Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)

В конце 1943 года немецкое командование предложило разработать новый гусеничный бронетранспортер для переоснащения войск. К этому времени существующие полугусеничные бронемашины перестали в полной мере устраивать военных, что и привело к появлению предложения об их замене. Вскоре это предложение дало старт двум проектам, которые теперь известны под общим названием Kätzchen.

Повышать мобильность и боеспособность пехоты теперь предлагалось при помощи новых гусеничных машин с защитой от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии, пулеметным вооружением и высокой подвижностью. Последний параметр планировалось повышать за счет отказа от комбинированной ходовой части с использованием колес и гусениц. К разработке перспективной бронетехники были привлечены фирмы Auto Union и Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM). Они должны были создать собственные версии нового бронетранспортера, а затем, в начале 1944 года, представить макеты подобной техники.

Оба проекта получили одинаковые официальные наименования Gepanzerter Mannschaftransportwagen или Gep.MTW, а также VK 501. Первое отражало назначение техники (дословно «Бронированная машина для перевозки людей»), а второе указывало требуемую боевую массу и отмечало, что ранее техника подобной весовой категории не разрабатывалась. Кроме того, со временем оба проекта получили прозвище Kätzchen («Котенок»). Необходимо отметить, что проект фирмы BMM имел еще одно название – Vollkettenaufklürer 38(t). Такое обозначение тоже описывало предназначение машины, но при этом указывало на тип базового шасси, задействованного в проекте.


Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Прототип БТР BMM Kätzchen


Для ускорения разработки и упрощения серийного строительства новой техники конструкторы BMM решили взять в качестве основы для бронетранспортера одно из существующих шасси. Основой для проекта Vollkettenaufklürer 38(t) должна была стать одна из последних модификаций легкого танка Pz.Kpfw.38(t). Эта бронемашина уже стала основой для целого ряда образцов бронетехники различного назначения, и этот список в самое ближайшее время должен был вновь пополниться. Кроме того, характерный внешний вид бронетранспортера позволяет предполагать, что одним из «предков» машины Kätzchen стала самоходка Jagdpanzer 38 Hetzer, так же построенная на основе танка Pz.Kpfw.38(t).

Интересно, что два проекта «Котенок» разрабатывались фирмами-подрядчиками самостоятельно, но, несмотря на это, в них были применены схожие идеи и решения. К примеру, в двух проектах реализовывался схожий подход к компоновке внутренних объемов корпуса. Так, в передней части машины следовало помещать агрегаты трансмиссии, связанные с ведущими колесами. Прочий объем корпуса в основном отдавался под общий обитаемый объем, в котором находились рабочие места экипажа и десантное отделение. Двигатель предлагалось помещать в корме, внутри специального кожуха, помещенного у правого борта.

Бронемашина должна была получать наклонную верхнюю лобовую деталь корпуса, толщина которой, по некоторым данным, достигала 50 мм. Этот лист помещался под большим углом к вертикали. В левой части листа имелся смотровой люк водителя, иные отверстия не предусматривались. Борта корпуса образовывались нижними вертикальными, средними горизонтальными и верхними наклонными листами толщиной до 30 мм. Верхняя часть бортов представляла собой небольшую надгусеничную нишу, доступную для установки необходимых агрегатов. Корпус получил наклоненную назад корму, выполненную из 20-мм листа. На корме также имелся выступающий броневой кожух системы охлаждения двигателя с жалюзи для воздуха.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Прототип, вид на корму


На стадии конструкторских работ инженеры фирмы BMM не смогли определиться с типом двигателя. В кормовом кожухе корпуса могли помещаться два варианта силовой установки. Основой первого был карбюраторный двигатель Tatra 103 мощностью 220 л.с., во втором применялся мотор Praga NR мощностью 280 л.с. Вне зависимости от типа двигателя, вдоль правого борта корпуса должен был проходить карданный вал, соединяющий двигатель с передней трансмиссией. В отличие от конкурента, БТР Kätzchen от BMM должен был оснащаться механической трансмиссией, освоенной в производстве и опробованной на практике.

Ходовая часть машины Vollkettenaufklürer 38(t) была типичной для бронетехники, созданной фирмой BMM. На каждом борту корпуса предлагалось монтировать по четыре опорных катка большого диаметра с резиновыми бандажами. Катки блокировались попарно и получали подвеску на основе листовых рессор: концы упругого элемента упирались во втулки катков, а центр закреплялся рядом с осями их балансиров. Были сохранены передние ведущие и кормовые направляющие колеса. Как и поздние варианты техники на базе Pz.Kpfw.38(t), бронетранспортер получил две пары поддерживающих роликов, помещенные над двумя передними промежутками между опорными катками.

В состав экипажа бронемашины должны были входить два человека: механик-водитель и командир. Их рабочие места помещались в передней части обитаемого отсека. Водитель помещался непосредственно в передней части корпуса, у левого борта и мог следить за дорогой при помощи лючка с крышкой в лобовом листе. Командир располагался слева от него и с заметным сдвигом назад, а также не имел собственных смотровых приборов. Выполняя задачи стрелка, командир мог вести наблюдение поверх бортов корпуса. Подобное размещение места командира было связано с компоновкой трансмиссии. Большая часть ее агрегатов располагалась у правого борта и не оставляла места для установки дополнительных рабочих мест.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Макет в сборочном цеху


Требования к проекту «Котенок» подразумевали использование пулеметного вооружения для самообороны и поддержки десанта. Из соображений оптимизации компоновки было решено отказаться от пулеметной установки в лобовом листе, по типу использованной в проекте фирмы Auto Union. Пулемет MG 34 или MG 42 должен был помещаться на системе, заимствованной у существующих бронетранспортеров. Пулеметная установка с броневым щитком располагалась на специальной стойке на оси машины позади рабочего места водителя.

Также имеются сведения о попытках оснащения БТР Vollkettenaufklürer 38(t) вторыми креплениями для пулемета над кормовым листом. Как и передняя установка, кормовая должна была заимствоваться у существующей серийной бронетехники.

Главной задачей новой бронемашины была перевозка бойцов с оружием. Для их размещения вдоль бортов корпуса устанавливались лавки разной длины. Деревянная лавка у правого борта имела меньшую длину, ограниченную наличием двигательного отсека. Левая лавка, в свою очередь, занимала почти всю длину корпуса и продолжалась до кормового листа. Размеры боевого отделения позволяли вместить 6-8 бойцов с оружием или подходящий по размеру груз.

Небольшая высота машины и отсутствие крыши позволяли экипажу и десанту попадать внутрь через борта, однако имелась и дверь. В левой половине кормового листа помещалась распашная двустворчатая дверь, которая позволяла спешиваться под прикрытием корпуса. Отдельные люки или двери для экипажа не предусматривались.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Макет с другого ракурса


Несмотря на применение сравнительно толстых и тяжелых броневых листов, БТР Gep.MTW от фирмы BMM укладывался в требования по боевой массе. Этот параметр находился на уровне требуемых заказчиком 5 т. Длина машины составляла примерно 4,2 м, ширина – 2,34 м, высота – не более 1,5 м. В зависимости от типа используемого двигателя могла достигаться достаточно высокая удельная мощность, что давало возможность разгоняться на шоссе до 60-65 км/ч. Запас хода, по некоторым данным, мог достигать 600 км.

Разработка проекта Gep.MTW / Vollkettenaufklürer 38(t) / Kätzchen была завершена в начале 1944 года. Вскоре фирма BMM построила демонстрационный макет, предназначавшийся для показа представителям заказчика. Военные ознакомились с новой разработкой и остались довольны. Фирма-разработчик, как и предприятие-конкурент, получила разрешение на сборку полноценного прототипа, которому в дальнейшем предстояло принять участие в испытаниях.

С участием представителей заказчика авторам проекта удалось решить проблему двигателя. По имеющимся данным, было решено построить два опытных образца с разными силовыми установками. Первый прототип машины «Котенок» должен был получить менее мощный двигатель Tatra 103, тогда как второй планировалось оснастить мотором Praga NR мощностью 280 л.с. Это позволяло проверить два варианта силовой установки на практике и выбрать самый лучший вариант.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Интерьер обитаемого отсека


Летом 1944 года фирмы BMM и Auto Union представили на испытания два прототипа перспективных бронетранспортеров. Эта техника почти одновременно отправилась на полигон для проверки, что, среди прочего, позволило сравнить машины в очном «соревновании». По результатам полигонных испытаний военные сделали выводы о перспективах обоих проектов, а также сформировали список необходимых доработок.

Испытания показали, что БТР Kätzchen от фирмы Auto Union превосходит конкурента по некоторым параметрам. Прежде всего, имелось преимущество в управляемости и мягкости хода, связанное с гидравлической трансмиссией и конструкцией ходовой части. Одновременно с этим Vollkettenaufklürer 38(t) имел более мощное бронирование и отличался высокой подвижностью. При этом проект фирмы Auto Union нуждался в доработках по причине недостаточной надежности использованной трансмиссии. Машина от BMM не нуждалась в серьезных доработках.

После завершения испытаний обе машины были возвращены заводам-изготовителям для доводки. В дальнейшем должен был начаться новый этап испытаний, позволявший определить успешность доработок и выбрать машину для поставок войскам. Тем не менее, новые сравнения не понадобились, поскольку выбор был сделан далеко за пределами полигона. В сентябре 1944 года немецкое командование ввело новые ограничения на создание перспективной бронетехники, касавшиеся типов используемых шасси. Машина Kätzchen от Auto Union, построенная на новом шасси, теперь не могла строиться серийно. По этой причине победителем конкурса на создание бронетранспортера стал проект от BMM.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Корма бронетранспортера с дверью для десанта


По некоторым данным, осенью 1944 года на заводе BMM стартовала сборка второй машины Vollkettenaufklürer 38(t), однако она не была завершена. На финальном этапе войны в Европе немецкие предприятия были загружены массой заказов, из-за чего не могли начинать полноценное производство новой техники, а в некоторых случаях даже не имела возможности завершать сборку прототипов. Как следствие, до конца войны был построен только один опытный образец бронетранспортера. Вторая машина с более мощным двигателем не была достроена и не испытывалась.

Единственный прототип нового БТР, по-видимому, в течение некоторого времени оставался на заводе, после чего попал в действующую армию. Имеются сведения о применении этой машины на одном из участков фронта. В силу разных причин эксплуатация бронетранспортера продолжалась недолго: весной 1945 года он был уничтожен.

Реальные результаты программы Gepanzerter Mannschaftransportwagen или Kätzchen были весьма скромны. Менее чем за год фирмы, занятые в проекте, разработали и построили всего две бронемашины новых типов. Эта техника прошла испытания, но так и не была доведена до требуемого состояния, а также не поступила в серийное производство. Два опытных образца на финальном этапе войны были брошены в бой, однако не смогли прославиться: одна машина была уничтожена, а вторая получила серьезные повреждения и была брошена экипажем. Таким образом, две попытки создать новый бронетранспортер для замены имеющейся техники не увенчались успехом, из-за чего войскам пришлось продолжать эксплуатацию серийных бронемашин старых типов.


По материалам:
http://panzernet.net/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Aviarmor.net, Panzernet.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. mirag2 22 июля 2016 09:11
    Если не ошибаюсь,здесь вроде уже упоминался этот агрегат.
  2. pimen 22 июля 2016 14:12
    логичнее было поставить движок сразу за коробкой и сделать машину длиннее
    1. Котище 22 июля 2016 14:57
      + 30 - 40 см, это лишний вес брони. Как следствие снижение маневренности и скорости.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня