Пять русских адмиралов

28
Сегодня, в последнее воскресенье июля, в России традиционно празднуется День Военно-морского флота. «Историк» предлагает в этот день вспомнить великих флотоводцев, победно служивших Родине и приумноживших славу отечественного флота.



ГРИГОРИЙ АНДРЕЕВИЧ СПИРИДОВ

Григорий Андреевич Спиридов родился в 1713 году в семье коменданта недавно отвоёванного у шведов Выборга. В возрасте 10 лет он поступил добровольцем на один из лучших кораблей Балтийского флота «Святой Александр». В 1728 году по рекомендации командира корабля молодого Спиридова направили в Морскую академию, а после её окончания уже в офицерском чине — на Донскую флотилию, где, действуя против турок на Азовском море, будущий флотоводец приобрёл свой первый боевой опыт.

В течение последующих 20 лет Григорий Спиридов прошёл путь от мичмана до контр-адмирала, командующего эскадрой на Балтийском море. За годы службы он проявил незаурядные педагогические таланты, поэтому в 1755 году стал одним из первых преподавателей новообразованного Морского кадетского шляхетского корпуса. В 1761 году руководил высадкой десанта около прусской крепости Кольберг. После окончания Семилетней войны возглавил сначала Кронштадтский, затем Ревельский порт и в конечном итоге стал командующим Балтийским флотом.

Когда в 1768 году началась война с Турцией, перед Балтийским флотом поставили задачу совершить переход вокруг Европы, чтобы развернуть боевые действия на средиземноморском театре. Экспедицию называли Архипелагской, так как рассчитывали вызвать массовые восстания среди греков и населявших Балканский полуостров славянских народов. Общее руководство осуществлял Алексей Орлов, а командование флотом доверили Григорию Спиридову. 24 июня 1770 года он одержал победу в Хиосском сражении, после чего турки отступили в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей. Григорий Спиридов разработал план, сочетавший артиллерийский обстрел противника с малых дистанций и атаку брандеров. Благодаря этому в ночь с 25 на 26 июня удалось поджечь большинство турецких кораблей.


И.К. Айвазовский. «Чесменский бой». 1848

Последующие четыре года адмирал провёл среди островов Греческого архипелага, блокируя Дарданеллы и перехватывая турецкие суда в Эгейском море.

В июне 1773 года Григорий Спиридов по состоянию здоровья вышел в отставку. Умер в 1790 году в Москве.



ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ

Родился в 1745 году в семье сержанта лейб-гвардии Преображенского полка. После окончания в 1766 году Морского кадетского корпуса был направлен на службу на Балтийский флот. Когда в 1768 году началась русско-турецкая война, лейтенанта Фёдора Ушакова назначили командиром прама № 5 Донской (Азовской) флотилии, и вплоть до заключения Кючук-Кайнарджийского мира он охранял от противника побережье Крыма, а в 1775 году уже командовал на Балтике фрегатом «Северный орёл». Вскоре перспективного офицера назначили командиром императорской яхты, но придворная карьера не прельщала Ушакова, и он добился перевода на линейный корабль «Виктор», командуя которым участвовал в реализации «политики вооружённого нейтралитета» на Средиземном море.

С 1783 года Фёдор Ушаков служил на Черноморском флоте. За заслуги в борьбе с эпидемией чумы в Херсоне он в 1785 году получил свою первую награду — орден Святого Владимира IV степени. Начало очередной русско-турецкой войны в 1787 году застало Фёдора Ушакова в должности командира линейного корабля «Святой Павел». На следующий год, уже командуя авангардом эскадры, в сражении при Фидониси он сумел одержать первую на Чёрном море победу над превосходящими турецкими силами. В 1789 году Фёдор Ушаков получил чин контр-адмирала. В 1790 году он одержал блестящие победы у Керченского пролива и Тендры, а годом спустя — у мыса Калиакрия.

Вершиной карьеры Фёдора Ушакова стал Средиземноморский поход. Русские моряки взяли штурмом сильную крепость Корфу и освободили от французов значительную часть Италии.

Во всех сражениях Фёдор Ушаков придерживался активной наступательной тактики. Благодаря своему высочайшему флотоводческому искусству он всегда побеждал превосходящие силы противника. Прославленный адмирал не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. В 2001 году Русская православная церковь причислила Фёдора Ушакова к лику святых.



МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ЛАЗАРЕВ

Родился в 1788 году в семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева. В 1800 году вместе с двумя своими братьями, которые также стали адмиралами, поступил в Морской кадетский корпус. В 1803 году в числе лучших гардемаринов его направили на стажировку на британский флот, которая продолжалась до 1808 года.
В 1813 году лейтенанта Лазарева назначили командиром принадлежащего Русско-американской кампании шлюпа «Суворов». Кораблю предстояло совершить кругосветное путешествие и доставить грузы в оплот русских поселений на Аляске Ново-Архангельск. В ходе этого путешествия Михаил Лазарев совершил своё первое географическое открытие — открыл небольшой атолл в южной части Тихого океана, названный именем Александра Суворова.

Шлюпы Восток и Мирный на советской марке 1965 годаШлюпы «Восток» и «Мирный» на советской почтовой марке

В 1819 году российское правительство по настоянию известных мореплавателей Ивана Крузенштерна и Отто Коцебу приняло решение снарядить экспедицию в южнополярные воды в поисках предполагаемого материка, называемого тогда «Терра Аустралис инкогнита». Для этой цели выделили два шлюпа: «Восток» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и «Мирный», командовать которым поручили недавно вернувшемуся из кругосветного плавания Михаилу Лазареву. 3 июля корабли вышли из Кронштадта, а 16 января 1820 года вошло в историю как дата открытия нового материка — Антарктиды. До марта русская экспедиция обследовала южные полярные воды, после чего ухудшение ледовой обстановки вынудило уйти её в австралийский порт Джексон. После ремонта и отдыха экипажей «Восток» и «Мирный» вновь направились к Антарктиде и 9 января 1821 года открыли остров, названный именем Петра I. 24 июля экспедиция вернулась в Россию. За выдающиеся заслуги Михаил Лазарев был произведён в капитаны II ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

В 1822–1825 годах Михаил Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил своё третье кругосветное плавание. Следует отметить, что сопровождавшим фрегат транспортом «Ладога» командовал его старший брат капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев. Около года «Крейсер» провёл у берегов Русской Америки, охраняя территориальные воды от контрабандистов, пока его не сменил шлюп «Предприятие» под командованием другого прославленного русского мореплавателя Отто Коцебу.

По возвращении в Россию Михаила Лазарева произвели в капитаны I ранга и назначили командиром линейного корабля «Азов». В Наваринском сражении он принял бой сразу с пятью кораблями противника, потопив два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль Тагир-паши, а также вынудил выброситься на мель линейный корабль. За этот подвиг Михаила Лазарева произвели в контр-адмиралы, а «Азов» получил кормовой Георгиевский флаг.

Дальнейшая его судьба оказалась прочно связанной с Черноморским флотом. В июне 1833 года, командуя эскадрой, Михаил Лазарев возглавил экспедицию к Босфору, в результате которой удалось заключить выгодный для России Ункяр-Искелесийский договор. В 1834 году он получил чин вице-адмирала и стал командующим Черноморским флотом.

Едва вступив в должность, новый командующий немедленно взялся за совершенствование корабельного состава. Интенсивно строились новые линейные корабли и фрегаты. Михаил Лазарев лично внёс ряд конструктивных усовершенствований в рангоут и парусное вооружение, а также ввёл более обтекаемую форму кормы и изменил угол наклона форштевня. Одним из первых на русском флоте он выступил с инициативой строительства паровых кораблей с железным корпусом.

Особой его заслугой на этом посту стала подготовка целой плеяды талантливых моряков, вошедших в историю России под собирательным термином «лазаревская школа». Особым уважением адмирала пользовались будущие герои Крымской войны Павел Нахимов и Владимир Корнилов. Последний вспоминал, что в годы его службы мичманом на линейном корабле «Азов» Михаил Лазарев, не одобряя чрезмерного увлечения молодого офицера французскими романами, выбросил его библиотеку за борт, заменив полезными книгами из своей собственной.

На протяжении почти всей своей жизни до кончины в 1851 году Михаил Лазарев гармонично сочетал таланты флотоводца, исследователя и педагога.



ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ

Родился в 1802 году в небогатой семье отставного майора. По старшинству среди братьев был четвёртым. С детства полюбил флот и мечтал стать морским офицером, и, хотя прошение о зачислении в Морской корпус подал ещё в 1813 году, приняли юного Нахимова только через два года, так как ранее ему отказывали из-за нехватки мест.

В феврале 1818 года в возрасте пятнадцати с половиной лет Павел Нахимов был произведён в мичманы. Свои первые две кампании он провёл в качестве вахтенного начальника небольшого тендера «Янус» и уже тогда в полной мере проявил добросовестное отношение к службе, прекрасное знание морского дела и умение работать с матросами. Вскоре молва о талантах мичмана распространилась по флоту, и Михаил Лазарев взял его на фрегат «Крейсер» в кругосветное плавание. Так началась их совместная служба, которая продолжалась почти тридцать лет.

За отличие во время кругосветного плавания Павла Нахимова произвели в лейтенанты. В марте 1826 года он получил назначение на линейный корабль «Азов» и во время Наваринского сражения «действовал с отличною храбростью». 28 апреля 1828 года русские моряки захватили турецкий корвет «Восточная звезда», который переименовали в «Наварин» и включили в состав Средиземноморской эскадры. Командовать призом доверили Павлу Нахимову.


Павел Нахимов на бастионе в Севастополе

В 1831 году Нахимов получил назначение на должность командира фрегата «Паллада». Очень быстро он превратил его в один из лучших кораблей Балтийского флота. Однако командовать фрегатом, которому в будущем предстояло войти в историю, Павлу Нахимову пришлось недолго: в 1834 году его перевели на Черноморский флот, назначив командиром линейного корабля «Силистрия», а в 1845 году присвоили чин контр-адмирала.


И.К. Айвазовский. «Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 года»

В 1852 году Павел Нахимов стал вице-адмиралом и начальником флотской дивизии. С началом Крымской войны он заблокировал главные силы турецкого флота в Синопской бухте и разгромил их. Этот бой вошёл в историю как последнее сражение парусных флотов.

Когда враги начали осаждать Севастополь, Нахимов вместе с вице-адмиралом Владимиром Корниловым возглавил оборону города. 28 июня (10 июля) 1855 года он был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане и спустя два дня скончался. Прославленного адмирала похоронили в склепе Владимирского собора рядом с Михаилом Лазаревым и Владимиром Корниловым.



СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ

Как и Михаил Лазарев, он сочетал в себе не только флотоводческие, но и исследовательские таланты. Степан Макаров родился в 1848 году в Николаеве в семье прапорщика. В 1858 году семья переехала в Николаевск-на-Амуре, а Степан Макаров в возрасте 10 лет был принят в Николаевское морское училище, которое окончил в 1865 году. Сразу после выпуска он получил назначение на пароход «Америка» и в 1869 году был произведён в мичманы.

Офицерская служба Макарова началась на башенной броненосной лодке «Русалка». В одном из походов корабль при ударе о скалу получил пробоину, которая по причине нехватки водоотливных средств и отсутствии должной организации борьбы за живучесть едва не привела к гибели корабля. Анализируя этот случай, Степан Макаров в 1870 году опубликовал в журнале «Морской сборник» статью, в которой впервые высказал свои взгляды на непотопляемость и предложил ряд технических усовершенствований, в том числе и пластырь для заделки пробоин. Эта работа положила основание изучению с научной точки зрения живучести корабля.


Пароход «Великий князь Константин»

В 1877 году, с началом новой русско-турецкой войны, Степан Макаров, командуя пароходом «Великий князь Константин», впервые в истории использовал мину в качестве наступательного оружия, неоднократно успешно атаковав с помощью небольших минных катеров турецкие суда.

Пять русских адмиралов

Л.Ф. Лагорио «Уничтожение пароходом „Великий князь Константин“ турецких судов у Босфора. 1877 год»

В 1886–1889 годах Степан Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь», в ходе которого удалось получить важные результаты в области гидрографии.


Корвет «Витязь» на Дальнем Востоке

Находясь на должности главного инспектора морской артиллерии, он предложил для снарядов так называемые макаровские колпачки из мягкой стали, значительно повысившие их пробивную способность.


Ледокол «Ермак»

К другим важным заслугам Степана Макарова перед Отечеством следует отнести постройку первого в мире линейного ледокола «Ермак», на котором он в 1901 году совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.


Эскадренный броненосец ПетропавловскЭскадренный броненосец «Петропавловск»

С началом Русско-японской войны Макарова назначили на должность командующего Тихоокеанской эскадрой. Прибыв в Порт-Артур, он в значительной мере активизировал действия русских кораблей, но 13 апреля 1904 года флагманский броненосец «Петропавловск», на котором в тот момент находился адмирал, подорвался на японской мине и затонул. Тела Степана Макарова найти так и не удалось.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    7 августа 2016 06:25
    Славная когорта Победителей! Гордость нашего Флота Российского!
  2. +3
    7 августа 2016 07:31
    Радует,что Память о тех кто ковал Победы жива и в наше время.
  3. +2
    7 августа 2016 07:32
    Что сказать, Великие Русские Моряки! Каждый был на своём месте!!! Флоту - Ура!
  4. +2
    7 августа 2016 07:47
    В детстве посчастливилось читать замечательную книгу о Ушакове! Перечитал бы сейчас, но не помню автора...
    1. +2
      7 августа 2016 13:54
      Наверное Л.Раткневского "Адмирал Ушаков".
      1. +3
        7 августа 2016 13:56
        Проверил-он! Спасибо, добрый человек-перечитаю на досуге)
        1. 0
          7 августа 2016 22:41
          Его же книга "Генералиссимус Суворов". У меня в детстве было издание двух романов в одном переплёте. Найдите и про Суворова, не пожалеете.
          1. +1
            7 августа 2016 22:46
            Читал и её! Уже нашёл, обязательно перечитаю.
  5. +1
    7 августа 2016 08:16
    Из пяти перечисленых перечисленных адмиралов,не повезло лишь адмиралу Спиридову:имена других увековечены в кораблях,названиях улиц и т.д,а его забыли. Я ничего не имею против,что именами советских адмиралов называют корабли,но если возьмем Чесменское сражение и заслуги советских адмиралов то... По-моему он больше заслуживает,чтоб его именем назвали боевой корабль. При императоре были и корабли имени Спиридова и в честь его победы,а после 1917 стал лишним?
    1. +1
      7 августа 2016 08:46
      А я вообще не понимаю зачем называют именам людей корабли, почему не используют имена кораблей бывших в составе ВМФ, тот же Новик, Аврора, смелый и прочии.
  6. -7
    7 августа 2016 08:50
    Теперь должен быть топ самых плохих флотофодцев России, и первое место с большим отрывом от конкурентов Зосима Рождественский.
    1. +5
      7 августа 2016 09:34
      Цитата: костя андреев
      первое место с большим отрывом от конкурентов Зосима Рождественский.


      Не было такого адмирала в России. Был Рожественский и тот Зиновий.
      1. +2
        7 августа 2016 09:52
        Цитата: Aleksander
        Цитата: костя андреев
        первое место с большим отрывом от конкурентов Зосима Рождественский.


        Не было такого адмирала в России. Был Рожественский и тот Зиновий.

        - точно. А еще:

        В Рождественский сочельник архиепископ Зосима совершил Литургию святителя Василия Великого в Свято-Георгиевском кафедральном соборе Владикавказа

        "Зосима Рождественский"... нет слов, кроме матерных laughing
        1. +1
          7 августа 2016 18:53
          Cat Man Null""Зосима Рождественский"... нет слов, кроме матерных.
          Ладно хоть не Зенон))))
    2. +1
      7 августа 2016 18:54
      костя андреев"Теперь должен быть топ самых плохих флотофодцев России, и первое место с большим отрывом от конкурентов Зосима Рождественский."
      Константин! Вы ошиблись до безобразия!))))
  7. +4
    7 августа 2016 09:52
    Странно составлять разные "топы", тем более, что славных адмиралов в России хватало: Сенявин, Корнилов, Истомин, Попов и т.д.
    1. +6
      7 августа 2016 10:25
      Продолжу: Круз, Грейг, Бутаков, Невельский, Чичагов и далее....
      А кроме адмиралов в нашем флоте были славные капитаны: капитан 1 ранга Миклуха-Маклай, Белли, Изыльметьев, Керн, Крузерштерн, Зотов, Кроун, Сакен, Юрасовский, Баранов и др.. и еще лейтенанты: Бураков, Дубасов, Ильин, Зацаренный, Ломбард, Пущин, Сергеев, Шестаков и др..., инженеры-механики: Анастасьев, Дмитриев, Зверев, мичманы, гардемарины, кондуктора, матросы.
      Список далеко..... не полный, но именно они гордость Российского Императорского Флота, для нас с вами пример для подражания.
  8. 0
    7 августа 2016 12:32
    Автор статьи пишет касательно Макарова : "Находясь на должности главного инспектора морской артиллерии, он предложил для снарядов так называемые макаровские колпачки из мягкой стали, значительно повысившие их пробивную способность."- забывая, или не зная о том, что мягкий железный колпачок надеваемый на заостренный термообработанный носок снаряда предложен в 1878 г, в Англии, а затем запатентован в 1894 г, американцем Елиасом Джонсоном.
    1. +4
      7 августа 2016 20:39
      Макаров был главным инспектором морской артиллерии в 1891-1894 годах и когда американец там что то патентовал,то Макаров уже в 1894 году был переведен командовать эскадрой в Средиземном море.А что было где то кому то предложено в Англии,то британские ученые и не то напишут.Любят буржуи наши открытия патентовать,а наши не о славе мирской думают,а о защите Отечества
  9. +4
    7 августа 2016 12:51
    В 1893 году на головку снарядов впервые стали насаживать колпачки из мягкой стали. Автором этого изобретения стал русский вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Поэтому такие наконечники нередко называли «макаровские колпачки». Эти колпачки представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твердый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони — значительно менее твердые. Бронебойные наконечники, как правило, повышали бронепробиваемость снаряда при прочих равных на 10-16 %, но при этом несколько ухудшалась кучность. Шестидюймовые снаряды с такими наконечниками пробивали 254 мм броню (в упор). Внедрение этих снарядов в практику русского флота произошло намного позже, что было связано с решением сложной технологической задачи — крепления колпачка на снаряде.
    Сам бронебойный снаряд предназначался для борьбы с бронетехникой противника, выводя её из строя и уничтожая экипаж. Однако, броня на технике становилась всё лучше, увеличивалась толщина, в передней части появился наклон, новая конструкция топливного бака, и обычный бронебойный снаряд был неэффективным. Изначально реакцией на улучшение брони стало увеличение скорости снаряда. Тогда же было установлено, что стальной дроби, как правило, чтобы разрушить броню необходима скорость около 823 м/с. Так был разработан бронебойный снаряд с бронебойным наконечником. Наконечник распределял энергию по бокам снаряда, уменьшая тем самым его разрушение. Единственным минусом было то, что структура наконечника на снаряде уменьшала аэродинамическую эффективность, что сказывалось на точности и дальность удара. Позже эту проблему решили установкой обтекаемого баллистического колпачка, позволявшего увеличить точность и степень проникновения, а так же уменьшить в полете потерю скорости.
    В начале Второй мировой войны такие снаряды, выпускаемые из высокоскоростных пушек имели достаточную бронебойность с близкого расстояния (порядка 100 м). При увеличении расстояния (500—1000 м) из-за плохой баллистической формы и высокого сопротивления бронебойность падала. Позже, с близкого расстояния (100 м) снаряды крупнокалиберных высокоскоростных пушек (75-128 мм) смогли пробить гораздо большую толщину брони. Испытания на британских пушках QF 17 pounder, стрелявших по захваченным немецким Пантерам показало, что бронебойные снаряды с наконечниками были более точными, чем снаряды с отделяющимся поддоном. По материалам Википедии.
    Насколько я знаю, британцы пытались настальной наконечник запсовывать кольцо из железа
  10. +1
    7 августа 2016 13:43
    Сори, не могу исправить опечатки.
    Британцы пытались на стальной наконечник запресовывать железное кольцо. Но нечего тол3ового у них не получилось. Супустя год пытались создать полигональный снаряд с бронзовым кольцом на наконечнике, так же неудачно. Подкачали пушки. В свзи с чем Британские броненосцы имели избыточный калибр 345 мм, на эскадренных броненосцах и броненосцах береговой обороны.
  11. +3
    7 августа 2016 14:45
    Сейчас придут эльфийские сектанты, поборники лженауки и расскажут нам....
    1. Все эти флотоводцы враги России так как служили немцам Романовым.))) Это те самые немцы Романовы которые уничтожили все -все архивы, что бы мы так и не узнали "подлинную историю" не существовавшей никогда тартарии.)))
    Мда... а Нахимов это не Нахимов а переродившийся Субудай-багатур.)))
    1. +4
      7 августа 2016 20:05
      Цитата: Нагайбак
      а Нахимов это не Нахимов а переродившийся Субудай-багатур.)

      Ай-вей! Опять, уважаемый, "ашипшись", ибо это не Нахимов был, а обрезанный Нахимсон. Субудай-Бахадур, будучи предшественником Великого Кормчего, совершил великий заплыв от Булгара до Хаджи-тархана, причём на коне, ибо сам плавал, как "известный продукт" в проруби.
  12. 0
    7 августа 2016 15:46
    В русском флоте служили как иностранцы, Герг - англичанин, Врангель и Эссен - обрусившиеся немцы, Ламбард - если я неошибаюсь американец, греки, сербы, черногорцы, фины и др. самое главное, что флот, большенство офицеров, мичманы и матросы были - РУССКИЕ. Самородки Федор Ушаков, Конан Зотов, Степан Макаров люди простого звания, отцы которых были первыми служилыми в своем роду, а их дети прославили Отечество на море.
    1. +1
      7 августа 2016 20:16
      Цитата: Котище
      , Врангель и Эссен - обрусившиеся немцы,

      То-ли Врангель, то-ли Врунгель, но кто-то точно обрусившийся (Именно! Но не обрусевший! Это примерно как обоср......я. Вот до чего ЕГ бесОвское доводит!). http://nikan-lj.livejournal.com/85336.html
      "В 1707 г., в самый разгар Северной войны (!), на мореходную службу в России был принят отпрыск пресекшегося шведского графского рода Курт Эссен. Согласно семейному преданию, он так отличился в Гангутском сражении, что получил в награду от Петра I именной абордажный кортик, а его сын Роберт был за казенный счёт определен в Навигацкую школу...."
  13. 0
    7 августа 2016 22:20
    Спасибо за правку. Радч то есть люди которые не ошибаются , и авто замена работает ка надо. Однако по поводу Рожественский самый плохой адмирал возражений нет?
  14. 0
    7 августа 2016 23:14
    Кхм... Макаров как флотоводец? Странное утверждение. До заступление на должность командующего 1ТОЭ он ни когда флотом не командовал,да и там допустил грубейшие ошибки повлекшие за собой гибель кораблей в том числе и ЭБР Петропавловск в месте с самим собой. А концепция безбронных кораблей с крупнокалиберными орудиями которые должны уничтожать основные силы противника состоящие из ЭБР это вообще фейк. А вот как Исследователь и ученый да Макаров заслуживает внимание ну а как флотоводец к сожалению нет.
  15. 0
    8 августа 2016 02:29
    Автор аккуратен. Так как статья об адмиралах, а не о флотоводцах, то вопросов нет. Ну а подборка у каждого своя. Один гений войны на море ( действительно единственный в нашей истории ), два героя разгромных побед ( при желании можно найти ещё 2-3 ), один организатор ( хотя по мне Бутаков предпочтительнее ) и один исследователь-изобретатель-администратор ( пожалуй только сочетание нескольких факторов в одном человеке и выделяет его из ряда подобных ). Хотя адмиралов всё же стоит оценивать лишь по двум факторам - победы и вклад в развитие флота. Всё остальное от лукавого...
  16. 0
    8 августа 2016 20:11
    В 2006 г. китайскими водолазами, обследовавшими погибшие корабли в гавани Порт-Артура были найдены останки 6 тел, на одном из которых были частично сохраненные адмиральские знаки различия.Вместе с С.О.Макаровым на "Петропавловске"погиб начальник штаба эскадры контр-адмирал Михаил Павлович Молас.Останки были переданы китайским властям, которые захоронили их в братской могиле, на месте укреплений Литеры Б, но так как экспертиза по идентификации останков не проводилась, имя адмирала остаётся неизвестным.
    1. 0
      8 августа 2016 22:54
      В 1908 - 1910 гг. японцы обследовали корпус броненосца. Было установлено, что он лежит вверх дном, оторвавшаяся носовая часть - на ровном киле. Близ кормы были обнаружены останки моряков, в скелете одного из них застрял бумажник(по другим данным остатки мундира с эполетами ), по которому он был опознан как контр-адмирал Михаил Павлович Молас (начальник штаба флота адмирала С.О. Макарова). Останки были преданы земле в присутствии русской делегации.
  17. +1
    16 марта 2018 22:39
    Цитата: Котище
    Продолжу: Круз, Грейг, Бутаков, Невельский, Чичагов и далее....
    А кроме адмиралов в нашем флоте были славные капитаны: капитан 1 ранга Миклуха-Маклай, Белли, Изыльметьев, Керн, Крузерштерн, Зотов, Кроун, Сакен, Юрасовский, Баранов и др.. и еще лейтенанты: Бураков, Дубасов, Ильин, Зацаренный, Ломбард, Пущин, Сергеев, Шестаков и др..., инженеры-механики: Анастасьев, Дмитриев, Зверев, мичманы, гардемарины, кондуктора, матросы.
    Список далеко..... не полный, но именно они гордость Российского Императорского Флота, для нас с вами пример для подражания.

    А как же знаменитый капитан Врунгель? Хоть он и выдуманный персонаж, но немало "сделал" для привлечения во флот!!!!