British medium tank FV4202 (draft)

10
FV4202 is a British post-war medium project tank, which was created on the basis of another medium car - Centurion. Work on the creation of this tank was carried out in the UK from 1956 to 1959. This combat vehicle was never mass-produced, and the technical solutions and innovations that were implemented in the FV4202 tank became the basis for the FV4201 Chieftain main battle tank. Today, the surviving copy of the experimental tank FV4202 is stored in the collection of the Tank Museum in Bovington.

Speaking of British tank building, it should be noted that during the years of World War II it was far from leading roles. The first tank that could be called a breakthrough was the Cromwell, designed by the British in the 1941-1943 years. This tank was armed with 57-mm or 75-mm guns, and thanks to the installation on it of an aircraft engine, the Meteor could become the most high-speed British tank of that time period. “Cromwell” could not be called a bad tank, but in 1943, on the battlefield, he had to compete with the German “Tigers” and “Panthers”. Against these formidable "predators" the 75-mm cannon "Cromwell" was no longer enough, and a more powerful tool on it could not be installed due to the small size of the tower and the tower shoulder strap.

A more powerful weapon was installed only on the Cromwell’s successor, the Comet cruiser tank. “Komet”, thanks to a larger-width tower with a developed feed niche, allowed the designers to install a new 77-mm gun. An armor-piercing projectile fired from this weapon accelerated to 787 m / s. One can rightly say that it was the most powerful cruising tank of Great Britain during the Second World War. In fact, this combat vehicle was inferior to the German "Panther", but it was significantly superior to the most massive German tank - Pz IV.

At the same time, the cruiser tank, which was called the “English Panther,” entered service with the British army after the end of the war in Europe. This tank became Centurion. This tank had a welded hull with rational angles of armor. At the same time, the combat vehicle was armed with 17- or 20-pounders and remained in service with the British army until the 1970s. Late versions of this tank (from about the middle of the 1950-ies) were armed with a rifled 105-mm L7 gun.



It is worth noting that by the middle of the 1950-s tank builders around the world realized that the current generation of tanks had reached its final. The military needed something revolutionary, new. For this reason, the 50s of the 20th century, in particular their second half, became a time when the most diverse, including bold, ideas were implemented in the field of tank building. Homeland tanks, the UK, was no exception to the general trends.

In the UK, an experimental medium tank FV4202 was created on the basis of the Centurion tank, which, by reducing the linear dimensions of the hull, won in mass and, as a result, in dynamics, it was also armed with an 105-mm gun. An interesting feature of this tank was the “recumbent” location of the mechanical input. However, he never went into the series, since by that time the concept of creating the main battle tank was already well developed. And the British themselves, with 1945, decided to abandon the division of tanks into cruising and infantry.

It should be noted that the experimental tank FV4202 largely became the basis for the future of the main battle tank Chieftain. The development and research on this project was initiated by the British at the beginning of the 1950-s, two prototypes were considered to assess the specific technical capabilities of the tank. One of them and the most significant was the 40-ton version of the Centurion tank, known as FV4202, which had a reclining position for a mechanical drive and the installation of a gun without an external shield - a mantlet-less tower. The semi-lying position of the driver was foreseen by the tank designers in order to reduce the overall height of the combat vehicle. The second solution was designed to make the gun less vulnerable.

Centurion


A well-known expert in the field of tank design, Yuri Pasholok, called the FV4202 tank the “younger brother” of the Centurion. This tank, which was the result of the labor of British engineers in the years of the Second World War, seemed to go to the end of its development in the 1950-s. At that time, before the designers opened three main ways. The first of them involved the development of a principled new combat vehicle, the second - a deep modernization of the existing tank, the third - an evolutionary path of development. Initially, the third variant of the development of the situation was considered by engineers as the least promising, but ultimately this path was chosen - the path of evolutionary development.

The appearance of the beautiful 105-mm L7 gun in England and the installation of an additional reservation on the tank extended its service for decades, and in some countries of the world the Centurion still carries combat service. And this is a tank, a prototype of which was built in the UK back in 1945 year. The product of its deep modernization was the tank Centurion Action X, which appeared in 1955 year. This tank appeared by installing a fundamentally new turret on the chassis of the Centurion Mk.7 tank, but it didn’t go further experiments with this tank.

If we talk about the creation of a fundamentally new tank, then the first steps in this direction were taken by the British in the 1956 year. It was this year that the tank, known as the 40-tonne Centurion, came to the test. It is worth noting that we are talking about the unofficial nickname of the combat vehicle, better known under the symbol FV4202. Tank development Leyland Motors bypassed rival Medium Gun Tank FV4201, which forever remained only in the form of a layout. The metal-made tank FV4202 was an evolutionary development of the ideas that were laid in the British tanks Centurion and Centurion Action X.

The hull of the new tank was the development of the Centurion hull, but it turned out somewhat lower. This reduced the overall height of the FV4202 tank, which was only 2,75 m. It was 25 centimeters lower than the height of the Centurion tank. Reducing the height of the hull of the tank was used by designers to reduce the angle of inclination of the front sheet. Also, the hull was made almost half a meter shorter, this decision made it possible to reduce the number of road wheels to 5 per side. Thanks to all the operations carried out on the tank, his weight was reduced from 51 to 40 tons.



The FV4202 tank turret was also an evolutionary development, but now it was a Centurion Action X tank. The front part of the turret reminded quite a lot of its predecessor, but there were also new solutions, for example, a “beard” under a gun mount. The two tanks had a lot in common in the design of the roof of the tower. Noticeable differences could be considered only in the stern. As the main armament on the tank used 20-pound gun later modifications. By that time, she had already got rid of the massive knob, having got an ejector instead. Outwardly, this gun very much resembled the 105-mm L7 cannon - to many ordinary people, the appearance of the FV4202 tank gun is misleading.

In total in the UK collected three prototypes of the tank FV4202. Testing these combat vehicles went for several years, however, the 40-ton tank and did not give a chance to start mass production. The idea of ​​an evolutionary development of the concept of the tank Centurion was nevertheless abandoned, instead the concept of the tank FV4201 was further developed. Already in September, the prototype P1959, which became the ancestor of the whole Chieftain family of tanks, was sent to 1 for testing. Today, no one can say how the British tank building would develop further if the British adopted the FV4202 tank, which weighed significantly less than the Centurion, while possessing comparable weaponry and level of body armor.

Despite the general similarity with the hull of the tank Centurion, the body of the FV4202 had a lot of differences. First of all, the new British tank differed from its progenitor in a lower hull, which was especially noticeable in the bow. Reducing the height of the hull of the tank allowed designers to remake the front sheets, significantly reducing the angles of inclination. Due to this, with the same thickness of frontal armor, the body of the tank FV4202 turned out to be more protected. However, 80 mm armor in the second half of the 1950-s, even with significant tilt angles, was clearly not enough. Like the Centurion tank, the mechvod was located on the right side while moving. Reducing the height of the hull did not increase comfort, however, on the tank Chieftain the driver was almost lying. In general, on the FV4202 tank his working conditions were more or less comfortable. At the same time, unlike the Centurion tank, which used a double hinged hatch of a driver, a hatch was implemented on the FV4202 tank, which was lifted up and retracted to the side. This solution was better and more convenient.



The chassis of the new tank almost without changes migrated from the serial tank Centurion Mk.5. But here there were a number of nuances. First, the number of track rollers was reduced to 5, and in this connection, the suspension of the first track roller had to be redone. Secondly, the width of the track has decreased. On the medium tank FV4202 was used suspension system Hortsmana. With various changes, it was used on British tanks starting in the 1922 year. The last time she was installed on the tank Chieftain. Despite frankly a conservative approach, the British completely suited this suspension. However, the answer to the question of how to dismantle such a cart in combat conditions remains open. One of the features of the British tanks and FV4202 in particular is the minimalism of the bottom structure. In the bottom of the tank, there were no escape hatches, only a few service hatches. In case of defeat of the tank, the crew would have to leave it under fire from the enemy.

It is curious that on the basis of the main battle tank “Chieftain” in 1971, the BRV FV4202 was created, the serial production of which began in the 1974 year. In addition to the evacuation machine in 1971, the FV4205 bridge deck was created on the basis of the tank, the serial production of which began in the 1975 year. Although the FV4202 medium tank was forever only a prototype, its name was saved in stories. And with the advent of World of Tanks, more people met him.

The post-war English medium tank FV4202 never became a production model, its production was limited to a series of only three cars. One of these tanks was later allowed to be scrap, the second was converted into a repair and recovery vehicle, and the third remained to this day, becoming an exhibit of the tank museum in Bovington. Today this English museum houses more than 300 tanks representing the 30 countries of the world. In this case, the tank is not in the best condition. The time and the unfavorable climate for the equipment (the tank was stored for a long time under the open sky) did their job: the tank needs serious restoration.

Information sources:
http://warspot.ru/4198-mladshiy-brat-tsenturiona
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:GB70_N_FV4202_105/История
http://worldoftanks.ru/ru/content/history/tank-construction/british-tank-construction_part_2
Open source materials
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +1
    August 10 2016
    On the screen from the BOT above, the truth is FV4202, but below, the heavy Carnavon tank. Care must be taken, however.
  2. +1
    August 10 2016
    Chieftain will last and there will be no more British tanks ....
    1. +7
      August 10 2016
      Actually, after Chiften, they washed down two more Challengers.
  3. +1
    August 10 2016
    Sorry, I mean Challenger.
  4. +3
    August 10 2016
    I saw on YouTube FV4202, apparently demonstrated in Bovington. Mobility is not very, constantly high speeds. It seems that the engine runs to the limit.

    Unfortunately, WOT does not convey historical realism.

    I practiced the FV4202, in general, the tank is not bad because of the gun. But the purpose of pumping, in order to find out its realism, did not receive satisfaction.
    1. +3
      August 10 2016
      "For realism - into the army" (c) Serb laughing
    2. +1
      August 10 2016
      Its been a long time at 8 ur. moved, replacing AHom.
  5. 0
    August 10 2016
    a flower grew on the field of the Russian military-industrial complex for laying on the grave of the British tank industry. fellow worth 100 pounds.)))
    1. +2
      August 11 2016
      So you would, dear, explain your idea somehow. And it looks like the prose of Daniel Harms.
  6. 0
    August 10 2016
    Minus, so at least in the open! What a habit of the underground!

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar People (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Британский средний танк FV4202 (проект)

FV4202 — это британский послевоенный проект среднего танка, который был создан на базе другой средней машины — Centurion. Работы над созданием данного танка велись в Великобритании с 1956 по 1959 годы. Серийно данная боевая машина никогда не выпускалась, а технические решения и инновации, которые были воплощены в танке FV4202, стали основой для основного боевого танка FV4201 Chieftain. Сегодня сохранившийся экземпляр экспериментального танка FV4202 хранится в коллекции танкового музея в Бовингтоне.

Говоря о британском танкостроении, необходимо отметить, что в годы Второй мировой войны оно было далеко не на передовых ролях. Первым танком, который можно было назвать прорывным, являлся Cromwell, спроектированный англичанами в 1941-1943 годах. Данный танк был вооружен 57-мм или 75-мм орудиями, а благодаря установке на него авиационного двигателя «Метеор» смог стать самым быстроходным английским танком того временного периода. «Кромвель» нельзя было назвать плохим танком, но в 1943 году на поле боя ему пришлось соперничать с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Против этих грозных «хищников» 75-мм пушки «Кромвеля» было уже недостаточно, а более мощное орудие на него нельзя было установить из-за небольших размеров башни и самого башенного погона.

Более мощное орудие удалось установить лишь на преемнике «Кромвеля» — крейсерском танке Comet. «Комет» благодаря башне большей ширины, обладавшей развитой кормовой нишей, позволил конструкторам установить новое 77-мм орудие. Бронебойный снаряд, выпущенный из этого орудия, разгонялся до 787 м/с. По праву можно говорить о том, что это был самый мощный крейсерский танк Великобритании времен Второй мировой войны. Фактически данная боевая машина уступала немецкой «Пантере», однако существенно превосходила самый массовый немецкий танк — Pz IV.


При этом крейсерский танк, который прозвали «английской Пантерой», поступил на вооружение английской армии уже после завершения войны в Европе. Этим танком стал Centurion. Данный танк обладал сварным корпусом с рациональными углами наклона брони. При этом боевая машина вооружалась 17- или 20-фунтовым орудием и оставалась на вооружении британской армии вплоть до 1970-х годов. Поздние версии данного танка (примерно с середины 1950-х годов) вооружались нарезной 105-мм пушкой L7.

Британский средний танк FV4202 (проект)


Стоит отметить, что к середине 1950-х годов танкостроители всего мира осознали, что существующее поколение танков подошло к своему финалу. Военным необходимо было что-то революционное, новое. По этой причине 50-е годы XX века, в особенности их вторая половина, стали временем, когда в области танкостроения реализовывались самые разнообразные, в том числе смелые идеи. Родина танков, Великобритания, не была исключением из общих тенденций.

В Великобритании на базе танка «Центурион» создавался экспериментальный средний танк FV4202, который за счет уменьшения линейных размеров корпуса выигрывал в массе и, как следствие, в динамике, он также вооружался 105-мм пушкой. Интересной особенностью данного танка называли «лежачее» расположение мехвода. Однако в серию он так и не пошел, так как к тому моменту уже полным ходом развивалась концепция создания основного боевого танка. Да и сами англичане с 1945 года решили отказаться от деления танков на крейсерские и пехотные.

Стоит отметить, что экспериментальный танк FV4202 во многом стал основой для будущего основного боевого танка Chieftain. Разработки и исследования по данному проекту были инициированы англичанами в начале 1950-х годов, для оценки конкретных технических возможностей танка были рассмотрены два прототипа. Одним из них и наиболее значительным был 40-тонный вариант танка Centurion, известный как FV4202, у которого было реализовано полулежачее положение для мехвода и монтаж орудия без внешнего щитка — башня типа «mantlet-less». Полулежачее положение механика-водителя было предусмотрено конструкторами танка для того, чтобы уменьшить общую высоту боевой машины. Второе решение было призвано сделать пушку менее уязвимой.

Британский средний танк FV4202 (проект)
Centurion


Известный эксперт в области танкостроения Юрий Пашолок назвал танк FV4202 «младшим братом» Центуриона. Этот танк, который стал результатом труда британских инженеров еще в годы Второй мировой войны, казалось бы, в 1950-е годы шел к закату своего развития. На тот момент перед конструкторами открывалось три основных пути. Первый из них предусматривал разработку принципиальной новой боевой машины, второй — глубокую модернизацию существующего танка, третий — эволюционный путь развития. Первоначально третий вариант развития ситуации рассматривался инженерами, как наименее перспективный, однако в конечном итоге был выбран именно этот путь — путь эволюционного развития.

Появление в Англии прекрасной 105-мм пушки L7 и установка на танк дополнительного бронирования продлили его службу на десятилетия, а в некоторых странах мира Centurion по-прежнему несет боевую службу. И это танк, опытный образец которого был построен в Великобритании еще в 1945 году. Продуктом его глубокой модернизации стал танк Centurion Action X, который появился в 1955 году. Этот танк появился путем установки на шасси танка Centurion Mk.7 принципиально новой башни, однако дальше экспериментов с этим танком дело не пошло.

Если же говорить о пути создания принципиально нового танка, то первые шаги в этом направлении были предприняты британцами в 1956 году. Именно в этом году на испытания вышел танк, известный как 40-тонный Центурион. Стоит отметить, что речь идет о неофициальном прозвище боевой машины, более известной под индексом FV4202. Танк разработки Leyland Motors обошел конкурирующий с ним Medium Gun Tank FV4201, который навсегда остался лишь в виде макета. Изготовленный в металле танк FV4202 представлял собой эволюционное развитие идей, которые были заложены в британских танках Centurion и Centurion Action X.

Корпус нового танка являлся развитием корпуса Центуриона, однако он получился несколько ниже. Благодаря этому уменьшилась и общая высота танка FV4202, которая составила всего 2,75 м. Это было на 25 сантиметров ниже высоты танка Centurion. Уменьшение высоты корпуса танка было использовано конструкторами для снижения угла наклона лобового листа. Также корпус был выполнен практически на полметра короче, такое решение позволило уменьшить количество опорных катков до 5 на каждый борт. Благодаря всем проведенным над танком операциям его массу удалось уменьшить с 51 до 40 тонн.

Британский средний танк FV4202 (проект)


Башня танка FV4202 также представляла собой эволюционное развитие, но теперь речь шла о танке Centurion Action X. Лобовая часть башни достаточно сильно напоминала предшественника, но имели место и новые решения, к примеру, «борода» под орудийной установкой. Много общего у двух танков было в конструкции крыши башни. Заметные отличия можно было рассмотреть только в кормовой части. В качестве основного вооружения на танке использовалась 20-фунтовая пушка поздних модификаций. К тому моменту она уже избавилась от массивного набалдашника, обзаведясь взамен этого эжектором. Внешне данная пушка очень сильно напоминала 105-мм орудие L7 — многих обывателей внешний вид пушки танка FV4202 вводит в заблуждение.

Всего в Великобритании собрали три опытных экземпляра танка FV4202. Испытания данных боевых машин шли несколько лет, однако, 40-тонному танку так и не дали шанса на запуск в серийное производство. От идеи эволюционного развития концепции танка Centurion все-таки отказались, вместо этого концепция танка FV4201 получила дальнейшее развитие. Уже в сентябре 1959 года на испытания был отправлен прототип P1, который стал родоначальником целого семейства танков Chieftain. Сегодня никто не может сказать, как бы развивалось дальше английское танкостроение, если бы британцы приняли на вооружение танк FV4202, который весил существенно меньше Центуриона, обладая при этом сопоставимым с ним вооружением и уровнем бронезащиты.

Несмотря на общую схожесть с корпусом танка Centurion, корпус FV4202 обладал массой отличий. В первую очередь, новый британский танк отличался от своего прародителя более низким корпусом, что особенно было заметно в носовой части. Уменьшение высоты корпуса танка позволило конструкторам переделать лобовые листы, заметно уменьшив углы наклона. Благодаря этому при одинаковой толщине лобовой брони, корпус танка FV4202 получился более защищенным. Однако 80 мм брони во второй половине 1950-х годов даже с существенными углами наклона было уже явно недостаточно. Подобно танку Центурион, место мехвода располагалось с правой стороны по ходу движения. Уменьшение высоты корпуса не повышало комфорт, впрочем, на танке Chieftain механик-водитель уже почти лежит. В целом же на танке FV4202 условия его работы являлись более-менее комфортными. При этом в отличие от танка Centurion, в котором был использован двустворчатый распашной люк механика-водителя, на танке FV4202 был реализован люк, приподнимавшийся вверх и отводящийся затем в сторону. Такое решение было лучше и удобнее.

Британский средний танк FV4202 (проект)


Ходовая часть нового танка почти без изменений перекочевала с серийного танка Centurion Mk.5. Но и здесь имелся ряд нюансов. Во-первых, количество опорных катков сократилось до 5, в этой связи пришлось переделывать подвеску первого опорного катка. Во-вторых, ширина трака уменьшилась. На среднем танке FV4202 была использована подвеска системы Хортсмана. С разными изменениями она применялась на британских танках, начиная с 1922 года. В последний раз она была установлена на танк Chieftain. Несмотря на прямо скажем консервативный подход, британцев данная подвеска вполне устраивала. Однако ответ на вопрос, как такую тележку демонтировать в боевых условиях, остается открытым. Одной из особенностей английских танков и FV4202 в частности является минимализм конструкции днища. В днище танка не было предусмотрено никаких эвакуационных люков, лишь несколько сервисных лючков. В случае поражения танка, экипажу пришлось бы покидать его под огнем со стороны противника.

Любопытно, что на базе основного боевого танка «Чифтен» в 1971 году была создана БРЭМ FV4202, серийный выпуск которой начался в 1974 году. Помимо эвакуационной машины в 1971 году на базе танка был создан и мостоукладчик FV4205, серийный выпуск которого начался в 1975 году. Хотя средний танк FV4202 навсегда остался лишь прототипом, его имя было сохранено в истории. А с появлением в игре World of Tanks с ним познакомилось еще больше людей.

Послевоенный английский средний танк FV4202 так и не стал серийным образцом, его производство было ограничено серией всего из трех машин. Один из этих танков позднее пустили на металлолом, второй был переделан в ремонтно-эвакуационную машину, а третий сохранился до наших дней, став экспонатом танкового музея в Бовингтоне. Сегодня в этом английском музее хранится более 300 танков, представляющих 30 стран мира. При этом танк находится в не самом хорошем состоянии. Время и неблагоприятный для техники климат (танк долгое время хранился под открытым небом) сделали свое дело: танк нуждается в серьезной реставрации.

Источники информации:
http://warspot.ru/4198-mladshiy-brat-tsenturiona
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:GB70_N_FV4202_105/История
http://worldoftanks.ru/ru/content/history/tank-construction/british-tank-construction_part_2
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. йцукен 10 августа 2016 12:01
    На скрине из ВОТ сверху и правда ФВ4202, а вот снизу - тяжелый танк Карнавон. Внимательнее надо быть,однако.
  2. Zaurbek 10 августа 2016 12:25
    Чифтен дослужит и не будет более английских танков....
    1. dumkopff 10 августа 2016 12:30
      Вообще-то они после Чифтена они еще два Челленджера запилили.
  3. Zaurbek 10 августа 2016 13:02
    пардон, я про Челенжер имел ввиду.
  4. gladcu2 10 августа 2016 16:41
    Видал на ютубе FV4202, видимо демонстрировали в Бовингтоне. Подвижность не очень и постоянно высокие обороты. Такое впечатление, что мотор работает на пределе возможностей.

    К сожалению WOT не передаёт историческую реалистичность.

    Я пракчал FV4202, в целом танк не плохой из за пушки. Но цель прокачки, что бы узнать его реалистичность, не получил удовлетворение.
    1. dumkopff 10 августа 2016 19:48
      "За реализмом - в армию" (c) Serb laughing
    2. EvilLion 10 августа 2016 19:50
      Его уже давно на 8 ур. перенесли, заменив АХом.
  5. кудесник 10 августа 2016 17:45
    на ниве российского ВПК вырос цветок для возложения на могилу британского танкопрома. fellow стоимостью в 100 фунтов.)))
    1. dumkopff 11 августа 2016 10:17
      Так Вы бы, уважаемый, как-нибудь пояснили свою мысль. А то смотрится как проза Даниила Хармса.
  6. кудесник 10 августа 2016 21:49
    Минусуйте, так хоть в открытую! Что за привычка подпольщика!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня