Сверхтяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-100Y предвоенной разработки

6
Успешные боевые испытания сверхтяжелого танка Т-100 в Финской войне 39 года, позволили конструкторам завода №185 думать о серийном производстве своего детища. Тем более что согласно решения военсовета Северо-Западного фронта, в конце 39 года завод получил заявку на создание инженерно-штурмового танка основе сверхтяжелого Т-100.

Сверхтяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-100Y предвоенной разработки


Финская война показала нехватку тяжелой бронированной техники, которая должна выполнять свои специфические задачи – транспортировка штурмовых мостов, доставка к ДОТ противника взрывчатки или саперных специалистов, эвакуация танков и артиллерии под плотным огнем противника.
В ходе разработки инженерно-штурмового бронированного танка, конструктору получают команду установить на него пушку калибром 152-мм или что-то оптимальное для данного проекта. Проект получает рабочее название Т-100-Х. В итоге получилось изделие с клиновидной рубкой и 130 мм орудием Б-13, которое устанавливалось на кораблях РККА. Проектирование инженерно-штурмового танка постепенно переродилось в создание самоходной установки. Модификации проекта Т-100-Х привели конструкторов к определению задач нового изделия. Проект получает название СУ-100Y – сверхтяжелая самоходная установка арторудием.
Создавать два проекта конструкторы завода не смогли, и после обращений руководства завода с просьбой оставить один проект, работы продолжались только по сверхтяжелой самоходной установке СУ-100-Y.
По некоторым данным данный проект носит другое название - Т-100- Y.
Отличия самоходной установки от танка Т-100 были минимальны. На первый взгляд основное отличие башенная часть с одной пушкой Б-13 вместо двух башенных пушек калибра 45 и 76.2 мм. В днище конструкторы сделали аварийный люк. Оборудовали специальными люками моторный и трансмиссионный отсеки для удобного полевого техобслуживания. Верхняя часть корпуса имела броню в 20 мм.
Остальная броня сохранила основную конфигурацию от Т-100 и имела толщину 60 мм.
Кроме башенного отделения остальная компоновка самоходной установки повторяла компоновочные узлы от танка Т-100. В передней части оставили неизмененным отделение управлением бронированной машины.
В корму корпуса установили авиационный двигатель, имеющий двенадцать цилиндров и жидкостное охлаждение. Двигатель ГАМ-34-БТ был карбюраторного исполнения мощностью 890 л.с. Трансмиссия самоходной установки имеет механическое исполнение.
Запуск двигателя осуществлял электрический стартер «СТ-70» имевший 15 л.с. Запуск также мог происходить от сжатого воздуха. За охлаждение моторного отсека отвечал осевой вентилятор, который устанавливался на коробку передач горизонтально.



В отсек, воздух поступал из боковых отверстий, закрытых мелкими сетками, расположенных спереди моторного отсека. После охлаждения отсека, горячий воздух, выходя из моторного отсека, попадал на верхнюю часть гусеничного полотна.
Топливом самоходной установке служил авиабензин, размещаемый в 4-х алюминиевых баках, общая емкость которых 1.3 тысячи литров.
Полных баков сверхтяжелой самоходной установки СУ-100 Y было достаточно, чтобы преодолеть 210 километров по хорошей дороге.
Трансмиссия – пяти скоростная коробка передач главного 3-х дискового фрикциона и бортовых фрикционов многодискового исполнения с тормозами ленточными и однорядными редукторами в простом и ферродо исполнении.
Орудие Б-13 образца 29 года. Устанавливалось на тумбе. Боезапас – 30 снарядов раздельной подачи заряжания. В боезапас входили бронебойные и осколочно-фугасные снаряды и гранаты.
Торсионная подвеска СУ-100Y:
- 16 катков 2-х скатных опорного исполнения;
- 10 дополнительных катков с амортизацией;
- два задних ведущих колеса;
- два передних направляющих колеса с механизмами для натяжения гусениц;
- две гусеницы мелкозвенчатого исполнения;
Башня выполнена в форме рубки по упрощенной схеме. Рубка позволяла орудию иметь небольшие углы вертикального и горизонтального наведения (-2 до +15 и -6 до +6 соответственно). Механизмы для наведения орудия выполнены по секторному типу. Прицеливание производилось по панораме Герца. Снаряд данного орудия весом в 36 килограмм не терял бронебойности в 40 мм на дальности более 4 километров.
Для раздельной подачи заряжания орудие имело неплохую скорострельность на то время в 4 в/мин. Такая скорострельность достигалась использованием 2-х тактного поршневого затвора и досылателя пружинного исполнения.
Дополнительное вооружение – три пулемета ДТ калибра 7.62 мм, общий боезапас почти 2 тысячи патронов. Расположение – на корме и по бортам самоходной установки.
Имелась в комплекте оборудования радиостанция 71-ТК-3 с антенной для производства внешней радиосвязи. Связь внутри танка шла по переговорникам ТПУ-6.
К концу февраля 40 года, бронированный корпус был изготовлен на заводе всего за пару месяцев после подачи заявки на создание бронированной машины. А к первому марту, все было готово к окончательной сборке самоходной установки. Через 2 недели СУ-100Y собрали и даже начали проводить заводские испытания. Но послать самоходную установку на боевые испытания в войне с финнами не успели – 13 марта 40 года боевые действия на Финском фронте прекратились. Это стало точкой невозврата для СУ-100Y.
Не имея боевого опыта, самоходная установка проиграла тяжелому танку КВ-2 место в армии. КВ-2 смотрелся лучше СУ-100Y:
- меньшие габариты;
- меньшая масса;
- увеличенная броня;
- экономичный дизельный двигатель.
Единственный минус КВ-2 – меньшая мощность гаубицы М-10 калибра 152.4 мм.
Так КВ-2 пошел в серийное производство, а самоходная установка СУ-100Y в середине 40 года поставили на полигон близ Кубинки, где простояла на начала боевых действий 2МВ.



Попытки конструкторов завода №185 дать жизнь бронированной техники на основе Т-100 продолжались. В апреле 40 года, они подают проект танка для береговой обороны. Проектное название – объект 103.
Согласно проекта, танк имел вращающуюся башню. Для нее разработали увеличенную коробку, однако размеры башни не увеличились по сравнению с СУ-100Y.
Вооружение берегового танка, было аналогичным вооружению самоходной установки.
Далее рассмотрения проекта дело не пошло, а потом началась война.

Основные характеристики:
- количество экземпляров - один;
- вес 64 тонны;
- команда 6 человек;
- длина 10.9 метра;
- ширина 3.4 метра;
- высота 3.3 метра;
- броня – катаная стальная;
- стольная длина орудия 55 калибров;
- орудие – 1-Б-13 корабельное 130 мм;
- пулемет – три ДТ-29;
- двигатель ГАМ-34;
- скорость хода 32 км/ч по дороге;
- скорость хода 12 км/ч по бездорожью;
- преодоление подъемов до 42 градусов;
- преодоление препятствий высотой до 130 сантиметров;
- преодоление углублений до 400 сантиметров;
- преодоление водных преград глубиной до 125 сантиметра.

Возможное применение в ВОВ
Есть сведения, что при подходе немецких захватчиков к столице СССР в ноябре 41 года, поступила команда снять с полигонов всю работоспособную технику и поставить в строй для защиты столицы.
По тем же данным, СУ-100Y вошла в состав так называемого «отдельного дивизиона тяжелой техники особого назначения». Известно, что перед этим самоходную установку привели в рабочее состояние. Исторически-документальных подтверждений участия в боевых действиях единственной СУ-100Y во 2МВ пока не нашли.
После исчезновения угрозы взятия столицы СССР, технику (единичные экземпляры) вернули обратно.
СУ-100Y вернулась на полигон близ Кубинки, где с ней можно ознакомиться и по сей день.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. dred
    -1
    5 января 2012 11:44
    тяжёлый но мощный.
  2. 755962
    0
    5 января 2012 12:19
    Всё то у нас какое то квадратно -гнездовое..
    1. +5
      5 января 2012 14:08
      Цитата: 755962
      Всё то у нас какое то квадратно -гнездовое..


      Не клевещите на родную оборонку, у кого тогда было что-то иное?


      Немецкая 150-см САУ "Грилле" с тяжелым пехотным орудием.
  3. 0
    5 января 2012 13:07
    Машина качественного усиления.Моглаб неплохо себя показать в прорыве долговременных укреплений,но война распорядилась по своему.

    Машина качественного усиления,моглаб неплохо себя показать при штурме долговременных укреплений.Но на массовость произвотсва тут расчитывать было нечего.
  4. +2
    5 января 2012 14:14
    Броня слабая для такой махины. 20-60 мм. это же ппц. Даже 37-мм. немецкая ПТО-"колотушка", не говоря уже о 50 и 75 мм. ПТО, из него бы дуршлаг сделали. Совершенно непродуманный проект - правильно сделали, что завернули.
    1. +1
      5 января 2012 14:37
      Цитата: Lexx
      правильно сделали, что завернули.


      В некоторых источниках есть сведения что тяжелые самоходные артиллерийские установки СУ-14Бр2 и СУ-100У, были разработаны специально для прорыва линии Маннергейма и изготовлены всего лишь в нескольких экземплярах. Роскошь конечно ничего не скажешь
      1. 0
        5 января 2012 15:34
        Экспериментальные машины. Как и танк СМК. Роскошь, но все лучше "под огнем" (в полевых условиях) испытать, чем на полигоне.
        1. +1
          5 января 2012 18:36
          Цитата: Андрей77
          но все лучше "под огнем" (в полевых условиях) испытать,


          В финскую да, согласен там маневрирование таких тяжелых машин не играло важную роль. Су-100у мосты не выдерживали, о жд платформах я уж молчу, а для самоходки частая смена позиции - естественное состояние
          1. J_Silver
            +2
            5 января 2012 19:49
            Такую дуру на прямую наводку только на Карельском перешейке могли поставить, а там артиллерийского противодействия, считай, не было - все что могло стрелять уже было уничтожено и надо было долбить по ДОТам, а так она снаряд должна была бросать на пару десятков километров. то есть на флотскую дистанцию много больше 100 кабельтовых...
  5. 0
    6 января 2012 00:28
    Интересно на что немцы расчитывали создовая эту машинку во время войны?
    Сталинград.
  6. ojr
    ojr
    0
    16 октября 2012 17:53
    "Проект получает название СУ-100Y – сверхтяжелая самоходная установка арторудием" - очевидно, что-то важное упущено...