Зенитная самоходная установка Sd.Kfz.251/17 (Германия)

12
Средний полугусеничный бронетранспортер Sonderkraftfahrzeug 251 был одной из основных боевых машин немецкой армии в годы Второй мировой войны. Подобная техника применялась как по прямому назначению, так и в качестве основы для специализированных машин. На базе Sd.Kfz.251 строились многочисленные варианты командирских, связных и разведывательных машин, артиллерийские самоходки и даже зенитные установки. Первой серийной версией ЗСУ на базе БТР стала машина Sd.Kfz.251/17.

Необходимость создания и начала серийного производства новой зенитной самоходной установки на базе полугусеничного бронетранспортера была определена к осени 1943 года. К этому времени немецкие войска уже располагали несколькими вариантами зенитных самоходок, однако темпы их выпуска оставляли желать лучшего. Использование в качестве основы для подобной техники имеющихся бронетранспортеров позволяло решить сразу несколько проблем, в первую очередь, наладить быстрое и массовое строительство ЗСУ. Другими плюсами перспективного проекта должны были стать различные положительные последствия перевооружения подразделений противовоздушной обороны.

К началу осени 1943 года заказчик в лице немецкой армии инициировал начало разработки перспективной ЗСУ на базе существующих компонентов. Основой для такой машины должен был стать бронетранспортер Sd.Kfz.251 одной из существующих модификаций. В качестве боевого модуля следовало использовать доработанную буксируемую систему 2 cm FlaK 38. С учетом названий предлагаемых компонентов весь перспективный комплекс получил обозначение mittlerer Schützenpanzerwagen mit 2 cm FlaK 38 – дословно «Средняя бронированная машина с 20-мм пушкой FlaK 38». Также использовалось обозначение Sd.Kfz.251/17, более явно отражавшее принадлежность проекта к достаточно крупному семейству. Имелось и заводское обозначение Gerät 917.

Зенитная самоходная установка Sd.Kfz.251/17 (Германия)
Реконструкция облика ЗСУ Sd.Kfz.251/17 первой версии. Рисунок Tank-encyclopedia.com


По некоторым данным, попытки установить пушки FlaK 38 на Sd.Kfz.251 предпринимались армейскими мастерскими еще с 1942 года, однако до определенного времени все подобные «проекты» носили исключительно кустарный характер. Получившаяся техника использовалась войсками, однако официально не принималась на вооружение. Кроме того, отсутствовал единый проект подобной перестройки бронемашин. Разработать полноценную ЗСУ, предназначенную для заводского выпуска, решили только к осени 43-го, с учетом опыта применения импровизированных зенитных самоходок.

В качестве основы для ЗСУ был выбран существующий бронетранспортер с достаточно высокими характеристиками подвижности, а также с броней, защищавшей экипаж и агрегаты от пуль и осколков. В ходе предварительных работ по проекту было установлено, что часть агрегатов базовой машины может использоваться в существующем виде, однако некоторые особенности ее конструкции нуждаются в серьезных доработках. Кроме того, уже после запуска серийного производства был разработан улучшенный вариант машины, отличавшийся ростом некоторых боевых характеристик. Для этого понадобилось переработать конструкцию орудийной установки.

В базовой конфигурации Sd.Kfz.251 оснащался бронекорпусом сложной формы, разделявшимся на два основных отсека. В передней части корпуса, отличавшейся малой высотой и наклонной крышей, располагались двигатель, агрегаты трансмиссии, топливная система, радиатор и т.д. Центральная и задняя часть корпуса представляли собой обитаемый отсек, в котором внутри общего объема располагался экипаж и десант. В ранних модификациях бронекорпус машины состоял из нескольких листов толщиной от 14,5 до 8 мм и имел достаточно сложную форму. В проекте Sd.Kfz.251 Ausf.D форму корпуса упростили, сократив число используемых деталей. Кроме того, максимальная толщина листов увеличилась до 15 мм. Несмотря на такую переделку корпуса, необходимость в иных значительных изменениях конструкции отсутствовала.

В переднем отсеке корпуса во всех модификациях бронетранспортера помещался карбюраторный двигатель Maybach HL 42TUKRM мощностью 99 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. Позади двигателя находились сухое двухдисковое сцепление и механическая коробка передач. Последняя обеспечивала четыре скорости переднего хода и две заднего, а также имела два отдельных режима для езды по шоссе и пересеченной местности. При помощи такой трансмиссии крутящий момент двигателя поступал на передние ведущие колеса гусениц.

Характерной чертой немецких бронетранспортеров того времени была полугусеничная ходовая часть, и Sd.Kfz.251 не стал исключением из этого правила. В передней части корпуса на рессорной подвеске крепился мост с управляемыми колесами. При помощи управляемых колес и рулевого механизма бронемашина могла поворачивать на малые углы. Крутые повороты предлагалось осуществлять при помощи колес и перераспределения мощности на гусеницы. Гусеничный движитель БТР мел по шесть опорных катков шахматного расположения с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Для улучшения характеристик проходимости катки монтировались в шахматном порядке в три ряда. Ведущие колеса гусениц помещались в их передней части и соединялись с трансмиссией.


Немецкая автоматическая пушка 2 cm FlaK 38 с расчетом. Фото Wikimedia Commons


В передней части обитаемого отсека помещались два рабочих места экипажа, водителя и командира. В лобовом и бортовых листах корпуса предусматривался набор смотровых приборов, состав которых менялся в разных модификациях. Позади экипажа имелись сиденья для десяти десантников. Для попадания на свои места экипаж и десант должен был использовать распашную кормовую дверь. При необходимости экипаж мог использовать один или два пулемета MG 34 или MG 42. Один из них располагался на лобовом листе отсека, второй – в корме. Лобовая установка могла прикрываться броневым щитком.

В рамках нового проекта mittlerer Schützenpanzerwagen mit 2 cm FlaK 38 было решено адаптировать бронетранспортер для установки 20-мм автоматической зенитной пушки. Существующее орудие, отличавшееся достаточно большими габаритами, можно было установить только в десантном отделении корпуса, причем после солидных его переработок. Для монтажа орудийной установки из центральной части корпуса бронетранспортера удалили сиденья десанта и некоторые другие детали, на месте которых появилось новое специальное оборудование.

Была доработана конструкция броневого корпуса. Из исходного агрегата предлагалось удалять имеющиеся борта, состоящие из двух частей. Вместо них следовало монтировать изделия новой конструкции клиновидной формы, придававшие боевому отделению большую ширину. После такой доработки в боевое отделение можно было без значительных проблем поместить орудийную установку значительной ширины. Кроме того, борта новой конструкции устанавливались шарнирно и, при необходимости, могли разводиться в стороны, дополнительно увеличивая доступное для орудийной установки пространство.

Изначально пушка 2 cm FlaK 38 выпускалась в буксируемом варианте. Орудие монтировалось на лафете с колесным ходом, системами наведения и бронещитом. Оно могло транспортироваться любыми тягачами по шоссе, грунтовым дорогам или пересеченной местности. Для установки орудия на самоходное шасси следовало определенным образом переработать имеющийся лафет, что позволило бы поместить его внутрь достаточно узкого боевого отделения Sd.Kfz.251/17. По имеющимся данным, авторы нового проекта отказались от значительной части деталей лафета, в первую очередь основных агрегатов с колесным ходом. Вместо нее следовало использовать опорную платформу, помещенную в центральной части боевого отделения базовой машины.

На платформе подвижно, с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, помещалось орудие с механизмами наведения и другим дополнительным оснащением. Применялись стандартные устройства наведения с ручными приводами, при помощи которых ствол орудия мог перемещаться в пределах сектора от -10° до +90°. В базовой конфигурации конструкция лафета обеспечивала круговое наведение по горизонтали, однако наличие бортов и специфика конструкции орудия ограничили горизонтальную наводку пушки ЗСУ сектором шириной в несколько десятков градусов.


Самоходки на фронте. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


От пуль и осколков артиллеристы должны были прикрываться броневым щитом сложной формы. Он состоял из двух угловатых агрегатов, смонтированных справа и слева от ствола. Между ними помещалась подвижная маска орудия. Наводчик помещался справа от орудия, а для использования прицела правая часть щита имела уменьшенную верхнюю часть.

Пушка 2 cm FlaK 38 оснащалась 20-мм стволом длиной 1,3 м (65 калибров), предназначенным для использования унитарных снарядов 20х138 мм. Орудие использовало сменные коробчатые магазины на 20 снарядов, при помощи которых могло показывать практическую скорострельность до 180 выстрелов в минуту. Техническая скорострельность, в свою очередь, достигала 400-450 выстрелов в минуту. Пушка могла разгонять снаряд до скоростей порядка 900 м/с и вести эффективный огонь на дальностях до 2,2 км. В боекомплект входили фугасные и бронебойные снаряды нескольких типов, показывавшие разные характеристики.

Орудие FlaK 38 с набором необходимых агрегатов монтировалось на платформе базового шасси с заметным превышением над бортами корпуса. Это позволяло соединить изделия со специфическими соотношениями габаритов, а также обеспечить выполнение боевых задач. При этом, однако, углы горизонтальной наводки оружия оказались ограниченными.

В качестве дополнительного оружия зенитная самоходка Sd.Kfz.251/17 должна была нести один или два пулемета винтовочного калибра. Для установки зенитной пушки приходилось демонтировать переднюю пулеметную установку, однако кормовая могла оставаться на своем месте. Кроме того, пулеметы можно было применять без установки на крепления корпуса.

Внутри боевого отделения помещалось несколько укладок для боекомплекта, в которых располагались магазины для пушки и ленты для пулеметов. В общей сложности ЗСУ могла взять на борт до 30 магазинов с 20-мм снарядами (общий боекомплект – 600 снарядов) и 2100 патронов для пулеметов.


ЗСУ в бою, борта корпуса откинуты в стороны. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Управлять перспективной ЗСУ должен был экипаж из четырех, пяти или шести человек. Двое располагались в передней части корпуса: водитель и командир. Справа от пушки, на ее подвижной установке, находилось сиденье наводчика. Справа от орудия должен был располагаться заряжающий. При необходимости заряжающий мог работать с одним или двумя помощниками, что ускоряло процесс замены магазина и положительным образом сказывалось на фактическом темпе стрельбы.

После установки нового вооружения бронетранспортер должен был сохранять общую длину на уровне 5,98 м и ширину 2,1 м. Одновременно с этим высота машины за счет орудийной установки вырастала с исходных 1,75 м до 2,25 м. Боевая масса составляла 8,8 т. Параметры подвижности при этом ухудшались незначительно. Максимальная скорость по-прежнему достигала 50 км/ч, запас хода – 300 км. При необходимости ЗСУ Sd.Kfz.251/17 могли действовать в одних боевых порядках с бронетранспортерами в исходной конфигурации или другой техникой на их базе.

Разработка нового проекта продолжалась всего несколько недель, после чего были выпущены первые опытные образцы. Несколько прототипов mittlerer Schützenpanzerwagen mit 2 cm FlaK 38 вышли на испытания в конце октября 1943 года. Проверки в условиях полигона подтвердили потенциал новой конструкции. Кроме того, было установлено соответствие характеристик новой самоходки существующему техническому заданию. По результатам проверок заказчик велел начать серийную сборку новой техники.

По некоторым данным, немецкая промышленность в течение достаточно длительного времени не могла начать полноценное производство новой техники. Из-за загруженности другими заказами и производством иной техники первые серийные Sd.Kfz.251/17 удалось построить почти сразу после завершения испытаний прототипов, однако вскоре производство остановилось на длительный срок. Только в ноябре 1944 года из сборочного цеха вышли очередные 50 машин. В декабре армия получила еще 17 самоходок. Январь и февраль 45-го позволили пополнить парк техники 53 и 37 бронемашинами соответственно. Сведения о дальнейшем производстве зенитных самоходок отсутствуют. По-видимому, после февраля 1945 года подобная техника не выпускалась. В общей сложности было построено порядка 210-215 машин.


Современный макет ЗСУ Sd.Kfz.251/17 второй версии. Фото Forum.warthunder.com


Как и в случае с другими проектами модернизации бронетехники, подавляющее число зенитных самоходок было построено на основе имевшихся в наличии шасси. Часть бронетранспортеров, возвращавшихся в тыл для ремонта, проходила восстановление, а также получала новые агрегаты. На основе шасси недавнего выпуска, еще не переданных армии, было построено лишь незначительное количество новых ЗСУ с 20-мм пушками.

Имеются сведения о модернизации самоходок, проведенной в конце 1944 года. В ходе испытаний и эксплуатации высказывались серьезные претензии, касавшиеся взаимодействия корпуса и систем монтажа орудия. Из-за специфического соотношения габаритов этих изделий орудие не могло наводиться вкруговую и имело возможность стрельбы только в определенном секторе передней полусферы. Целью модернизации, предпринятой во время серийного производства техники, было максимальное увеличение зоны обстрела.

Был разработан новый вариант броневого щита для орудия, уменьшавшего габариты всей установки. Из броневой стали предлагалось собирать некое подобие рубки с открытым верхом, прикрывавшее казенную часть орудия. Также понадобилось изменить конструкцию систем установки орудия. Новый вариант защиты затруднял работу расчета, однако позволял обойтись без доработок корпуса и использовать полугусеничный бронетранспортер с минимальными его переделками.

Зенитные самоходные установки mittlerer Schützenpanzerwagen mit 2 cm FlaK 38 на основе средних полугусеничных бронетранспортеров выпускались в интересах противовоздушной обороны Люфтваффе и поступали на вооружение соответствующих подразделений. Кроме того, некоторое небольшое количество такой техники попало в танковые дивизии, где должно было использоваться параллельно с другими бронемашинами. По состоянию на конец декабря 1944 года в строю имелось около двух сотен ЗСУ Sd.Kfz.251/17. Менее полутора десятков таких машин ожидало поставки в войска.

В ходе эксплуатации серийной техники было установлено, что она имеет неоднозначные характеристики и уже не может полноценно решать возлагаемые задачи. Мобильность самоходок была признана удовлетворительной, но их боевые качества оставляли желать лучшего. К концу 1943 года потенциал 20-мм автоматических пушек значительно сократился. Такое оружие могло поражать современные самолеты противника только при ряде условий, которые присутствовали далеко не всегда. Какие-либо заметные результаты могли быть достигнуты только при массовом применении самоходок.


Современный макет Sd.Kfz.251/17, построенный энтузиастами на базе БТР OT810 чехословацкого производства. Фото Armor.kiev.ua


В то же время 20-мм пушки оказались достаточно эффективным средством борьбы с пехотой или легкой техникой противника. При помощи этого оружия можно было сдерживать наступление противника, либо поддерживать огнем свои войска. Возможности орудия FlaK 38 позволяли атаковать автомобильную и легкую бронированную технику, некоторые полевые укрепления, артиллерию и т.д. Таким образом, как и в случае с некоторыми другими зенитными самоходками немецкой разработки, экипажам Sd.Kfz.251/17 приходилось бороться не только с воздушными целями, которые к тому же иногда становились лишь второстепенной задачей.

Несмотря на сравнительно слабое противопульное бронирование, ЗСУ mittlerer Schützenpanzerwagen mit 2 cm FlaK 38 оказались достаточно удачливыми и не несли значительных потерь. К концу 1944 года немецкая армия по-прежнему располагала примерно двумя сотнями таких машин. Тем не менее, такое количество самоходок уже не могло оказать заметного влияния на действия авиации Союзников, наступавших на всех фронтах. Полугусеничные зенитные самоходки не смогли спасти гитлеровскую Германию от поражения.

После войны все выпущенные и остававшиеся в строю Sd.Kfz.251/17, подобно другой более не нужной бронетехнике, были утилизированы. До наших дней не дожило ни одной такой машины. Сообщалось, что в одном из музеев планировалось восстановить имеющийся бронетранспортер по проекту ЗСУ, однако в дальнейшем новости на этот счет не поступали. Известно о существовании ходовых макетов подобной техники на базе боле поздних бронетранспортеров, представлявших собой развитие Sd.Kfz.251. Тем не менее, настоящую самоходку mittlerer Schützenpanzerwagen mit 2 cm FlaK 38 сейчас можно увидеть только на фотографиях, чертежах и рисунках.


По материалам:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://the.shadock.free.fr/
http://forum.axishistory.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 августа 2016 06:40
    С удовольствием прочитал очередную, очень профессионально и одновременно доходчиво написанную статью Кирилла, спасибо !
  2. +5
    11 августа 2016 08:39
    Вот тоже интересная 20 мм САУ к теме...статье +.
    Вообще у Немцев самоходки получались добротные....
  3. +1
    11 августа 2016 10:33
    Шасси для такого агрегата явно неудачное... Узкая колея, при стрельбе на борт раскачка должна быть мама не горюй... Т.е. в божий свет как в копейку...
    1. +2
      11 августа 2016 11:07
      Раскачивание зависит не только от ширины колеи, но и от системы подрессоривания шасси. Плюс у большинства выпущенных зсу сектор огня на борт весьма ограничен.
      1. +1
        11 августа 2016 11:50
        Это понятно... но при ограничении секторов обстрела мы опять получаем резкое снижение эффективности, Не думаю что ИЛы заходили на цель в строго ограниченных секторах... Неудачное шасси как не крути... возможно что у немцев просто не было особо выбора, они вообще пускали в дело всё до чего дотянулись... но тем не менее на базе той же "тройки" это был бы куда более эффективный "флак"
        1. +3
          11 августа 2016 12:35
          Но даже такой "экспромт" явно прогрессивней тогдашних отечественных разработок.
          1. +2
            11 августа 2016 13:02
            За это надо сказать спасибо г.Тухачевскому с Курчевским...
        2. +1
          11 августа 2016 13:19
          гусеничное шасси - наилучшее, тройка, или двойка - конечно, лучше, впрочем, основной режим стрельбы - вверх, так что...
          1. +2
            13 октября 2016 09:58
            Делали из чего могли, гусеничные шасси шли на различные САУ. Даже из трофеев немцы подбирали все что хоть как-то годилось для установки пушки.
            Хотя Wirbelwind сделали на базе четверки, но всего в районе 100 штук и 45 штук Ostwind с 37мм пушкой. Но это все уже погоды не сделало.
      2. Комментарий был удален.
  4. +2
    11 августа 2016 19:48
    Первое фото явно постановочное... Два левых номера расчёта с лентами ордена "железного креста" второго класса, а оберфельдфебель имеет "Рыцарский крест". По сухопутным войскам было 384 награждения оберфельдфебелей...
  5. 0
    16 августа 2016 05:45
    Статья хорошая, а вот смысла лепить ЗСУ на базе бтр я не вижу (тем более в одноствольном варианте), при том что гансам бронетранспортеров не хватало, спарки или счетверенки на базе полугусеничных тягачей покруче будут...
  6. 0
    7 декабря 2016 17:01
    Хорошая машинка - интересная. Еще одно использование базы удачного БТР. Спасибо за статью.