Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия)

К осени 1941 года стало ясно, что имевшиеся на вооружении Германии разведывательные броневики Sd.Kfz.222 с полноприводным двухосным колесным шасси не способны полноценно решать боевые задачи в условиях Восточного фронта. Проходимость этой техники оставляла желать лучшего, из-за чего ей требовалась замена. В начале 1942 года с целью замены имеющихся броневиков был разработан проект модернизации легкого бронетранспортера с переделкой его в боевую разведывательную машину Sd.Kfz.250/9. Кроме того, вскоре появился еще один вариант модернизации БТР Sd.Kfz.250 аналогичного назначения.

Модернизация техники по проекту Sd.Kfz.250/9 или leichter Schützenpanzerwagen (2 cm) заключался в незначительном изменении существующего корпуса с установкой готовой башни от Sd.Kfz.222. При этом бронетранспортер превращался в разведывательную машину с достаточно высокой подвижностью и «главным калибром» в виде 20-мм автоматической пушки. Как впоследствии показали испытания и войсковая эксплуатация, такой вариант разведывательной машины имел значительные преимущества перед существующими броневиками. В середине 1943 года даже было принято решение свернуть серийное производство колесных машин в пользу полугусеничных.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия)
БРМ Sd.Kfz.250/10 на базе бронетранспортера версии Alte. Фото Achtungpanzer.com



В 1942 году появилось еще одно предложение, касавшееся модернизации бронетранспортера Sd.Kfz.250 с изменением назначения техники. Было предложено создать еще одну боевую разведывательную машину с артиллерийским вооружением, которая могла бы эксплуатироваться параллельно с новейшими leichter Schützenpanzerwagen (2 cm). Новую модификацию БТР следовало оснастить орудием увеличенного калибра, которое позволяло рассчитывать на новую тактическую роль.

Главной задачей нового проекта было оснащение имеющейся бронемашины 37-мм противотанковой пушкой. Благодаря этому огневая мощь разведывательной машины должна была значительно возрасти. В связи с этим появилось предложение дать технике соответствующую роль. Бронетранспортер Sd.Kfz.250 с 37-мм пушкой должен был стать боевой машиной командира разведывательного взвода. Таким образом, в одном подразделении можно было эксплуатировать значительное количество Sd.Kfz.250/9 и меньшее число машин с вооружением большего калибра. Бронемашины с 37-мм пушками должны были стать техникой для командиров подразделения, а функции «линейной» техники возлагались на Sd.Kfz.250/9 с менее мощным вооружением.

Новый проект боевой разведывательной машины получил обозначение leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm). Кроме того, проекту присвоили название, отражавшее порядковый номер разработки: Sd.Kfz.250/10. Известно о применении альтернативного обозначения Gerät 881. Все эти названия были равноценны и обозначали один и тот же вариант боевой машины с артиллерийским вооружением.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия)
Бронетранспортер Sd.Kfz.250 ранней версии. Фото Worldwarphotos.info


Основой для командирской разведывательной машины, как и в случае с «линейной» техникой аналогичного назначения, должен был стать легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 существующей модификации. Эти бронемашины производились серийно с 1941 года и активно использовались войсками. До определенного времени велось серийное производство базовой версии БТР, со временем получившей дополнительное название Alte («Старый»). К осени 1943 года был разработан проект модернизации машины с условным обозначением Neu («Новый»), в котором использовался обновленный корпус упрощенной конструкции. В качестве базы для разведывательных машин в ходе их серийного производства использовались бронетранспортеры обеих модификаций.

БТР Sd.Kfz.250 Alte оснащался броневым корпусом с противопульной защитой. Передняя часть корпуса отдавалась под моторно-трансмиссионный отсек, прикрытый бронированием сложной формы. Имелась клиновидная передняя стенка корпуса, над которой помещались наклонная крыша и скошенные бортовые листы. Последние в центральной части корпуса без каких-либо стыков переходили в борта обитаемого отсека. Центральная и кормовая части корпуса имели характерную многоугольную форму бортов с расходящимися наружу нижними листами и заваленными внутрь верхними. Кормовой лист монтировался с наклоном внутрь.

«Новый» бронетранспортер имел корпус упрощенной конструкции с единственным листом крыши моторного отсека увеличенных размеров и коробчатой архитектурой обитаемого отделения. Появились обычные надгусеничные ниши, которые можно было использовать для перевозки полезной нагрузки. Обновленный корпус состоял всего из 9 броневых деталей, тогда как старый вариант собирался из 19. Это значительно упростило и удешевило производство техники. При этом обновление конструкции корпуса в свое время не помешало продолжить выпуск серийных разведывательных машин и другой техники на базе такого шасси.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия)
Противотанковая пушка 3,7 cm PaK 35/36 на колесном лафете. Фото Wikimedia Commons


Защита лобовой проекции машины обеспечивалась листами толщиной от 10 до 14,5 мм. Борта и корма изготавливались из 8-мм брони. Имелась 6-мм крыша. В ходе модернизации параметры защиты почти не изменились. По технологическим причинам толщина некоторых деталей увеличилась до 15 мм, характеристики остальных элементов бронирования остались прежними.

Sd.Kfz.250 Alte оснащался бензиновым двигателем Maybach HL 42TRKM мощностью 99 л.с. После модернизации использовался мотор HL 42TUKRM того же производителя с аналогичными характеристиками. В задней части моторного отсека помещалась механическая трансмиссия на основе коробки передач, обеспечивающей семь скоростей переднего хода и три заднего. Трансмиссия передавала крутящий момент двигателя на ведущие колеса гусеничного движителя. Передача мощности на переднюю колесную ось не предусматривалась.

Характерной чертой бронетранспортеров Sd.Kfz.250, сказавшейся на их выборе в качестве основы для разведывательных машин, была полугусеничная ходовая часть. Непосредственно под моторным отделением помещалась управляемая ось с подвеской на листовых рессорах. Также имелся гусеничный движитель с четырьмя опорными катками шахматного расположения с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Ведущие колеса помещались в передней части гусеницы, направляющие – в корме машины. Управление движением осуществлялось при помощи поворотных колес передней оси. Механизмы поворота в трансмиссии гусениц отсутствовали, что в определенной мере упрощало конструкцию и удешевляло производство техники.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия)
Серийная разведывательная машина на базе БТР типа Alte. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В конфигурации бронетранспортера машины семейства управлялись экипажем из двух человек и перевозили до четырех десантников. Для наблюдения за обстановкой использовались смотровые приборы в передней части обитаемого отсека. Попадать в машину можно было через кормовую дверь или через борта, пользуясь отсутствием крыши. Вооружение состояло из одного или двух пулеметов винтовочного калибра. Также не исключалось использование личного оружия десанта, чему способствовала конструкция корпуса, не имевшая крыши.

Для увеличения огневой мощи командирской боевой разведывательной машины было решено использовать существующее орудие с достаточными характеристиками. Предъявленным требованиям соответствовала буксируемая пушка 3,7 cm PaK 35/36, которую и решили использовать в новом проекте. Производство таких орудий велось с 1935 года и завершилось в начале 42-го в связи с окончательным моральным устареванием конструкции. За это время успели изготовить более 10,5 тыс. пушек, значительная часть которых по-прежнему оставалась в войсках и могла применяться в различных целях. Одним из вариантов использования устаревшей системы должна была стать разведывательная машина.

Проект leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) подразумевал использование существующих изделий с минимальными изменениями. По этой причине было решено максимально использовать имеющиеся агрегаты орудия PaK 35/36 без значительной доработки их конструкции. Такой подход был реализован в виде использования артиллерийской части и некоторых агрегатов лафета существующей конструкции, однако теперь орудие должно было крепиться не на колесном шасси, а на соответствующей системе, смонтированной в передней части обитаемого отсека бронекорпуса. Также изменили конструкцию броневого щитка пушки. Вместо наклонной детали сравнительно большой высоты, в центре которой имелась амбразура для орудия, было предложено использовать щитки меньших габаритов. В большинстве случаев щиток помещался только слева от пушки и прикрывал исключительно наводчика.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия)
Вариант внешнего вида БРМ. Рисунок Armor.kiev.ua


За счет максимального сохранения имеющихся узлов и агрегатов параметры наведения вооружения остались на прежнем уровне. Горизонтальная наводка осуществлялась в пределах сектора шириной 60°. Вертикальное наведение менялось от -8° до +25°.

37-мм орудие оснащалось стволом длиной 45 калибров и могло использовать боеприпасы нескольких типов, разгоняя снаряд до начальной скорости 1030 м/с. В зависимости от типа снаряда, пушка могла пробить до 50 мм гомогенной брони с дистанции 300 м. Также имелись два варианта осколочных снарядов с максимальной дальностью стрельбы до 7,2 км и зарядом взрывчатого вещества не более 44 г. Подобные возможности позволяли орудию с определенной эффективностью бороться с незащищенной или легкобронированной техникой либо с живой силой противника. Тем не менее, по состоянию на начало сороковых годов имеющиеся характеристики были явно недостаточными, из-за чего орудие PaK 35/36 в начале 1942 года сняли с производства и постепенно начали выводить из эксплуатации.

Внутри боевого отделения удалось разместить несколько стеллажей для боекомплекта на 216 снарядов унитарного заряжания. Благодаря существованию нескольких вариантов боеприпасов имелась возможность составить боекомплект в соответствии с ожидаемыми рисками и особенностями будущей боевой работы.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия)
Машина на базе "Нового" бронетранспортера. Рисунок Tanks-encyclopedia.com


Пушка калибра 37 мм была основным и единственным штатным вооружением разведывательной машины Sd.Kfz.250/10. Дополнительное оружие в виде пулемета не предусматривалось. Тем не менее, отсутствие крыши позволяло экипажу с определенной эффективностью использовать для самообороны личное оружие. Кроме того, при необходимости защиты от пехоты противника командирская машина могла рассчитывать на помощь других экипажей, располагающих пулеметами. По другим данным, пулемет все же присутствовал, однако есть основания считать, что в таких случаях имела место доработка техники силами строевых частей. Боекомплект пулемета мог достигать 1100 патронов.

Управлять разведывательной машиной leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) должен был экипаж из четырех человек. В передней части обитаемого отсека помещались механик-водитель и командир, следившие за обстановкой при помощи смотровых приборов в лобовом листе и бортах корпуса. Также они отвечали за использование радиостанции. В боевом отделении, помещавшемся на месте бывшего десантного отделения, располагались наводчик и заряжающий. Их обязанностью был поиск целей с последующей стрельбой, а также обслуживание орудия.

Переделка бронетранспортера с установкой нового вооружения не привела к значительному изменению габаритов или веса машины. Длина разведывательной машины осталась на уровне 4,56 м, ширина – 1,95 м, а высота за счет орудия увеличилась до 1,97 м. Следует отметить, высота машин разных серий могла меняться ввиду применения бронещитков орудия разной конструкции. Боевая масса новой техники составляла 5,67 т. Параметры подвижности остались прежними: скорость до 60 км/ч, запас хода – 320 км.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия)
Расчет орудия. Фото Acemodel.com.ua


Работы над проектом leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) / Sd.Kfz.250/10 продолжались до начала 1943 года. После этого были собраны и испытаны несколько опытных образцов, проверка которых подтвердила правильность выбранного пути развития существующей техники. Вскоре командирскую разведывательную машину новой модели приняли на вооружение, а также заказали серийную сборку такой техники. Новые Sd.Kfz.250/10 планировалось строить как на базе новых бронемашин, так и в ходе ремонта техники, вернувшейся с фронта с повреждениями.

Первые серийные разведывательные машины были собраны в начале 1943 года. По разным данным, сборка такой техники продолжалась примерно в течение года: до конца 43-го или до начала 1944-го. В течение нескольких первых месяцев немецкая промышленность выпускала Sd.Kfz.250/10 на базе шасси варианта Alte с корпусом более сложной формы. Осенью была освоена сборка техники на основе обновленных и упрощенных бронетранспортеров Neu. В итоге войска получили два варианта разведывательных машин с некоторыми техническими отличиями, но со схожими характеристиками. С точки зрения эксплуатации машины на разных шасси почти не отличались.

К началу 1943 года война на Восточном фронте окончательно и бесповоротно приняла затяжной характер, что привело к специфическим последствиям для немецкой военной промышленности и производства новой техники. Предприятия были загружены текущими заказами, из-за чего развертывание сборки новых образцов постоянно была связана с массой трудностей. В случае с проектом leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) подобные затруднения привели к ограниченным темпам выпуска техники. За все время производства армии удалось передать только 151 командирскую разведывательную машину с 37-мм пушкой. Эта техника распределялась между различными подразделениями армии, на вооружении которых уже состояли различные образцы бронемашин, в том числе разведывательного назначения.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия)
Sd.Kfz.250/10 со своим экипажем. Фото Worldwarphotos.info


Эксплуатация серийных Sd.Kfz.250/10 привела к появлению неоднозначных выводов. С точки зрения проходимости и других технических характеристик такая техника превосходила существующие Sd.Kfz.222 и другую колесную технику. Также имелись преимущества в огневой мощи, обеспеченные более крупным калибром орудия. Одновременно с этим имелись серьезные недостатки в виде сравнительно слабого бронирования и ограниченных возможностей пушки. Как следствие, техника в случае встречи с противником подвергалась серьезным рискам. Разведывательные машины leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) могли быть уничтожены почти любой советской артиллерийской системой или любым танком из-за пределов зоны эффективного поражения их собственного орудия.

Специфические характеристики разведывательных машин привели к тому, что в течение примерно двух лет эксплуатации вся подобная техника была потеряна в боях. Часть машин противник уничтожил, пользуясь превосходством в характеристиках, а некоторые образцы были захвачены в качестве трофеев. Результатом подобной эксплуатации Sd.Kfz.250/10 стало полное списание всех имевшихся машин к концу 1944 года. По состоянию на начало 45-го Вермахт уже не располагал такой техникой ввиду утраты всех имевшихся машин.

Проект боевой разведывательной машины Sd.Kfz.250/10 или leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) представляет определенный интерес в контексте развития немецких полугусеничных бронетранспортеров. Оснащение имеющегося шасси 37-мм противотанковой пушкой могло дать некоторые положительные результаты, такие как увеличение огневой мощи и боевой эффективности разведывательных подразделений. Тем не менее, отдельные компоненты нового «комплекса» имели характерные недостатки, негативно сказавшиеся на ходе эксплуатации. В итоге все полторы сотни построенных машин со временем были потеряны. Ни один образец Sd.Kfz.250/10 не сохранился до нашего времени. Примечательно, что аналогичная машина Sd.Kfz.250/9 с менее мощным вооружением оказалась куда более удачной с точки зрения объемов производства и эксплуатации.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://the.shadock.free.fr/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. igordok 28 июля 2016 07:08
    Спасибо за серии статей.
  2. Kaiten 28 июля 2016 20:43
    Интересно сравнить немецкий автомобиль с его американским аналогом М3. На мой взгляд "немец" явно проигрывает. У него отсутствие привода на передний мост и шахматная подвеска - изысканая пытка для механиков.
  3. Фидель 28 июля 2016 23:39
    Браво! Шикарный обзор.Прочитал с удовольствмем.)) drinks
  4. gladcu2 29 июля 2016 01:02
    Интересно, как же эти машинки использовать.

    Получается, выехать на направление, а потом пешком человек 5 расчета посмотреть, что и где. А машину оставить в засаде на случай преследования на обратном пути.

    В реальности, ганяли везде на машине, пока не попались на прямой выстрел достаточного калибра.

    Нет в мире совершенства.

    Автору спасибо.
    1. avdkrd 2 августа 2016 21:22
      Цитата: gladcu2
      Интересно, как же эти машинки использовать.

      В этом вся соль. На начальном этапе войны с СССР эта машина была бы востребована и стала бы серьезной головной болью для РКК. В 1943 она опоздала как минимум на год - разведку боем она уже не тянула, а при стабилизированной(сплошной) линии фронта ее функция вообще загадочна. Единственная разумная методика применения - как машина для сопровождения колонн на оккупированных территориях. ПТС у партизан не отличались разнообразием и с их наличием были проблемы, а против легкого стрелкового, да с 37мм очень даже ничего.
  5. 135lm 13 ноября 2016 19:11
    А зачем ему колёса? Не проще было сделать полностью гусеничным? Нет, когда вместо 2х задних мостов ставят короткие гусеницы для повышения проходимости ещё понятно. А тута, ну чуток не дотянули...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня