Military Review

Russia's first missile

10
He was the illegitimate son of Grand Duke Konstantin Pavlovich. In 1838, a young graduate of the Artillery School Konstantin Konstantinov was appointed commander of the Masters of Gunpowder and Saltpetre Masters School. He carefully studied the experience of foreign missile forces. He was aware of the unsuccessful experiments in France on the creation of combat (incendiary) rockets conducted by pyrotechnics Claude Ruggieri, Philippe Belière and the captain of artillery Maurice Chevalier and other engineers. Greater success was achieved only by the English designer Colonel William Congreve (1772 – 1828). Conducting experiments with rockets, Kongrev formed some basic theory of the design and production of powder rockets, including the technology to maintain a stable process of burning fuel and the method of using tail stabilizers to control its flight. In recognition of his achievements, European military missiles were called “Kongrevs”, and he himself became a general.


Russia's first missile


Foreign experience warmed up the inventive abilities of the Russian rocket engineer. And he visited many European countries: Austria, England, Belgium, Holland, Prussia, France.

By this time, Konstantinov made the first invention - an electroballistic device. Then in the year 1844 also offered a sight for mounted shooting from smooth guns. After returning to Russia, he tested his installation for measuring the velocity of an artillery projectile.

On a business trip to Austria, he decided to meet with a prominent specialist in rocket technology, a Swede, Major General Baron Wienzs von Augustine, and head of the Austrian corps of rocket engineers and laboratory technicians. On the rocket field, prior to the examination, Konstantinov told him about his ballistic rocket pendulum. Augustin said that Konstantinov "began with what he, Augustine, should have finished," thereby recognizing the high talent of the young inventor.

The ballistic pendulum was designed to measure the thrust of the powder engine, which allowed Konstantinov to investigate the influence of the shape and design of the rocket on its ballistic properties, laying the scientific foundations for calculating and designing missiles. In fact, the methodology for studying the intraballistic characteristics of rocket engines using the Konstantinov pendulum is a prototype of modern fire tests! For many years, the Konstantinov pendulum remained the most advanced tool for studying traction parameters of a rocket engine.

In 1850, by the highest order, Colonel Konstantinov was appointed commander of the oldest Petersburg rocket institution, Russia's first industrial enterprise for the production of military missiles. One of the activities of Konstantinov was the improvement of production, above all the improvement of the technology for the manufacture of combat missiles, the assembly of missiles, the mechanization and safety of their manufacture.

Konstantinov was a zealot for the rocket armament of ships. And he did a lot for their application in navy. So, he published a work in the Marine Collection, in which he analyzed all the proposals related to scuba diving. In it, he appreciated the proposals of the famous Russian engineer, Adjutant General Karl Schilder, who used military missiles on the world's first metal submarine.

Konstantinov’s missiles were also used in the defense of Sevastopol. In early February 1855, the enemy attacked the advanced lines of the defense of Sevastopol with Kongrev’s missiles. From the trenches spread out over the bastion, enemy missiles fell into the squadron's location under the command of Vice Admiral Pavel Nakhimov. The ship Grand Duke Constantine was burned a little bit by these missiles. Then the assistant Konstantinov Philemon Pestich decided to strike with his missiles at the enemy from the upper floor of the barracks. Determined the angle of elevation - in 20 degrees. At the first shot, the rocket flew over the notch and fell into the enemy's front trench. The British soldiers threw off the sapper shovels and rushed from the rocket in different directions along the courses of the trench they had dug. “Speaking of your Highness about this,” wrote Vice-Admiral Pavel Nakhimov to February 16 of 1855 of the year, Adjutant General Prince Alexander Menshikov, “I have the honor to add that the missiles thrown by the enemy, mostly bursting, with a strong incendiary composition; and the range extends to two thousand fathoms. "

This report served an important service for Konstantinov - he began to receive urgent large orders for the manufacture and supply of domestic missiles for the Eastern campaign ...

A brief, but very significant episode in the life and work of Leo Tolstoy is connected with service in a rocket institution under the command of Konstantinov. After the heroic Sevastopol strada, he was seconded to Petersburg. Tolstoy, who arrived at the new 21 service station on November 1855 of the year, was ordered by the inspector of all artillery from December 27 No. 435 into the rocket battery at the rocket institution. Lieutenant Tolstoy, who was very sympathetic to Konstantinov, communicated with him eagerly, often visited his commander in Razezzhaya and always spoke warmly of him. From Tolstoy’s diary entries (May 16 - December 9 1856), when visiting Konstantinov, Tolstoy had lunch or dinner with him, met in his apartment with famous artillerymen and missilemen. But, not seeing the prospects for his service in artillery, Tolstoy started a conversation about resigning, but Konstantinov dissuaded him. Despite the entreaties, Tolstoy still went to Yasnaya Polyana, from where he sent letters to his commander. And on December 29, 1856 wrote a report on the resignation to the head of the St. Petersburg rocket establishment Konstantinov.


Launcher and 2-inch Konstantinov rocket

In March, 1857, Konstantinov was sent abroad to order all the technical devices for the newly designed rocket plant. Although the main task of Konstantinov remained: "... to get acquainted in the closest manner with the rocket establishments now existing in France, of which one is in Toulon and the second in Metz." Despite the secrecy of information, he managed to acquire them. Apparently, economic intelligence was under his power. In addition, he believed that scientific knowledge could not be concealed in one country, so that the successes of civilization throughout the world would not be interrupted.

Konstantinov, at his own risk and risk, ordered the equipment for a new rocket institution in Paris according to his drawings at the factory, which was owned by Emmanuel Denis Farko, in Paris. Emperor Alexander II in August 1859 of the year approved the order of Konstantinov, and also agreed with his proposal to allocate the rocket teams to an independent branch of the military, in need of their own command. It is possible to consider the created administration with its headquarters, the rocket division, its own rocket factories and rocket polygons as a prototype of the modern domestic rocket forces.

The fruitful activity of Major General Konstantinov, head of the Directorate for the production and use of combat missiles in the improvement of combat missiles and missile production, made a special impression even on the monarchs of the friendly countries of Russia - in 1859, he was rained on orders. He received the Russian Order of St. Stanislav I degree, the Commander Cross of the Order of the Netherlands Lion, the Spanish Order of Isabella the Catholic ...

1860 year brought into private life Konstatinova significant events. The noble deputy assembly of St. Petersburg granted a request for recognition of its hereditary nobility, and the Senate determined to include the name Konstantinov in the second part of the noble family tree of the St. Petersburg province with the production of a diploma and a coat of arms.


Konstantinov field rocket with a rocket

It seemed that justice in the fate of Konstantinov triumphed. But it’s not for nothing that they say that children are responsible for the sins of their fathers. Only recently a similar fact was established, carefully concealed for many years. From a civil marriage with Sophia Rutkovskaya 17 in July 1860, in the village of Murzinka, Shlisselburgskiy district, a son was born - Vladimir Konstantinovich Konstantinov. Probably, before the birth of her son, Sophia Pavlovna lived in the Konstantinovs' apartment on Razazhezha Street, and when it came time to give birth, Konstantin Ivanovich rented a dacha for her in Murzinka, away from people's eyes and curses. Here was the birth of his illegitimate son Vladimir. But a year later his mother died. Not being able to participate in the upbringing of his son, Konstantin Ivanovich, who at that time was on a business trip abroad, asked his relatives to find a nurse-nurse who could constantly look after the child. Thus, the only son of Konstantin Ivanovich, a hereditary nobleman, grew up practically without a father and mother.

And the strength tests all intensified.

The fact is that the rifled artillery, much more accurate and rapid-firing in comparison with the missiles, has replaced the outdated smooth-bore heavy weapons. This gave rise to doubts in the Russian leadership about the prospects and effectiveness of rocket weapons in principle, doubt in the construction of the rocket plant is Konstantinov's favorite brainchild. The special equipment developed by him turned out to be so perfect that the Spanish government ordered exactly the same for its new rocket plant in Seville in Paris. The main difference of this plant was “teledynamic motion transmission”, mechanization and automation of production cycles. The machines, machines, instruments and technology for the continuous production of rockets developed by Konstantinov turned into the largest automated production in Russia and Europe.

In addition, by that time Konstantinov was not just the creator, but also the chronicler of the missiles, made the first complete course of rocket artillery, a course of international importance. In 1859 – 1861, Konstantinov gave a series of lectures at his alma mater for artillery officers on missiles. In 1861, these lectures were published in Paris in French, and then in Russian. This, then the only in the world, fundamental monograph was highly appreciated in scientific circles, including the Paris Academy of Sciences. The author was awarded the prize of the Mikhailovsky Artillery Academy (former Mikhailovsky School) in Russia.



"The appearance of this work should be considered in military literature as an important event, because in it with scientific thoroughness and in a publicly accessible way is considered a subject about which (if we exclude previous works of the same author) only insufficient and superficial information was printed so far," military observers wrote . “The author was able to highlight the rocket issue as thoroughly as gracefully in all respects (historical, technical, physical and tactical).”

K.I. Konstantinov, in his lectures, was the first of the rocket specialists all over the world who came very close to one of the most important laws of rocket movement:

"At each moment of burning rocket composition, the amount of movement reported to the rocket is equal to the amount of movement of the exhaust gases." The mathematical form of this law gave another domestic scientist; it is known worldwide as the "Tsiolkovsky formula".

The main missile empire rushed to defend the future of the missiles. He then said a catch phrase to the leadership of the country: "Do not break the thread of events." And he passed the most serious examination at a special imperial commission, gathered to clarify the need to build a new rocket plant.

Emperor Alexander II decided to establish a special commission composed of the feldtseyhmeister general of Grand Duke Mikhail Pavlovich (chairman), generals Sergei Sumarokov, B.I. Markhlevich, Alexei Dyadin, Eduard Brimmer, Alexander Barantsov, Eduard Totleben, Nikolai Kryzhanovsky, Alexander Villimov, Konstantin Konstantinov (members of the commission). The Commission unanimously acknowledged the use of combat missiles as an aid, mainly in the defense of fortresses, and came to the conclusion that it was necessary to establish a new rocket institution. Thus, perseverance, conviction, hard work, dedication and hot perseverance, supported by high erudition, deep scientific knowledge and inventive ingenuity of Konstantinov, defended the future of the rocket right up to modern ballistic.

Konstantinov built a new Nicholas rocket plant, was appointed as its chief and moved to live in the city of Nikolaev.

At this time, he presented a new rocket system to the missile system - an 2-inch military missile, a launcher for it, and a shock launching pad. After the highest approval, the missile system was adopted by the Russian army. The recognition of rocket weapons as a necessary and effective addition to rifled artillery!

All gunners know that the rocket launcher of Lieutenant-General Konstantinov's salvo attack became the prototype of the legendary Russian "Katyushas" during the Great Patriotic War.



In 1871, General Konstantinov died in Nikolaev and was solemnly buried in the Church of the Nativity of the Most Holy Mother of God in the village of Nivnoe, Mglin district, Chernihiv province.

It is noteworthy that in the church K.I. Konstantinov was funeralized according to Orthodox canons, including the psalm-reader Nikolay Kibalchich. Obviously, Andrei Lishin noticed him here and patted about his admission to the St. Petersburg Institute of Railway Engineers. It was then that revolutionary aspirations brought Kibalchich to prison. Still, even sentenced to death, he left his project of a spacecraft.
Author:
Originator:
http://историк.рф/special_posts/первый-ракетчик-россии/
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 23 July 2016 08: 18
    +4
    Hmm ... Sorry .. then they turned off work in this direction .. Thank you, I read it with great interest ..
    1. Amurets
      Amurets 23 July 2016 09: 52
      +2
      Quote: parusnik
      Hmm ... Sorry .. then they turned off work in this direction .. Thank you, I read it with great interest ..

      You know, I did too. Even in my childhood I read a lot about the creators of Katyusha, about the first Chinese and Indian missiles. But then a book on the history of artillery fell into the hands. And here it was that the battle missiles of the battlefield began to not suit the command staff of their rather low accuracy and firing range. Rifled artillery, first of 1867, and then, with the transition of artillery to smokeless gunpowder, increased the firing range and accuracy and replaced military missiles. In general, by the beginning of the 20th century, missiles remained in service with fortresses as lighting and signaling means.
  2. Amurets
    Amurets 23 July 2016 08: 42
    +1
    Thanks to the author for reminding me about Konstantinov. I remembered about him when there was material about the creators of "Katyusha", but did not mention it. And now, I just read the article and decided to look through that period. The most surprising discovery was made by looking at A. Shirokorad-Encyclopedia In these years, along with artillery, combat missiles were widely used. The missiles of Zasyadko, Schilder, Konstantinov were in no way inferior to the Congreve missiles widely known in Europe, and sometimes were better. military missiles were in service with the Russian army of the navy until 1817, when the last missiles of the Amur and Irkutsk district depots were flooded in the Amur river bed, and I think that rifled artillery played a big role in the fact that for some period they forgot about combat missiles.
  3. erased
    erased 23 July 2016 08: 47
    +6
    A good article about a worthy officer and designer. But the first rocket launcher was Alexander Zasyadko. His name is called a crater on the moon (and, called the Americans). Zasyadko fought in the troops of Suvorov and Kutuzov, a participant in the war of 1812 and not only.
    1. Fat
      Fat 23 July 2016 22: 08
      +2
      Quote: erased
      Zasyadko fought in the troops of Suvorov and Kutuzov, a participant in the war of 1812 and not only.

      For special services to the Empire A.D. Zasyadko (Zasyadko) was awarded the "Golden Sword", one of the few. Here he really is - the First Russian rocket engineer. Back in 1828 Turkish Brailov was smashing rockets ...
      "... in 1815, Alexander Dmitrievich Zasyadko (Zasyadko) began to develop combat missiles.
      (The development of rocketry in Russia went along independent paths.
      Studying the history of this technique reveals more and more new figures who have dedicated their lives to the noble cause of strengthening the glory of Russian weapons.
      Engineer L.F. Topunov did a great job with the involvement of historical documents and archival materials to disclose the activities of Alexander Dmitrievich Zasyadko - the first designer of combat missiles, who worked much earlier than the famous missile worker Konstantinov.
      An experimental engineer, organizer and ardent patriot of the motherland, Zasyadko is not only one of the founders of the Russian military missile, but also the initiator of the mass use of missiles in the war with Turkey. Working systematically for almost 15 years to improve missiles, Zasyadko personally participates in their use in combat conditions.
      The found historical materials restore the historical truth about the use of missiles in the war of 1828-1829.
      Professor A. Cosmodemyansky)
      In creating his rocket, Zasyadko used almost one and a half-century experience of pyrotechnics in Russia. Numerous experiments carried out by Zasyadko for more than two years were crowned with success. Changing the design of the fireworks rocket, improving the technology of its manufacture, he created incendiary and grenade rockets. His rockets were three calibers: 4-inch, 2½-inch and 2-inch. The inventor worked hard to improve the ballistic qualities of his missiles. Created Zasyadko and a special machine for firing rockets.
      The range of the combat missiles he created was much greater than the range of the best foreign missiles. "
      "Technology for youth" No. 6-1949
      A. D. ZASYADKO - CONSTRUCTOR OF MILITARY MISSILES
  4. alexej123
    alexej123 23 July 2016 11: 33
    +1
    Thanks for the article Boris.
  5. knn54
    knn54 23 July 2016 11: 43
    +1
    The first Russian rocket launcher, General A. Zasyadko!
  6. Forever so
    Forever so 23 July 2016 12: 16
    +1
    Yeah, really. What is a rocket? This is a warhead delivery vehicle. If the warheads were more powerful, no one would have thrown rocket weapons into the pantry of time.
    1. Fat
      Fat 23 July 2016 22: 20
      0
      Quote: Forever so
      Yeah, really. What is a rocket? This is a warhead delivery vehicle. If the warheads were more powerful, no one would have thrown rocket weapons into the pantry of time.

      Zasyadkov's missiles were much more powerful than the artillery shells they had today. Besides, Zasyadko's machine made it possible to fire volleys. The missile business did not receive proper development in a timely manner due to the high cost of the "delivery vehicle", and not the insufficient "destructive power"
      The Kongrev rocket compared with the products of Zasyadko and Konstantinov is a vulgar cracker ...
  7. Evgenijus
    Evgenijus 15 January 2017 23: 13
    +1
    Article and comments very much. Informative, interesting, compact.
    Thanks to the author and commentators of his material.

Первый ракетчик России

Он был незаконнорождённым сыном великого князя Константина Павловича. В 1838 году молодого выпускника Артиллерийского училища Константина Константинова назначили командующим Школой мастеров порохового и селитряного дел. Он тщательно изучал опыт зарубежных ракетчиков. Ему было известно про малоуспешные опыты во Франции по созданию боевых (зажигательных) ракет, проводимые пиротехниками Клодом Руджиери, Филиппом Бельером и капитаном артиллерии Морисом Шевалье и другими инженерами. Большего успеха добился только английский конструктор полковник Уильям Конгрев (1772–1828). Проводя эксперименты с ракетами, Конгрев сформировал некоторые основы теории проектирования и производства пороховых ракет, включающей технологию поддержания устойчивого процесса горения топлива и методику использования хвостовых стабилизаторов для управления её полётом. В знак признания его заслуг европейские боевые ракеты назвали «конгревовы», а сам он стал генералом.

Первый ракетчик России


Зарубежный опыт подогревал изобретательские способности русского ракетчика. А он побывал во многих странах Европы: в Австрии, Англии, Бельгии, Голландии, Пруссии, Франции.


К этому времени Константинов сделал первое изобретение — электробаллистический прибор. Потом в 1844 году предложил также прицел для навесной стрельбы из гладких орудий. После возвращения в Россию испытал свою установку для измерения скорости артиллерийского снаряда.

В командировке в Австрии он решил встретиться с видным специалистом по ракетной технике, шведом, генерал-майором бароном Винценсом фон Аугустином, начальником австрийского корпуса ракетчиков и лаборатористов. На ракетном поле до смотра Константинов рассказал ему о своём ракетном баллистическом маятнике. Аугустин сказал о том, что Константинов «начал с того, чем ему, Аугустину, следовало бы кончить», признав тем самым высокую одарённость молодого изобретателя.

Баллистический маятник предназначался для измерения тяги порохового двигателя, что позволило Константинову исследовать влияние формы и конструкции ракеты на её баллистические свойства, заложив научные основы расчёта и проектирования ракет. Фактически методика исследования внутрибаллистических характеристик ракетных двигателей с помощью маятника Константинова — прообраз современных огневых испытаний! В течение многих лет маятник Константинова оставался наиболее совершенным инструментом исследования тяговых параметров ракетного двигателя.

В 1850 году высочайшим приказом полковник Константинов был назначен командиром старейшего Петербургского ракетного заведения, первого в России промышленного предприятия по производству боевых ракет. Одним из направлений деятельности Константинова стало совершенствование производства, прежде всего улучшение технологии изготовления боевых ракет, сборки ракет, механизации и безопасности их изготовления.

Константинов являлся ревнителем ракетного вооружения кораблей. И сделал много для их применения во флоте. Так, он опубликовал в «Морском сборнике» работу, в которой анализировались все предложения, связанные с подводным плаванием. В ней он по достоинству оценил предложения известного русского инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера, применившего боевые ракеты на первой в мире металлической подводной лодке.

Ракеты Константинова задействовали и при обороне Севастополя. В первых числах февраля 1855 года противник атаковал передовые рубежи обороны Севастополя ракетами Конгрева. Из траншей, раскинувшихся за бастионом, посыпались вражеские ракеты в расположение эскадры под командованием вице-адмирала Павла Нахимова. Чуть-чуть не был сожжён этими ракетами корабль «Великий князь Константин». Тогда помощник Константинова Филимон Пестич решился ударить своими ракетами по неприятелю с верхнего этажа казармы. Определил угол возвышения — в 20 градусов. При первом выстреле ракета перелетела засеку и упала в переднюю траншею неприятеля. Английские солдаты побросали сапёрные лопаты и кинулись от ракеты в разные стороны по ходам отрытой ими траншеи. «Донося о сем Вашей светлости, — писал вице-адмирал Павел Нахимов 16 февраля 1855 года генерал-адъютанту князю Александру Меншикову, — имею честь присовокупить, что ракеты, бросаемые неприятелем, преимущественно разрывные, с сильным зажигательным составом; а дальность полета простирается до двух тысяч сажен».

Это донесение сослужило важную службу для Константинова — он стал получать срочные большие заказы на изготовление и поставку отечественных ракет для Восточной кампании…

Со службой в ракетном заведении под начальством Константинова связан хотя и короткий, но весьма значительный эпизод жизни и творчества Льва Толстого. После героической севастопольской страды его откомандировали в Петербург. Прибывшего на новое место службы 21 ноября 1855 года Толстого приказом инспектора всей артиллерии от 27 декабря № 435 зачислили в ракетную батарею при ракетном заведении. Поручик Толстой, с большой симпатией относившийся к Константинову, с охотой общался с ним, часто бывал у своего командира дома на Разъезжей и всегда тепло отзывался о нём. Из дневниковых записей Толстого (16 мая — 9 декабря 1856 года) известно, что, посещая Константинова, Толстой завтракал или обедал с ним, встречался в его квартире с известными артиллеристами и ракетчиками. Но, не видя перспектив своей службы в артиллерии, Толстой заводил разговор об отставке, однако Константинов его отговаривал. Несмотря на уговоры, Толстой всё-таки уехал в Ясную Поляну, откуда посылал своему командиру письма. А 29 декабря 1856 года написал на имя начальника Санкт-Петербургского ракетного заведения Константинова рапорт об отставке.

Первый ракетчик России

Пусковой станок и 2-дюймовая ракета Константинова

В марте 1857 года Константинова командировали за границу для заказа всех технических приспособлений для вновь проектируемого ракетного завода. Хотя основной задачей Константинова оставалось: «…познакомиться ближайшим образом с существующими ныне во Франции ракетными заведениями, из которых одно в Тулоне, а второе в Меце». Несмотря на секретность сведений, ему удалось их приобрести. Видимо, экономическая разведка была ему под силу. Ко всему он считал, что научные знания нельзя утаивать в одной стране, чтобы не прервались успехи цивилизации во всём мире.

Константинов на свой страх и риск заказал на заводе, которым владел Эммануэль Дени Фарко, в Париже оборудование для нового ракетного заведения по своим чертежам. Император Александр II в августе 1859 года одобрил заказ Константинова, а также согласился с его предложением выделить ракетные команды в самостоятельный род войск, нуждающийся в собственном командовании. Можно считать созданное управление со своим штабом, ракетным дивизионом, собственными ракетными заводами и ракетными полигонами прообразом современных отечественных ракетных войск.

Плодотворная деятельность заведующего Управлением изготовлением и употреблением боевых ракет генерал-майора Константинова по усовершенствованию боевых ракет и ракетного производства произвела особое впечатление даже на монархов дружественных России стран — в 1859 году на него «полился» дождь орденов. Он получил российский орден Святого Станислава I степени, Командорский крест ордена Нидерландского льва, испанский орден Изабеллы Католической…

1860 год внёс в личную жизнь Констатинова знаменательные события. Дворянское депутатское собрание Санкт-Петербурга удовлетворило просьбу о признании его в потомственном дворянском достоинстве, а Сенат определил внести имя Константинова во вторую часть дворянской родословной книги Санкт-Петербургской губернии с изготовлением диплома и герба.

Первый ракетчик России

Полевой ракетный станок Константинова с ракетой

Казалось, справедливость в судьбе Константинова восторжествовала. Но не зря говорят, что за грехи отцов отвечают дети. Лишь недавно был установлен подобный факт, тщательно скрываемый многие годы. От гражданского брака с Софьей Рутковской 17 июля 1860 года в деревне Мурзинка Шлиссельбургского уезда родился сын — Владимир Константинович Константинов. Вероятно, до рождения сына Софья Павловна проживала в квартире Константиновых на Разъезжей улице, а когда пришло время рожать, Константин Иванович арендовал для неё дачу в Мурзинке — подальше от людских глаз и злословий. Здесь и было зарегистрировано рождение его внебрачного сына Владимира. Но через год его мать умерла. Не имея возможности участвовать в воспитании сына, Константин Иванович, который в то время находился в командировке за границей, попросил родственников подыскать кормилицу-няньку, которая могла бы постоянно присматривать за ребёнком. Так, фактически без отца и без матери рос единственный сын Константина Ивановича, потомственный дворянин.

А испытания на прочность всё усиливались.

Дело в том, что на смену устаревшим гладкоствольным тяжёлым орудиям пришла нарезная артиллерия, гораздо более точная и скорострельная по сравнению с ракетами. Это породило в российских верхах сомнения в перспективности и эффективности ракетного оружия в принципе, сомнение в строительстве ракетного завода — любимого детища Константинова. Разработанное им специальное оборудование оказалось настолько совершенным, что испанское правительство заказало в Париже точно такое же для своего нового ракетного завода в Севилье. Главным отличием этого завода являлась «телединамическая передача движения», механизация и автоматизация производственных циклов. Разработанные Константиновым машины, станки, приборы и технология поточного изготовления ракет воплотились в крупнейшее в России и Европе автоматизированное производство.

Кроме того, Константинов к тому времени был не просто создателем, но и летописцем ракет, составил первый полный курс ракетной артиллерии, курс международного значения. В 1859–1861 годах Константинов прочёл цикл лекций в своей альма-матер для артиллерийских офицеров о ракетах. В 1861 году эти лекции были опубликованы в Париже на французском, а потом и на русском языке. Эту, тогда единственную в мире, фундаментальную монографию высоко оценили в научных кругах, в том числе в Парижской академии наук. Автор её был удостоен премии Михайловской артиллерийской академии (бывшее Михайловское училище) в России.

Первый ракетчик России


«Появление этого сочинения должно считать в военной литературе важным событием, ибо в нем с научной основательностью и общедоступным образом рассматривается предмет, о котором (если исключить прежние труды того же автора) были напечатаны до сих пор только недостаточные и поверхностные сведения, — писали военные обозреватели. — Автор сумел осветить ракетный вопрос также основательно, как и изящно во всех отношениях (историческом, техническом, физическом и тактическом)».

К.И. Константинов в своих лекциях первым из специалистов ракетного дела во всём мире почти вплотную подошёл к одному из главнейших законов движения ракет:

«В каждый момент горения ракетного состава количество движения, сообщаемое ракете, равно количеству движения истекающих газов». Математическую форму этому закону придал другой отечественный учёный; всему миру она известна как «формула Циолковского».

Главный ракетчик империи кинулся защищать будущее ракет. Он тогда сказал руководству страной крылатую фразу: «Не нарушайте нить событий». И выдержал серьёзнейший экзамен на особой императорской комиссии, собранной для уточнения необходимости строительства нового ракетного завода.

Император Александр II постановил учредить особую комиссию, составленную из генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича (председателя), генералов Сергея Сумарокова, Б.И. Мархлевича, Алексея Дядина, Эдуарда Бриммера, Александра Баранцова, Эдуарда Тотлебена, Николая Крыжановского, Александра Вилламова, Константина Константинова (членов комиссии). Комиссия единодушно признала пользу боевых ракет как вспомогательного средства, в основном при обороне крепостей, и пришла к убеждению о необходимости учреждения нового ракетного заведения. Таким образом, упорство, убеждённость, трудолюбие, целеустремлённость и горячая настойчивость, подкреплённые высокой эрудицией, глубокими научными знаниями и изобретательской смекалкой Константинова, отстояли будущее ракет вплоть до современных баллистических.

Константинов построил новый Николаевский ракетный завод, был назначен его начальником и переехал жить в г. Николаев.

В это время он представил ракетчикам новую ракетную систему — 2-дюймовую боевую ракету, пусковой станок для неё и ударный пальник для запуска. После высочайшего одобрения ракетную систему приняли на вооружение русской армии. Состоялось признание ракетного оружия как необходимого и эффективного дополнения к нарезной артиллерии!

Все артиллеристы знают, что ракетный станок залпового удара генерал-лейтенанта Константинова стал прообразом легендарных русских «катюш» во время Великой Отечественной войны.

Первый ракетчик России


В 1871 году генерал Константинов скончался в Николаеве и был торжественно захоронен в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нивное Мглинского уезда Черниговской губернии.

Примечательно, что в церкви К.И. Константинова отпевали по православным канонам, в том числе псаломщик Николай Кибальчич. Очевидно, здесь его и приметил Андрей Лишин и похлопотал о его приёме в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Это потом революционные устремления привели Кибальчича в тюрьму. Всё же, даже приговорённый к смертной казни, он оставил свой проект космического корабля.
Автор: Борис Рябухин
Первоисточник: http://историк.рф/special_posts/первый-ракетчик-россии/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. parusnik 23 июля 2016 08:18
    Мда...Жаль..затем свернули работы в этом направлении..Спасибо, прочитал с большим интересом..
    1. амурец 23 июля 2016 09:52
      Цитата: parusnik
      Мда...Жаль..затем свернули работы в этом направлении..Спасибо, прочитал с большим интересом..

      Знаете?Я тоже.Ещё в детстве много читал о создателях Катюш,о первых китайских и индийских ракетах.Но потом попала в руки книга по истории артиллерии.И вот в ней было,что боевые ракеты поля боя начали не устраивать командный состав своей довольно низкой точностью и дальностью стрельбы.Нарезная артиллерия сначала образца 1867года,а потом,с переходом артиллерии на бездымные пороха,повысила дальность и точность стрельбы и вытеснила боевые ракеты.В общем,к началу 20-го века,ракеты остались на вооружении крепостей в качестве осветительных и сигнальных средств.
  2. амурец 23 июля 2016 08:42
    Спасибо автору что напомнил про К.И.Константинова.Вспомнил про него когда был материал о создателях "Катюши",но упоминать не стал.А сейчас,просто прочитал статью и решил просмотреть тот период.Самое удивительное открытие сделал просмотрев А.Широкорад-Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1817-2002годы,про период 1817-1863 годы.В эти годы наравне с артиллерией,широко применялись боевые ракеты.Ракеты Засядько,Шильдера,Константинова ни в чём не уступали широко известным в Европе ракетам Конгрева,а порой были лучше.Продержались боевые ракеты на вооружении русской армии флота до 1898года,когда последние ракеты Приамурского и Иркутского окружных складов были затоплены в русле Амура.И думаю,что большую роль в том ,что на какой-то период забыли про боевые ракеты,сыграла нарезная артиллерия.
  3. стер 23 июля 2016 08:47
    Хорошая статья о достойном офицере и конструкторе. Но первым ракетчиком был Александр Засядько. Его именем назван кратер на Луне (причем, назвали американцы). Засядько воевал в войсках Суворова и Кутузова, участник войны 1812 года и не только.
    1. Толстый 23 июля 2016 22:08
      Цитата: стер
      Засядько воевал в войсках Суворова и Кутузова, участник войны 1812 года и не только.

      За особые заслуги пред Империей А.Д. Засядко (Засядько) был награжден "Золотой шпагой", один из немногих. Вот он действительно - Первый ракетчик России. Еще в 1828 турецкий Браилов ракетами громил...
      "...в 1815 году приступил к разработке боевых ракет Александр Дмитриевич Засядко (Засядько).
      (Развитие ракетной техники в России шло по самостоятельным путям.
      Изучение истории этой техники раскрывает все новых деятелей, посвятивших свою жизнь благородному делу упрочения славы русского оружия.
      Инженер Л. Ф. Топунов провел большую работу с привлечением исторических документов и архивных материалов по раскрытию деятельности Александра Дмитриевича Засядко — первого конструктора боевых ракет, работавшего намного ранее известного деятеля ракетного дела Константинова.
      Инженер-экспериментатор, организатор и горячий патриот родины, Засядко является не только одним из создателей отечественной боевой ракеты, но и инициатором массового применения ракет в войне с Турцией. Систематически работая в течение почти 15 лет над усовершенствованием ракет, Засядко лично участвует в использовании их в боевых условиях.
      Найденные исторические материалы восстанавливают историческую правду о применении ракет в войне 1828—1829 годов.
      Профессор А. Космодемьянский)
      В создании своей ракеты Засядко использовал почти полуторавековый опыт пиротехников России Многочисленные эксперименты, проводившиеся Засядко в течение более чем двух лет, увенчались успехом. Изменив конструкцию фейерверочной ракеты, улучшив технологию ее изготовления, он создал зажигательные и гранатные ракеты. Ракеты его были трех калибров: 4-дюймовые, 2½-дюймовые и 2-дюймовые. Изобретатель много потрудился над совершенствованием баллистических качеств своих ракет. Создал Засядко и специальный станок для стрельбы ракетами.
      Дальность полета созданных им боевых ракет намного превышала дальность полета лучших зарубежных ракет."
      "Техника-молодежи" №6-1949
      А. Д. ЗАСЯДКО — КОНСТРУКТОР БОЕВЫХ РАКЕТ
  4. alexej123 23 июля 2016 11:33
    Спасибо за статью Борис.
  5. knn54 23 июля 2016 11:43
    Первый ракетчик России-генерал А.Засядько!
  6. Вечно так 23 июля 2016 12:16
    Мда уж. Что такое ракета. Это средство доставки боевого заряда. Были бы боевые заряды мощнее, никто бы не забросил ракетное вооружение в кладовку времени.
    1. Толстый 23 июля 2016 22:20
      Цитата: Вечно так
      Мда уж. Что такое ракета. Это средство доставки боевого заряда. Были бы боевые заряды мощнее, никто бы не забросил ракетное вооружение в кладовку времени.

      Засядьковские ракеты были намного мощнее современных им артиллерийских снарядов, К тому-же станок Засядько позволял стреллять залпами. Своевременно ракетное дело не получило должного развития из-за дороговизны "средства доставки", а не недостаточной "разрушительной мощи"
      Конгревовская ракета по сравнению с изделиями Засядько и Константинова - пошлая шутиха...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня