Military Review

BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38 (t) Kätzchen armored personnel carrier (Germany)

4
At the end of 1943, the German command proposed to develop a new tracked armored personnel carrier for retrofitting troops. By this time, the existing semi-tracked armored vehicles no longer fully suit the military, which led to the proposal to replace them. Soon, this proposal launched two projects, which are now known under the general name Kätzchen.


It was now proposed to increase the mobility and combat capability of infantry with the help of new tracked vehicles with protection against small arms. weapons and small-caliber artillery, machine-gun armament and high mobility. The last parameter was planned to increase due to the rejection of the combined chassis using wheels and tracks. Auto Union and Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM) were involved in the development of advanced armored vehicles. They had to create their own versions of the new armored personnel carrier, and then, at the beginning of 1944, to present models of such vehicles.

Both projects received the same official names Gepanzerter Mannschaftransportwagen or Gep.MTW, as well as VK 501. The first reflected the purpose of the vehicle (literally “Armored vehicle for transporting people”), and the second indicated the required fighting mass and noted that the equipment of a similar weight category had not been developed before. In addition, over time, both projects received the nickname Kätzchen ("Kitten"). It should be noted that the project of BMM company had another name - Vollkettenaufklürer 38 (t). This designation also described the purpose of the machine, but it also indicated the type of base chassis involved in the project.

BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38 (t) Kätzchen armored personnel carrier (Germany)
Prototype BTR BMM Kätzchen


To speed up the development and simplify the serial construction of new equipment, BMM designers decided to take one of the existing chassis as the basis for the armored personnel carrier. The basis for the project Vollkettenaufklürer 38 (t) was to be one of the latest modifications of the lung tank Pz.Kpfw. 38 (t). This armored vehicle has already become the basis for a number of models of armored vehicles for various purposes, and this list was to be replenished in the very near future. In addition, the characteristic appearance of the armored personnel carrier suggests that one of the "ancestors" of the Kätzchen was the self-propelled gun Jagdpanzer 38 Hetzer, also built on the basis of the Pz.Kpfw.38 (t) tank.

Interestingly, the two projects "Kitten" were developed by contracting firms themselves, but despite this, they used similar ideas and solutions. For example, in two projects a similar approach to the layout of the internal volumes of the hull was implemented. So, in front of the car should be placed transmission units associated with driving wheels. The other volume of the hull was mainly given under the total habitable volume in which the crew jobs and the troop compartment were located. The engine was proposed to be placed in the stern, inside a special casing placed at the starboard side.

The armored vehicle was supposed to receive an inclined upper frontal part of the hull, the thickness of which, according to some data, reached 50 mm. This sheet was placed at a large angle to the vertical. In the left part of the sheet there was a driver's access hatch, other openings were not provided. The hull sides were formed by lower vertical, middle horizontal and upper inclined sheets up to 30 mm thick. The upper part of the boards was a small fidget niche available to install the necessary units. The hull received a stern tilted back, made of a 20-mm sheet. Aft also had a protruding armor jacket of the engine cooling system with air louvers.


Prototype, aft view


At the design stage, BMM engineers could not decide on the type of engine. In the aft hull housing could fit two options for the power plant. The basis of the first was the Tatra 103 carburetor engine with 220 horsepower, the second used the Praga NR engine with horsepower 280. Regardless of the type of engine, a cardan shaft connecting the engine with the front transmission had to pass along the right side of the hull. Unlike the competitor, the BMM Kätzchen armored personnel carrier had to be equipped with a mechanical transmission, which was mastered in production and tested in practice.

The undercarriage of the Vollkettenaufklürer 38 (t) was typical of armored vehicles created by BMM. On each side of the hull it was proposed to mount four large-diameter skating rinks with rubber bands. The rollers were blocked in pairs and received a suspension based on leaf springs: the ends of the elastic element rested against the bushings of the rollers, and the center was fixed near the axes of their balancers. Front drive and stern guide wheels have been retained. Like the later versions of the vehicle based on the Pz.Kpfw.38 (t), the armored personnel carrier received two pairs of support rollers placed above the two front spaces between the support rollers.

The crew of the armored vehicles should have included two people: a driver and commander. Their jobs were placed in the front of the habitable compartment. The driver was placed directly in the front of the hull, on the left side and could follow the road with a flap with a cover in the front plate. The commander was located to his left and with a noticeable backward shift, and also did not have his own viewing instruments. In carrying out the tasks of the shooter, the commander could observe over the hull sides. This placement of the commander’s seat was due to the layout of the transmission. Most of its units were located at the starboard side and did not leave room for the installation of additional jobs.


Layout in the assembly shop


Requirements for the project "Kitten" implied the use of machine-gun weapons for self-defense and support of the landing force. For reasons of optimizing the layout, it was decided to abandon the machine-gun in the front sheet, the type used in the project of the company Auto Union. The MG 34 or MG 42 machine gun was supposed to fit on a system borrowed from existing armored personnel carriers. The machine-gun unit with an armor shield was located on a special stand on the axis of the car behind the driver’s workplace.

There is also information about attempts to equip an Boll Vollkettenaufklürer 38 (t) with second attachments for a machine gun above the feeding sheet. Like the front, the stern was supposed to be borrowed from the existing serial armored vehicles.

The main task of the new armored vehicle was the transportation of fighters with weapons. For their placement along the sides of the hull were installed benches of different lengths. The wooden bench at the starboard had a smaller length, limited by the presence of the motor compartment. The left bench, in turn, occupied almost the entire length of the hull and lasted until the forage leaf. The size of the fighting compartment made it possible to accommodate 6-8 fighters with weapons or cargo of suitable size.

The small height of the vehicle and the lack of a roof allowed the crew and the landing party to get inside through the sides, but there was also a door. In the left half of the forage leaf, a double swing door was placed, which allowed dismounting under the cover of the hull. Separate hatches or doors for the crew were not provided.


Layout from a different angle


Despite the use of relatively thick and heavy armor plates, the Gep.MTW BTR from BMM complied with the requirements for combat weight. This parameter was at the level required by the customer 5 m. The length of the car was approximately 4,2 m, width - 2,34 m, height - no more than 1,5 m. Depending on the type of engine used, a sufficiently high power density could be achieved, which made it possible to accelerate to the highway 60 -65 km / h. Cruising, according to some, could reach 600 km.

The development of the project Gep.MTW / Vollkettenaufklürer 38 (t) / Kätzchen was completed at the beginning of 1944. Soon, BMM built a demo layout intended for display to customer representatives. The military got acquainted with the new development and were satisfied. The development company, as well as the competitor company, received permission to build a full-fledged prototype, which later had to take part in the trials.

With the participation of representatives of the customer, the authors of the project managed to solve the engine problem. According to reports, it was decided to build two prototypes with different power plants. The first prototype of the Kitten machine was to receive a less powerful Tatra 103 engine, while the second was planned to be equipped with a Praga NR motor with a 280 HP power. This allowed us to test two variants of the power plant in practice and select the best option.


Interior habitable compartment


In the summer of 1944, BMM and Auto Union presented two prototypes of promising armored personnel carriers for testing. This technique almost at the same time went to the site to check that, among other things, made it possible to compare cars in full-time "competition". According to the results of the ground tests, the military drew conclusions about the prospects of both projects, and also formed a list of the necessary improvements.

Tests showed that the Kätzchen BTR from Auto Union surpasses the competitor in some respects. First of all, there was an advantage in handling and smoothness associated with hydraulic transmission and chassis design. At the same time, Vollkettenaufklürer 38 (t) had more powerful reservations and high mobility. In this case, the project of the company Auto Union needed rework due to the lack of reliability of the used transmission. The car from BMM did not need serious modifications.

After completion of the tests, both cars were returned to the manufacturers for refinement. In the future, a new stage of testing was to begin, which made it possible to determine the success of the modifications and select a machine for delivery to the troops. Nevertheless, new comparisons were not needed, since the choice was made far beyond the limits of the landfill. In September, 1944, the German command introduced new restrictions on the development of advanced armored vehicles related to the types of used chassis. The Kätzchen car from Auto Union, built on a new chassis, now could not be built serially. For this reason, the BMM project became the winner of the competition for the creation of an armored personnel carrier.


Stern armored personnel carrier with a door for the landing


According to some reports, in the autumn of 1944, the assembly of the second machine Vollkettenaufklürer 38 (t) started at the BMM plant, but it was not completed. At the final stage of the war in Europe, German enterprises were loaded with a mass of orders, because of which they could not start a full-fledged production of new equipment, and in some cases could not even complete the assembly of prototypes. As a result, until the end of the war, only one prototype of an armored personnel carrier was built. The second car with a more powerful engine was not completed and not tested.

The only prototype of the new armored personnel carrier, apparently, remained at the factory for some time, after which it fell into the active army. There is information about the use of this machine on one of the front sections. For various reasons, the operation of the armored personnel carrier did not last long: in the spring of 1945, it was destroyed.

The actual results of the Gepanzerter Mannschaftransportwagen or Kätzchen program were very modest. In less than a year, the firms engaged in the project developed and built only two new types of armored vehicles. This technique has been tested, but was never brought to the desired state, and also did not enter mass production. Two prototypes at the final stage of the war were thrown into battle, but could not become famous: one car was destroyed, and the second was seriously damaged and was thrown by the crew. Thus, two attempts to create a new armored personnel carrier to replace the existing equipment did not succeed, because of which the troops had to continue the operation of the old-type production armored vehicles.


Based on:
http://panzernet.net/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
Photos used:
Aviarmor.net, Panzernet.net
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. mirag2
    mirag2 22 July 2016 09: 11
    +1
    If I'm not mistaken, this unit seems to have already been mentioned here.
  2. pimen
    pimen 22 July 2016 14: 12
    +1
    it was more logical to put the engine immediately behind the box and make the car longer
    1. Cat
      Cat 22 July 2016 14: 57
      0
      + 30 - 40 cm, this is the extra weight of the armor. As a result, reduced maneuverability and speed.
  3. grigoriy
    grigoriy 30 June 2017 16: 07
    0
    It's funny, but I look at these creations and see almost any modern armored personnel carrier / infantry fighting vehicle. It is a pity they didn’t think of a ramp.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)

В конце 1943 года немецкое командование предложило разработать новый гусеничный бронетранспортер для переоснащения войск. К этому времени существующие полугусеничные бронемашины перестали в полной мере устраивать военных, что и привело к появлению предложения об их замене. Вскоре это предложение дало старт двум проектам, которые теперь известны под общим названием Kätzchen.

Повышать мобильность и боеспособность пехоты теперь предлагалось при помощи новых гусеничных машин с защитой от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии, пулеметным вооружением и высокой подвижностью. Последний параметр планировалось повышать за счет отказа от комбинированной ходовой части с использованием колес и гусениц. К разработке перспективной бронетехники были привлечены фирмы Auto Union и Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM). Они должны были создать собственные версии нового бронетранспортера, а затем, в начале 1944 года, представить макеты подобной техники.

Оба проекта получили одинаковые официальные наименования Gepanzerter Mannschaftransportwagen или Gep.MTW, а также VK 501. Первое отражало назначение техники (дословно «Бронированная машина для перевозки людей»), а второе указывало требуемую боевую массу и отмечало, что ранее техника подобной весовой категории не разрабатывалась. Кроме того, со временем оба проекта получили прозвище Kätzchen («Котенок»). Необходимо отметить, что проект фирмы BMM имел еще одно название – Vollkettenaufklürer 38(t). Такое обозначение тоже описывало предназначение машины, но при этом указывало на тип базового шасси, задействованного в проекте.


Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Прототип БТР BMM Kätzchen


Для ускорения разработки и упрощения серийного строительства новой техники конструкторы BMM решили взять в качестве основы для бронетранспортера одно из существующих шасси. Основой для проекта Vollkettenaufklürer 38(t) должна была стать одна из последних модификаций легкого танка Pz.Kpfw.38(t). Эта бронемашина уже стала основой для целого ряда образцов бронетехники различного назначения, и этот список в самое ближайшее время должен был вновь пополниться. Кроме того, характерный внешний вид бронетранспортера позволяет предполагать, что одним из «предков» машины Kätzchen стала самоходка Jagdpanzer 38 Hetzer, так же построенная на основе танка Pz.Kpfw.38(t).

Интересно, что два проекта «Котенок» разрабатывались фирмами-подрядчиками самостоятельно, но, несмотря на это, в них были применены схожие идеи и решения. К примеру, в двух проектах реализовывался схожий подход к компоновке внутренних объемов корпуса. Так, в передней части машины следовало помещать агрегаты трансмиссии, связанные с ведущими колесами. Прочий объем корпуса в основном отдавался под общий обитаемый объем, в котором находились рабочие места экипажа и десантное отделение. Двигатель предлагалось помещать в корме, внутри специального кожуха, помещенного у правого борта.

Бронемашина должна была получать наклонную верхнюю лобовую деталь корпуса, толщина которой, по некоторым данным, достигала 50 мм. Этот лист помещался под большим углом к вертикали. В левой части листа имелся смотровой люк водителя, иные отверстия не предусматривались. Борта корпуса образовывались нижними вертикальными, средними горизонтальными и верхними наклонными листами толщиной до 30 мм. Верхняя часть бортов представляла собой небольшую надгусеничную нишу, доступную для установки необходимых агрегатов. Корпус получил наклоненную назад корму, выполненную из 20-мм листа. На корме также имелся выступающий броневой кожух системы охлаждения двигателя с жалюзи для воздуха.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Прототип, вид на корму


На стадии конструкторских работ инженеры фирмы BMM не смогли определиться с типом двигателя. В кормовом кожухе корпуса могли помещаться два варианта силовой установки. Основой первого был карбюраторный двигатель Tatra 103 мощностью 220 л.с., во втором применялся мотор Praga NR мощностью 280 л.с. Вне зависимости от типа двигателя, вдоль правого борта корпуса должен был проходить карданный вал, соединяющий двигатель с передней трансмиссией. В отличие от конкурента, БТР Kätzchen от BMM должен был оснащаться механической трансмиссией, освоенной в производстве и опробованной на практике.

Ходовая часть машины Vollkettenaufklürer 38(t) была типичной для бронетехники, созданной фирмой BMM. На каждом борту корпуса предлагалось монтировать по четыре опорных катка большого диаметра с резиновыми бандажами. Катки блокировались попарно и получали подвеску на основе листовых рессор: концы упругого элемента упирались во втулки катков, а центр закреплялся рядом с осями их балансиров. Были сохранены передние ведущие и кормовые направляющие колеса. Как и поздние варианты техники на базе Pz.Kpfw.38(t), бронетранспортер получил две пары поддерживающих роликов, помещенные над двумя передними промежутками между опорными катками.

В состав экипажа бронемашины должны были входить два человека: механик-водитель и командир. Их рабочие места помещались в передней части обитаемого отсека. Водитель помещался непосредственно в передней части корпуса, у левого борта и мог следить за дорогой при помощи лючка с крышкой в лобовом листе. Командир располагался слева от него и с заметным сдвигом назад, а также не имел собственных смотровых приборов. Выполняя задачи стрелка, командир мог вести наблюдение поверх бортов корпуса. Подобное размещение места командира было связано с компоновкой трансмиссии. Большая часть ее агрегатов располагалась у правого борта и не оставляла места для установки дополнительных рабочих мест.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Макет в сборочном цеху


Требования к проекту «Котенок» подразумевали использование пулеметного вооружения для самообороны и поддержки десанта. Из соображений оптимизации компоновки было решено отказаться от пулеметной установки в лобовом листе, по типу использованной в проекте фирмы Auto Union. Пулемет MG 34 или MG 42 должен был помещаться на системе, заимствованной у существующих бронетранспортеров. Пулеметная установка с броневым щитком располагалась на специальной стойке на оси машины позади рабочего места водителя.

Также имеются сведения о попытках оснащения БТР Vollkettenaufklürer 38(t) вторыми креплениями для пулемета над кормовым листом. Как и передняя установка, кормовая должна была заимствоваться у существующей серийной бронетехники.

Главной задачей новой бронемашины была перевозка бойцов с оружием. Для их размещения вдоль бортов корпуса устанавливались лавки разной длины. Деревянная лавка у правого борта имела меньшую длину, ограниченную наличием двигательного отсека. Левая лавка, в свою очередь, занимала почти всю длину корпуса и продолжалась до кормового листа. Размеры боевого отделения позволяли вместить 6-8 бойцов с оружием или подходящий по размеру груз.

Небольшая высота машины и отсутствие крыши позволяли экипажу и десанту попадать внутрь через борта, однако имелась и дверь. В левой половине кормового листа помещалась распашная двустворчатая дверь, которая позволяла спешиваться под прикрытием корпуса. Отдельные люки или двери для экипажа не предусматривались.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Макет с другого ракурса


Несмотря на применение сравнительно толстых и тяжелых броневых листов, БТР Gep.MTW от фирмы BMM укладывался в требования по боевой массе. Этот параметр находился на уровне требуемых заказчиком 5 т. Длина машины составляла примерно 4,2 м, ширина – 2,34 м, высота – не более 1,5 м. В зависимости от типа используемого двигателя могла достигаться достаточно высокая удельная мощность, что давало возможность разгоняться на шоссе до 60-65 км/ч. Запас хода, по некоторым данным, мог достигать 600 км.

Разработка проекта Gep.MTW / Vollkettenaufklürer 38(t) / Kätzchen была завершена в начале 1944 года. Вскоре фирма BMM построила демонстрационный макет, предназначавшийся для показа представителям заказчика. Военные ознакомились с новой разработкой и остались довольны. Фирма-разработчик, как и предприятие-конкурент, получила разрешение на сборку полноценного прототипа, которому в дальнейшем предстояло принять участие в испытаниях.

С участием представителей заказчика авторам проекта удалось решить проблему двигателя. По имеющимся данным, было решено построить два опытных образца с разными силовыми установками. Первый прототип машины «Котенок» должен был получить менее мощный двигатель Tatra 103, тогда как второй планировалось оснастить мотором Praga NR мощностью 280 л.с. Это позволяло проверить два варианта силовой установки на практике и выбрать самый лучший вариант.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Интерьер обитаемого отсека


Летом 1944 года фирмы BMM и Auto Union представили на испытания два прототипа перспективных бронетранспортеров. Эта техника почти одновременно отправилась на полигон для проверки, что, среди прочего, позволило сравнить машины в очном «соревновании». По результатам полигонных испытаний военные сделали выводы о перспективах обоих проектов, а также сформировали список необходимых доработок.

Испытания показали, что БТР Kätzchen от фирмы Auto Union превосходит конкурента по некоторым параметрам. Прежде всего, имелось преимущество в управляемости и мягкости хода, связанное с гидравлической трансмиссией и конструкцией ходовой части. Одновременно с этим Vollkettenaufklürer 38(t) имел более мощное бронирование и отличался высокой подвижностью. При этом проект фирмы Auto Union нуждался в доработках по причине недостаточной надежности использованной трансмиссии. Машина от BMM не нуждалась в серьезных доработках.

После завершения испытаний обе машины были возвращены заводам-изготовителям для доводки. В дальнейшем должен был начаться новый этап испытаний, позволявший определить успешность доработок и выбрать машину для поставок войскам. Тем не менее, новые сравнения не понадобились, поскольку выбор был сделан далеко за пределами полигона. В сентябре 1944 года немецкое командование ввело новые ограничения на создание перспективной бронетехники, касавшиеся типов используемых шасси. Машина Kätzchen от Auto Union, построенная на новом шасси, теперь не могла строиться серийно. По этой причине победителем конкурса на создание бронетранспортера стал проект от BMM.

Бронетранспортер BMM Gep.MTW Vollkettenaufklürer 38(t) Kätzchen (Германия)
Корма бронетранспортера с дверью для десанта


По некоторым данным, осенью 1944 года на заводе BMM стартовала сборка второй машины Vollkettenaufklürer 38(t), однако она не была завершена. На финальном этапе войны в Европе немецкие предприятия были загружены массой заказов, из-за чего не могли начинать полноценное производство новой техники, а в некоторых случаях даже не имела возможности завершать сборку прототипов. Как следствие, до конца войны был построен только один опытный образец бронетранспортера. Вторая машина с более мощным двигателем не была достроена и не испытывалась.

Единственный прототип нового БТР, по-видимому, в течение некоторого времени оставался на заводе, после чего попал в действующую армию. Имеются сведения о применении этой машины на одном из участков фронта. В силу разных причин эксплуатация бронетранспортера продолжалась недолго: весной 1945 года он был уничтожен.

Реальные результаты программы Gepanzerter Mannschaftransportwagen или Kätzchen были весьма скромны. Менее чем за год фирмы, занятые в проекте, разработали и построили всего две бронемашины новых типов. Эта техника прошла испытания, но так и не была доведена до требуемого состояния, а также не поступила в серийное производство. Два опытных образца на финальном этапе войны были брошены в бой, однако не смогли прославиться: одна машина была уничтожена, а вторая получила серьезные повреждения и была брошена экипажем. Таким образом, две попытки создать новый бронетранспортер для замены имеющейся техники не увенчались успехом, из-за чего войскам пришлось продолжать эксплуатацию серийных бронемашин старых типов.


По материалам:
http://panzernet.net/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Aviarmor.net, Panzernet.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. mirag2 22 июля 2016 09:11
    Если не ошибаюсь,здесь вроде уже упоминался этот агрегат.
  2. pimen 22 июля 2016 14:12
    логичнее было поставить движок сразу за коробкой и сделать машину длиннее
    1. Котище 22 июля 2016 14:57
      + 30 - 40 см, это лишний вес брони. Как следствие снижение маневренности и скорости.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня