Military Review

Armored personnel carrier Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Germany)

2
Throughout the Second World War, half-tracked armored personnel carriers, primarily Sd.Kfz.251, were used as one of the main means of transporting personnel. Such equipment was used for its intended purpose, was used as a tractor, became the basis for special machines, etc. However, over time, semi-tracked vehicles ceased to command. The industry was commissioned to develop two promising tracked armored personnel carrier projects, known collectively as Kätzchen.


The decision to create new armored vehicles for the transportation of soldiers was made at the end of 1943. Half-tracked vehicles, with all their advantages, were not without flaws. Experts of the German command decided that in the foreseeable future it was necessary to develop and put in a series a new car of a similar class on a crawler. The use of a trackless propulsor without wheels made it possible to achieve the required characteristics, as well as to get rid of the characteristic shortcomings of the existing equipment in service.

Two companies, Auto Union and BMM, were involved in the program for developing a promising armored personnel carrier. They had solid experience in the creation of armored vehicles, and therefore could cope with the task. Contractors were required to create a tracked armored vehicle capable of carrying up to eight people or equivalent cargo, to protect them from firing from small arms weapons and small-caliber artillery, as well as maintain their own fire. The combat mass of the technology was set at the level of 5 t. Subsequently, both projects became widely known under the name Kätzchen (“Kitten”), although other designations were used during the development.


General view of the experimental machine


The project of the Auto Union company received the official designation Gepanzerter Mannschaftransportwagen (literally "Armored vehicle for transporting people") or abbreviated as Gep.MTW. Also, some sources use the designation VK 501, which reflects the required combat weight at the 5 level and the fact that the Kitten project was the first development in a similar weight category.

When creating the new Gep.MTW Kätzchen project, it was decided to do without any radically new ideas and technical solutions. There was a need to develop some new ideas, but most of the features of the machine could be borrowed from existing projects. In particular, the mass of units for the new machine was borrowed from the light reconnaissance project tank MAN / MIAG VK 1602 Leopard. After some necessary modifications, the existing tank could become the basis for the APC.

From the existing project were borrowed the basic ideas used in the design of the armored hull. In this case, the design of the body should have several characteristic features associated with a different purpose of the machine. In particular, the new project "Kitten" did not provide for the use of the hull roof, and the layout of the internal volumes was determined in accordance with the need to accommodate the landing force.

Due to the need to accommodate seats for the landing, the internal volume of the hull received a characteristic layout. In front of the hull, space was provided for the installation of transmission units, and right behind them was placed a single habitable volume. In front of the habitable compartment should have been the place of the driver and the commander-gunner. Along both sides of the hull were placed benches for the landing. In the stern, at the right side inside the hull it was proposed to place a large armored box housing for mounting the engine.

Armored personnel carrier Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Germany)
Armored car circuit


The armored body of the new machine was proposed to be assembled from several armor plates of different thicknesses that could withstand shelling from various systems. The frontal part of the body was formed by two inclined sheets 20 mm thick (according to other data, 30 mm). The upper large frontal sheet was installed with a slope to the vertical. It had an access hatch for the driver and a machine gun installation.

The hull was to receive 15-mm side plates, which were installed to form developed fencing niches. The machine was protected from attacks from the rear hemisphere with a stern sheet, which, as in VK 1602 project, should have been set backward. Some elements of the engine systems, in particular, the radiator and its duct cover, should have been mounted on the stern sheet.

The Maybach HL 50 carburetor power 180 hp should be located in the aft engine compartment of the hull. In the project Gep.MTW, it was proposed to use a new transmission of hydraulic type. Differing from the mechanical transmission of greater complexity, the hydraulic system made it possible to place all the necessary units within the existing armored hull without noticeable damage to the remaining volumes. Thus, the energy of the engine was transferred to the front drive wheels through the minimum required number of mechanical units with their optimal location.


Wooden layout for demonstration to the customer


The undercarriage of the Kätzchen armored personnel carrier was borrowed from the Leopard light tank with some modifications. On each side of the hull it was proposed to mount five support rollers with an individual torsion bar suspension. The rollers of a large diameter were arranged in a staggered manner: three of them were in the inner row, two - in the outer. In front of the hull the drive wheels of the spoke construction should be placed, the guides - in the stern. Due to the use of large-diameter road wheels, the support rollers were not used.

Own crew of the new armored personnel carrier was to consist of two people: the driver and the commander, who also should have been assigned the duties of the gunner and radio operator. The driver's workplace was placed at the left side and equipped with a single inspection hatch in the front hull plate. The driver had a dashboard, a motorcycle steering wheel and a pedal.

To the right of the driver was placed the commander. He had to observe the situation in the front hemisphere with the help of sighting devices of the machine gun, or over the sides. Prospective BTR received its own weapons in the form of a single machine gun MG 34 or MG 42, mounted in the installation of the frontal sheet. The commander had the opportunity to direct weapons within a limited sector and attack manpower or unprotected enemy equipment. Also, the commander’s workplace could have communications at one of the existing radio stations.


Department of Management Layout


The main task of the car Gepanzerter Mannschaftransportwagen, as was clear from its name, was the transport of troops. Along the sides of the hull, behind the conventional control compartment, two benches of different lengths were placed. The right one was shorter due to the engine cover, and the left one occupied almost the entire length of the troop compartment. On two shops could be located up to eight soldiers with weapons.

The absence of the hull roof allowed the crew and the landing party to fall into place, rising through the sides. At the same time, more familiar means of access inside the machine were provided for in the hull structure. In the rear hull sheet, in its left part, there was a relatively large opening with a double hinged door. The presence of such a door allowed the soldiers to disembark under the cover of the vehicle body and to a certain extent reduced the risks to them.

The new armored car turned out quite light and compact. The total length of the Kätzchen BTR was approximately equal to 4,2 m, the width was 2,34 m, and the height was 1,45 m. km


Prototype, board and stern view


The development of a new project in which some original ideas were used lasted for several months. At the beginning of 1944, Auto Union, completing the design, built a demo model of a promising armored personnel carrier. The customer got acquainted with this product, studied the design documentation and approved the project. The developer has received permission to continue the work, construction and subsequent testing of an experienced armored vehicle.

With limited production capabilities, Auto Union was forced to turn to MAN during the construction of an experienced armored personnel carrier. Given the application of some ideas and solutions borrowed from the VK 1602 project, such cooperation does not look surprising. Together, the two firms built an experienced armored vehicle Gep.MTW Kätzchen by the beginning of summer 1944.

Both versions of the Kitten armored personnel carrier were put to the test in the summer of 1944. Testing of two cars, developed by Auto Union and BMM, was conducted in parallel, which allowed not only to check the equipment, but also to compare two cars in the same conditions.


On trial


The Gep.MTW armored personnel carrier as a whole showed itself well, but it was not without problems. Tests have shown that the new hydraulic transmission, with all its advantages, is not very reliable. Required revision of its units in order to improve performance. After completion of the tests, which allowed to reveal the project’s shortcomings, the company-developer began to refine the existing design.

The completion of the Gep.MTW Kätzchen project did not last long. Already in September 1944, the military ordered to curtail the further development of the project. The deterioration of the situation on two fronts, the limited possibilities of industry and a number of other factors did not allow Germany to continue working on various new projects. For reasons of economy, serious restrictions were imposed on the use of chassis for new armored vehicles. The kitten armored personnel carrier on the basis of the original chassis did not meet these requirements, which is why the project was closed. Further development was to receive the project of the same name of the company BMM.

By the time of the termination of work, Auto Union with the help of MAN had built only one sample of the Gepanzerter Mannschaftransportwagen armored personnel carrier. In some sources it is mentioned that two such machines were built, however this version, apparently, does not correspond to reality. Information on the construction of two armored personnel carriers may be due to confusion, due to which the second layout of Kätzchen from Auto Union is taken from a wooden model or a BMM development vehicle. There is no serious evidence of the existence of the second Gep.MTW armored personnel carrier.


Damaged and abandoned by the crew of an armored personnel carrier


The prototype of the Gep.MTW armored personnel carrier that did not pass all the necessary modifications as superfluous was sent to storage. There is reason to believe that at the end of 1944, or at the beginning of 1945, this vehicle was engaged in hostilities. This is supported by information about its discovery by the Allied forces. In the first months of 1945, the Kätzchen armored personnel carrier from Auto Union was discovered by US troops on one of the roads in Western Europe. This machine for some reason received damage to the chassis, which did not allow to continue its operation.

The captured armored personnel carrier was studied by American experts, however, as far as is known, it was not repaired or tested. Subsequently, the only sample of the machine Gep.MTW Kätzchen went to the smelter due to the lack of real prospects. The model built at the beginning of 1944, apparently, was dismantled even earlier, perhaps even before the construction of a full-fledged prototype.

The goal of the program, known as Kätzchen, was to create a new tracked armored vehicle for the replacement of existing vehicles with a combined propulsion unit. According to the test results, a variant of such a machine from Auto Union was recognized as successful, but in need of further refinement. Launching the project did not succeed: the “Kitten” project started too late to give real results. As a result, one of the projects was stopped at the finishing stage, and the second managed to move a little further, but also did not show outstanding results.


Based on:
http://aviarmor.net/
http://panzernet.net/
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
Photos used:
Aviarmor.net, Shushpanzer-ru.livejournal.com
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. igordok
    igordok 21 July 2016 06: 59
    +3
    Thank. Did not know.
  2. Amurets
    Amurets 21 July 2016 07: 56
    +3
    Thanks to the author! The encyclopedia of P. Chamberlain and H. Doyle only briefly mentions this vehicle. There is information about the VK 1602 "Leopard" tank, but I heard about the APC on this base for the first time. Https://topwar.ru/ 2499-nemeckij-tank-vk1602-leopard.html
    http://voinanet.ucoz.ru/index/leopard_ljogkij_tank/0-6965

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)

На всем протяжении Второй мировой войны в качестве одного из основных средств перевозки личного состава применялись полугусеничные бронетранспортеры, прежде всего Sd.Kfz.251. Подобная техника применялась по прямому назначению, использовалась в качестве тягачей, становилась основой для специальных машин и т.д. Тем не менее, со временем полугусеничные машины перестали устраивать командование. Промышленности была заказана разработка двух перспективных проектов гусеничных бронетранспортеров, известных под общим названием Kätzchen.

Решение о необходимости создания новой бронетехники для транспортировки солдат было принято в конце 1943 года. Полугусеничные машины, при всех своих преимуществах, не были лишены недостатков. Специалисты немецкого командования решили, что в обозримом будущем необходимо разработать и поставить в серию новую машину аналогичного класса на гусеничном шасси. Применение гусеничного движителя без колес позволяло достичь требуемых характеристик, а также избавиться от характерных недостатков имеющейся на вооружении техники.

К программе разработке перспективного бронетранспортера были привлечены два предприятия, Auto Union и BMM. Они имели солидный опыт в деле создания бронетехники, и поэтому могли справиться с поставленной задачей. От подрядчиков требовалось создать гусеничную бронемашину, способную перевозить до восьми человек или эквивалентный груз, защищать их от обстрела из стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии, а также поддерживать собственным огнем. Боевая масса техники задавалась на уровне 5 т. Впоследствии оба проекта получили широкую известность под названием Kätzchen («Котенок»), хотя в ходе разработки применялись иные обозначения.


Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Общий вид опытной машины


Проект фирмы Auto Union получил официальное обозначение Gepanzerter Mannschaftransportwagen (дословно «Бронированная машина для перевозки людей») или сокращенно Gep.MTW. Также в некоторых источниках применяется обозначение VK 501, в котором отражена требуемая боевая масса на уровне 5 т и тот факт, что проект «Котенок» был первой разработкой в подобной весовой категории.

При создании нового проекта Gep.MTW Kätzchen было решено обойтись без каких-либо кардинально новых идей и технических решений. Присутствовала необходимость в проработке некоторых новых идей, однако большую часть особенностей машины можно было заимствовать из существующих проектов. В частности, масса агрегатов для новой машины заимствовалась из проекта легкого разведывательного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard. После некоторых необходимых доработок существующий танк мог стать основой для БТР.

Из существующего проекта были заимствованы основные идеи, использованные при конструировании бронекорпуса. При этом конструкция корпуса должна была отличаться несколькими характерными особенностями, связанными с иным предназначением машины. В частности, новым проектом «Котенок» не предусматривалось использование крыши корпуса, а компоновка внутренних объемов определялась в соответствии с необходимостью размещения десанта.

По причине необходимости размещения мест для десанта внутренний объем корпуса получил характерную компоновку. В передней части корпуса предусматривались места для установки агрегатов трансмиссии, а прямо за ними помещался единый обитаемый объем. В передней части обитаемого отсека должны были находиться места механика-водителя и командира-стрелка. Вдоль обоих бортов корпуса помещались скамейки для десанта. В корме, у правого борта внутри корпуса предлагалось поместить крупный броневой коробчатый кожух для монтажа двигателя.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Схема бронемашины


Броневой корпус новой машины предлагалось собирать из нескольких бронелистов разной толщины, способных выдержать обстрел из различных систем. Лобовая часть корпуса образовывалась двумя наклонными листами толщиной 20 мм (по другим данным, 30 мм). Верхний крупный лобовой лист устанавливался с наклоном к вертикали. В нем имелись смотровой люк для водителя и установка для пулемета.

Корпус должен был получать 15-мм бортовые листы, устанавливавшиеся с образованием развитых надгусеничных ниш. От атак из задней полусферы машина защищалась кормовым листом, который, как в проекте VK 1602, следовало устанавливать с наклоном назад. На кормовом листе следовало монтировать некоторые элементы систем двигателя, в частности, радиатор и кожух его воздуховода.

В кормовом моторном отсеке корпуса должен был располагаться карбюраторный двигатель Maybach HL 50 мощностью 180 л.с. В проекте Gep.MTW было предложено использовать новую трансмиссию гидравлического типа. Отличаясь от механической трансмиссии большей сложностью, гидравлическая система позволяла разместить все необходимые агрегаты в пределах имеющегося бронекорпуса без заметного ущерба для остальных объемов. Таким образом, энергия двигателя передавалась на передние ведущие колеса через минимально необходимое число механических агрегатов с оптимальным их расположением.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Деревянный макет для демонстрации заказчику


Ходовая часть БТР Kätzchen с некоторыми изменениями заимствовалась у легкого танка «Леопард». На каждом борту корпуса предлагалось монтировать по пять опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Катки большого диаметра располагались в шахматном порядке: три из них находились во внутреннем ряду, два – во внешнем. В передней части корпуса должны были помещаться ведущие колеса спицованной конструкции, направляющие – в корме. По причине использования опорных катков большого диаметра поддерживающие ролики не применялись.

Собственный экипаж нового бронетранспортера должен был состоять из двух человек: механика-водителя и командира, на которого также должны были возлагаться обязанности стрелка и радиста. Рабочее место водителя помещалось у левого борта и оснащалось единственным смотровым лючком в лобовом листе корпуса. В распоряжении водителя имелись приборная доска, руль мотоциклетного типа и педали.

Справа от водителя помещался командир. Наблюдать за обстановкой в передней полусфере он должен был при помощи прицельных устройств пулемета, либо поверх бортов. Перспективный БТР получил собственное вооружение в виде одного пулемета MG 34 или MG 42, смонтированного в установке лобового листа. Командир имел возможность наводить оружие в пределах ограниченного сектора и атаковать живую силу либо незащищенную технику противника. Также на рабочем месте командира могли присутствовать средства связи в виде одной из существовавших в то время радиостанций.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Отделение управления макета


Основной задачей машины Gepanzerter Mannschaftransportwagen, как было ясно из ее названия, являлась перевозка десанта. Вдоль бортов корпуса, позади условного отделения управления, помещались две лавки разной длины. Правая была короче из-за кожуха двигателя, а левая занимала почти всю длину десантного отделения. На двух лавках могли располагаться до восьми бойцов с оружием.

Отсутствие крыши корпуса позволяло экипажу и десанту попадать на свои места, поднимаясь через борта. Одновременно с этим в конструкции корпуса предусматривались более привычные средства доступа внутрь машины. В кормовом листе корпуса, в левой его части, имелся сравнительно крупный проем с двустворчатой распашной дверью. Наличие такой двери позволяло солдатам высаживаться под прикрытием корпуса машины и в определенной мере снижало риски для них.

Новая бронемашина получилась достаточно легкой и компактной. Общая длина БТР Kätzchen примерно равнялась 4,2 м, ширина составляла 2,34 м, высота – 1,45 м. Боевая масса соответствовала исходному техническому заданию и равнялась 5 т. Характеристики силовой установки позволяли рассчитывать на максимальную скорость до 55 км/ч и запас хода до 180-200 км.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Прототип, вид на борт и корму


Разработка нового проекта, в котором использовались некоторые оригинальные идеи, продолжалась несколько месяцев. В начале 1944 года фирма Auto Union, завершив проектирование, построила демонстрационный макет перспективного бронетранспортера. Заказчик ознакомился с этим изделием, изучил конструкторскую документацию и одобрил проект. Фирма-разработчик получила разрешение на продолжение работ, строительство и последующие испытания опытной бронемашины.

Имея ограниченные производственные возможности, фирма Auto Union в ходе строительства опытного бронетранспортера была вынуждена обратиться к компании MAN. С учетом применения некоторых идей и решений, заимствованных из проекта VK 1602, такое сотрудничество не выглядит удивительным. Совместными усилиями две фирмы к началу лета 1944 года построили опытную бронемашину Gep.MTW Kätzchen.

Оба варианта бронетранспортера «Котенок» вышли на испытания летом 1944 года. Испытания двух машин, разработанных фирмами Auto Union и BMM, велись параллельно, что позволяло не только проверить технику, но и сравнить две машины в одних и тех же условиях.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
На испытаниях


Бронетранспортер Gep.MTW в целом неплохо показал себя, однако не обошлось без проблем. Испытания показали, что новая гидравлическая трансмиссия, при всех своих преимуществах, не отличается высокой надежностью. Требовалась доработка ее агрегатов с целью улучшения эксплуатационных характеристик. После завершения испытаний, позволивших выявить недостатки проекта, фирма-разработчик приступила к доработке имеющейся конструкции.

Доводка проекта Gep.MTW Kätzchen не продлилась долго. Уже в сентябре 1944 года военные приказали свернуть дальнейшее развитие проекта. Ухудшение обстановки на двух фронтах, ограниченные возможности промышленности и ряд других факторов не позволял Германии продолжать работу над различными новыми проектами. Из соображений экономии были введены серьезные ограничения, касавшиеся разрешенных к использованию шасси для новой бронетехники. Бронетранспортер «Котенок» на основе оригинального шасси не соответствовал этим требованиям, из-за чего проект был закрыт. Дальнейшее развитие должен был получить одноименный проект фирмы BMM.

К моменту прекращения работ фирмой Auto Union с помощью MAN был построен только один образец бронетранспортера Gepanzerter Mannschaftransportwagen. В некоторых источниках упоминается, что было построено две такие машины, однако эта версия, по-видимому, не соответствует действительности. Сведения о строительстве двух бронетранспортеров могут быть следствием путаницы, из-за которой за второй экземпляр Kätzchen от Auto Union принимают деревянный макет или машину разработки BMM. Какие-либо серьезные подтверждения существования второго бронетранспортера Gep.MTW отсутствуют.

Бронетранспортер Auto Union Gepanzerter Mannschaftransportwagen Kätzchen (Германия)
Поврежденный и брошенный экипажем бронетранспортер


Не прошедший все необходимые доработки опытный образец бронетранспортера Gep.MTW за ненадобностью был отправлен на хранение. Есть основания полагать, что в конце 1944-го или в начале 1945 года эта машина была задействована в боевых действиях. В пользу этого говорят сведения о ее обнаружении войсками союзников. В первых месяцах 1945 года бронетранспортер Kätzchen от Auto Union был обнаружен американскими войсками на одной из дорог Западной Европы. Эта машина по неким причинам получила повреждения ходовой части, которые не позволяли продолжать ее эксплуатацию.

Захваченный бронетранспортер был изучен американскими специалистами, однако, насколько известно, не ремонтировался и не испытывался. Впоследствии единственный образец машины Gep.MTW Kätzchen отправился в переплавку из-за отсутствия реальных перспектив. Макет, построенный в начале 1944 года, по-видимому, был разобран еще раньше, возможно, даже до начала строительства полноценного прототипа.

Целью программы, известной под названием Kätzchen, являлось создание нового гусеничного бронетранспортера для замены существующих машин с комбинированным движителем. По результатам испытаний вариант подобной машины от фирмы Auto Union был признан удачным, но нуждающимся в дальнейших доработках. Доводку проекта завершить так и не удалось: проект «Котенок» стартовал слишком поздно, чтобы дать реальные результаты. Как следствие, один из проектов был остановлен на стадии доводки, а второй успел продвинуться чуть дальше, однако тоже не показал выдающихся результатов.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://panzernet.net/
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Aviarmor.net, Shushpanzer-ru.livejournal.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. igordok 21 июля 2016 06:59
    Спасибо. Не знал.
  2. амурец 21 июля 2016 07:56
    Автору спасибо!В энциклопедии П.Чемберлена и Х.Дойла только краткое упоминание об этой машине.По танку VK 1602 "Леопард" есть информация,как а вот о БТР на этой базе услыша и увидел впервые.https://topwar.ru/2499-nemeckij-tank-vk1602-leopard.html
    http://voinanet.ucoz.ru/index/leopard_ljogkij_tank/0-6965

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня