Программа «Super-30» и стратегическое равновесие в ИАТР. Запад уходит на задний план

13


Выиграв в январе 2012 года «легендарный», по меркам всех известных контрактов оборонной сферы, индийский тендер MMRCA на производство и поставку Дели 126 многоцелевых истребителей «Rafale», французская компания «Dassault Aviation» продолжает «разгребать воз проблем», связанных с продвижением машин в состав Военно-воздушных сил Индии. Сложности эти связаны прежде всего с высокой стоимостью самолёта, которая достигает 200 млн. долларов за единицу, при этом никакими уникальными характеристиками «Рафали» удивить своих потенциальных покупателей в XXI веке уже не могут. Несмотря на высокую угловую скорость установившегося разворота в ближнем воздушном бою, обеспечивающую отличное «энергетическое» маневрирование, способность полётов с большими углами атаки и высокую тяговооружённость, эти самолёты полностью проигрывают конкурентам в максимальной скорости полёта (у «Рафаля» это не более 1900 км/ч), а также в реализации режимов сверхманевренности, доступных истребителям с системой ОВТ (Су-30МКИ, Су-35С, F-22A «Raptor» и различные версии МиГ-29).

От лицензионного производства 108 «Рафалей» в Индии и прямой закупки 18 самолётов у Франции «Дассо» медленно скатилась до заказа на один авиаполк из 36 самолётов, поставка которых смешно смотрится на фоне индийско-российской программы FGFA, а также многочисленных контрактов ОАО «Компания «Сухой» на поставки многоцелевых истребителей семейства Су-27СК и Су-30МК2/МК2/МКВ/МКМ в Китай, Вьетнам, Венесуэлу и Малайзию. В то время как французы продолжают набивать цену своим «Рафалям», увязывая её с предоставлением дополнительного обслуживания и гарантийных обязательств, Минобороны Индии сосредотачивает все усилия на глубокой модернизации более чем 230 сверхманевренных истребителей Су-30МКИ, а также производстве лёгких тактических истребителей «Tejas». Последние, обладая современным БРЭО поколения «4++» и обнадёживающими лётно-техническими характеристиками, заполнят пустующую «многоцелевую» ячейку истребителей «на каждый день», в которую предполагалось внести 126 «Rafale», а обновлённые Су-30МКИ ещё большей угрозой нависнут над флотами и ВВС соседних Пакистана и КНР, являясь главными инструментами военно-политического давления.

Программа «Super-30» предусматривает комплексную модернизацию индийских Су-30МКИ для увеличения эксплуатационного срока до 2040 года. По информации индийских СМИ, сейчас возобновлены российско-индийские консультации по организации и срокам начала работ по пакету обновления «Сушек». Несмотря на то, что над новым радиоэлектронным обликом машины работают уже более 5 лет, программа «Super-30» ещё так и не была реализована в «железе» даже одного Су-30МКИ.

Нынешнее усиление интереса с индийской стороны к программе связано сразу с несколькими обстоятельствами: появлением у КНР тактических истребителей поколений «4++/5» (Су-35С, J-10B, J-11B, J-15S, J-20 и J-31), принятием на вооружение ВВС Пакистана 3 самолётов ДРЛОиУ ZDK-03 «Karakoram Eagle» китайской корпорации CETC, заключением 75-миллионного контракта на модернизацию авиапарка пакистанских F-16A/B до уровня F-16C/D Block 52 с возможностью применения дальнобойных ракет AIM-120D, а также окончанием допустимых сроков эксплуатации истребителей-бомбардировщиков МиГ-21 и МиГ-27. Как известно, в Индии участились случаи авиакатастроф с участием МиГ-27 из-за проблем силовой установкой — ТРДФ Р-29-300. С 2001 по июнь 2016 год было потеряно более 20 машин. Немедленному списанию подлежит более 120 МиГ-27, что заставляет ВВС Индии скорее закрыть эту брешь модернизацией Су-30МКИ.

«Super-30» сделает из обычной «тридцатки» самый совершенный двухместный авиационный комплекс поколения переходного поколения. Бортовой радиолокационный комплекс планируется обновить установкой новой БРЛС с активной ФАР. Нынешняя БРЛС Н011М «Барс» с ПФАР, в связке с ракетами «воздух-воздух» Р-27ЭР/ЭМ, Р-77 (РВВ-АЕ) или индийскими «Astra» в версии с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, позволяет выигрывать дальний воздушный бой у таких истребителей, как «Тайфун», «Рафаль», F-16C Block 52/60 и F-15E со стандартным вооружением в виде ракет MICA-EM/IR и AIM-120C-5/7. В то же время при использовании противником ракет большей дальности (MBDA «Meteor» и AIM-120D) риски для пилотов Су-30МКИ многократно возрастают, равно как и в воздушных боях с современными китайскими истребителями типа J-15S. Дальности «Барса» в 165 км по целям с ЭПР 3 м2 уже абсолютно недостаточно для полного контроля воздушной обстановки, в которой действуют истребители с ЭПР в пределах 1 м2 («Супер Хорнет», F-35A), в то время, как ЭПР самого Су-30МКИ достигает огромных значений в 10—15 м2, что позволяет засечь «Сушку» на удалении от 180 до 220 км (применительно к таким РЛС, как AN/APG-79/81/83SABR или CAPTOR-M и RBE-2).

