Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)

На всем протяжении Второй мировой войны в качестве одного из основных средств перевозки личного состава применялись полугусеничные бронетранспортеры, прежде всего Sd.Kfz.251. Подобная техника применялась по прямому назначению, использовалась в качестве тягачей, становилась основой для специальных машин и т.д. Тем не менее, со временем полугусеничные машины перестали устраивать командование. Промышленности была заказана разработка двух перспективных проектов гусеничных бронетранспортеров, известных под общим названием Kätzchen.

Решение о необходимости создания новой бронетехники для транспортировки солдат было принято в конце 1943 года. Полугусеничные машины, при всех своих преимуществах, не были лишены недостатков. Специалисты немецкого командования решили, что в обозримом будущем необходимо разработать и поставить в серию новую машину аналогичного класса на гусеничном шасси. Применение гусеничного движителя без колес позволяло достичь требуемых характеристик, а также избавиться от характерных недостатков имеющейся на вооружении техники.

К программе разработке перспективного бронетранспортера были привлечены два предприятия, Auto Union и BMM. Они имели солидный опыт в деле создания бронетехники, и поэтому могли справиться с поставленной задачей. От подрядчиков требовалось создать гусеничную бронемашину, способную перевозить до восьми человек или эквивалентный груз, защищать их от обстрела из стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии, а также поддерживать собственным огнем. Боевая масса техники задавалась на уровне 5 т. Впоследствии оба проекта получили широкую известность под названием Kätzchen («Котенок»), хотя в ходе разработки применялись иные обозначения.


Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Общий вид опытной машины


Проект фирмы Auto Union получил официальное обозначение Gepanzerter Mannschaftransportwagen (дословно «Бронированная машина для перевозки людей») или сокращенно Gep.MTW. Также в некоторых источниках применяется обозначение VK 501, в котором отражена требуемая боевая масса на уровне 5 т и тот факт, что проект «Котенок» был первой разработкой в подобной весовой категории.

При создании нового проекта Gep.MTW Kätzchen было решено обойтись без каких-либо кардинально новых идей и технических решений. Присутствовала необходимость в проработке некоторых новых идей, однако большую часть особенностей машины можно было заимствовать из существующих проектов. В частности, масса агрегатов для новой машины заимствовалась из проекта легкого разведывательного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard. После некоторых необходимых доработок существующий танк мог стать основой для БТР.

Из существующего проекта были заимствованы основные идеи, использованные при конструировании бронекорпуса. При этом конструкция корпуса должна была отличаться несколькими характерными особенностями, связанными с иным предназначением машины. В частности, новым проектом «Котенок» не предусматривалось использование крыши корпуса, а компоновка внутренних объемов определялась в соответствии с необходимостью размещения десанта.

По причине необходимости размещения мест для десанта внутренний объем корпуса получил характерную компоновку. В передней части корпуса предусматривались места для установки агрегатов трансмиссии, а прямо за ними помещался единый обитаемый объем. В передней части обитаемого отсека должны были находиться места механика-водителя и командира-стрелка. Вдоль обоих бортов корпуса помещались скамейки для десанта. В корме, у правого борта внутри корпуса предлагалось поместить крупный броневой коробчатый кожух для монтажа двигателя.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Схема бронемашины


Броневой корпус новой машины предлагалось собирать из нескольких бронелистов разной толщины, способных выдержать обстрел из различных систем. Лобовая часть корпуса образовывалась двумя наклонными листами толщиной 20 мм (по другим данным, 30 мм). Верхний крупный лобовой лист устанавливался с наклоном к вертикали. В нем имелись смотровой люк для водителя и установка для пулемета.

Корпус должен был получать 15-мм бортовые листы, устанавливавшиеся с образованием развитых надгусеничных ниш. От атак из задней полусферы машина защищалась кормовым листом, который, как в проекте VK 1602, следовало устанавливать с наклоном назад. На кормовом листе следовало монтировать некоторые элементы систем двигателя, в частности, радиатор и кожух его воздуховода.

В кормовом моторном отсеке корпуса должен был располагаться карбюраторный двигатель Maybach HL 50 мощностью 180 л.с. В проекте Gep.MTW было предложено использовать новую трансмиссию гидравлического типа. Отличаясь от механической трансмиссии большей сложностью, гидравлическая система позволяла разместить все необходимые агрегаты в пределах имеющегося бронекорпуса без заметного ущерба для остальных объемов. Таким образом, энергия двигателя передавалась на передние ведущие колеса через минимально необходимое число механических агрегатов с оптимальным их расположением.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Деревянный макет для демонстрации заказчику


Ходовая часть БТР Kätzchen с некоторыми изменениями заимствовалась у легкого танка «Леопард». На каждом борту корпуса предлагалось монтировать по пять опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Катки большого диаметра располагались в шахматном порядке: три из них находились во внутреннем ряду, два – во внешнем. В передней части корпуса должны были помещаться ведущие колеса спицованной конструкции, направляющие – в корме. По причине использования опорных катков большого диаметра поддерживающие ролики не применялись.

Собственный экипаж нового бронетранспортера должен был состоять из двух человек: механика-водителя и командира, на которого также должны были возлагаться обязанности стрелка и радиста. Рабочее место водителя помещалось у левого борта и оснащалось единственным смотровым лючком в лобовом листе корпуса. В распоряжении водителя имелись приборная доска, руль мотоциклетного типа и педали.

Справа от водителя помещался командир. Наблюдать за обстановкой в передней полусфере он должен был при помощи прицельных устройств пулемета, либо поверх бортов. Перспективный БТР получил собственное вооружение в виде одного пулемета MG 34 или MG 42, смонтированного в установке лобового листа. Командир имел возможность наводить оружие в пределах ограниченного сектора и атаковать живую силу либо незащищенную технику противника. Также на рабочем месте командира могли присутствовать средства связи в виде одной из существовавших в то время радиостанций.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Отделение управления макета


Основной задачей машины Gepanzerter Mannschaftransportwagen, как было ясно из ее названия, являлась перевозка десанта. Вдоль бортов корпуса, позади условного отделения управления, помещались две лавки разной длины. Правая была короче из-за кожуха двигателя, а левая занимала почти всю длину десантного отделения. На двух лавках могли располагаться до восьми бойцов с оружием.

Отсутствие крыши корпуса позволяло экипажу и десанту попадать на свои места, поднимаясь через борта. Одновременно с этим в конструкции корпуса предусматривались более привычные средства доступа внутрь машины. В кормовом листе корпуса, в левой его части, имелся сравнительно крупный проем с двустворчатой распашной дверью. Наличие такой двери позволяло солдатам высаживаться под прикрытием корпуса машины и в определенной мере снижало риски для них.

Новая бронемашина получилась достаточно легкой и компактной. Общая длина БТР Kätzchen примерно равнялась 4,2 м, ширина составляла 2,34 м, высота – 1,45 м. Боевая масса соответствовала исходному техническому заданию и равнялась 5 т. Характеристики силовой установки позволяли рассчитывать на максимальную скорость до 55 км/ч и запас хода до 180-200 км.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Прототип, вид на борт и корму


Разработка нового проекта, в котором использовались некоторые оригинальные идеи, продолжалась несколько месяцев. В начале 1944 года фирма Auto Union, завершив проектирование, построила демонстрационный макет перспективного бронетранспортера. Заказчик ознакомился с этим изделием, изучил конструкторскую документацию и одобрил проект. Фирма-разработчик получила разрешение на продолжение работ, строительство и последующие испытания опытной бронемашины.

Имея ограниченные производственные возможности, фирма Auto Union в ходе строительства опытного бронетранспортера была вынуждена обратиться к компании MAN. С учетом применения некоторых идей и решений, заимствованных из проекта VK 1602, такое сотрудничество не выглядит удивительным. Совместными усилиями две фирмы к началу лета 1944 года построили опытную бронемашину Gep.MTW Kätzchen.

Оба варианта бронетранспортера «Котенок» вышли на испытания летом 1944 года. Испытания двух машин, разработанных фирмами Auto Union и BMM, велись параллельно, что позволяло не только проверить технику, но и сравнить две машины в одних и тех же условиях.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
На испытаниях


Бронетранспортер Gep.MTW в целом неплохо показал себя, однако не обошлось без проблем. Испытания показали, что новая гидравлическая трансмиссия, при всех своих преимуществах, не отличается высокой надежностью. Требовалась доработка ее агрегатов с целью улучшения эксплуатационных характеристик. После завершения испытаний, позволивших выявить недостатки проекта, фирма-разработчик приступила к доработке имеющейся конструкции.

Доводка проекта Gep.MTW Kätzchen не продлилась долго. Уже в сентябре 1944 года военные приказали свернуть дальнейшее развитие проекта. Ухудшение обстановки на двух фронтах, ограниченные возможности промышленности и ряд других факторов не позволял Германии продолжать работу над различными новыми проектами. Из соображений экономии были введены серьезные ограничения, касавшиеся разрешенных к использованию шасси для новой бронетехники. Бронетранспортер «Котенок» на основе оригинального шасси не соответствовал этим требованиям, из-за чего проект был закрыт. Дальнейшее развитие должен был получить одноименный проект фирмы BMM.

К моменту прекращения работ фирмой Auto Union с помощью MAN был построен только один образец бронетранспортера Gepanzerter Mannschaftransportwagen. В некоторых источниках упоминается, что было построено две такие машины, однако эта версия, по-видимому, не соответствует действительности. Сведения о строительстве двух бронетранспортеров могут быть следствием путаницы, из-за которой за второй экземпляр Kätzchen от Auto Union принимают деревянный макет или машину разработки BMM. Какие-либо серьезные подтверждения существования второго бронетранспортера Gep.MTW отсутствуют.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Поврежденный и брошенный экипажем бронетранспортер


Не прошедший все необходимые доработки опытный образец бронетранспортера Gep.MTW за ненадобностью был отправлен на хранение. Есть основания полагать, что в конце 1944-го или в начале 1945 года эта машина была задействована в боевых действиях. В пользу этого говорят сведения о ее обнаружении войсками союзников. В первых месяцах 1945 года бронетранспортер Kätzchen от Auto Union был обнаружен американскими войсками на одной из дорог Западной Европы. Эта машина по неким причинам получила повреждения ходовой части, которые не позволяли продолжать ее эксплуатацию.

Захваченный бронетранспортер был изучен американскими специалистами, однако, насколько известно, не ремонтировался и не испытывался. Впоследствии единственный образец машины Gep.MTW Kätzchen отправился в переплавку из-за отсутствия реальных перспектив. Макет, построенный в начале 1944 года, по-видимому, был разобран еще раньше, возможно, даже до начала строительства полноценного прототипа.

Целью программы, известной под названием Kätzchen, являлось создание нового гусеничного бронетранспортера для замены существующих машин с комбинированным движителем. По результатам испытаний вариант подобной машины от фирмы Auto Union был признан удачным, но нуждающимся в дальнейших доработках. Доводку проекта завершить так и не удалось: проект «Котенок» стартовал слишком поздно, чтобы дать реальные результаты. Как следствие, один из проектов был остановлен на стадии доводки, а второй успел продвинуться чуть дальше, однако тоже не показал выдающихся результатов.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://panzernet.net/
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Aviarmor.net, Shushpanzer-ru.livejournal.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. igordok 21 июля 2016 06:59
    Спасибо. Не знал.
  2. амурец 21 июля 2016 07:56
    Автору спасибо!В энциклопедии П.Чемберлена и Х.Дойла только краткое упоминание об этой машине.По танку VK 1602 "Леопард" есть информация,как а вот о БТР на этой базе услыша и увидел впервые.https://topwar.ru/2499-nemeckij-tank-vk1602-leopard.html
    http://voinanet.ucoz.ru/index/leopard_ljogkij_tank/0-6965

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня