Самоходный миномет CMT (Индия)

В последние годы одним из главных направлений развития артиллерии является создание самоходных систем. Регулярно демонстрируются новые образцы самоходной техники с тем или иным вооружением. В конце девяностых годов индийская промышленность впервые продемонстрировала новый самоходный миномет CMT собственной разработки. Позже эта боевая машина поступила на вооружении сухопутных войск Индии и стала основным представителем своего класса.

Разработка проекта CMT (Carrier Mortar Tracked – «Носитель миномета гусеничный») началась в середине последнего десятилетия прошлого века. По имеющимся данным, новый проект преследовал несколько основных целей. Военные желали получить перспективную самоходную машину с артиллерийским вооружением, пригодным для решения некоторых боевых задач. При этом требовалось создать новую бронемашину на основе одного из имеющихся шасси, что позволило бы освоить выпуск требуемой техники без значительных проблем. Исходя из этих требований, к середине девяностых годов было сформировано техническое задание на проект CMT.

В ходе освоения и эксплуатации новой техники индийская армия планировала обойтись без излишних расходов. По этой причине в качестве основы для перспективного самоходного миномета была выбрана одна из существующих боевых машин с приемлемыми характеристиками. Устанавливать минометное вооружение и иные необходимые приборы предлагалось на доработанное шасси боевой машины пехоты «Саратх», представляющей собой лицензионный вариант советской БМП-2. Использование готового шасси могло давать определенные преимущества, которые предполагалось использовать в новом проекте.


Самоходный миномет CMT (Индия)
Общий вид самоходного миномета CMT в походном положении. Фото Aermech.in /size]


Разработка перспективной боевой машины была поручена ведущим организациям промышленности, имеющим значительный опыт в деле создания новой техники. Авторами проекта CMT стали организации Combat Vehicles Research and Development Establishment CVRDE и Defence Research and Development Organisation (DRDO). Впоследствии к производству готовой техники были привлечены несколько других предприятий, отвечающих за выпуск и поставку требуемых комплектующих.

Для использования в качестве основы самоходного миномета имеющееся шасси БМП-2 должно было претерпеть некоторые изменения. Одновременно с этим предлагалось оставить часть агрегатов без каких-либо доработок. В связи с установкой нового вооружения базовая БМП «Саратх» должна была лишиться существующих боевого и десантного отделения. Кроме того, появилась необходимость в использовании некоторых новых агрегатов, устанавливаемых на месте демонтированных.

В готовом виде самоходный миномет CMT имеет компоновку, частично соответствующую базовой БМП. В передней части корпуса помещается моторно-трансмиссионное отделение, рядом с которым находятся места механика-водителя и командира. Позади них помещается объемное боевое отделение. Десантное отделение в кормовой части корпуса в новом проекте предлагалось использовать для размещения части специального оборудования и боеприпасов.

Как и в случае с базовой машиной, самоходный миномет оснащается корпусом, обеспечивающим защиту от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Сохранены характерные обводы корпуса с наклонным верхним лобовым листом, под которым располагаются двигатель и трансмиссия. С центральной части корпуса проектом CMT предлагалось удалять погон башни и часть крыши. Вместо них следовало монтировать невысокую надстройку, увеличивающую общую высоту боевого отделения. Сверху надстройка получила двустворчатый распашной люк, при помощи которого обеспечивается использование оружия в боевой обстановке. В открытом положении створки люка разводятся наружу и находятся под небольшим углом к горизонтали. В кормовой части крыши добавлен набор ящиков и сетчатая корзина для перевозки различного имущества. Проектом CMT предусматривался отказ от амбразур в кормовой части бортов.

Самоходный миномет CMT (Индия)
CMT на параде. Фото Strangernn.livejournal.com


На своем месте в передней части корпуса оставлен дизельный двигатель, являющийся лицензионной копией советского УТД-20С1 мощностью 300 л.с. При помощи механической трансмиссии двигатель связывается с ведущими колесами переднего расположения. После монтажа всего необходимого оборудования самоходный миномет превосходит базовую боевую машину пехоты по боевой массе, однако эта разница не оказывает значительного влияния на удельную мощность техники и показатели ее подвижности. В некоторых случаях, например на парадах, шасси может оснащаться дополнительным устройством на выхлопном коллекторе. При помощи изогнутой трубы прямоугольного сечения выхлопные газы отводятся с верхней части правого борта вниз, к земле.

Используется существующая ходовая часть с шестью опорными катками на каждом борту. Используется индивидуальная торсионная подвеска. Кроме того, первые две и кормовая пары катков дополнительно оснащены телескопическими гидравлическими амортизаторами. В передней части корпуса располагаются ведущие колеса, в корме – направляющие. Имеется набор поддерживающих роликов. Характерной особенностью ходовой части машины БМП-2 / «Саратх» является наличие специальных решеток на кормовой части надгусеничных полок, при помощи которых они способны передвигаться по воде.

Главной целью проекта CMT было приспособление существующего шасси для установки боевого отделения с минометом требуемого типа. Для этого из центральной части корпуса предлагалось удалять все лишние комплектующие, вместо которых монтируется необходимая аппаратура. Под настройкой корпуса с открывающейся крышей помещается поворотная установка с креплениями для миномета. Конструкция систем монтажа миномета достаточно проста. Казенник ствола закрепляется на полу боевого отделения при помощи шаровой опоры, а двунога миномета перемещается по специальным рельсам, проложенным перед опорой. Такая конструкция креплений при необходимости позволяет снимать миномет с самоходного шасси и использовать его в качестве обычной носимой системы. На этот случай машина CMT перевозит дополнительную опорную плиту.

Системы монтажа вооружения позволяют наводить миномет в пределах сектора шириной 24° вправо и влево от оси машины. Углы вертикальной наводки меняются от 40 до 85°. Наведение миномета предлагается осуществлять при помощи ручных приводов. Автоматика, выполняющая эту работу, проектом CMT не предусматривается. Минометная установка позволяет опускать ствол ниже уровня крыши для транспортировки. В боевом положении дульный срез поднимается выше надстройки.

Самоходный миномет CMT (Индия)
Парадный расчет самоходных минометов. Фото Aermech.in


Основным вооружением боевой машины CMT является 81-мм дульнозарядный миномет IOF 81 mm Mortar Type 1F. Это изделие представляет собой лицензионную копию израильского миномета B455. Возможности миномета позволяют использовать стандартные мины калибра 81 мм различных типов. Подача боеприпасов в ствол осуществляется вручную членами экипажа боевой машины. Характеристики миномета позволяют обстреливать цели на дальностях до 5 км.

В боевом отделении самоходного миномета помещается сравнительно простая система управления огнем. Бронемашина имеет набор датчиков для определения собственного местоположения и расчета траектории боеприпасов. С помощью имеющейся цифровой электроники экипаж может рассчитать углы наведения для оружия, после чего они вручную устанавливаются на системах монтажа миномета. Применение автоматизированной системы расчета позволяет значительно сократить время, необходимое на открытие огня после прибытия на позицию. На подготовку к стрельбе требуется порядка 30 с. Кроме того, электроника позволяет довести показатели точности стрельбы до технически достижимого предела, ограниченного только возможностями самого миномета.

Несмотря на использование ручного заряжания, тренированный расчет способен вести огонь с достаточно высоким темпом. Производителем заявлена возможность стрельбы с установившимся темпом до 6-8 выстрелов в минуту. Таким образом, появляется возможность создания достаточно высокой плотности огня в течение небольшого времени.

Использование миномета сравнительно небольшого калибра (большая часть современных аналогов машины CMT имеет оружие калибра 120 мм) позволило значительно увеличить возимый боекомплект. Внутри боевого отделения и на стеллажах в бывшем десантном отсеке удалось поместить 108 мин калибра 81 мм. За счет этого самоходный миномет может вести огонь в течение длительного времени, не нуждаясь в пополнении боезапаса.

Самоходный миномет CMT (Индия)
Один из элементов тренажера, предназначенный для подготовки минометчиков. Конструкция системы аналогична вооружению машины CMT. Фото Zentechnologies.com


Для самообороны самоходный миномет CMT должен использовать пулемет IOF MG-6A калибра 7,62 мм. Это оружие монтируется на турельной установке над командирским люком. В распоряжении экипажа имеется боекомплект в виде 2350 патронов в нескольких лентах. Также бронемашина оснащается набором дымовых гранатометов. Для борьбы с защищенными целями экипаж может использовать противотанковый гранатомет типа RCL – лицензионную копию шведского Carl Gustaf. Гранатомет имеет боезапас в виде 12 выстрелов.

Экипаж самоходного миномета индийской разработки может включать от четырех до шести человек. В передней части корпуса, у левого борта, помещаются водитель и командир. Остальные члены экипажа должны располагаться в боевом отделении и управлять работой миномета. Для доступа на свои места экипаж располагает набором люков, а наблюдение за обстановкой предлагается осуществлять при помощи смотровых приборов. Водитель и командир имеют собственные люки, комплектуемые несколькими смотровыми приборами, в том числе с возможностью замены на приборы ночного виденья. Для попадания в боевое отделение предназначен крупный люк на надстройке. Кроме того, на своих местах остаются кормовые двери базовой БМП. Минометчики должны вести наблюдение при помощи перископических приборов, установленных в кормовой части створок своего люка. Для улучшения условий работы экипажа в сложных условиях, свойственных для Индии, внутри машины имеется бак для питьевой воды емкостью 600 л.

Самоходный миномет по своим габаритам почти не отличается от базовой боевой машины пехоты. Длина по-прежнему незначительно превышает 6,3 м, ширина – 3,15 м, высота – порядка 2,3 м. Из-за установки набора нового оборудования бронемашина с пулеметным вооружением имеет боевую массу на уровне 14,5 т, примерно на 500 кг больше, чем у предшественника. Несмотря на рост веса, характеристики подвижности остаются на уровне базового образца. Максимальная скорость на шоссе достигает 65 км/ч, на пересеченной местности – до 46-48 км/ч. При помощи топливных баков общей емкостью 159 л обеспечивается запас хода до 600 км.

Первый прототип перспективного самоходного миномета CMT на базе шасси «Саратх» был построен в 1997 году. Опытная машина прошла необходимые испытания, после чего была рекомендована к принятию на вооружение. К концу девяностых годов индийская промышленность освоила выпуск новой техники. Площадкой для окончательной сборки самоходных минометов CMT стало предприятие Ordnance Factory Medak в г. Медак. Вскоре армия получила первые серийные машины новой модели.

Самоходный миномет CMT (Индия)
CMT в парадном строю. Фото Strangernn.livejournal.com


По разным данным, сборка серийных самоходных минометов CMT продолжалась, как минимум, до конца двухтысячных годов. За это время войска получили не менее 220 боевых машин с 81-мм минометами. Известно, что на вооружении индийской армии в настоящее время имеется более 5 тыс. минометов калибра 81 мм. Таким образом, на самоходную технику с таким вооружением приходится незначительная доля в общем объеме – менее 5%. Тем не менее, эксплуатация самоходных минометов типа CMT продолжается. Кроме того, в некоторых источниках утверждается, что подобная техника до сих пор производится серийно и поставляется войскам.

Индийский проект самоходного миномета Carrier Mortar Tracked стал логичным ответом на существующие вызовы, а также оказался своевременной реакцией на новейшие тенденции в области развития артиллерийских систем. Используя исключительно существующие компоненты, индийским организациям CVRDE и DRDO удалось разработать любопытный образец современной бронетехники с достаточно высокими характеристиками. Получившаяся машина получила одобрение заказчика и была принята на вооружение.

В настоящее время на вооружении сухопутных войск Индии имеется не менее 220 самоходных минометов типа CMT. Эта техника эксплуатируется армией, а также регулярно демонстрируется на парадах. Достаточно удачные компоненты готового комплекса, а также соответствие предъявляемым требованиям позволяют машинам CMT оставаться на вооружении в течение длительного времени. Их служба, вероятно, будет продолжаться еще несколько лет. В дальнейшем возможно появление новых самоходных минометов индийского производства, в том числе с вооружением увеличенного калибра, вплоть до стандартных для современных машин этого класса 120 мм.


По материалам сайтов:
http://aermech.in/
http://pmulcahy.com/
http://zentechnologies.com/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Комментарий был удален.
  2. svp67 10 августа 2016 07:49
    При стрельбе из миномета нагрузки на корпус совершенно иные, чем при стрельбе из штатного вооружения, точно ли все индийцы рассчитали, не рассыплется ли эта машина на второй сотне выстрелов? Видимо потому и ограничились 81-мм агрегатом.
    1. Серый брат 10 августа 2016 08:13
      Цитата: svp67
      , не рассыплется ли эта машина на второй сотне выстрелов?

      Не рассыплется - гусянка же, там подвеска дай боже, а они её ещё и усилили, причём, скорее всего, дополнительные амортизаторы установлены с целью уменьшения раскачки, а не для того чтобы "не рассыпалась". Это у колёсных проблемы обычно, особенно у тех, которые на базе обычных грузовиков сделаны.
      1. svp67 10 августа 2016 08:22
        Цитата: Серый брат
        Не рассыплется - гусянка же, там подвеска дай боже, а они её ещё и усилили, причём, скорее всего, дополнительные амортизаторы установлены с целью уменьшения раскачки, а не для того чтобы "не рассыпалась". Это у колёсных проблемы обычно, особенно у тех, которые на базе обычных грузовиков сделаны.

        Вся эта ХЧ рассчитана совершенно на иные нагрузки, да и толщина днища не очень большая, так что переделка требуется большая.
        1. Серый брат 10 августа 2016 08:38
          Цитата: svp67
          Вся эта ХЧ рассчитана совершенно на иные нагрузки, да и толщина днища не очень большая, так что переделка требуется большая.

          На БМП-2 "Бахчу" ставили, она правда после этого плавать не могла (из-за чего её на вооружение не приняли), но всё остальное вполне себе могла и не разваливалась.
          Там орудие 100мм с максимальным углом возвышения в 60°, а тут миномёт какой-то вшивый.
  3. gla172 10 августа 2016 08:43
    Во время ВОВ наши расчёты могли использовать мины противника ,а они нет.81-мм.мина хоть не так уж точно но стреляли,а вот наша 82-ка не лезла в окупационные "миники"....
  4. vomag 10 августа 2016 09:30
    Все же думаю 120мм предпочтительнее...а так получился подвозчик боеприпасов в который втиснули миномет..обьем бк впечатляет..
  5. Berkut24 10 августа 2016 12:14
    Короче, индийская "недоНона".
  6. Zaurbek 10 августа 2016 13:10
    Для сравнения наш миномет 120мм на МТЛБ установлен
  7. Товарищ Глебов 10 августа 2016 13:42
    Далекое эхо нашего «Тунджа-Сани».
  8. Котище 10 августа 2016 20:18
    Если ставить на бронетехнику 82 мм миномет, так лучше автоматический например "Василек".
  9. Orionvit 10 августа 2016 21:20
    Поставить трубу на шасси Советского (хоть и лицензионного) БМП разработки 70х годов, это что, достижение? В Советских, а позднее Российских КБ, подобных разработок сотни, только на вооружение не пошли, за ненадобностью. Не понимаю восторга Индийцев, может потому что вроде для них это своё.
    1. Серый брат 11 августа 2016 01:23
      Цитата: Orionvit
      . Не понимаю восторга Индийцев, может потому что вроде для них это своё.

      "Всякое оружие прекрасно, особенно когда оно есть" © Любой мужик.
  10. Котище 10 августа 2016 21:24
    Василек на шасси МТ-ЛБ.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня