Дерзкий побег: концепция поиска и спасения в ходе боевых действий

11

Вооруженные силы США постоянно совершенствуют концепцию ПСХБД со времени ее первого применения во Вьетнамской войне

Хотя до сих пор рассматриваемая как узкоспециализированная, концепция Поиска и Спасения в Ходе Боевых Действий (далее ПСХБД; в англ. терминологии Combat Search and Rescue – CSAR) применяется все большим числом армий мира, которые понимают, какое значение она может сыграть в спасении их военнослужащих, попавших на территорию противника.

Концепция ПСХБД берет свое начало еще со времен Первой мировой войны, когда в авиации военно-морских сил Великобритании было создано подразделение бронированных автомобилей. Авиация британских ВМС использовала бронеавтомобили Rolls-Royce под командованием Чарльза Сэмсона для поиска и спасения экипажей самолетов, которые вынуждены были приземлиться на вражескую территорию. Впоследствии это подразделение было преобразовано в дивизион бронеавтомобилей королевского флота, состоящий из 20 отрядов, которые были развернуты на западноевропейском и средиземноморском театрах военных действий. Концепция ПСХБД была усовершенствована в годы Второй мировой войны, когда британские ВМС и Люфтваффе (немецкие ВВС) задействовали для спасения экипажей самолетов, падавших в Северном море и проливе Ла-Манш во время воздушных боев, скоростные катера, а также специальные самолеты ПСХБД (зачастую в виде летающих лодок).

Впрочем, реально концепция ПСХБД достигла своей зрелости во время участия Соединенных штатов во Вьетнамской войне в 1965-1975 годы. Это стало возможным в немалой степени благодаря появлению в послевоенные годы вертолета и его последующему участию в различных боевых действиях. Впервые он принимал участие в боевых действиях в составе французских вооруженных сил во время войны за независимость Алжира в 1954-1962 годы. Для концепции ПСХБД вертолет стал революционным средством, поскольку в отличие от воздушных судов самолетной схемы вертолет службы ПСХБД имел возможность зависать прямо над (или вблизи) находящимся на земле экипажем и затем поднимать его на борт. В этом конфликте впервые принимали участие специализированные вертолеты ПСХБД, зачастую средние военно-транспортные вертолеты, сопровождаемые к месту крушения штурмовыми вертолетами или самолетами, иногда поддерживаемые топливозаправщиками, если миссия была дальней, а также командос спецподразделений, задействованные для определения местоположения и эвакуации экипажа. Вертолеты ПСХБД могли также оснащаться медицинским оборудованием для оказания неотложной врачебной помощи в случае ранений членов спасаемого экипажа.

Современная история

С момента появления современной концепции ПСХБД во Вьетнамской войне силы и средства ПСХБД регулярно и успешно использовались в крупных конфликтах. Во время битвы за Могадишо 3-4 октября 1993 года, когда вооруженные силы США вели сражение с Сомалийским национальным союзом и подразделениями Аль-Каеды, силы ПСХБД были развернуты в виде 24-го специальной тактической эскадрильи ВВС США, которой досталась основная роль при спасении членов экипажей двух средних транспортных вертолетов Sikorsky UH-60 американской армии, сбитых сомалийским союзом. Эта операция позднее была описана в известной книге Марка Боудена 1999 года «Падение Черного ястреба». Спустя два года после сомалийской операции американские вооруженные силы снова были в действии, на этот раз в операции DENY FLIGHT, проводившейся под эгидой НАТО, целью которой было установление бесполетной зоны над Боснией и Герцеговиной с целью не дать силам боснийских сербов проводить воздушные атаки против гражданского населения Боснии. Рамки этой операции позднее были расширены для того, чтобы авиация НАТО могла атаковать артиллерию боснийских сербов, обстреливающих гражданское население в Сараево. 2 июня 1995 года капитан Скотт О'Грейди катапультировался из своего истребителя F-16C Fighting Falcon, приземлившись на вражеской территории. Через несколько дней скрывавшийся от сербских войск летчик был спасен морскими пехотинцами из 24-го экспедиционного корпуса.

Хотя американские военные возможно и написали основу свода правил касательно концепции ПСХБД, растет интерес других стран к этим возможностям, как среди членов НАТО, так и среди невходящих в этот альянс стран. В концепции ПСХБД предусмотрены средства не только спасения экипажей сбитых воздушных судов, но также спасения других военнослужащих, которые могут быть в опасности или захвачены в плен, или гражданских заложников, а также средства проникновения спецподразделений в районы операций и эвакуации из них. Италия является одной из стран, которая приняла эстафету ПСХБД, объявив в марте 2016 года о том, что она отправит четыре средних транспортных вертолета NH-90TTH производства NH Industries, усиленных четырьмя штурмовыми вертолетами AH-129A/C/D Mangusta производства AgustaWestland/Finmeccanica в Ирак для поддержки многонациональных сил, пытающихся возвратить территории, захваченные в западном Ираке и восточной Сирии Исламским государством (запрещено в России) в 2014 году. Эти вертолеты из состава 5-го и 7-го полков армейской авиации вооруженных сил Италии будут базироваться в Эрбиле на севере Ирака. Схожий по составу контингент ПСХБД развернут Италией в афганском городе Герате, где он обеспечивает поиск и спасение в рамках ведущихся НАТО операций в этой стране.

Росту интереса к ПСХБД и его развитию в немалой степени способствовало наличие на рынке надежных и эффективных универсальных средних транспортных винтокрылых машин, например семейство NH-90TTH, семейства AgustaWestland/Finmeccanica AW-101, Sikorsky S-92 и Airbus Helicopters/Eurocopter H-225M Super Cougar. К этой категории спасательных вертолетов относится и известное семейство российских вертолетов Ми-8/17. Также без сомнения найдут свое место в концепции ПСХБД конвертопланы американского корпуса морской пехоты, UH-1Y Venom от Bell Helicopter и CV/MV-22B Osprey от Bell-Boeing. Последний также состоит на вооружении ВВС США.


Вертолеты ПСХБД HH-60G Pave Hawk должны быть заменены новыми вертолетами на базе проекта MH-60G


Италия недавно развернула вертолеты NH-90TTH для проведения операций ПСХБД в северном Ираке; кроме того, она уже развернула вертолеты ПСХБД в Афганистане


Самолет американских ВВС MC-130P заменяется вариантом MC-130J, представляющим собой одну из новейших модификаций семейства турбовинтовых транспортных самолетов C-130

Семейство COUGAR

Со времени начала поставок французским вооруженным силам в 2005 году вертолет H-225M успел завоевать мировую известность в качестве эффективного средства ПСХБД. Франция стала первым заказчиком этого вертолета, который в настоящее время состоит на вооружении французских ВВС и армейской авиации, использующих его для выполнения задач ПСХБД и специальных сил. На сегодняшний день вооруженные силы Франции оперируют примерно 14 воздушными судами. Вслед за французами заказы на H-225M пришли из Бразилии, Индонезии, Казахстана, Малайзии и Таиланда. Франция впервые провела развертывание этих вертолетов летом 2006 года после начала боевых действий между Израилем и палестинскими военизированными формированиями Хезболла в июле 2006 года. В рамках операции BALISTE была проведена эвакуация иностранных граждан из Ливана. Эти вертолеты были развернуты в декабре этого же года в Афганистане в поддержку многонационального контингента, ведущего борьбу с группировками Аль-Каеда и Талибан. Исходя из опыта, полученного за время эксплуатации, эти вертолеты были модернизированы за счет установки в дверных проемах пулеметов компании Nexter и бортовой ИК-системы переднего обзора (FLIR).

Кроме Франции вертолеты H-225MS малазийских ВВС использовались в небоевых задачах, например участвовали в поиске пассажирского самолета Boeing 777-200ER рейса MH370 Малазийских авиалиний, который исчез 8 марта 2014 года и до сих пор не найден. Эти вертолеты еще раз были развернуты в июне 2015 года во время ликвидации последствий землетрясения в штате Сабах в западной Малайзии. Подобные операции без сомнения способствовали признанию H-225M. В июне 2015 года в открытых источниках появилась информация, что Кувейт проявил интерес к этому вертолету и возможно закупит до 24 машин, которые поступят на вооружение ВВС этой страны.


Широко распространенная в мире радиостанция AN/PRC-112G компании General Dynamics обеспечивает возможность определения местоположения экипажа сбитого воздушного судна

"Виски" на подходе

Соединенные Штаты остаются самым крупным в мире оператором специализированной авиации ПСХБД. В октябре 2015 года было сообщено, что США развернули несколько машин ПСХБД на турецкой авиабазе Диарбакыр в поддержку операции INHERENT RESOLVE, в рамках которой американцы вносят свой вклад в ведущиеся против ИГ операции в Ираке и Сирии. Среди дислоцированных на этой авиабазе машин есть вертолеты ПСХБД HH-60G Pave Hawk компании Sikorsky. Эти вертолеты состоят на вооружении ВВС США и Южной Кореи, где они получили обозначение HH-60P. На вооружении ВВС США кроме базового вертолета HH-60G имеется его вариант MH-60G, который предназначен для проведения спецподразделениями задач поиска и спасения. Он оборудован средствами дозаправки в воздухе, большими топливными баками, модернизированной радиолокационной станцией (по сравнению с другими моделями семейства универсальных вертолетов UH-60 Black Hawk), а также камерой FLIR. ВВС США в настоящее время в рамках инициативы CRH (Combat Rescue Helicopter – боевой спасательный вертолет) подыскивают замену моделям HH/MH-60G. В своем запросе предложений, выпущенном в октябре 2012 года, американские военно-воздушные силы объявили о своем намерении начать замену существующих воздушных судов. Эту задачу выполняет группа компаний Sikorsky/Lockheed Martin: компания Sikorsky поставит вертолет, базирующийся на существующей модели MH-60, а компания Lockheed Martin предоставит специальные системы для этого вертолета. Компании в июне 2014 года получили от ВВС контракт стоимостью 1,3 миллиарда долларов, предусматривающий начальную поставку первых четырех вертолетов. Следующие 112 машин будут закуплены за 7,9 миллиардов долларов, их поставка продлится до 2029 года. При поступлении на вооружение ВВС США вертолет получит официальное обозначение HH-60W Whiskey.


ВВС США считают, что конвертоплан CV-22B идеально подходит для задач ПСХБД. Другие страны, купившие эту машину, могут использовать его в подобного рода задачах

При выполнении задач ПСХБД и связанных с ними задач специальных операций в американских ВВС вертолеты HH/MH-60G получают поддержку в лице турбовинтового транспортного самолета Lockheed Martin MC-130J Combat Shadow-II из состава командования силами специальных операций, для которого в качестве базовой конструкции использован топливозаправщик KC-130J. В американском командовании силами специальных операций MC-130J заменяет предыдущую модель MC-130E/P. Новый вариант был глубоко модернизирован, получив систему дозаправки в воздухе, усиленное крыло с целью увеличения срока службы, так называемую улучшенную систему обработки грузов плюс новую оптоэлектронику, также предусмотрена возможность установки в течение всего срока эксплуатации самолета новых систем радиоэлектронной борьбы. ВВС США заказали в общей сложности 37 самолетов MC-130J. В марте появились сообщения о том, что компания Lockheed Martin получила контракт стоимостью 1,5 миллиарда долларов на поставку восьми самолетов MC-130JS для ВВС США и пяти самолетов HC-130J для береговой охраны. Как и MC-130J, вариант HC-130J также используется американскими ВВС для задач ПСХБД. Текущими планами предусматривается закупка в общей сложности 78 самолетов HC-130J, поставки которых начались в ноябре 2012 года.

Но концепция ПСХБД – это не только специальная авиация, специализированные системы являются жизненно важным ее компонентом. В марте компания Cubic Global Defence получила от министерства обороны контракт на поставку неопределенного количества персональных локаторов AN/ARS-6(V)12, который продлится до 2020 года. Локатор AN/ARS-6(V)12 используется для определения местоположения экипажей и широко применяется в США и странах НАТО. Используя частоты в диапазонах высоких и сверхвысоких частот 118-407 МГц, система обеспечивает голосовую связь с военными радиостанциями обеспечения выживания, например AN/PRC-112G от General Dynamics Mission Systems, AN/PRC-434 от Elbit Systems и AN/PRQ-7F от Boeing. Локатор AN/ARS-6(V)12 крайне необходим при выполнении задачи ПСХБД, поскольку позволяет воздушному судну с системой на борту определять людей на земле и налаживать с ними связь с помощью их радиостанций обеспечения выживания для того, чтобы выяснить их местоположение и физическое состояние. Новейший вариант AN/ARS-6(V)12 семейства AN/ARS-6, состоящего на вооружении уже свыше двух десятилетий, представляет собой компактную легкую систему, в которую добавлены новые возможности.

Если смотреть в будущее, то интерес представляет возрастающая «демократизация» клуба ПСХБД. Приобретение Бразилией и Малайзией средств ПСХБД в виде вертолетов H-225M, уже обсужденное выше, очень поучительно в этой связи. Впрочем, возможно эти страны приобретают вертолеты в качестве дополнения к общим закупкам винтокрылых машин, которые также могут выполнять ряд боевых задач, в том числе и задачи ПСХБД как специальных, так и обычных подразделений. Это максимально повышает возможности этих стран, так как они получают действительно многозадачный вертолет. В настоящее время специальные подразделения ПСХБД сохраняет небольшое число вооруженных сил, например военно-воздушные силы Франции, Италии и Соединенных Штатов. Эти страны хотят и могут себе позволить иметь специализированные силы ПСХБД, хотя они также не ограничиваются средствами ПСХБД единственно для выполнения подобного рода задач, поскольку воздушные суда универсальны и могут выполнять другие задачи. Задачи поиска и спасения в ходе боевых действий несомненно являются совершенно необходимыми, хотя всё чаще они будут выполняться многозадачными воздушными судами, являющимися альтернативой специализированным вертолетам и самолетам.

Использованы материалы:
www.boeing.com
www.sikorsky.com
www.lockheedmartin.com
www.cubic.com
www.airbusgroup.com
www.leonardocompany.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 августа 2016 08:12
    У наших в Сирии не очень-то получилось спасти экипаж сбитого самолета. То ли нет опыта таких операций, то ли плохо готова служба ПСС.
    1. +3
      15 августа 2016 08:45
      И че не получилось? Живого спасли.
      А что в районе поиска будет засада - так к гадалке не ходи. Был бой, и бой был выигран, задача исполнена. А бой без потерь, наверно бывает только в голивуде. В Боливуде - уже объязательны.
      Для этого придумали даже отдельное, свиду особо тупое и бессмысленное оружие - противовертолетные мины. И сразу поставили во всяких развед-, они же контрразведывательные, подразделения, и в комендантские в военное время, службы.
      Придумали у нас, в начале 80-х. Когда увидел в первый раз - с полчаса чесал затылок - ерунда. А тактика проста и эффективна, как грабли за порогом. Несколькими штуками запросто закупорить ущелье, или там перевал, без всякой ПВО. И засадной группе не сбиться с ног, и наряд сил меньше.
      Что-то такое было и в Югославии. Почему однако ловили не всех, а пойманных отпускали - разговор явно не военный.
      1. +1
        15 августа 2016 11:10
        Цитата: Пришелец
        И че не получилось? Живого спасли.

        Спасли "союзники".

        Цитата: Пришелец
        Для этого придумали даже отдельное, свиду особо тупое и бессмысленное оружие - противовертолетные мины.

        Абсолютно бесполезная вещь. Как Вы себе это представляете? Сбили самолет и вместо того чтобы брать в плен летчика онижедети или регулярные войска расставляют эти мины по периметру?

        В Израиле служба ПСХБД является элитным спецподразделением. 669. Попасть туда очень не просто.

        1. 0
          15 августа 2016 16:56
          Цитата: профессор
          Абсолютно бесполезная вещь. Как Вы себе это представляете? Сбили самолет и вместо того чтобы брать в плен летчика онижедети или регулярные войска расставляют эти мины по периметру?

          Не совсем так.
          Сбили самолёт. Пилот приземлился в каком-то квадрате. Пока туда подоспели тыловые части - пилот от места приземления уже куда-то слинял. РР время от времени что-то пеленгует - но неточно (потому как пилот очень хочет жить долго и счастливо - и на связь выходит редко и нерегулярно).
          Значит - надо ждать ПСС. На ПВО надеяться не стоит - перед приходом ПСС противника своё ПВО будет занято вопросами выживания, отбиваясь от ПРР и пытаясь вычленить настоящие цели в мешанине отметок и помех. К тому же, машины ПСС, скорее всего, пойдут на МВ.
          Расчётов ПЗРК, чтобы перекрыть все пути подхода к вероятному местонахождению пилота в квадрате, никто не даст. И в этом случае остаются только противовертолётные мины - своего рода автоматическая замена ПЗРК.
          1. 0
            16 августа 2016 08:30
            Ну и? Минировать вы как собираетесь? Бородач с ПЗРК перекроет радиус в 5000 м, а ваша мина?
            1. 0
              16 августа 2016 09:02
              Из самопальных противовертолетных мин - резиновое изделие или воздушный шарик подцепленный МОН. Вычислить место предполагаемой посадки вертолета на местности не особенно сложная задача. Моджахеду нужна хорошая позиция для обстрела 5000 метов радиуса да и вертолеты нынче не сильно отстают от пзрк в противодействии.
        2. 0
          15 августа 2016 23:41
          Потом возмут.
          Чем не повод для засады? Идеальная приманка. В авиации невосполнимыми считаются потери летного состава, хотя нынешние ЛА тоже можно считать невосполнимыми. Так что вертолеты с десантом объязательно заявяться. А тут сразу понятно и где их ждать, чтоб ухлопать и их же.
  2. +8
    15 августа 2016 10:17
    Статья полезная, хотя бы для того чтоб привлечь внимание к необходимости развития боевого ПСС, я может отстал от жизни, но название использованное в статье встречаю впервые. Не секрет, что в Союзе это не было сильной стороной, здесь есть чему поучиться у полосатых. Они кмплексно решают задачи развития CSAR, это и техника и подготовка как летчиков так и спасателей: para rescue jumper- PJ. Готовят очень сильно. Везде где есть боевое авиационное подразделение американцев, рядом есть силы CSAR.
    Есть различия в философии CSAR американских ВВС и морпехов. ВВС действуют очень адресно: за одним человеком на землю вступает один PJ. Морпехи ходят толпой: об этом сербы могут расказать - они две такие миссии поймали в засаду на глушняк, американцы не признаются, там потери исчисляются десятками.
    Полезная статья, как бы до "принимающих решения" достучатся
  3. -2
    15 августа 2016 12:17
    скажу с ехидце можете огорчаться пожалуйста!---наши Афганцы до сих пор ездят по афгану наших бывших бойцов ищут,хорошо хотябы точные цифры погибших и пропавших подсчитали. а наши чеченцы до сих пор и точного количества погибших и пропавших за две компании не знают :(((
  4. +1
    15 августа 2016 19:19
    Кампания (ВОЕННАЯ)- это период военных действий; компания - это группа людей.
  5. 0
    16 августа 2016 11:32
    ВВС США считают, что конвертоплан CV-22B идеально подходит для задач ПСХБД. Другие страны, купившие эту машину, могут использовать его в подобного рода задачах


    Сомнительное утверждение, у Оспрей оказалось больше недостатков, чем преимуществ. Возможно, в будущем, недостатки уберут, но пока это дорогой, капризный и ненадежный ЛА.
    1)Надежность V-22 очень низкая. В Афганистане были случаи, когда "Оспрей" переворачивался во время посадки, наблюдались разрушения винтов и пожары двигателей.
    2)Из-за особенностей строения двигателей V-22 нельзя посадить где угодно, как вертолет. См. репорты американских пилотов в Афганистане с вечными жалобами, что для посадки нет места. Как следствие, оспрей не может сесть на любой попавшийся корабль. Ему нужен или авианосец или десантная штука, типа "Таравы".
    3)Стоимость обслуживания Оспрея такая - 150 часов налета требуют ремонта 1,5$ млн. Час полета обходится больше, чем в 80,000 долларов.
    4)В вертолетном режиме Оспрей не может авторотировать.
    5)V-22 потребляет только высококачественное топливо. Часть проблем с двигателями была вызвана тем, что ВМС США использовали для хранения топлива те же самые цистерны, в которых хранили воду. Оспрею это не нравится. Летание на топливе из означенных выше баков приводит к воспламенению двигателей.
    6)С V-22 практически невозможно безопасно десантироваться на землю, если машина находится в "вертолетном режиме". Из-за этого оспрей получил кличку Elevator of Death (Лифт смерти).
    7)При ассиметричном взлете - один двигатель над землей, другой над канвой (один двигатель над палубой, другой над водой), V-22 может перевернуться.
    8)V-22 ничего не знает о Стелс-технологии, которая активно внедряется в современные вертолеты.
    В Японии американские морпехи отказались использовать эти машинки для десантирования.
    Для спасательных миссий больше подойдет MH-X. Это stealth вариант UH-60.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»