Самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения: взрыв Р-16 на Байконуре

24 октября 1960 года на полигоне Байконур в казахстанских степях произошла самая страшная катастрофа в истории мировой космонавтики и ракетной техники. В этот день на старте взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. По официальной информации, тогда погибло 78 человек (по данным академика Б.Е. Чертока, в тот день жертв было больше — 126 человек). Среди погибших было немало советских конструкторов ракетной техники, а также командующий ракетными войсками СССР — маршал М.И. Неделин. Данная катастрофа стала страшным ударом для российской космической отрасли и ракетостроения.

Позднее, на заседании правительственной комиссии, которая была создана для расследования обстоятельств и причин катастрофы, главный конструктор ракеты Р-16 Михаил Кузьмич Янгель отметил, что число жертв и пострадавших оказалось таким большим, так как с ракетой обращались на «ты», тогда как со столь сложной техникой нужно обращаться на «вы». Но даже самой суровой необходимостью государственной безопасности в наши дни трудно оправдать решение о проведении первого пуска МБР, когда уже на стартовой позиции в ней удалось обнаружить значительные неполадки. Катастрофа, которая повлекла за собой большое число человеческих жертв, была вызвана грубым нарушением правил техники безопасности во время подготовки к пуску и стремлением организаторов успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику — очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Как и многие катастрофы в СССР, эта долгое время была засекречена. Первые упоминания о катастрофе появились в советской печати лишь в 1989 году.

Окончание Второй мировой войны достаточно быстро ознаменовалось переходом к войне холодной, а также к гонке вооружений, в том числе ядерных. При этом с самого момента появления ядерного оружия в СССР и США стали задумываться над средствами его доставки на территорию вероятного противника. США в этом отношении было гораздо проще, американцы располагали мощным флотом стратегических бомбардировщиков, а также сетью военных баз недалеко от границ Советского Союза. СССР вынужден был парировать эту угрозу. Среди прочих вариантов в стране активно разрабатывались межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). 17 декабря 1959 года главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин был назначен первым главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), а уже 20 января 1960 года на вооружение Советской Армии была принята МБР Р-7, созданная ОКБ-1 под непосредственным руководством С. П. Королёва.


Самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения: взрыв Р-16 на Байконуре
Главный конструктор ракеты Р-16 Михаил Кузьмич Янгель


Однако с данной ракетой было достаточно проблем. В первую очередь, она была очень большой, дорогой и сложной в обслуживании. Константин Николаевич Руднев, председатель Госкомитета СССР по оборонной технике, говорил: «Если сосчитать весь объем затрат на каждый пуск ракеты, то окажется, что мы стреляем городами». Помимо этого, громоздкие стартовые позиции МБР Р-7 были слишком уязвимыми и открытыми для первого ядерного удара, а сами ракеты требовали для подготовки к старту большое количество времени — более суток, также они могли оставаться в заправленном состоянии всего несколько часов, больше было просто нельзя.

К концу 1950-х годов США поставили на боевое дежурство 40 межконтинентальных баллистических ракет. В противовес американцам Советскому Союзу необходимо было в кратчайшие сроки создать и развернуть свои боевые МБР, которые могли бы с территории СССР поражать стратегические объекты противника. При этом роль надежного ракетно-ядерного щита страны решили отвести ракете Р-16.

Конструктор ОКБ-586 (в будущем КБ «Южное») Михаил Кузьмич Янгель был категорически против ракет на криогенном топливе (то есть королёвских), предлагая свои — на высококипящих компонентах, которые оставались жидкими при обычной температуре: керосине и азотной кислоте. Начиная с 1957 года, он работал над своей ракетой Р-16, в которой использовались самые ядовитые компоненты — несимметричный диметилгидразин (ДМГ, в просторечии — гептил) в качестве топлива и растворенный в азотной кислоте тетраоксид диазота (амил) в качестве окислителя. Но насущная необходимость создания МБР длительного хранения превышала все риски. Как показал дальнейший опыт испытаний и эксплуатации ракет среднего радиуса действия Р-12, их можно было держать готовыми к старту на протяжении месяцев и даже лет.

В сентябре 1960 года первая собранная ракета Р-16 была отправлена из Днепропетровска, где располагалось КБ, на Байконур. 26 сентября ее доставка на полигон была завершена. С этого момента начался трудный и долгий процесс испытаний. 23 октября 1960 года межконтинентальную баллистическую ракету заправили компонентами топлива и сжатыми газами на пусковой площадке полигона под №41.

Самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения: взрыв Р-16 на Байконуре
Ракета Р-16


Стартовая позиция для ракеты Р-16 представляла собой покрытую бетоном площадку с пусковым столом, расположенным в центре. Вокруг стола находилась закрытая сверху металлическими решетками канава-приямок, предназначенная для сбора компонентов ракетного топлива, которые могли пролиться во время процедуры заправки МБР. Из этой канавы топливо по трубопроводу отводилось в специальный приемный бак, находящийся в подземном помещении. Недалеко от стартового стола в специальном автобусе находился передвижной КП для руководителя работ по подготовке ракеты к запуску. Испытатели ракеты Р-16 назвали этот командный пункт «банкобусом».

В 8-10 метрах от площадки располагался наклонный спуск, который вел в подземное помещение, находящееся под стартовым столом, здесь были смонтированы дизель-генераторы на случай отключения сети электропитания, разнообразные коммуникации и аппаратура, весы для взвешивания ракеты. Примерно в ста метрах от старта находился служебный одноэтажный корпус, в котором размещались стартовые подразделения воинской части, конференц-зал и кабинеты главных конструкторов. Между стартовой площадкой и служебным корпусом находился подземный бункер. Это был КП, откуда поступали все команды по управлению пуском МБР. Территорию старта окружал довольно широкий ров, а за ним было расположено ограждение из колючей проволоки.

Пусковой стол, который принимал огромный вес заправленной топливом ракеты, представлял собой достаточно массивное кольцо с четырьмя регулируемыми опорами, на эти опоры устанавливались кронштейны ракеты. Это кольцо опиралось на 4 колонны, которые уходили в мощную плиту, расположенную на бетонном фундаменте. В центре стартового стола находился конусообразный отражатель, предназначенный для отвода выхлопных газов из камер сгорания двигателя Р-16. При этом стартовый стол вместе с ракетой мог поворачиваться вокруг вертикальной оси, данную операцию выполняли при наведении ракеты Р-16 в плоскость стрельбы.

Самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения: взрыв Р-16 на Байконуре
Процесс установки ракеты Р-16 на стартовом столе


Тележку с МБР Р-16 подкатывали к стартовому столу и крепили к специальным упорам, которые были вмонтированы в бетонированную площадку. С противоположной стороны к столу подводили установщик и при помощи механизма подъема и тросов Р-16 переводили в вертикальное положение. Подъем огромной ракеты представлял собой величественное зрелище: 30-метровая громадина вместе с пристыкованной к ней на стартовой площадке головной частью и транспортировочной тележкой медленно разворачивалась и поднималась в вертикальное положение, после чего на время зависала в воздухе над стартовым столом, а затем опускалась на его опоры. После этого выполнившую свое предназначение тележку убирали со старта. Для того, чтобы ракету не опрокинули сильные порывы ветра, она крепилась к стартовому столу специально предусмотренными для этого стяжками.

Сам маршал Неделин, который очень сильно был увлечен новой ракетной техникой, лично вылетал к местам посадок космических аппаратов, хотя его должность и не требовала подобной самоотдачи. Помимо этого, маршал наблюдал испытания первых в СССР атомных и водородных бомб. Когда во время строительства на Байконуре бетонного бункера управления специалисты отметили, что в нем можно будет выпить чаю даже при прямом попадании ракеты, Неделин отметил, что пить чай в такой ситуации лучше километрах в пятидесяти от этого места. По мрачной иронии судьбы, именно 24 октября 1960 года маршал находился вне защищенного бункера.

Испытания новой ракеты проходили ровно, без каких-то особенных проблем вплоть до 18 часов 23 октября. В этот момент из-за дефектов пульта подрыва вместо защитных пиромембран магистрали окислителя второй ступени были прорваны пиромембраны магистрали горючего первой ступени ракеты. Прошло несколько минут и самопроизвольно сработали пиропатроны отсечных клапанов газогенератора маршевого двигателя первой ступени. Как впоследствии было установлено, из строя вышел главный токораспределитель.

Неисправности были достаточно серьезными. Технически ракету можно было снять со стартового стола, однако тогда пришлось бы сливать с нее топливо, перебирать двигатели, а из-за агрессивности используемого топлива проводить нейтрализацию баков и магистралей, заменять все имеющиеся уплотнители — их создатели гарантировали, что при прорванных защитных мембранах в магистралях все уплотнители продержатся не больше 24 часов. На подготовку к запуску второй ракеты Р-16 понадобилось бы не меньше месяца. По этой причине было принято решение заменить главный распределитель, отсечные клапаны газогенератора и продолжить работы с ракетой. Утром 24 октября сработавшие пиропатроны поменяли при помощи обычного паяльника.

После катастрофы ракеты-носителя лунного спутника Е-3, которая произошла 19 апреля того же года и, по счастью, обошлась без человеческих жертв, Королёв договорился с Неделиным о специальном постановлении Госкомиссии, по которому все ненужные при старте ракеты люди должны были быть эвакуированы подальше, а остающиеся на ИП-1 (измерительный пункт), должны были находится в окопах. Однако в этот раз вокруг ракеты Р-16 находилось большое число специалистов, которые занимались подготовкой ее к старту, а также других людей — всего около 250 человек.

Самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения: взрыв Р-16 на Байконуре


24 октября примерно в 18:45 произошел пожар — самопроизвольно запустился маршевый двигатель второй ступени. Среди других команд программный токораспределитель (ПТР) второй ступени ракеты Р-16 был приведен в нейтральное положение. По пути в нейтральное положение ПТР подал питание на схему запуска двигателя второй ступени ракеты. По планам конструкторов это был резервный вариант на тот случай, если после завершения работы двигателя первой ступени по штатным каналам не пройдет команда на запуск двигателя второй ступени. При этом все предохранители, которые могли бы помешать такому запуску, на тот момент были уже сняты, их сняли, когда искали неисправности ракеты. Огнем от включившегося двигателя прожгло днище бака окислителя, а затем и бака горючего первой ступени. В результате практически мгновенно вспыхнули более 120 тонн компонентов ракетного топлива. Последовавший далее взрыв разметал горящие компоненты топлива на сотни метров вокруг. После запуска второй ступени ракеты Р-16 и возникшего пожара автоматически включились кинокамеры, которые должны были запечатлеть ход проводимых испытаний. Благодаря работе этих камер, до нас дошли жуткие кадры катастрофы с людьми, которые пытались избежать смерти в океане охватившего их пламени.

Пожар и последовавшие за ним взрывы превратили стартовую позицию в настоящий ад. От центра стартового стола с огромной скоростью разбегались в стороны концентрические волны огненного смерча, которые уничтожали все на своем пути. Взрывное возгорание шло практически лавинообразно. И хотя оно продолжалось по времени не больше минуты, огонь распространился на десятки метров во все стороны. Компоненты топлива из баков ракеты Р-16 выплескивались на стоявших вблизи нее испытателей. Огонь практически мгновенно пожирал тех, кто был ближе всего к ракете, а ядовитые пары вызывали смертельные отравления. Спасаясь от огня, люди пытались убежать как можно дальше, но из-за очень высокого уровня температуры на них как факел вспыхивала одежда, многие сгорели, не успев сделать даже нескольких шагов. Некоторые, уже очутившись в безопасной зоне, пытались перебраться через колючую проволоку и запутывались в ней, некоторые упали в приямок, с которого перед пуском были сняты решетки. В него стекало разлившееся топливо, упавшие туда люди обожглись скопившейся кислотой.

Пожар на стартовом столе продолжался и после выгорания компонентов ракетного топлива. Пламя бушевало на объекте несколько часов. Горело все, что только могло гореть: оборудование, различные агрегаты и сооружения, проложенные кабельные коммуникации. Расплавились и горели баки ракеты Р-16, в пламени уцелели только рассчитанные на воздействие высоких температур двигатели первой и второй ступени ракеты, которые были произведены из специальной жаропрочной стали.

Самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения: взрыв Р-16 на Байконуре


Во время катастрофы часть людей спасла мгновенная реакция: не теряя ни секунды, они постарались убежать как можно дальше. Часть таких счастливчиков отделалась лишь ожогами. Сам конструктор, который практически все время проводил на стартовой площадке, буквально за минуту до катастрофы решил закурить. Янгель не стал курить на месте запуска, как позволяли тогда себе некоторые начальники, он дисциплинированно отошел в специально обустроенную курилку. Таким образом, курение спасло жизнь ему и еще нескольким сопровождавшим его людям. В то же время десятки людей погибли в пламени практически мгновенно или скончались позднее от страшных ожогов. Сам Янгель вскоре был сражен обширным инфарктом, который в его жизни был уже вторым по счету, но в итоге остался жив.

При взрыве МБР Р-16 погибли главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, а также замминистра общего машиностроения СССР Л.А. Гришин, жертвами катастрофы стали многие конструкторы, техники, инженеры и военные. В некоторых источниках говорилось о том, что от маршала Неделина остались золотая звезда Героя Советского Союза, наручные часы и погон; по другим данным — металлический ободок маршальской фуражки и пуговица. Но очевидцы произошедшего говорили, что в непосредственной близости от ракеты из-за высокой температуры пламени от людей остались только черные пятна на сером асфальте — это были тени от полностью сгоревших тел испытателей. Все остальное просто испарилось в море огня.

Сподвижник Королёва Борис Евсеевич Черток достаточно жестко отреагировал на неудачу конкурентов, высказавшись о том, что всего одна ракета Р-16, даже не стартовая, без взрывчатки на борту (боевая часть ракеты была заполнена балластом), смогла убить больше людей, чем десяток немецких ракет Фау-2, упавших на Лондон в годы Второй мировой войны. Комиссия по расследованию обстоятельств произошедшей на Байконуре катастрофы сделала следующие выводы: «Руководители испытаний продемонстрировали излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса». При этом наказывать по итогам катастрофы никого не стали — непосредственные виновники случившегося уже сами наказали себя.

Самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения: взрыв Р-16 на Байконуре
Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Иванович Неделин


Катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 стала не единственным отказом ракетной техники в те дни. 10 октября 1960 года при первой попытке запуска ракеты на Марс произошел отказ двигателя третьей ступени — в двигатель не поступал керосин. Вторая попытка, которая была предпринята 14 октября, также оказалась неудачной: ракеты даже не смогли выйти на околоземную орбиту, хотя предполагалось, что они смогут долететь до Марса.

Николай Петрович Каманин, организатор и руководитель процесса подготовки первых космонавтов, по горячим следам произошедших катастроф и аварий записал в своем дневнике, что настоящие причины постигших отрасль неудач не рискнет установить никто. По его словам, пуски ракет были приурочены к визиту Хрущева в Нью-Йорк, а также его выступлению в ООН, поэтому в процессе подготовки к запускам была допущена преступная неорганизованность и спешка. Черток считал, что ракету Р-16 спешили испытать до празднования Великой Октябрьской Социалистической революции 7 ноября 1960 года. На тот момент времени «космическая политика» нередко оказывала поддержку политике Хрущева, который, естественно, не оставался внакладе.

84 погибших солдата и офицера были похоронены на Байконуре в братской могиле. Гражданских специалистов без лишнего шума хоронили в тех городах, где они работали и жили. 26 октября 1960 года советская пресса официально сообщила о том, что Главный маршал артиллерии и главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения, Герой Советского Союза, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета Союза ССР, герой Великой Отечественной войны Митрофан Иванович Неделин погиб при исполнении своих служебных обязанностей. Сообщалось, что маршал погиб в результате авиационной катастрофы.

Самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения: взрыв Р-16 на Байконуре
Мемориал на месте катастрофы


Разрушенная в результате взрыва и последующего затем пожара стартовая площадка была довольно быстро восстановлена, это удалось сделать за 3 месяца. 2 февраля 1961 года здесь состоялся первый после катастрофы пуск МБР Р-16, который в целом был признан удачным. В этот раз возле ракеты находилось не более 20 человек, а Янгель наблюдал за стартом, как это и полагалось делать, из бункера. По словам очевидцев запуска, наземный старт ракеты Р-16 был очень красивым. Летные испытания ракеты Р-16 были официально завершены только в феврале 1962 года, после чего данные ракеты стали основой группировки советских межконтинентальных баллистических ракет.

После катастрофы на космодроме Байконур была внедрена строгая система контроля действий каждого человека, который находился у любой ракеты в день ее запуска. Несмотря на это, ровно через 3 года после «катастрофы Неделина» (как данное событие назвали на Западе) произошла еще одна катастрофа. 23 октября 1963 года при подготовке к пуску учебной ракеты Р-9А из шахты во время заправки по неосторожности был пролит керосин. В результате загазованность шахты кислородом была превышена в 1,5 раза. На следующий день, 24 октября 1963 года, расчет ракеты обнаружил, что при входе в телеметрическую комнату не горит одна из лампочек. При замене перегоревшей лампочки от случайной искры накопившиеся пары керосина вспыхнули, в шахте начался пожар, который в итоге привел к гибели 8 участников испытаний. С тех самых пор 24 октября ракеты с космодрома Байконур не запускают — в этот день здесь вспоминают всех тех, кто погиб при покорении космоса и создании стратегического ракетного щита страны.

Источники информации:
http://warspot.ru/4221-katastrofa-nedelina
http://www.nkj.ru/archive/articles/8244
http://svpressa.ru/society/article/32604
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. svp67 9 августа 2016 06:56
    Да, на обочинах дороги в космос, слишком много могил погибших и надо их помнить, они ведь погибли защищая нас.
  2. aba 9 августа 2016 06:58
    Отвратная практика - приурочивать что-либо к какой то дате. Отсюда спешка, халатность и как следствие не поправимые ошибки, которые, как в данном случае, стоили многих человеческих жизней.
    aba
    1. AUL 9 августа 2016 13:26
      В те времена достаточно было сказать - "Вы понимаете, что это вопрос ПОЛИТИЧЕСКИЙ?!" - и все возражения сразу пропадали. Надо сделать к празднику - вот и делали. Отсюда и качество, и жертвы.
      AUL
  3. qwert 9 августа 2016 07:02
    И грех сейчас терять позиции, завоеванные предыдущими поколениями потом и кровью
  4. РПК 9 августа 2016 07:08
    Выпускникам РАУ им.Неделина 1977 года особый привет!Конструкторы на этой ракете,особенно электрики сами не поняли,что сотворили.Звучит диковато,когда при возвращении шаговика в исходное,подалось питание на двигатели 2й ступени!!Чехарда с прорывами мембранных клапанов.Решение заменять клапана на заправленном изделии,то же не для слабонервных.
    Ракетчики были очень отважными ребятами и никто не осознал,что с такими неисправностями,не только нельзя было работать с изделием,но и бежать надо было оттуда.А с изделия слить компоненты тихонько,ракету выкинуть и построить новую уже по уму.
    Совсем не хочется представлять работу заправщиков в Казахстанской степи в жаре,в защите и в кислоте и в гептиле.Это отдельная тема.Здоровье теряли при попадании гептила на кожу,поражал нервную систему.Сколько людей принесли в жертву Величия СССР,Достойных Людей Патриотов Родины.Потом пришли горбачёвы,мажорики и всё быстренько про..ли.5я колонна "достойные" последыши горбачёвских,с чем нас и поздравляю.Память погибшим ракетчикам в нас до конца.
    1. Rus2012 9 августа 2016 09:00
      Цитата: РПК
      А с изделия слить компоненты тихонько,ракету выкинуть и построить новую уже по уму.

      ...самое интересное, и снять бы его, при прорванных мембранах, причем когда со стыков капала кислота - было проблематично. А Гептил имеет свойство сильно просачиваться через микронеплотности. С этим столкнулись уже при отработке технологий ампулирования...

      Поэтому нейтрализация - только пуском!
  5. татарин 174 9 августа 2016 07:14
    Забывать конечно не нужно ничего, напоминание о таких катастрофах идёт только на пользу. Это тяжёлый опыт, но тоже нужный для того, чтобы научиться предотвращать в дальнейшем подобных случаев.
  6. Старый26 9 августа 2016 07:54
    Увы, но порой трагедии ничему не учат. Через несколько лет в Плесецке опять же ЕМНИП 24 октября произошла катастрофа на заправленной Р-7.

    Кстати, для автора. На второй фотографии (после фото Янгеля) фотография не Р-16, а МР-УР-100 или 15А15 (SS-17)
    1. амурец 9 августа 2016 08:37
      Цитата: Старый26
      Увы, но порой трагедии ничему не учат. Через несколько лет в Плесецке опять же ЕМНИП 24 октября произошла катастрофа на заправленной Р-7.

      Кстати, для автора. На второй фотографии (после фото Янгеля) фотография не Р-16, а МР-УР-100 или 15А15 (SS-17)

      Володя !Это когда заправляли ракету кислородом?
  7. Rus2012 9 августа 2016 08:44
    Автору - на втором фото - не Р-16!!!

    Вставте другое.
  8. Царь,простоЦарь 9 августа 2016 08:47
    Документальный фильм был... люди-факелы бежали и падали в огонь. Страшно смотреть.

    "Второй пуск Янгель наблюдал из бункера". Всегда у нас так, сначала сгорит сотня, потом все под бронёй сидят. Помню как дома взорвали в Москве. Что было, все подвалы на замках, (ключи неизвестно у кого), милиция ходит, замки проверяет-стращает. Прошло месяца полтора.... ну и кончилось всё на этом.
    1. rumatam 9 августа 2016 09:50
      На ошибках учаться, выше было написанно в статье .... обращение с техникой на Ты...
    2. Pilat2009 9 августа 2016 17:33
      Цитата: Царь,простоЦарь
      Помню как дома взорвали в Москве. Что было, все подвалы на замках, (ключи неизвестно у кого), милиция ходит, замки проверяет-стращает. Прошло месяца полтора.... ну и кончилось всё на этом.

      Сейчас и подвалов не нужно-снимай квартиру и складируй ВВ в мешках.Еще была компания по установке металлоискателей на вокзалах.Автор видимо не умел считать пассажиропоток и количество железок у дачников.С тех пор ворота стоят по центру входа,обтекаемые толпами пассажиров
  9. JonnyT 9 августа 2016 09:16
    ужасная трагедия! Смесь русского "авось" и необдуманных амбиций политического руководства дало страшные результаты
    1. Evgenijus 9 августа 2016 16:29
      Не согласен про ваше "смесь русского авось". При чем здесь это? На старте были классные специалисты, но многие (особенно с толстыми погонами) были повязаны страхом перед КПСС и его верхушкой за срыв пуска. Воли и смелости не хватило у руководителей данного испытания доложить "на верх" о неготовности ракеты к пуску. Ракету и людей угробил именно этот фактор.
  10. rumatam 9 августа 2016 09:49
    Я так понял статейка для поддержки провальных запусков Роскосмоса, мол и раньше....Кощунственно делать такой вброс.
    1. EvgNik 9 августа 2016 10:01
      Цитата: rumatam
      Я так понял статейка для поддержки провальных запусков Роскосмоса, мол и раньше....Кощунственно делать такой вброс.

      Ничего вы не поняли. Почитайте более ранние статьи Юферова, может что то и поймёте. Не надо делать скоропалительных выводов на основе одной статьи.
    2. Minotavrik 9 августа 2016 11:04
      Может Вам надо в консерватории что то подправить? А то ваши логические цепочки убивают наповал...
      Ну ей богу - что ж вы везде в первую очередь негатив готовы усмотреть?
    3. амурец 9 августа 2016 12:11
      Цитата: rumatam
      Я так понял статейка для поддержки провальных запусков Роскосмоса, мол и раньше....Кощунственно делать такой вброс.

      Это просто напоминание о страшной дате.24 октября,разные годы, разные места, разные ракеты.Но в этот день гибнут люди!Много людей!Что это?Страшное совпадение или страшная закономерность?Я ответа не знаю.
  11. DimerVladimer 9 августа 2016 11:12
    несимметричный диметилгидразин (ДМГ, в просторечии — гептил)

    Правильно НДМГ
  12. dep071 9 августа 2016 13:55
    1. Кто пишет о спешке и ошибках конструктора, тот не знает о чём говорит.
    2. Независимо от каких-либо причин и званий, нужно читать устав, дабы при заправке топливом на стартовой площадке не находилось 126 человек.
  13. rJIiOK 9 августа 2016 14:08
    "Данная катастрофа стала страшным ударом для российской космической отрасли и ракетостроения"
    Должно быть "советской"
  14. Manul 9 августа 2016 15:17
    Смотреть конечно очень тяжело. И хранить это. Но помнить надо. Чтобы хотя бы не забывать о погибших. Вечная им память.
  15. Evgenijus 9 августа 2016 16:10
    Черток считал, что ракету Р-16 спешили испытать до празднования Великой Октябрьской Социалистической революции 7 ноября 1960 года.


    Это основная причина катастрофы. По многолетней службе на комплексе Р-12 могу привести идентичные примеры, правда без таких страшных последствий. Политическая составляющая в службе в частях РВСН во многом снижала их боевую готовность. Обладателям красных книжечек с лозунгом объединения всех пролетариев мира в потайных карманах нафталиненных пиджаков разрешаю ставить мне многочисленные минусы за сей коммент.
  16. Старый26 9 августа 2016 18:16
    Цитата: амурец
    Володя !Это когда заправляли ракету кислородом?

    Да. У меня коллега по СКБ, отставник был в той команде, что работала тогда на изделии. За неделю до этого получил отпуск и буквально на следующий день после прибытия в Ставрополь к родственникам жены это и произошло. Тут же вызвали назад. Родился в рубашке. Как сам говорил, был бы на изделии - со 100% гарантией был бы в списке погибших.

    Цитата: dep071
    1. Кто пишет о спешке и ошибках конструктора, тот не знает о чём говорит.
    2. Независимо от каких-либо причин и званий, нужно читать устав, дабы при заправке топливом на стартовой площадке не находилось 126 человек.

    Вы и правы, и не правы одновременно. Правы пор пункту 2. Бардак на старте, которого не могло не быть поскольку сам главком нарушил писанные и неписанные правила.
    Не правы с пунктом 1. Были и спешки, когда НАДО было запустить очередную ракету, спутник или станцию непременно к "красному дню календаря". лучше всего ко дню Великой Октябрьской социалистической революции. Отсюда и гонка, и спешка, и бардак с нарушением ТБ. Были и ошибки. ЕМНИП гибель людей на Плесецке произошел по причине замены фильтров кажется перекиси водорода. Завод-изготовитель внес рацуху, а главный не проверил новые с точки зрения химиков и дал добро на замену
  17. Titsen 11 августа 2016 22:21
    Жёстко, но справедливо.

    Удача любит подготовленных!
  18. kara61 16 августа 2016 18:03
    Гнали пуск к дате и в нарушении всех инструкций Неделин приказал производить ремонт без слива топлива прямо на площадке.И держал при себе как погонял всех специалистов.Все это давно описано в мемуарной литературе.
    Сливать топливо -это было чревато дыней.Да и с топливом был жуткий дефицит.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня