Летающий корабль СМ-1: история первого советского экраноплана

Летающий корабль СМ-1: история первого советского экраноплана


22 июля 1961 года конструктор Ростислав Алексеев отправился в полет на первом своем детище, летающем за счет экранного эффекта

С тех пор как человечество принялось создавать и совершенствовать транспортные средства, одной из главных целей этого процесса стала все большая скорость передвижения. Но, увы, по-настоящему скоростными удалось сделать только самолеты — с кораблями такой фокус почти не проходит. Почти — потому что в послевоенной России сумели создать суда, развивавшие скорость 400–500 км/ч! Речь идет об экранопланах — своего рода гибридах самолета и глиссирующего судна, разработкой которых долгое время занимался талантливый конструктор Ростислав Алексеев. Его первая машина такого рода — экраноплан СМ-1, то есть «Самоходная модель, первая» — отправилась в свой первый полет 22 июля 1961 года. Причем управлял агрегатом сам его создатель, совершенно уверенный в безопасности и возможностях своего детища.


Впервые об эффекте аэродинамического экрана, или экранного эффекта, то есть резкого увеличения подъемной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и пр.), стало известно в начале 1920-х. Первыми с подобным явлением столкнулись летчики, особенно управлявшие самолетами с достаточно широкими и короткими крыльями. Они заметили, что при взлете или посадке самолет, летящий с небольшой скоростью, вдруг начинает вести себя странно — так, словно под ним появилась огромная подушка. На первых порах встречи с экранным эффектом даже приводили к катастрофам, пока ученые-аэродинамики не сумели исследовать и объяснить явление и предложить способы борьбы с ним.

Да, самолетам приходилось бороться с экранным эффектом, но кто сказал, что он совершенно бесполезен? Практически тогда же, когда был описан аэродинамический экран, нашлись и ученые, которые попытались хотя бы теоретически применить новое явление. И одними из первых среди них были советские инженеры. Так, в 1922 году увидела свет статья ученого-аэродинамика Бориса Юрьева (в будущем — действительного члена Академии наук СССР и генерал-лейтенанта инженерно-технической службы) «Влияние земли на аэродинамические свойства крыла». Именно она дала теоретическое обоснование применению экранного эффекта для создания летательных аппаратов особой конструкции. А десять лет спустя первую попытку практического применения этой теории сделал знаменитый советский изобретатель Павел Гроховский. «Мне пришла мысль использовать "воздушную подушку", то есть образующийся под крыльями сжатый воздух от скорости полета, — писал в начале 1930-х известный конструктор. — Корабль-амфибия может лететь-скользить не только над землей, над морем и рекой. Корабль-амфибия позволяет круглый год перебрасывать грузы и людей со скоростью 200–300 км/ч, летом на поплавках, зимой на лыжах».

Но уровень развития довоенной техники и потребности в новых видах транспорта были невысоки, и потому экранопланы в тот момент развития не получили — дело ограничилось несколькими масштабными моделями и экспериментальными машинами. Прототипы, созданные Павлом Гроховским и финном Тоомасом Каарио, доказали саму возможность движения за счет экранного эффекта, но никак не тянули даже на предсерийные экземпляры. И потому расцвет экранопланостроения начался только два десятка лет спустя после окончания Второй мировой войны. К этому времени появились и новые термостойкие и влагостойкие материалы для плоскостей и обшивки такого рода аппаратов, и реактивные и турбовинтовые двигатели, способные разгонять их до скоростей, при которых аэродинамический экран становился по-настоящему эффективным.

В Советском Союзе работами над экранопланами занимались два конструкторских бюро, но лишь одному удалось довести свои разработки до серийного производства. Таганрогское ОКБ, в котором работал авиаконструктор Роберт Бартини — один из самых экстравагантных и не связанных условностями создателей советской авиатехники, — воплотило в металле только одну модель своего руководителя: ВВА-14, то есть вертикально взлетающую амфибию. Поскольку доработать и установить на этом удивительном летательном аппарате двигатели вертикального взлета так и не удалось, на их место установили два маршевых двигателя для создания экранного эффекта — и тем самым превратили самолет вертикального взлета и посадки в экраноплан. Но масштабы доводочных работ оказались столь велики, что после смерти конструктора работы над ВВА-14М1П (такой индекс получил экраноплан) были прекращены.

Гораздо больших успехов добились создатели экранопланов из горьковского Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ СПК) под руководством Ростислава Алексеева. В этом конструкторском бюро в послевоенные годы были созданы морские и речные суда на подводных крыльях, многие из которых не имеют себе равных по сей день. Знаменитые «Ракеты» и «Метеоры», «Кометы» и «Буревестники» — все это разработки ЦКБ СПК. И именно они в конечном итоге привели к появлению первых экранопланов конструкции Ростислава Алексеева.

Дело было в том, что, совершенствуя суда на подводных крыльях, конструктор довольно быстро понял: какими бы быстрыми они ни были, достигая скоростей, недоступных обычным судам, они все равно не способны двигаться быстрее 100–120 км/ч. Виной всему — кавитационный эффект, кипение воды в разреженной зоне, который возрастает по мере увеличения скорости и резко снижает эффективность подводного крыла. Именно тогда Алексееву и пришла в голову идея устранить главный источник проблем — контакт судна с водой. Для судостроителя такая идея выглядит как минимум революционной, если не сказать завиральной. Но Ростислава Алексеева это не смутило: проштудировав все доступные материалы по экранному эффекту и довоенным попыткам создания экранопланов, он взялся за конструирование собственных машин такого типа.

Коротким этот путь только выглядит, а на деле у конструктора ушло почти десять лет, прежде чем он сумел вплотную приступить к созданию первого своего экраноплана. Как всегда, процесс подстегнул интерес военных, которые оценили небывалые скоростные возможности и теоретическую грузоподъемность такого рода судов. Но для того чтобы подтвердить теоретические положения и доказать право экранопланов на существование, требовалась внушительная демонстрация. Именно для нее и был построен экраноплан СМ-1, отправившийся в свой первый полет 22 июля 1961 года. Убедившись в том, что теория верна, а построенная машина уверенно двигается над водной гладью, слушается руля и вообще ведет себя адекватно, Алексеев начал демонстрировать ее потенциальным заказчикам. Важнее всего оказались полеты, за которыми наблюдали секретарь ЦК КПСС, будущий министр обороны Дмитрий Устинов и главком ВМФ Сергей Горшков. Они настолько впечатлились увиденным, что выпросили у конструктора право самостоятельно полетать на СМ-1 — и получили от этого, как вспоминали очевидцы, несказанное удовольствие! Недоволен полетом остался только председатель Госкомсудостроения Борис Бутоме, который попал в неприятную ситуацию с внезапно кончившимся посреди полета топливом. Вынужденный дожидаться, пока экраноплан вновь заправят, запустят двигатели и поведут к берегу, руководитель судостроительной промышленности, как говорят, вынес свой раздраженный вердикт: мол, «тем, что летает выше телеграфного столба, судпром не занимается».

Впрочем, это было уже неважно: имевший колоссальный политический вес Дмитрий Устинов и распоряжавшийся флотскими заказами Сергей Горшков по достоинству оценили возможности нового типа машин. И с 1962 года, после того как второй экраноплан СМ-2, получивший ставшие классическими носовые двигатели поддува, помогавшие нагнетать воздух под крыло, показали главе СССР Никите Хрущеву и получили его одобрение, началась разработка серийных образцов в интересах армии и флота. ЦКБ СПК работал сразу над тремя проектами: транспортно-десантного, ударного и противолодочного экранопланов. Параллельно конструкторское бюро занималось отработкой различных вариантов компоновки судов нового типа, последовательно создав еще несколько «самоходных моделей» — от СМ-3 до СМ-8.

Как это обычно бывает с техникой, созданной на основе нового принципа движения, доводка экранопланов заняла очень много времени, за которое интерес военных и финансовые возможности страны понемногу сошли на нет. В итоге в серию пошла только одна модель экраноплана — десантного, получившего индекс МДЭ (малый десантный корабль-экраноплан) и шифр А-90 «Орленок». Правда, и их было построено всего пять экземпляров, из которых только три были приняты на вооружение советским ВМФ и вошли в состав 11-й отдельной авиагруппы Главного штаба морской авиации. Эти экранопланы могли перевозить 200 морских пехотинцев или две единицы бронетехники (например, плавающие танки ПТ-76 или бронетранспортеры БТР-60) на расстояние до 1500 км на скорости до 350 км/ч!

Среди других знаменитых разработок Ростислава Алексеева — колоссальный (длина почти 95 метров!) десятидвигательный экраноплан КМ-1, название которого западная разведка расшифровала как «Каспийский монстр». Хотя в действительности аббревиатура означала всего лишь «корабль-макет»: это был опытный корабль, на основе которого в дальнейшем планировалось построить серийный боевой экраноплан для ВМФ, способный выполнять функции ударного корабля. Немногим меньше него был построенный в единственном экземпляре боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь», получивший неофициальный титул «убийца авианосцев». Вооруженный шестью противокорабельными ракетами «Москит», он был способен выпускать их на ходу — на скорости до 500 км/ч. При этом «Лунь», перемещавшийся на высоте нескольких метров над поверхностью моря, был практически неуловим для локаторов противника и представлял серьезную угрозу авианосным группам, для борьбы с которыми он и был создан. Но в строй в 1990 году вступил всего один такой корабль, да и тот сразу после развала Советского Союза вдруг оказался никому не нужным и доживает свой век на некогда сверхсекретной базе в Каспийске.
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/pervyiy-sovetskiy-ekranoplan-27628.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 39
  1. avg-mgn 24 июля 2016 07:11
    Эта тема обсуждалась неоднократно, не совсем понятно - почему перспективное и интересное направление до сих пор не реализуется ни в интересах Флота ни гражданки. Много читал по теме, подводных камней вроде бы нет, а не строим. Про "Стерх" замолчали, а штаты своего "Пеликана" построили.
    1. demiurg 24 июля 2016 07:20
      Ответ Вы сами показали, на фотографии. Посмотрите шторм под хорошую музыку, сможет ли экраноплан выполнить задачу на таком волнении. С 2.51 смотреть))

      1. Simpsonian 24 июля 2016 07:41
        Это зависит от размера шторма и от размера экраноплана.

        Бартини по своему ВВА-14 все сделал, никаких пробелем с ним не было...
        1. тлауикол 24 июля 2016 13:04
          Бартини с вва-14 ничего не сделал. чуть более чем ничего

          ну и какого размера должен быть эп для посадки в шторм ?
          1. Simpsonian 24 июля 2016 22:38
            Видео полетов ВВА на ютюбе это "чуть более чем ничего"?
            и какие-то упыри еще тебе плюсы ставят...

            Соответсвующий высоте волн, ВВА был всего-лишь масштабной копией СВВП-2500, начав делать который он "подскользнулся в ванной".
            1. тлауикол 26 июля 2016 12:20
              Итог многолетней работы над ВВА-14 это очень плохой самолет,который никогда не взлетал с воды, никогда не взлетал вертикально и не садился ( для чего и был задуман собственно - даже само название пепелаца кричит об этом ). Взлетал он только по самолетному БЕЗ 14 двигателей вертикального взлета,БЕЗ топлива и оборудования для них, БЕЗ полезного груза вообще ! Что построил Бартини на народные миллионы ? Вот он Распил так Распил - когда вам Родина доверила построить боевой экранолет или хотя бы СВВП, а вы построили коровник, взлетающий с разбега и то без коров
            2. Папандопуло 26 июля 2016 13:39
              ВВА-14 это масштабная копия экраноплана СВВП-2500

              а вам только и остается что советские СВВП и ЭП много лет подряд обгаживать
            3. тлауикол 26 июля 2016 14:11
              масштабная копия ЧЕГО ? картинки ? макета ?фикции ? химеры ? еще одного распилпроекта ? еще туда надо было денег вбухать ?
              вам только и остается оперировать фантастическими проектами и выдавать их за свершения
            4. Папандопуло 27 июля 2016 06:55
              Летавшая машстабная копия экраноплана грузоподьемностью 2500 тонн, модели которого до этого были испытаны в аэродинамических трубах ЦАГИ и испытаны в гидродинамических бассейнах.

              Для вас %% по Задоронову и по Лаврову - да, они фантастические...

              В СССР не было распил-проектов в СССР отправляли таких как вы пилить на Колыму.
            5. Папандопуло 26 июля 2016 13:39
              ВВА-14 это масштабная копия экраноплана СВВП-2500

              а вам только и остается что советские СВВП и ЭП много лет подряд обгаживать
      2. Комментарий был удален.
      3. Mik13 24 июля 2016 08:37
        Цитата: demiurg
        Посмотрите шторм под хорошую музыку, сможет ли экраноплан выполнить задачу на таком волнении. С 2.51 смотреть))

        Авианосцы в такую погоду тоже бесполезны. И те не менее, их строят.
      4. Комментарий был удален.
      5. Вас Влад 24 июля 2016 14:02
        А что этот корабль двигается туда куда ему надо?Или пытается...
      6. jungler 24 июля 2016 20:12
        Хм... уважаемый Генерал лейтенант! Враги Вас дезинформировали. На данном клипе музыка РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ композитор наш современник КЛИНТ МЕНСЕЛЛ музыка к одноимённому американскому фильму про наркоманию....
    2. Тот же ЛЕХА 24 июля 2016 07:35
      Эта тема обсуждалась неоднократно, не совсем понятно - почему перспективное и интересное направление до сих пор не реализуется ни в интересах Флота ни гражданки.


      Вроде профессор что-то писал о недостатках экранолетов...

      все новое всегда с трудом в наших условиях пробивает себе дорогу ...так и здесь.
      Однако боюсь что РОССИИ как всегда снова придется покупать эти аппараты за рубежом изобретенные в РОССИИ...
      печалька.
      1. Simpsonian 24 июля 2016 07:42
        Этот вам напишет...
      2. Комментарий был удален.
      3. Вас Влад 24 июля 2016 14:08
        Были одни плюсы, партийной заинтересованности не было!Мы могли но не делали!Американцы хотели но не могли!
    3. chunga-changa 24 июля 2016 11:17
      Цитата: avg-mgn
      почему перспективное и интересное направление до сих пор не реализуется ни в интересах Флота ни гражданки

      Может потому что ни там ни там это "интересное направление" никому не интересно и не нужно, может не такое уж оно и перспективное? Одноколёсный велосипед по своему тоже интересен, а в плане экономии колёс - весьма перспективен, но им почему то кроме клоунов и отдельных энтузиастов так же не никто не интересуется. Может потому что есть разумная, более удобная и безопасная альтернатива?
      1. Simpsonian 24 июля 2016 22:48
        Оно "никому не нужное" потому что в военном применении экраноплан это единственный способ высадки на CONUS (continguous United States), обычными средствами можно высадиться только на Аляске.

        Даже "Орлята" с их пракическим потолком в 3000-4500м предоставляли ВМФ СССР возможность быстрого проецирования силы с Каспия на Персидский залив (в Иране практически нет ландшафта выше 2800м) и в Индийский океан.
    4. Верден 24 июля 2016 11:39
      Цитата: avg-mgn
      Про "Стерх" замолчали, а штаты своего "Пеликана" построили.

      Между прочим, американцы научились строить крупные экранопланы только после того, как в девяностые, по прямому указанию тогдашнего губернатора Нижнего Новгорода - Бориса Немцова - из Сормовского КБ им были переданы чертежи наших экранопланов. Если верить людям из КБ, с которыми мне довелось общаться на эту тему, тогдашние наши "друзья" самому КБ за это не заплатили ни копейки.
  2. avg-mgn 24 июля 2016 07:35

    Вице-президент Академии геополитических проблем капитан первого ранга запаса Константин Сивков: «экраноплан должен быть востребован военными. С военной точки зрения экраноплан невозможно уничтожить ни противосамолетными ракетами, поскольку он слишком низко для них летит, ни противокорабельными, потому что он не касается воды и двигается слишком быстро. Кроме того, за счет экрана грузоподъемность экранопланов значительно выше, чем у самолетов с таким же расходом топлива».

    http://zema.su/blog/novyi-russkii-ekranoplan-sterkh-10-zadachi-i-perspektivy-vid

    eo

    "Лунь" работал на волне до 6 баллов, однако.
    1. demiurg 24 июля 2016 08:03
      Чего же тогда луни только на Каспии торчали? Почему не было хотя экспериментальной эксплуатации на ТОФ или Северном флоте?
      1. faiver 24 июля 2016 09:04
        не успели обкатать а потом плоды "разрядки и перестройки" и развал союза, ничего не скажу по части ударных экранопланов, но на службе у спасателей по моему ему б цены не было...
      2. Вас Влад 24 июля 2016 14:11
        Они вообще то секретные были.
        1. Андрей77 24 июля 2016 16:54
          Они на хрен никому не нужны были. От матросов до командира соединения.
          1. Вас Влад 24 июля 2016 20:58
            Зачем нужны матросы на самолёте?Этот проект просто опередил время!Он был не нужен не Морякам не Авиаторам!Конкурент на который могли быть потрачены их деньги.
      3. Андрей77 24 июля 2016 16:56
        Задаете правильные вопросы. Ответчиков не будет.
        1. Simpsonian 24 июля 2016 22:52
          Цитата: Simpsonian
          Даже "Орлята" с их пракическим потолком в 3000-4500м предоставляли ВМФ СССР возможность быстрого проецирования силы с Каспия на Персидский залив (в Иране практически нет ландшафта выше 2800м) и в Индийский океан.

          вот тебе правильный ответ - еще вопросчики будут?
  3. 0255 24 июля 2016 09:51
    Очень "содердательная" статья. Автор, поподробнее написать про экранопланы нельзя было?
    1. sabakina 24 июля 2016 10:23
      Думаю, 10 минут видео Вам хватит.
  4. Комментарий был удален.
  5. костя андреев 24 июля 2016 14:35
    по поводу нужности и не нужности экраноаланов, я думаю в генштабе РФ не глупее комментаторов на ВО сидят.
    А по поводу Алексеева и его творений, часто статьи с этой темой на ВО выходят, (иногда даже бывает Де-жавю) и новое написать краине сложно, что в самой статье, что в комментариях. тема изучена оспорена. Крайняя статья была от уважаемой Полины Ефимовой, посвященная "Ракете". прочитал с удивлением. Удивлен был тем, что Полина обычно пишет так что с ходу можно узнать автора, а тут я ошибся!
    1. Андрей77 24 июля 2016 16:52
      Тема изъежанная.
      1. Simpsonian 25 июля 2016 06:27
        Цитата: Андрей77
        тема изучена оспорена.

        Цитата: Андрей77
        Тема изъежанная.


        попробуйте оспорить зачем летающей лодке с обрезаным крылом (чтобы не трясло пр болтанке) нужны якоря по 3 тонны весом, и зачем их надо было делать из стали, в то время как все перешли даже для водоизмещающих кораблей на алюминиево-магниевые или еще какие то сплавы... и все равно они летали! laughing и ВМФ СССР эксплуатировались.
  6. Андрей77 24 июля 2016 16:50
    Тема развития не получила. О контраргументах автор умолчал. Статье минус.
    1. Simpsonian 24 июля 2016 22:56
      Тема на СМ-1 закончилась? lol
      контраргументов кроме "телеграфного столба" Бутомы нет

      Экраноплан это всего-лишь грузоподьемная летающая лодка-низкоплан с уменьшенным крылом, оптимизированная для длительного полета на бреющем с использованием экранного эффекта.
      1. Simpsonian 24 июля 2016 23:21
        Алексеев - судостроитель, он к такой же конструкции помимо избежания кавитации подводных крыльев пришел глядя на аварии скоростных катеров-глиссеров, которые без всяких крыльев на одном корпусе часто на волне выпрыгивали из воды, какое-то время неуправляемо летели в воздухе и потом разбивались о воду. И сейчас с ними на гонках то же самое проиходит...
        1. Simpsonian 24 июля 2016 23:26
          Бартини был авиаконструктором, и исходил из того что обычная ЛЛ-высокоплан с крылом большого удлинения на низкой высоте будет цеплять поплавком и концами крыльев волну, кроме того из-за большого крыла при длительном полете на сверхмалой высоте развалится из-за болтанки, или еще раньше у пилотов мозги будут в смятку...
  7. Шарнхорст 24 июля 2016 17:49
    Согласен с Андреем 77. Кроме названия, машина СМ-1 в статье упомянута дважды и только в одном абзаце. Всё остальное плагиат истории из других источников. Жалко времени на статью , повёлся на интригующее название. Прошу прощения за резкость.
    1. Simpsonian 25 июля 2016 06:32
      Почему, про кавитацию например было по делу и интересно... По сути подняли подводные крылья над водой, несильно их увеличив.
  8. siemens7774 25 июля 2016 19:24
    Цитата: avg-mgn
    Эта тема обсуждалась неоднократно, не совсем понятно - почему перспективное и интересное направление до сих пор не реализуется ни в интересах Флота ни гражданки. Много читал по теме, подводных камней вроде бы нет, а не строим. Про "Стерх" замолчали, а штаты своего "Пеликана" построили.

    Вообще то Вы немного не правы.В июне спустили на воду для гражданских Буревестник М-24
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня