Бронетранспортер с пушечным вооружением Sd.Kfz.251/10 (Германия)

Вскоре после нападения на Советский Союз гитлеровской Германии пришлось столкнуться с рядом серьезных проблем. Одной из них было плохое состояние дорог, в некоторых случаях способное серьезно затруднить переброску войск. Плохие дороги мешали передвижению военной и вспомогательной техники, а также затрудняли буксировку артиллерийских орудий. Требовался некий выход из сложившейся ситуации, способный обеспечить требуемую мобильность войск при доведении огневой мощи до требуемых значений. Одной из попыток решить эту задачу стал бронетранспортер mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 или Sd.Kfz.251/10.

К началу войны с СССР на вооружении Германии несколько лет состоял средний полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251. К осени 1941 года выяснилось, что такая техника имеет приемлемую проходимость и, в отличие от некоторых других образцов, отличается определенными перспективами в контексте Восточного фронта. Результатом этого, среди прочего, стало появление значительного числа проектов специализированной техники на базе имеющегося полугусеничного шасси. На этом шасси предлагалось монтировать как специальное оборудование различного назначения, так и вооружение того или иного типа.

Летом 1941 года (по другим данным, немного раньше, в мае) немецкая армия разместила очередной заказ на разработку и производства специальной модификации бронетранспортера Sd.Kfz.251. На этот раз боевую машину требовалось оснастить вооружением в виде 37-мм противотанковой пушки существующей модели. Предполагалось, что подобные самоходные артиллерийские установки будут использоваться в качестве боевых машин командиров взводов, имеющих на вооружении стандартные БТР. При помощи определенных доработок предполагалось значительно повысить огневую мощь подразделения, дав ему возможность бороться не только с пехотой, но и с легкой бронетехникой.


Бронетранспортер с пушечным вооружением Sd.Kfz.251/10 (Германия)
Общий вид бронемашины Sd.Kfz.251/10. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


По названиям основных компонентов проект получил название mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 – «Средняя бронированная машина с 37-мм пушкой PaK 35/36». Также использовалось обозначение Sd.Kfz.251/10, отражавшее тип базовой техники и порядковый номер модификации. Использовалось и заводское обозначение Gerät 910. Схожие обозначения применялись и в отношении других проектов техники на основе имеющегося бронетранспортера, однако полные совпадения отсутствовали, благодаря чему можно избежать путаницы.

В качестве основы для перспективной САУ / командирской машины был выбран стандартный бронетранспортер Sd.Kfz.251 ранних модификаций. Эта техника производилась серийно в больших количествах и активно использовалась армией. Таким образом, изменение состава вооружения не должно было оказать значительного негативного влияния на эксплуатацию техники строевыми частями. Более того, новый проект был разработан таким образом, что в конструкцию базовой машины вносились минимально необходимые изменения.

БТР Sd.Kfz.251 имел корпус с противопульной и противоосколочной защиты, состоявший из значительного числа броневых листов разных форм и размеров. В лобовой части машины использовались детали толщиной от 10 до 14,5 мм, а борта и корма изготавливались из 8-мм брони. Корпус разделялся на два основных отсека, моторный и обитаемый. Передняя часть корпуса отдавалась под размещение силовой установки и представляла собой агрегат сложной формы с наклоненной вперед крышей и скошенными верхними частями бортов. Обитаемый отсек на большей части своей длины имел несимметричное шестиугольное сечение. Нижние бортовые листы устанавливались с развалом в сторону, а верхние монтировались с наклоном внутрь. Кормовая часть корпуса была выполнена клиновидной.

Бронетранспортер с пушечным вооружением Sd.Kfz.251/10 (Германия)
Вид сбоку. Другой экземпляр машины с иным щитом орудия. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Осенью 1943 года в серию пошла новая модификация бронетранспортера, известная как Sd.Kfz.251 Ausf.D. От предыдущих версий машины она отличалась корпусом упрощенной конструкции. Так, толщина лобовой брони была доведена до 15 мм, изменилась конфигурация некоторых листов, а также была удалена часть люков, решеток и т.д. Характерным изменением стала новая форма кормы корпуса с единственным листом, заваленным назад.

Под капотом бронетранспортеров всех модификаций устанавливался карбюраторный двигатель Maybach HL 42TUKRM мощностью 99 л.с. Через сухое однодисковое сцепление крутящий момент поступал на механическую коробку передач Hanomag O21-32785 U50, построенную по планетарной схеме. Коробка имела четыре скорости переднего хода и две заднего, причем для движения по шоссе и пересеченной местности предусматривались отдельные режимы. Механическая трансмиссия передавала крутящий момент на ведущие колеса гусениц, помещенные в средней части корпуса.

Машина оснащалась полугусеничным шасси. В передней части корпуса помещался управляемый мост с рессорной подвеской. При помощи управляемых колес БТР мог поворачивать на небольшие углы. Для более резкого маневрирования использовались поворот колес и перераспределение крутящего момента на гусеницы. В составе гусеничного движителя предусматривалось шесть опорных катков шахматного расположения, оснащенных индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса помещались в передней части гусеницы, направляющие – в корме корпуса. Сверху гусеницы прикрывались продолговатыми полками, которые во всех модификациях машины несли ящики для имущества.

Экипаж бронетранспортера Sd.Kfz.251 состоял из двух человек: водителя и командира. Они располагались в передней части обитаемого отсека и наблюдали за обстановкой через смотровые приборы в лобовом и бортовых листах корпуса. Вдоль бортов корпуса имелись лавки для десяти десантников. Попадать на свои места экипаж и десант могли через распашную кормовую дверь или через борт. Для поддержки десанта или в целях самообороны предлагалось использовать один или два пулемета MG 34 либо MG 42, установленные в передней и задней частях обитаемого отсека. В некоторых модификациях передняя пулеметная установка имела щиток.

Бронетранспортер с пушечным вооружением Sd.Kfz.251/10 (Германия)
37-мм пушка PaK 35/36 в исходной конфигурации. Фото Wikimedia Commons


Перспективная боевая машина командира взвода mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 должна была получить новое оружие повышенной мощности. Для борьбы с легкой бронетехникой противника в целях усиления огневой мощи подразделения предлагалось использовать противотанковое орудие 3,7 cm PaK 35/36. Такие пушки активно применялись армией и все еще могли решать возлагаемые на них задачи, хотя и ограниченно. Тем не менее, буксируемый лафет накладывал значительные ограничения на эксплуатацию оружия. Таким образом, установка орудий на бронетранспортеры позволяла решить сразу две важные задачи: усилить пехотные подразделения собственной артиллерией, а также значительно улучшить мобильность пушек. С учетом параметров исходного вооружения БТР Sd.Kfz.251 даже сравнительно маломощная пушка PaK 35/36 могла дать значительный прирост характеристик.

В исходной конфигурации противотанковая пушка обр. 1935/36 гг. монтировалась на легком двухколесном лафете с раздвижными станинами. Для повышения эксплуатационных характеристик лафет имел рессоры колесного хода, а также оснащался броневым щитом. На лафете монтировалось орудие с противооткатными устройствами и прицельным оборудованием. При помощи ручных приводов можно было осуществлять горизонтальную наводку в пределах сектора шириной 60°. Углы вертикального наведения менялись от -8° до +25°. Применялись гидравлический тормоз отката и пружинный накатник.

37-мм пушка оснащалась стволом длиной 45 калибров. Для использования с орудием PaK 35/36 предлагались несколько типов унитарных снарядов различного назначения. Также были разработаны надкалиберные мины с зарядами разных типов. Начальная скорость снарядов, в зависимости от типа, достигала 760 м/с. Бронебойные снаряды могли использоваться на дальностях до 800 м, осколочные – до 7,2 км. Бронебойные снаряды орудия имели возможность пробить до 50 мм гомогенной брони с дистанции 300 м. Также существовал кумулятивный надкалиберный боеприпас с бронепробитием на уровне 180 мм.

Бронетранспортер с пушечным вооружением Sd.Kfz.251/10 (Германия)
Вариант реконструкции облика строевой машины. Рисунок Tanks-encyclopedia.com


Для использования нового вооружения базовый бронетранспортер Sd.Kfz.251 должен был претерпевать некоторые небольшие изменения. В передней части обитаемого отсека предлагалось устанавливать небольшую узкую крышу с креплениями для монтажа орудия. Кроме того, на месте десантного отделения следовало размещать укладки для боекомплекта и прочее оборудование, использование которого обуславливалось новой ролью машины. Для установки на самоходном шасси с колесного лафета орудия снималась ствольная группа с устройствами наведения и броневым щитком. При помощи штатных деталей орудие должно было монтироваться на креплениях корпуса.

Интересные изменения конструкции орудия были связаны с броневым щитком. Как на серийном производстве, так и в строевых частях неоднократно изменяли конструкцию этого устройства. В тех или иных целях базовый щиток характерной наклонной формы обрезали или наращивали. Кроме того, сохранились фотографии бронемашин с уменьшенным «половинчатым» щитком, прикрывавшим только наводчика.

Дополнительное вооружение пушечного бронетранспортера должно было состоять из пулемета или противотанкового ружья. В первом случае использовалось изделие MG 34 или MG 42, во втором – система PzB 39. Пулеметы и противотанковые ружья имели калибр 7,92 мм. Перевозить это оружие следовало в укладке, при необходимости извлекая его.

Внутри боевого отделения удалось разместить несколько стеллажей для перевозки 168 снарядов к пушке. Боекомплект пулемета достигал 1100 патронов, противотанкового ружья – 40 патронов.

Бронетранспортер с пушечным вооружением Sd.Kfz.251/10 (Германия)
Sd.Kfz.251/10 на фронте. Фото Forum.axishistory.com


Управлять командирской машиной должен был экипаж из пяти человек. В передней части корпуса помещались механик-водитель и командир. Позади них, в боевом отделении, помещался расчет орудия из трех человек. Основной задачей этих членов экипажа было использование противотанковой пушки в целях повышения огневой мощи всего подразделения.

После предложенных доработок машина Sd.Kfz.251/10 в целом сохранила габариты базового бронетранспортера, однако ее высота и боевая масса немного выросла. При длине 5,8 м новый образец имел ширину 2,1 м. За счет орудия высота машины выросла до 2-2,2 м, в зависимости от конфигурации бронещита пушки. Боевая масса была увеличена с исходных 7,8 до 8,02 т. Несмотря на это, ходовые качества машины остались примерно на старом уровне. Максимальная скорость достигала 50 км/ч, запас хода – до 300 км.

Разработка проекта mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 или Sd.Kfz.251/10 была завершена всего за несколько недель. После проведения необходимых работ промышленность представила на испытания первый опытный образец бронетранспортера с противотанковой пушкой. Вскоре стартовала серийная переделка имеющихся бронетранспортеров с применением нового вооружения. К концу лета армия получила 80 единиц новой техники.

После строительства восьми десятков бронетранспортеров с пушками было решено свернуть подобные работы. Тем не менее, примерно через полтора года военные решили, что им вновь нужны подобные машины. В 1943 году производство бронемашин типа Sd.Kfz.251/10 было возобновлено. В качестве основы для такой техники применялись в основном бронетранспортеры, возвращенные в тыл для ремонта. Тем не менее, некоторое количество машин могло изготавливаться на базе БТР новых выпусков. Первые серии 1943 года основывались на технике старых модификаций. Позже mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 строились и на базе Sd.Kfz.251 Ausf.D. Сборка бронетранспортеров с пушками продолжалась до начала 1944 года. За это время выпустили около трех сотен машин.

Бронетранспортер с пушечным вооружением Sd.Kfz.251/10 (Германия)
Орудие бронемашины и его расчет. Фото Forum.axishistory.com


Проект Sd.Kfz.251/10 изначально разрабатывался для дополнительного вооружения пехотных подразделений новой техникой. Подобными машинами должны были пользоваться командиры взводов, имеющих на вооружении стандартные бронетранспортеры. Все 380 выпущенных машин нового типа были переданы войскам и распределены между строевыми частями. В армии подобная техника использовалась в соответствии с изначальными планами – в качестве средства увеличения огневой мощи подразделений.

По понятным причинам, эксплуатация БТР с пушечным вооружением была связана как с положительными моментами, так и с проблемами. Действительно, соединение полугусеничного шасси и противотанковой пушки положительным образом сказалось на огневой мощи первого и мобильности второй. Тем не менее, имеющееся шасси не отличалось серьезным бронированием, а параметры пушки не позволяли бороться с хорошо защищенной техникой противника. Как следствие, командирский бронетранспортер отличался от линейных более мощным вооружением, но в ряде ситуаций даже такие преимущества не могли быть использованы с максимальной отдачей.

Слабая защита базового шасси негативным образом сказалась на ходе службы бронетранспортеров. Противопульное бронирование не позволяло защитить экипаж и внутренние агрегаты от артиллерийских снарядов. По этой и другим причинам до конца войны подавляющее большинство машин Sd.Kfz.251/10 было выведено из строя в боях. Также имелись потери по техническим причинам. На момент капитуляции Германии в строю оставались считанные единицы таких машин.

Бронетранспортер с пушечным вооружением Sd.Kfz.251/10 (Германия)
Единственный сохранившийся образец Sd.Kfz.251/10. Фото The.shadock.free.fr


По некоторым данным, из-за недостаточной огневой мощи Sd.Kfz.251/10 еще в 1944 году были выведены из состава линейных частей. Эту технику отправляли на ремонт с восстановлением по одному из других проектов, подразумевавших установку на полугусеничном шасси специального оборудования. Дальнейшая судьба пушечных бронетранспортеров служит своеобразным подтверждением этой версии. По-видимому, значительное число переживших бои БТР было перестроено и получило новое оборудование либо вооружение.

После войны оставшиеся машины, более не имевшие перспектив, были утилизированы. По имеющимся данным, до наших дней дожил только один экземпляр mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36. Эта машина на базе шасси Sd.Kfz.251 Ausf.D без орудийного щита и в характерной зимней окраске в настоящее время хранится в музее г. Бастонь (Бельгия). Следует отметить, что этот музейный экспонат был восстановлен из поврежденной машины, в том числе с применением запчастей нового производства. В ходе подобной реставрации бронетранспортер получил 37-мм пушку.

Проект Sd.Kfz.251/10 был интересной попыткой объединить существующую полугусеничную платформу с серийным противотанковым орудием с целью повышения характеристик обеих составляющих подобного комплекса. В целом, эта задача была успешно решена. Тем не менее, в проекте предлагалось оснастить неплохое шасси стремительно устаревающей пушкой. Как следствие, реальные характеристики готового образца оставляли желать лучшего и не позволяли полноценно использовать его в боях. Эксплуатация готовой техники продолжалась в течение некоторого времени, однако особых успехов достичь так и не удалось.


По материалам:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://forum.axishistory.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. gla172 10 августа 2016 06:39
    А вот снаряды к "колотушке".Бронебойный и осколочный.
  2. Ратник2015 10 августа 2016 11:05
    Поздравляю Кирилла с очередной статьёй, вот удаются ему материалы о бронетехнике, это точно.

    Остаётся только удивляться, чего же только немцы не понаставили на свои бронетранспортёры, поистине, они были великие выдумщики.
  3. кудесник 10 августа 2016 17:50
    статье плюс, мне минус по незнанию(((
  4. Castor 23 сентября 2016 13:05
    А вот от кого произошло это творение "сумрачного тевтонского гения":

    http://www.aviarmor.net/tww2/halftracks/ussr/ac_a
    ustin_kegresse.htm

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня