Виктор Михайлович Васнецов – мастер исторической и фольклорной живописи

27
23 июля 1926 года, ровно 90 лет назад ушел из жизни выдающийся российский живописец – Виктор Михайлович Васнецов. Талантливый художник, иллюстратор, декоратор и архитектор он стал основоположником особого «русского стиля», который был создан на стыке исторического жанра и романтических тенденций, которые были навеяны символизмом и фольклором. Для российской живописи его работы имеют огромное значение. Сегодня имя Васнецова известно практически каждому жителю нашей страны, как и его самая известная картина – «Богатыри».

Виктор Васнецов появился на свет 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Вятской губернии (сегодня Кировская область) в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова. Спустя два года после рождения Виктора его отец получил приход в селе Рябово, находящемся в том же уезде. Именно здесь и прошло детство будущего художника. Семья сельского священника жила, как и остальные крестьяне села, небогато и просто. При этом у Виктора было пять братьев, так как их мать умерла очень рано, все они дружно помогали своему отцу вести хозяйство.

Будучи широко образованным человеком, Михаил Васильевич старался дать сыновьям разностороннее воспитание. Он обучал их арифметике и грамоте, а также пытался развить в них наблюдательность и пытливость ума. Васнецовы любили заниматься резьбой по дереву, рисовать акварелью, читали научные журналы. Обособленный уклад жизни, довольно суровая природа, старинные обычаи и деревенские песни и предания сформировали жизненное и художественное мировоззрение будущего живописца. Виктор и его брат Аполлинарий, который также занимался живописью, в детстве впитали в себя эту сказочную атмосферу «преданий старины глубокой», которая в будущем стала главной темой и особенностью их творчества.

Виктор Михайлович Васнецов – мастер исторической и фольклорной живописи


По сложившейся в семье Васнецовых традиции сыновья должны были продолжить дело своих предков, то есть стать священниками. По этой причине в 1858 году Михаил Васильевич отдал своего старшего сына Виктора в духовное училище. В училище будущий знаменитый художник обучался до 1862 года, после чего поступил в Вятскую духовную семинарию. Здесь он помимо Священного Писания изучал и иконопись. Уроки церковной живописи семинарист брал у художника Чернышева, который имел в Вятке (Киров) иконописную мастерскую. Мечтавший о живописи Васнецов, вскоре решил продолжить свое обучение в Петербурге в Академии художеств. С благословения своего отца и ректора он оставил предпоследний курс семинарии и перебрался в Петербург. Чтобы собрать деньги в дорогу он написал и продал две жанровых картины «Жница» и «Молочница».

Далее биография художника развивалась следующим образом. Прибыв в Петербург, он добрался до заветной Академии и сдал вступительные экзамены, ожидая извещения о результатах. Однако извещения он так и не дождался. Это произошло не потому, что он не поступил, а из-за досадной ошибки, по какой-то причине извещение не было ему доставлено. На самом деле Виктор Васнецов поступил сразу, но узнал он об этом только спустя год. Решив, что попробует поступить еще раз, но в следующем году, Васнецов в 1867 году отправился в школу Общества поощрения художников, где совершенствовал свои навыки и мастерство, параллельно с этим, зарабатывая себе на жизнь, выполняя иллюстрации к разным журналам, книгам и давая частные уроки живописи.

В Академии началась его дружба с Репиным, Крамским, Стасовым, Антокольским. А из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу же почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь беседы с Павлом Петровичем Чистяковым», – говорил впоследствии прославленный художник. Во время учебы судьба заставила Васнецова покинуть академию. В 1870 году скончался отец художника, после чего он вынужден был уехать в Рябово, для того чтобы позаботиться о своих братьях. Назад в столицу он вернулся уже с младшим 16-летним братом Аполлинарием, который в будущем также станет известным художником. В итоге Васнецову пришлось работать еще больше, чтобы обеспечивать и своего брата. С 1871 года из-за недостатка времени и по болезни он стал нерегулярно посещать занятия.



В эти годы он смог выполнить порядка 200 иллюстраций к Народной азбуке, Русской азбуке для детей Водовозова, Солдатской азбуке Столпянского. Также им были проиллюстрированы сказки Жар-птица, Конек-Горбунок и многие другие. Наряду с иллюстрациями работал он и над самостоятельными картинами. Постепенно Васнецов окончательно охладел к учебе в Академии, он забросил занятия и лекции и даже не стал сдавать выпускных экзаменов. Вынужденный зарабатывать себе на жизнь и, поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, он в итоге оставил академию, получив канцелярское удостоверение о том, что состоял в числе ее учеников.

Весной 1876 года Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамский и Поленов. Попутно он получил заказ на иллюстрации к книге Водовозовой «Жизнь европейских народов». Во Франции живописец постарался изучить жизнь и быть французов, результатом его наблюдений стала картина «Балаганы в окрестностях Париж» (1877 год). Назад в Россию он вернулся через год, после чего обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. При этом свою семью художник строил по подобию семьи своего отца. Без одного году 50 лет прожил Виктор Васнецов в счастливом семейном согласии. При этом о семейной жизни художника известно не так уж много. Сохранившиеся до наших дней портреты позволяют увидеть его жену, одну его дочь Татьяну, а также сыновей Бориса и Владимира.

В 1878 году Виктор Васнецов перебрался из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на художника должного впечатления. В то время как в Москве страсть к старине возникла еще сильнее. После переезда в Москву живописца сразу же приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль художника существенно изменился, в Москве он сближается с Третьяковым и Мамонтовым, что также повлияло на него. Именно в этом городе художник Васнецов раскрылся по-настоящему. Ему нравилось находиться в Москве, здесь он всегда чувствовал себя легко и мог решать разнообразные творческие работы.



Как позднее вспоминала жена художника, перебравшись жить в Москву, он любил бродить по старинным улочкам столицы. Возвращаясь домой, он часто говорил: «Сколько чудес я сегодня видел». Позднее он вспоминал, что перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Пережитое и увиденное вызрело в нем в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», которая была задумана на рубеже 1880-х годов, а исполнена окончательно в 1897 году.

В 1878 году Виктор Васнецов написал известную картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами», которая стала одной из первых в реализованном им историко-былинном цикле. В этой своей работе художник хотел поэтично и торжественно-печально воспеть героизм русских воинов, как это в свое время сделал создатель «Слова о полку Игореве». Именно поэтому он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за Родину. При этом при жизни художника картина не встретила единодушного одобрения со стороны публики. Данная работа была настолько необычна, что единого мнения о ней на тот период времени и быть не могло. Сразу смогли почувствовать «главное» в данной работе Васнецова лишь Репин и Чистяков.

Несмотря на то, что большинство критиков тех лет не признали картину, Васнецов решил не бросать выбранного пути и к 1882 году создал еще одну работу в этом направлении – картину «Витязь на распутье». В своей работе мастер изобразил сумеречную степь, поле прошедшей давно битвы с разбросанными костями павших. На перекрестке дорог был изображен предостерегающий камень. Остановившийся перед ним витязь был погружен в нелегкие раздумья (идею обозначить на дремучем камне былинную надпись художнику предложил Стасов). В образе витязя, стоящего на распутье дорог, художник, пусть и неприемлемо изобразил самого себя, свои нелегкие раздумья о будущем.



Находясь в столице, Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, что стало немаловажным событием во всей его жизни. Этот меценат достаточно быстро заказал три картины для установки их в зале заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства». «Первая из заказанных картин должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая – сказочный способ превращения и третья – царевен золота, драгоценных камней и каменного угля – символ божества недр пробужденного края» – вспоминал позднее о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.

Но, пожалуй, самым важным произведением в творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова стало масштабное полотно под названием «Богатыри» (1881-1898 годы, выставлено в Государственной Третьяковской галерее в Москве). От задумки данного сюжета и появления в форме карандашного эскиза до его законченного воплощения на огромном холсте прошло практически 20 лет. Даже после покупки работы знаменитым меценатом Третьяковым, который поместил картину в публичной галерее, Васнецов продолжал некоторое время вносить в нее свои поправки.

Сегодня известно, что фигуры трех главных былинных защитников Руси – богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича художник создавал с натурщиков, которые были полностью облачены в настоящую одежду древнерусских витязей, которую удалось позаимствовать из запасников Исторического музея. Некоторые работы Виктор Васнецова, как, например, картина «Богатыри», были высоко оценены уже при его жизни. Одним из высочайших признаний его заслуг стало присвоение в 1912 году ему пожизненного дворянства Российской империи, которое распространялось и на всех его потомков.



Знаменитый художник скончался 23 июля 1926 года на 79-м году жизни. После принятия вечернего чая, он отправился к себе в комнату. Спустя несколько минут родные Васнецова услышали, как что-то упало на пол. Сообщается, что живописец умер от разрыва сердца, смерть была мгновенной и не доставила ему никаких страданий. Говорят, так может уходить лишь душа, которая занята поиском Божественной красоты и правды, обретая покой на небе. Многие современники лишь после смерти художника смогли по достоинству оценить его творческий путь. Похоронен он был в Москве на Лазаревском кладбище, после уничтожения данного кладбища, прах художника был перенесен на Введенское кладбище (ранее Немецкое кладбище и Иноверческое кладбище) столицы в районе Лефортово.

Творчество Васнецова на долгие годы пережило самого художника. Он стал настоящим первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, сумел ввести зрителя в царство былин, сказок, исторических преданий. Васнецов сумел найти новые изобразительные средства, которые были равнозначны былинно-сказочным образам и речевым оборотам. Умело вводя в свои работы реальный, однако окрашенный определенным настроением пейзаж (никнущие травы, встающая над полем боя кроваво-красная луна, лесные дебри и т.д.) художник затрагивал глубинные душевные струны, заставляя зрителей сопереживать увиденному изображению. Живопись Виктора Васнецова была отмечена монументально-декоративными чертами, а нередко она даже тяготела к символике, порой, словно, предвосхищая поздние произведения, написанные в стиле модерн.

По материалам из открытых источников
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    23 июля 2016 07:37
    Настоящий русский художник--воссоздатель образов старой Руси,по которым мы сейчас имеем представление о тех временах,людях ,правителях и исторических событиях.Автору спасибо за статью.
    1. +9
      23 июля 2016 11:03
      Цитата: semirek
      Настоящий русский художник--воссоздатель образов старой Руси

      Не много не соглашусь...
      Образ "Витязя на распутье" - образ России во все времена
      1. +1
        24 июля 2016 23:18
        Образ "Витязя на распутье" - образ России во все времена


        А кто не бывал на распутье? Эта картина о каждом из нас. О тех кто был и о тех кто будет...
    2. +2
      24 июля 2016 15:36
      Цитата: semirek
      Настоящий русский художник--воссоздатель образов старой Руси,по которым мы сейчас имеем представление о тех временах,людях ,правителях и исторических событиях.Автору спасибо за статью.

      Наш человек! Это радует.
      А то какие-то де-би-ль-ные "черные квадраты" со всякими Малевичами просто позорище...
      1. 0
        24 июля 2016 23:30
        А то какие-то де-би-ль-ные "черные квадраты" со всякими Малевичами просто позорище...


        У того "квадрата" нашлось полноценное название: "Ночная битва негров в пещере". Отсюда следует, что Малевич люто стебанулся и над публикой, и над критиками, которые всё ждали "нового"!

        А ещё вспоминается классный мужик де Сент Экзюпери. Некий принц достал его - нарисуй барашка! Один баран - старый, другой - грустный и т.д. И он нарисовал ящик: баран - внутри. Такой, какого ты хотел.
        Вот и с "квадратом" так же.

        ЗЫ: Всё вышеперечисленное не исключает того, что Васнецов в разы талантливее, важнее и знАчимее в Истории России, чем любой из "-истов", и чем все они вместе.
  2. +15
    23 июля 2016 07:40
    Васнецов дал лица нашей истории и культуре: богатырям, дружинникам, сказочным персонажам, политикам.
    Он знакомил нас с Русью: мощной, доброй, красивой и загадочной...
    Спасибо ему.
  3. +14
    23 июля 2016 07:42
    Вот неожидал, удивили?
    А ведь правда, наше поколение воспитывалось на полотнах Васнецова, начиная со сказок Серый волк и Илья Муромец заканчивая нашей историей как Иваном Грозным, Рюриком. Именно их картиные образы встают перед нашими глазами, именно образы кисти великого русского художника Васнецова, когда мы о них вспоминаем или пишем.
    Низкий поклон и спасибо автору.
  4. +14
    23 июля 2016 08:10
    Когда картина "Богатыри" была начата на большом полотне в Абрамцеве, В.Васнецов в письме к П.П.Чистякову писал : "Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого". Некоторые исследователи творчества Васнецова предполагают, что в лице Добрыни Никитича художник изобразил самого себя...Спасибо, за статью о замечательном художнике..
  5. +6
    23 июля 2016 08:37
    К сожалению автор ограничился набором общих, хорошо известных фактов. Статья поверхностная. Личность такого гениального мастера требует более глубокого и широкого описания...

    "...стало присвоение в 1912 году ему пожизненного дворянства Российской империи, которое распространялось и на всех его потомков..."

    В Российской империи в знак признания заслуг граждан возводили в ПОТОМСТВЕННОЕ или ЛИЧНОЕ дворянство...

    "... было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством»..."
  6. +7
    23 июля 2016 08:41
    Большое спасибо за рассказ о любимом художнике.Его картины прекрасно дополняют русские народные сказки,былины,героический эпос.Это душа русского народа.Пока русские дети любят свои родные сказки---русский народ не победить.С любви к русским народным сказкам начинается любовь к истории Родины.Так я думаю.Картины В.Васнецова---замечательный иллюстрации.
    Когда был маленький,то социалистических книжек в продаже уже не было,а капиталистических ещё не напечатали в нужном количестве. Они позже появились и стали доступны.Поэтому до сих пор останавливаюсь и смотрю на детские книги,если они на улице продаются.Вижу картины Васнецова в книгах часто.Так что выбор за родителями,что купить----русские народные сказки или покемонов.
    1. +1
      24 июля 2016 19:51
      Пока жива Россия,будет жить и Васнецов со своими картинами.
  7. +21
    23 июля 2016 09:18
    У меня всё детство над кроватью провисел этот коврик. До сих пор верю, что они меня охраняли..
    1. +1
      23 июля 2016 14:15
      До сих пор про эту картину школьный анекдот помню :
      Илья Муромец - Что за уй по полю бродит
      Добрыня - Надо дать ему люлей
      Алеша - Как бы нам люлей не дали,надо сваливать скорей
    2. +1
      23 июля 2016 16:57
      Ага, у моей бабушки такой был. Это вам не сказочные богатыри, вполне реальные персонажи. Добрыня то вообще Волхов покрасил в цвет алый, когда Новгородцев крестил.
      1. 0
        24 июля 2016 18:51
        Цитата: Geodezist33
        Добрыня то вообще Волхов покрасил в цвет алый, когда Новгородцев крестил.

        Вообще то Добрыня Никитич погиб во время битвы на р. Калке по преданиям. Вам тогда придется признать что богатырь погиб в возрасте минимум 250 лет.
    3. 0
      24 июля 2016 23:34
      У меня всё детство над кроватью провисел этот коврик. До сих пор верю, что они меня охраняли..


      Натяни на подрамник и возьми в рамку! Будет и современно, и уважаемо! В любой интерьер впишется. good
  8. +6
    23 июля 2016 12:12
    Витязь на распутье - это каждый из нас. Каждый верит, что он витязь. И каждый хоть раз в жизни стоит на распутье...
  9. +4
    23 июля 2016 12:13
    Он умел видеть Русское Потаённое... Вечность Руси во все времена...
  10. +3
    23 июля 2016 15:06
    Счастливый человек. Светлое наследие оставил после себя.
  11. -6
    23 июля 2016 16:52
    Как пел В.С. Высоцкий "видим трёх богатырей, среди них один еврей". Пропустим это. Историю навязывают. "Окна ниже тротуаров?" Никого не напрягали?
    1. +3
      23 июля 2016 23:24
      Это не В.С. Высоцкий, а А.Северный, хоть проверяйте себя в гугле что ли..
      Автору спасибо за статью.
  12. +2
    24 июля 2016 08:07
    Васнецов:

    «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью.

    А это очень важно !!! воену только прямо !!! впереди СВЕТ
  13. +1
    24 июля 2016 08:15
    картины художника наполнены мудростью и полны знаний


    например рисунок на летающем ковре _ключ к ... wink
  14. +2
    24 июля 2016 08:28
    «Воины Апокалипсиса» (1887)
  15. +2
    24 июля 2016 13:50
    Васнецов мой самый любимый художник-илюстратор. Я обожаю его картину "Три богатыря".
  16. +3
    24 июля 2016 17:21
    Васнецов, гениальный художник,он старался в картинах своих показать всю прозу Древней Руси.Сам он ,прежде чем писать полотно,изучал исторические материалы.Благо имел доступ в Императорскую библиотеку. Да не это важно, важно то что он сумел передать в своих работах суть РУССКОГО человека!
    Не мы нападаем, но на нас идут!За что?
    А вот за то, что не за что,и давали и будем давать всем по башке!
    НЕ ЗАМАЙ!
  17. +1
    24 июля 2016 23:45
    Кстати говоря обращение Васнецова к русской старине не было единичным случаем,в его время многие обращали внимание на славянскую историю и культуру так как была борьба западников и славянофилов.Так вот именно славянофилы пропагандировали нашу исконную культуру.Это выражалось во всем-в музыке,в картинах,в архитектуре.
    Здание Третьяковской галереи насколько я помню,тоже Васнецов проектировал.Потому то оно и кажется как древнерусским теремом.