Military Review

Death trials

5
On April 9, 1960, an U-2 U.S. reconnaissance aircraft was launched from an airfield located in Pakistan near the city of Peshawar. Having gained a height of about 20 kilometers, he crossed the border of the USSR south of the city of Andijan. Then the scout went to four particularly important objects of the Soviet Union: the Baikonur cosmodrome, the Sary-Shagan missile range, the Semipalatinsk nuclear test site and the distant airfield aviationlocated in Chagan. The air spy managed to shoot all the objects and safely return abroad. After this incident, the leadership of the USSR decided to close this area in order to prevent the recurrence of such flights.

Death trials


On April 19, an alarm was raised by one of the air defense units - the anti-aircraft missile regiment of the military unit 62872. Fulfilling an order for redeployment, the regiment left its position near the city of Barnaul and settled in echelons. April 21 is in service with the equipment and personnel arrived at the Chagan station located near Semipalatinsk. The headquarters were located in the military town of the pilots, and the divisions went to the steppe, where they were stationed in prepared places.

Anti-aircraft missile systems were put on combat duty, thus closing the airspace near the Semipalatinsk test site and the Chagan base of strategic bombers. During the preparation of the equipment for combat use, officers and soldiers spent the night in the cabins of the missile and vehicle guidance stations, and later a tent camp was set up.

1 May 1960, the regiment raised the alarm. This happened on 5: 30 in the morning, after the intrusion aircraft was detected by radar reconnaissance and targeting radar stations. It was an American U-2. The aircraft was operated by Francis Powers (it was him who was exchanged in Berlin on the 1962 for Soviet intelligence officer Rudolf Abel). The plane flew west of the Semipalatinsk test site at a distance of about 300 kilometers. Penetrating far into the territory of the USSR, he was shot down near Sverdlovsk. After that, the Americans stopped further flights of their reconnaissance aircraft, and the rocket officers continued combat duty in new positions. For many years they guarded the airspace near the Semipalatinsk test site and the Chagan airfield.

The locations of the missile complexes were chosen in view of ensuring reliable cover for the object they were guarding. However, if for air defense compounds around there was an ordinary steppe, the leaders of the test site considered it as a field for testing nuclear weapons. Each department performed its task, but no one considered it necessary to warn people about the danger to their life and health.

Already in the fall, military builders built barracks and residential buildings at the divisions' locations. The officers were allowed to transport their families here, and later earned a nuclear test site. Soon the rocket men realized what it meant to them.

30-I site of the Semipalatinsk test site. Sasha Kursakova 5 years. Photo 1964


From the memoirs of Alexander Kursakov, the son of one of the officers who served in the fifth anti-aircraft missile division and who first held the position of guidance officer, and then battery commander and deputy division commander, the Thirtieth site of the Semipalatinsk test site became its location. It was located on 30 kilometers south-west of Kurchatov and just 18 kilometers from the site Sh. Immediately behind the site was the famous Experimental Field, which at that time exploded aerial and ground nuclear charges. It was the site Sh that was the nearest settlement for the military division, but people were taken out from there before the explosions, leaving only observers stationed in special shelters.

Before the arrival of the military no one lived on the Thirtieth site, there was only a dosimetric reconnaissance equipment. It was the rocket men’s families that became the first civilian population there. Now these facts cannot be remembered without a shudder: how did a civilized country decide to lodge its citizens in nuclear test sites?

But at that time the country's leadership was pretending that this was absolutely normal. And in the future in general, renounced their participation in these terrible events.

The personnel of the anti-missile battalion are 60 soldiers, around 10 officers. To these should also be added civilians, women and children living in the territory. Also there is a missile guidance station, a launching site with launchers, a storage for rockets, garage boxes for cars, four residential officer houses, four apartments each, several utility rooms. The territory is fenced with barbed wire, beyond which the steppe to the horizon. The rocketeers called the place of their deployment "point".

In the 1961-1962 years, even before the ban on nuclear explosions in the atmosphere, the most powerful series in the world was conducted on the territory of the Semipalatinsk test site, 72 thermonuclear explosive devices were put into action. Sometimes there were several explosions a day.



Accompanied by two fighters, an aircraft carrying a nuclear weapon entered the dumping site. The moment was controlled by the missilemen, the indicator on the guidance board showed how the target (the plane with the nuclear charge) was divided, which signaled the bomb dropping. After that, all the equipment was turned off, as it could destroy the electromagnetic pulse during the explosion. The epicenters of the explosions were located around the platform III wide arc. Kursakov recalls that the closest explosions to them were carried out in 18 kilometers, distant ones in 40-50. This was fixed by means of objective control placed in anti-aircraft missile systems.

Families of officers received prescriptions for the duration of nuclear explosions. So, they had to leave the windows and doors open and move away to a safe distance from the buildings. Kursakov recalls that the sky above the platform W literally flashed during the explosion. A bright, blinding light appeared over the steppe, then it was quickly covered by a cloud of clouds of fire. Later, a blast wave came, which shattered glass in homes and almost knocked off feet. After the children, their mothers, who were observing this, thunder rolled, according to Kursakov, “landslide, rolling”.

The mushroom, according to Alexander, was not very long, the leg fell off, the cloud gradually floated away and dissolved among the many "peaceful" clouds. He also told that piles of broken glass constantly lay near the walls of the houses after the explosion. They were collected and thrown away, but after a day or a month everything was repeated again. There were days when the explosions came one after another.

He also told that at the “point” the radiation level was extremely high, but the staff dosimeters of the military did not record anything, and the military simply did not know about the existence of radiation. Panic at the dose of radiation, which can be measured in micro X-rays, has appeared already in our time. And the dosimeters used by the Soviet military showed only X-rays. For them, thousands, or even tens of thousands of microroentgen, were a small amount.

However, the presence of radiation was felt by all. Kursakov recalls that any, even the smallest scratch, excreted lymph for several days. There were frequent cases of loss of consciousness among the soldiers. Bleeding from the nose has become very common. Most of the people living at that time on the “points” had permanently undermined their health. Until now, many have wondered that the presence of the military can still be explained, but why did they send children and women to it?

It was then, according to Kursakov, that he had a sense of danger, from which it was impossible to escape. No photos can convey the feeling of fear that arose at the sight of the explosion live. Even now, dosimeters are ringing on the shores of lakes that have arisen after the explosions, and pieces of molten rock are found around.

However, until now, missilemen who served in the Irtysh steppe do not belong to special risk units. Do not recognize them as victims of nuclear testing. The authorities have done everything to hide from the public the fact of the existence of “points”. As Aleksandr Kursakov says, the officials whom they are trying to tell about the responsibility of the state to the citizens who left their health at the testing grounds either don’t want to hear about it at all or start laughing: “This simply could not be!”
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Evgeny B.
    Evgeny B. 7 January 2012 13: 39
    +10
    We are talking about a demographic problem, looking for ways to solve it, trying to identify entrenched enemies contributing to the destruction of our people ... But, after all, the officials who commit such lawlessness did not fall from the moon. They are also part of our people, and the situation described in the article is not something out of the ordinary. This is a usual situation for our country: our own people destroy their own. This means that the enemy sits in each of us, and not just somewhere outside. Until we understand this and start fighting this internal enemy, we will have no chance of survival and no external measures to increase the birth rate will help us. Even Dostoevsky said: "Russians, love each other!" So far, unfortunately, this has not happened.
    Let's hope that happens before the point of no return is crossed. God help me!
    1. Artyom from Orel
      Artyom from Orel 7 January 2012 15: 35
      +3
      The worst thing is that for us there is nothing surprising in this, as we were cannon fodder, which the king did not care about, with the advice, you stayed. Time changes, slogans and politics change, but the attitude towards people remains the same. Take at least both Chechen wars.
      1. Insurgent
        Insurgent 7 January 2012 23: 27
        +2
        Who knew then about this radiation. They spoke about it after Chernobyl. They tested it on people both the United States and the French.
        1. Artyom from Orel
          Artyom from Orel 8 January 2012 00: 31
          +3
          I was not talking about radiation, but in principle about the attitude towards people.
          And by the way about radiation, did the experience of Hiroshima and Nagasaki not teach anything then?
          The Americans, as you rightly said, have also succeeded on this subject. Here is a story.
          One director made a film about the Wild West and found a place, as it seemed to him, as beautiful as he could. But the weather turned bad and decided to finish the film in Hollywood, for this they took some land to Hollywood. The film was shot successfully, but suddenly, one after another, the actors and staff began to die from radiation sickness and cancer, a total of 90 people died, not counting extras and small workers. As it turned out later, at the shooting site, 5 atomic bombs were nuclear tested.
  2. 755962
    755962 7 January 2012 15: 16
    0
    Not by hearsay I know what it is next to such an object. We have something near by ourselves http://wikimapia.org/10288924/en/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0% B4% D0% B0-20-%
    D0%B2-%D1%87-25594-%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BB-%D0%A1%D0%91%D0%A7
    -12-%D0%93%D0%A3-%D0%9C%D0%9E-%D0%A0%D0%A4
  3. NKVD
    NKVD 8 January 2012 13: 44
    -1
    Well, what did you want?
    How was the nuclear shield of the homeland forged? Are there any suggestions? By the way, a lymph scratch does not emit from radiation, but because the owner of the scratch either did not go through acclimatization or simply does not follow hygiene. The same garbage was with fighters in Chechnya that they arrived there from the north

Испытания, несущие смерть

9 апреля 1960 года с аэродрома, расположенного на территории Пакистана рядом с городом Пешавар, стартовал американский разведывательный самолет U-2. Набрав высоту около 20 километров, он пересек границу СССР к югу от города Андижан. Затем разведчик отправился к четырем особо важным объектам Советского Союза: космодрому Байконур, Сары-Шаганскому ракетному полигону, Семипалатинскому ядерному полигону и аэродрому дальней авиации, расположенному в Чагане. Воздушному шпиону удалось произвести съемку всех объектов и благополучно вернуться за границу. После этого случая руководством СССР было принято решение о закрытии данного направления, чтобы не допустить повторения подобных полетов.

Испытания, несущие смерть


19 апреля по тревоге было поднято одно из подразделений ПВО – зенитно-ракетный полк войсковой части 62872. Выполняя приказ о передислокации, полк покинул свои позиции около города Барнаул и разместился в эшелонах. 21 апреля находящаяся на вооружении техника и личный состав прибыли на находящуюся под Семипалатинском станцию Чаган. Штабное руководство разместилось в военном городке летчиков, а дивизионы отправились в степь, где дислоцировались на подготовленных местах.


Зенитно-ракетные комплексы были поставлены на боевое дежурство, закрыв таким образом воздушное пространство рядом с Семипалатинским полигоном и Чаганской базой стратегических бомбардировщиков. Во время подготовки техники к боевому применению офицеры и солдаты ночевали в кабинах станций наведения ракет и автомашин, позже был разбит палаточный лагерь.

1 мая 1960 года полк подняли по тревоге. Произошло это в 5:30 утра, после того как радиолокационными станциями разведки и целеуказания был обнаружен летящий на большой высоте самолет-нарушитель. Это был американский U-2. Управлял самолетом Фрэнсис Пауэрс (именно его в 1962 году в Берлине обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля). Самолет пролетел западнее Семипалатинского полигона на расстоянии около 300 километров. Проникнув далеко вглубь территории СССР, он был сбит под Свердловском. После этого американцы прекратили дальнейшие полеты своих разведчиков, а ракетчики продолжили боевое дежурство на новых позициях. На протяжении многих лет они охраняли воздушное пространство рядом с Семипалатинским полигоном и Чаганским аэродромом.

Места дислокации ракетных комплексов выбирались с учетом обеспечения надежного прикрытия объекта, который они охраняли. Однако если для соединений ПВО вокруг была обычная степь, то руководители полигона рассматривали ее как поля для испытаний ядерного оружия. Каждое ведомство выполняло свою задачу, но никто не посчитал нужным предупредить людей об опасности для их жизни и здоровья.

Уже осенью военными строителями в местах расположения дивизионов были построены казармы и жилые дома. Офицерам разрешили перевезти сюда свои семьи, а позже заработал ядерный полигон. Скоро ракетчики осознали, что это означало для них.

Испытания, несущие смерть
30-я площадка Семипалатинского полигона. Саше Курсакову 5 лет. Фото 1964 г.


Из воспоминаний Александра Курсакова, сына одного из офицеров, проходившего службу в пятом зенитно-ракетном дивизионе и занимавшего сначала должность офицера наведения, а затем командира батареи и заместителя командира дивизиона, следует, что местом расположения для него стала Тридцатая площадка Семипалатинского полигона. Она располагалась на 30 километров юго-западней Курчатова и всего в 18 километрах от площадки Ш. Сразу за площадкой находилось знаменитое Опытное поле, на котором в то время проводились взрывы воздушных и наземных ядерных зарядов. Именно площадка Ш была ближайшим населенным пунктом для военных дивизиона, но людей вывозили оттуда перед взрывами, оставляя лишь наблюдателей, размещенных в специальных укрытиях.

На Тридцатой площадке до прибытия военных никто не жил, там находилась лишь аппаратура дозиметрической разведки. Именно семьи ракетчиков стали там первым мирным населением. Сейчас об этих фактах невозможно вспоминать без содрогания: как цивилизованная страна решила поселить своих граждан в местах проведения ядерных испытаний?

Но в то время руководство страны делало вид, что это абсолютно нормально. А в будущем вообще отреклось от своего участия в этих ужасных событиях.

Личный состав зенитно-ракетного дивизиона – 60 солдат, около 10 офицеров. К ним следует добавить также гражданских жителей, женщин и детей, живущих на территории. Также там находится станция наведения ракет, стартовая позиция с пусковыми установками, хранилище для ракет, гаражные боксы для автомашин, четыре жилых офицерских домика, по четыре квартиры в каждом, несколько хозяйственных помещений. Территория огорожена колючей проволокой, за которой степь до самого горизонта. Ракетчики называли место своей дислокации «точка».

В 1961-1962 годах, еще перед запретом на проведения ядерных взрывов в атмосфере, на территории Семипалатинского полигона была проведена самая мощная в мире серия, в действие было приведено 72 термоядерных взрывных устройства. Иногда в день проводилось по несколько взрывов.

Испытания, несущие смерть


В сопровождении двух истребителей на место сброса заходил самолет, несущий ядерное оружие. Ракетчиками этот момент контролировался, индикатор на пульте наведения показывал, как цель (самолет с ядерным зарядом) разделялась, что сигнализировало о сбросе бомбы. После этого вся аппаратура отключалась, так как ее мог вывести из строя электромагнитный импульс при взрыве. Вокруг площадки Ш широкой дугой располагались эпицентры взрывов. Курсаков вспоминает, что ближайшие к ним взрывы проводились в 18 километрах, дальние - в 40-50. Это фиксировали средства объективного контроля, размещенные в зенитно-ракетных комплексах.

Семьи офицеров получали предписания на время ядерных взрывов. Так, они должны были оставить открытыми окна и двери и отойти на безопасное расстояние от строений. Курсаков вспоминает, что небо над площадкой Ш буквально вспыхивало во время взрыва. Яркий, ослепляющий свет появлялся над степью, затем его быстро заволакивало облаком с клубами огня. Позже приходила взрывная волна, которая выбивала стекла в домах и почти сшибала с ног. После до детей, их мам, наблюдавших это, докатывался гром, по словам Курсакова, «обвальный, перекатывающийся».

Гриб, по словам Александра, стоял не очень долго, ножка опадала, облако постепенно уплывало и растворялось среди множества «мирных» облаков. Также он рассказывал о том, что около стен домов после взрыва постоянно лежали кучи битого стекла. Их собирали и выбрасывали, но через день или месяц все снова повторялось. Были дни, когда взрывы шли один за другим.

Также он рассказал о том, что на «точке» уровень радиации был предельно высок, но находящиеся у военных штатные дозиметры ничего не фиксировали, и военные попросту не знали о существовании излучения. Паника при дозе облучения, которую можно измерить в микрорентгенах, появилась уже в наше время. А дозиметры, которые использовали советские военные, показывали только рентгены. Для них тысячи, или даже десятки тысяч микрорентген были величиной незначительной.

Однако присутствие радиации ощущалось всеми. Курсаков вспоминает, что любая, даже самая мелкая царапина несколько дней выделяла лимфу. Нередки были случаи потери сознания среди солдат. Кровотечение из носа стало очень частым явлением. Большинство из живущих в то время на «точках» людей навсегда подорвали свое здоровье. До сих пор многие задаются вопросом о том, что присутствие военных еще можно объяснить, но для чего туда отправили детей и женщин?

Именно тогда, по словам Курсакова, у него появилось чувство опасности, от которой невозможно убежать. Никакие фотографии не могут передать то ощущение страха, которое возникало при виде взрыва вживую. Даже сейчас на берегах озер, которые возникли после взрывов, звенят дозиметры, а вокруг встречаются куски расплавленной породы.

Однако до сих пор ракетчики, проходившие службу в прииртышской степи, не относятся к подразделениям особого риска. Не признают их и пострадавшими от ядерных испытаний. Власти сделали все для того, чтобы скрыть от общественности сам факт существования «точек». Как говорит Александр Курсаков, чиновники, которым они пытаются рассказать об ответственности государства перед гражданами, оставившими свое здоровье на полигонах, либо вообще не хотят слышать об этом, либо начинают смеяться: «Такого быть просто не могло!».


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. Евгений Б. 7 января 2012 13:39
    Мы говорим о демографической проблеме, ищем пути ее решения, стараемся выявить окопавшихся врагов, способствующих уничтожению нашего народа... Но, ведь, чиновники, которые творят такое беззаконие, не с луны свалились. Они тоже часть нашего народа, а ситуация, описанная в статье, не является чем-то из ряда вон выходящим. Это - обычная для нашей страны ситуация: свои уничтожают своих. Значит, враг сидит в каждом из нас, а не только где-то вовне. Пока мы этого не поймем и не начнем борьбу с этим внутренним врагом, шансов на выживание у нас не будет и никакие внешние меры по повышению рождаемости нам не помогут. Еще Достоевский говорил: "русские, полюбите друг друга!" Пока, к сожалению, этого не произошло.
    Будем надеяться, что произойдет еще до того, как будет перейдена точка невозврата. Помоги Господи!
    Евгений Б.
    1. Артём из Орла 7 января 2012 15:35
      Самым страшным является то, что для нас в этом уже нет ничего удивительно, как мы были пушечным мясом, до которого нет дела при царе, при советах, ты и остались. Меняется время, меняются лозунги и политика, но отношение к людям остаётся таким же. Взять хотя бы обе Чеченские войны.
      Артём из Орла
      1. Инсургент 7 января 2012 23:27
        Кто это знал тогда об этой радиации .О ней заговорили после чернобыля испытывали на людях и сша,и французы
        Инсургент
        1. Артём из Орла 8 января 2012 00:31
          Я не про радиацию говорил, а в принципе об отношении к людям.
          И кстати о радиации, разве опыт Хиросимы и Нагасаки ничему тогда не научил?
          Американцы, как вы правильно сказали, по этой теме тоже преуспели. Вот такая история.
          Один режиссёр снимал фильм про Дикий Запад и нашёл прекрасное, как ему казалось, для этого дела место. Но погода испортилась и решили доснять фильм в Голливуде, для этого вывезли некоторое количество земли в Голливуд. Фильм сняли успешно, но вдруг,один за другим стали умирать от лучевой болезни и рака актёры и персонал, в общей сложности умерло 90 человек, не считая массовку и мелких рабочих. Как оказалось потом на месте съёмки проводили ядерные испытания 5 атомных бомб.
          Артём из Орла
  2. 755962 7 января 2012 15:16
    Не по наслышке знаю каково рядом с ТАКИМ объектом.У самих под боком нечто http://wikimapia.org/10288924/ru/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0-20-%
    D0%B2-%D1%87-25594-%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BB-%D0%A1%D0%91%D0%A7
    -12-%D0%93%D0%A3-%D0%9C%D0%9E-%D0%A0%D0%A4
    755962
  3. NKVD 8 января 2012 13:44
    Ну а что вы хотели?
    Каким образом должен был коватся ядерный щит родины? Предложения какие то есть?К стати царапина лимфу выделяет не от радиации а отого что обладатель царапины либо не прошел аклиматизацию либо просто не следит за гигиеной.Такая же фигня была с бойцами в чечне что прибыли туда с северов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня