Российским военным вертолётам поменяют лопасти

Опыт применения военных вертолетов в Сирии станет причиной массовой замены «классических» цельнометаллических лопастей на новые, изготовленные из композитных материалов, сообщают Известия.

Российским военным вертолётам поменяют лопасти


Первой машиной, получившей «композитные» лопасти, стал вертолет Ми-28НМ. По словам командующего ВКС Виктора Бондарева, серийные поставки обновленного «Ночного охотника» начнутся в 2017 г. Массовое обновление винтов будет проведено и на других вертолетах, стоящих на вооружении российской армии.


«Эксплуатация вертолетов в пустынной местности с сильно запыленной атмосферой и образованием песчаных вихрей при взлетах и посадках вертолетов на необорудованных площадках всегда сопровождается повышенным износом лопастей. Так было в Афганистане, Ираке, Египте, Ливии — везде, где вместо земли песок, а в воздухе до высоты в несколько сотен метров висит пелена пыли. Пыль – это абразив. Это было и будет проблемой, решить которую в полной мере нельзя, а можно лишь снизить ее остроту. В том числе переходом на применение современных цельнокомпозитных лопастей», – прокомментировали ситуацию в холдинге «Вертолеты России».

В холдинге отметили, что «цельнокомпозитные конструкции обладают значительно повышенной усталостной прочностью, боевой живучестью и стойкостью к внешним воздействиям, их ресурс во много раз больше, чем у цельнометаллических лопастей».

До последнего времени военные предпочитали закупать металлические лопасти. Это объясняется тем, что они «состояли из нескольких элементов, что позволяло при боевом повреждении одного из них менять не целиком лопасть винта, а только ее часть». С композитными изделиями подобную операцию провести было невозможно: «в случае повреждения лопасть заменялась целиком, так что в контексте высокой боевой нагрузки на вертолетный парк это было экономически неэффективно», пояснили в Минобороны.

Сегодня на вертолётном заводе Миля «разработана и освоена в опытном производстве новая технология изготовления лопастей несущего винта из современных композиционных материалов на основе углеволокна», сообщил представитель холдинга.

Цельнокомпозитные лопасти устанавливаются на вертолёты «Ансат», Ми-38 и Ми-26М2.

«Доля композиционных материалов в конструкции вертолетов постоянно увеличивается, и в настоящее время на предприятии закончена реконструкция производства с целью увеличения объемов производства деталей из композиционных материалов и улучшения их качества. К сожалению, эксплуатация вертолетной техники в условиях пустынь была и остается сложной задачей: лопасти винтов вертолетов и другие агрегаты всегда будут подвергаться повышенному износу при эксплуатации в пустынных регионах. В холдинге идет поиск мер по защите лопастей винтов вертолетов от абразивного воздействия: исследуются возможности применения современных антиабразивных покрытий и дополнительного усиления передних кромок лопастей», – рассказал собеседник.

Использованы фотографии: aviarf.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 96
  1. dchegrinec 9 августа 2016 11:16
    Серьёзная проблема! Наши инженеры талантливы и решат её,нет сомнений.
    1. Skubudu 9 августа 2016 12:26
      Не написали, как это отразится на шумности, хотелось бы чтоб шумность машин снижалась. Это значительно повысит их эффективность.
      1. профессор 9 августа 2016 13:30
        Цитата: Skubudu
        композитные лопасти

        Шумность зависит от геометрии лопасти, а не от её материала.
        Композитные лопасти
        1. afdjhbn67 9 августа 2016 13:32
          Цитата: профессор
          Шумность зависит от геометрии лопасти,

          Олег, шумности мало стало на сайте .. скушно .. аж жуть.
          1. профессор 9 августа 2016 13:34
            Цитата: afdjhbn67
            Олег, шумности мало стало на сайте .. скушно .. аж жуть.

            Дык геометрия уже не та. wink
            1. Zaurbek 9 августа 2016 13:42
              Геометрию обновляли один раз на старых лопастях и второй раз уже на новых-композитных. На Ка050-52 сразу стоят композитные с новым профилем...
            2. Скифотавр 9 августа 2016 18:37
              Для понижения шумности вертолётных лопастей особое внимание нужно уделять форме их законцовок.
            3. afdjhbn67 9 августа 2016 14:01
              Цитата: профессор
              Дык геометрия уже не та.

              Проф.. имеет к сожалению место быть, да ...
          2. sergeyzzz 9 августа 2016 16:46
            Когда пятак оппоненту начистить нельзя - вот это скучно! laughing
        2. Skubudu 9 августа 2016 13:40
          Цитата: профессор
          Цитата: Skubudu
          композитные лопасти

          Шумность зависит от геометрии лопасти, а не от её материала.

          Вот если бы кто ни будь на ВО качественную статью написал с анализом шумности основных ударных вертолетов в мире, было бы очень познавательно. А то в инете вообще нет такой информации, по крайней мере я не нашел.
          1. профессор 9 августа 2016 13:48
            Цитата: Skubudu
            Вот если бы кто ни будь на ВО качественную статью написал с анализом шумности основных ударных вертолетов в мире, было бы очень познавательно. А то в инете вообще нет такой информации, по крайней мере я не нашел.

            Было бы интересно прочеть такую статью.

            PS
            Лично я по шуму винтов безошибочно определяю Апач, Блэк Хок, Ми-8 и Бэль 212, 412. Все они надо мной периодически летают. Раньше и Кобры летали. Их двух лопастной винт создает специфический звук.
            1. Монархист 9 августа 2016 14:32
              Вот Вы уважаемый профессор и напишите такую статью
            2. afdjhbn67 9 августа 2016 14:41
              Цитата: Монархист
              Вот Вы уважаемый профессор и напишите такую статью

              а прочитай годе так в 2013 похожую статью...от Олега Смирнова, мдя...
              а вапще не правильный заход надо сначала жидовской мордой абазвать и далее по тексту и понеслось ,, эх как бесконечно далеки вы от "Ватника" и "антисемита", во люди были - кремни )))) lol
            3. профессор 9 августа 2016 14:52
              Цитата: Монархист
              Вот Вы уважаемый профессор и напишите такую статью

              "профессор" больше не писатель, а читатель.
            4. Зэ Кот 9 августа 2016 14:41
              Цитата: профессор
              Лично я по шуму винтов безошибочно определяю Апач, Блэк Хок, Ми-8 и Бэль 212, 412.


              Ми, Ка, импортные ...
            5. единокровец 9 августа 2016 17:48
              Цитата: профессор
              Лично я по шуму винтов безошибочно определяю Апач, Блэк Хок, Ми-8 и Бэль 212, 412.

              Ну и как наш ми-8 по сравнению с иноземцами на слух?
            6. Зэ Кот 9 августа 2016 18:09
              Цитата: единокровец
              Ну и как наш ми-8 по сравнению с иноземцами на слух?


              Заметно громче laughing

              Прошу прощения, что влез в Ваш диалог ... Просто у меня почти прямо над головой постоянное военные и гражданские вертолеты летают ... Плюс транспортная авиация через день тренируется ...
            7. sgazeev 9 августа 2016 18:11
              Цитата: единокровец
              Цитата: профессор
              Лично я по шуму винтов безошибочно определяю Апач, Блэк Хок, Ми-8 и Бэль 212, 412.

              Ну и как наш ми-8 по сравнению с иноземцами на слух?

              Нормально.Особливо на зависании. lol Вот Ми-6,Ми-26 красиво взлетают по-самолётному. good
            8. профессор 9 августа 2016 19:53
              Цитата: единокровец
              Ну и как наш ми-8 по сравнению с иноземцами на слух?

              Трудно сказать громче или нет. Каждая из вертушек звучит по своему. Бель 212 я за 10 км слышу. Им ООНовцы совершают облет границы в 9 утра.
          2. sgazeev 9 августа 2016 18:07
            Цитата: Skubudu
            Цитата: профессор
            Цитата: Skubudu
            композитные лопасти

            Шумность зависит от геометрии лопасти, а не от её материала.

            Вот если бы кто ни будь на ВО качественную статью написал с анализом шумности основных ударных вертолетов в мире, было бы очень познавательно. А то в инете вообще нет такой информации, по крайней мере я не нашел.

            Особый характер вертолётного шума — результат так называемого лопастно-вихревого взаимодействия. Когда лопасть вертолёта попадает в вихревой след, образованный другой лопастью, возникает известный нам пульсирующий звук. Теперь, когда метод FRAME позволит предсказывать появление такого шума, жители крупных городов наконец смогут вздохнуть спокойно.

            «Наша модель была признана работоспособной, и мы надеемся, что в ближайшем будущем она будет использована для создания руководства для пилотов вертолётов, благодаря которому они смогут летать тише, — заявил Гринвуд. — К примеру, пилот может выполнить правый поворот разными способами. Руководство подскажет ему, как сделать это для минимизации шума.»Естественно, разработкой Гринвуда заинтересовались и военные. Те же самые правила, которые уменьшат жалобы на шум в Лас-Вегасе, помогут военному вертолёту незаметнее подобраться к врагу.

            Но независимо от того, где будет применяться новый метод — в гражданской или военной авиации, — Гринвуд надеется, что его исследование откроет дверь в будущее, где вертолёты будут оснащаться встроенной компьютеризированной системой управления для снижения уровня шума.

            «Представьте, что вы пилот вертолёта и хотите сделать «громкий» манёвр. Сопротивление штурвала в этом случае станет заметно сильнее, — сказал Гринвуд. — Вы всё равно можете продолжить осуществление задуманного манёвра, но система подсказывает вам, как не допустить громкого шума».
        3. loki565 9 августа 2016 14:09
          Да особенно заметно на ка52 характерные хлопки соосных винтов
        4. gridasov 9 августа 2016 14:39
          Не только геометрией решаются проблемы шумности. Но сказать каким способом -значит открыть ключевой физический эффект на котором работает новое устройство , Которым кстати проблема шумности решается в корне самого явления.На скорости вращения более 15 тыс обо в мин и радиусе 100 мм рабочая турбина была бесшумной , кроме того , что гудели подшипники. Но и эту проблему решили.
    2. Now we are free 9 августа 2016 12:41
      Цитата: dchegrinec
      «Эксплуатация вертолетов в пустынной местности с сильно запыленной атмосферой и образованием песчаных вихрей при взлетах и посадках вертолетов на необорудованных площадках всегда сопровождается повышенным износом лопастей. Так было в Афганистане, Ираке, Египте, Ливии — везде, где вместо земли песок, а в воздухе до высоты в несколько сотен метров висит пелена пыли. Пыль – это абразив. Это было и будет проблемой, решить которую в полной мере нельзя, а можно лишь снизить ее остроту.

      Про ещё один "Маленький" фактор забыли упомянуть, как то огонь из стрелкового оружия с земли... Думаю наши вертолётчики снова после Афганской войны (да и двух Чеченских компаний) ещё раз убедились, что лопасти должны быть композитными учитывая сколько на них приходится попаданий из "стрелковки". К чести конструкторов и заводов по сборке лопастей следует сказать, что -металлические лопасти до недавнего момента заменить на всём парке боевых вертолётов ВКС РФ было проблематично учитывая как экономические мощности так и не отработку до массового выпуска композитных лопастей (экономика не позволяла после развала СССР) +к этому добавляется фактор описанный в статье -
      Цитата: dchegrinec
      До последнего времени военные предпочитали закупать металлические лопасти. Это объясняется тем, что они «состояли из нескольких элементов, что позволяло при боевом повреждении одного из них менять не целиком лопасть винта, а только ее часть».

      В условиях полевого ремонта тем более при интенсивных БД цельнометаллические лопасти для быстрой замены смотрятся конечно выгодней, НО жизни и безопасность вертолётчиков стоят на первом месте!
      П.С. Не могу не отметить, как в армии да и просто в стране стали относится к жизням военнослужащих РФ, сейчас смерть каждого военного это трагедия для всей страны.
      1. sgazeev 9 августа 2016 18:13
        Естественно, разработкой Гринвуда заинтересовались и военные. Те же самые правила, которые уменьшат жалобы на шум в Лас-Вегасе, помогут военному вертолёту незаметнее подобраться к врагу.

        Но независимо от того, где будет применяться новый метод — в гражданской или военной авиации, — Гринвуд надеется, что его исследование откроет дверь в будущее, где вертолёты будут оснащаться встроенной компьютеризированной системой управления для снижения уровня шума.

        «Представьте, что вы пилот вертолёта и хотите сделать «громкий» манёвр. Сопротивление штурвала в этом случае станет заметно сильнее, — сказал Гринвуд. — Вы всё равно можете продолжить осуществление задуманного манёвра, но система подсказывает вам, как не допустить громкого шума».
      2. sgazeev 9 августа 2016 18:24
        В условиях полевого ремонта тем более при интенсивных БД цельнометаллические лопасти для быстрой замены смотрятся конечно выгодней, НО жизни и безопасность вертолётчиков стоят на первом месте!
        П.С. Не могу не отметить, как в армии да и просто в стране стали относится к жизням военнослужащих РФ, сейчас смерть каждого военного это трагедия для всей страны.

        Ну во-первых,не цельнометаллические,планирующая часть сотовая,обтекаемая часть дюралевая,обрезиненная,что бы не было лахмотьев,обклеиваются лепестками фольгированного алюминия,комель из алюминиеого сплава.
      3. свой1970 9 августа 2016 22:28
        Now we are free
        "До последнего времени военные предпочитали закупать металлические лопасти. Это объясняется тем, что они «состояли из нескольких элементов, что позволяло при боевом повреждении одного из них менять не целиком лопасть винта, а только ее часть»."-эта фраза бред умалишенного из палаты номер 6.По порядку:
        1)"менять не целиком лопасть винта, а только ее часть"-поменять какую-либо часть лопасти несущего винта невозможно в полевых/аэродромных условиях.Латку наложить можно (на страх ТЭЧ),не более.В заводских условиях раньше не меняли категорически-баланс,обогрев и проч.Сейчас не знаю-но думаю что изменений нет.
        2)поменять ОДНУ лопасть из комплекта несущего винта на лопасть ИЗ ДРУГОГО комплекта возможно(на страх ИАС полка),осуществлялось в боевых условиях-из 2-3 комплектов один собирали.Прямо запрещено соответсвующими инструкциями - баланс,вибрации,разрушения редуктора и пр. Уголовка - если что..
        3)сама лопасть состоит из металлической балки и прикрепленных к ней сот(тонкие пластины между ними соты из металлической фольги-достаточно прочная и легкая конструкция).Повреждения балки - однозначная замена с утилизацией,ибо баланс,вибрации,смерть..Уголовка..
        4)при эксплуатации в мирное время - повреждения=замена всего комплекта несущего винта.Причем даже если нет повреждений и вертолет не летал длительное время-есть календарный ресурс(сколько то лет не помню точно)-по истечению которого замена всего комплекта.Продление ресурса только по указаниям главного инженера ВВС(в 90-е по ряду агрегатов-но это очень серьезный вопрос)...Нарушение сроков эксплуатации-уголовка если что..Нашел-МИ-24 "Гарантийный ресурс и срок службы лопастей составляет 500 лётных часов в течение 3,5 лет непрерывной эксплуатации."
        5)какие лопасти бы не были при попадании-если они будут иметь повреждения по площади в районе критичных - их все равно будут менять,ибо баланс,вибрация,смерть..Уголовка.
        6)Про пыль это вообще что то неописуемое.Лопасть,так же как фюзеляж, никакого воздействия/повреждения от пыли иметь не может и не имеет.Это не двигатели-где пыль имеет значение для ресурса.Лопасть это просто кусок титанового сплава..Я видел комплект лопастей отлетавших в Афгане 6 лет-да, легкий блеск металла в некоторых местах был,но он мог быть и от чехлов которыми туда-сюда по ней шоркали...
        7)я думаю все что они описали-это пыль в глаза для незнающих.Скорее всего, идут на удешевление комплектов лопастей-титан нынче очень дорог,а комплектов надо много.Плюс все-таки композиты прочнее..
    3. Комментарий был удален.
    4. Alex_Rarog 9 августа 2016 14:08
      полностью ее не как не решить можно только уменьшить износ лопастей!
  2. Горный стрелок 9 августа 2016 11:17
    Похоже, удалось удешевить производство. Композитные лопасти - за ними будущее. Они легче, они "не отсвечивают" на радаре, и ресурс у них больше в несколько раз. Хорошая новость.
    1. pilot8878 9 августа 2016 11:30
      Цитата: Горный стрелок
      Похоже, удалось удешевить производство.

      Ну да, либо удешевили саму лопасть, либо смогли сделать её секционной, как металлическую.
    2. ArikKhab 9 августа 2016 12:02
      у меня был сосед - вертолетчик с боевым опытом - летал в Афганистане...так как то (то ли репортаж был по телевидению?) зацепились по теме композитных лопастей - так он сказал - "композитные конечно хорошие и легкие" но для парада...попадает в такую лопасть пуля и все...(в лучшем случае) менять целиком, потому что они никак не ремонтируются. а вот "старая" металлическая лопасть - прошла пуля насквозь, техник вставил (грубо говоря) чопик, покрасил...и еще хоть год летать можно - исключительная ремонтопригодность в полевых условиях.
      1. Комментарий был удален.
      2. Zaurbek 9 августа 2016 13:44
        Композит не ремонтируется, но до определенного размера дырки он лучше ведет себя чем металлическая лопасть, а при большем диаметре разрушается.
    3. Оператор 9 августа 2016 12:07
      Композитные лопасти также светятся на радаре из-за передней титановой кромки и использования углепластика в составе композиции.
    4. afdjhbn67 9 августа 2016 13:35
      Цитата: Горный стрелок
      Они легче, они "не отсвечивают" на радаре, и ресурс у них больше в несколько раз. Хорошая новость.

      А если вплести в них волысы ..страшно сказать - ВВП, это вовсе жуть будет для империалистов ..
  3. Ivan65 9 августа 2016 11:22
    Вообще то, надо завод Миля прошерстить, особенно исследовать вопрос многолетнего внедрения Ночных Охотников. Множество проблем с редутором. Системы РЭБ. Системы противодействия огню с земли и с воздуха. Системы обнаружения огневых точек.
  4. Изгоняющий либероидов 9 августа 2016 11:22
    А как дела у камовцев в этом плане обстоят?может быть у них есть какие-то свои наработки? Почему бы КБ Миля и Камова не объединить усилия по ряду вопросов?
    1. tomket 9 августа 2016 11:43
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      А как дела у камовцев в этом плане обстоят?может быть у них есть какие-то свои наработки? Почему бы КБ Миля и Камова не объединить усилия по ряду вопросов?

      Накой Камову отдавать Милевцем свои наработки , и потом смотреть ,как заказы уйдут Милю в силу сильного лобби?
      1. Верден 9 августа 2016 12:14
        Цитата: tomket
        Накой Камову отдавать Милевцем свои наработки , и потом смотреть ,как заказы уйдут Милю в силу сильного лобби?

        Вообще-то, разработкой таких вещей занимается завод в Ступино, ни к Ми ни к Ка не имеющий отношения.
  5. tomket 9 августа 2016 11:22
    Действительно дилемма. Либо у тебя идет повышенный износ лопастей в силу интенсивности полетов, либо у тебя идет повышенный расход лопастей в силу не ремонтопригодности композита.
    1. Серый брат 9 августа 2016 11:29
      Цитата: tomket
      Либо у тебя идет повышенный износ лопастей в силу интенсивности полетов, либо у тебя идет повышенный расход лопастей в силу не ремонтопригодности композита.

      В принципе, ничего не мешает использовать и те и другие исходя из условий эксплуатации.
      1. tomket 9 августа 2016 12:02
        Цитата: Серый брат
        В принципе, ничего не мешает использовать и те и другие исходя из условий эксплуатации.

        Хм, летите громить ИГИЛ ,и думаете ,какие бы лопасти поставить ?
        1. Leto 9 августа 2016 12:44
          Цитата: tomket
          Хм, летите громить ИГИЛ ,и думаете ,какие бы лопасти поставить ?

          И истерика перед вылетом "Мне нечего надеть!!!!!"
      2. ArikKhab 9 августа 2016 12:04
        два комплекта содержать на каждую машину?
        1. Серый брат 9 августа 2016 13:34
          Цитата: ArikKhab
          два комплекта содержать на каждую машину?

          Зачем? На большей части территории Российской Федерации с песочком туго - это у вас он где попало валяется. smile
          Если часть базируется где-нибудь на юго-востоке европейской части РФ, тогда надо ставить композит и поставлять туда машины именно в такой комплектации.
          А если на западе или на севере, то там ничего придумывать не надо - и так нормально.
          1. ArikKhab 9 августа 2016 17:09
            1) а у нас и летают с композитными
            2) на территории РФ тоже хватает песчанных почв - Забайкалье в пример
            3) а в случае начала боевых действий вертолетам надо будет менять лопасти перед переброской на другой фронт ? каждый раз ?
            1. Серый брат 10 августа 2016 15:34
              Цитата: ArikKhab
              3) а в случае начала боевых действий вертолетам надо будет менять лопасти перед переброской на другой фронт ? каждый раз ?

              Это вопрос логистики и не более того.
  6. Верден 9 августа 2016 11:26
    Опыт применения военных вертолетов в Сирии станет причиной массовой замены «классических» цельнометаллических лопастей на новые, изготовленные из композитных материалов, сообщают Известия.
    Вообще-то, на вертолётах уже лет тридцать, а то и поболе, ставят лопасти из композитов. И потому это скорее всего очередной журналюгский выпук. Но если правда - к разработчикам имеются серьёзные вопросы.
    1. Muvka 9 августа 2016 11:30
      Цельнокомпозитные лопасти устанавливаются на вертолёты «Ансат», Ми-38 и Ми-26М2.

      Новости до конца надо читать...
      1. Верден 9 августа 2016 11:40
        Цитата: Muvka
        Новости до конца надо читать...

        Да хоть с какого конца читайте. Уже давно известно, что композитные лопасти работают лучше металлических. И, между прочим, не так давно прямо на сайте была статья про "Росвертол" с фотографиями, как эти лопасти выклеивают. Правда, насчёт разработчиков - беру свои слова обратно. Пробежался по инфе - оказывается, таким образом наше МО экономит деньги. Металлические лопасти дешевле композитных - вот их и закупают. sad
        1. tomket 9 августа 2016 11:51
          Цитата: Верден
          Пробежался по инфе - оказывается, таким образом наше МО экономит деньги. Металлические лопасти дешевле композитных - вот их и закупают.

          Вообще то сейчас в авиации тенденция к разумной доли композитов в конструкции. Тот же ф-22 делали с умеренной долей композитов, в силу не ремонтопригодности.Один осколок ,или пулевое попадание ,и в место заплатки целую секцию на выброс.
        2. ArikKhab 9 августа 2016 12:08
          "Металлические лопасти дешевле композитных - вот их и закупают"

          а еще они (Металлические лопасти) подлежат ремонту, а композитные одноразовые
    2. tomket 9 августа 2016 11:48
      Цитата: Верден
      Вообще-то, на вертолётах уже лет тридцать, а то и поболе, ставят лопасти из композитов. И потому это скорее всего очередной журналюгский выпук. Но если правда - к разработчикам имеются серьёзные вопросы.

      Ставят. Но в статье по моему доходчиво объяснили. Если на металлической лопасти к примеру случится прострел из ДШК, то заменят часть лопасти-секцию, а композитную придется выбросить в силу не ремонтопригодности, композит залатать нельзя,или сменить поврежденную секцию. Однако металлические быстрее изнашиваются в условиях пустыни. Вот и вся проблема. Какие такие серьезные вопросы у вас появились к разработчикам?
      1. Верден 9 августа 2016 11:53
        Цитата: tomket
        Если на металлической лопасти к примеру случится прострел из ДШК, то заменят часть лопасти-секцию, а композитную придется выбросить в силу не ремонтопригодности, композит залатать нельзя,или сменить поврежденную секцию.

        Вообще-то, существуют варианты лопастей, где пластик клеится на сотовый металлический каркас. Такие лопасти вполне ремонтопригодны.
        Один осколок ,или пулевое попадание ,и в место заплатки целую секцию на выброс.
        Композит композиту рознь. Проблемы заклеить дырку в армированном ластике - никакой. Вообще, многие не совсем верно понимают слово "композит" проводя прямую аналогию с пластиком. Это не верно. Композит - это сочетание различных материалов в одной структуре. Структурирование может быть различным - сотовым, ячеистым,, на основе тканевого или металлического каркаса... При этом пустыня здесь ни при чём. И в обычных условиях ресурс композитных лопастей значительно выше.
        1. tomket 9 августа 2016 12:04
          Цитата: Верден
          Проблемы заклеить дырку в армированном ластике - никакой.

          Не думаю, что армированный ластик идентичен по прочности титану, на который заменили часть композитов в "Рапторе".
          1. Верден 9 августа 2016 12:08
            Цитата: tomket

            Не думаю, что армированный ластик идентичен по прочности титану, на который заменили часть композитов в "Рапторе".

            Пластики на основе углеволокна обладают очень высокой прочностью. А применение титана связано с его довольно высокой термической стойкостью, что важно при разогреве частей самолёта на гиперзвуковых скоростях.
            1. AID.S 9 августа 2016 14:11
              Цитата: Верден
              А применение титана связано с его довольно высокой термической стойкостью, что важно при разогреве частей самолёта на гиперзвуковых скоростях.

              Раптор на гиперзвуке?????
            2. Верден 9 августа 2016 15:18
              Цитата: AID.S
              гиперзвуке

              Нет. Но проблемы начинаются уже с 3М.
          2. Верден 9 августа 2016 12:32
            Цитата: tomket
            Не думаю, что армированный ластик идентичен по прочности титану, на который заменили часть композитов в "Рапторе".

            Уточняю. Удельная прочность титанового сплава, применяемого в машиностроении - 28 км. Углепластика - 53 км.
            1. AID.S 9 августа 2016 14:23
              Цитата: Верден
              Уточняю. Удельная прочность титанового сплава, применяемого в машиностроении - 28 км. Углепластика - 53 км.

              Я не специалист в машиностроении, но осмелюсь утверждать, что в километрах расстояния измеряют...
            2. профессор 9 августа 2016 14:30
              Цитата: AID.S
              Цитата: Верден
              Уточняю. Удельная прочность титанового сплава, применяемого в машиностроении - 28 км. Углепластика - 53 км.

              Я не специалист в машиностроении, но осмелюсь утверждать, что в километрах расстояния измеряют...

              Это в мирное время во всяких там буржуйский Паскалях (м²/с²- Н/м²/кг/м³), а в военное только в км. Причем при применении ядерного оружия в саженях. wassat
            3. Оператор 9 августа 2016 14:37
              В километрах длины (для наглядности) измеряется прочность на растяжение стержня из конструкционного материала, при которой стержень рвется под собственным весом.

              P.S. В Израиле, судя по коменту ниже, прочность измеряется в шекелях laughing
            4. профессор 9 августа 2016 19:27
              Цитата: Оператор
              В километрах длины (для наглядности) измеряется прочность на растяжение стержня из конструкционного материала, при которой стержень рвется под собственным весом.

              P.S. В Израиле, судя по коменту ниже, прочность измеряется в шекелях laughing

              В каких км? Сказано же м²/с². А если разделить удельную прочность на ускорение свободного падения то это уже не удельная прочность а хрен знает что. Таким же макаром можно её помножить на среднюю рождаемость по стране или БьЭмИй или даже на ваш АйКью.
            5. Оператор 9 августа 2016 19:49
              Расслабьтесь, профессор - измерение прочности на растяжение в единицах длины является наглядным примером, не более того.
            6. профессор 9 августа 2016 19:56
              Цитата: Оператор
              Расслабьтесь, профессор - измерение прочности на растяжение в единицах длины является наглядным примером, не более того.

              Деление массы на ваше АйКью является таким же наглядным примером, не более того.
            7. Верден 9 августа 2016 15:03
              Цитата: AID.S

              Я не специалист в машиностроении, но осмелюсь утверждать, что в километрах расстояния измеряют...

              Ликбез. hi
              Уде́льная про́чность — предел прочности материала, отнесённый к его плотности. Показывает, насколько прочной будет конструкция при заданной массе.

              Особенно важна для авиастроения, ракетостроения, космических аппаратов.

              Единица измерения: м²/с².

              Если разделить удельную прочность на ускорение свободного падения, то мы получим максимальную длину нити из материала постоянного сечения, которая может висеть вертикально вниз, без обрыва под своим собственным весом. Для сталей эта длина составляет величину до 26 км
            8. gridasov 9 августа 2016 15:17
              Для таких частей движителей как лопасти прочностные характеристики имеют значение при небольших скоростях их вращения. При увеличении скорости вращения увеличивается разница в скоростях на" концах" лопасти и ее" начале". Поэтому на первое место выходит вопрос того , как сформировать в лопасти волновые процессы, , чтобы алгоритмы колебаний не разрушили их на высшей амплитуде этих колебаний.Поэтому хрен не слаще редьки , когда этого никто не видит , а решают совсем другие задачи.
            9. Верден 9 августа 2016 15:24
              Цитата: gridasov
              Поэтому на первое место выходит вопрос того , как сформировать в лопасти волновые процессы, , чтобы алгоритмы колебаний не разрушили их на высшей амплитуде этих колебаний.

              Так эти самые волновые процессы и создают высокие нагрузки, ведущие к разрушению. И - тут вы правы - основная задача конструкции лопасти - не просто выдерживать нагрузки, а гасить возникающие колебания. Именно поэтому уже давно отказались от лопастей, выполненных по монолитной схеме - металлических или пластиковых, не важно - а создают конструкции сотовые, за счёт своей структуры препятствующие развитию волновых процессов. Часто для этого внутри сот создают дополнительное давление.
            10. gridasov 9 августа 2016 15:35
              Волновые явления это процессы вызванные элекромагнитными явлениями. Колебания происходят по алгоритмам роста или затухания амплитуды и частоты. К тому же по всем осям координат и во взаимосвязи. Поэтому решать эти задачи в первую очередь нужно формированием из лопасти некоего контура , чтобы снизить ЭДС, а на таких методах и устройствах как наше вообще это ЭДС перенаправить в другую сторону , что позволит на законцовках достигать многократное превышение сверхзвуковой скорости.Или позволит уменьшить длину лопасти на порядки.
              Методы которые применяются сейчас имеют предел возможности использования вообще известных материалов, поскольку на них невозможно обеспечить противопоставленные свойства, например и жесткости и гибкости .
            11. AID.S 9 августа 2016 15:45
              Цитата: Верден
              Ликбез.

              В определенном смысле да! Понятно и доступно. good
            12. Верден 9 августа 2016 16:06
              Цитата: AID.S
              Понятно и доступно. good

              Рад, когда помогаю кому-нибудь устранить пробелы в знаниях. Не меньше радуюсь, когда помогают мне, поскольку знать всё и быть специалистом в каждом вопросе ещё никому не удавалось. hi
        2. igor67 9 августа 2016 13:04
          Цитата: Верден
          Цитата: tomket
          Если на металлической лопасти к примеру случится прострел из ДШК, то заменят часть лопасти-секцию, а композитную придется выбросить в силу не ремонтопригодности, композит залатать нельзя,или сменить поврежденную секцию.

          Вообще-то, существуют варианты лопастей, где пластик клеится на сотовый металлический каркас. Такие лопасти вполне ремонтопригодны.
          Один осколок ,или пулевое попадание ,и в место заплатки целую секцию на выброс.
          Композит композиту рознь. Проблемы заклеить дырку в армированном ластике - никакой. Вообще, многие не совсем верно понимают слово "композит" проводя прямую аналогию с пластиком. Это не верно. Композит - это сочетание различных материалов в одной структуре. Структурирование может быть различным - сотовым, ячеистым,, на основе тканевого или металлического каркаса... При этом пустыня здесь ни при чём. И в обычных условиях ресурс композитных лопастей значительно выше.

          я за все годы работы ни разу не видел цельнометаллических лопастей, что за зверь? Аллюминевые саты сверху обклеены кажется эбокситовой сполой,
          1. Верден 9 августа 2016 13:09
            Цитата: igor67
            я за все годы работы ни разу не видел цельнометаллических лопастей, что за зверь?
            У вот, всё таки здравый человек нашёлся. Увы, но многие слабо представляют себе конструкцию вертолётной лопасти. Понятно, что "цельнометаллических" вы сейчас уже не встретите.
            Судя по всему, имеется ввиду металлический каркас с металлическим же покрытием. Но такая конструкция тоже считается устаревшей. А насчёт "цельнометаллических", упомянутых в статье - это не ко мне. Я ещё в первом комментарии усомнился в её компетентности. Автора на сцену!
            1. igor67 9 августа 2016 13:51
              Цитата: Верден
              Цитата: igor67
              я за все годы работы ни разу не видел цельнометаллических лопастей, что за зверь?
              У вот, всё таки здравый человек нашёлся. Увы, но многие слабо представляют себе конструкцию вертолётной лопасти. Понятно, что "цельнометаллических" вы сейчас уже не встретите.
              Судя по всему, имеется ввиду металлический каркас с металлическим же покрытием. Но такая конструкция тоже считается устаревшей. А насчёт "цельнометаллических", упомянутых в статье - это не ко мне. Я ещё в первом комментарии усомнился в её компетентности. Автора на сцену!

              Будучи молодым посылали рубать топором лопостя, она из секций состоит и если не изменяет память вроде внутри давление воздуха регулируется, уже не помню, смысл не в этом, лопостя уже лет 40 как используют и Алжир и Ливия и Сирия и Йемен , и что только сейчас заметили проблемму ?
            2. Верден 9 августа 2016 14:26
              Цитата: igor67
              лопостя уже лет 40 как используют и Алжир и Ливия и Сирия и Йемен , и что только сейчас заметили проблемму ?

              Скорее всего это просто трёп для успокоения для успокоения общественности из-за потерь вертолётов в Сирии.
    3. ArikKhab 9 августа 2016 12:05
      может научились ремонтировать поврежденные композитные лопасти каким то способом?
  7. Комментарий был удален.
  8. roman72-452 9 августа 2016 11:39
    Один из многих факторов пользы нахождения в Сирии наших ВКС,проверка боевой техники и налет пилотов в реальных боевых условиях.
  9. Волька 9 августа 2016 11:42
    не берусь утверждать, но по-моему в случае повреждения лопасти у вертолета меняют не одну лопасть, а весь комплект лопастей, т.к. они подобраны по весу, как поршневую группу в моторе автомобиля...
    1. Забво 9 августа 2016 11:55
      Цитата: Волька
      как поршневую группу в моторе автомобиля

      на лопастях допуски больше, так как окружные скорости меньше
      1. V.ic 9 августа 2016 12:51
        Цитата: Забво
        на лопастях допуски больше, так как окружные скорости меньше

        Примите диаметр лопастей НВ за 15 м, Тогда длина данной окружности будет 47 м. Такой путь проходит каждая законцовка за 1 минуту (на Ка-27 например) 282 раза, получается скорость 210 м/сек. Сопоставьте массу поршня и массу лопастей НВ. Не забудьте, что вертолёт летает и зависает благодаря отброшенной лопастями НВ массе воздуха.
  10. Alexey-74 9 августа 2016 11:49
    Все познается в сравнении, если МО решило замену значит так надо....думаю пожелания летчиков тоже учитываются, плюс проверка в реальных боевых условиях
  11. askort154 9 августа 2016 11:52
    Вначале 1980г. тренировались в Душанбе на Ту-154, при рулении после посадки, увидели на стоянке
    Ми-8 севший перед нами, экипаж которого стоял у вертолёта и всматривался в повреждённую лопасть. Визуально было видно, что одна лопасть была короче остальных, примерно, на пол-метра.Тогда "8" летали там через перевал как шмели, а АН-12 и Ан-22, "падали" на полосу один за другим. Это были первые месяцы "ограниченного ввода" в Афганистан.
  12. gridasov 9 августа 2016 11:56
    Износостойкость лопастей к пылевому абразиву достигается простыми способами, которые совершенно очевидно не применяют конструкторы. Этот способ одновременно и понижает уровень ионизации поверхностей истечения , чтобы они не светились. Однако все эти методы не решают главной задачи. Поэтому нами разработана технология преобразования напорного потока воздуха в силовой момент вращения . Это значит , что чем выше лобовое сопротивление или выше напорное давление воздуха тем меньше необходимо тратить совокупной энергии на работу двигателя. Это не вечный двигатель или сказочное устройство.Просто создан алгоритм трансформации потока в разных плоскостях или векторах движения. Вертолеты на таких двигателях имеет целый комплекс кардинальных преимуществ.
    1. viktorrymar 9 августа 2016 12:19
      Это значит , что чем выше лобовое сопротивление или выше напорное давление воздуха тем меньше необходимо тратить совокупной энергии на работу двигателя.


      А теперь доступным языком пожалуйста. )))
      1. Верден 9 августа 2016 12:57
        Цитата: viktorrymar
        А теперь доступным языком пожалуйста. )))

        Он по другому не может. Иначе сразу станет понятно, что за "умными словами" - пустота.
        1. gridasov 9 августа 2016 14:29
          Свечение законцовок лопастей является физическим явлением имеющим электро магнитных характер. Скорость вращения валу ротора равна и к центру стремится к нулю. Скорость вращения законцовки максимальная и зависит от и радиуса и скорости вращения вала мотора. Значит разные части лопасти движутся с разными скоростями. Это значит что есть естественная разность потенциалов и вектор ЭДС. Песок и пыль усиливают ионизационные процессы. И чем ближе к скорости на законцовках к скорости звука тем выше и ЭДС и известные эффекты разрушения и законцовок и разрушения ввиду появления волновых эффектов в лопасти по ее длине.
          Фактически я изложил новую методику в анализе процессов происходящих при соприкосновении лопастей и гидро газо динамического потока. А теперь молите БОга , чтобы конкуренты не развили эту технологию раньше вас.При том , что немцы ее разрабатывали во время второй мировой войны.
      2. gridasov 9 августа 2016 13:02
        Едете вы на машине , летите ли на самолете , плывете по воде или под водой. Увеличение скорости увеличивает напор плотной среды или как говорят увеличивается лобовое сопротивление. Так вот это сопротивление , а правильнее напор воздуха или воды по всей площади , можно сконцентрировать и превратить в момент силы вращения. Т.е просто на вал автомобильного двигателя насаживается устройство и при увеличении скорости расход топлива не увеличивается а остается стабильным или уменьшается, поскольку можно использовать всю площадь лобового соприкосновения . На этой основе делается и двигатель совмещенный с движителем (лопастями) для вертолета. Значит увеличивается его дальность полета и вообще эффективность работы при увеличении скорости.
        В принципе и простые лопасти винта или пропеллера с увеличением скорости так же создают этот же эффект.Но в нашем устройстве это на порядки эффективнее поскольку используется важнейший физический эффект и процесс, который не используется на лопастях винта.
        1. tilix 9 августа 2016 23:23
          можно сконцентрировать и превратить в момент силы вращения
          А может ещё прощее? Вот верталёт, ведь падает? А значит раскрутив при падении лапастя, и отьёнизировав воздух, собирается потенциальная и електрическая энергия, которую нужно пустить в раскрутку лапастей изогнутых обратно которые подымут верталёт, и так при увеличении скорости падения увеличится и потенциальная энергия а потому и скорость подымания поскольку вихревое сопротивление уменьшит лобковое соприкосновение с коифицентом трения, а значит и подымется эффективность расхода керосина на движение.
          Конечно, чтобы уменьшить ныряющий тип движения надо "падение" для раскрутки свести к минимальному, и чем более стремление к минимуму по асимптоте тем меньше вертикального рыскания будет в полёте, а значит получится ровный и стабильный полёт практически без затрат энергии на движитель.
  13. Слон 9 августа 2016 11:57
    Чем менять лопасти, проще уложить плиты и оградить сетками периметр от песка. Можно распылять воду или др. связывающие вещества. У нас ученых много, можно что-то придумать. Лопасти из углепластика конечно хорошо, но и они подвержены воздействию песочного абразива.
    1. viktorrymar 9 августа 2016 12:22
      Чем менять лопасти, проще уложить плиты и оградить сетками периметр от песка. Можно распылять воду или др. связывающие вещества.


      Всю пустыню сеткой не выложишь и водичкой не польёшь к сожалению)))
      А так же, как быть с пылью на высоте в сотни метров?
      Но за полёт мысли Вам +
  14. Оператор 9 августа 2016 12:26
    Единственное решение защиты лопастей от абразивного износа - это покрытие особо скользкими полимерными резинами, которые российским химикам предстоит разработать (имеются советские наработки, которые не развивались более четверти века). Резиновое покрытие не только защищает несущую конструкцию лопасти, но и может многократно восстанавливаться в процессе эксплуатации вплоть до выработки ресурса несущей конструкции.

    При вращении несущих винтов вертолетов в запыленной атмосфере возникает свечение от высокоскоростного трения оконечностей винтов о взвешенные частицы кварца, служащее дополнительным демаскирующим фактором в ночное время
  15. belroni 9 августа 2016 12:49
    Я бывший бортовой техник вертолета. Летал на Ми-24 и на Ми-8. Что могу сказать? Отличные были лопасти. Если лонжерон не поврежден, можно было и с пробоинами долететь. Ремонтировали редко, чаще меняли, когда уже совсем все плохо. По правилам нужно было менять весь комплект, но чаще меняли одну-две. Просто по весу подбирали. Потом еще по уму нужно "конус отбивать" - регулировать так, чтобы комли всех лопастей шли по одной лини и укладывались в 2 см. Иначе большая вибрация и будешь не лететь, а скакать)Процедура по времени длительная. Но если уложить все лопасти в ниточку - летищь почти как на планере. Что за зверь эти композитные лопасти не знаю, не хочется думать про "распил", посмотрим.
  16. Карандаш 9 августа 2016 13:50
    А как же тогда дышат двигатели вертолета, если в воздухе сплошной абразив? По-моему лопасти легче переносят пыль, чем двигатели?
    1. igor67 9 августа 2016 19:09
      Цитата: Карандаш
      А как же тогда дышат двигатели вертолета, если в воздухе сплошной абразив? По-моему лопасти легче переносят пыль, чем двигатели?

      Есть такое устройствоПЗУ, пыле защитное устройство, в 90 е мы с них обогреватели делали, сами грелись и еду грели в банках
  17. AIR-ZNAK 9 августа 2016 14:39
    Цитата: Волька
    не берусь утверждать, но по-моему в случае повреждения лопасти у вертолета меняют не одну лопасть, а весь комплект лопастей, т.к. они подобраны по весу, как поршневую группу в моторе автомобиля...
    Вообще-то это так Все 5 шт И потом **отбивается конус** -проверка правильности установки обгонкой движков на стоянке Композиты лучше кромка когда на минимальной высоте иногда **рубят ** макушки деревьев за счёт более жёсткой и прочной кромки а пыль в движки не попадает из-за установленного *перед движками* ПЗУ-пылезащитного устройства но оно съедает 600 кг по загрузке так-как уменьшается мощь дв-ля
  18. maiman61 9 августа 2016 15:32
    А я думаю, что металлические лопасти хорошо отсвечивают для ПЗРК, вот резко и захотели заменить!
    1. ArikKhab 9 августа 2016 17:03
      а у ракет комплексов ПЗРК случайно не тепловая головка самонаведения ? которой винт как то побоку ? и вроде бы поиск цели для ПЗРК выполняется визуально - наводчик увидел (!) цель, навел, головка захватила цель и потом пуск ?
      1. parkello 10 августа 2016 00:32
        наводчик увидел цель,потом нажимает этот шарик,что снизу как черное яйцо(это на российских ПЗРК) ...что бы включить электропитание ,только после этого начинает работать ГСН ,и таки да..они по двум каналам работают. тепловом и ифнрокрасном.(это Стингер) а в российской Вербе еще и + ультрафиолет .три канала значит.
  19. dakty 9 августа 2016 16:57
    Журналист видимо полный олух. Во-первых: у обычных лопастей кромка покрыта резиной(пластиком) для борьбы с абразивом и обмерзание(электрообогрев). Во- вторых - лопасти меняются комплектом(по крайней мере в Гражданской Авиации). Может в боевых условиях этим и пренебрегают, но явно только если совсем прижало. Чтобы ремонтировали лопасти в полевых условиях - бред.
    Лопасти из композитов имют 2 преимущества: лучше держит повреждения от НЕкрупного колибра и, главное, назначенный ресурс (если не забыл, то в 3-10раз), и один недостаток: цена!
  20. groom4 9 августа 2016 17:07
    Что то забористое курнули, не иначе!
    1. parkello 9 августа 2016 18:50
      видно да,хорошо дунули laughing цельнометаллические лопасти вообще никогда не производились. стержень у них металлический да,а сверху шла древесина и обшивка из дюраля потом заменили на композит . но если сделают полностью композитные лопасти будет очень даже ничего . композит выдерживает больше нагрузок чем металл ,и при пробитии не рассыпается ,а сохраняет свои несущие свойства ,поскольку там идет сплетение нитей по всем углам и диагоналям. сломать такую лопасть очень трудно. к тому же композит вдвое легче металла . и конечно лучше сразу заменить всю лопасть чем клеить латки .если наладили производство то это обойдется в скором будущем вдвое дешевле чем метало-композит .
  21. Бывший комбат 9 августа 2016 21:15
    Металлические лопасти дешевле надежнее и устойчивее в бою. Композитные легче и вроде долговечнее для не боевого использования. Похоже в России НЕ СОБИРАЮТСЯ ВОЕВАТЬ на вертолетах, а только на параде их показывать.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня