День невезучих самолетов

41
День невезучих самолетов


Интересное совпадение: в один и тот же день, 3 августа 1938 года, в СССР, Великобритании и Италии впервые поднялись в воздух три новых боевых самолета. Однако по разным причинам все три прототипа не устроили военных, на вооружение их не приняли и через некоторое время отправили на слом.





Начнем с нашего неудачника - многоцелевого самолета авиаконструктора Николая Поликарпова под кодовым названием "Иванов". Его первый полет завершился нормально, а во втором, совершенном в тот же день, при посадке подломилось шасси. После ремонта испытания возобновились и продолжались до 1940 года. К тому времени уже был принят на вооружение и запущен в серийное производство конкурентный образец - самолет Су-2, разработанный в КБ Павла Сухого. Поскольку поликарповский "Иванов" имел примерно равные с ним летные характеристики, не было смысла заменять им суховскую машину. В том же году проект закрыли.
На фото - "Иванов" на Центральном аэродроме до и после испытаний 3 августа 1938 года.



В Английской авиации ситуация складывалась аналогично. Фирма "Мартин-Бейкер" по собственной инициативе и на собственные средства разработала и построила опытный экземпляр истребителя МВ-2, совершивший первый полет практически одновременно с "Ивановым". Машина обладала рядом достоинств, но не настолько выдающихся, чтобы ради нее отказываться от одного из только что запущенных в серию истребителей - "Спитфайра" или "Харрикейна". А принятие на вооружение сразу трех разнотипных машин одинакового назначения британские генералы сочли ненужным излишеством. В итоге МВ-2 разделил судьбу "Иванова".

МВ-2 разрабатывался как "самолет тотальной войны" с минимальным использованием дефицитных материалов. Его каркас был сварен из стальных труб, а значительную часть обшивки составляло полотно. Самолет имел неубирающееся шасси, что в конце 1930-з годов уже считалось архаизмом, однако, фирма намеревалась в дальнейшем оснастить его убирающимися стойками. Главной "изюминкой" машины была ее оригинальная силовая установка - 24-цилиндровый Н-образный мотор воздушного охлаждения Нэпир "Даггер". Фактически он представлял собой два 12-цилиндровых оппозитных мотора, смонтированных на общем картере. Чрезмерная сложность этого двигателя не оправдала ожиданий.

Также обратите внимание на "гвоздь", торчащий из кабины на нижнем снимке, Это специальная противокапотажная штанга, предохранявшая кабину от сминания при опрокидывании машины и выдвигавшаяся при посадке синхронно с посадочными щитками. Насколько мне известно, ни один другой самолет не оснащался подобным устройством.



Наконец, в Италии 3 августа начались испытаниия доработанного прототипа истребителя "Капрони" Са-165. Это был один из последних европейских истребителей бипланной схемы. В первоначальном виде он впервые взлетел еще в феврале, но потом самолет значительно переработали. В частности, на нем установили каплевидный фонарь кабины с круговым обзором, а выдвижной радиатор заменили фиксированным, спрятав его в тоннельный обтекатель.

Самолет получился гораздо более быстрым, чем его основной конкурент - истребитель "Фиат" СR-42, но менее маневренным, а для истребителей-бипланов именно маневренность считалась главной характеристикой. Еще одним важным фактором стала относительно высокая цена "Капрони" - в полтора раза больше, чем у "Фиата". Сложение этих факторов привело к тому, что военные остановили свой выбор на "Фиате". CR-42 построили почти 1800 штук, а изящный Са-165 остался в единственном экземпляре и вскоре закончил свои дни на свалке.
На верхнем снимке Са-165 в начальной конфигурации, а на нижнем - после доработки.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    14 августа 2016 07:49
    Действительно, совпадение...Спасибо..
  2. +8
    14 августа 2016 08:28
    Мне вот до сих пор не очень понятно: почему Поликарпов не сдал доводить до ума свой И-17? Ведь к 41-му году их можно было наклепать до хрена. Тем более, что он изначально разрабатывался под пушечное вооружение. И-17 ведь появился одновременно с Ме-109 и Спитфайером. Те по началу тоже не впечатляли, но потом они своё взяли, а Поликарпов кидался то на и-180, то на И-153, то на модернизации И-16, опять же будущий МиГ -3 тоже он начал. А ещё были ВИТ 1,2, СПБ и другие проекты. А на вооружение так ничего и не пошло. А доведи Поликарпов до ума И-17 году так к 39, да даже 40-му, и не было бы такой гонки в создании современной истребительной авиации...так почему он забросил И-17? Просветите, кто в курсе. Заранее благодарен. hi
    1. +9
      14 августа 2016 09:44
      Мне вот до сих пор не очень понятно: почему Поликарпов не сдал доводить до ума свой И-17

      Вот тут достаточно подробно про этот проект:
      http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/_korol_istrebitelei_boevye_samolety_po
      likarpova/p36.php
      А причина как всегда, по моему мнению, отсутствие своевременного доведенного двигателя для удачного планера.
      Потом новый планер для нового заявленного двигателя и снова ожидание - новый виток.
      Причем часто даже двигателисты не медлят их коллеги торопятся.
      Судя по мемуарам наших авиаконструкторов, испытателей, летчиков - вечная проблема.
      С уважением.
    2. +2
      14 августа 2016 09:46
      Потому что к этому времени Поликарпов "вышел из доверия" товарища Сталина. Потому что, несмотря на всю талантливость, молодые и голодные Главные конструкторы тоже хотели славы и наград, и не стеснялись в средствах по достижению цели. А техника была вторична.
    3. +9
      14 августа 2016 10:09
      У Поликарпова очень серьезные проблемы возникли после гибели Чкалова на испытаниях И180. И-17 это не более чем И16 с двигателем жидкостного охлаждения. И180 был более продвинуты аппарат, который и мог составить достойную конкуренцию любому современному с ним истребителю. Не сложилось, а очень жаль. Та же судьба постигла и И-185. Пока довели двигатель, пока пробили войсковые испытания, появился Ла-7 с сопоставимыми характеристиками, и освоить его в серии промышленности было гораздо проще.Это ведь развитие Ла5/ЛаГГ3. Хотя отзывы армии по И185 были самыми хорошими по результатам войсковых испытаний. Не повезло Поликарпову. На арену вышли молодые конструкторы.
    4. +6
      14 августа 2016 10:41
      И-17 это попытка убрать "лоб" И-16 путём установки "ряда" и пушечного вооружения, иными словами это глубокая модернизация И-16. Почему его не доводили?, да потому что "Испано" уже был маловат для истребителя, а установка более мощного двигателя... это уже новый планер и тд. и тп., а двигатели для истребителей(да и не только для них) перед ВОВ это была та ещё "боль"...
    5. +8
      14 августа 2016 23:31
      Цитата: злой партизан
      Мне вот до сих пор не очень понятно: почему Поликарпов не сдал доводить до ума свой И-17? Ведь к 41-му году их можно было наклепать до хрена

      Он потерял доверие Сталина.Согласен,Поликарпов был исключительно талантлив.Но на его машине погиб Чкалов,которого Сталин очень любил.Яковлев писал,что Поликарпов был очень подавлен,он действительно стал метаться ну и всё потерял...Когда бываю на Новодевичем кладбищем,всегда подхожу к его могиле.У него самый потрясающий памятник-Икар со сломанными крыльями...
  3. +3
    14 августа 2016 09:44
    Цитата: злой партизан
    доведи Поликарпов до ума И-17 году так к 39, да даже 40-му, и не было бы такой гонки в создании современной истребительной авиации...так почему он забросил И-17?


    Согласен, ответ найти трудно. Впечатление, что просто Поликарпов "пришелся не ко двору". Если есть желание почитайте неплохой анализ:

    http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/_korol_istrebitelei_boevye_samolety_po

    likarpova/p36.php
    1. +4
      14 августа 2016 09:47
      Аналогично! С языка сняли друг у друга!
      good
      С уважением!
  4. +7
    14 августа 2016 09:55
    В своих мемуарах Сухой П.О. при описании работ с Су-2 неоднократно ссылается на проект Поликарпова по шифру "Иванов". А также на участие в подготовке своего первого серийного самолета Туполева и Поликарпова. По крайней мере оба конструктора имели доступ к проектной документации друг-друга и возможность заимствовать передовые идеи и наработки. Единственное, Поликарпов работал одновременно с целым рядом проектов новых и модернизацией старых самолетов (И-17, И-180, И-16 тип 16,17,18 и И-153), Павел Осипович только с истребителем Су-1 и Су-2 (ББ-1) в связи с чем и опередил "конкурента".
    Но между конструкторами вплоть до смерти Поликарпова оставалтсь ровные дружеские отношения, что и прослеживается в письмах Сухого.
    Су-2
  5. +7
    14 августа 2016 10:00
    Это сейчас, с высоты исторического опыта, мы можем судить о том, кто правильно представлял себе путь развития самолетов. А тогда, в суете предвоенной подготовки, мешанине мнений лётчиков и чиновников от ВВС, выдвигающих противоречивые требования ( вспомним знаменитый "Зеро", самый лёгкий, самый маневренный, самый экономичный. У немцев купили скоростной хенкель 112 - очень хороший и опасный - но летчики его не оценили! В результате, с появлением скоростных тяжелых истребителей у противника - крыть было нечем) фантазия разыгрывалась не на шутку. Вот и появлялись такие самолёты.
    Наши то как раз угадали, и Су-2 весьма успешно воевал, и летчики его любили за надежность и живучесть. "Иванов" и Су-2 действительно похожи, как братья.
    А вот англичане и итальянцы - не угадали. На этих самолетах - совсем.
    1. +6
      14 августа 2016 10:17
      Вожможно просто технологии СССР начала 40х годов не позволили скопировать пресловутые Хенкель 100 и 112.
      В Советском союзе по возможности испытавили и закупали практически все новые германские самолеты, но и еще раз но... Не смотря на развитие индустрии не все самолеты, а особенно двигатели можно было поставить на конвейер. Пример из рассказа Лавочкина. (1941), при осмотре мессера, мы обратили внимание на резиновые уплотнители между секциями самолета. Все лючки, ниши были изолированны, увы мы это смогли реализовать только на Ла-7 в далеком 1944.
  6. +2
    14 августа 2016 10:03
    Найдите 10 отличий?
    Иванов - Поликарпова
    1. +3
      14 августа 2016 11:04
      Естественно похожи! Согласно техзаданию на проект Иванов, должна быть создана универсальная машина, которая должна быть построена в количестве "сколько Ивановых в России"! Проектов было более десятка, от разных КБ. Смысл был в том, что машина осваивалась экипажем за два месяца курсов осоавиахима... Машина Сухого оказалась лучшей. Но выпуск в десятки тысяч бортов, так и не освоили. Иначе, возможно лето сорок первого года было бы иным... Су-2 отнюдь не беззащитный самолёт! И мог бороться с истребителями люфтваффе. После того, как отбомбится по колоннам вермахта...
    2. +4
      14 августа 2016 12:43
      Цитата: Котище
      Найдите 10 отличий?
      Иванов - Поликарпова

      А чего их искать? Сухой - ученик Поликарпова. После выделения его бригады в отдельное КБ работы по Су-2 велись на базе разработок Поликарпова. Не исключено, что когда Сухой ещё не отделился, именно его бригада занималась темой "Иванов".
      1. 0
        14 августа 2016 15:18
        О чем я писал выше.
      2. 0
        23 августа 2016 13:14
        Сухой - ученик Туполева. Самые известные машины, созданные руководимой им бригадой: И-4, АНТ-25 (РД, "Сталинский маршрут"), ДБ-2 (АНТ-37, "Родина"), И-14, АНТ-51 ("Иванов"). С 39 по 49 отдельное КБ: Су-1/3, Су-5, Су-6, Су-8, Су-12 ("Ни Ту ни Су"), Су-9/11 (первые с таким индексом). Потом было закрыто и восстановлено в 53-м.
  7. +4
    14 августа 2016 10:17
    притянутая за уши статья, пропускающая множество фактов. Так автор забыл сказать что бомбер Су-2 тоже с грифом "Иванов" (название конкурса) поднялся в воздух на год раньше чем самолет Поликарпова: 25 августа 1937. К концу 38 было известно что он соответствует требованиям конкурса, вот потому и не проводили испытаний машину Поликарпова. Все логично и никакой мистики.
    Англичанин- тоже изначально был трупом без всякой мистики.

    Цитата: злой партизан
    Мне вот до сих пор не очень понятно: почему Поликарпов не сдал доводить до ума свой И-17
    А что ты знаешь про И-17? кромке вооружения? Лично я слышал что у него были проблемы с движком и планером в итоге после кардинальной переделки (И-200), он в итоге пошел в серию под названием МиГ-1. Плюс не надо с пренебрежением относится к И-180 и И-185. И-180 затянули только по одной причине, на нем во время испытаний разбился Чкалов. Потом начались проблемы с движком, а его не Поликарпов создавал...
    1. +5
      14 августа 2016 10:49
      Основной посыл статьи о простом совпадении. Ни о какой мистике разговора в статье нет совершенно. Для этой статьи, большого значения, дата первого полёта Су-2 не имеет. Автор нигде нас не обманул. В чём притянутость за уши не понятно.
  8. PPD
    +4
    14 августа 2016 11:59
    Су-2 выпущен в количестве более 800 штук и отдельные машины воевали до 1944 года.
    Ничего себе невезучий самолёт!!!! Просто после появления ИЛ-2 держать ещё и Су стало ненужно.
    И ничего больше.
    Тот же Хенешель 123 выпущен в количестве 248 штук и про него статейки пишут вроде
    "Неубиваемый немецкий штурмовик."
    1. +4
      14 августа 2016 12:17
      Так Су-2 - другой самолёт, разрабатывавшийся параллельно, о чём в статье и написано.
      1. PPD
        +2
        14 августа 2016 14:18
        Главный посыл статьи:" День НЕВЕЗУЧИХ самолетов!"
        Что считаю очень несправедливым мнением по отношению к этой замечательной машине.
        Ну а по поводу взаимоотношений Ила и Су. Шла война один вытеснил другой. Су делали в основном в Харькове, а он был под немцем. Возобновлять в другом месте не смогли или решили нецелесообразным. Но свой вклад в победу он внёс. good
        По большому счёту оба самолёты поля боя. Выбор сделали в пользу Ила, что не говорит о том что Су плохой и "невезучий".
        1. +1
          14 августа 2016 14:41
          Да не про Су-2 здесь писалось, хоть статью прочтите полностью. Это всё равно, что под статьёй про F-15 рассуждать о Су-27.
    2. 0
      14 августа 2016 22:31
      Его редко использовали вот он и неубиваемый.
      Как в анекдоте про неуловимого Джо.
      Почему неуловимый
      Да его никто не ловит
  9. +5
    14 августа 2016 12:37
    Су-2 самолет поля боя. По техзаданию ближний бомбордировщик.
    Ил-2 штурмовик.
    1. +2
      14 августа 2016 13:06
      Тактико-технические характеристики штурмовика Ил-2М3:
      Год принятия на вооружение - 1942
      Размах крыла - 14,60 м
      Длина - 11,60 м
      Высота - 4,17 м
      Площадь крыла - 38,50 кв.м
      Масса, кг
      - пустого самолета - 4525
      - нормальная взлетная - 6360
      Тип двигателя - 1 ПД Микулин АМ-38Ф
      Мощность - 1720 л.с.
      Максимальная скорость , км/ч
      - у земли - 403
      - на высоте - 414
      Крейсерская скорость - 386 км/ч
      Практическая дальность - 765 км
      Максимальная скороподъемность - 250 м/мин
      Практический потолок - 6360 м
      Экипаж - 2 чел

      Вооружение: 2 23-мм пушки ВЯ-23, 2 7.62-мм пулемета ШКАС и 1 12.7-мм пулемет УБТ сзади кабины. До 1000 кг бомб, 8 82-мм НУРС.
      1. +1
        14 августа 2016 22:29
        Трясло только сильно на штурмовке.
        Самолет то должен опускать нос а наклон получался градусов 20.
        Но недостатки нивелировались массовостью применения.
    2. +4
      14 августа 2016 13:14
      Тактико-технические характеристики самолета: Су-2.
      Размах крыла - 14,30 м
      Длина - 10,46 м
      Высота - 3,94 м
      Площадь крыла - 29,0 кв.м
      Масса, кг
      - пустого самолета - 3273
      - нормальная взлетная - 4700
      Тип двигателя - 1 ПД Швецов М-82
      Мощность - 1400 л.с.
      Максимальная скорость - 486 км/ч
      Крейсерская скорость - 459 км/ч
      Практическая дальность - 1100 км
      Максимальная скороподъемность - 588 м/мин
      Практический потолок - 9000 м
      Экипаж - 2 чел

      Вооружение: 6-9 7.62-мм пулемета ШКАС (650 патронов на ствол), 10 НУРС РС-82 или РС-130, 400 кг бомб.
      Совершенно разные концепции, и техзадания.
      Единственное, что их объеденяет то, что они должны были осуществлять поддержку пехоты.

      С Ил-2 имеет смысл сравнивать Су-6.
      1. +2
        14 августа 2016 13:56
        Тактико-технические характеристики Су-6
        Размах крыла: 14.30 м
        Площадь крыла: 20.00 м²
        Длина самолета: 10.25 м
        Масса: Максимальный вес: 4555 кг
        Максимальная скорость: На высоте: 467 км/ч
        Реактивные снаряды: 8-10 штук
        Вооружение: 5-6х пулемёт ШКАС
        2х пушка ШВАК
        400-600 кг бомб
        1. +1
          14 августа 2016 22:15
          Красивая машина.
          На эвенджер похож
  10. +3
    14 августа 2016 13:19
    Цитата: 4-тыйПарасенок
    А что ты знаешь про И-17? кромке вооружения? Лично я слышал что у него были проблемы с движком и планером в итоге после кардинальной переделки (И-200), он в итоге пошел в серию под названием МиГ-1.

    Когда Поликарпов делал И16, он решал очень сложную для своего времени задачу. Сделать скоростной истребитель при сохранении высокой горизонтальной маневренности. Повысить горизонтальную маневренность можно путем уменьшения нагрузки на крыло, то есть увеличить его площадь, или перейти на схему биплана. Оба этих варианта приводят к увеличению лобового сопротивления и как следствие к снижению скорости. Поликарпов нашел другой путь. Он практически совместил центр масс и аэродинамический фокус самолета в одну точку, сделав его почти динамически нейтральным. Отсюда и его великолепная маневренность и как обратная сторона сложность в пилотировании. Когда проектировали И17 и его развитие МиГ1, то из за установки нового двигателя центр масс сместился, самолет стал динамически устойчивым, но при этом потерял в маневренности, стал гораздо более инертным. Прозвище "Утюг" ему ведь не просто так дали в армии.
  11. +3
    14 августа 2016 14:49
    Коллеги, в 30-е годы в авиапромышленности СССР, среди КБ и авиаконструкторов на практике внедрили лозунг "Пусть расцветает сто цветов" ( китайское изречение времён Мао) wassat
    Т.Сталин, при остальных его "издержках", как Верховный , в авиации толк знал и поощрял конкуренцию. И при явно аховом технологическом оснащении авиазаводов, в войну СССР смог выпустить тысячи неплохих машин, особенно истребителей и штурмовиков.
    1. +3
      14 августа 2016 15:23
      Она и была, только ежемесячная зарплата конструктора равняласть стоимости легкового автомобиля. Только одни шли по головам, а другие своей головой.
    2. 0
      14 августа 2016 22:19
      Цитата: xomaNN
      Коллеги, в 30-е годы в авиапромышленности СССР, среди КБ и авиаконструкторов на практике внедрили лозунг "Пусть расцветает сто цветов" ( китайское изречение времён Мао) wassat
      Т.Сталин, при остальных его "издержках", как Верховный , в авиации толк знал и поощрял конкуренцию. И при явно аховом технологическом оснащении авиазаводов, в войну СССР смог выпустить тысячи неплохих машин, особенно истребителей и штурмовиков.

      Не было состояние авиазаводов аховым. Заводы были новыми. Двигатели были лицензионными. Американскими и французскими и даже немецкими. Оборудование закупались по всему миру в штатах во франции в германии самое современное
  12. 0
    17 августа 2016 20:18
    Цитата: злой партизан
    Мне вот до сих пор не очень понятно: почему Поликарпов не сдал доводить до ума свой И-17? Ведь к 41-му году их можно было наклепать до хрена. Тем более, что он изначально разрабатывался под пушечное вооружение. И-17 ведь появился одновременно с Ме-109 и Спитфайером. Те по началу тоже не впечатляли, но потом они своё взяли, а Поликарпов кидался то на и-180, то на И-153, то на модернизации И-16, опять же будущий МиГ -3 тоже он начал. А ещё были ВИТ 1,2, СПБ и другие проекты. А на вооружение так ничего и не пошло. А доведи Поликарпов до ума И-17 году так к 39, да даже 40-му, и не было бы такой гонки в создании современной истребительной авиации...так почему он забросил И-17? Просветите, кто в курсе. Заранее благодарен. hi

    Вот здесь почитайте.
    http://www.e-reading.club/bookreader.php/1008293/Maslov_-_Korol_istrebiteley._Bo
    evye_samolety_Polikarpova.html

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»