Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)

Поставленный в серию в 1941 году легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 отличался достаточно высокими характеристиками, что не могло не привести к попыткам его использования в качестве базы для техники иного назначения. Как следствие, вскоре после начала эксплуатации базовой версии этой бронемашины начались работы по созданию специализированных модификаций. Так, к середине 1942 года появился проект боевой разведывательной машины на базе существующего БТР. Эта техника, впоследствии строившаяся достаточно большой серией, получила обозначение Sd.Kfz.250/9.

К моменту нападения на Советский Союз основной боевой машиной разведчиков нацистской Германии был бронеавтомобиль Sd.Kfz.222. Эта машина состояла на вооружении с 1937 года и до определенного времени устраивала армию. Тем не менее, со временем было решено заменить подобную технику более совершенными образцами. Боевые действия на Восточном фронте показали, что колесная бронетехника не всегда способна полноценно решать поставленные задачи в условиях бездорожья, а также в сложных условиях осени и зимы на территории СССР. Имеющимся броневикам требовалась некая замена.

Варианты модернизации имеющейся машины и разработки совершенно нового проекта подобной техники были отвергнуты сразу. Обстановка не позволяла заниматься подобными работами по техническим и экономическим причинам. Кроме того, имелись ограничения финансового характера. Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации была разработка боевой разведывательной машины на базе одного из существующих образцов техники с приемлемыми характеристиками.


Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)
Музейный образец Sd.Kfz.250/9, хранящийся в Кубинке. Фото The.shadock.free.fr


Многообещающей и перспективной основой для новой разведывательной машины сочли бронетранспортер Sd.Kfz.250. Эта техника уже производилась в больших количествах и активно использовалась войсками, что могло облегчить развертывание сборки новых специализированных машин, а также упростить их эксплуатацию. Кроме того, БТР существующей модели удовлетворял требованиям относительно подвижности на пересеченной местности. Таким образом, разведывательную машину следовало строить на основе существующей серийной техники.

Новый проект получил обозначения leichter Schützenpanzerwagen 2 cm и Sd.Kfz.250/9. Кроме того, использовалось название Gerät 883. В основных обозначениях проекта отражались порядковый номер разработки, а также класс, назначение и используемое оружие. Как следует из присвоенного названия, создавалась легкая разведывательная машина с 20-мм пушкой.

Для сокращения времени, необходимого на разработку проекта и подготовку к серийному производству, было решено отказаться от создания большого числа новых узлов и агрегатов. Предлагалось минимально доработать корпус имеющегося шасси, а затем установить на него существующий боевой модуль с вооружением. Это позволяло решить ряд конструкторских и технологических задач, а также в кратчайшие сроки наладить серийное строительство разведывательных машин.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)
Бронетранспортер Sd.Kfz.250 Alte. Фото Wikimedia Commons


Изначально основой для машины Sd.Kfz.250/9 должен был стать бронетранспортер базовой версии, которая с 1943 года обозначалась как Alte («Старая»). Далее в серию пошла новая модификация бронемашины, отличавшаяся конструкцией корпуса, силовой установкой и т.д. За счет изменения корпуса с сокращением количества деталей с 19 до 9 удалось немного облегчить конструкцию, а также упростить изготовление техники, получившей название Neu («Новый»). Оба варианта бронетранспортера в дальнейшем использовались при строительстве разведывательных машин.

Бронетранспортер Sd.Kfz.250 Alte оснащался броневым корпусом узнаваемой формы, состоявшим из сравнительно большого числа листов разной формы и размера. Корпус обеспечивал противопульную защиту и разделялся на два основных отсека. В его передней части, имевшей меньшую высоту, помещалось моторное отделение. Позади него имелся обитаемый отсек, в котором располагались все места для экипажа и десанта.

Корпус имел лобовые листы толщиной 10-14,5 мм, располагавшиеся под разными углами к вертикали. Два лобовых листа малого размера образовывали клиновидную переднюю стенку моторного отсека, за которой имелась наклонная крыша. Сзади крыши предусматривался лобовой лист небольшой высоты со смотровыми приборами. 8-мм борта отличались необычной конструкцией. Верхняя часть бортов моторного отсека переходила в защиту обитаемого отсека. В результате этого борта средней и задней частей корпуса имели характерную форму с разваленными наружу нижними листами и наклоненным внутрь набором верхних. Сзади корпус прикрывался кормовым листом толщиной 8 мм, в котором имелась дверь для доступа в машину.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)
Восстановленный броневик Sd.Kfz.222. Фото Wikimedia Commons


В рамках проекта Sd.Kfz.250 Neu было решено отказаться от сложной конструкции корпуса, сократив количество необходимых бронелистов. Моторный отсек спереди и сверху прикрывался ровными листами нужной формы, а сложные борта корпуса были преобразованы в конструкцию с надгусеничными нишами-коробами и наклоненными внутрь верхними листами. Конструкция кормы и днища при этом остались без изменений.

«Старый» бронетранспортер оснащался карбюраторным двигателем Maybach HL 42TRKM мощностью 99 л.с. Через механическую трансмиссию с семью передачами переднего хода и тремя заднего крутящий момент передавался на ведущие колеса гусеницы. В ходе «Новой» модернизации бронемашина получила двигатель Maybach HL 42TUKRM со схожими показателями мощности. Трансмиссия осталась без значительных изменений.

Ходовая часть двух вариантов бронетранспортера была одинаковой. В передней части корпуса находился единственный мост колесной части. Он оснащался листовыми рессорами и был выполнен управляемым. Маневрировать предлагалось за счет поворота колес, что в значительной мере упрощало конструкцию трансмиссии. Под центральной и кормовой частями корпуса помещался гусеничный движитель. Он получил по четыре опорных катка шахматного расположения с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Перед катками устанавливались ведущие колеса, в корме – направляющие. Ввиду большого диаметра катков ходовая часть не нуждалась в поддерживающих роликах.

В базовой версии БТР Sd.Kfz.250 управлялся экипажем из двух человек и мог перевозить четырех десантников. Доступ в машину осуществлялся при помощи кормовой двери и через борта ввиду отсутствия крыши. Имелся набор смотровых приборов в передней части обитаемого отсека. Вооружение состояло из одного или двух пулеметов винтовочного калибра. Передний пулемет оснащался бронещитком, кормовой монтировался на открытой шкворневой установке.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)
Реконструкция облика БРМ Sd.Kfz.250/9 на шасси Alte. Рисунок Tanks-encyclopedia.com


Проектом Sd.Kfz.250/9 предлагалось подвергнуть корпус бронетранспортера незначительным доработкам, по результатам которых машина могла стать носителем нового боевого отделения с вооружением большей мощности. Для этого корпус следовало закрыть сверху, установив броневую крышу. В листе крыши, в центральной широкой ее части, находился погон для установки башни. В связи с установкой крыши машина лишалась средств для установки пулеметов и переднего броневого щитка.

В ходе эксплуатации на Восточном фронте было установлено, что броневики Sd.Kfz.222 не соответствуют требованиям по подвижности, однако при этом имеют удовлетворительную огневую мощь. Этот факт был принят во внимание при разработке проекта разведывательной машины Sd.Kfz.250/9. Было решено заимствовать у существующей бронемашины готовую башню с полным набором вооружения, прицельного оборудования и т.д. При помощи такого подхода удалось значительно ускорить разработку проекта и избавиться от необходимости развертывания производства новых изделий.

Башня броневика Sd.Kfz.222 представляла собой агрегат десятигранной формы, состоявший из листов толщиной 8 мм. Лобовая и кормовая части башни имели клиновидную форму, борта располагались параллельно продольной оси изделия. Между лобовыми сборками и бортовыми листами имелись скуловые листы меньших размеров. Крыша башни проектом не предусматривалась. При этом сверху боевое отделение прикрывалось двустворчатой конструкцией в виде рам с сеткой. При помощи этого устройства предлагалось защищать боевое отделение от возможных попаданий ручных гранат.

В центре лобовой части башни имелась прорезь для ствола основного орудия. Справа от нее имелась щель меньшей ширины для прицела, слева – для пулемета. Основным оружием броневика Sd.Kfz.222 и, как следствие, боевой разведывательной машины Sd.Kfz.250/9 должна была стать автоматическая пушка KwK 30 калибра 20 мм. Нарезное орудие со стволом длиной 55 калибров могло вести огонь с темпом до 280 выстрелов в минуту. Обеспечивался разгон снаряда до скорости 780 м/с. Дополнительное вооружение состояло из одного пулемета MG 34, спаренного с пушкой.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)
Разведывательная машина на фронте. Фото Worldwarphotos.info


Система монтажа вооружения оснащалась ручными приводами наведения и позволяла вести огонь в различных направлениях. Обеспечивалось круговое наведение в горизонтальной плоскости, осуществлявшееся при помощи поворота всей башни. Углы возвышения менялись от -10° до +80°, что позволяло атаковать как наземные, так и воздушные цели. В зависимости от имеющейся ситуации, наводчик мог синхронизировать спуск пушки и пулемета либо использовать их раздельно. Возимый боекомплект состоял из 180 снарядов для орудия и 2000 патронов для пулемета. По другим данным, в ходе адаптации к новой базовой машине боекомплект пушки был сокращен до 100 снарядов в 10 магазинах.

Интересно, что использование готовой башни с большим диапазоном углов вертикального наведения привело к некоторой путанице. Из-за этой особенности в ряде источников разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 именуется зенитной самоходной установкой. Тем не менее, основной задачей нового проекта было обеспечение новой техникой разведывательных подразделений армии. Возможности стрельбы по воздушным целям, в свою очередь, была полезным и приятным дополнением к основным функциям.

Экипаж разведывательной машины leichter Schützenpanzerwagen 2 cm должен был состоять из трех человек. Механик-водитель располагался внутри корпуса на своем обычном месте. В заимствованной башне с агрегатами, помещающимися ниже уровня крыши, размещались еще два члена экипажа, отвечавшие за использование вооружения: командир-наводчик и заряжающий. Командир находился справа от оружия, заряжающий – у левого борта. В распоряжении экипажа имелся набор смотровых приборов в корпусе и башне, а также прицельное оборудование. Попадать в машину предлагалось через кормовую дверь корпуса и через открытый верх башни. Иные люки или двери не предусматривались.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)
Соединение, оснащенное машинами Sd.Kfz.250/9. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


После подобной модернизации с установкой нового боевого модуля разведывательная машина сохраняла некоторые габариты, тогда как иные параметры менялись. Длина оставалась на уровне 4,56 м, ширина – 1,95 м. Из-за установки новой башни высота машины выросла до 2,16 м. Боевая масса теперь равнялась 6,02 т. Из-за незначительного изменения веса и сохранения силовой установки подвижность разведывательной машины почти соответствовала характеристикам базового бронетранспортера. Имелась возможность разгона до 55-60 км/ч, запас хода достигал 320 км.

В марте 1942 года Вермахт заказал производство первой партии новых боевых разведывательных машин в количестве 30 единиц. Вскоре были собраны три первых образца, которые после заводских испытаний отправились на фронт. Эту технику предлагалось передать войскам для проведения проверки в условиях реальной войны. Первые выводы о фронтовой эксплуатации трех Sd.Kfz.250/9 были сделаны достаточно быстро. Полугусеничные машины быстро показали свои преимущества перед колесными броневиками, что определило их будущее.

Было решено подготовить и развернуть полномасштабное серийное производство новых разведывательных машин на более удачном шасси. Тем не менее, в силу некоторых причин начало производства затянулось. Первые серийные leichter Schützenpanzerwagen 2 cm удалось собрать только к середине 1943 года. По причине начала выпуска техники с более высокими характеристиками было решено отказаться от дальнейшей сборки бронеавтомобилей Sd.Kfz.222. Последние машины этой модели выпустили в июне 1943 года. Смена типов выпускаемой техники привела к постепенному переходу разведывательных подразделений на новые бронемашины.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)
Трофейная бронемашина с новыми опознавательными знаками. Фото Achtungpanzer.com


В исходном виде Sd.Kfz.250/9 выпускались до осени 1943 года. После этого появился новый вариант такой техники, отличавшийся базовым шасси. Теперь разведывательные машины строились на базе бронетранспортеров Sd.Kfz.250 Neu с упрощенной конструкцией корпуса и иной силовой установкой. Также вскоре была внедрена новая модификация башни, отличавшаяся упрощенной конструкцией из шести броневых листов. Состав вооружения, однако, остался прежним.

Выпуск боевых разведывательных машин продолжался почти до самого конца войны и капитуляции Германии. По имеющимся данным, в течение 1943 года было выпущено 324 единицы такой техники, в 1944-м – еще 318. За первые месяцы 1945 года успели собрать только 154 машины. Большая часть этой техники успела отправиться в войсках и поучаствовать в боевых действиях.

Боевая разведывательная машина leichter Schützenpanzerwagen 2 cm / Sd.Kfz.250/9 создавалась в соответствии с требованиями Восточного фронта. Как следствие, подавляющее большинство такой техники отправлялось воевать с Красной армией. Эксплуатация этих машин была связана как с положительными моментами, так и с недостатками. Сравнительно высокая проходимость полугусеничного шасси давала возможность передвижения по дорогам и пересеченной местности. Пушечно-пулеметное вооружение позволяло защититься от пехоты или легкой техники, а приборы наблюдения и радиостанция обеспечивали решение основных задач.

Тем не менее, разведывательные подразделения немецкой армии регулярно несли потери. Как следствие, значительное число разведывательных машин не дожило до конца войны. По имеющимся данным, из почти восьми сотен построенных Sd.Kfz.250/9 к весне 1945 года в строю оставалось чуть более половины. Часть этой техники вскоре была уничтожена или взята в качестве трофеев в последних боях Второй мировой в Европе.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)
Музейная бронемашина в г. Сомюр. Фото The.shadock.free.fr


После капитуляции Германии и завершения войны необходимость в дальнейшей эксплуатации имеющихся разведывательных машин пропала. Кроме того, теперь само их существование было поводом для сомнений. Как результат, в первые послевоенные годы почти все leichter Schützenpanzerwagen 2 cm были отправлены на разделку, поскольку более не представляли никакого интереса с точки зрения изучения немецкого опыта или эксплуатации имеющихся машин.

Утилизации избежали лишь считанные единицы разведывательных машин, которые теперь являются музейными экспонатами. По имеющимся данным, один из образцов Sd.Kfz.250/9 в настоящее время находится в бронетанковом музее г. Кубинка. Еще одна такая машина имеется во французском Сомюре. Несколько лет назад сообщалось, что новый образец такой техники должен появиться усилиями американских энтузиастов. Команда любителей бронетехники планировала восстановить раритетную технику, в то время представлявшую собой набор изрядно проржавевших деталей. Все сохранившиеся образцы были построены на основе «старого» шасси бронетранспортера.

Проект боевой разведывательной машины Sd.Kfz.250/9 или leichter Schützenpanzerwagen 2 cm может считаться одним из самых удачных вариантов переделки серийного легкого бронетранспортера. Задачей проекта было создание новой бронемашины, приспособленной к условиям Восточного фронта. Эта работа была успешно завершена, что привело к появлению образца с достаточно высокими характеристиками, пригодного для эксплуатации в требуемых условиях. Реальным результатом проекта стало строительство почти восьми сотен бронемашин, которые с переменным успехом эксплуатировались в условиях войны, а также постепенно вытеснили из частей менее удачную технику существовавших типов.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://the.shadock.free.fr/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 21
  1. kugelblitz 26 июля 2016 07:39
    Где-то читал, что трофейные были довольно популярны у наших разведчиков и пехотинцев, в разных модификациях. Как бронетранспортеры, ЗСУ и прочие. Довольно много при чем воевало против бывших хозяев.
    1. mirag2 26 июля 2016 10:02
      Вот фильм о полугусеничных бронеавтомобилях немцев во 2ой ВОВ.Суть в том,что многие пытались создать полугусеничные авто-но никак не выходило добиться вменяемой управляемости,немцам удалось:
      1. pimen 26 июля 2016 10:08
        полугусеничный привод - это обычное временное помешательство
        1. pimen 26 июля 2016 20:44
          м-да, судя по минусам, не такое уж и временное
  2. pimen 26 июля 2016 09:00
    "Проект боевой разведывательной машины Sd.Kfz.250/9 или leichter Schützenpanzerwagen 2 cm может считаться одним из самых удачных вариантов переделки серийного легкого бронетранспортера. Задачей проекта было создание новой бронемашины, приспособленной к условиям Восточного фронта. Эта работа была успешно завершена, что привело к появлению образца с достаточно высокими характеристиками, пригодного для эксплуатации в требуемых условиях. Реальным результатом проекта стало строительство почти восьми сотен бронемашин, которые с переменным успехом эксплуатировались в условиях войны, а также постепенно вытеснили из частей менее удачную технику существовавших типов."

    не могу поверить, что т-38 хуже
    1. avt 26 июля 2016 09:18
      Цитата: pimen
      не могу поверить, что т-38 хуже

      Это походу потому что картинки смотрите , а не ТТХ сравниваете .Причём даже не задумываясь над тем -Почему следом появился 40-й и за ним массово 60-й? Т-38 был откровенно слабой машиной , единственное преимущество - плавунец,да и то на плаву проблем было выше крыши - мехводу надо было виртуозом быть- чуть сбросил газ и выскакивай пока не захлебнулся. Для повышения плавучести Астров даже ....поплавки дополнительные привинчивать собирался ,это на вдоплавующую то машину ! Поскольку в стандартном варианте на нём даже двух человек не перевезти было - топором на дно шла.Про сравнение вооружения и доставшуюся в наследство от Т-37 тесноту и слепую компоновку вообще молчу !Пушку 20мм так и не смогли на него поставить,а 12мм был на 40-м. Вот такой ,,разведчик" был. Собственно все недостатки от прородителя Т-37 устранить было не возможно , так и шли по наследству.Немец этот предпочтительнее и по вооружению и по комфорту передвижения для экипажа , а следовательно для выполнения поставленной задачи.
      avt
      1. pimen 26 июля 2016 09:46
        Цитата: avt
        Это походу потому что картинки смотрите , а не ТТХ сравниваете .Причём даже не задумываясь над тем -Почему следом появился 40-й и за ним массово 60-й? Т-38 был откровенно слабой машиной , единственное преимущество - плавунец,да и то на плаву проблем было выше крыши - мехводу надо было виртуозом быть- чуть сбросил газ и выскакивай пока не захлебнулся. Для повышения плавучести Астров даже ....поплавки дополнительные привинчивать собирался

        да я и в мыслях не имел копать так глубоко, (хотя ваш перечень, скорее, в нашу пользу). Плавучесть - просто полезный бонус, а вот чем он был хуже, как разведывательная машина, этой немецкой претензии?
      2. hohol95 26 июля 2016 15:09
        Товарищ наверно спрашивал о танке-разведчике на базе чешкого 38-го!
    2. svp67 26 июля 2016 10:23
      Цитата: pimen
      не могу поверить, что т-38 хуже

      Т-38 все же танкетка, а чем БА-64 был плох? А если бы на него установили более совершенную радиостанцию, да башню по крупней, с более серьезным вооружением и вообще была бы хорошая разведмашинка
      1. pimen 26 июля 2016 10:25
        и высок, и проходимость хуже (а рулевые тяги перед мостом без защиты?)
      2. Alexey RA 26 июля 2016 13:42
        Цитата: svp67
        А если бы на него установили более совершенную радиостанцию, да башню по крупней, с более серьезным вооружением и вообще была бы хорошая разведмашинка

        А теперь мы со всем этим попытаемся взлететь. ©
        Пытались на БА-64 поставить ДШК. Результат был отрицательным - возросла масса (усиление опоры, расширение башни, усиление башни), точность стрельбы на траверзных углах была низкой (раскачка машины отдачей), питание удалось сделать только дисковым (даже в большую башню лента не лезла). Собственно, в БА-64 даже 7,62-мм СГМТ не смогли установить.

        А то, что Вы описываете, называется ЛБ-62. И шасси с движком для такого разведБА нужно совсем другое - не от "козла", а от ГАЗ-63.
        1. Комментарий был удален.
        2. Штык 27 июля 2016 04:32
          Цитата: Alexey RA
          И шасси с движком для такого разведБА нужно совсем другое - не от "козла", а от ГАЗ-63.
          Серийное производство ГАЗ 63 началось лишь осенью 1948 г., и на его шасси родился БТР-40, который в конце 1950 года пошел в серийное производство. Но это уже другая песня. yes
          1. Alexey RA 27 июля 2016 09:57
            Цитата: Штык
            Серийное производство ГАЗ 63 началось лишь осенью 1948 г., и на его шасси родился БТР-40, который в конце 1950 года пошел в серийное производство. Но это уже другая песня.

            Вот именно - в войну шасси для нормального разведБА не было. А на имевшемся шасси можно было сбудовать только тот БА-64Б, который мы знаем.

            Кстати, если бы война повременила, то ГАЗ-63 успел бы в серию. Потому как опытные ГАЗ-63 бегали уже до войны, да и оборудование для производства ШРУС было уже закуплено. И тогда, глядишь, были бы и разведБА, и лёгкие БТР...
    3. hohol95 26 июля 2016 15:04
      Вы видимо писали о чешском 38! Pz.38(t)!
    4. hohol95 26 июля 2016 16:24
      Вы видимо писали о чешском 38! Pz.38(t)!
  3. алпамыс 26 июля 2016 09:01
    красивая тачанка
  4. hohol95 26 июля 2016 15:29
    Чешские варианты!!!


  5. hohol95 26 июля 2016 15:30
    Чешские варианты!!!
  6. стас57 26 июля 2016 23:45
    хорошая машинка
    1. алпамыс 26 июля 2016 23:57
      Цитата: стас57
      хорошая машинка

      топливо кончилось, заправщик подогнали.
  7. Killout 27 июля 2016 00:23
    Цитата: алпамыс
    Цитата: стас57
    хорошая машинка

    топливо кончилось, заправщик подогнали.

    солдата вытаскивают..

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня