Поражение «Пантер» 12-й танковой дивизии СС у Бретвиль-л’Оргейёз

61
6 июня 1944 года союзники наконец-то открыли второй фронт в Западной Европе. В этот день американские, английские и канадские части успешно высадились на пяти участках побережья Нормандии во Франции, операция «Оверлорд» началась. Для успешного развития наступления в глубь континента войскам союзников необходимо было захватить французский город Кан. Этот город считался ключом, который открыл бы войскам союзников дорогу на юго-восток Франции.

Кан, этот старинный город Нормандии, играл исключительную роль в системе транспортных коммуникаций на нормандском побережье Франции. По сути, он был основным связующим звеном между полуостровом Котантен и остальной Францией. Это прекрасно понимали и немцы, и союзники. Основной задачей 3-й пехотной дивизии британской армии был захват этого города уже в первый день вторжения — 6 июня. Помимо этого, основными задачами войск союзников на этом направлении были захват и удержание аэродрома Карпике, расположенного в окрестностях Кана на удалении 18 километров от побережья; выход к зонам высадки парашютистов 6-й английской воздушно-десантной дивизии, которая смогла захватить ряд мостов через реку Орн; захват господствующих высот возле Кана.



Попытка союзников взять Кан с ходу не удалась. Войска союзников смогли захватить город только 20 июля 1944 года, а само сражение за Кан продлилось до 6 августа. Во многом планы союзников были сорваны немецкими танковыми дивизиями. Уже в 16 часов 6 июня 1944 года на этом направлении немцы ввели в бой силы 21-й танковой дивизии. Это была единственная танковая дивизия, которая начала действовать против сил десанта непосредственно в день высадки. Сбросить англичан и канадцев в море дивизия не смогла, однако серьезно спутала их планы, не дав взять Кан в первый же день операции и дав возможность подойти к городу другим танковым и механизированным частям вермахта и войск СС.

Сумев остановить продвижение английских и канадских войск на Кан 6 июня 1944 года, немецкое командование начало вынашивать план мощного наступления на этом участке. 7-9 июня, стараясь улучшить свои позиции перед предстоящим наступлением, немецкие войска осуществили несколько локальных контрударов по войскам союзников. Наиболее упорные бои в итоге пришлось вести канадцам, сражавшимся в районе населенных пунктов Ро, Бретвиль-л’Оргейёз и Норрей-ан-Бессин.



Здесь союзники впервые столкнулись с немецкими «Пантерами», которые в ходе боев в Нормандии оказались для них «твердым орешком». Всего к моменту высадки войск союзников во Франции 6 июня 1944 года в танковых соединениях войск СС и вермахта на Западе насчитывалось в общей сложности 663 танка «Пантера». Этот танк отличался хорошей лобовой броней и грозным длинноствольным 75-мм орудием, которое позволяло эффективно поражать все типы танков союзников. Единственным по-настоящему грозным соперником для немецких «Пантер» был лишь британский танк Sherman Firefly (Шерман-светлячок), перевооруженный английской 17-фунтовой противотанковой пушкой (76,2-мм орудие, длина ствола 55 калибров).

Британские и канадские части могли столкнуться под Каном с еще большим количеством «Пантер», но немецкая промышленность не могла производить этот танк в тех объемах, который требовался военным. Первоначально танками «Пантера» в боевых частях планировалось заменить все танки Pz III и Pz IV, но темпы серийного производства не могли удовлетворить потребности войск в бронетехнике. В конце концов, генеральный инспектор танковых войск вермахта генерал-полковник Гейнц Гудериан, проконсультировавшись с министром вооружения Альбертом Шпеером, решил, что перевооружению новыми танками подлежит всего один батальон в танковом полку.

В состав батальона должно было входить 4 роты по 17 танков «Пантера» в каждой. При этом при штабе батальона находилось еще 8 танков, взвод ПВО, вооруженный ЗСУ Mobelwagen или Wirbelwind, и саперный взвод. Также в батальоне должна была иметься техническая рота, укомплектованная различным автотранспортом и эвакуационными тягачами. На практике же численность частей в немецкой армии никогда не соответствовала штатному расписанию. Так в частях панцерваффе имелось в среднем 51-54 танка «Пантера» в батальоне, а в войсках СС — 61-64 танка.

Первое появление «Пантер»

Первое появление танков «Пантера» не произвело на союзников особого впечатления. Дебют грозной кошки на западном фронте вышел скомканным и привел к большим потерям танков. Первые три роты «Пантер» (приблизительно 40 танков) прибыли на фронт под Кан вечером 8 июня 1944 года. Это были боевые машины из состава 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд». Дивизия была сформирована более чем из 16 тысяч членов Гитлерюгенда. В нее призывались 17-летние члены данной нацистской организации, которые затем прошли 6-месячное обучение. Помимо этого в дивизию была переведена примерно тысяча солдат и офицеров ветеранов войск СС и опытные командиры из вермахта. Дивизия была переброшена в Нормандию весной 1944 года, на тот момент в ее составе имелось более 20 тысяч человек и примерно 150 танков. Это было одно из самых фанатично сражающихся немецких подразделений. К 9 июля 1944 года дивизия потеряла в боях 60% своего первоначального состава.

Поражение «Пантер» 12-й танковой дивизии СС у Бретвиль-л’Оргейёз
Командир танка PzKpfw V «Пантера» 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд», в командирском башенном люке, во время марша в составе колонны. Машины из состава 3-й роты. фото: waralbum.ru


Прибыв на фронт вечером 8 июня 1944 года, «Пантеры» 12-й танковой дивизии «Гитлерюгенд» уже ночью атаковали союзников, пытаясь захватить населенный пункт Ро. Канадская пехота, которая была в деревне, не стала долго сопротивляться, отступив к Бретвилю, где немцев ждала хорошо подготовленная оборона. Когда немецкие танки приблизились к Бретвилю, они были встречены шквалом огня противотанковой артиллерии, танков и ручных гранатометов. В результате несколько «Пантер» были подбиты и сожжены. Особенно отличился в этом бою канадец Джо Лапойнт, который вступив в дуэль с «Пантерой», подбил танк тремя выстрелами из гранатомета PIAT. Пехота немцев также не добилась успеха и вынуждена была отступить, оставив свои танки без поддержки. В итоге «Пантеры» отошли вслед за ней.

Не сумев сходу захватить Бретвилль и Норрей в ночной атаке с 8 на 9 июня 1944 года, немцы решили повторить наступление днем. Однако подготовить по настоящему мощный удар по союзникам они не сумели, так как 12-я танковая дивизия СС вступала в бой по частям. Такое развитие событий не только ослабляло наступательные возможности дивизии, но и мешало организовать полноценное взаимодействие между танками, пехотой и артиллерией.

В полдень 9 июня 1-я и 3-я роты «Пантер» (приблизительно 25 танков) приняли участие в наступлении на Норрей. Еще одна танковая рота прикрывала их действия, ведя огонь с места. В то же время немецкая пехота атаку почти не поддержала, скорее всего, по той причине, что была прижата к своим окопам сильным артиллерийским огнем союзников. В итоге немецкие танки вынуждены были действовать практически без поддержки, в сопровождении всего двух-трех десятков солдат.

Пантера, подбитая Джо Лапойнтом


«Пантеры» неслись к Норрею на максимальной скорости. При этом танки 1-й роты сделали небольшую остановку и обстреляли шпиль церкви, полагая, что там могли укрыться канадские наблюдатели. После этого «Пантеры» вновь рванулись вперед. Танки еще не добрались до деревни, когда по ним открыли огонь канадские противотанковые пушки. Состоялся скоротечный бой. Хотя в этом бою немецкие танкисты уничтожили пару орудий, не потеряв при этом ни одного своего танка, командир роты решил не искушать судьбу, приказав танкам отступить. На этом участие 1-й роты «Пантер» из состава 12-й танковой дивизии СС в боях 9 июня завершилось.

Избиение «Пантер» у Бретвиль-л’Оргейёз

3-ю роту «Пантер» той же танковой дивизии ожидала куда более печальная участь. Данной ротой командовал капитан Людерман, который был срочно найден на замену основному командиру подразделения, получившему ранение накануне. О его личности известно очень мало, в источниках даже не сохранилось его имени. Известно, что 12 танков его роты наступали вдоль железной дороги. В какой-то момент он отдал приказ сбавить скорость и повернуть влево, в сторону Норрея. По мнению Людермана, таким образом, его «Пантеры» поворачивались к канадским противотанковым орудиям своей самой защищенной частью — лбом. Однако на практике данный приказ оказался роковым, прошло всего несколько секунд и в «Пантеры» полетели снаряды союзников, но не спереди, а с правой стороны. Всего за несколько минут боя немцы потеряла 7 танков — пять уничтоженными и два подбитыми.

Все случилось настолько быстро, что экипажи немецких танков даже не поняли, кто именно по ним стрелял. «Пантеры» просто загорались, а их экипажи старались как можно скорее покинуть горящие машины. Те, кто участвовал в этом бою и выжил, в дальнейшем вспоминали о нем с ужасом. «Пантера», которой командовал Германи (имя и звание не сохранились), получила попадание в правый борт башни. Снаряд попал под сиденье наводчика, вызвав возгорание. Германи был опытным танкистом, перед боем он не стал запирать крышку командирского люка. Благодаря этому он сумел первым покинуть горящий танк. Наводчику пришлось выбираться через пламя, он получил серьезные ожоги.



Командир другого танка «Пантера» высунулся из башни, для того чтобы осмотреться, и был убит прямым попаданием снаряда. Еще одна «Пантера» получила множество попаданий в гусеницы и катки, но сумела сохранить ход и кое-как отступила на исходные позиции. У некоторых из 7 уничтоженных в этой атаке «Пантер» взрывом боекомплекта оторвало башни.

В результате остатки 3-й танковой роты 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» отступили, так и не увидев своего противника. Многие танкисты после боя пребывали в шоке от того, что увидели и пережили. У командира роты Людермана даже произошел нервный срыв. Капитан был отправлен в госпиталь, где ему понадобилось несколько дней, чтобы прийти в себя. Один из немецких офицеров, который стал свидетелем избиения «Пантер» в том бою, уже после завершения Второй мировой войны отметил: «Я мог тогда заплакать от ярости и горя».

Канадские «светлячки»

Кто же в итоге подбил «Пантеры»? Их убийцами стали танки «Шерман» из резервного подразделения, прибывшего для пополнения 1-го канадского гусарского танкового полка. В числе 9 прибывших танков были несколько в модификации «Файрфлай» («Светлячок»), вооруженных длинноствольными 76,2-мм орудиями, прекрасно пробивавшими любой из немецких танков. Именно этот танк союзников мог на равных сражаться с немецкими «Пантерами» и «Тиграми». Бронебойный снаряд английской 17-фунтовой пушки разгонялся до 884 м/с, подкалиберный снаряд — до 1204 м/с. При этом на дистанции 900 метров обычный бронебойный снаряд данного орудия пробивал броню толщиной 110 мм, расположенную под углом 30 градусов. Бронебойный с баллистическим наконечником в тех же условиях — 131 мм брони, а подкалиберный снаряд — 192 мм. Этого было более чем достаточно, для борьбы с танком «Пантера».

Когда немецкие танкисты пошли в атаку на Норрей, «Шерманы» располагались по соседству, недалеко от Бретвилля. «Пантеры» 3-й роты, совершив свой поворот, подставили борта канадским танкам. Борта пантер имели бронирование всего 50-40 мм (верх и низ корпуса соответственно), бронирование борта башни — 45 мм. Дистанция стрельбы составляла те самые 900 метров. На такой дистанции боя первые же выпущенные канадцами снаряды смогли найти цели.

Танк Sherman Firefly


В этом бою особенно отличился экипаж канадского танка, которым командовал лейтенант Генри. Его наводчик сумел подбить 5 атакующих «Пантер» пятью выстрелами. Еще два «Файрфлая» смогли записать на свой счет по одной из семи «Пантер», которые остались гореть на поле боя. При этом огонь по немецким танкам вели все имеющиеся «Шерманы», поэтому некоторые «Пантеры» получили сразу по несколько попаданий. Пока «Файрфлаи» довольно легко прошивали их борта бронебойными снарядами, обычные танки «Шерман» вели огонь осколочно-фугасными снарядами. Они не могли серьезно навредить немецким танкам, но сбивали их экипажи с толку, а также не давали вести наблюдение за окрестностями, находить цели. Именно поэтому для немецких танкистов так и осталось загадкой, кто именно по ним стрелял.

Канадские танки «Шерман» днем 9 июня 1944 года оказались в нужное время в нужном месте. И хотя немецкие войска провели контрудар внезапно, канадцы сумели достаточно быстро сориентироваться и отлично выполнить свою работу, не понеся потерь в танках со своей стороны. В то же время немецкое командование снова убедилось в том, что поспешность в организации и проведении танковых атак неизбежно приводит к провалу наступления. При этом данный бой стал первой победой канадских танкистов и их «Шерманов» над немецкими «Пантерами».

Источники информации:
http://worldoftanks.ru/ru/news/pc-browser/12/panthers_defeat_near_bretteville
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/PzV/txt/PzV2.php
http://narkompoisk.ru/arhivy-dokumenty-analitika/2015/10/28/diviziya-ss-gitleryugend.html
Материалы из открытых источников
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    5 августа 2016 07:08
    "Это было одно из самых фанатично сражающихся немецких подразделений."

    "Фанатично", ещё не значит "умело", что и подтвердили дальнейшие события.
    1. +11
      5 августа 2016 07:52
      Очень точно сказали.
      Почему не предприняли свои знаменитые окружения, а перли на пролом?
      Стрельба по воробьям, это простите демаскировка.

      Но самое смешное, это другое...
      Дистанция стрельбы составляла те самые 900 метров. На такой дистанции боя первые же выпущенные канадцами снаряды смогли найти цели.

      Нас вот упрекают, а тут... не встречный бой, а бой в обороне.
      Тридцатьчетверка не могла говорят... Немецкий зверинец их за 2км отстреливал... Возникает вопрос почему Шерманов не перестрелял с безопасной дистанции зверинец?)
      1. +3
        5 августа 2016 10:33
        Как то тут выкладывали фото аэрофотосьёмки Нормандии..........обилие построек куча кустарников..в. Открытого пространства очень мало. Боевые столкновения проходили на коротких дистанциях
        1. -1
          5 августа 2016 13:40
          Честно - не видел. Погуглил и не сильно густо нашел.
          Но вот например то что приложил... У нас бы сказали, оперативный простор - наступай откуда и как хочешь. А что до кустарника, так это препятствие танку как жестяная банка автомобилю.
          1. +8
            5 августа 2016 15:34
            "В мирное время эти края имели почти сказочный вид. Прелестные, изящные, крошечные деревеньки прятались среди пологих холмов. Деревеньки были окружены полями, а поля — разграничены живописными изгородями. Эти-то изгороди и стали смертоносными капканами для американской армии.
            Почвы в Нормандии плодородные, жирные, лишенные ледниковых валунов. Из-за отсутствия камня нормандские фермеры, вместо того чтобы возводить стены, разделяющие их поля (не больше трех акров каждое), разделяли их живыми изгородями и рядами деревьев. Корни глубоко вцеплялись в землю и удерживали ее от размывания. За семь веков норманнского владычества эрозия разъела почву, превратив полезащитные полосы в настоящие земляные валы высотой от почти двух до двух с половиной метров и с толщиной у основания в три — три с половиной метра. Проломить эти естественные заграждения, укрепленные корнями деревьев и кустов, не мог и танк.
            Территория этих так называемых бокажей простиралась от зоны высадки «Омаха» через всю Нормандию на расстояние от 15 до 180 километров. Более труднопреодолимой преграды для высокоподвижных танковых и мотопехотных частей не могли бы придумать и немецкие генералы. Даже прославленные линии Мажино и Зигфрида выглядели рядом с ними бледно."
            (с) Б.Я. Купер "Смертельные ловушки"
        2. +5
          5 августа 2016 15:30
          Бои в лабиринте живых изгородей стали одним из самых ярких кошмаров танкистов союзников. Если интересно, почитайте "Смертельные ловушки" автор Белтон Купер участник и очевидец событий, был офицером ремонтного подразделения бронетанковой дивизии армии США, отличная книга.
        3. +6
          5 августа 2016 19:55
          Ага. Я был в Нормандии туристом. Всюду овраги, ложины, дороги узкие
          и плотно окруженные с двух сторон живыми изгородями из высоких кустов.
          Там танк в засаде можно с 5 метров не заметить. Дома - старые усадьбы, как
          готовые доты: толщина первых этажей метр и больше.
        4. 0
          6 августа 2016 17:19
          Видел документальный фильм последнего боя Виттмана. Там где его экипаж расстреляли колону Шерманов. Вполне себе дистанция была в 1 км. Да и всех укрытий это были придорожные деревья. Что впрочем не помешало просто взять и расстреляют безнаказанно всю колону.

          Говорят, что экипаж Виттмана погиб скорее всего от случайной удачной воздушной атаки. РС попал.
      2. +7
        5 августа 2016 13:55
        Цитата: ShadowCat
        не встречный бой

        Что такое встречный бой по-американски, изображено в фильме "Ярость". laughing
        Цитата: ShadowCat
        Почему не предприняли свои знаменитые окружения, а перли на пролом?

        Да потому что "12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд». Дивизия была сформирована более чем из 16 тысяч членов Гитлерюгенда. В нее призывались 17-летние члены данной нацистской организации, которые затем прошли 6-месячное обучение." Опытные экипажи и командиры сначала потихоньку-полегоньку, а потом всё интенсивнее были выбиты на восточном фронте.
        1. +4
          5 августа 2016 14:35
          Цитата: Владимирец
          Опытные экипажи и командиры сначала потихоньку-полегоньку, а потом всё интенсивнее были выбиты на восточном фронте.

          Дык кто спорит-то? РККА тоже довольно сильно просела в танка и экипажах в 1941-1942ом году, думаю тоже спорить не буду, и откуда нам приходилось скрести.
          (поглядел. Даже в тяжелейшем 1941ом наши планку не опускали ниже года для офицеров, но дрючили по 8часов занятий + 4 часа самоподготовки. Наверное для нынешнего поколения это выглядит как ад. (А ведь надо еще когда-то спать, есть и в туалет ходить))

          В любом случае, более-менее опытный командир мог бы дать возможность победить, но его видимо не было, или просто не доверяли и решили поставить фанатика что привело к закономерному финалу.
        2. +7
          5 августа 2016 19:57
          Это была одна из самых подготовленных и мотивированных дивизий
          в Германии в то время. Это были идейные добровольцы с длительной
          военной подготовкой.
      3. +5
        5 августа 2016 14:02
        Цитата: ShadowCat
        Тридцатьчетверка не могла говорят... Немецкий зверинец их за 2км отстреливал... Возникает вопрос почему Шерманов не перестрелял с безопасной дистанции зверинец?)

        Тут то же самый случай, когда наши Т-34 в первом бою расстреляли "Королевские тигры". Немцы не смогли, по разным причинам, вскрыть оборону противника, очень понадеялись на "непробиваемость" своих "кошек". Вот и получили. Как говаривал герой одного из наших фильмов: "Ну надо же было им показать, что это не 41-й год"
        1. +3
          5 августа 2016 14:41
          Цитата: svp67
          Тут то же самый случай, когда наши Т-34 в первом бою расстреляли "Королевские тигры".

          Как помнится командир отделения т-34 державших оборону получил за это героя и даже несколько брошенных экипажем немецких танков отправили в тыл. Вот имя героя не помню. Жаль, но на имена память моя слабая((

          Цитата: svp67
          Немцы не смогли, по разным причинам, вскрыть оборону противника

          Потому что с 1943го года они как-то резко отупели. Вместо подсекающих ударов характерных для 1941го (я сужу по нашему фронту), не ввязывания в бои, а отрезания тылов, они начали или переть в лоб, или ввязываться в местечковые боестолкновения, или вводить в бой соединения по частям.

          Да, воевали, но это больше было похоже на агонию, нежели на нормальные боевые действия. К результатам даже тактическим они не приводили, про стратегический и геополитический уровень я вообще молчу.
          1. +6
            5 августа 2016 15:36
            Цитата: ShadowCat
            Потому что с 1943го года они как-то резко отупели.

            Это мы научились воевать, а соответственно и их "тупить" заставляли. Если даже вспомнить бои на озере Балатон, где наши войска просто "проворонили" почти все на начальном этапе, опыт, приобретенный на этой войне, позволил нивелировать немецкий успех.
            Цитата: ShadowCat
            Да, воевали, но это больше было похоже на агонию, нежели на нормальные боевые действия. К результатам даже тактическим они не приводили, про стратегический и геополитический уровень я вообще молчу.

            Вот к чему приводит ставка на "Блицкриг"
          2. +4
            6 августа 2016 00:41
            "Потому что с 1943го года они как-то резко отупели"////

            Это не так. Операции на окружение Вермахту удавалось осуществлять
            на Восточном фронте и в 1944 году, но уже не было сил уничтожить или
            взять в плен окруженных. А если это быстро не сделать, то окружающие сами
            оказываются в ловушке.
            После Курска немцам пришлось полностью перейти к оборонительной тактике.
        2. +1
          5 августа 2016 15:27
          Если вы про бой у деревни Оглендув, то там кроме Т-34-85 по КТ еще и ИСы работали и артиллерия. Но один КТ записан на счет Т-34-85, командир мл. лейтенант Оськин А.П. Его танк выполнял одну из главных ролей в этой засаде.
    2. +2
      5 августа 2016 13:59
      Цитата: Владимирец
      "Фанатично", ещё не значит "умело", что и подтвердили дальнейшие события.

      И тем не менее, они воевали до последних дней...
      1. 0
        5 августа 2016 14:59
        Цитата: svp67
        И тем не менее, они воевали до последних дней...

        Кто же спорит?
    3. 0
      6 августа 2016 09:25
      также как и то что на "Файерфлае" стояла английская пушка отдаленно эквивалентная немецкой не значит что этот чайник мог бороться на равных
      немцы их могли пробить в лоб километра за 1,5-2

      ну да, сразу 7 немецких танков не проведя должную разведку подставили канадцам борт, у самих потерь не было, канадцам есть что вспомнить
      1. 0
        6 августа 2016 17:27
        Simpsonian

        Лучший выход, попав в засаду это бежать маневрируя. Главное при этом бежать в сторону от засады. Хуже, когда наоборот. Но это как повезет.

        Я бу без разведки и огневого прикрытия атаку не начинал.

        Наверное немцев здорово время прижимало, раз они пошли на авось. И тем не менее, не надо было.
    4. lel
      0
      7 августа 2016 13:29
      я так понял, там были фашистские новички необстрелянные и неопытные, потому и получили по заслугам...
  2. +3
    5 августа 2016 07:12
    на войне как на войне
  3. +6
    5 августа 2016 07:16
    Спасибо. Интересно.
    Несколько не в тему. Со дня моря поднято по крайней мере два "Шермана"
  4. +11
    5 августа 2016 07:45
    Цитата: igordok
    Спасибо. Интересно.
    Несколько не в тему. Со дня моря поднято по крайней мере два "Шермана"

    Гут, но я бы больше радовался вот этому событию:

    Тоже недавно вытащили.
    1. +3
      5 августа 2016 07:56
      Да, согласен, хорошая находка.
      Обсуждалось на ВО "В Воронежской области подняли уникальный Т-34"
      https://topwar.ru/98081-v-voronezhskoy-oblasti-podnyali-unikalnyy-t-34.html
  5. +12
    5 августа 2016 09:00
    "В этом бою особенно отличился экипаж канадского танка, которым командовал лейтенант Генри. Его наводчик сумел подбить 5 атакующих «Пантер» пятью выстрелами. Еще два «Файрфлая» смогли записать на свой счет по одной из семи «Пантер», которые остались гореть на поле боя. При этом огонь по немецким танкам вели все имеющиеся «Шерманы», поэтому некоторые «Пантеры» получили сразу по несколько попаданий."
    То есть все Шерманы стреляли неизвестно куда, а у танка лейтенанта Генри были помеченные цели (или снаряды)? Каким образом при одновременной стрельбе 9 танков четко выделили кто подбил 5 из 7 Пантер?
    1. +11
      5 августа 2016 11:12
      Успел ПЕРВЫМ доложить!!!
  6. +4
    5 августа 2016 09:08
    Саша Томзов, друг, ты стал писать статьи на Топваре!?

    текст
    3-ю роту «Пантер» той же танковой дивизии ожидала куда более печальная участь. Данной ротой командовал капитан Людерман, который был срочно найден на замену основному командиру подразделения, получившему ранение накануне.

    варспот
    3-ю роту «Пантер» ожидала куда более печальная участь. Подразделением командовал некий капитан Людеман, срочно найденный на замену основному командиру, раненному накануне.



    текст
    Известно, что 12 танков его роты наступали вдоль железной дороги. В какой-то момент он отдал приказ сбавить скорость и повернуть влево, в сторону Норрея. По мнению Людермана, таким образом, его «Пантеры» поворачивались к канадским противотанковым орудиям своей самой защищенной частью — лбом. Однако на практике данный приказ оказался роковым, прошло всего несколько секунд и в «Пантеры» полетели снаряды союзников, но не спереди, а с правой стороны. Всего за несколько минут боя немцы потеряла 7 танков — пять уничтоженными и два подбитыми.

    варспот
    12 танков роты быстро наступали вдоль железной дороги. Затем Людеман приказал сбросить скорость и повернуть налево, в сторону Норрея. По его мнению, таким образом «Пантеры» разворачивались к канадским противотанковым орудиям самой защищённой — лобовой — бронёй. Этот приказ оказался роковым. Прошло несколько секунд, и в «Пантеры» действительно полетели снаряды. Но не спереди, а справа. Всего за несколько минут были уничтожены пять танков и подбиты два.



    текст
    Кто же в итоге подбил «Пантеры»? Их убийцами стали танки «Шерман» из резервного подразделения, прибывшего для пополнения 1-го канадского гусарского танкового полка. В числе 9 прибывших танков были несколько в модификации «Файрфлай» («Светлячок»), вооруженных длинноствольными 76,2-мм орудиями, прекрасно пробивавшими любой из немецких танков.

    варспот
    Кто же подбил «Пантеры»? Это были танки «Шерман» из резервного подразделения, прибывшего для пополнения канадского 1-го гусарского танкового полка. В числе этих девяти машин находились несколько машин модификации «Файрфлай» («Светлячок»), вооружённые 17-фунтовыми (76,2-мм) пушками, прекрасно пробивавшими любой немецкий танк.
    .

    http://warspot.ru/4152-porazhenie-panter-u-bretvil-l-orgeyyoz
  7. 0
    5 августа 2016 09:44
    А мясо горело на танкистах, как и в 1941г
  8. +3
    5 августа 2016 09:52
    В описываемы период у немцев на запеде было всего 156 пантер включая небоеготовые, в августе во Франции 432, в декабе в Арденнах 471

    сбросить десант в море немцам не удалось только из-за заградогня линкоров (тяжелые танки переворачивало, и команда погибала от контузии даже если снаряд падал в десятках метров от цели).
    1. +3
      5 августа 2016 10:46
      Цитата: Simpsonian
      сбросить десант в море немцам не удалось только из-за заградогня линкоров

      там много было факторов - и возможно главный из них - стратегическая ошибка немцев в определении зоны главной высадки (а со стороны англосаксов - умелая операция по дезинформации).

      А резервы были переброшены слишком поздно и не туда и частями, и истреблены с воздуха.

      Так что репетиция в Дьеппе и её реализация в Алжире в 42 и на Сицилии в 43 не прошли даром.
      1. 0
        6 августа 2016 08:59
        фактор главный - дефицит авиационного топлива, и этот - тот же самый как потом в Пусане, когда неполучилось ликвидировать плацдарм.
      2. 0
        6 августа 2016 17:37
        Ратник

        Эта заград линия немцев у береговой черты была не достроена.

        Очень дорогой и массивный проект. А атаку начали в самом не защищенном месте. И то случайно.

        Как оказалось, встретил (бритов) , один немецкий пулеметчик с запасом в 2000 патронов. Стрелял из обычного окопа. Когда патроны закончились, то этот 18 сопляк, продолжал стрелять из винтовки.

        Взвод в котором тот служил, был в стороне от острия удара. И они потом сбежали, что бы выровнять линию фронта:). А тот геройский пацан просто был в охранени. Вот так бывает. Ну а геройство при высадке потом можно пририсовать.

        Ну и мега сооружение немцам не помогло вообще.

        Кстати говоря он выжил.
  9. peter_sever
    +3
    5 августа 2016 10:08
    Цитата: Simpsonian
    сбросить десант в море немцам не удалось только из-за заградогня линкоров (тяжелые танки переворачивало, и команда погибала от контузии даже если снаряд падал в десятках метров от цели).


    пруф?Насколько я знаю,проблемы при высадке у союзников были только на участке "Омаха"-из-за того,что по причине тумана не получилось разрушить немецкие береговые укрепления.Насколько мне известно,немецкие танковые части находились на значительном расстоянии от места высадки в "День Д"
    1. 0
      6 августа 2016 00:44
      например кадры кинохроники с перевернутыми на ровном месте пантерами ввиду пляжа и большие воронки неподалеку

      по той же причине долго держался Севастополь и удержался Ленинград из-за заградогня береговой артиллерии
    2. 0
      6 августа 2016 17:40
      peter

      Да, немци имели мобильное прикрытие. Которое кстати успешно попортило жизнь союзникам. Да так, что почти прикончили все союзнических попытки.

      Очень хорошо сработало.
  10. +2
    5 августа 2016 12:48
    Согласен...засада. Что сделаешь, чистое избиение Пантер. При встречном бое результат мог быть иным... А так немцы "попали".
    1. +4
      5 августа 2016 13:31
      Недавно прочёл книгу "Я дрался на Т-34". В ней описаны воспоминания советских танкистов ВОВ. Ветераны рассказывают, что Пантеры и Тигры действуя из засад очень сильно досаждали нашим танкам. По сути каждая такая немецкая засада превращалась в избиение тридцать четвёрок.
      С другой стороны, если в советскую танковую засаду попадали немецкие "кошки", то и от них шерсть летела в разные стороны.
      1. Комментарий был удален.
        1. 0
          5 августа 2016 14:24
          Цитата: svp67
          Я Вам наверное открою секрет Полишинеля, но точно так же, при действии наших танков из засад происходили избиения немецких "кошек".


          Я вам наверное так же открою секрет Полишинеля, но читать комментарии желательно внимательно и до конца, дабы не выглядеть глупо))Во втором абзаце я сказал именно об этом.

          Цитата: svp67
          Специфика танковых боев, понимаешь...


          Да уж куда мне)) "Специфика". Я и слова то такого не знаю)))
          1. Комментарий был удален.
            1. 0
              5 августа 2016 15:17
              Цитата: svp67
              Вот не знаете, а все туда же...


              А я другое слово знаю, только говорить не буду, а то и вы и модератор сильно обидитесь))) wassat
              1. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
    2. +2
      5 августа 2016 14:05
      Цитата: Voodoo
      А так немцы "попали"

      Вопрос "везучести" или "невезучести" командира, полностью не изучен, но очень хорошо чувствуется личным составом подразделения и сильно сказывается на его желание идти в бой.
  11. +1
    5 августа 2016 14:23
    Цитата: ShadowCat
    Честно - не видел. Погуглил и не сильно густо нашел.
    Но вот например то что приложил... У нас бы сказали, оперативный простор - наступай откуда и как хочешь. А что до кустарника, так это препятствие танку как жестяная банка автомобилю.

    Не это знаменитые нормандские боккажи. Танки не могли проехать,застревали. Пришлось союзникам специальные приспособления на танки делать.
    1. 0
      5 августа 2016 15:49
      Не только застревали, там еще и немцы с панцерфаустами водились
  12. +1
    5 августа 2016 14:34
    интересно наша 85мм пушка от Т-34-85, как соотноситься с 76,2 мм орудием от Фаерфлая? И вообще мало статистики по пробитию немецких танков из этого орудия.
    1. +2
      5 августа 2016 15:32
      Цитата: Zaurbek
      интересно наша 85мм пушка от Т-34-85, как соотноситься с 76,2 мм орудием от Фаерфлая?

      Почти равноценны. У нашей выше осколочно-фугасное действие, у английской, чуть выше бронепробиваемость.
    2. +1
      5 августа 2016 15:45
      Пушка была не хуже, а вот качество боеприпасов хромало.
      1. +1
        6 августа 2016 00:48
        Плохой "грязный" порох. Чтобы улучшить его качество , его смешивали
        с чистым американским ленд-лизовским. В результате добивались приемлимой
        начальной скорости снаряда.
        У Т-34-85 проблема была не орудие, а 45 мм лоб корпуса, который пробивался
        из всего, что стреляло противотанкового у противника.
    3. +2
      5 августа 2016 18:00
      у меня есть про обычную 76-мм M1 нашу 76 и нашу 85 отстрелявшим по КТ
  13. +2
    5 августа 2016 14:43
    танкисты СС враг очень опасный был. канадцам повезло очень. и Шерманам тоже.
    1. 0
      6 августа 2016 17:45
      zaurbek

      Канадцы отступили под прикрытие. Они уже знали общие наступающие силы и направление удара. Поэтому и смогли организовать засаду.

      Немцы просто ломились на пролом. Слишком самоуверенно...
    2. 0
      30 сентября 2016 07:45
      Но не всегда им так везло. Сколько там Виттман настрогал при удачной атаке на неготовых бриттов (или канадцы там были?) при Виллер-Бокаж? Даже если и приписал себе немного, все равно выходит порядочно.
  14. 0
    5 октября 2016 16:47
    [quote=svp67] Немцы не смогли, по разным причинам, вскрыть оборону противника[/quote]
    Потому что с 1943го года они как-то резко отупели. Вместо подсекающих ударов характерных для 1941го (я сужу по нашему фронту), не ввязывания в бои, а отрезания тылов, они начали или переть в лоб, или ввязываться в местечковые боестолкновения, или вводить в бой соединения по частям.

    Да, воевали, но это больше было похоже на агонию, нежели на нормальные боевые действия. К результатам даже тактическим они не приводили, про стратегический и геополитический уровень я вообще молчу.[/quote]
    Немцы воевали хорошо до конца, но Русские научились воевать не хуже и отражали все попытки окружений.