбы и либо переходил к поиску новых целей, либо отдавал команду о повторном выстреле, внеся необходимые поправки по наблюдаемому месту первого попадания. Если тяжелый танк двигался со скоростью более 2,5 км/ч, автоматически начинала действовать система стабилизации орудия, однако это вызывало затруднения у наводчика в те моменты, когда боевая машина практически остановилась, либо лишь начинала свое движение.

Узость специализации тяжелого танка и существенные технические проблемы, наряду с низкой общей надежностью сказались на его судьбе отрицательным образом. После разработки в Великобритании отличного 105-мм орудия L7, предназначенного для танка Centurion, участь дорого в эксплуатации и огромного танка Conqueror была предрешена. В 1966 году последний танк данного типа был списан. По иронии судьбы, многие тяжелые танки FV214 свое последнее пристанище обрели на полигонах, на которых использовались в качестве мишеней для танков Centurion, которых когда-то они должны были сами заменить на военной службе.

FV 214 «Conqueror»: последний британский тяжёлый танк в истории


Модификации танка:

Conqueror Mk.I — первая серийная модификация, всего было собрано 20 танков.

Conqueror Mk.II — основная серийная модификация 1958 года, которая отличалась установкой усовершенствованного механизма подъема орудия, механизмом поворота башни и некоторыми новыми приборами системы управления огнем. Всего было изготовлено 165 танков данной модификации.

Машины на базе тяжелого танка Conqueror:
F.V.222 Mk.I и F.V.222 Mk.II — БРЭМ, были выпущены в небольшом количестве — 8 и 20 единиц соответственно.

До сегодняшнего дня в экспозициях танковых музеев сохранилось 5 британских тяжелых танков Conqueror, а также три БРЭМ FV 222, построенных на их базе. Один из этих тяжелых танков находится и в экспозиции российского бронетанкового музея в Кубинке. Данный танк был получен по программе межмузейного обмена.

Тактико-технические характеристики FV 214 «Conqueror»:

Габаритные размеры: длина корпуса — 7730 мм (с пушкой вперед — 11 600 мм), ширина корпуса — 3990 мм, высота — 3350 мм.
Боевая масса — 64 тонн.
Силовая установка — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Rolls-Royce Meteor M120, мощностью 810 л.с.
Максимальная скорость — 35 км/ч.
Запас хода — 161 км.
Вооружение — 120-мм пушка L1 и два 7,62-мм пулемета.
Боекомплект — 35 выстрелов и 7500 патронов.
Экипаж — 4 человека.

Источники информации:
http://rufor.org/showthread.php?t=2457
http://warspot.ru/3934-nesostoyavshiysya-zavoevatel
http://armyman.info/bronetehnika/tanki/10351-tyazhelyy-tank-fv214-conqueror.html
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 19
  1. НольНольСедьмой 19 июля 2016 08:35
    моторно-трансмиссионное отделение было расположено во вращающейся на 360 градусов башне

    Простите?
    1. Урфин 19 июля 2016 08:49
      Неожиданно))
      Не ну а чо! Удобно ведь.

      - Бли-и-н! До стартера дотянуться не могу... Ну-ка, доверни башню!
    2. dkflbvbh 19 июля 2016 14:11
      Цитата: НольНольСедьмой
      моторно-трансмиссионное отделение было расположено во вращающейся на 360 градусов башне

      Простите?



      То же интересно...
      1. МaтьCыраЗемля 19 июля 2016 19:36
        Цитата: dkflbvbh
        То же интересно

        Да, интригует. Но в данном случае это какая-то опечатка, потому в реальном мире мотор с трансмиссией у этого танка располагались все таки в корме.
    3. bbss 19 июля 2016 19:35
      Значит мне не показалось!!! Я уж думал, что глюки начались!
  2. BORMAN82 19 июля 2016 10:17
    Немного некорректно написано относительно используемых снарядов - пластидом снаряжался бронебойно-фугасный снаряд (High Explosive Squash Head — HESH), а не бронебойно-подкалиберный.
    Да и двигло с КПП судя по схемам находится не в башне, а в корме feel
  3. Kars 19 июля 2016 11:30
    Машина прикольная.На ряду с М103 компания для ИС-7 и Т-10 на полку.
    1. bandabas 19 июля 2016 17:15
      А название какое, право слово-боевое."Завоеватели" по улицам идут. Значит нам туда дорога.
  4. hghg 19 июля 2016 12:10

    Тяжелый танк FV 214 Conqueror был спроектирован по классической компоновочной схеме, моторно-трансмиссионное отделение было расположено во вращающейся на 360 градусов башне, находящейся в центральной части корпуса.

    При классической схеме двигатель разве не в корме?
  5. hghg 19 июля 2016 12:12
    Да и мне кажется что двигатель в башню навряд-ли будут устанавливать
  6. Альф 19 июля 2016 17:33
    Я только одному удивляюсь. Имея 6-летний опыт 2МВ, спроектировать 64-тонный танк, не задаваясь вопросом-А по каким мостам он должен форсировать водные преграды ?
    1. svp67 19 июля 2016 18:04
      Цитата: Альф
      Я только одному удивляюсь. Имея 6-летний опыт 2МВ, спроектировать 64-тонный танк, не задаваясь вопросом-А по каким мостам он должен форсировать водные преграды ?

      Так они же более по пустыням воевали, ну какие там реки...
      1. Zulu_S 19 июля 2016 19:36
        Так они же проектировали танк для противостояния советским танкам на европейском ТВД,
        Цитата: svp67
        А по каким мостам он должен форсировать водные преграды ?
    2. МaтьCыраЗемля 19 июля 2016 19:32
      Цитата: Альф
      Я только одному удивляюсь.

      А вы не удивляйтесь, даже сегодня создаются танки с массой более 60 тонн.
  7. Альф 19 июля 2016 18:08
    Так главным противником Британии уже тогда был назначен СССР, а вот в нем с пустынями как-то не очень, а вот рек, особенно в западной части, хоть задом пей.
  8. Wasiliy1985 19 июля 2016 19:10
    Тут с товарищем порассуждали: при 64-х тонной боевой массе и запасе хода в 161 км это скорее не танк, а подвижный ДОТ.
    (особенно если МТО в башне: действительно в полевых условиях удобно - сидишь на попе ровно, а движок сам к тебе нужным для обслуживания боком поворачивается (шутка)).
    1. МaтьCыраЗемля 19 июля 2016 19:30
      Цитата: Wasiliy1985
      Тут с товарищем порассуждали: при 64-х тонной боевой массе и запасе хода в 161 км это скорее не танк, а подвижный ДОТ.

      Могу вас с товарищем поздравить, у бронетехники запас хода это прежде всего синоним слова автономность. Вероятность того, что бронетехника в наступлении будет за раз пробегать указанные у неё километры, равна нулю.
  9. Zulu_S 19 июля 2016 19:44
    Удивительна судьба английского танкостроения. Нация, впервые спроектировавшая и применившая танк на поле боя, уступила лидерство и всю последующую историю плелась в хвосте, постоянно конструируя танки для прошедших десятилетий...
  10. Mpx 19 июля 2016 21:25
    Видел его в Кубинке. Смотрится очень впечатляюще, просто огромный танк с самой длинной пушкой в своем ряду!
    Mpx
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня