Где учили покорять небо. Первое авиационное учебное заведение России

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил. Пилоты, штурманы, механики, представители других авиационных профессий — это гордость вооруженных сил любого государства. Чтобы стать военным летчиком, мало одного стремления и подходящих психофизических данных. Необходимо получить соответствующую подготовку. На заре становления российских военно-воздушных сил, в начале ХХ века, происходило и формирование военного авиационного образования.

Первое учебное заведение, специализировавшееся на подготовке специалистов авиационного профиля, появилось в Российской империи в 1885 году. Еще 22 декабря 1884 года военный министр генерал Петр Семенович Вановский, выступая на Военном совете, обосновал необходимость создания в российской армии команды аэронавтов. Тогда же при Главном Инженерном Управлении была создана Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям. Председателем Комиссии назначили генерал-майора М. М. Борескова, заведовавшего в Главном Инженерном Управлении Гальванической частью.

Где учили покорять небо. Первое авиационное учебное заведение России Секретарем этой комиссии был назначен поручик Александр Матвеевич Кованько (1856-1919), впоследствии дослужившийся до генерал-лейтенанта. Кованько можно с уверенностью называть «отцом-основателем» российского военного авиационного образования. Военный инженер по образованию, в 1878 году Кованько окончил Николаевское инженерное училище, а затем — Офицерский класс Технического гальванического училища. Затем подпоручик Кованько служил в составе понтонного батальона, участвовал в русско-турецкой войне. Затем Кованько стал начальником Учебной гальванической команды Лейб-гвардии Сапёрного батальона, готовил будущих солдат-саперов. Когда в феврале 1885 года была создана Кадровая команда военных аэронавтов, первым ее командиром и назначили 29-летнего поручика Кованько. С этого времени и на протяжении последующих тридцати с лишним лет жизнь Александра Матвеевича Кованько оказалась связанной с подготовкой первых русских воздухоплавателей, а затем — офицеров-авиаторов.


В состав Кадровой команды военных аэронавтов (Воздухоплавательной команды), созданной в феврале 1885 года, вошли ее командир поручик Кованько, 2 унтер-офицера и 20 рядовых. Через два года, в 1887 году, службу в команде несли уже 6 офицеров и 51 солдат. Рядовому составу преподавали телеграфную азбуку, фотографию, телефонную связь, устройство воздушных шаров и их наполнение газом, приготовление сигнальных шаров из пергаментной бумаги, обращение с паровой лебедкой и газодобывающей установкой. Команда дислоцировалась на Волковом поле, в бывших казармах испытательного артиллерийского полигона. Одним из первых успешных предприятий команды стал перелет из Волкова в Новгород на воздушном шаре, совершенный 6 октября 1885 года экипажем из трех человек под командованием поручика Кованько.

В апреле 1887 г. Воздухоплавательная команда была преобразована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, ставший первым военным авиационным учебным заведением России. В 1890 г. был сформирован Учебный воздухоплавательный парк, при котором был создан полигон для подготовки офицерского и рядового состава воздухоплавательной службы российской армии. На полигоне были оборудованы многочисленные мастерские, учебная голубиная станция и метеорологическая станция. Командование российской армии все больше интересовалось возможностями применения воздухоплавательной службы в интересах артиллерийской и воздушной разведки, поэтому в 1902-1903 гг. в Бресте, Вильно и Красном Селе состоялись учебные маневры воздухоплавательного парка, на которых изучались возможности использования воздушных шаров для корректировки артиллерийского огня и для проведения воздушной разведки позиций противника. После учебных маневров было принято решение о создании специальных воздухоплавательных подразделений при гарнизонах Варшавы, Новгорода, Бреста, Ковно, Осовца и на Дальнем Востоке. На полигоне воздухоплавательного парка построили эллинг — большое здание для хранения воздушных шаров и дирижаблей. Именно с полигона воздухоплавательного парка был организован полет первого российского управляемого аэростата «Лебедь».

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Александр Кованько был временно командирован на Дальний Восток, где командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном и организовал применение аэростатов для корректировки артиллерийского огня российской армии по позициям противника.

Дальнейшее развитие воздухоплавания поставило перед учебным воздухоплавательным парком задачу по испытанию аэропланов. В 1909 г. в парке началось строительство двух ангаров, а затем и пяти аэропланов. Главным Инженерным Управлением были заказаны также аэропланы братьев Райт и Вуазен и семь бензиновых моторов для установки их на аэропланы, строящиеся в Учебном воздухоплавательном парке. В 1910 году на базе Учебного воздухоплавательного парка была основана Офицерская воздухоплавательная школа с двумя отделениями — авиационным и воздухоплавательным. Начальником школы был также назначен Александр Кованько, к этому времени дослужившийся до звания генерал-майора.

Где учили покорять небо. Первое авиационное учебное заведение России


В 1912 году великий князь Александр Михайлович писал, что российский воздушный флот должен быть сильнее воздушных флотов всех соседей и соперников Российской империи. Эти слова великого князя вполне соответствовали и устремлениям офицеров — руководителей и преподавателей воздухоплавательной школы, бывших настоящими энтузиастами своего дела. Российские воздухоплаватели стремились перенимать передовой опыт зарубежных коллег. Так, еще в 1908 году парк-капитаны Н.И. Утешев и С.А. Немченко посетили Францию, где изучали вопросы применения воздухоплавания в военных целях. В марте 1910 года в составе Особого комитета по восстановлению морского флота Российской империи был создан Отдел воздушного флота, которому вменялось в обязанность скорейшее создание воздушного флота страны. Для реализации поставленной задачи предполагались следующие мероприятия. Во-первых, офицеров армии и флота, а также и других лиц, надлежало обучить воздухоплаванию. Во-вторых, должен был быть сформирован запас самолетов с полным снабжением. В сентябре 1910 года военный министр генерал от кавалерии Владимир Александрович Сухомлинов, посетив Всероссийский праздник воздухоплавания, отметил большое мастерство и старания российских воздухоплавателей и вынес благодарность начальнику Офицерской воздухоплавательной школы генерал-майору Кованько и офицерам школы, включая преподавателей, командиров аэростатов, помощников командиров аэростатов и механиков.

В 1911 году в составе Офицерской воздухоплавательной школы был создан временный авиационный отдел под руководством подполковника Сергея Алексеевича Ульянина. К нему прикомандировали 10 офицеров переменного состава и 6 офицеров Генерального штаба. Перед отделом была поставлена задача по обучению полетам офицеров российской армии. В 1911 году полетам было обучено 10 офицеров, еще 32 офицера осуществили общее ознакомление с авиационным делом. Кроме того, авиационный отдел осуществлял и подготовку нижних чинов — так, ремонту аэропланов было обучено десять солдат, еще 21 солдат получил подготовку по сборке и регулировке авиационных аппаратов, кроме того 15 нижних чинов прошли подготовку по профессии мотористов.

Где учили покорять небо. Первое авиационное учебное заведение России


Помимо обучения офицеров и нижних чинов авиационному делу, в Офицерской воздухоплавательной школе осуществлялась и конструкторская деятельность. Одним из наиболее заметных конструкторов школы был подполковник Ульянин, состоявший в Императорском Русском Техническом Обществе и изучавший вопросы совершенствования аэрофотосъемки. Еще в 1908 году Ульянин получил патент на изобретение фотографического аппарата для автоматической записи фотограмметрических данных. Разработанный Ульяниным аппарат использовался до 1920-х годов. Гатчинский аэродром стал местом проведения многих опытных полетов, здесь же осуществлялись и эксперименты в сфере использования беспроволочной связи для нужд военной авиации. В 1912 году в Салюзи, где находился лагерь Офицерской воздухоплавательной школы, прошли испытания принципиально нового парашюта РК-1. 15 августа 1912 года в школе началось проведение опытных стрельб. Стрельбы велись с дирижаблей «Лебедь», «Ястреб», «Альбатрос», из ружья-пулемета «Мадсен», по наземным целям.

Обострение мировой обстановки и необходимость в дальнейшем развитии отечественного военного воздухоплавания привели к появлению новых военно-учебных заведений. Так, 19 июля 1914 года на базе авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы была создана Гатчинская военно-авиационная школа, начальником которой стал полковник Сергей Ульянин. В 1914-1915 гг. в ней проходили обучение 175 летчиков в офицерском звании, 57 летчиков — нижних чинов и 20 офицеров — добровольцев. Где учили покорять небо. Первое авиационное учебное заведение России

Назначенный начальником Гатчинской школы полковник Сергей Алексеевич Ульянин — еще одно «золотое имя» в истории российской военной авиации и военно-авиационного образования. Потомственный дворянин, Сергей Ульянин (1871-1921) был хорошо образованным человеком, свободно говорил на нескольких иностранных языках. Он получил военное образование в 3-м Александровском военном училище, откуда был выпущен подпоручиком в пехотный полк. Заинтересовавшись авиацией, в 1895 г. Ульянин окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка и получил распределение в Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение. Там он не только нес повседневную службу, но и активно занимался изобретательской деятельностью. Так, именно Ульянин придумал знаменитый змейковый поезд — конструкцию из 7-10 змеев, способную поднять четырех наблюдателей. В 1905 г. Ульянина назначили командиром Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения, а в 1910 году он был направлен для дальнейшего совершенствования знаний и навыков в сфере воздухоплавания во Францию — в числе первых семи офицеров российской императорской армии, которым предстояло выучиться и получить дипломы авиаторов. В 1910 г. Ульянин получил назначение на должность начальника авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы. Не перечесть заслуг Сергея Ульянина как изобретателя и конструктора. В 1913 году Сергей Ульянин получил воинское звание полковника, а в 1914 году был назначен начальником Гатчинской военно-авиационной школы, созданной на базе авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы. Когда в 1916 г. были утверждены штаты Военной авиационной школы, Ульянину было присвоено звание генерал-майора.

С 1910 по 1916 годы, пока функционировали авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы и Гатчинская военно-авиационная школа, ими была осуществлена подготовка 342 летчиков, в том числе 269 офицеров и 73 нижних чинов. Еще в 1912 году при Офицерской воздухоплавательной школе был открыт солдатский класс, в котором осуществлялась авиационная подготовка нижних чинов. Солдатам преподавали основные авиационные дисциплины, присваивали звание летчика, но не допускали к экзаменам на диплом военного летчика. Наконец, по несколько человек «с гражданки» имели возможность получить авиационную профессию за отдельную плату. Препятствием для летной подготовки не стала даже начавшаяся Первая мировая война. Продолжила занятия школа и после Февральской революции 1917 года. Лишь в результате Октябрьской революции она прекратила свое существование.

Генерал-майор Сергей Ульянин 22 августа 1916 года был назначен помощником начальника Управления Военного Воздушного Флота, а спустя полгода, в апреле 1917 года — начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего. Уже при Временном правительстве, в июне 1917 года, Ульянин стал помощником начальника Управления Военного Воздушного Флота по школьной части, руководил боевой подготовкой и обучением российских военных авиаторов. Осенью 1917 года генерал Ульянин возглавил Управление Военного Воздушного Флота, а в марте 1918 г. был командирован в Англию для завершения процесса ликвидации дел Закупочной комиссии и создания новой Авиационной информационной миссии в Англии, Франции и Италии. Из Англии в Советскую Россию Ульянин не вернулся. Он остался в эмиграции, а скончался 13 октября 1921 г. в Лондоне — всего лишь в пятидесятилетнем возрасте.

Генерал-лейтенант Александр Кованько оставался на должности начальника Офицерской воздухоплавательной школы вплоть до сентября 1918 года. Затем он вышел в отставку по медицинским обстоятельствам. Пожилой генерал заболел, и когда в 1919 году родственники перевезли его в Одессу, 20 апреля он там скончался.

После Октябрьской революции 1917 года 1 апреля 1918 года школа получила название Социалистической авиационной школы летчиков Красного Воздушного Флота. 29 сентября 1918 года ее перевели в Зарайск и переименовали в 1-ю Московскую школу военных летчиков Красного Воздушного Флота. В марте 1922 года 1-я Московская школа военных летчиков передислоцировалась в Крым, где разместилась в поселке Кача. Она стала основной базой для создания в дальнейшем Качинского высшего военного авиационного училища летчиков. Именно в советский период отечественной истории военно-авиационное образование в стране достигло наивысших высот. В Советском Союзе были созданы и успешно развивались многочисленные военные авиационные и авиационно-инженерные училища.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://printsmi.ru/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. dmi.pris 12 августа 2016 06:18
    Хорошо бы знаменитую Качу воссоздать..
  2. Ратник2015 12 августа 2016 07:28
    Удачная статья, узнал много нового, спасибо, Илья.
  3. Вольный Казак 12 августа 2016 09:24
    В 1998г. было расформировано старейшее Российское летное училище КВВАУЛ, или по народному "КАЧА". Мне довелось служить в нем в качестве авиационного техника с 1988г. по 1994г. в в/ч 62513. Наш полк и аэродром находился на "Бекетовской" горе в г. Волгоград. После расформирования КВВАУЛ и в/ч 62513, аэродром еще охранялся, являлся запасным. На территории полка стояли ПВОшники. Но в 2010г. не стало и ПВОшников, территория полка была полностью брошена на разграбление, аэродром зарастает травой и деревьями. Обидно! Ведь можно же было его содержать в порядке, оставить там взвод охраны. Но увы и ах.
    P.S.
    С ПРАЗДНИКОМ АВИАТОРЫ и их наземные ангелы хранители ТЕХНАРИ! soldier
  4. Reptiloid 12 августа 2016 10:37
    Большое спасибо за статью! 1998 год ---это прошлый век. И хотя я много читаю,по теме авиации и Космоса также , но не встретились упоминания об этом училище и история его создания.Так вот и разрывается связь времён.
  5. Авиатор_ 13 августа 2016 17:12
    В Оренбурге было 2 лётных и одно штурманское училище. В 1960 при бесноватом Никитке Хруще) было ликвидированы штурманское и одно лётное. В 1993 - последнее лётное (при непросыхающей обкомовской пьяни ЕБН). Здания училищ отдали попам - теперь там над развалинами купол с крестом.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня