Military Review

Turkish decomposed. Preacher Gulen, "parallel structures" and attempted coup

12
In organizing a failed attempt at a military coup of 15-16 in July 2016, Turkish President Recep Erdogan blamed Fethullah Gulen, an Islamic preacher and philosopher. A Turkish political émigré, Gülen, has been living in the United States of America for almost two decades. Once he walked hand in hand with Erdogan, but then the paths of the two most influential people of modern Turkey diverged. Now Gülen is not just in disgrace - Erdogan constantly accuses the preacher of subversion and places the blame on his supporters for the creation of "parallel structures" in the army and the police. These "parallel structures", according to Erdogan, are behind all the latest military conspiracies and attempted coups in the country.


The real impact of the ideas of Fethullah Gulen on Turkish society is not exaggerated. This is truly one of the most influential Turks of our time, and its authority is recognized not only in Turkey, but throughout the Islamic world. Funds and organizations created by Gulen operate in the countries of the Middle East, Transcaucasia and Central Asia, North and East Africa, in the territory of the Russian Federation - in the republics, territories and regions of the North Caucasus and Volga region, in the Crimea.



Fethullah Gülen is seventy-five years old. He was born in 1941 in a religious family of Kurdish origin. Gülen's father Ramiz Gülen was an imam, and Fethullah chose the same path for himself. He received a traditional Islamic education, learned the Qur'an in 10 years, becoming hafiz (Muslims call people who know the Quran by heart), and served as an imam until 1981, after which he retired and focused on literary, philosophical and preaching work. If you compare the ideas of Fethullah Gülen with the theoretical constructs of other religious and fundamentalist ideologues, then they look, at first glance, quite attractive. First of all, they are based on the Sufi interpretation of Islam, which has traditionally been common in the Ottoman Empire.

The concept of Gulen is one of the modifications of the views of Said Nursi. Kurd Badiuzaman Said Nursi (1878-1960) preached in the first half of the twentieth century. Having lived a long and difficult life, Said Nursi was a follower of Turkish Sufism. He argued that Islam would achieve world domination, but focused exclusively on peaceful preaching and advocated a benevolent attitude towards Christians and Jews - the “people of Scripture”, for developing inter-religious dialogue with representatives of the Catholic and Orthodox churches, Jewish rabbis — and then the possibility meetings and consultations between representatives of different faiths seemed fantastic. The Treatises of Light written by Nursi (Risale-i-Nur) were translated into many languages ​​of the world, but in Russia, in 2007, some of the works of Nursi were recognized as extremist and prohibited.

However, Nursist organizations continue to be active around the world. The importance of Nursi’s ideas for Turkish society was also recognized by Recep Erdogan himself, and they found the modern incarnation in the views of Fethullah Gulen. Gülen prefers to refer to the special Turkish model of relations between people of different faiths and emphasizes that tolerance reigned in the Ottoman Empire, a unique cultural environment was created for the interaction of different peoples and faiths. Therefore, Gulen advocates a peace-loving relationship with the "people of Scripture", which, as we know, Muslims classify Christians and Jews. At the same time, Gülen was always negatively disposed towards atheists, although he did not deny the need to study physics, chemistry, mathematics and other sciences, considering it a godly deed. According to Gülen, the modern Islamic world will only be enriched if it perceives the positive achievements of other cultures, especially in the scientific field. In fact, benevolence towards people of other confessions and cultures is considered as the most important tool for peaceful preaching. It is precisely the peaceful preaching that people perceive much more positively than the aggressive imposition of any tenets and principles.

Politically, Gülen holds democratic convictions. He advocates democracy and human rights, at the same time criticizing laicism - “secularism”, considered since the times of Mustafa Kemal Ataturk one of the most important pillars of Turkish statehood. The West is impressed by Gulen’s positive attitude towards the idea of ​​Turkey joining the European Union, as well as harsh criticism of terrorism. By the way, Fethullah Gülen became the first world-class Muslim religious leader to condemn the 11 events of September 2001 in the United States. According to Gülen, terrorists go to hell forever for the killing of innocent people, because their activities are contrary to Islam. Of course, it was precisely the declaration of such an attitude towards terrorism and the preaching of a friendly attitude towards people of all faiths and nationalities provided Gulen with the image of a progressive leader and peacemaker in the eyes of the American and European public. Having left for 1999 in the United States for treatment, Fethullah Gulen never returned to Turkey. He resides in the state of Pennsylvania, seeking to refrain from contact with the media and, in general, leading the reclusive life of a retiree - a political émigré. Fethullah Gülen’s long-term residence in the United States gives many analysts reason to talk about the pro-American positions of the Gülen men and the possible connections of the preacher and his closest associates with the American special services. Of course, there are certain reasons for this. Who can believe that the leader of a religious organization that has branches all over the world and millions of supporters has been living in the USA for almost twenty years and at the same time does not arouse interest in the American special services?

Turkish decomposed. Preacher Gulen, "parallel structures" and attempted coup


Not returning to Turkey from the United States. Gülen, in general, did the right thing. Already in 2000, a trial was initiated against the preacher. The schools opened by the Hizmet’s Gülen movement have long been banned in Turkey, and law enforcement agencies are persecuting anyone who is in one way or another connected with this movement. The Turkish leadership accuses the international movement Hizmet, led by Gülen, of creating “parallel structures” or a “parallel state”. We are talking about the so-called tactics of infiltration of supporters of Gulen in the judicial system, the prosecutor's office, the police, the gendarmerie, the armed forces. Speaking of the "parallel state", Erdogan implies that supporters of Gülen built his structure specifically to overthrow the legitimate political system of Turkey and seize power. Gulen himself had long cursed Recep Erdogan, wishing him to go to hell. In the East, this is not forgiven, and the preacher has become a mortal enemy for the Turkish president.

After suppressing the attempted 15-16 coup in July 2016, Erdogan again appealed to the United States of America demanding that Fethullah Gülen be extradited to Turkish justice. However, Gülen himself claims that he had nothing to do with the coup, and the Turkish authorities greatly exaggerate the political influence of his supporters and spread false information about the creation of “parallel structures”. In addition, we all know that the seventy-five-year-old Gulen is an elderly and sick person. He himself stressed this, stating that for the last two years he has practically not left the house, what conspiracies, supposedly, can we talk about?

Criticizing Erdogan, Gulen chose a very correct tactic, emphasizing the violation of human rights by the Turkish government and a departure from democratic principles in political governance. This gives Gülen significant advantages over the West, since both the United States and the European Union have long regarded Erdogan and his policies negatively, but have to put up with it. When Gulen speaks about human rights violations and authoritarianism in Turkey, he actually agrees with the anti-Erdogan attacks of European and American politicians.

If you believe the official position of the Turkish authorities, then Gulen is the main initiator not only of the latest coup attempt, but also of many other conspiracies and revolts against the Erdogan regime. But there are a number of reasons to believe that Erdogan really exaggerates the role of Gulen and his supporters in organizing anti-government protests. It’s so convenient to use conspiracy theory to justify dissatisfaction with the current political situation. In addition, the presence of a powerful and influential adversary, supported by foreign intelligence agencies (and in Turkey they are already openly talking about Gulen’s links with the CIA, which can certainly be real), is an excellent excuse for building the vertical of a police state. The special services under Erdogan became his main ally, allowing not only to punish the opposition, but also to neutralize dissatisfaction in the army elite. And yet, there are a number of nuances that make one doubt whether Gülen really had anything to do with the attempted coup.

First, the accusations against Fethullah Gülen and the Hizmet movement led by him, which in Turkey are simply called “Fethullahchi”, that is, “Fethullah’s people,” were heard immediately after the first reports of the military’s appearance in the Turkish capital. No one could say which of the military was at the head of the coup, which units and formations supported the conspirators, and Erdogan had already openly accused Fethullah Gulen of what was happening. It would seem that such confident speeches of the head of state should be supported by iron arguments, for example - the results of a thorough investigation of the activities of "fethullahchi" in the Turkish police and armed forces. But what kind of investigation could we talk about in the midst of clashes?

It is hardly possible to say that the ideas of Gülen are shared by so much of the high-ranking Turkish military. Even if supporters of Hizmet are pursuing a policy of infiltration into Turkish security forces, then we are talking about junior and middle officers. It is very doubtful that a religious organization had such an influence on Turkish generals in the ranks of army commanders and corps commanders. On the other hand, if “fethullahchi” really managed to build “parallel structures” in the Turkish armed forces and police, according to Erdogan, then this does not honor the Turkish president himself. Erdogan is not in power for the first year, and if he is not able to control the mood among the generals and senior officers, who should be the backbone of the authorities, then questions arise as to his viability as head of state.



It should be noted here that the very specificity of Gülen’s views does not make them very sympathetic to people from the military. The intelligentsia, the workers and the peasants are one social strata who perceive the preaching of peace and reasoning about democracy and the protection of human rights positively. But the military is a completely different environment. How can Gülen's views attract security officials? At least, such a significant number of security officials, and even in high ranks. Of course, the Turkish military elite, after all the numerous “purges” carried out by Erdogan in the armed forces, have every reason to “grind their teeth” on the president. But in this case, it is unlikely that she will use the structures of the Hizmet movement and the views of Gulen as an organizational and ideological platform. Moreover, the generals and senior officers of the Turkish armed forces are still middle-aged and older people. Their formation took place at a time when Turkey was ruled by the military, and "secularism" was considered the cornerstone of Turkish statehood. Most of them, respectively, to some extent sympathize with Kemalism and are not at all inclined to accept the ideas of religious preachers. But this does not mean that the military cannot agree with Gulen’s criticism of the situation in Turkey. It is also possible that the military may receive support from the US intelligence services, with which, as we see, the followers of Gulen in Turkey may also be connected.

With his repressive policy, Erdogan pushes himself into a corner, and this is an axiom that is true regardless of the involvement or non-involvement of Gulen and the Hizmet movement in the last coup attempt. The purges in the Turkish armed forces affected a large part of the officer corps, and today practically no Turkish officer can be sure that he will not be counted among the conspirators. After all, when such large-scale purges begin, a large number of random people who have no relation to the opposition or subversive activities inevitably fall under the flywheel of repressive policies. But the influence of the opposition in the army in Turkey is already so weakened that dissatisfied Erdogan officers and generals can no longer resist his policy, at least not at the present time. This became clear after supporters of the president managed to suppress the July 16 military performance.

Now Erdogan argues on the need to return the death penalty in Turkey as the death penalty. The political regime in the country is becoming tougher and this affects all sectors of Turkish society. But Turkey is not Europe. Here, people who embark on the path of fighting the government are well aware that they are actually going to die - fast from a bullet or slow - in prison, from disease and bullying. Therefore, the tightening of the policy towards the opposition, the purges in the armed forces - all these actions of Erdogan may ultimately play against him. An example of this is the resumption of war in Turkish Kurdistan. Instead of neutralizing the formation of Turkish Kurds and suppressing their assistance to their Syrian tribesmen, Erdogan ran into the beginning of a new phase of the civil war in the southeastern Kurdish provinces, riots and terrorist acts in Turkish cities.

To be continued ...
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Mountain shooter
    Mountain shooter 20 July 2016 07: 13
    +2
    Erdogan zealously took up the "purge" in the country. Many arrests and other repressions. Want to sow fear? But the situation in the country is not simple. How is he WITHOUT AN ARMY? Because an army that is afraid is not really an army ...
    1. ver_
      ver_ 20 July 2016 08: 47
      0
      And who is threatening him?
      1. The comment was deleted.
    2. sherp2015
      sherp2015 20 July 2016 12: 00
      +3
      Quote: Mountain Shooter
      Erdogan zealously took up the "purge" in the country. Many arrests and other repressions.

      Guyelen is a Jew-Kabbalist who "accepted" and interprets Islam in his own way, has long been recruited by the special services pi @ ndos @ ni
  2. parusnik
    parusnik 20 July 2016 07: 27
    +1
    East is a delicate matter, at first they clean it by the will of Erdogan, and then they will also clean Erdogan ..
  3. aszzz888
    aszzz888 20 July 2016 08: 06
    -1
    Erdogan is now discussing the need to return the death penalty to Turkey as a capital punishment.

    and at the same time refers to the people.
    1. ver_
      ver_ 20 July 2016 08: 50
      +1
      And what are we really against the death penalty for scumbags of various stripes in our country?
  4. Banishing liberoids
    Banishing liberoids 20 July 2016 08: 15
    0
    Gulen in Turkey will "torture conscience" to a fatal state.
    1. ver_
      ver_ 20 July 2016 09: 06
      +1
      And to hell with him. We have the same of any religious evil spirits in the country bred - There is no Holy Inquisition for them .. And if there is no church board, then the church does not fulfill its purpose .. As Savokha told the clerk - you strengthen your "desire", and I will direct it myself .. joke ..
      Any religion is the work of human hands, like all scriptures, including the Koran .. But all these scriptures can be interpreted in different ways. Only in Buddhism, the Buddha is a prince .. And his doctrine is to live without falling into poverty and not striving for wealth, the most acceptable is my opinion ..
  5. 3vs
    3vs 20 July 2016 09: 11
    +1
    "Gülen himself cursed Recep Erdogan for a long time, wishing him to go to hell."
    And this is a preacher!
    Compare this with Sergius of Radonezh, Seraphim of Sarov ...
  6. Air defense SSH
    Air defense SSH 20 July 2016 11: 19
    +1
    Tatal cleansing in the army does not lead to anything good, confirmation of this is our terrible defeat in 41, when the Germans reached Moscow ... As if Erdogan did not have to pay for his tricks - next to Syria burns and the Kurds are not very happy with it.
    So hello to the tourists who are going to Turkey on an exclusive trip ...
    1. Turkir
      Turkir 20 July 2016 12: 10
      0
      Tatal cleansing in the army does not lead to anything good ..
      How would Erdogan not have to pay for his tricks

      It is unlikely that this problem, the problem of total cleanings in Turkey should concern us.
      Moreover, if you believe the Turkish media, the pilots who shot down our aircraft were among the putschists and were arrested.
      It is at least strange to worry about a drop in the combat effectiveness of the country's army, which is a member of NATO.
  7. rus-5819
    rus-5819 20 July 2016 13: 52
    0
    In Turkey - the purge of the army, in the prosecutor's office, in / on Ukropin-in the SBU and the courts ... Somehow the algorithm matches

Турецкие расклады. Проповедник Гюлен, «параллельные структуры» и попытка переворота

В организации неудавшейся попытки военного переворота 15-16 июля 2016 года президент Турции Реджеп Эрдоган обвинил Фетхуллаха Гюлена — исламского проповедника и философа. Турецкий политэмигрант, Гюлен уже почти два десятилетия проживает в Соединенных Штатах Америки. Некогда он шел рука об руку с Эрдоганом, но затем пути двух влиятельнейших людей современной Турции разошлись. Сейчас Гюлен не просто в опале — Эрдоган постоянно обвиняет проповедника в подрывной деятельности и возлагает на его сторонников вину за создание «параллельных структур» в армии и полиции. Именно эти «параллельные структуры», по мнению Эрдогана, и стоят за всеми последними военными заговорами и попытками переворотов в стране.

Реальное влияние идей Фетхуллаха Гюлена на турецкое общество ничуть не преувеличены. Это действительно один из самых влиятельных турок современности, причем его авторитет признается не только в Турции, но и во всем исламском мире. Созданные Гюленом фонды и организации действуют в странах Ближнего Востока, Закавказье и Центральной Азии, Северной и Восточной Африке, на территории Российской Федерации — в республиках, краях и областях Северного Кавказа и Поволжья, в Крыму.

Турецкие расклады. Проповедник Гюлен, «параллельные структуры» и попытка переворота



Фетхуллаху Гюлену семьдесят пять лет. Он родился в 1941 году в религиозной семье курдского происхождения. Отец Гюлена Рамиз Гюлен был имамом, этот же путь избрал для себя и Фетхуллах. Он получил традиционное исламское образование, выучил в 10 лет Коран, став хафизом (так мусульмане называют людей, знающих Коран наизусть), и до 1981 года служил имамом, после чего ушел на пенсию и сосредоточился на литературно-философской и проповеднической деятельности. Если сравнивать идеи Фетхуллаха Гюлена с теоретическими построениями других религиозно-фундаменталистских идеологов, то они выглядят, на первый взгляд, достаточно привлекательными. Прежде всего, они основываются на суфийской интерпретации ислама, которая традиционно была распространена в Османской империи.

Концепция Гюлена является одной из модификаций взглядов Саида Нурси. Курд Бадиуззаман Саид Нурси (1878-1960) проповедовал в первой половине ХХ века. Проживший долгую и сложную жизнь, Саид Нурси был последователем турецкого суфизма. Он утверждал неизбежность достижения исламом мирового господства, однако ориентировался исключительно на мирную проповедь и выступал за доброжелательное отношение к христианам и иудеям — «людям Писания», за развитие межрелигиозного диалога с представителями католической и православной церквей, иудейскими раввинами — и это тогда, когда сама возможность встреч и консультаций между представителями различных конфессий казалась фантастикой. Написанные Нурси «Трактаты Света « («Рисале-и-Нур») были переведены на множество языков мира, но в России еще в 2007 году часть из произведений Нурси была признана экстремистской и запрещена. Турецкие расклады. Проповедник Гюлен, «параллельные структуры» и попытка переворота

Тем не менее, нурсистские организации продолжают активно действовать по всему миру. Значение идей Нурси для турецкого общества признавал и сам Реджеп Эрдоган, а современное воплощение они нашли как раз во взглядах Фетхуллаха Гюлена. Гюлен предпочитает ссылаться на особую турецкую модель взаимоотношений людей различных конфессий и подчеркивает, что в Османской империи царила веротерпимость, была создана уникальная культурная среда для взаимодействия разных народов и конфессий. Поэтому Гюлен выступает за миролюбивые взаимоотношения с «людьми Писания», к которым, как известно, мусульмане причисляют христиан и иудеев. В то же время, к атеистам Гюлен всегда был настроен отрицательно, хотя и не отрицал необходимости изучения физики, химии, математики и других наук, считая это богоугодным делом. По мнению Гюлена, современный исламский мир лишь обогатится, если будет воспринимать позитивные достижения других культур, прежде всего в научной сфере. На самом деле, доброжелательность по отношению к людям других конфессий и культур рассматривается как важнейший инструмент мирной проповеди. Именно мирную проповедь люди воспринимают куда более позитивно, чем агрессивное навязывание каких-либо догматов и принципов.

В политическом плане Гюлен придерживается демократических убеждений. Он выступает за демократию и права человека, одновременно критикуя лаицизм — «светскость», считающуюся со времен Мустафы Кемаля Ататюрка одним из важнейших столпов турецкой государственности. Западу импонирует позитивное отношение Гюлена к идее вступления Турции в Европейский Союз, а также резкая критика терроризма. Кстати, Фетхуллах Гюлен стал первым мусульманским религиозным деятелем мирового уровня, осудившим события 11 сентября 2001 года в США. Согласно взглядам Гюлена, террористы навечно отправляются в ад за убийство мирных людей, так как их деятельность противоречит исламу. Безусловно, что именно декларирование подобного отношения к терроризму и проповеди дружелюбного отношения к людям всех вер и национальностей обеспечили Гюлену имидж прогрессивного деятеля и миротворца в глазах американской и европейской общественности. Уехав в 1999 году в США на лечение, Фетхуллах Гюлен так и не вернулся в Турцию. Он проживает в штате Пенсильвания, стремясь воздерживаться от контактов со средствами массовой информации и ведя, в целом, затворнический образ жизни пенсионера — политэмигранта. Столь длительное проживание Фетхуллаха Гюлена в Соединенных Штатах дает основания многим аналитикам говорить о проамериканских позициях гюленовцев и возможных связях проповедника и его ближайших соратников с американскими спецслужбами. Конечно, на это есть определенные основания. Кто может поверить, что лидер религиозной организации, имеющей филиалы по всему миру и миллионы сторонников, почти двадцать лет живет в США и при этом не вызывает интереса у американских спецслужб?

Турецкие расклады. Проповедник Гюлен, «параллельные структуры» и попытка переворота


Не вернувшись в Турцию из США. Гюлен, в общем-то, правильно сделал. Уже в 2000 году против проповедника был инициирован судебный процесс. Школы, открытые гюленовским движением «Хизмет», в Турции давно запрещены, а правоохранительные органы преследуют всех, кто, так или иначе, связан с этим движением. Турецкое руководство обвиняет возглавляемое Гюленом международное движение «Хизмет» в создании «параллельных структур» или «параллельного государства». Речь идет о так называемой тактике инфильтрации сторонников Гюлена в судебную систему, прокуратуру, полицию, жандармерию, вооруженные силы. Говоря о «параллельном государстве», Эрдоган подразумевает, что сторонники Гюлена выстраивали его структуру специально для свержения легитимного политического строя Турции и захвата власти. Сам Гюлен давно проклял Реджепа Эрдогана, пожелав ему отправиться в ад. На Востоке такое не прощают, и проповедник превратился в смертельного врага для турецкого президента.

После подавления попытки переворота 15-16 июля 2016 г., Эрдоган вновь обратился к Соединенным Штатам Америки с требованием выдать Фетхуллаха Гюлена турецкому правосудию. Однако сам Гюлен утверждает, что не имел никакого отношения к перевороту, а турецкие власти сильно преувеличивают политическое влияние его сторонников и распространяют не соответствующую действительности информацию о создании «параллельных структур». Кроме того, всем известно, что семидесятипятилетний Гюлен — пожилой и больной человек. Это подчеркнул и он сам, заявив, что последние два года практически не выходит из дома, о каких заговорах, мол, может идти речь?

Критикуя Эрдогана, Гюлен избрал очень правильную тактику, сделав упор на нарушения турецким правительством прав человека и отход от демократических принципов в политическом управлении. Это дает Гюлену значительные преимущества перед Западом, так как и США, и Евросоюз давно относятся к Эрдогану и его политике негативно, но вынуждены с ней мириться. Когда Гюлен говорит о нарушениях прав человека и авторитаризме в Турции, он фактически соглашается с антиэрдогановскими выпадами европейских и американских политиков.

Если верить официальной позиции турецких властей, то Гюлен является главным инициатором не только последней попытки переворота, но и многих других заговоров и мятежей против режима Эрдогана. Но есть целый ряд оснований считать, что Эрдоган действительно преувеличивает роль Гюлена и его сторонников в организации антиправительственных выступлений. Это ведь так удобно — использовать теорию заговора для оправдания недовольства текущей политической ситуацией. К тому же, наличие некоего могущественного и влиятельного противника, поддерживаемого зарубежными спецслужбами (а в Турции уже открыто говорят о связях Гюлена с ЦРУ, которые, безусловно, могут быть вполне реальными), становится прекрасным оправданием для выстраивания вертикали полицейского государства. Спецслужбы при Эрдогане стали его главным союзником, позволяющим не только карать оппозицию, но и нейтрализовывать недовольство в армейской верхушке. И все же, есть целый ряд нюансов, позволяющих усомниться в том, действительно ли Гюлен имел отношение к попытке переворота.

Во-первых, обвинения в адрес Фетхуллаха Гюлена и возглавляемого им движения «Хизмет», которое в Турции называют просто «фетхуллахчи», то есть — «люди Фетхуллаха», прозвучали сразу же после первых сообщений о выступлении военных в турецкой столице. Еще никто не мог сказать, кто из военных стоит во главе переворота, какие части и соединения поддерживают заговорщиков, а Эрдоган уже открыто обвинил в происходящем Фетхуллаха Гюлена. Казалось бы, такие уверенные речи главы государства должны быть подкреплены железной аргументацией, например — результатами тщательного расследования деятельности «фетхуллахчи» в турецкой полиции и вооруженных силах. Но о каком расследовании могла идти речь в сам разгар столкновений?

Вряд ли можно говорить о том, что идеи Гюлена разделяет столь значительная часть высокопоставленных турецких военных. Если даже сторонники «Хизмет» и проводят политику инфильтрации в турецкие силовые структуры, то речь идет о младших и средних офицерах. Очень сомнительно, чтобы религиозная организация имела такое влияние на турецких генералов в рангах командующих армиями и командиров корпусов. С другой стороны, если «фетхуллахчи» действительно сумели выстроить «параллельные структуры» в турецких вооруженных силах и полиции, как утверждает Эрдоган, то тогда это не делает чести и самому турецкому президенту. Эрдоган не первый год находится у власти и если он не способен контролировать настроения в среде генералитета и старшего офицерства, которые должны быть опорой власти, то возникают вопросы к его состоятельности в качестве главы государства.

Турецкие расклады. Проповедник Гюлен, «параллельные структуры» и попытка переворота


Здесь следует отметить, что сама специфика взглядов Гюлена не делает их сильно симпатичными для выходцев из армейской среды. Интеллигенция, рабочие и крестьяне — это одни слои общества, воспринимающие проповеди миролюбия и рассуждения о демократии и защите прав человека позитивно. Но военные — это совершенно иная среда. Чем взгляды Гюлена могут привлечь силовиков? По крайней мере, столь значительное количество силовиков, да еще в высоких чинах. Конечно, турецкая военная элита после всех многочисленных «чисток», проведенных Эрдоганом в вооруженных силах, имеет все основания «точить зубы» на президента. Но вряд ли в этом случае она будет использовать структуры движения «Хизмет» и взгляды Гюлена в качестве организационной и идеологической платформы. Тем более, что генералы и старшие офицеры турецких вооруженных сил — это все же люди среднего и старшего возраста. Их становление происходило еще в то время, когда Турцией правили военные, а «светскость» считалась краеугольным камнем турецкой государственности. Большинство из них, соответственно, в той или иной степени симпатизируют кемализму и совершенно не склонны воспринимать идеи религиозных проповедников. Но это не говорит о том, что военные не могут соглашаться с критическими высказываниями Гюлена относительно ситуации в Турции. Не исключено и то, что военные могут получать поддержку от спецслужб США, с которыми, как мы видим, вполне могут быть связаны и последователи Гюлена в Турции.

Своей репрессивной политикой Эрдоган сам себя загоняет в угол, и это — аксиома, которая верна безотносительно причастности или непричастности Гюлена и движения «Хизмет» к последней попытке переворота. Чистки в турецких вооруженных силах затронули огромную часть офицерского корпуса, и сегодня практически ни один турецкий офицер не может быть уверенным в том, что и его не причислят к заговорщикам. Ведь когда начинаются столь масштабные чистки, под маховик репрессивной политики неизбежно попадает и большое количество случайных людей, не имеющих никакого отношения к оппозиции или подрывной деятельности. Но влияние оппозиции в армии в Турции уже настолько ослаблено, что недовольные Эрдоганом офицеры и генералы уже не могут противостоять его политике, по крайней мере — в настоящее время. Это стало понятно после того, как сторонникам президента все же удалось подавить выступление военных 16 июля.

Теперь Эрдоган рассуждает о необходимости возвращения в Турции смертной казни как высшей меры наказания. Политический режим в стране ужесточается и это затрагивает все слои турецкого общества. Но Турция — не Европа. Здесь люди, встающие на путь борьбы с правительством, прекрасно понимают, что фактически идут на смерть — быструю ли от пули или медленную — в тюрьме, от болезней и издевательств. Поэтому ужесточение политики в отношении оппозиции, чистки в вооруженных силах — все эти действия Эрдогана, в конечном итоге, могут сыграть против него самого. Пример тому — возобновление войны в Турецком Курдистане. Вместо нейтрализации формирований турецких курдов и пресечения их помощи своим сирийским соплеменникам, Эрдоган нарвался на начало новой фазы гражданской войны в юго-восточных курдских провинциях, на массовые беспорядки и террористические акты в турецких городах.

Продолжение следует…
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Горный стрелок 20 июля 2016 07:13
    Эрдоган рьяно взялся за "чистку" в стране. Много арестов и прочих репрессий. Страх посеять хочет? А ведь в стране - не простая обстановка. Как же он БЕЗ АРМИИ? Поскольку армия, которая боится - не совсем армия...
    1. ver_ 20 июля 2016 08:47
      А кто ему угрожает?
      1. Комментарий был удален.
    2. sherp2015 20 июля 2016 12:00
      Цитата: Горный стрелок
      Эрдоган рьяно взялся за "чистку" в стране. Много арестов и прочих репрессий.

      Гюелен иудей-каббалист "принявший" и трактующий Ислам по-своему давно завербован спецслужбами пи @ ндос @ ни
  2. parusnik 20 июля 2016 07:27
    Восток дело тонкое,сначала чистят по воле Эрдогана, а потом те же и Эрдогана зачистят..
  3. a.s.zzz888 20 июля 2016 08:06
    Теперь Эрдоган рассуждает о необходимости возвращения в Турции смертной казни как высшей меры наказания.

    и при этом ссылается на народ.
    1. ver_ 20 июля 2016 08:50
      А что мы разве против смертной казни для отморозков разной масти в нашей стране?
  4. Гюлена в турции "замучает совесть "до смертельного состояния.
    1. ver_ 20 июля 2016 09:06
      Да и хрен с ним. У нас то же всякой нечисти религиозной в стране расплодилось -Святой инквизиции для них нет.. А коли нет церковной управы , то и церковь не выполняет своего назначения .. Как говорила Савоха дьяку - ты укрепи своё "желание", а направлю его я сама.. -шутка..
      Любая религия -сие дело рук человеческих, как и все писания, в том числе и Коран.. А трактовать все эти писания можно по разному . Только в буддизме Будда -принц.. И его учение- жить не впадая в нищету и не стремясь к богатству наиболее приемливое -сие моё мнение..
  5. 3vs 20 июля 2016 09:11
    "Сам Гюлен давно проклял Реджепа Эрдогана, пожелав ему отправиться в ад."
    И это проповедник!
    Сравните это с Сергием Радонежским, Серафимом Саровским...
    3vs
  6. ПВО СВШ 20 июля 2016 11:19
    Татальные чистки в армии не приводят ни к чему хорошему, подтверждение тому наши страшные поражения в 41 году, когда немцы до Москвы дошли... Как бы Эрдогану не пришлось поплатиться за свои выкрутасы - рядом Сирия пылает и курды очень им не довольны.
    Так что привет туристам которые в Турцию на онинклюзив собрались...
    1. Turkir 20 июля 2016 12:10
      Татальные чистки в армии не приводят ни к чему хорошему..
      Как бы Эрдогану не пришлось поплатиться за свои выкрутасы

      Вряд ли эта проблема, проблема тотальных чисток в Турции должна нас волновать.
      Тем более, если верить турецким СМИ, пилоты сбившие НАШ самолет оказались среди путчистов и были арестованы.
      По крайне мере странно волноваться за падение боеспособности армии страны, которая является членом НАТО.
  7. рус-5819 20 июля 2016 13:52
    В Турции - чистка армии,в прокуратуре, в/на Укропине-в СБУ и судах... Как то совпадает алгоритм

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня