Military Review

Mauser M1902 self-loading rifle (Germany)

4
The first project of a self-loading rifle by Peter Paul Mauser was unsuccessful. Due to the lack of experience in creating such systems, the designer could not offer a workable design. weaponswithout significant flaws. Nevertheless, the work was continued, and later led to the emergence of several new rifles with self-recharging systems. The second similar project of P.P. Mauser is known by the symbol M1902.


The first version of the semi-automatic weapon from PP Mauser was based on automation with recoil of the trunk during its short course. The assembled prototype failed to show itself from the good side, because of which the development of systems continued. In his new project, the gunsmith planned to use, test and test a new version of automation. Now should use recoil barrel with a long stroke. The project of such a self-loading rifle was developed in 1902 year, because of which he received the appropriate designation - M1902. In addition, this rifle is sometimes referred to as M1905 - by the year of receipt of one of the patents on its design.

The new project was to be based on other ideas concerning the principles of operation of automation. Now it was proposed to use a long rollback of the barrel, coupled with the shutter. It was assumed that this version of automation will be more reliable, as well as allow you to test some original ideas. As in the previous project, the prospective self-loading rifle should have a high degree of unification with existing samples. In particular, in its manufacture it was necessary to use the details of the serial rifle Gewehr 98 as widely as possible.

Mauser M1902 self-loading rifle (Germany)
General view of the rifle Mauser M1902. Photo Sportsmansvintagepress.com


The proposal to unify led to the preservation of the overall layout of weapons with a long rifled barrel and a large wooden box, inside which the main units were to be placed. Thus, externally, the M1902 rifle was quite similar to any other samples of such weapons, and its internal parts had a completely new design. At the same time, the mass of innovations of the project did not allow the use of a significant number of ready-made components, which, moreover, needed some modifications.

For use in the new weapon, the finished barrel of the Gewehr 98 rifle had to be significantly improved. A product of 800 mm length, 7,92 mm caliber with chamber for 7,92x57 mm ammunition, had to be equipped with a special device installed on the breech. It was an elongated tubular block-casing, designed to interact with the shutter. In the upper and lower parts of the casing, there were holes for the ejection of liners and interaction with other parts of the weapon. In front of the casing, right behind the barrel, there were grooves for the bolt lugs. The barrel was proposed to be placed inside the tubular casing with the possibility of reciprocating motion. Also inside the casing there was a return spring of the trunk.


General view of the receiver and related units. Patent drawing


Behind the casing of the barrel inside the box should have been installed receiver, necessary to accommodate various parts of automation. The upper part of the box had a section close to rectangular. The lower one consisted of relatively thin rectangular blocks and was intended for the installation of a firing mechanism. Inside the receiver there were several channels and grooves for the installation of the bolt, return springs, etc. There was a hinged lid for servicing the weapon. If necessary, it was necessary to use the cover latch, after which it could be turned to the left, opening access to the internal details of the weapon.

The M1902 / 1905 rifle bolt was an elongated block consisting of several separate parts. On a cylindrical frame with lower guides, a rotary larva was fastened with two lugs of radial location, with which the barrel was to be locked. Also inside the bolt was placed the rear stem, necessary for the implementation of the locking and unlocking of the barrel. On the stem and the larva there was a set of guides and pins, which, when interacting, ensured the rotation of the latter. Inside the gate there was a drummer and a mainspring. The rear lower part of the shutter contained a special swing arm used in the process of reloading to hold the bolt group in the desired position.


Automation, ready to execute the shot. Patent drawing


In order to save space, the shutter received not one return spring, but two. They were placed in special channels of small diameter near the side walls of the receiver and interacted with the lower part of the gate. Through the use of two springs, it was possible to improve the distribution of volumes inside the receiver, as well as to ensure the correct movement of the gate in the allocated volume.

To perform manual recharge, the shutter received its own handle. This device was displayed on the right side of the weapon and had a hinge. To recharge the handle should be raised to a horizontal position. After completion of the necessary operations, it could be folded downward, reducing the transverse dimensions of the weapon.

A new type of rifle received a shock trigger type udarnikovogo type. It consisted of a set of parts designed to lock and release the drummer. The trigger for interacting with him was missing. All parts USM located inside a small casing, placed under the rear of the receiver, accommodating a movable gate. A trigger was placed on the bottom surface of the weapon, which was placed inside a long-length safety bracket. To lock the trigger and protect against unwanted shots rifle equipped with a non-automatic safety device. The flag of this device was placed on the rear wall of the receiver and could move to the desired position, blocking the trigger mechanism or allowing you to fire a shot.


The process of reloading: barrel and bolt group in the rearmost position. Patent drawing


PP again. Mauser was used ready-made integral box store, borrowed from the serial rifle. Below the shutter in its forward position and in front of the trigger mechanism was the body of the magazine, inside which was placed a spring and a pusher. The size of the store, which almost did not protrude beyond the limits of the wooden lodge, made it possible to have ready-to-use ammunition in the form of five rounds. Equipment shop should be made through the upper window for the release of sleeves with the shutter open. For this, in particular, on the cover of the receiver there was a groove for installing the standard holder for 7,92x57 cartridges mm.

Mauser M1902 rifle received a standard wooden box of great length, based on the relevant details of the rifle Gewehr 98. To install new parts had to change the configuration of the grooves and through slots. In addition, the use of a tubular barrel casing made it possible to abandon the upper wooden lining. The overall ergonomics of the weapon in this case corresponded to the previous serial models. The box was equipped with an unregulated butt and pistol protrusion.

The standard sights of the existing rifle were used again. On the front of the barrel casing was placed the front sight. The mechanical frame sight, in turn, was on the back of the casing. The markings of the sight made it possible to fire at ranges up to 2-2,4 km, there was also a fixed rear sight for shooting at 400 m. The placement of aiming devices on the fixed barrel casing ensured their stable position when firing.


Recharge: the barrel goes forward, the shutter remains in the rear position. Patent drawing


Preparing a prospective self-loading rifle for firing almost did not differ from the corresponding procedures with the magazine weapons of the time. It was necessary to take the bolt to the rear position, insert a clip with cartridges into the groove of the receiver cover and place them in the magazine. Then the bolt returned to its place, completing the preparation for the shot. After disconnecting the fuse you could start shooting.

When the trigger was pressed, the parts USM interacted with the blocking drummer sear. After that, the mainspring could move the drummer off and make a shot. The powder gases formed during the combustion of the propellant charge pushed the bullet out of the sleeve and carried it along the barrel, and also affected the barrel coupled to the shutter. Under the effect of recoil, the barrel and the bolt began to move backward, compressing all the return springs in the weapon.

Passing the back of his way, the bolt rod rested against the wall of the receiver. The rod went inside the gate and interacted with the rotary larva, performing its rotation and unlocking of the trunk. Also at that moment, the drummer cocked and the battle spring compressed. Reaching the extreme rear position, the bolt was blocked by the lower lever, while the released barrel was able to move forward. Under the action of its return spring, the barrel went forward, allowing the bolt to extract a cartridge case from the chamber. After passing the barrel a distance equal to the length of the liner, the ejector beat at the last. Then the trunk continued to move and returned to the neutral position.


Receiver and bolt, top view. Photo Sportsmansvintagepress.com


After the release of the barrel to the front position, the bolt was released. With the help of two of their return springs, the bolt moved forward, seized the upper cartridge from the magazine and sent it to the chamber. Also, in front of the trajectory, the larva interacted with the grooves of the trunk block, leading to its rotation and locking. The weapon was ready for a new shot.

A prototype of the new rifle was made in 1902 year and soon went to the shooting range. Inspections of this weapon showed that automatics based on recoil of the barrel with a long stroke is of greater interest in comparison with the previous design, using a short rollback. According to some data, a sufficiently high reliability of the mechanisms was demonstrated, which made it possible to count on the practical use of weapons. The new M1902 rifle turned out to be at least more reliable than the previous M1898, the tests of which ended with the destruction of the structure and injuries to the tester.

However, the proposed design had some noticeable flaws. There were certain problems with the work of automation, because of which the practical use of rifles could be seriously hampered. In addition, with such flaws, the M1902 / 1905 rifle could hardly be put into service. Thus, according to the results of tests of the new rifle, it was decided to continue the development of self-loading weapons, and also to develop the next project of such a rifle.


The design of the shutter and the position of parts at different stages of the recharge cycle. Patent drawing


After completion of the main work on the project 1902, PP Mauser has applied for patents in several countries. Over the next few years, the designer received all the necessary documents. Thus, the US patent number US 783123A had to wait until the beginning of the year 1905. It was this delay of the foreign patent office that later led to the appearance of the designation M1905.

After completion of the work on the rifle arr. 1902, Peter Paul Mauser continued to develop new versions of self-loading weapons. The next rifle of this class, created by him, was the product M1906. In 1908, it underwent a certain modernization, after which it was proposed to a potential customer in the person of the German army. According to reports, this was the first case of a proposal to the German military for self-loading small arms.

The M1902 / 1905 project was the first attempt of the German designer to create a rifle with automatic recoil based on the barrel with a long stroke. This attempt ended in limited success. P.P. Mauser successfully managed to develop and bring to the test a new design, but things did not go further. The project needed further improvement and could hardly be of interest from the point of view of real practical application. Work on the development of weapons were continued.


On the materials of the sites:
//forgottenweapons.com/
//sportsmansvintagepress.com/
//google.com/patents/US783123
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. The comment was deleted.
  2. Lekov L
    Lekov L 28 July 2016 14: 43
    +3
    Yet again!
    Another big thanks to Cyril for the article on the history of weapons! good
    You read - you rest your soul from ... everything.
    Thank you!
    Respectfully..
  3. PKK
    PKK 28 July 2016 16: 27
    0
    I am constantly wondering why Mauser himself did not use the exhaust pipe, because the design with a movable barrel should overheat during intensive shooting and misfire when shooting without weight.
  4. Sasha75
    Sasha75 28 July 2016 17: 05
    0
    So the German military forbade a hole in the barrel for removing powder gases to drill until 1942. and then with reservations, maybe it will work like that, maybe it’s not necessary)))
  5. Felix
    Felix 18 October 2016 12: 29
    0
    Thank you hi
    I am always happy to read your articles.

Самозарядная винтовка Mauser M1902 (Германия)

Первый проект самозарядной винтовки за авторством Петера Пауля Маузера оказался неудачным. Из-за отсутствия опыта в создании подобных систем конструктор не смог предложить работоспособную конструкцию оружия, не имеющую значительных недостатков. Тем не менее, работы были продолжены, и после привели к появлению нескольких новых винтовок с системами самостоятельной перезарядки. Второй подобный проект П.П. Маузера известен под условным обозначением M1902.

Первый вариант самозарядного оружия от П.П. Маузера основывался на автоматике с отдачей ствола при его коротком ходе. Собранный прототип не сумел показать себя с хорошей стороны, из-за чего развитие систем продолжилось. В своем новом проекте оружейник планировал использовать, проверить и отработать новый вариант автоматики. Теперь следовало использовать отдачу ствола с длинным ходом. Проект такой самозарядной винтовки был разработан в 1902 году, из-за чего получил соответствующее обозначение – M1902. Кроме того, эту винтовку иногда именуют M1905 – по году получения одного из патентов на ее конструкцию.

Новый проект должен был основываться на иных идеях, касавшихся принципов работы автоматики. Теперь предлагалось использовать длинный откат ствола, сцепленного с затвором. Предполагалось, что такой вариант автоматики будет отличаться большей надежностью, а также позволит проверить некоторые оригинальные идеи. Как и в предыдущем проекте, перспективная самозарядная винтовка должна была иметь высокую степень унификации с существующими образцами. В частности, при ее изготовлении следовало максимально широко использовать детали серийной винтовки Gewehr 98.


Самозарядная винтовка Mauser M1902 (Германия)
Общий вид винтовки Mauser M1902. Фото Sportsmansvintagepress.com


Предложение об унификации привело к сохранению общей компоновки оружия с длинным нарезным стволом и крупной деревянной ложей, внутри которой должны были помещаться основные агрегаты. Таким образом, внешне винтовка M1902 получалась достаточно похожей на любые другие образцы подобного оружия, а ее внутренние детали имели совершенно новую конструкцию. При этом масса нововведений проекта не позволила использовать значительное число готовых комплектующих, которые к тому же нуждались в некоторых доработках.

Для использования в новом оружии готовый ствол винтовки Gewehr 98 пришлось значительным образом доработать. Изделие длиной 800 мм калибра 7,92 мм с патронником для боеприпаса 7,92х57 мм пришлось оснастить специальным устройством, установленным на казеннике. Оно представляло собой вытянутый трубчатый блок-кожух, предназначенный для взаимодействия с затвором. В верхней и нижней частях кожуха имелись отверстия для выброса гильз и взаимодействия с другими деталями оружия. В передней части кожуха, сразу за стволом, имелись пазы для боевых упоров затвора. Ствол предлагалось помещать внутри трубчатого кожуха с возможностью возвратно-поступательного движения. Также внутри кожуха имелась возвратная пружина ствола.

Самозарядная винтовка Mauser M1902 (Германия)
Общий вид ствольной коробки и смежных агрегатов. Чертеж из патента


Позади кожуха ствола внутри ложи должна была устанавливаться ствольная коробка, необходимая для размещения различных деталей автоматики. Верхняя часть коробки имела сечение, близкое к прямоугольному. Нижняя состояла из сравнительно тонких прямоугольных блоков и предназначалась для монтажа ударно-спускового механизма. Внутри ствольной коробки имелось несколько каналов и проточек для установки затвора, возвратных пружин и т.д. Для обслуживания оружия имелась шарнирно закрепленная крышка. При необходимости следовало использовать защелку крышки, после чего та могла быть откинута влево, открывая доступ к внутренним деталям оружия.

Затвор винтовки M1902/1905 представлял собой продолговатый блок, состоящий из нескольких отдельных деталей. На цилиндрической раме с нижними направляющими выступами крепилась поворотная личинка с двумя боевыми упорами радиального расположения, при помощи которых должно было производиться запирание ствола. Также внутри затвора помещался задний шток, необходимый для осуществления запирания и отпирания ствола. На штоке и личинке имелся набор направляющих и штифтов, которые при взаимодействии обеспечивали поворот последней. Внутри затвора располагались ударник и боевая пружина. Задняя нижняя часть затвора вмещала специальный качающийся рычаг, используемый в процессе перезарядки для удержания затворной группы в нужном положении.

Самозарядная винтовка Mauser M1902 (Германия)
Автоматика, готовая к выполнению выстрела. Чертеж из патента


С целью экономии места затвор получил не одну возвратную пружину, а две. Они помещались в специальных каналах малого диаметра возле боковых стенок ствольной коробки и взаимодействовали с нижней частью затвора. За счет применения двух пружин удалось улучшить распределение объемов внутри ствольной коробки, а также обеспечить правильное перемещение затвора в выделенном объеме.

Для выполнения перезарядки вручную затвор получил собственную рукоять. Это устройство выводилось на правую сторону оружия и имело шарнир. Для перезарядки рукоять следовало поднимать в горизонтальное положение. После завершения необходимых операций ее можно было сложить поворотом вниз, уменьшив поперечные габариты оружия.

Винтовка нового типа получила ударно-спусковой механизм ударникового типа. В его составе имелся набор деталей, предназначенных для блокировки и освобождения ударника. Курок для взаимодействия с ним отсутствовал. Все детали УСМ располагались внутри небольшого кожуха, помещенного под задней частью ствольной коробки, вмещающей подвижный затвор. На нижнюю поверхность оружия выводился спусковой крючок, помещенный внутри предохранительной скобы большой длины. Для блокировки УСМ и защиты от нежелательного выстрела винтовка оснащалась неавтоматическим предохранителем. Флажок этого устройства помещался на задней стенке ствольной коробки и мог перемещаться в нужное положение, блокируя ударно-спусковой механизм или позволяя произвести выстрел.

Самозарядная винтовка Mauser M1902 (Германия)
Процесс перезарядки: ствол и затворная группа в крайнем заднем положении. Чертеж из патента


Вновь П.П. Маузером был использован готовый неотъемный коробчатый магазин, заимствованный у серийной винтовки. Ниже затвора в его переднем положении и перед ударно-спусковым механизмом находился корпус магазина, внутри которого помещались пружина и толкатель. Размеры магазина, почти не выступающего за пределы деревянной ложи, позволяли иметь готовый к применению боекомплект в виде пяти патронов. Снаряжение магазина следовало производить через верхнее окно для выброса гильз при открытом затворе. Для этого, в частности, на крышке ствольной коробки имелся паз для установки стандартной обоймы для патронов 7,92х57 мм.

Винтовка Mauser M1902 получила стандартную деревянную ложу большой длины, основанную на соответствующей детали винтовки Gewehr 98. Для установки новых деталей пришлось изменить конфигурацию пазов и сквозных прорезей. Кроме того, использование трубчатого кожуха ствола позволило отказаться от верхней деревянной накладки. Общая эргономика оружия при этом соответствовала предыдущим серийным образцам. Ложа оснащалась нерегулируемым прикладом и пистолетным выступом.

Вновь были использованы стандартные прицельные приспособления существующей винтовки. На передней части кожуха ствола помещалась мушка. Механический рамочный прицел, в свою очередь, находился на задней части кожуха. Разметка прицела позволяла вести огонь на дальностях до 2-2,4 км, также имелся фиксированный целик для стрельбы на 400 м. Размещение прицельных приспособлений на неподвижном кожухе ствола позволило обеспечить их стабильное положение при стрельбе.

Самозарядная винтовка Mauser M1902 (Германия)
Перезарядка: ствол уходит вперед, затвор остается в заднем положении. Чертеж из патента


Подготовка перспективной самозарядной винтовки к стрельбе почти не отличалась от соответствующих процедур с магазинным оружием того времени. Следовало отвести затвор в заднее положение, вставить в паз крышки ствольной коробки обойму с патронами и поместить последние в магазин. Далее затвор возвращался на свое место, завершая подготовку к выстрелу. После отключения предохранителя можно было начинать стрельбу.

При нажатии на спусковой крючок детали УСМ взаимодействовали с блокирующим ударник шепталом. После этого боевая пружина могла сдвинуть ударник с места и произвести выстрел. Пороховые газы, образовавшиеся при горении метательного заряда, выталкивали пулю из гильзы и проводили ее по стволу, а также воздействовали на ствол, сцепленный с затвором. Под действием отдачи ствол с затвором начинали движение назад, сжимая все имеющиеся в оружии возвратные пружины.

Проходя заднюю часть своего пути, затвор штоком упирался в стенку ствольной коробки. Шток входил внутрь затвора и взаимодействовал с поворотной личинкой, выполняя ее поворот и отпирание ствола. Также в этот момент взводился ударник и сжималась боевая пружина. Достигнув крайнего заднего положения, затвор блокировался нижним рычажком, тогда как освобожденный ствол получал возможность уйти вперед. Под действием своей возвратной пружины ствол уходил вперед, позволяя затвору извлечь из патронника стреляную гильзу. После прохождения ствола расстояния, равного длине гильзы, по последней бил выбрасыватель. Затем ствол продолжал движение и возвращался в нейтральное положение.

Самозарядная винтовка Mauser M1902 (Германия)
Ствольная коробка и затвор, вид сверху. Фото Sportsmansvintagepress.com


После выхода ствола в переднее положение происходило освобождение затвора. При помощи двух своих возвратных пружин затвор перемещался вперед, захватывал верхний патрон из магазина и досылал его в патронник. Также в передней части траектории происходило взаимодействие личинки с пазами блока ствола, приводившее к ее повороту и запиранию. Оружие было готово к новому выстрелу.

Опытный образец новой винтовки был изготовлен в 1902 году и вскоре отправился на стрельбище. Проверки этого оружия показали, что автоматика на основе отдачи ствола с длинным ходом представляет больший интерес в сравнении с предыдущей конструкцией, использующей короткий откат. По некоторым данным, была продемонстрирована достаточно высокая надежность работы механизмов, позволявшая рассчитывать на практическое применение оружия. Новая винтовка M1902 оказалась, как минимум, надежнее предыдущей M1898, испытания которой завершились разрушением конструкции и травмами испытателя.

Тем не менее, у предложенной конструкции имелись некоторые заметные недостатки. Присутствовали определенные проблемы с работой автоматики, из-за которых практическое применение винтовок могло быть серьезно затруднено. Кроме того, с такими недостатками винтовка M1902/1905 вряд ли могла быть принята на вооружение. Таким образом, по результатам испытаний новой винтовки было решено продолжать развитие самозарядного оружия, а также разработать очередной проект подобной винтовки.

Самозарядная винтовка Mauser M1902 (Германия)
Конструкция затвора и положение деталей на разных этапах цикла перезарядки. Чертеж из патента


После завершения основных работ по проекту 1902 года П.П. Маузер подал заявки на получение патентов нескольких стран. В течение нескольких следующих лет конструктор получил все необходимые документы. Так, американского патента за номером US 783123A пришлось ждать до начала 1905 года. Именно эта задержка зарубежного патентного ведомства в дальнейшем привела к появлению обозначения M1905.

После завершения работ по винтовке обр. 1902 года Петер Пауль Маузер продолжил разработку новых вариантов самозарядного оружия. Следующей винтовкой этого класса, созданной им, стало изделие M1906. В 1908 году оно прошло определенную модернизацию, после которой было предложено потенциальному заказчику в лице немецкой армии. По имеющимся данным, это был первый случай предложения военным Германии самозарядного стрелкового оружия.

Проект M1902/1905 стал первой попыткой немецкого конструктора создать винтовку с автоматикой на основе отдачи ствола с длинным ходом. Эта попытка завершилась ограниченным успехом. П.П. Маузеру успешно удалось разработать и довести до испытаний новою конструкцию, однако дальше дела не пошли. Проект нуждался в дальнейшем совершенствовании и вряд ли мог представлять интерес с точки зрения реального практического применения. Работы по развитию оружия были продолжены.


По материалам сайтов:
//forgottenweapons.com/
//sportsmansvintagepress.com/
//google.com/patents/US783123
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. Комментарий был удален.
  2. Леков Л 28 июля 2016 14:43
    Опять же!
    Очередное большое спасибо Кириллу за статью по истории оружия! good
    Читаешь - отдыхаешь душой от ... всего.
    Благодарю!
    С уважением..
  3. РПК 28 июля 2016 16:27
    Постоянно удивляюсь,почему сам Маузер,не использовал гозоотвод.Ведь конструкция с подвижным стволом,должна перегреваться при интенсивной стрельбе и давать осечки при стрельбе на весу без упора.
  4. саша75 28 июля 2016 17:05
    Так дырочку в стволе для отвода пороховых газов немецкие военные запрещали сверлить аж до 1942года. и потом с оговорками, а может так работать будет, может не надо)))
  5. Феликс 18 октября 2016 12:29
    Спасибо hi
    Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня