Military Review

Self-loading rifles Mauser M1906 and "06-08" (Germany)

5
Since the end of the 19th century, German gunsmith Peter Paul Mauser worked on new self-loading systems. weapons. Experimenting with automatics on the basis of recoil of the barrel, he created the M1898 and M1902 rifles, distinguished by the stroke length of the moving parts. Two “pilot” projects allowed to establish the advantages and disadvantages of new ideas, as well as create a foundation for future developments. However, not all of the following experimental samples used previously created ideas borrowed from 1898 and 1902 projects. So, the M1906 self-loading rifle should have been based on different principles of operation.


In his next project, the German designer decided to test a new version of automation, capable of independently preparing weapons for the next shot. Systems with a moving barrel did not prove to be at their best, which is why the new project implied the use of rigid fasteners for this unit. Only the shutter and some other details had to move when recharging. In modern classification, the applied automation is designated as a semi-free shutter with braking with the help of swinging levers.

The next project of a self-loading rifle was developed in 1906, which gave it an appropriate name. Further development of the project continued, resulting in the emergence of a new prototype with some improvements. By year of production, he received the designation M1908. In addition, the rifle of the new model is sometimes referred to as the Mauser 06-08. Two projects differed in the design of some parts and the technology of their production. Otherwise, they were almost the same.

Self-loading rifles Mauser M1906 and "06-08" (Germany)
Mauser rifle "06-08". Photo Sportsmansvintagepress.com


The M1906 semi-automatic rifle outwardly should have differed little from other weapons of that time, such as the serial Gewehr 98, etc. It was planned to use a long barrel, designed to use a relatively powerful rifle cartridge, a wooden box for installing all the necessary parts, etc. Thus, the fundamental external differences between weapons and existing systems were absent. At the same time, however, there should have been some characteristic features of exploitation.

The refusal of automatics based on a rolling barrel allowed the use of a finished part borrowed from serial weapons. Thus, the new rifle could be equipped with a rifled barrel caliber 7,92 mm 800 mm long, designed to use the cartridge 7,92x57 mm. Now it is possible to keep various parts on the outer surface of the barrel, intended for connection with other units, aiming devices, etc. At the same time, however, the breech breech lost its locking systems as a set of stops due to the use of the semi-free gate.

The breech of the trunk was to be connected to the front of the receiver and rigidly fixed on it. The receiver itself was a unit of complex shape. Its upper part had a front cylindrical block for connection with the barrel chamber, behind which there was a window for the release of ammunition. The back of the receiver received a rectangular shape and was equipped with a removable lid. A comparatively narrow casing of the firing mechanism, in front of which there was a magazine case, was placed under the upper receiver unit, containing the main parts of the automation.

In front of the receiver, at the store level, there was a channel to install the shutter. The shutter of the M1906 rifle was a rectangular large extension block with a straightened head. There were no means of locking the barrel on this part of the bolt. Inside the gate, a channel was provided for the installation of a drummer with a combat spring. On the upper surface of the shutter there was a small handle for reloading. In the forward position of the bolt handle was on the edge of the window for the release of sleeves. With the bolt pushed back, the handle support entered into the corresponding cut-out of the receiver cover, and, according to some data, could be fixed in this position.

Behind the shutter were the systems of its return to the neutral position, as well as the braking system. Below the longitudinal axis of the gate was a twisted return spring with a guide rod. She was responsible for moving the shutter forward at the end of the recharge cycle. In the compressed form, the spring did not extend beyond the front end of the rod, and also completely fell inside the corresponding channel in the gate.

The new weapon was intended for the use of a relatively powerful rifle cartridge, which did not allow the use of automation on the basis of a free gate. In the design of the rifle should introduce some means of braking the shutter, able to absorb part of the recoil pulse. Without such systems, the author of the project could not count on achieving acceptable dimensions, weight and operational characteristics of the weapon. To solve the existing problem, P.P. Mauser proposed a braking system based on two levers.


The overall layout of the receiver. Patent drawing


The braking system of the bolt, which can also be considered the means of locking the barrel, was located in the rear of the receiver. Its main parts were two levers of relatively great length, equipped with curved head parts. The levers were fixed with the help of a hinge at the rear of the receiver and could swing inward, towards each other, or outward. In the fully divorced position, the levers were almost completely inside the longitudinal channels of the walls of the receiver boxes. The reduction of the levers inwards, in turn, ensured the deceleration of the shutter when fired.

To control the operation of the lever in the design of the rifle was introduced a special part-slide. It was a movable cylindrical device with a narrowed front part and a thickening in the middle. During firing, the slider under the action of inertial forces or with the help of other parts had to move to different positions, controlling the operation of the levers. Also, the slider had the opportunity to fully enter the inside of the longitudinal channel of the shutter.

PP again. Mauser decided to abandon the hammer-type firing mechanism. The original system of braking the shutter occupied the entire back of the receiver, because of what there was no room left to accommodate the trigger. For this reason, the trigger gun M1906 was built on a shock map. In the course of the movement of the gate, the striker was cocked, which was fixed by the sear, connected with the trigger. Provided non-automatic fuse blocking the work of the trigger mechanism.

In the new project, a boxed, integral shop already used and tested in practice was placed under the receiver inside the box. In the case of the shop were spring and pusher. The dimensions of this product made it possible to transport ready-to-use ammunition of five rounds. The equipment of the magazine could be carried out either manually with one cartridge, or with the help of standard clips. To install the cage should use the front slot cover the receiver.

The semi-free-bolt rifle received a standard wooden box, modified due to the need to install a new receiver with automation components. The lodge had a great length and served as the main bearing element of all weapons. There was a standard butt with a pistol protrusion. From above the trunk was covered with a wooden lining of a curved profile. Under the barrel in the box there was a cavity for placing the ramrod.

Together with the barrel rifle received from the predecessors open sights. Next to the muzzle cut was a protected front sight, and a frame-type sight was located above the chamber. The standard sight of the Gewehr 98 rifle was marked up for firing at a distance of more than 2 km, but in practice it could only be used for pointing weapons at distances of no more than a few hundred meters.


The main parts of the weapon, top view. Photo Sportsmansvintagepress.com


Mauser M1906 rifle was different from other weapons of the time principles of preparation for shooting. To perform basic operations, it was necessary to perform several unusual actions, for which, according to some data, in the first version of the project even had to open the receiver cover. In the future, the implementation of these operations is slightly easier.

To equip the store should open the shutter. For this, it was necessary to take the slider of the braking system to the forward position with the help of a special rod. Passing between the front parts of the braking arms shifted inward, the slider spread them apart. After that, it was possible to pull the bolt handle and move it to the rearmost position, compressing the return spring and cocking the drummer. Then it was prescribed to insert into the magazine cartridges, one by one or a clip. After removing the clip, it was possible to return the bolt forward, which led to the automatic reduction of the braking levers. Turning off the fuse, the shooter could make a shot.

During the shot, the rifle received a rather powerful recoil impulse, throwing it in the direction of the arrow. In this case, the shutter was not able to move out of its front position due to the braking levers. Whereas the rifle moved backward under the effect of recoil, the detail-slider of a relatively large mass sought to maintain its position and therefore moved by inertia relative to other parts. This movement forced the slider to spread to the sides the front ends of the locking levers, placing them in the grooves of the receiver. After this, the shutter was released, which was able to move backwards.

Leaving back, the bolt pulled out a cartridge case from the chamber, and then threw it through the upper window. Squeezing the return spring, the bolt ran into the slider, which entered its internal channel. Also at the same time, the firing mechanism was cocked. In the rearmost position, the bolt fully compressed the return spring and stopped by the wall of the receiver.

After the recoil pulse was fully absorbed by the weapon parts, the return spring was able to begin moving the bolt forward. At this stage of the recharge cycle, the upper cartridge was seized from the store and then fed. Moving forward, the bolt released the slider, which moved to the rearmost position and allowed the braking arms to converge again. Returning to the starting position, the levers propped up the bolt and allowed a new shot to be made.

In 1906, the Mauser factory assembled a prototype of a new weapon that was planned to be used in tests. Checks showed the performance of the original mechanisms and the possibility of their further use in new projects of small arms. However, it was not without drawbacks of both technical and operational nature. For example, the proposed PP Mauser shutter braking system was too complicated and not reliable enough in comparison with analogues.


Scheme of work automation. Above and in the middle - the shutter in the front position, fixed with levers. Below - braking levers are divorced, the shutter is shifted back. Figure Sportsmansvintagepress.com


A separate reason for criticism of the project was an extremely inconvenient recharge. To prepare the M1906 rifle for shooting, it was necessary to consistently retract the slide and the shutter to the required positions, for which it was necessary to simultaneously work with both hands. Then it was proposed to equip the integrated store, which was also quite a difficult task. Thus, the preparation of weapons for firing was unacceptably difficult and lengthy. It was obvious that in the course of modernization these shortcomings should be eliminated.

Despite the identified problems, it was obvious that a semi-free-action self-loading rifle with automatics has certain prospects, and its development should continue. Therefore, P.P. Mauser continued work and in 1908, he introduced an improved version of the M1906 product. The new “06-08” rifle had some technical and technological differences from the base model, but it was based on the same principles and used some ready-made parts.

At the design stage, several versions of the updated layout of the shutter braking system were considered, but in the end a slightly modified mechanism of the M1906 rifle was used. First of all, the shape of the levers, which were now straight and did not have curved parts, changed.

By changing the shape, size and design of individual parts, the designer managed to a certain extent to improve the reliability of the automation. In addition, measures have been taken to simplify the operation of weapons and are of particular interest. During the test rifle arr. 1906, it was found that the existing one-piece shop is difficult to equip even with clips. For this reason, in the M1906 / 1908 project, it was proposed to use both a standard integrated store and a detachable box construction.

In the latter case, the receiving shaft of the store with a set of fasteners was fixed in place of the built-in store in the box. Especially for the Mauser 06-08 project, a box-shaped two-row magazine with a capacity of 20 cartridges was developed. Despite some imperfection of the design, this version of the ammunition system eliminated many of the problems that the M1906 rifle had.

The Mauser M1906 / 1908 self-loading rifle differed from the base model in enhanced performance, improved usability and other advantages. After some minor modifications such a weapon could be launched into a series and delivered to the army. However, the new weapon of PP Mauser was not considered and not tested by the military. As a result, there was no opportunity to take part in the rearmament of the army.


Different versions of the shutter and braking system proposed by PP Mauser. Patent drawing


The problem was the specific views of the army. Back in the middle of the first decade of the 20th century, several years before the 06-08 rifle appeared, German army specialists studied the state of domestic developments of self-loading weapons and, quite expectedly, learned that the first projects were not distinguished by high characteristics. Instead of supporting the development of promising projects and eventually starting re-equipment, the command decided to abandon the self-loading rifles, preferring to the existing shop rifles.

The development of the M1906 and M1906 / 1908 projects was completed, after which the new weapon passed the necessary tests and allowed to determine the future of various ideas and solutions. Nevertheless, such weapons in Germany had no real prospects. For this reason, P.P. Mauser and his colleagues continued to work towards the creation of self-loading weapons, but until a certain time they remained at the level of preliminary theoretical research.

The German command understood its mistake only after the start of the First World War. Already the first battles vividly showed all the prospects of automatic and self-loading weapons. Soon after, an official order followed for the development of advanced self-loading rifles, which as soon as possible should be put on the front. The firm Mauser, which was already fulfilling orders in the interests of the warring army, responded to the new call of the command.

In the shortest possible time, the designers reworked the 06-08 project and some developments based on it, resulting in a new version of a self-loading rifle, known as Mauser Selbstlader M1916 (Mauser, self-loading, 1916 model). This weapon was able to reach the small-scale production and operation in the army. However, Peter Paul Mauser never found out that his weapon finally found practical application and fell into the army. The designer passed away on 29 in May 1914, a few months before the outbreak of the First World War. The development of the project Mauser Selbstlader was conducted without him.

During the next project of the self-loading rifle P.P. Mauser proposed an original design of automation, which, however, was not immediately able to meet all the existing requirements, due to which improvements were needed. Upgraded version of weapons arr. 1908 was different with a number of improvements and could well become a regular weapon of the army. However, by this time, the military had given up on self-loading rifles as promising weapons. Only in the middle of the next decade of the development of PP. Mauser in a promising direction could reach the limited use in the army, but the designer did not see it.


On the materials of the sites:
https://forgottenweapons.com/
http://sportsmansvintagepress.com/
http://zonwar.ru/
https://google.ru/patents/US918760
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Lekov L
    Lekov L 29 July 2016 08: 30
    +3
    And again, a wonderful article.
    Cyril, thank you!
    We are waiting for what will happen next!
    good
    Respectfully..
  2. Cat
    Cat 29 July 2016 13: 29
    0
    I join with all my heart. Cyril is waiting for the continuation.
  3. PKK
    PKK 29 July 2016 17: 47
    0
    I do not wait for the continuation, the topic is not so vital that I would give it a place and time in the VO, it is interesting for those concerned and specialists. I will tell you if the topic is how Mikhail Timofeevich entered the gas outlet, and how the Germans reached Sturmgever and he had a gas outlet .Here is the plot.
  4. Avada Kedavra
    Avada Kedavra 31 July 2016 18: 15
    0
    Better than a mosquito
  5. parkello
    parkello 31 July 2016 23: 31
    +1
    and I thought that the shutter of the G-3A3 is a post-war development. and here is where his legs are growing from. by .. recourse

Самозарядные винтовки Mauser M1906 и «06-08» (Германия)

С конца XIX века немецкий оружейник Петер Пауль Маузер работал над новыми системами самозарядного оружия. Экспериментируя с автоматикой на основе отдачи ствола, он создал винтовки M1898 и M1902, отличавшиеся длиной хода подвижных деталей. Два «пробных» проекта позволили установить преимущества и недостатки новых идей, а также создать задел для будущих разработок. Однако не все следующие экспериментальные образцы использовали ранее созданные идеи, заимствованные из проектов 1898 и 1902 годов. Так, самозарядная винтовка M1906 должна была основываться на иных принципах работы.

В своем следующем проекте немецкий конструктор решил проверить новый вариант автоматики, способной самостоятельно готовить оружие к следующему выстрелу. Системы с подвижным стволом показали себя не с самой лучшей стороны, из-за чего новый проект подразумевал применение жестких креплений этого агрегата. Двигаться при перезарядке должны были только затвор и некоторые другие детали. В современной классификации примененная автоматика обозначается как полусвободный затвор с торможением при помощи качающихся рычагов.

Очередной проект самозарядной винтовки был разработан в 1906 году, что дало ему соответствующее название. В дальнейшем развитие проекта продолжилось, результатом чего стало появление нового опытного образца с некоторыми усовершенствованиями. По году выпуска он получил обозначение M1908. Кроме того, винтовку новой модели иногда именуют Mauser 06-08. Два проекта отличались конструкцией некоторых деталей и технологиями их производства. В остальном они были почти одинаковы.


Самозарядные винтовки Mauser M1906 и «06-08» (Германия)
Винтовка Mauser "06-08". Фото Sportsmansvintagepress.com


Самозарядная винтовка M1906 внешне должна была мало отличаться от другого оружия такого времени, такого как серийные Gewehr 98 и т.д. Планировалось использовать длинный ствол, предназначенный для применения сравнительно мощного винтовочного патрона, деревянную ложу для установки всех необходимых деталей и т.д. Таким образом, кардинальные внешние отличия оружия от существующих систем отсутствовали. При этом, однако, должны были иметься некоторые характерные особенности эксплуатации.

Отказ от автоматики на основе подвижного ствола позволил использовать готовую деталь, заимствованную у серийного оружия. Таким образом, новая винтовка могла комплектоваться нарезным стволом калибра 7,92 мм длиной 800 мм, рассчитанным для использования патрона 7,92х57 мм. Появилась возможность сохранить на внешней поверхности ствола различные детали, предназначенные для связи с другими агрегатами, прицельные приспособления и т.д. При этом, однако, казенная часть ствола лишилась систем запирания в виде набора упоров по причине использования полусвободного затвора.

Казенник ствола должен был соединяться с передней частью ствольной коробки и жестко закрепляться на ней. Сама ствольная коробка представляла собой агрегат сложной формы. Верхняя ее часть имела передний цилиндрический блок для соединения с патронником ствола, позади которого имелось окно для выброса боеприпасов. Задняя часть ствольной коробки получила прямоугольную форму и оснащалась съемной крышкой. Под верхним агрегатом ствольной коробки, вмещающим основные детали автоматики, помещался сравнительно узкий кожух ударно-спускового механизма, перед которым находился корпус магазина.

В передней части ствольной коробки, на уровне магазина, имелся канал для установки затвора. Затвор винтовки M1906 представлял собой прямоугольный блок большого удлинения со спрямленной головной частью. Какие-либо средства запирания ствола на этой части затвора отсутствовали. Внутри затвора предусматривался канал для установки ударника с боевой пружиной. На верхней поверхности затвора имелась небольшая рукоятка для перезарядки. При переднем положении затвора рукоятка находилась на краю окна для выброса гильз. При отведенном назад затворе опора рукоятки входила в соответствующий вырез крышки ствольной коробки, а также, по некоторым данным, могла фиксироваться в таком положении.

Позади затвора находились системы его возврата в нейтральное положение, а также система торможения. Ниже продольной оси затвора располагалась витая возвратная пружина с направляющим стержнем. Она отвечала за перемещение затвора вперед при завершении цикла перезарядки. В сжатом виде пружина не выходила за передний торец стержня, а также полностью попадала внутрь соответствующего канала в затворе.

Новое оружие предназначалось для использования сравнительно мощного винтовочного патрона, что не позволяло применить автоматику на основе свободного затвора. В конструкцию винтовки следовало ввести некие средства торможения затвора, способные поглотить часть импульса отдачи. Без таких систем автор проекта не мог рассчитывать на достижение приемлемых габаритов, веса и эксплуатационных характеристик оружия. Для решения имеющейся задачи П.П. Маузер предложил систему торможения на основе двух рычагов.

Самозарядные винтовки Mauser M1906 и «06-08» (Германия)
Общая компоновка ствольной коробки. Чертеж из патента


Система торможения затвора, которую также можно считать средствами запирания ствола, располагалась в задней части ствольной коробки. Ее основными деталями были два рычага сравнительно большой длины, оснащенные изогнутыми головными частями. Рычаги закреплялись при помощи шарнира в задней части ствольной коробки и могли качаться внутрь, навстречу друг другу, или наружу. В полностью разведенном положении рычаги почти полностью находились внутри продольных каналов стенок ствольных коробок. Сведение рычагов внутрь, в свою очередь, обеспечивало торможение затвора при выстреле.

Для управления работой рычага в конструкцию винтовки была введена специальная деталь-ползун. Она представляла собой подвижное цилиндрическое устройство с зауженной передней частью и утолщением в середине. Во время стрельбы ползун под действием сил инерции или при помощи других деталей должен был перемещаться в разные положения, управляя работой рычагов. Также ползун имел возможность полностью входить внутрь продольного канала затвора.

Вновь П.П. Маузер решил отказаться от ударно-спускового механизма куркового типа. Оригинальная система торможения затвора занимала всю заднюю часть ствольной коробки, из-за чего там не оставалось места для размещения курка. По этой причине УСМ винтовки M1906 был построен по ударниковой схеме. В ходе движения затвора происходило взведение ударника, который фиксировался шепталом, связанным со спусковым крючком. Предусматривался неавтоматический предохранитель, блокирующий работу ударно-спускового механизма.

В новом проекте использовался уже отработанный и проверенный на практике коробчатый неотъемный магазин, помещенный под ствольной коробкой внутри ложи. В корпусе магазина находились пружина и толкатель. Габариты этого изделия позволяли транспортировать готовый к применению боекомплект из пяти патронов. Снаряжение магазина могло выполняться как вручную по одному патрону, так и при помощи стандартных обойм. Для установки обоймы следовало использовать переднюю прорезь крышки ствольной коробки.

Винтовка с полусвободным затвором получила стандартную деревянную ложу, доработанную в связи с необходимостью установки новой ствольной коробки с деталями автоматики. Ложа имела большую длину и служила основным несущим элементом всего оружия. Имелся стандартный приклад с пистолетным выступом. Сверху ствол прикрывался деревянной накладкой изогнутого профиля. Под стволом в ложе имелась полость для размещения шомпола.

Вместе со стволом винтовка получила от предшественников открытые прицельные приспособления. Рядом с дульным срезом располагалась защищенная мушка, а над патронником располагался прицел рамочного типа. Стандартный прицел винтовки Gewehr 98 был размечен для стрельбы на дальности более 2 км, однако на практике его можно было использовать только для наведения оружия на дистанциях не более нескольких сотен метров.

Самозарядные винтовки Mauser M1906 и «06-08» (Германия)
Основные детали оружия, вид сверху. Фото Sportsmansvintagepress.com


Винтовка Mauser M1906 отличалась от другого оружия того времени принципами подготовки к стрельбе. Для выполнения основных операций требовалось выполнить несколько необычных действий, для которых, по некоторым данным, в первой версии проекта даже приходилось открывать крышку ствольной коробки. В дальнейшем выполнение этих операций немного упростилось.

Для снаряжения магазина следовало открыть затвор. Для этого нужно было при помощи специальной тяги отвести ползун системы торможения в переднее положение. Проходя между сдвинутыми внутрь передними частями рычагов торможения, ползун разводил их в стороны. После этого появлялась возможность потянуть за рукоятку затвора и отвести его в крайнее заднее положение, сжав возвратную пружину и взведя ударник. Затем предписывалось вставить в магазин патроны, по одному или обоймой. После извлечения обоймы можно было вернуть затвор вперед, что приводило к автоматическому сведению рычагов торможения. Отключив предохранитель, стрелок мог делать выстрел.

Во время выстрела винтовка получала достаточно мощный импульс отдачи, отбрасывающий ее в направлении стрелка. При этом затвор не имел возможности сдвинуться из своего переднего положения из-за рычагов торможения. Тогда как винтовка под действием отдачи сдвигалась назад, деталь-ползун относительно большой массы стремилась сохранить свое положение и поэтому по инерции перемещалась вперед относительно других деталей. Это перемещение заставляло ползун разводить в стороны передние концы рычагов запирания, укладывая их в пазы ствольной коробки. После этого происходило освобождение затвора, который получал возможность сдвинуться назад.

Уходя назад, затвор вытаскивал из патронника стреляную гильзу, а затем выбрасывал ее через верхнее окно. Сжимая возвратную пружину, затвор наезжал на ползун, который входил в его внутренний канал. Также при этом производилось взведение ударно-спускового механизма. В крайнем заднем положении затвор полностью сжимал возвратную пружину и останавливался стенкой ствольной коробки.

После полного поглощения импульса отдачи деталями оружия возвратная пружина получала возможность начать перемещение затвора вперед. На этом этапе цикла перезарядки происходил захват верхнего патрона из магазина с его последующим досыланием. Уходя вперед, затвор освобождал ползун, который перемещался в крайнее заднее положение и позволял рычагам торможения вновь сойтись. Вернувшись в исходное положение, рычаги подпирали затвор и позволяли произвести новый выстрел.

В 1906 году фабрика «Маузер» собрала опытный образец нового оружия, который планировалось использовать в испытаниях. Проверки показали работоспособность оригинальных механизмов и возможность их дальнейшего применения в новых проектах стрелкового оружия. Тем не менее, не обошлось без недостатков как технического, так и эксплуатационного характера. К примеру, предложенная П.П. Маузером система торможения затвора оказывалась слишком сложной и недостаточно надежной в сравнении с аналогами.

Самозарядные винтовки Mauser M1906 и «06-08» (Германия)
Схема работы автоматики. Вверху и в середине - затвор в переднем положении, зафиксирован рычагами. Внизу - рычаги торможения разведены, затвор сдвинут назад. Рисунок Sportsmansvintagepress.com


Отдельным поводом для критики проекта стала крайне неудобная перезарядка. Для подготовки винтовки M1906 к стрельбе требовалось последовательно отводить ползун и затвор в необходимые положения, для чего приходилось одновременно работать обеими руками. Затем предлагалось снаряжать интегрированный магазин, что так же было достаточно сложным делом. Таким образом, подготовка оружия к стрельбе была неприемлемо сложной и длительной. Было очевидно, что в ходе модернизации эти недостатки следует обязательно ликвидировать.

Несмотря на выявленные проблемы, было очевидно, что самозарядная винтовка с автоматикой на основе полусвободного затвора имеет определенные перспективы, и следует продолжать ее развитие. Поэтому П.П. Маузер продолжил работы и в 1908 году представил улучшенный вариант изделия M1906. Новая винтовка «06-08» имела некоторые технические и технологические отличия от базового образца, но при этом основывалась на тех же принципах и использовала некоторые готовые детали.

На этапе проектных работ рассматривались несколько вариантов обновленной компоновки системы торможения затвора, однако в итоге был использован незначительно доработанный механизм винтовки M1906. В первую очередь, изменилась форма рычагов, которые теперь были прямыми и не имели изогнутых частей.

Путем изменения форм, размеров и конструкции отдельных деталей конструктору удалось в определенной мере повысить надежность работы автоматики. Кроме того, были приняты меры, направленные на упрощение эксплуатации оружия и представляющие особый интерес. В ходе испытаний винтовки обр. 1906 г. было установлено, что имеющийся неотъемный магазин сложно снаряжать даже при помощи обойм. По этой причине в проекте M1906/1908 было предложено использовать как стандартный интегрированный магазин, так и отъемную коробчатую конструкцию.

В последнем случае на месте встроенного магазина в ложе закреплялась приемная шахта магазина с набором креплений. Специально для проекта Mauser 06-08 был разработан коробчатый двухрядный магазин емкостью 20 патронов. Несмотря на некоторое несовершенство конструкции, такой вариант системы боепитания позволял избавиться от множества проблем, имевшихся у винтовки M1906.

Самозарядная винтовка Mauser M1906/1908 отличалась от базового образца повышенными характеристиками, улучшенным удобством эксплуатации и другими преимуществами. После некоторых незначительных доработок такое оружие могло запускаться в серию и поставляться в армию. Тем не менее, новое оружие П.П. Маузера не рассматривалось и не испытывалось военными. Как следствие, какая-либо возможность принять участие в перевооружении армии отсутствовала.

Самозарядные винтовки Mauser M1906 и «06-08» (Германия)
Разные варианты затвора и системы торможения, предложенные П.П. Маузером. Чертеж из патента


Проблема заключалась в специфических взглядах армии. Еще в середине первого десятилетия XX века, за несколько лет до появления винтовки «06-08», специалисты немецкой армии изучили положение дел в области отечественных разработок самозарядного оружия и, вполне ожидаемо, узнали, что первые проекты не отличаются высокими характеристиками. Вместо того чтобы поддержать развитие перспективных проектов и со временем начать перевооружение, командование решило отказаться от самозарядных винтовок, предпочтя им существующие магазинные.

Разработка проектов M1906 и M1906/1908 была завершена, после чего новое оружие прошло необходимые проверки и позволило определить будущее тех или иных идей и решений. Тем не менее, реальных перспектив в Германии такое оружие уже не имело. По этой причине П.П. Маузер и его коллеги продолжили работы в направлении создания самозарядного оружия, однако до определенного времени они оставались на уровне предварительных теоретических изысканий.

Немецкое командование поняло свою ошибку только после начала Первой мировой войны. Уже первые бои наглядно показали все перспективы автоматического и самозарядного оружия. Вскоре после этого последовал официальный заказ на разработку перспективных самозарядных винтовок, которые как можно скорее следовало поставить на фронт. Фирма Mauser, уже выполнявшая заказы в интересах воюющей армии, отозвалась на новый призыв командования.

В кратчайшие сроки конструкторы переработали проект «06-08» и некоторые разработки на его основе, в результате чего появился новый вариант самозарядной винтовки, известный под названием Mauser Selbstlader M1916 («Маузер, самозарядная, модель 1916 г.»). Этому оружию удалось дойти до мелкосерийного производства и эксплуатации в войсках. Однако Петер Пауль Маузер так и не узнал, что его оружие наконец нашло практическое применение и попало в армию. Конструктор ушел из жизни 29 мая 1914 года, за несколько месяцев до начала Первой мировой войны. Разработка проекта Mauser Selbstlader велась уже без него.

В ходе очередного проекта самозарядной винтовки П.П. Маузер предложил оригинальную конструкцию автоматики, которая, однако, не сразу смогла удовлетворить всем имеющимся требованиям, из-за чего понадобились доработки. Модернизированный вариант оружия обр. 1908 г. отличался рядом улучшений и вполне мог стать штатным оружием армии. Тем не менее, к этому времени военные разочаровались в самозарядных винтовках в качестве перспективного оружия. Только в середине следующего десятилетия разработки П.П. Маузера в многообещающем направлении смогли дойти до ограниченного применения в армии, однако конструктор уже не увидел этого.


По материалам сайтов:
https://forgottenweapons.com/
http://sportsmansvintagepress.com/
http://zonwar.ru/
https://google.ru/patents/US918760
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. Леков Л 29 июля 2016 08:30
    И снова замечательная статья.
    Кирилл, спасибо!
    Ждем что будет дальше!
    good
    С уважением..
  2. Котище 29 июля 2016 13:29
    Присоеденяюсь от всей души. Кирилл ждем продолжения.
  3. РПК 29 июля 2016 17:47
    Я не жду продолжения,тема не настолько жизненна,что бы уделять ей место и время в ВО,интересна озабоченным и специалистам.Подскажу,интересна будет тема ,как Михаил Тимофеевич вышел именно на газоотовод.И как немцы дошли до Штурмгевера,и газоотвода у него.Здесь кроется интрига.
  4. Авада Кедавра 31 июля 2016 18:15
    Лучше чем мосинка
  5. parkello 31 июля 2016 23:31
    а я думал что затвор у G-3A3 это послевоенная разработка. а тут вона откуда у него ноги растут . тю.. recourse

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня