Пять флотоводцев СССР

Советский военно-морской флот стал достойным наследником традиций российского флота, заложенного ещё Петром Великим. Многие советские флотоводцы заслуживают самой высокой оценки. «Историк» предлагает познакомиться с пятью, пожалуй, самыми выдающимися адмиралами советского флота.

Пять флотоводцев СССР


ЛЕВ ГАЛЛЕР


Родился 17 ноября 1883 года в Выборге в семье военного инженера и дочери пастора. После окончания с отличием тифлисской гимназии в 1902 году зачислен в специальный класс Морского кадетского корпуса.

Первую мировую войну встретил в должности флагманского артиллериста бригады линейных кораблей Балтийского флота. Боевое крещение принял в августе 1915 года, находясь на линейном корабле «Слава», в бою с германскими линкорами «Позен» и «Нассау». В Моонзундском сражении участвовал уже в должности старшего офицера «Славы», а после гибели линкора Льва Галлера назначили командовать эсминцем «Туркменец Ставропольский».

Принимая после Октябрьской революции сторону большевиков, капитан I ранга Лев Галлер руководствовался не политическими соображениями, а идеями служения Родине и флоту. В 1918 году он участвовал в Ледовом походе Балтийского флота — операции по перебазированию кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, чтобы избежать их захвата германскими и финскими войсками.

В 1921 году Льва Галлера утвердили в должности начальника штаба морских сил Балтийского моря. В то время основное внимание ему пришлось уделять тралению вод Балтики (после окончания Первой мировой войны осталось множество мин) и разработке планов оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий флота на случай войны. Достаточно весомым оказался вклад Льва Галлера и в разработку утверждённой в 1926 году программы военного кораблестроения.

С 1937 года Лев Галлер — заместитель начальника морских сил Наркомата обороны СССР, с 1938 года — начальник Главного морского штаба, с 1940 года — заместитель наркома ВМФ по кораблестроению и вооружению. Во время Великой Отечественной войны руководил разработкой и строительством новых кораблей. В 1945 году при его непосредственном участии разработали программу послевоенного кораблестроения, которая предусматривала строительство авианосцев в качестве новой основной ударной силы.

Дальнейшая судьба Льва Галлера сложилась трагически. В 1947 году он стал одним из фигурантов так называемого дела адмиралов, которым предъявили обвинение в передаче без согласия советского руководства союзникам по антигитлеровской коалиции чертежей высотной торпеды, а также морских карт двух островов и побережья Камчатки. Хотя на суде Лев Галлер и доказывал, что к моменту передачи торпеда и карты вовсе не являлись секретными, его приговорили к четырём годам тюремного заключения. 12 июля 1950 года Лев Галлер скончался в Казанской тюрьме.

Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 года он был полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала (посмертно).

Пять флотоводцев СССР


ИВАН ИСАКОВ

Родился 22 августа 1894 года в армянском селении Аджикент вблизи Карса в семье дорожного техника Степана Исаакяна, русифицировавшего свою фамилию на «Исаков». После окончания реального училища в Тифлисе летом 1913 года решил поступать в Морской кадетский корпус, но инородца недворянского происхождения не приняли в это кастовое учебное заведение. Исаков был вынужден учиться в Петербургском технологическом институте.

С началом Первой мировой войны флоту перестало хватать кадров, выпускаемых Морским корпусом, поэтому пришлось организовать Отдельные гардемаринские классы, куда и поступил Иван Исаков. В марте 1917 года его произвели в мичманы и назначили на эсминец «Изяслав», на котором он участвовал в Моонзундском сражении.

В марте 1920 года Исаков получил назначение на должность командира эсминца «Деятельный». Одновременно он стал флагманским специалистом по тралению и заграждению на Каспийском море. Под его руководством на рейде Астрахани было выставлено минное заграждение, на котором подорвался белогвардейский вспомогательный крейсер «Князь Пожарский». Позднее Иван Исаков участвовал в Энзелийской операции.

После окончания Гражданской войны Исаков командовал кораблями на Балтийском и Чёрном морях, занимал ряд штабных должностей и преподавал в военной академии. С 1940 года — кандидат военно-морских наук.

Начало Великой Отечественной войны Иван Исаков встретил в должности первого заместителя наркома ВМФ. В июле 1941 года его назначили заместителем командующего Северо-Западного направления по морской части. Находясь в этой должности, он принял самое деятельное участие в организации перевозок в осаждённый Ленинград по Ладожскому озеру, а также в создании Ладожской, Чудской, Онежской и Ильменской военных флотилий. Под Шлиссельбургом Ивана Исакова контузило, и он навсегда оглох на левое ухо.

Вскоре адмирала отправили на юг для оказания помощи в подготовке Керченско-Феодосийской десантной операции. Далее в должности заместителя командующего и члена Военного совета Закавказского фронта он координировал действия Черноморского флота, Азовской и Каспийской флотилий. 4 октября 1942 года, попав под бомбёжку, Исаков получил тяжёлое ранение бедра. Из-за начавшейся гангрены пришлось ампутировать ногу. После прохождения курса лечения адмиралу поручили руководить подготовкой к изданию сборников, обобщающих опыт ведения войны на море. Сам же он написал книгу «Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне».

С 1946 по 1950 год Иван Исаков являлся начальником Главного морского штаба, а затем заместителем Главнокомандующего ВМФ. Иосиф Сталин очень ценил его и отзывался: «Умница, без ноги, но с головой». Адмирал Иван Исаков скончался в Москве 11 октября 1967 года.

Пять флотоводцев СССР


НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ

Родился 11 июля 1904 года в селе Медведки Архангельской губернии в крестьянской семье. Окончив три класса церковно-приходской школы, в 1915 году после смерти отца устроился работать рассыльным в управление Архангельского порта. В 1919 году Николая Кузнецова зачислили в Северодвинскую военную флотилию, а после её расформирования перевели в Петроград в Центральный флотский экипаж, где он принял участие в ликвидации Кронштадтского мятежа.
С 1923 по 1926 год учился в Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе, после окончания которого с отличием был направлен на крейсер «Червона Украина» Черноморского флота. После окончания в 1932 году Военно-морской академии стал старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ», а позднее — командиром крейсера «Червона Украина».

Во время Гражданской войны в Испании являлся главным военно-морским советником республиканского правительства. После возвращения в Россию — заместитель командующего, а с 1938 года — командующий Тихоокеанским флотом.

29 апреля в возрасте 34 лет Николая Кузнецова назначили на должность наркома ВМФ СССР. Началась его интенсивная деятельность по укреплению флота и подготовке его к войне. В ночь на 22 июня 1941 года он своевременно отдал приказ о приведении в боевую готовность кораблей и морской авиации, что позволило флоту избежать потерь в первый день Великой Отечественной войны. Кузнецов был членом Ставки Верховного главнокомандования и руководил действиями флота на всех театрах.

В январе 1948 года в рамках «дела адмиралов» Николая Кузнецова понизили в звании до контр-адмирала и назначили на должность заместителя Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. В 1951 году он вновь возглавил флот, теперь уже в должности военно-морского министра СССР, но звание адмирала флота ему вернули лишь 13 мая 1953 года, после смерти Иосифа Сталина.

Однако вскоре последовала вторая опала, вызванная его категорическим неприятием действий Никиты Хрущёва, направленных на принижение роли флота. Под предлогом виновности во взрыве, погубившем 29 октября 1955 года линкор «Новороссийск», Николая Кузнецова понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Опальный флотоводец любил повторять тогда: «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту — невозможно». В этот период он написал несколько книг и множество статей, неоднократно выступал перед общественностью по различным касающимся флота вопросам. Скончался 6 декабря 1974 года. Лишь спустя много лет, 26 июля 1988 года, Кузнецова посмертно восстановили в звании адмирала флота Советского Союза. В настоящее время его имя носит единственный российский тяжёлый авианесущий крейсер.

Пять флотоводцев СССР


АРСЕНИЙ ГОЛОВКО

Родился 10 июня 1906 года в станице Прохладная Терского казачьего войска в семье казака-ветфельдшера и крестьянки. Окончил церковно-приходскую школу, а в 1922 году поступил в Ростове-на-Дону на рабфак. В 1925 году переехал в Москву и начал учиться в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, правда, через несколько месяцев был призван по комсомольскому набору на флот. Командиры обратили внимание на способного матроса и послали его учиться. После окончания в 1928 году Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе получил назначение на эсминец. Молодой командир достаточно быстро продвигался по служебной лестнице и к маю 1935 года являлся начальником штаба бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота.

В августе 1936 года Арсений Головко поступил в Военно-морскую академию, но вскоре отправился добровольцем в Испанию, где исполнял должность советника командира военно-морской базы Картахены. По возвращении продолжил учёбу в академии, после окончания которой стал начальником штаба Северного флота, а с июня 1938 года — командиром дивизиона эсминцев. В дальнейшем командовал Каспийской флотилией и Краснознамённой Амурской флотилией.

С июля 1940 года — командующий Северным флотом, на тот момент наиболее молодым и слабым по корабельному составу. Хотя как раз этому флоту довелось сыграть едва ли не самую важную роль в Великой Отечественной войне, так как именно северным маршрутом в СССР доставлялась основная масса поставок оружия, снаряжения, продовольствия и различных стратегических материалов по ленд-лизу. Кроме обеспечения проводки конвоев под руководством Головко флот активно участвовал в обороне Советского Заполярья и Мурманска, а также действовал на коммуникациях германских войск в Северной Норвегии.

С марта 1950 года Арсений Головко — начальник Морского Генерального штаба и первый заместитель военно-морского министра. Скончался 17 мая 1962 года.

Пять флотоводцев СССР


СЕРГЕЙ ГОРШКОВ

Родился 13 февраля 1910 года в Каменец-Подольском в семье учителей. После окончания средней школы поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета, но в 1927 году становится курсантом Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, по окончании которого отправился служить на Черноморский флот. Через год его перевели на Тихоокеанский флот.

В 1939 году Горшков вернулся на Черноморский флот в качестве командира бригады эсминцев, а год спустя — командира бригады крейсеров. В годы Великой Отечественной войны командовал Азовской и Дунайской флотилиями. Участвовал в обороне Одессы. Руководил высадкой многих десантов.

Хотя настоящая слава пришла к нему после войны, когда он стал «отцом» советского ракетно-ядерного флота. В январе 1956 года его назначили командующим Военно-морским флотом СССР. Непосредственно в это время флот начал активно пополняться новыми современными кораблями: атомными подводными лодками и ракетными крейсерами. Постепенно советский флот достиг состояния, близкого к паритету с американским, причём темпы строительства новых советских кораблей превышали аналогичные показатели для американских.

Благодаря Горшкову флот смог получать корабли принципиально новых классов — авианесущие крейсера и тяжёлые атомные ракетные крейсера, что позволило полноценно конкурировать на океанских просторах с силами НАТО.

Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков скончался 13 мая 1988 года. Он оставил стране богатое наследство в виде многочисленного и современного флота, а ряд построенных при нём кораблей продолжает нести службу до настоящего времени.
Автор: Андрей Чаплыгин
Первоисточник: http://историк.рф/special_posts/пять-флотоводцев-ссср/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 20
  1. dmi.pris 14 августа 2016 06:17
    Заслужинейшие люди..Честь и хвала им..
    1. Верден 14 августа 2016 11:45
      Цитата: dmi.pris
      Заслужинейшие люди..Честь и хвала им..

      Люди может и заслуженные. Но вот флотоводцы ли? Где выигранные ими морские сражения? Я не спорю, строительство новых кораблей, развитие инфраструктуры, организация в ВОВ обороны городов - дело очень нужное. Но называть таких людей флотоводцами я бы не стал.
      1. Котище 14 августа 2016 14:37
        Давайте играть от сковородки, все пять достойные адмиралы, все пять вложили в наш флот свою душу, поэтому пускай у них нет за спиной Чесмы и Наварина, они объективно были лучшие в эпоху СССР.
      2. Монархист 14 августа 2016 15:00
        Согласен:они были достойными людьми,но флотоводцами они не могут называться. Адмирала:Синявин,Ушаков,Нахимов,Корнилрв,они могли называться флотоводцами
        1. Котище 14 августа 2016 15:53
          Корнилов? и какой он флот водил!
          Отказывайтесь от штампов.
          1. mark021105 14 августа 2016 18:21
            Влади́мир Алексеевич Корнилов, вице-адмирал, герой Крымской войны.
            1. Котище 14 августа 2016 19:41
              Командовал кораблем, соеденением кораблей и эскадрой.
              Но флотом не командовал. В отличие того же Нахимова и Ушакова.

              Хотя если быть справедливым свои знаменитые морские победы Ушаков добился, как командир аваргарда и как адмирал эскадры.
  2. parusnik 14 августа 2016 07:50
    Можно было и поподробнее...
  3. ghbdtn 14 августа 2016 08:49
    Цитата: Андрей Чаплыгин
    Пять флотоводцев СССР

    Вы путаете высокопоставленных чиновников по военно-морскому ведомству с флотоводцами.
  4. Cartalon 14 августа 2016 10:32
    Флотоводец это вроде как человек ведущий флот в бой, Тирпица же флотоводцем не назвают.
  5. мичман 14 августа 2016 10:33
    С адмиралом С. Горшковым несколько раз встречался лично. Надо было для флота создавать РСДН "Маршрут" и "Тропик". Первая встреча произошла в 1980 году, он вызвал меня (я был руководителем 6ГУ Минрадиопрома СССР). Командир эскадры в Средиземном море доложил, что по приемоиндикаторам корабли фиксируют координаты, что находятся на суше. Адмирал попросил объяснить причину. Я доложил, что американцы ввели задержки по сигналам от опорных станций, нам об этом не сообщили. Добавил, что предупреждал Главный штаб ВМФ СССР, что нельзя пользоваться системой США "Омега" и "Лоран". Надо использовать только свои системы РСДН. Положил перед адмиралом карту с зоной действия отечественных РСДН. За 10 минут вопрос был решен.
    В нашей семье по линии жены был муж сестры ее матери И. Ягунов. Заместитель Дыбенко. После 1920 года руководил Кронштадтским морским заводом и кадрами на Балтийском и Черноморском флотах. Расстрелян в 1937 году, реабилитирован в 1958 году. Жена отсидела в лагерях до 1953 года. Потом жила в Ленинграде. Честь имею.
  6. Александр Грин 14 августа 2016 13:43
    Верден: "Люди может и заслуженные. Но вот флотоводцы ли? Где выигранные ими морские сражения?"

    "Флотоводец -военно-морской деятель, командующий военно-морскими силами или флотом на одном из морских театров военных действий, способный подготовить и осуществить крупную морскую операцию и вносящий свой вклад в развитие морского военного искусства и организацию флота" (БСЭ, 2 изд.)

    Когда вышеназванные адмиралы возглавляли флот, время морских сражений "эскадра на эскадру" уже прошло. С появлением подводных лодок и морской авиации задачи перед флотом были уже другие. И они с ними успешно справились. Так что их тоже можно считать флотоводцами, т.к. они все внесли вклад в развитие морского искусства и организацию флота.
    1. Андрей из Челябинска 14 августа 2016 14:22
      Цитата: Александр Грин
      Когда вышеназванные адмиралы возглавляли флот, время морских сражений "эскадра на эскадру" уже прошло

      Жалко только ни англичан, ни итальянцев, ни (тем более!) японцев с американцами Вы об этом не предупредили. Вот они по незнанию и устраивали, то битву при Матапане, то бой при Пантеллерии, то битву при Марианских островах, то сражение в заливе Лейте...
      Цитата: Александр Грин
      С появлением подводных лодок и морской авиации задачи перед флотом были уже другие. И они с ними успешно справились

      Ну да. Вот, например, невзирая на абсолютное господство в море и воздухе дали эвакуироваться остаткам немецких войск из Крыма - морем.
      Цитата: Александр Грин
      Так что их тоже можно считать флотоводцами, т.к. они все внесли вклад в развитие морского искусства и организацию флота.

      Строго говоря, из всех перечисленных руководителей подобной оценки за действия в военное время заслуживает разве что Головко.
      1. Монархист 14 августа 2016 15:03
        Правильно говорите.
  7. Fitter65 14 августа 2016 14:45
    Цитата: Андрей из Челябинска

    Ну да. Вот, например, невзирая на абсолютное господство в море и воздухе дали эвакуироваться остаткам немецких войск из Крыма - морем.

    А сколько всего войск смогли эвакуировать из крыма немцы,по отношению к тому что оставили в Крыму?Ну,Такой пример как эвакуация Одессы-сколько войск было вывезенно,по отношению к невывезенным?Легко чувствовать себя самым умным по прошествии прошедших лет.Зная кто и что делал,где какие войска стояли можно по рассуждать как я бы грамотно поступил...Но увы,бодливому теляти бог рогов не даёт...
    1. Андрей из Челябинска 14 августа 2016 17:57
      Цитата: Fitter65
      А сколько всего войск смогли эвакуировать из крыма немцы,по отношению к тому что оставили в Крыму?

      Вы не в курсе? Что ж, пожалуйста:
      По немецким данным к началу наступления наших войск, боевой состав 17 армии 235.000 солдат и офицеров. По состоянию на 18 апреля в Севастополе собралось 124.233 в\с боевого состава 17 армии, в том числе 78.000 немцев и 46.000 румын. Остальные погибли/захвачены в плен в ходе сухопутных боев. Кроме того у немцев имелось там кое-какое количество всякой нечисти, наподобие "хивис", крымских татар на службе фюрера и т.д.
      Ну и началась эвакуация. Из всего вышеперечисленного с Крыма эвакуировались румынскими пароходами и самолетами, немецкими самолетами
      1) 38 600 румын
      2) 16 000 татар, власовцев и проч. ввиду их неблагонадёжности
      3) 4 600 военнопленных с охранявшими их частями СД
      4) 11 857 немцев (в основном раненные и тыловики)
      ИТОГО - 71 057 чел.
      И еще некоторое, неясное количество было эвакуировано после окончательного разгрома немцев в Крыму, но тут точных данных как бы нет и скорее всего что после крушения обороны спаслось очень немногие.
      Цитата: Fitter65
      Ну,Такой пример как эвакуация Одессы-сколько войск было вывезенно,по отношению к невывезенным?

      Вывезли практически все боевые части (86 тыс чел) плюс 15 тыс гражданских
      Только есть небольшая разница - наши эвакуировались при полном господстве советского флота, а немцы... тоже при полном господстве советского флота wassat
      При том что немцы под Одессой и близко не располагали той авиацией, которая была у нас в Крыму
      Цитата: Fitter65
      егко чувствовать себя самым умным по прошествии прошедших лет.Зная кто и что делал,где какие войска стояли можно по рассуждать как я бы грамотно поступил..

      Ну так не рассуждайте, раз считаете это неуместным, кто запрещает-то?
  8. Монархист 14 августа 2016 15:11
    Мое личное мнение,что список можно составить и в другой редакции:1. Николай Кузнецов,2. Арсений Головко,3. Сергей Горшков,4. Исаков и Чернавин: он сделал очень много для становления атомного подводного флота. Повторя- мое субъективное мнение
  9. МАТРОСКИН-53 14 августа 2016 15:22
    Да. П@здеть - не мешки ворочать! Потому Богу богово, а Кесарю кесарево. Легко рассуждать сидя на диване, да тяжело нести такую ношу на плечах, как командующего ВМФ СССР. И не стоит обсуждать дела давно минувших дней- преданье старины глубокой.
  10. Kenneth 14 августа 2016 20:38
    Замечательные специалисты. Отличные администраторы. Но не флотоводцы. Так ведь флотоводцев в СССР и не было. Не Трибуц же с Октябрьским.
  11. Авиатор_ 14 августа 2016 22:02
    Всё хорошо, статья познавательная. Только про то, как Кузнецов "В ночь на 22 июня 1941 года он своевременно отдал приказ о приведении в боевую готовность кораблей и морской авиации" не надо. Это он после войны так писал. А такой приказ был отдан командующим округами ещё 18 июня. А базы флота подчинялись округам. Вот по КБФ такой приказ остался, а почему его на ЧФ нет - это вопрос. Он есть только в воспоминаниях Кузнецова, как его личная инициатива ночью 22 июня.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня