Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в годы войны

Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в годы войны


В годы Великой Отечественной войны особое внимание уделялось организации надежного и непрерывного взаимодействия штурмовой авиации (ША) с сухопутными войсками. Что вполне логично, так как летчики ША почти 80% самолетовылетов совершили с целью уничтожения и подавления объектов, находившихся на глубине до 10 км за линией фронта, т.е. действовали главным образом в одной зоне с наземными огневыми средствами. Чтобы сухопутные войска могли эффективно использовать результаты ударов штурмовиков, требовалось четко организовать их совместные действия. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с организацией и осуществлением тактического взаимодействия объединений (соединений) сухопутных войск и штурмовой авиации при прорыве тактической зоны неприятельской обороны, а также основные направления его совершенствования в ходе Отечественной войны.

В первом периоде взаимодействие организовывалось на основе взглядов, сложившихся в предвоенные годы. До мая 1942 года штурмовые авиационные полки были включены в состав общевойсковых армий и подчинялись их командующим. Казалось бы, имелись все возможности для обеспечения качественного тактического взаимодействия. Однако ряд объективных и субъективных причин помешали этому. Одной из них был тот факт, что командование и штабы не имели практического опыта организации взаимодействия. Положение усугублялось отсутствием надежной связи между штабами и четко обозначенной линии фронта, существенной удаленностью от переднего края пунктов управления (ПУ).


Согласно наставлению по полевой службе штабов Советской Армии 1939 года, организация взаимодействия являлась функцией общевойскового штаба. В своих решениях командующий армией в ходе операции ставил ежедневные задачи, как наземным войскам, так и авиации, а оперативный и авиационный отделы штаба согласовывали их выполнение по месту и времени. Командующий ВВС армии на основе поставленных задач принимал свое решение, и его штаб планировал боевые действия авиачастей и занимался организацией взаимодействия. Спланировать же боевые действия, учтя при этом все особенности обстановки, удавалось не всегда, так как подготовка к ним, как правило, велась в условиях явного дефицита времени. Поэтому взаимодействие организовывалось в общем виде и на короткий срок. Специальные планы не составлялись, а отдельные вопросы отражались в приказах, распоряжениях и иных документах.

Иногда штабы не могли обеспечить командиров перед принятием решения необходимыми данными и оперативно-тактическими расчетами. Из-за малой пропускной способности использовавшихся для связи телеграфа и проводных средств, информация от общевойскового командования поступала несвоевременно, а продолжительность прохождения команд из штаба ВВС армии до авиационных частей составляла до восьми, а порой и до десяти часов. Таким образом, с учетом времени подготовки самолетов-штурмовиков к боевому вылету, заявки командования сухопутных войск зачастую могли быть выполнены только следующим днем.

Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в годы войны

Немаловажным было и то, что пункты управления войск и авиации развертывались вдалеке от переднего края и друг от друга. К примеру, в январе 1942 года управление ВВС 6-й армии Юго-Западного фронта размещалось на аэродроме, расположенном в полусотне километров от ее штаба. В результате, даже при наличии связи по радио, необходимая информация и боевые задачи до авиации доводились с опозданием. Удаленность пунктов управления затрудняла также и личное общение командиров, из-за чего авиаторы плохо знали в деталях наземную обстановку. Поэтому, когда штурмовики работали по переднему краю вражеской обороны, возникала опасность нанесения ударов по позициям своих войск. Положение усугублялось ненадежным обозначением линии фронта нашими войсками, которое осуществлялось при помощи специальных полотнищ, выкладываемых в частях первого эшелона. Однако полотнища быстро приходили в негодность, либо терялись. Радиосвязь практически не применялась. В таких условиях штурмовики стремились действовать дальше от переднего края. В результате чего поддерживаемые войска не могли нужным образом использовать результаты ударов штурмовой авиации.

На качестве взаимодействия сказывались также трудности, связанные с материально-техническим обеспечением. В связи с нехваткой на аэродромах необходимых материальных средств и боеприпасов боевая зарядка самолетов, участвовавших в поддержке войск, порой не соответствовала характеру поставленных задач и объектов действий. Были случаи, когда штурмовики вообще не имели возможности выполнять задания. Например, части 19-й смешанной авиадивизии ВВС Западного фронта с 21 октября по 2 ноября 1941 года не произвели ни одного самолетовылета, так как на аэродромах базирования отсутствовало горючее и боеприпасы.

Для устранения имевшихся недостатков и совершенствования тактического взаимодействия, требовалось резко сократить время прохождения заявок на применение штурмовиков, улучшить организацию обозначения линии фронта, опознавания и целеуказания. Поэтому в общевойсковые штабы стали направлять авиационных представителей - офицеров связи, на которых возложили следующие обязанности: контроль за обозначением переднего края и обеспечением войск требуемыми для этого средствами, сбор и передача авиационному командованию информации о текущей воздушной и наземной обстановке, информация общевойсковых командиров о состоянии своей авиации, руководство работой КПП. Общее руководство офицерами связи осуществлял представитель оперативного отдела управления ВВС армии, находившийся при ее штабе. Через него штурмовой авиации ставились задачи, к нему поступали сведения о результатах действий. Таким образом, удалось несколько улучшить контакт между общевойсковым и авиационным командованием и сократить продолжительность прохождения заявок на применение штурмовиков до двух - четырех часов.

Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в годы войны


Авиационные представители проводили в войсках занятия по изучению силуэтов советских и вражеских самолетов, обучали личный состав специальным командам подаче летчикам сигналов опознавания и целеуказания, при необходимости консультировали общевойсковых командиров по вопросам использования авиационных сил. В результате действия штурмовых авиационных частей стали носить более целенаправленный характер и активнее влиять на общий ход боя и операции.

Во втором периоде войны существенное влияние на дальнейшее совершенствование взаимодействия оказали: накопленный опыт, создание крупных штурмовых авиационных формирований (дивизий и корпусов), увеличение огневой мощи сухопутных войск, качественные изменения и количественный рост средств связи. Опыт боевых действий показал, что организацией взаимодействия должен заниматься лично командир. Это положение было закреплено в Наставлении по полевой службе штабов Советской Армии 1942 года.

При прорыве неприятельской тактической зоны обороны взаимодействие общевойсковых соединений со штурмовыми организовывали не только командующие армиями, но и командующие войсками фронтов. Более высокий, по сравнению с предыдущим этапом, уровень обусловливался изменениями в организационной структуре фронтовой авиации. С мая 1942 года ША была включена в состав воздушных армий (ВА) фронтов. Командующий ставил задачи войскам фронта и авиации, а также определял порядок взаимодействия. Его штаб готовил данные, требуемые для принятия решения, а затем разрабатывал необходимую документацию (планы взаимодействия и связи, таблицы сигналов взаимного опознавания, целеуказания и др.). Принятое решение являлось руководством для нижестоящих инстанций. Используя его, командиры штурмовых авиадивизий в своих решениях определяли соответствующие мероприятия. Их штабы детально согласовывали с командованием и штабами общевойсковых соединений порядок совместных действий.

Более совершенные формы тактическое взаимодействие сухопутных сил с соединениями (частями) ША приобрело в связи с введением в практику авиационного наступления, которое включало авиационную подготовку атаки и авиа поддержку войск. С середины 1943 года оно стало планироваться и выполняться на всю глубину проводимой наступательной операции. Взаимодействие при этом организовывало командование общевойсковых армий и штурмовых авиакорпусов (дивизий). К примеру, план взаимодействия армий Южного фронта с 8 ВА в Миусской операции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1943 года, разрабатывали их штабы совместно с представителями штурмовых авиадивизий. Это позволило детально спланировать авиа поддержку войск на глубину неприятельской тактической зоны обороны, распределить летный ресурс таким образом, чтобы поддержка осуществлялась непрерывно.

В зависимости от текущей обстановки, взаимодействие начали организовывать по вариантам с учетом вероятных действий немецких и своих войск, метеорологических условий. При согласовании различных вопросов представители штабов определяли: объекты поражения и составы ударных групп штурмовой авиации; время ударов и участки пролета линии фронта; порядок подавления неприятельских средств ПВО сухопутными войсками; порядок связи между самолетами и поддерживаемыми войсками на различных этапах боя; порядок подачи сигналов взаимного опознавания и целеуказания. Попутно уточнялись места развертывания пунктов управления, а также ориентировочное время и направления их перемещения.

Результаты планирования отражались на единой карте целей, в планах взаимодействия и плановых таблицах. На карту целей (как правило, масштаба 1:100000) наносилась единая для всех нумерация характерных ориентиров и важных объектов. В плановых таблицах раскрывались вопросы тактического взаимодействия между сухопутными армиями и штурмовыми авиационными соединениями по этапам операции, задачам наземных сил и другие положения. В планах взаимодействия с фронтовыми и армейскими подвижными группами определялся порядок вызова штурмовиков и выполнения специфических мероприятий, направленных на обеспечение их боевых действий (поиск и оборудование посадочных площадок и аэродромов, создание специальных запасов ГСМ и боеприпасов). План взаимодействия авиационных сил с артиллерией определял: последовательность нанесения ударов по одним и тем же целям; участки и время пролета штурмовых авиационных частей через линию фронта; время прекращения огня артиллерии или ограничения его видов, дальности, направления; порядок взаимного целеуказания.

Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в годы войны


Детальное планирование взаимодействия с объединениями (соединениями) сухопутных войск позволило сократить продолжительность подготовки частей ША к вылету, за счет заблаговременного изучения летным составом района предстоящих действий, характера целей, сигналов опознавания и целеуказания. Это повысило оперативность удовлетворения штурмовиками заявок общевойскового командования. К началу 1944 года подразделения и части ША стали выходить на цель спустя час-полтора с момента их вызова. Это время распределялось следующим образом: получение задачи авиационным представителем - 3 мин; ее кодирование по переговорной таблице и карте - 5 мин; передача техническими средствами связи - 5-10 мин; уяснение задачи в штабе штурмового авиационного соединения- 10 мин; непосредственная подготовка назначенного подразделения к вылету (прокладка маршрута, выдача указания экипажам) - 20 мин; запуск, выруливание и взлет шестерки Ил-2 - 15 мин.

Дальнейшему повышению оперативности действий соединений (частей) ША в интересах наземных сил способствовало совершенствование организации связи и приближение аэродромов базирования к линии фронта. Проблема обеспечения своевременных ударов штурмовиков по объектам, находящимся на переднем крае вражеской обороны, решалась также перенацеливанием находящихся в воздухе групп самолетов, на выполнение вновь возникающих задач. Это было достигнуто благодаря улучшению организации взаимного опознавания экипажей штурмовиков и наземных войск, а также повышению устойчивости воздушной связи. На пунктах управления и самолетах появились усовершенствованные радиосредства, которые отличались большей надежностью и лучшим качеством связи. Передний край советских войск, помимо полотнищ, обозначался при помощи пиротехнических средств (ракет, дымов).

Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в годы войны


Совершенствование связи и накопленный опыт позволили улучшить управление соединениями (частями) штурмовой авиации и в период выполнения боевых задач. Наведение самолетов (групп) на наземные объекты, перенацеливание и вызов штурмовиков стали осуществлять авиационные представители. Ими были, в большинстве случаев, заместители командиров и начальники штабов штурмовых авиационных соединений. Им выделялись офицеры штабов авиадивизий и авианаводчики. Таким образом, постепенно в сухопутных соединениях войск штурмовую авиацию начали представлять оперативные группы. Каждая группа насчитывала 6-8 человек, имела свои средства связи и занималась организацией и осуществлением взаимодействия штурмовиков с сухопутными войсками. Свои ПУ оперативные группы развертывали на главных направлениях действий сухопутных сил, в близости от передовых командных пунктов (ПКП) общевойсковых командиров. В ряде наиболее ответственных моментов на наблюдательных пунктах поддерживаемых объединений находились командиры штурмовых авиасоединений со своими оперативными группами. Они информировали летчиков об обстановке и непосредственно руководили их действиями.

В третьем периоде войны общевойсковое и авиационное командование и их штабы уже не ограничивались только совместным планированием предстоящих боевых действий. Взаимодействие отрабатывалось и уточнялось на местности или ее макете, в ходе совместных командно-штабных учений на картах. Так, при подготовке наступления на ясском направлении командующий 37-й армией с участием командира 9-го смешанного авиакорпуса провел 10 августа 1944 года на макете местности розыгрыш возможных вариантов действий войск и авиации. За четверо суток до начала наступательной операции войск 3-го Белорусского фронта на гумбинненском направлении в штабах 5-й и 11-й гв. армий состоялись занятия на макете местности с командирами авиационных дивизий, полков и ведущими групп 1 ВА на тему «Действия штурмовой и бомбардировочной авиации во взаимодействии с сухопутными войсками в предстоящей операции». Следующим утром командующие организовали облет предстоящего района боевых действий ведущими ударных групп с бомбометанием по переднему краю немецкой обороны.

Всесторонняя подготовка летного состава, тщательная отработка вопросов совместных действий позволяли штурмовикам осуществлять поддержку наступавших войск методом непосредственного сопровождения, сочетая эшелонированные действия некрупных групп с сосредоточенными ударами силами полков, дивизий, а порой и корпусов. Причем сосредоточенные удары наносились эпизодически, а эшелонированные действия велись непрерывно. Группы из 8-10 Ил-2 каждая, последовательно сменяя друг друга, по командам с земли подавляли артиллерию, танки и очаги сопротивления врага. Для решения вновь возникающих задач командиры штурмовых авиасоединений выделяли до 25% сил, что позволяло выполнять заявки наземных войск немедленно.

Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в годы войны


Взаимодействие организовывалось на основе двух основных принципов: непосредственной авиа поддержки сухопутных войск и выделения штурмовых авиасоединений в оперативное управление командующим наземными армиями. Первый использовался чаще, второй применялся лишь на некоторых этапах операций. Например, для поддержки войск во время форсирования Одера командующий 2-м Белорусским фронтом К.К. Рокоссовский 14 апреля 1945 года передал в оперативное подчинение 65-й армии штурмовую авиационную дивизию из состава 4-й ВА. Принимая такое решение, он учитывал тот факт, что огневые возможности армейской артиллерии по подавлению германской обороны до ее переправы на другой берег реки будут существенно ограничены.

Как видим, опыт войны свидетельствует, что организация и осуществление взаимодействия объединений (соединений) сухопутных войск и штурмовой авиации непрерывно совершенствовались. Особое внимание уделялось повышению эффективности действий штурмовиков, их целенаправленному применению для уничтожения на поле боя тех объектов, которые в данный момент непосредственно препятствовали продвижению наземных войск. Решить эти и другие проблемы удалось благодаря: детальному планированию и тщательной совместной подготовке всех сил к операции; совершенствованию средств, а также организации связи; четкому и оперативному управлению самолетами с КП авиационных и общевойсковых командиров, находящихся вблизи друг от друга; развертыванию в войсках широкой сети авианаводчиков; рациональному целераспределенню между всеми огневыми средствами; значительному увеличению количества самолетов Ил-2 и совершенствованию организационной структуры штурмовых авиационных соединений (частей); развитию способов боевых действий ША; использованию накопленного опыта и росту мастерства летного состава.

Взаимодействие штурмовой авиации и наземных войск в годы войны


Непрерывность взаимодействия обусловливали: оптимальное распределение сил по дням операции, наличие резерва в руках командующего фронтом (армией), постоянное дежурство подразделений штурмовой авиации в воздухе и на аэродромах, своевременное перебазирование штурмовых авиационных частей вслед за наступавшими войсками. В результате существенно возросла эффективность авиа поддержки. Благодаря этому, а также действию других факторов, средние темпы прорыва неприятельской тактической зоны обороны возросли с 2-4 км/сутки в первом периоде войны до 10-15 км/сутки в третьем.

Источники:
Радзиевский А.И. Армейские операции (Примеры из опыта Великой Отечественной войны). М.: Воениздат, 1977. С.23-30.
Тимохович И. Боевые действия авиационных объединений и соединений во фронтовых наступательных операциях // Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1976. С.43-67.
Кожевников М. Взаимодействие Военно-воздушных сил с Сухопутными войсками в наступлении. // Военная мысль. 1976. №5 С.50-58.
Кумсков В., Зарецкий В. Взаимодействие сухопутных войск с соединениями штурмовой авиации.// ВИЖ. 1983. №8. С.32-36.
Пруссаков Г., Васильев А., Иванов И., и др. 16-я воздушная. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). М.: Воениздат, 1973. С. 34-43, 78-83.
Автор: Инженер-технарь


Статьи из этой серии:

Особенности действий штурмовиков в горных районах в годы войны .

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 60
  1. Пито 16 августа 2016 07:18
    Говорить-то говорили о взаимодействии, но только в начальный период ВОВ так и осталось только говорильней, да на бумаге. О чем можно было говорить, если радиостанции были не в нужном качестве и в малом количестве. А специалистов в той же пехоте и танковых войсках по наведению авиации на противника ..... кто о них слышал?
    1. РПК 17 августа 2016 01:15
      Отсутствие раций,объясняется заговором генералов против Сталина.Тухачевский прекрасно понимал необходимость радиосвязи,но для её внедрения в войска не сделал ничего.
      1. Cat Man Null 17 августа 2016 01:33
        Цитата: РПК
        Отсутствие раций,объясняется заговором генералов против Сталина. Тухачевский прекрасно понимал необходимость радиосвязи,но для её внедрения в войска не сделал ничего.

        - "не стОит объяснять злым замыслом то, что вполне объяснимо глупостью" (с) не мое
        - Бритва Оккама Вам в помощь yes
        1. РПК 17 августа 2016 07:20
          Не стоит выгораживать предателей."Глупостью" объяснять ,это устаревшая версия,которая намного слабее заговора.
          1. Cat Man Null 17 августа 2016 08:27
            Цитата: РПК
            Не стоит выгораживать предателей."Глупостью" объяснять, это устаревшая версия, которая намного слабее заговора

            - я лишь напомнил Вам о существовании пары принципов... гм... "экономии мышления"
            - Вам, как турбопатриоту, они, я понимаю, чужды
            - мне, как "человеку, ко всему равнодушному" (эх, вот не дает сайт материться... а как бы к месту было), Ваши умопостроения... фиолетовы, во.

            Как-то так yes
            1. РПК 17 августа 2016 09:52
              Не стоит забывать,что по поводу предательства и заговора,среди генералов,стремящихся уничтожить власть Сталина,путём проигрыша в Войне,существуют исследования авторитетных учёных,достаточно изучивших тему измены в начальный период Войны.
              К сожалению эти исследователи не дотягивают до вашего уровня толковости, патриота теорий советского периода.
              Мнение о "глупости" Высшего Командного состава РККА,вы считаете единственно верной?
              1. Cat Man Null 17 августа 2016 10:04
                Цитата: РПК
                Мнение о "глупости" Высшего Командного состава РККА,вы считаете единственно верной?

                - нет, конечно
                - просто некоторые здесь не умеют читать:

                Цитата: Cat Man Null
                - я лишь напомнил Вам о существовании пары принципов... гм... "экономии мышления"

                - не более laughing
  2. parusnik 16 августа 2016 07:31
    Благодарствую,но как-то все больше общие слова..с начала было плохо,потом стало лучше, а затем стало хорошо..
  3. Ратник2015 16 августа 2016 08:37
    К сожалению не могу согласиться с автором статьи. Он говорит о неких безликих замыслах штабов, которые вряд ли доходили до тактического воплощения. Что говорить об том, если до конца 1942 года в ВВС РККА ВООБЩЕ небыло программ тактического использования Ил-2 ?

    Ну и говорить об успехах советской штурмовой аваиции и её выдающемся якобы тактическом взаимодействии с наземными силами конечно можно, но вот только один факт : ПЕРВОЙ операцией, перед которой были произведены учения по отработке взаимодействия штурмовиков и наземных сил стала ... операция "Багратион" весной 1944 года.
    1. Таня 16 августа 2016 10:01
      Цитата: Ратник2015
      сожалению не могу согласиться с автором статьи. Он говорит о неких безликих замыслах штабов, которые вряд ли доходили до тактического воплощения. Что говорить об том, если до конца 1942 года в ВВС РККА ВООБЩЕ небыло программ тактического использования Ил-2 ?


      Весь 1942 год шло постепенное формирование ВА, которых до этого не было, отсюда и отсутствие четких программ. К концу года эта работа была закончена и с начала 1943 г. появились развернутые инструкции и указания по боевому использованию авиации, в том числе, отдельно для штурмовиков Ил-2. hi
      1. Ратник2015 16 августа 2016 16:48
        Цитата: Таня
        Весь 1942 год шло постепенное формирование ВА, которых до этого не было, отсюда и отсутствие четких программ. К концу года эта работа была закончена и с начала 1943 г. появились развернутые инструкции и указания по боевому использованию авиации, в том числе, отдельно для штурмовиков Ил-2.

        Вам не кажется что для самолёта, состоявшего на вооружении с 1940 года (я про Ил-2) поздновато как бы инструкции боевого применения писать через полтора года войны ? не ?
        1. Таня 16 августа 2016 17:29
          Цитата: Ратник2015
          Вам не кажется что для самолёта, состоявшего на вооружении с 1940 года (я про Ил-2)


          Первые Ил-2 поступили в войска в небольшом количестве в мае- июне 1941г. По разным оценкам до 300 штук. Летчики к тому времени переучены не были. ( Из-за отсутствия самолетов). hi
          1. Ратник2015 16 августа 2016 21:31
            Цитата: Таня
            Первые Ил-2 поступили в войска в небольшом количестве в мае- июне 1941г. По разным оценкам до 300 штук. Летчики к тому времени переучены не были. ( Из-за отсутствия самолетов)

            Вот мне непонятно, вы кого хотите оправдать - идиотов командующих или всю систему, приведшую к катастрофе начального периода ВОВ разом ?
            1. Таня 16 августа 2016 21:44
              Цитата: Ратник2015
              Вот мне непонятно, вы кого хотите оправдать - идиотов командующих или всю систему, приведшую к катастрофе начального периода ВОВ разом ?


              Я никого не обвиняю и не оправдываю. Права такого не имею. Я только привожу факты. Ну не было в 1940 г. самолетов Ил-2. Это есть факт.
    2. Alex_59 16 августа 2016 23:32
      Цитата: Ратник2015
      Что говорить об том, если до конца 1942 года в ВВС РККА ВООБЩЕ небыло программ тактического использования Ил-2 ?

      Что за понятие такое "программа тактического использования"? В те годы слов-то таких не знали. Устава ША не было? Пользовались БУБА - бомбардировочным уставом. Тем более что штурмовики директивами НКО предписывалось использовать как "ближние дневные бомбардировщики".
  4. Оператор 16 августа 2016 08:48
    Где можно прочитать об эффективности штурмовки наземных целей с помощью Ил-2?
    1. Таня 16 августа 2016 10:36
      Цитата: Оператор
      Где можно прочитать об эффективности штурмовки наземных целей с помощью Ил-2?


      В журналах боевых действий ВА, в т.ч. ШАП(ов), в оперсводках авиаполков, авиадивизий и штабов ВА, в ведомостях потерь противника в боевой технике и живой силе от действий авиации. Кроме того, имеются наглядные источники в виде "боевых листков" и стенгазет полков, выпускаемых во время войны.
      Пример: ( правда это ИАП, а не ШАП, но представление о боевой работе можно получить)
      1. Ратник2015 16 августа 2016 11:48
        Цитата: Таня
        Пример: ( правда это ИАП, а не ШАП,

        Тема не раскрыта. Причём здесь пропагандистская стенгазета истребительного полка ?
        Речь шла о показания реальной боевой деятельности советских штурмовиков.
        1. Таня 16 августа 2016 12:06
          Цитата: Ратник2015
          Причём здесь пропагандистская стенгазета истребительного полка ?


          Привела,как пример дополнительного не архивного источника информации. Основные указала в начале. Просто не было под рукой такого примера из ШАП, а такие стенгазеты были везде. Они не были пропагандистскими. Летчики и техники выпускали их для себя, а не для публики. И по реальным результатам боевых вылетов. hi
          1. Ратник2015 16 августа 2016 16:52
            Цитата: Таня
            а такие стенгазеты были везде. Они не были пропагандистскими.

            Ну ну. Цель создания стенгазеты в первую очедь "внутренняя пропаганда".
      2. Оператор 16 августа 2016 15:36
        Большое спасибо за газету с итогами боевой работы штурмового авиаполка за три года, но вопрос был об обобщенной боевой эффективности Ил-2:
        - сколько требовалось в среднем самолето-вылетов Ил-2 для подавления артиллерийской батареи, опорного ротного/батальонного пункта, колонны бронетехники с интервалами между машинами в 100 метров;
        - потери Ил-2 в среднем при наличии/отсутствии полевой ПВО;
        - виды и расход применяемых авиационных боеприпасов Ил-2.

        По утверждениям некоторых экспертов штурмовик Ил-2 якобы был на порядок менее эффективным, чем пикировщик Ю-87 при работе по переднему краю обороны и рассредоточенных колонн на марше.
    2. Alex_59 16 августа 2016 23:37
      Цитата: Оператор
      Где можно прочитать об эффективности штурмовки наземных целей с помощью Ил-2?

      Скорее всего нигде, если нужны объективные данные статистики. Как и про их "Штуки". Именно в части ударов по передку. В силу понятных причин качественно отследить эффективность таких ударов крайне сложно. Если объект атаки Ж/д станция или аэродром - то можно оценить результат по изменениям в фотопланшетах или по данным агентурной разведки. А кто и как будет считать сколько немцев погибло в окопах на переднем крае, и точно ли они погибли от штурмовиков, а не от артиллерии? А так - в мемуарах летчиков-штурмовиков есть их видение результативности.
      1. Оператор 17 августа 2016 00:06
        Спасибо, тем не менее вопрос остался.

        Точность тестового бомбометания Ил-2 с пологого пикирования (максимальный угол 10 градусов) по малоразмерным целям (морским судам) известна - нулевая вне зависимости от направления атаки на судно (вдоль или поперек).

        На море пилоты Ил-2 применяли стандартный тактический прием - топмачтовое бомбометание на низкой высоте с рикошетом бомб от поверхности воды. На суше такой прием был невозможен по понятным причинам.
        1. Папандопуло 17 августа 2016 02:12
          У немцев на FW-190 получался, и был основным способом поражения движущихся танков.
  5. Таня 16 августа 2016 09:46
    Отличная статья, показывающая, как в ходе войны, с учетом (в том числе) провалов и ошибок начального периода в организации действий авиации, менялась тактика, улучшалось взаимодействие и кардинально перестраивалось применение и управление авиацией. Все это происходило не в учебных классах, а во время жесточайших боевых действий с огромным по протяженности фронтом. И, все-таки, несмотря на тяжелейшую ситуацию начального периода войны, советская авиация выстояла и победила.

    Автору - большое спасибо, как всегда очень интересно и познавательно.
    1. Ратник2015 16 августа 2016 11:49
      Цитата: Таня
      Все это происходило не в учебных классах, а во время жесточайших боевых действий с огромным по протяженности фронтом.

      А ДОЛЖНО было быть именно в учебных классах и на оперативных совещаниях.
      1. Таня 16 августа 2016 12:15
        Цитата: Ратник2015
        Цитата: Таня
        Все это происходило не в учебных классах, а во время жесточайших боевых действий с огромным по протяженности фронтом.

        А ДОЛЖНО было быть именно в учебных классах и на оперативных совещаниях.


        Согласна с Вами, ДОЛЖНО, но, к сожалению войну невозможно было перенести или отложить. И она диктовала свои условия. Опыта такой грандиозной войны не было ни у кого. Нашим летчикам пришлось его получить именно в таких условиях, во многом ценой своей жизни.
        1. Ратник2015 16 августа 2016 16:56
          Цитата: Таня
          Согласна с Вами, ДОЛЖНО, но, к сожалению войну невозможно было перенести или отложить. И она диктовала свои условия. Опыта такой грандиозной войны не было ни у кого.

          Да ну разве ? Напомню - Вторая Мировая война шла с 1939 года. До 22.06.41 оставалось 2 года. Шли гигантские кампании во многих странах. Вопрос был просто в нежлании учиться и перенимать "ненавистный опыт враждебных кап.стран".
          1. Таня 16 августа 2016 17:18
            Цитата: Ратник2015
            Шли гигантские кампании во многих странах.


            Во Франции? В Бельгии? В Голландии? В Польше? Где были эти гигантские компании? Достойное сопротивление в воздухе смогла оказать только Британия,но она не была оккупирована и не эвакуировала свою авиапромышленность на расстояния до 5000 км.
            1. Ратник2015 16 августа 2016 21:33
              Цитата: Таня
              Во Франции? В Бельгии? В Голландии? В Польше? Где были эти гигантские компании?

              Именно ! Кстати ситуация в воздухе в Битве за Францию складывалась достаточно серьёзно для Люфтваффе - и если бы не немецкие танки на французских аэродромах, то неизвестно что бы было в итоге. А так уже верно разъяснил Бомбейский Сапфир.
          2. Alex_59 16 августа 2016 23:48
            Цитата: Ратник2015
            Вопрос был просто в нежлании учиться и перенимать "ненавистный опыт враждебных кап.стран".

            Ну и как вы собираетесь перенимать опыт? Допустим у вас есть страстное желание этот опыт перенять - вот немцы начали кампанию во Франции, ваши действия? Собрать туристическую экскурсию из представителей генштаба? Их там немцы ждут, ага. Заслать разведчиков? В каждую дивизию по разведчику, в каждый полк? Ну хорошо, допустим в порядке фантастики что так оно и произошло, собрали информацию, наверное ее еще надо систематизировать, проанализировать, понять что полезно, а что нет. Для этого наверное нужно привлечь специалистов и дать поработать какое-то время. А потом эту выжимку передать в войска, вдолбить в головы каждому командиру и солдату. С мая 1940 по июнь 1941 все это реально провернуть? И интересно, что мешало перенимать "ненавистный опыт враждебных кап.стран" Французам (по Польше), американцам (по Польше, Франции и оккупации Китая)? Даже сегодня сбор таких данных дело крайне сложное, над этим потеют сотни людей - инструментальная разведка, самолеты, спутники, корабли-разведчики - а в те времена ничего этого не было.
  6. iouris 16 августа 2016 11:21
    Описано, как должно было быть. На самом деле очень значительная часть лётчиков Ил-2 погибала в первом же боевом вылете, "Героя" получали за 100 боевых вылетов те, кто выжил. "Краснопогонники" и после войны считали приданную им авиацию расходным материалом. Помню, как генеральный инспектор маршал Москаленко в начале 1980-ых на разборе выговаривал: "бомба упала в 100 метрах от танка, а лётчик получает оценку "хорошо". Не понимаю я этого".
    1. Таня 16 августа 2016 11:42
      Цитата: iouris
      "Героя" получали за 100 боевых вылетов те, кто выжил.


      Это не так.
      ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ НАГРАЖДЕНИЯ
      Летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков
      № 0299 от 19 августа 1941г.

      ...3. За успешные штурмовые действия по войскам противника летчики премируются и представляются к правительственной награде:
      — за выполнение 5 боевых вылетов на уничтожение войск противника летчик-истребитель получает денежную награду 1500 рублей;
      — за выполнение 15 боевых вылетов летчик-истребитель представляется к правительственной награде и получает денежную награду 2000 рублей;
      — за выполнение 25 боевых вылетов летчик-истребитель представляется ко второй правительственной награде и получает денежную награду 3000 рублей;
      за выполнение 40 боевых вылетов летчик-истребитель представляется к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза и получает денежную награду 5000 рублей.

      4. За уничтожение самолетов противника на аэродромах летчики-истребители премируются и представляются к правительственной награде:
      — за успешное выполнение 4 боевых вылетов на уничтожение самолетов противника на его аэродромах летчик - истребитель получает денежную награду 1500 рублей;
      — за успешное выполнение 10 боевых вылетов днем или 5 вылетов ночью летчик-истребитель представляется к правительственной награде и получает денежную награду 2000 рублей;
      — за успешное выполнение 20 боевых вылетов днем или 10 вылетов ночью летчик-истребитель представляется ко второй правительственной награде и получает денежную награду 3000 рублей;
      за успешное выполнение 35 боевых вылетов днем или 20 вылетов ночью летчик-истребитель представляется к званию Героя Советского Союза и получает денежную награду 5000 рублей.
  7. армеец2 16 августа 2016 12:21
    Инженер-технарь - отличный автор. Однако, мне кажется, что данная тема не совсем его. И вот почему. Организация взаимодействия - это комплекс мероприятий по согласованию усилий разнородных сил и средств по задачам, рубежам и времени. Поэтому, в принципе, нет разницы, в алгоритме и способах организации взаимодействия, например, пехоты и кавалерии, или авиации и артиллерии.
    Формирование воздушных армий и вывод "армейской" авиации из подчинения общевойсковых командиров звена дивизия - армия имели две главные причины: 1. Необходимость массирования применения авиации; и 2. Неготовность общевойсковых штабов успешно управлять большим количеством подчиненных войск. Причины: недостаточная подготовленность, неудовлетворительное состояние технических средств связи и т.д.
    Кстати, у командующих армиями убрали не только авиацию, но и расформировали корпусные управления, сократили количество дивизий в армиях.
    В дальнейшем "армейскую" авиацию то подчиняли общевойсковым командирам, то опять выводили из их подчинения. Например, в 80-х годах в штате мсд, тд были овэ, из которых в дальнейшем сформировали армейские овп БУ.
  8. Monster_Fat 16 августа 2016 15:23
    Самый большой недостаток который, лишь частично, удалось преодолеть только к 1945 году это- слабое взаимодействие с авиацией на уровне рота-батальон. Если прочитать книги: Дегтев, Зубов: "Черная смерть". Правда и мифы о боевом применении штурмовика ИЛ-2. 1941-1945", Иванов С. В. "Ил-2. Ил-10"(2 тома), Драбкин А. В. "Я – «ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ». ИЛ-2 В БОЮ" и пр. то вырисовывается картина далекая до "оптимистических" взглядов автора на картину взаимодействия наших сухопутных войск и нашей штурмовой авиации. До самого конца войны так и не удалось организовать действительно тесного взаимодействия штурмовой авиации с передовыми частями наступающей Красной Армии. Причины этого частично указал автор в первой части статьи, когда рассказывал о том, почему не было этого взаимодействия в начальный период войны. Начиная с конца 1943 года удалось частично организовать такое взаимодействие но только на уровне армий и фронтов. С конца 1944 года и до конца войны из-за насышения авиацией и с организацией службы передовых наводчиков удалось организовать и приблизить такое взаимодействие до уровня "дивизии"... и все. Нет были конечно случаи, когда жестокая необходимость заставляла проводить взаимодействие на уровне "батальон-полк" и даже "рота", но это были больше исключения чем правило. У нас не было даже близко такого тесного взаимодействия между штурмовой авиацией и передовыми частями, как в американской армии-где поддержка авиацией доходила до уровня "отделения". Почему? Ну во первых как отмечает тот же Новиков мы "так и не смогли завоевать господство воздухе до самого конца войны... Немецкая истребительная авиация действовала на территории Германии с бетонированных площадок расположенных вблизи ведения боевых действий и тактическими группами из 18-24 самолетов в то время как мы применяли тактические группы из 8-12 самолетов и потому при первичном боевом столкновении мы всегда оказывались в меньшинстве и несли потери... Расположение немецких аэродромов вблизи боестолкновений, позволяло немцам быстро наращивать силы авиация уже в процессе боя... " Это касается истребителей. Из--за того, что наша истребительная авиация не господствовала в воздухе, и не выбила истребители противника, штурмовики пришлось применять только в истребительном сопровождении, что привело к следующему тактическому просчету, увы вынужденному просчету-применялись слишком большие группы штурмовой авиации из-за нежелания руководства нашей истребительной авиации "распылять" свои силы на сопровождение мелких групп или одиночных самолетов штурмовой авиации. Таким образом наши наступающие роты и батальоны и даже полки не имели прямой авиационной поддержки, для вызова авиации надо было всегда выходить на "дивизионный уровень". Кроме того излишняя "забюрократизованность" принятия решений о вызове авиационной поддержки сохранялась у нас до самого конца войны отчасти и из-за так называемой "элитности" авиации перед "сермяжной костью"-пехотой. У нас до самого конца войны считалось, что авиацию надо применять только в "крайнем случае" и что это "необычный" "элитный" род войск и что все можно "пробить артиллерией" и авиация лишь для "крайнего случая" или для чего-то "глобального". В американской армии авиация была "расходным материалом" не чем не выделяясь из других родов войск и потому там не стеснялись ее использовать по "каждому поводу".
    1. Monster_Fat 16 августа 2016 15:23
      Передовые авиационные наводчики в американской армии находились, действительно в передовых наступающих ротах в количестве 1-2 человек и наводили авиацию напрямую через "авиационных дежурных" которые имели все полномочия в принятии решении и оставались на связи с передовыми наводчиками во все время выполнения "заказа", что позволяло корректировать "он-лайн" действия авиации в процессе поддержки наземных частей. В советской армии такого не было-передовые авианаводчики появились у нас только в самом конце войны когда стал доступен американский опыт, да и то сидели они в основном не в окопах передовой линии, а на КП полков принимая сообщения от передовых частей и играя таким образом "в испорченный телефон" со своими "дежурными". И только в конце войны их стали (и то далеко не всегда) выдвигать в штурмующие части чтобы помочь авиации раздолбать долговременные оборонительные сооружения противника и уберечь свои войска от поражения "дружеским огнем". Как взаимодействовала "союзная" (американская, английская) штурмовая авиация со своими наземными войсками очень хорошо показано в прекрасной книге Смит П. Ч. "Пикировщики над джунглями"- можете прочитать и сравнить. Теперь, что касается техники. Если взять ниш пикирующий бомбардировщик Пе-2, то он был на самом деле был плохой "пикировщик"- всилу своих конструктивных недостатков он бомбометал недостаточно точно и наше командование опасалось его использовать для ударов в местах прямого соприкосновения наших войск с противником, опасаясь попасть по своим, применяя больше для ударов по войскам противника второй линии. Про штурмовик Ил-2 написано уже много всего и не буду повторять его особенности и недостатки, кому это интересно- отсылаю к литературе, которую я привел выше. Но самый большой недостаток нашей авиации был в том, что у нас не было истребителей-бомбардировщиков типа Р-47 "Тандерболт", Хаукер "Темпест", "FW-190" и пр. Истребители-бомбардировщики в силу своих тактических особенностей чаще всего находились в воздухе и быстро реагировали на требования наземных частей, кроме того- высокая скорость позволяла им прибывать на место боя значительно быстрее, чем наши Ил-2 тем самым появляться над войсками тогда, когда это особенно нужно, а не прибывать уже "к шапочному разбору" как наша авиация. На мой взгляд, в общем и целом, взаимодействие нашей авиации с наземными войсковыми частями Красной Армии даже, несмотря на значительные улучшения в конце войны, нельзя признать "удовлетворительным".
      1. Alex_59 16 августа 2016 23:53
        Цитата: Monster_Fat
        Но самый большой недостаток нашей авиации был в том, что у нас не было истребителей-бомбардировщиков типа Р-47 "Тандерболт", Хаукер "Темпест", "FW-190" и пр

        Садитесь два. Домашнее задание - изучить приказ НКО №0496 от 18.06.1942 г. "о применении истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков"
    2. Ратник2015 16 августа 2016 21:38
      Цитата: Monster_Fat
      . Причины этого частично указал автор в первой части статьи, когда рассказывал о том, почему не было этого взаимодействия в начальный период войны. Начиная с конца 1943 года удалось частично организовать такое взаимодействие но только на уровне армий и фронтов. С конца 1944 года и до конца войны из-за насышения авиацией и с организацией службы передовых наводчиков удалось организовать и приблизить такое взаимодействие до уровня "дивизии"... и все.

      Спасибо за очень верное описание ситуации.

      Цитата: Monster_Fat
      как отмечает тот же Новиков мы "так и не смогли завоевать господство воздухе до самого конца войны...
      После таких слов ведущего маршала авиации у многих должено поменяться видение войны в воздухе на Советско-германском фронте.
      1. Оператор 16 августа 2016 22:12
        Советская тактика во ВМВ использования штурмовой авиации для непосредственной поддержки пехоты вынуждена была опираться на ту матчасть, которая поступала в распоряжение ВВС РККА.

        Ил-2 из-за недостаточной перегрузочной прочности планера (все ушло в броню) не мог бросать бомбы с пикирования - пологого до 45 градусов (как истребитель-бомбардировщик Р-47) или крутого до 90 градусов (пикирующие бомбардировщики Ju-87 и Пе-2).

        Точность бомбометания Ил-2 с горизонтального полета была "плюс-минус лапоть". Поэтому на задание направлялись крупные группы штурмовиков для гарантированного поражения выбранной цели большим количеством авиабомб.

        В связи с низкой точностью бомбометания Ил-2 не мог использоваться непосредственно на линии огневого контакта сторон, а только на второй линии обороны противника (по которой работали средства поддержки на уровне полка/дивизии). Поэтому РККА вынуждена была отказаться от использования опыта американцев по размещению передовых авианаводчиков на уровне взвода/роты/батальона, при этом прекрасно понимая выгодность такой тактики.

        Так что все вопросы не к РККА, а к постановщику задачи при создании бронированного Ил-2 - Иосифу Виссарионовичу Сталину, допустившему в этом случае одну из своих немногочисленных ошибок.
      2. Таня 16 августа 2016 22:17
        Цитата: Ратник2015
        Цитата: Monster_Fat
        как отмечает тот же Новиков мы "так и не смогли завоевать господство воздухе до самого конца войны...После таких слов ведущего маршала авиации у многих должено поменяться видение войны в воздухе на Советско-германском фронте.


        С мая 1943г. Новиков был командующим ВВС. До этого также занимал высокие должности командующего ВВС различных округов. Т.е звания и должности росли, а господства в воздухе вверенные ему ВВС ( по его же словам ) так и не завоевали... Кто в этом виноват?
        1. Alex_59 17 августа 2016 00:09
          Цитата: Таня
          .е звания и должности росли, а господства в воздухе вверенные ему ВВС ( по его же словам ) так и не завоевали... Кто в этом виноват?

          Немцы. Немцы - это не абы кто. Даже побитые немцы остаются немцами, бить себя как в тире они не дадут до последнего. У союзников тоже легкой прогулки по Германии не получилось, если что.
      3. Alex_59 17 августа 2016 00:04
        Цитата: Ратник2015
        После таких слов ведущего маршала авиации у многих должено поменяться видение войны в воздухе на Советско-германском фронте.

        Ни капли не поменяется, потому что враг наш был очень силен и огрызался до последней возможности - потому полное завоевание господства в воздухе дело совершенно не реальное. Господство в воздухе можно захватить воюя с какой-нибудь Анголой или Либерией. Германия немножко более сложный противник, даже в мае 45-го. Новиков прав, но понятие "господство в воздухе" в значительной степени пропагандистский штамп. В 41-м году немцы тоже не захватили полного господства в воздухе - ВВС РККА не прерывали свою боевую работу несмотря на потери. Однако смысл в том, что в 41-м они нас изрядно потрепали и давили (хотя мы болезненно огрызались), без всякого "господства", а в 44-45-м уже мы их давили и потрепали (хотя они тоже болезненно огрызались).
        1. Оператор 17 августа 2016 00:23
          Чтобы завоевать господство в воздухе, надо иметь превосходство в техническом уровне авиации (например, полностью перейти на реактивные самолеты), чего не было у РККА до конца ВМВ.

          Остается только поражаться способности ВВС РККА бить Люфтваффе, имея на вооружении самолеты с более низким техническим уровнем, особенно в 1941-43 годах.

          Исходя из этого парадокса, можно однозначно утверждать о превосходстве советской тактики ведения воздушной войны над немецкой.
          1. Папандопуло 17 августа 2016 02:21
            Господство в воздухе было завоевано на Кубани перед Курском, при трехкратном численном превосходстве советских ВВС над люфтваффе. С использованием "кубанской этажерки" (эшелонирование по высоте). Что позволило уступая в мощности моторов выбить больше половины немецких асов, которые до этого почти беспрепятственно на качественно превосходящих самолетах уничтожали советских новичков, асами становиться почти не успевавших.
            1. Ратник2015 17 августа 2016 14:05
              Цитата: Папандопуло
              Господство в воздухе было завоевано на Кубани перед Курском,

              Немного разочарую - при господстве в воздухе противник не уничтожает практически безнаказанно индустриальыне центры в глубоком тылу. Немцы на Восточном фронте это делали даже летом 1943 года.
              1. Папандопуло 18 августа 2016 11:49
                В глубоком тылу это на Урале? Или может быть в прифронтовой Москве?
        2. Ратник2015 17 августа 2016 14:01
          Цитата: Alex_59
          Господство в воздухе можно захватить воюя с какой-нибудь Анголой или Либерией. Германия немножко более сложный противник, даже в мае 45-го.

          Однако фронтовое господство в воздухе ВВС РККА захватили к концу 43-началу 44 года.
          А западные союзники - точнее RAF и USSAAF - захватили господство в воздухе на Западном фронте к лету 1944, а полное к осени 1944. Так что не надо - "умеючи и ведьму бьют".

          Цитата: Alex_59
          В 41-м году немцы тоже не захватили полного господства в воздухе - ВВС РККА не прерывали свою боевую работу несмотря на потери. Однако смысл в том, что в 41-м они нас изрядно потрепали и давили (хотя мы болезненно огрызались), без всякого "господства"
          Вот не согласен полностью. В 1941 году из-за просто слишком большого численного превосходства немцы не смогли захватить господство в воздухе, но уже весной 1942 полное господство было на стороне Люфтваффе. И осуществление ими успешных стратегических бомбардировок - ив 1942, и в 1943 годах - доказательство.

          В 1943 году началась борьба за фронтовое господство - завершившееся к концу 43-началу 44 победой ВВС РККА. Но - мы захватили лишь во фронтовой полосе, повторить немецкий успех не получилось.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня