Летающие танки кайзера



Как известно, первые танки, вступившие в бой ровно 100 лет назад, были английскими, а вслед за англичанами их начали строить и применять французы. Немцы же в деле создания наземных бронированных боевых машин сильно отстали от своих противников. Однако им принадлежит безусловный приоритет в разработке и применении "летающих танков", то есть бронированных боевых самолетов, предназначенных для атак наземных целей, которые позже в России назовут боевиками, а еще позже - штурмовиками.


Первый такой самолет был построен в 1917 году на фирме "Альбатрос Флюгцойгверк" по проекту инженеров Шуберта и Телена. Его фотография помещена на заставке. Самолет, получивший индекс Albatros J.I, представлял собой биплан смешанной конструкции с деревянными крыльями и хвостовой частью фюзеляжа, взятой без изменений от разведчика Albatros C.XII. Центральная часть фюзеляжа представляла собой бронекоробку, склепанную из стальных листов толщиной 5 мм, в которой размещалась двухместная кабина и бензобак.

Вооружение состояло из одного турельного пулемета "Парабеллум" и двух пулеметов "Шпандау" с боекомплектом 1000 патронов, укрепленных перед кабиной под углом 45 градусов вниз и стрелявших сквозь отверстия в днище фюзеляжа. Кроме того в заднюю кабину можно было уложить 30-50 кг мелких бомб, которые стрелок бросал вручную, целясь "на глазок". Некоторые машины дополнительно оснащались новейшим оружием - автоматической пушкой Беккера калибром 20 мм, укрепленной на левом борту и служившей для обстрела наземных объектов.



Самолет был высоко оценен германским командованием, заказавшим сперва 50 экземпляров, а потом увеличившим заказ до 240. Однако их боевое применение показало, что бронирование J.I недостаточно. Вне бронекорпуса оставался весьма уязвимый двигатель водяного охлаждения, который можно было "выключить" одной пулей. Кроме того, пулеметы, направленные вниз, оказались неэффективными, так как стрелять из них приходилось вслепую.

С учетом этих замечаний в начале 1918 года самолет коренным образом доработали. У новой модификации, названной J.II, броня покрывала всю переднюю часть машины, включая двигатель. Также был бронирован снизу и с боков радиатор, укрепленный на стойках перед верхним крылом. Можно сказать, что бронирование J.II отчасти было даже лучше, чем у двухместных вариантов штурмовика Ил-2, в которых стрелки сидели за бронекорпусом и гибли гораздо чаще чем пилоты.

Увеличение количества брони привело к значительному утяжелению машины. Его пытались компенсировать установкой более мощного двигателя, тем не менее, летные характеристики J.II заметно снизились по сравнению с J.I. В частности, максимальная скорость упала со 160 до 140 км/ч, также ухудшилась маневренность и скороподъемность. Однако для штурмовика степень защиты сочли более важным показателем и J.II запустили в серийное производство взамен предшественника. На прототипе и первых серийных экземплярах еще стояли наклонные пулеметы, но потом их заменили синхронными, стрелявшими по направлению полета, чтобы пилот мог видеть, куда он ведет огонь.
До конца войны, по разным данным, построили от 90 до 120 экземпляров J.II, принимавших участие в заключительных боях на Западном фронте.



Albatros J.II на испытаниях. Бронекорпус окрашен в серый цвет, турельный пулемет не установлен.



Еще одним типом бронированного штурмовика, принятым на вооружение германских ВВС в 1917 году, был самолет, разработанный авиационным отделением концерна "Альгемайне Электрицитатс Гезельшафт" (сокращенно - AEG) под обозначением AEG J.I. По компоновке, размерам и вооружению он соответстововал "Альбатросу" J.I, но по конструкции это была более продвинутая машина с цельнометаллическим каркасом, сваренным из тонкостенных стальных труб.

Листы бронекорпуса толщиной 5,1 мм крепились к каркасу на болтах, ввинченных в резьбовые втулки. Вес брони составлял 380 кг - более четверти от общей массы машины. Броня держала обычные пули винтовочного калибра на дистанциях 100-200 метров (в зависимости от угла попадания), а бронебойные - на расстояниях от 500 метров.

В 1918 году появилась вторая модификация - AEG J.II со слегка удлиненным фюзеляжем и увеличенным рулем поворота для улучшения устойчивости и управляемости. Эта модификация изображена на заставочном рисунке. Бронекорпус окрашен коричневым суриком, остальные поверхности обтянуты камуфляжной тканью "лозенг". Самолеты фирмы AEG к концу войны стали самым массовым типом бронированных штурмовиков в германской авиации, всего их было построено 607 штук - почти вдвое больше, чем "Альбатросов". Внизу - снимки AEG J.I.


Летающие танки кайзера


Автор:
Вячеслав Кондратьев
Первоисточник:
http://vikond65.livejournal.com/508456.html
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти