Трофеи о двух колесах

6
Русские кавалеристы успешно противостояли не только традиционным родам войск, но и «двухколесному» противнику – германским и австрийским самокатным (велосипедным) частям. Специфика этого противоборства, шедшего с переменным успехом, раскрывается в малоизвестных боевых эпизодах.

2 августа 1914 года состоялся бой частей 14-го драгунского Малороссийского полка русской 14-й кавалерийской дивизии и самокатной роты австрийского 24-го егерского батальона, приданного 7-й кавалерийской дивизии противника. Австрийские кавалеристы и самокатчики двигались от Кракова к Кельцам, в то время как русские драгуны вели разведывательные действия в районе Кельце – Шидловец.

Около 12 часов к лесу подошла значительная группа австрийской конницы, но она была накрыта огнем русских орудий и отошла. Через 20 минут три австрийские батареи открыли огонь по русским позициям, а около 16 часов в атаку двинулись самокатчики противника.

Трофеи о двух колесахКомандир австрийской самокатной роты, захватив местечко Загроды, выдвинул один взвод при поддержке пулеметов для атаки русских позиций у леса. Еще два взвода были развернуты для охватывающего маневра – они должны были атаковать справа. В бою принял участие и один австрийский эскадрон, действовавший на левом фланге самокатчиков.

Подпустив австрийцев на 100 метров к своей позиции, два орудия и четыре пулемета русских кавалеристов открыли огонь. Австрийцы, оставляя убитых и раненых, бросая велосипеды, бежали в Кельцы.

Когда к июню 1915-го германцы продвинулись в Курляндии, захватив Либаву, на крайнем правом фланге прибалтийского фронта действовали русские 4-я отдельная кавалерийская бригада и две ополченских дружины, прикрывая путь на Виндаву (ныне Вентспилс), Туккум (Тукумс) и Ригу. Для боевой разведки начальником этого отряда периодически высылались как конные отряды, до двух эскадронов со взводом артиллерии, так и офицерские разъезды.

Однажды дозорные такого разъезда (командир – поручик 20-го Финляндского драгунского полка Минаков), действовавшего в направлении Курш-Кениг – мыза Ванеген – мыза Канданген – мыза Боен, обнаружили группу германских самокатчиков численностью около 30 человек, двигавшуюся по Газенпотской (курляндский Газенпот – ныне Айзпуте, Латвия) дороге. Минаков, оценив тактическую обстановку (разъезд не был обнаружен противником, местность пересеченная, самокатное подразделение имело охранение лишь в голове колонны, причем на небольшом расстоянии от главных сил), решил атаковать. Бросившись через восточный выход мызы, драгуны неожиданно для неприятеля напали в тот момент, когда отряд втягивался во двор имения. Застигнутые врасплох, самокатчики не имели возможности соскочить с велосипедов и взяться за винтовки – и быстро сдались, потеряв несколько человек убитыми и ранеными, а также все велосипеды. 20 человек было захвачено в плен. У русских драгун потерь не было.

Но в тот момент, когда начальник разъезда собирался отправить в тыл пленных и велосипеды, дозорные донесли, что к имению приближается еще одна колонна самокатчиков – численностью до 100 человек. Окрыленный успехом, Минаков решил атаковать и эту колонну. Выждав, когда самокатчики втянулись в аллею, ведущую к имению, он во главе своих драгун бросился в атаку. 20–30 самокатчиков, двигавшихся в авангарде, успели соскочить с велосипедов и, укрывшись за деревьями и в придорожных рвах, открыли огонь по атакующим кавалеристам. Одним из первых выстрелов пулей в грудь навылет был тяжело ранен Минаков, скакавший впереди отряда. Неуправляемую раненым всадником лошадь остановили германцы, поручика взяли в плен. Разъезд, потеряв несколько человек ранеными, а также всех пленных и трофейные велосипеды, был вынужден отойти.

Таким образом, залогом успеха русской конницы служили суворовские принципы «глазомер, быстрота, натиск». Но в тех случаях, когда самокатчики имели время спешиться и стать обычной инфантерией, кавалеристов могли ожидать тактические неудачи.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    13 августа 2016 06:51
    Спасибо. Прочёл с большим интересом. Материал полностью соответствует рубрике "Военный архив". Где то читал, что и в нашей Императорской армии были самокатчики. Тема интересная, сейчас посмотрю...
  2. +4
    13 августа 2016 06:59
    Посмотрел... Очень захватывающий и подробный материал на сайте: http://eremkin-kub.livejournal.com/299397.html
  3. +3
    13 августа 2016 08:25
    Командир бригады,объезжает строй на велике!Выглядит весело,может он и спал вместе с велосипедом.Техника надёжная добротная,позволяла в сухую погоду проезжать по 80 вёрст.Но в распутицу,велики становились обузой.Представьте,рота едет в обход укреплений,а тут дождь,ливень и всё манёвр сорван.
    1. 0
      13 августа 2016 10:13
      Почему едет? Посмотрите пожалуйста материал адрес которого я предоставил... Бежит, или передвигается другими возможными способами со складными велосипедами за спиной...
  4. +7
    13 августа 2016 11:50
    Очень понравилась эта статья на тему,о которой раньше не задумывался.!!!!
  5. +1
    13 августа 2016 19:21
    В детстве в восьмом классе мы с пацанами на обычных великах за 6 часов проехали 90 км. Просто захотелось отъехать подальше от города. Серьезный транспорт, этот велик, если что.