Со дна Баренцева моря поднят американский паровоз времён Второй мировой

34
Специалисты управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) Северного флота в ходе специального учения провели уникальную операцию по подъёму паровоза, находившемся на затонувшем в Баренцевом море в годы Великой Отечественной войны транспортном судне «Томас Дональдсон», сообщает пресс-служба Минобороны.

Со дна Баренцева моря поднят американский паровоз времён Второй мировой


Работы проводились близ острова Кильдин.

«Подобная операция проводилась впервые в истории водолазных подводно-технических работ. К ней привлекались водолазные специалисты УПАСР СФ, а также операторы необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов "Пантера+" и "Обзор-ПРО"», – говорится в релизе.

Отмечается, что «подъём локомотива проводился в несколько этапов – сначала из трюма судна была извлечена котельная часть паровоза весом 30 тонн, затем – ходовая часть, состоящая из пяти колёсных пар общим весом около 60 тонн».

Особое внимание было уделено безопасности водолазов: «для обеспечения спусков одновременно использовались два водолазных катера с рабочими барокамерами и командой медицинских специалистов на борту».

«Работы по обследованию судна и подъему техники водолазы СФ ведут с 2010 года. В первый же год со дна была поднята инженерная машина (дорожный каток) и передана в экспозицию ледокола-музея "Красин". В последующие годы из трюмов транспорта извлекли на поверхность танк "Шерман", 90-мм зенитное орудие М2 и ещё два дорожных катка», – говорится в сообщении.

В ходе учения, кроме того, «на поверхность были извлечены американский средний танк "Шерман", 102-мм орудие, зенитный пулемёт, а также ряд небольших предметов вроде артиллерийских гильз и снарядов».

В пресс-службе отметили, что «вся эта техника и вооружение поставлялось в Советский Союз по программе ленд-лиза с 1941 по 1945 годы».

Поднятые со дна артефакты будут переданы в главную базу СФ – Североморск.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 июля 2016 09:50
    Почистят и будет шикарный музейный экспонат.
    1. -3
      26 июля 2016 09:54
      Цитата: dsm100
      Почистят и будет шикарный музейный экспонат.
      - Жаль, поздновато начали там копаться. А то бы, во времена СССР, ещё бы на одну пятилетку наскребли.
    2. -2
      26 июля 2016 09:57
      Ага. Щас нам каааак снова счет выставят по лендлизовской тематике)
      1. -3
        26 июля 2016 10:01
        Можно напомнить "па-а-артнёрам", что до Курской дуги лендлиза в Германию шло в разы больше чем в СССР. Немцы-то платили лучше.
        1. 0
          26 июля 2016 14:04
          Можно напомнить, что всего этого можно было не делать - "Стандард Ойл" достаточно было просто перестать продавать нацистам после караха блицкрига в 1942г моторное масло.
          1. +1
            26 июля 2016 14:12
            Цитата: Папандопуло
            Можно напомнить, что всего этого можно было не делать - "Стандард Ойл" достаточно было просто перестать продавать нацистам после караха блицкрига в 1942г моторное масло.



            Уже столько раз на ВО писали о бо всём этом, что дискутировать устал..

            Вот ссылка на статью,а в ней мой коммент(можно сказать статья) -

            https://topwar.ru/97191-gitler-byl-lish-instrumentom-v-dele-sokrusheniya-sssr.ht
            ml


            , если будет интересно с историко-экономической точки зрения. почитайте..
            1. 0
              27 июля 2016 07:16
              Цитата: grey smeet
              -gitler-byl-lish-instrumentom-v-dele-sokrusheniya-sssr.ht

              надо было выделить так, а то все сразу подумают что Вы против.
      2. +3
        26 июля 2016 10:56
        Цитата: ShadowCat
        Ага. Щас нам каааак снова счет выставят по лендлизовской тематике)

        Долг согласован, документ подписан и будет уплачен до 2030г.

        "В 1990г. был установлен новый срок погашения - 2030г. на сумму 674 млн. долларов. Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в $11 млрд. долларов СССР, а затем Россией, было признано, а затем частично оплачено, $722 млн., или около 7 %. Однако, стоит учесть, что сегодняшний доллар "легче" доллара 1945 года примерно в 15 раз. "
        1. 0
          26 июля 2016 11:44
          Насколько мне помниться долги за Ленд-лиз были погашены в 2006 году.
          Цитата: grey smeet
          Однако, стоит учесть, что сегодняшний доллар "легче" доллара 1945 года примерно в 15 раз

          Для этого существует система пересчата с учетом девальвации валюты (или как-то так называется)

          П.С. Сарказм все же познать надо людям топвара.
    3. Комментарий был удален.
    4. -1
      26 июля 2016 10:06
      Какие же это артефакты, когда известно их происхождение и конкретные серийные изготовители? lol В чем их необъяснимость с точки зрения науки? belay
  2. -7
    26 июля 2016 09:51
    А сколько они наших паровозов и танков потопили? - когда закрепляли груз нарочно криво? Лэнд-лиииз всяфигня.....помощнички фиговы...

    Артефакт это конечно здорово. Уважение людям работающим ради истории.

    Но просто вспомнился рассказ в котором говорилось о спасательных жилетах для советских моряков, которые поставлялись по Лэнд - лизу. И те жилеты которые должны держать человека на плаву в течении трёх дней - тонули без груза за десять минут! И про крепёж паровозов та-же фигня.

    Бизнес есть бизнес. - чем больше потеряют - тем больше заработаем. Уолл стрит детка. )))
    1. +5
      26 июля 2016 11:05
      Цитата: DEZINTO


      Бизнес есть бизнес. - чем больше потеряют - тем больше заработаем. Уолл стрит детка. )))


      Ну да, при Сталине Наркомы были дураки?..что бы такие договора подписывать... не говорите ерунды!

      Небольшая справка:

      Только Американцами(без англичан) было поставлено в СССР:
      18 тыс. боевых самолетов,52 тыс. Виллисов, 12 тыс. танков и САУ, 7 тыс. бронетранспортеров, 520 кораблей разных классов, 375 тыс. грузовых автомобилей и 35 тыс. мотоциклов, 2 тыс. паровозов, 11 тыс. вагонов и 620 тыс. тонн железнодорожных рельсов, 7 тыс. бортовых авиационных радиопередатчиков, 16 тыс. танковых и 53 тыс. разных прочих радиостанций, 619 тыс. телефонных аппаратов и 2 млн. км телефонного провода (можно 48 раз обмотать Землю по экватору), 3 тыс. км пожарного шланга, 10 млн. радиоламп, 170 наземных и 370 бортовых радиолокаторов, 12 тонн драгоценного цезия и 10 тыс. тонн графитовых электродов, 45 тыс. металлорежущих станков и 104 тяжелых пресса, 8 тыс. малокалиберных зениток и 18 млн. снарядов к ним, 6 тыс. комплектов полуавтоматических зенитных прицелов и 903 тыс. детонаторов разных типов, 603 млн. патронов ружейного калибра и 3 млн. снарядов для 20-мм авиапушек, 6 тыс. тонн тетраэтилсвинца (антидетонационная присадка к авиабензину) и 1.170 тыс. тонн готового авиабензина (с учетом высокооктановых "светлых фракций"), 13 млн. пар кожаных армейских ботинок и 40 млн. грамм стрептоцида…
      И ещё шин в количестве 3,6 млн. штук, 123 тыс. тонн порохов, а также порядка 150 тыс. тонн химикатов для порохового производства, 266 тыс. тонн латуни, 46 тыс. тонн динамита, 146 тыс. тонн готового тринитротолуола (тротила) и 114 тыс. т. толуола...Из США по ленд-лизу было получено 13,8 тыс. тонн металлического никеля, еще 13 тыс. т. поставили англичане. В абсолютных величинах этого хватает для брони 45 тыс. танков, в относительных - три четверти ресурса никеля в СССР.Американцы прислали 16,9 тыс. тонн молибденового концентрата, что перекрывает потребности всего танкостроения в СССР.Полученные по ленд-лизу в количестве 1.100 ед. самоходные зенитные установки М-15А1 и М-17. Для примера : Ствол для танка Т-35/85 растачивали на заводе №92 станками присланными по ленд-лизу, увеличенная башня-Т-34/85 "погон башни"(увеличился с 1420 до 1600 мм) - обрабатывалась также на расточных станках по ленд-лизу(единственный завод с отечественными станками в Подмосковье, который мог бы делать орудия для танка Т-34/85, делал зенитные орудия и мощностей просто не хватало). Американцы прислали 14.203.000 кг быстрорежущей инструментальной стали. Сверла, фрезы, резцы для обработки броневой стали - точных данных не имею ..

      Кроме этого в годы Второй мировой войны в США был создан "Комитет помощи русским в войне" (Russia War Relief), который на собранные пожертвования поставил лекарства, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания и одежду на сумму более 1,5 млрд. долларов. В Англии действовал такой же комитет, но собранная им сумма была значительно скромнее.
      1. 0
        26 июля 2016 14:28
        А сколько по ленд-лизу Англия получила от США? В разы больше чем мы! При этом технику получали новую, а нам продавали старьё. Ещё бы хотелось узнать сколько во время войны США и Британия получили тонн золота, платины, алмазов и т.д. от СССР.
        1. +1
          26 июля 2016 21:42
          "Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 11 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд. $ или около 12 %. В итоге СССР, а затем Россией, из суммы 1.3 млрд. $ было признано, а затем частично оплачено 722 млн $, или около 55 %"

          HMS Edinburgh (C16) — британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст»),
          В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск — 7.05.1942 Рейкьявик). Имел на борту около 5,5 тонн золотачастично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны[1]), частично — «обратный ленд-лиз»: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).Золото, находившееся на борту «Эдинбурга», было застраховано в Госстрахе СССР. 1/3 золота была перестрахована английским Комитетом по страхованию военных рисков.
          Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту. Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута. Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна. На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг.
          Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 — Великобритании, 2/3 — СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота

          З.Ы. "Главное - вовремя застрахерить"(с) наш местный страховой агент начала 90-х lol
      2. 0
        26 июля 2016 15:49
        Если вернуться к паровозам (и вагонам),
        то американцы поставили около 2000 паровозов
        и примерно 11,000 грузовых вагонов.
        СССР произвел за время войны примерно 800 паровозов
        и 1000 вагонов.
        1. 0
          26 июля 2016 22:15
          Две трети паравозов были"американцы". Знакомый железнодорожник говорил,что 1962 еще было до фига американских паравозов. В нашем депо до 1997-1998 стоял паравоз,якобы довоенный"американец",но городские власти его толкнули в Ростов(?)для музея. В 2010 у нас на ЖД вокзале был музей на общественных началах и там демонстрировали фотки этих переводов и вагонов
      3. Комментарий был удален.
      4. 0
        26 июля 2016 22:01
        Ветераны очень хвалили американские ботинки и автомобильные шины. Где то в журналах мелькало письмо Жукова от 1957 и он прямо пишет:"к июлю-августу 1942 у нас нечим было даже винтовочные патроны снаряжать,пороха вообще не было"а это лишние тысячи погибших красноармейцев
  3. +1
    26 июля 2016 09:54
    И экспонат в музей и водолазы потренируются.
    1. +1
      26 июля 2016 12:32
      Недавно была статья про М4 "Шерман". Вроде это всё с одного места.
      Американский танк времен Великой Отечественной войны был поднят со дна Баренцева моря водолазами Северного флота. Танк «Шерман» стал второй боевой машиной, поднятой с сухогруза «Томас Дональдсон», который участвовал в составе арктического конвоя в 1945 году. Кроме танка, на поверхность извлечены: 102-миллиметровое орудие, зенитный пулемет и паровозная пара, а также ряд небольших предметов. Все извлеченные из-под воды находки будут доставлены в главную базу Северного флота Североморск.



  4. 0
    26 июля 2016 10:05
    Это не тот случаем паровоз, которым по городской легенде подводную лодку разнесло?
  5. 0
    26 июля 2016 11:07
    Цитата: ShadowCat
    Щас нам каааак снова счет выставят по лендлизовской тематике)

    Запросто, по закону о ленд-лизе, при передаче имущества США не отказывлось от права собственности на него, - оно так США и принадлежит, в любом состоянии.
    1. 0
      26 июля 2016 11:16
      Цитата: ando_bor
      Цитата: ShadowCat
      Щас нам каааак снова счет выставят по лендлизовской тематике)

      Запросто, по закону о ленд-лизе, при передаче имущества США не отказывлось от права собственности на него, - оно так США и принадлежит, в любом состоянии.


      На СССР было распространено действие закона США о "Ленд-Лизе", основанного на следующих принципах:
      - все расчеты за поставленные материалы производятся после окончания войны
      - материалы, которые будут уничтожены, не подлежат никакой оплате
      - материалы, которые останутся пригодными для гражданских потребностей, оплачиваются не ранее, чем через 5 лет после окончания войны, в порядке предоставления долгосрочных кредитов
  6. +5
    26 июля 2016 12:41
    2 недели назад был на Кильдине. В Териберке видел тренировки водолазов. Оказывается вот к чему они готовились.
  7. 0
    26 июля 2016 14:42
    На фото видимо тележка от тендера?