Радиопрозрачный обтекатель Су-30МКИ имеет внутренний диаметр более 900 мм, который абсолютно приемлемый для установки большинства современных РЛС с ПФАР или АФАР с увеличенными энергетическими возможностями и разрешающей способностью. Это может быть как «Ирбис-Э», так и упрощённая модификация БРЛС Ш-121, которая позднее может найти применение ещё и в комплексе управления вооружением перспективного истребителя FGFA.

Новая РЛС сможет обнаруживать пакистанские F-16C Block 52 на удалении 270 — 300 км, а китайские «стелсы» J-31 и строящиеся по лицензии J-11B — 200 и 400 км, что даст возможность начинать ДВБ одновременно, либо даже раньше, чем это сделает противник. Очевидно, что в соответствии с программой «Super-30», индийские «Тридцатки» могут получить пакет снижения радиолокационной заметности, выраженный в применении конструктивных элементов из радиопоглощающих материалов, а также использовании радиопоглощающих покрытий по методике, реализованной в планере истребителя-бомбардировщика Су-34 (радиолокационная сигнатура уменьшена до 3,8—5 м2 во фронтальной проекции). Вероятно, что меньшая площадь сечения кабины Су-30МКИ позволит добиться ЭПР в пределах 2-2,5 м2.


Один из предполагаемых вариантов модернизации планера Су-30МКИ в соответствии с программой «Super-30» (опубликованный в индийском Интернете): 20-градусный развал стабилизаторов, горизонтально ориентированные воздухозаборники, внутренний отсек вооружения между воздушными каналами и мотогондолами, а также каплевидный беспереплётный фонарь для снижения ЭПР. Задумка конечно хорошая, но на её реализацию в «железе» 272 индийских «Сушек» потребуется несколько миллиардов долларов (не считая замены бортовых РЛС)


Новая БРЛС для Су-30МКИ будет иметь больше режимов работы, включая сканирование поверхности с синтезированной апертурой. Надводные корабли и наземная техника противника будут обнаруживаться на 50-70% дальше, чем это делал «Барс», плюс появится способность чёткой классификации этих юнитов на удалении свыше 150 км. РЛС с АФАР дальностью действия более 300 км, а также наличие оператора систем поставит модернизированные Су-30МКИ на одну ступень с закупленными Китаем Су-35С, но с 10-кратным количественным превосходством. Отличным толчком для ускорения работ по «Super-30» является интеграция сверхзвуковых противокорабельных ракет «БраМос», а также проектирование гиперзвуковой «БраМос-2», которые позволяют сегодня ВВС Индии господствовать над любой корабельной ударной группировкой китайского флота, прикрывая собственные.


По итогам индийского тендера MMRCA, американское предложение варианта многоцелевого истребителя F-16IN Block 60 было отброшено сразу по нескольким причинам: маневренность в БВБ (ниже, чем у «Rafale»), «морально» устаревшая платформа (у МиГ-35 с этим куда лучше, плюс сверхманевренность имеется), однодвигательная силовая установка, далеко не лучшие показатели БРЛС AN/APG-80


Согласно публикации «The Financial Express», с 27 июля в Индию прибывает американская делегация, в составе представителей «Boeing», «Lockheed Martin», «Raytheon», «General Atomics» и «Honeywell», которая займётся обсуждением вопросов поставки индийским ВВС ракетного вооружения, а также развёртывания объектов по лицензионному производству американских истребителей переходного поколения. Известно, что Индия уже отказалась от усовершенствованных американских F-16IN Block 60 «Super Viper» в пользу французских «Рафалей». Но теперь ситуация для штатовских корпораций ещё более сложная. Тем не менее, делегация попытается заключить предконтрактные договорённости на поставку истребителей 5-го поколения F-35A и организацию лицензионного производства F/A-18E/F «Super Hornet». В области продвижения последней машины работает «Boeing Military Aircraft» во главе с исполнительным директором Шелли Лавендер. Планируется, что Минобороны Индии должны приобрести 90 американских истребителей, которые залатают брешь от сокращённого контракта по «Рафалям».

«Боинг» надеется заинтересовать индийский рынок вооружения двухдвигательным многоцелевым истребителем с высокопроизводительной АФАР-РЛС AN/APG-79 и возможностью палубного базирования, «Локхид» делает ставки на малую радиолокационную заметность «Лайтнинга-2». Но если их модернизационный потенциал уже достиг верхней точки (ни «Супер Хорнет», ни F-35A технически не получат РЛС с 400-километровой дальностью работы), многогранность программы «Super-30» способна обойти на крутом вираже практически любое западное предложение.

Источники информации:
https://www.gazeta.ru/army/2016/01/25/8039621.shtml
//forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=158523#p158523
//forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=158522#p158522
//forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=158562#p158562
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 августа 2016 07:29
    поставка которых смешно смотрится на фоне индийско-российской программы FGFA

    Сама программа FGFA выглядит смешно, могу напомнить ей уже 9! лет, а пока дальше эскизов дело не пошло, на что ушло 295 млн. долларов (к счастью не российских). Никаких перспектив программа FGFA не имеет, за неё конечно ещё держится HAL, но судя по сокращению предполагаемых вложений, и уж те более последним заявлениям о сокращении вдвое предполагаемого количество машин все идет к тому. Ну и программа Super-30 тоже о этом говорит. Не имея возможности нажиться на FGFA, HAL запустила тему Super-30, перспективы которой аналогично нулевые. HAL не обеспечивает качество уже выпущенных машин из-за чего готовности Су-30МКИ менее 50%, чего тут говорить о масштабной модернизации...
    Но если их модернизационный потенциал уже достиг верхней точки (ни «Супер Хорнет», ни F-35A технически не получат РЛС с 400-километровой дальностью работы), многогранность программы «Super-30» способна обойти на крутом вираже практически любое западное предложение.

    О какой это гипотетической РЛС с АФАР для Super-30 идёт речь? Индия их не производит, Россия тоже, тогда чем так вдохновляется автор?
  2. +1
    1 августа 2016 07:34
    Нашим надо с новой БРЛС для Су-30МКИ решить вопрос в ближайшее время.
    Иначе индийцы выберут F/A-18E/F «Super Hornet» с его АФАР-РЛС AN/APG-79 на переходном этапе, тем более , что Боинг не против лицензионного производства в Индии(в общем-то уже устаревающей модели). АФАР-РЛС AN/APG-79 всё равно будет с USA.
    Ну время они(индийцы) нам дадут вольно или не вольно (учитывая как они тянут с переговорами). Но может получиться итак, что они потом от модернезации вовсе откажуться, когда T-50 в серию пойдёт.
    1. -1
      1 августа 2016 08:00
      Цитата: flay
      в общем-то уже устаревающей модели

      И чем это Super Hornet устарел? Так то он с Су-30 ровесник, или Су-30 тоже устарел?
      Цитата: flay
      АФАР-РЛС AN/APG-79 всё равно будет с USA.

      Ну в любом случае РЛС не будет производиться в Индии, так что какая разница.
      Цитата: flay
      Но может получиться итак, что они потом от модернезации вовсе откажуться

      Су-30МКИ они будут модернизировать однозначно, вопрос чьими силами. Если по движку альтернативы нет, то БРЭО может Израиль или Франция.
      Ну или совсем фантастический вариант США.
  3. +1
    1 августа 2016 07:35
    Загрузить работой нашу электронную промышленность - очень неплохая задумка.
    1. +1
      1 августа 2016 18:01
      Цитата: sergeyzzz
      Загрузить работой нашу электронную промышленность - очень неплохая задумка.


      Электронная промышленность для себя не может обеспечить серийный выпуск РЛС с АФАР, а вы говорите о загрузке для иностранного заказчика... Вот если бы в РФ летала сотня самолетов с Ирбисом, тогда другое дело.
  4. +1
    1 августа 2016 07:51
    Индусы могут вполне радар в Израиле или Франции закупить. А при медлительности Индусов при выборе оружия и переговорах и РФ запустит в производство и радар и Т-50.
  5. +1
    1 августа 2016 10:17
    Цитата: Leto
    то БРЭО может Израиль или Франция.


    А вы уверены, что еврейская или французская РЛС совместится с остальным нашим оборудованием? Каддафи на разнородных системах, правда, в ПВО погорел еще в 82-ом году.
    1. +1
      1 августа 2016 15:43
      Сейчас электронику делают с "Открытой" архитектурой, так что с интеграцией проблем не возникнет. Индусы уже пользуются прицельными контейнерами (Франция или Израиль). А по поводу разнородных систем вы Индию не испугаете. У них и Хавки, МиГ-21/23/27/29 и Су-30 и Мираж Ф1/2000 и еще н рассмотрении Рафаль и Ф-16 :-)
      1. +1
        1 августа 2016 15:53
        Сейчас электронику делают с "Открытой" архитектурой


        Даже в ВПК? А можно привести пример такой модернизации?
        1. +1
          1 августа 2016 19:42
          Су-30МКИ , Су-30/34/35. Открытой, в смысле, чтобы отдельные блоки можно было заменять не проблемно , в случае модернизации.
        2. Комментарий был удален.
  6. +1
    1 августа 2016 12:00
    На Paralay, помню, подобные варианты модернизации парка машинс семейства 27/30/34 обсуждалисьи скетчи рисовались несколько лет назад (сразу после выкатки F-15SE "Silent Eagle"

    http://paralay.com/bm.html
  7. +1
    1 августа 2016 12:01
    Вот еще, оттуда же.
  8. +1
    1 августа 2016 20:41
    главное удержать лидерство по поставкам в индию, но не в ущерб себе