Тактический ракетный комплекс 2К5 «Коршун»

10
В начале пятидесятых годов советская оборонная промышленность начала разработку нескольких проектов тактических ракетных комплексов. Уже к концу десятилетия на вооружение был принят ряд новых образцов этого класса, отличавшихся друг от друга различными особенностями конструкции и характеристиками. Кроме того, на ранних стадиях разработки ракетных комплексов предлагались оригинальные варианты их архитектуры и принципов применения. Одним из самых интересных вариантов «нестандартного» тактического ракетного комплекса стала система 2К5 «Коршун».

В начале пятидесятых годов появилось оригинальное предложение, касавшееся развития перспективных тактических ракетных комплексов и основывавшееся на характерных чертах систем этого класса. На тот момент отсутствовала возможность оснащения ракет системами управления, из-за чего расчетная точность стрельбы на большие дальности оставляла желать лучшего. Как следствие, предлагалось компенсировать недостаточную точность различными методами. В случае с первыми отечественными тактическими ракетными комплексами точность компенсировалась мощностью специальной боевой части. Еще один проект должен был использовать иные принципы.

В очередном проекте предлагалось использовать подход, свойственный реактивным системам залпового огня. Вероятность поражения отдельной цели должна была повышаться за счет залповой стрельбы несколькими ракетами. Из-за таких особенностей работы и предлагаемых технических характеристик перспективный комплекс должен был представлять собой удачное сочетание РСЗО и тактической ракетной системы.

Тактический ракетный комплекс 2К5 «Коршун»
Комплексы "Коршун" на параде. Фото Militaryrussia.ru


Второй необычной особенностью перспективного проекта стал класс используемого двигателя. Все предыдущие ракетные комплексы комплектовались боеприпасами, оснащенными твердотопливными двигателями. Новое изделие с целью повышения основных характеристик предлагалось комплектовать двигателем на жидком топливе.

Работы над новой неуправляемой баллистической ракетой с жидкостным двигателем стартовали в 1952 году. Проектирование осуществлялось специалистами ОКБ-3 НИИ-88 (г. Подлипки). Работами руководил главный конструктор Д.Д. Севрук. На первом этапе работ инженеры сформировали общий облик перспективного боеприпаса, а также определили состав основных агрегатов. После завершения предварительного проектирования конструкторский коллектив представил новую разработку руководству военной промышленности.

Анализ представленной документации показал перспективы проекта. Предложенный тактический ракетный комплекс, предназначенный для залповой стрельбы, представлял определенный интерес для войск и мог найти применение в вооруженных силах. 19 сентября 1953 года вышло постановление Совета министров СССР, в соответствии с которым ОКБ-3 НИИ-88 должно было продолжить разработку перспективного проекта. Кроме того, оговаривался список предприятий-субподрядчиков, отвечающих за создание тех или иных компонентов комплекса.


Музейный образец, вид сбоку. Фото Wikimedia Commons


Перспективный тактический ракетный комплекс получил шифр «Коршун». В дальнейшем Главное артиллерийское управление присвоило проекту индекс 2К5. Ракета комплекса «Коршун» получила обозначение 3Р7. В составе системы должна была присутствовать самоходная пусковая установка. На разных этапах разработки и испытаний эта боевая машина получала обозначения СМ-44, БМ-25 и 2П5. Артиллерийская часть самоходной пусковой установки обозначалась как СМ-55.

В ходе предварительных работ по проекту был сформирован основной способ боевого применения перспективных ракетных комплексов. Системы «Коршун» должны были самостоятельно выдвигаться на указанные позиции, а затем силами двух или трех батарей одновременно наносить удары по обороне противника на требуемой глубине. Результатами подобных ударов должны были становиться общее ослабление обороны противника, а также появление коридоров для продвижения наступающих войск. Предполагалось, что сравнительно большие дальность стрельбы и мощность боевых частей позволят наносить противнику ощутимый ущерб и тем самым облегчать наступление своих войск.

Предполагаемый способ боевого применения комплекса 2К5 «Коршун» подразумевал быструю переброску техники на требуемые огневые позиции, что предъявляло соответствующие требования к самоходным пусковым установкам. Эту технику было решено строить на основе одного из новейших автомобильных шасси с требуемыми показателями грузоподъемности и проходимости. Наилучшие характеристики среди существующих образцов показал трехосный полноприводной грузовик ЯАЗ-214.


Корма машины и пусковая установка. Фото Wikimedia Commons


Эта машина была разработана Ярославским автомобильным заводом в начале пятидесятых годов, но в серию пошла только в 1956-м. Производство в Ярославле продолжалось до 1959 года, после чего ЯАЗ перевели на выпуск двигателей, а строительство грузовиков продолжилось в г. Кременчуг под названием КрАЗ-214. Комплекс «Коршун» мог использовать шасси обоих типов, однако есть основания полагать, что серийная техника строилась преимущественно на базе ярославских машин.

ЯАЗ-214 представлял собой трехосный грузовик капотной компоновки с колесной формулой 6х6. Машина комплектовалась дизельным двигателем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с. и механический трансмиссией на основе пятискоростной коробки передач. Также использовалась двухступенчатая раздаточная коробка. При собственной массе 12,3 т грузовик мог перевозить груз до 7 т. Имелась возможность буксировки прицепов большей массы, в том числе автопоездов.

В ходе перестройки по проекту СМ-44 / БМ-25 / 2П5 базовое автомобильное шасси получало некоторые новые агрегаты, в первую очередь пусковую установку СМ-55. На грузовой площадке автомобиля крепилась опорная платформа, на которой помещался поворотный агрегат с шарниром для установки пакета направляющих. Кроме того, в задней части платформы имелись опускаемые опоры-аутригеры, предназначенные для стабилизации машины во время стрельбы. Еще одна доработка базовой машины заключалась в установке на кабине щитков, прикрывающих лобовое стекло во время стрельбы.


Ракета 3Р7 в разрезе. Рисунок Militaryrussia.ru


Артиллерийская часть пусковой установки СМ-55, разработанная в 1955 году ленинградским ЦКБ-34, представляла собой платформу с креплениями для качающегося пакета направляющих. За счет имеющихся приводов платформа могла наводиться по горизонтали, поворачиваясь на 6° вправо и влево от продольной оси боевой машины. Кроме того, предусматривалась возможность вертикального наведения пакета направляющих с подъемом на угол до 52°. При этом из-за небольшого сектора горизонтального наведения стрельба осуществлялась только вперед, «через кабину», что в определенной мере ограничивало минимальный угол возвышения.

На качающемся устройстве пусковой установки крепился пакет направляющих для неуправляемых ракет. Пакет представлял собой устройство из шести направляющих, расположенных в два горизонтальных ряда по три. На внешней поверхности центральных направляющих имелись рамы, необходимые для соединения всех агрегатов в единый блок. Кроме того, там же располагались основные силовые элементы и гидравлика наведения пакета. Пакет направляющих оснащался электрической системой воспламенения, управляемой с пульта в кабине.

В составе изделия СМ-55 использовались унифицированные направляющие сравнительно простой конструкции. Для запуска ракеты предлагалось применять устройство из десяти колец-обойм, соединенных продольными балками. На внутренних стойках колец крепились четыре винтовые направляющие, при помощи которых осуществлялась первоначальная раскрутка ракеты. Из-за специфики распределения нагрузок при стрельбе кольца располагались с разными промежутками: с меньшими в «дульной» части и с большими у «казенника». При этом, в связи с конструкцией ракеты, винтовые направляющие не крепились к заднему кольцу и соединялись только со следующим.

После монтажа всего необходимого оборудования масса пусковой установки 2П5 достигала 18,14 т. При таком весе боевая машина могла развивать скорость до 55 км/ч. Запас хода превышал 500 км. Полноприводное шасси обеспечивало движение по пересеченной местности и преодоление различных препятствий. Боевая машина имела возможность передвижения с готовым к применению боекомплектом.


Ракета и направляющая крупным планом. Фото Russianarms.ru


Разработка комплекса «Коршун» началась в 1952 году с создания неуправляемой ракеты. В дальнейшем это изделие получило обозначение 3Р7, под которым было доведено до испытаний и серийного производства. 3Р7 представляла собой неуправляемую баллистическую ракету с жидкостным двигателем, способную поражать цели в достаточно широком диапазоне дальностей.

С целью повышения дальности стрельбы авторам проекта 3Р7 пришлось максимально улучшить аэродинамику ракеты. Главным средством повышения подобных характеристик стало большое удлинение корпуса, для чего потребовался отказ от отработанной компоновки агрегатов. Так, вместо концентрического размещения баков топлива и окислителя следовало использовать емкости, расположенные в корпусе друг за другом.

Ракета 3Р7 разделялась на два основных агрегата: боевую и реактивную части. Под боевую часть отдавались конический головной обтекатель и часть цилиндрического корпуса, а непосредственно за ней помещались элементы силовой установки. Между боевой и реактивной частями имелся небольшой отсек, предназначенный для их стыковки, а также для обеспечения требуемого веса изделия. В ходе сборки ракеты в этот отсек помещались металлические диски, при помощи которых масса приводилась к требуемым значениям с точностью до 500 г. В собранном виде ракета имела вытянутый цилиндрический корпус с коническим головным обтекателем и четырьмя трапециевидными стабилизаторами в хвосте. Стабилизаторы монтировались под углом к оси ракеты. Перед стабилизаторами располагались штифты для взаимодействия с винтовыми направляющими.

Общая длина ракеты 3Р7 составляла 5,535 м, диаметр корпуса – 250 мм. Эталонная стартовая масса составляла 375 кг. Из них 100 кг приходилось на боевую часть. Общая масса топлива и окислителя достигала 162 кг.


Схема комплекса 2К5 "Коршун" из зарубежного справочника по советским вооружениям. Рисунок Wikimedia Commons


Изначально в реактивной части изделия 3Р7 должен был располагаться жидкостный двигатель С3.25, а также баки для топлива и окислителя. Такая силовая установка должна была использовать топливо ТГ-02 и окислитель в виде азотной кислоты. Используемая топливная пара воспламенялась самостоятельно и после этого горела, обеспечивая необходимую тягу. Еще до завершения проектирования ракеты расчеты показали, что первый вариант силовой установки получается слишком дорогим в производстве и эксплуатации. Для удешевления ракету оснастили двигателем С3.25Б, использующим несамовоспламеняющееся топливо ТМ-130. При этом сохранялось некоторое количества топлива ТГ-02 для запуска двигателя. Окислитель оставался прежним – азотная кислота.

При помощи имеющегося двигателя ракета должна была сходить с пусковой установки, а затем проходить активный участок полета. На выработку всего запаса горючего и окислителя требовалось 7,8 с. При сходе с направляющей скорость ракеты не превышала 35 м/с, в конце активного участка – до 990-1000 м/с. Длина активного участка составляла 3,8 км. Импульс, полученный при разгоне, позволял ракете выйти на баллистическую траекторию и поразить цель на дальности до 55 км. Время полета на максимальную дальность достигало 137 с.

Для поражения цели предлагалась фугасная боевая часть общим весом 100 кг. Внутри металлического корпуса помещались 50-кг заряд взрывчатого вещества и два взрывателя. С целью повышения вероятности поражения цели использовались головной контактный и донный электромеханический взрыватели.


Проход парадного строя мимо мавзолея. Фото Militaryrussia.ru


Ракета не имела никаких систем управления. Наведение на цель должно было производиться путем установки требуемых углов наведения пакета направляющих. Поворотом пусковой установки в горизонтальной плоскости выполнялось наведение по азимуту, а наклон систем изменял параметры траектории и, как следствие, дальность стрельбы. При стрельбе на максимальную дальность отклонение от точки прицеливания достигало 500-550 м. Столь низкую точность планировалось компенсировать залпами из шести ракет, в том числе с нескольких боевых машин.

Известно, что в ходе разработки проекта «Коршун» ракеты 3Р7 стали основой для модификаций специального назначения. В 1956 году была разработана малая метеорологическая ракета ММР-05. От базового изделия она отличалась увеличенными габаритами и весом. За счет нового головного отсека с аппаратурой длина ракеты выросла до 7,01 м, масса – до 396 кг. В приборном отсеке имелась группа из четырех фотоаппаратов, а также термометры, манометры, радиоэлектронное и телеметрическое оборудование, аналогичное устанавливавшемуся на ракете МР-1. Также новая ракета получила радиолокационный ответчик для отслеживания траектории полета. За счет изменения параметров пусковой установки обеспечивалась возможность полета по баллистической траектории высотой до 50 км. На конечном участке траектории аппаратура спускалась на землю при помощи парашюта.

В 1958 году появилась метеорологическая ракета ММР-08. Она была примерно на метр длиннее ММР-05 и весила 485 кг. Использовался уже существующий приборный отсек с необходимой аппаратурой, а разница в размерах и массе была обусловлена увеличенным запасом топлива. Благодаря большему количеству горючего и окислителя ММР-08 могла подниматься на высоту до 80 км. С точки зрения эксплуатационных характеристик ракета почти не отличалась от предшественника.


Парадный строй. Фото Russianarms.ru


Разработка неуправляемой тактической ракеты 3Р7 была завершена в 1954 году. В июле 54-го состоялся первый запуск опытного изделия с испытательного стенда. После развертывания серийного производства автомобилей ЯАЗ-214 у участников проекта «Коршун» появилась возможность построить опытную самоходную пусковую установку типа 2П5. Изготовление такой машины позволило начать испытания ракетного комплекса в полном составе. Полигонные проверки подтвердили расчетные характеристики нового оружия.

В 1956 году, по результатам испытаний, тактический ракетный комплекс 2К5 «Коршун» был рекомендован к серийному производству. Сборку боевых машин поручили Ижевскому машиностроительному заводу. В 1957 году предприятия-подрядчики передали вооруженным силам первые серийные экземпляры пусковых установок и неуправляемых ракет для них. Эта техника поступила в опытную эксплуатацию, однако не была принята на вооружение. 7 ноября комплексы «Коршун» впервые приняли участие в параде на Красной площади.

В ходе опытной эксплуатации новых тактических ракетных комплексов были выявлены некоторые минусы, серьезно затруднявшие их использование. В первую очередь, претензии вызвала низкая точность ракет, вместе малой мощностью фугасной боевой части ухудшавшая эффективность оружия. Отклонение до 500-550 м на максимальной дальности были приемлемым для ракет со специальными боевыми частями, но 50-килограммовый конвенциональный заряд не мог обеспечить приемлемое поражение цели при такой точности.


Парадный строй "Коршунов" в сопровождении техники иных типов. Фото Russianarms.ru


Также выяснилось, что ракета 3Р7 имеет недостаточную надежность при использовании в некоторых метеоусловиях. При низких температурах воздуха наблюдались отказы техники, вплоть до взрывов. Эта особенность оружия резко сокращала возможности по его применению и мешала нормальной эксплуатации.

Выявленные недостатки не позволяли полноценно использовать новейший ракетный комплекс, а также не оставляли возможности реализовывать на практике все его преимущества. По этой причине по завершении опытной эксплуатации было решено отказаться от дальнейшего производства и использования «Коршунов». В августе 1959-го и в феврале 1960 года вышли два постановления Совмина, оговаривавшие свертывание серийного производство компонентов комплекса 2К5 «Коршун». Менее чем за три года было построено не более нескольких десятков самоходных пусковых установок и несколько сотен ракет.

В 1957 году, почти одновременно с началом опытной эксплуатации «Коршунов», ученые «приняли на вооружение» малую метеорологическую ракету ММР-05. Первый рабочий запуск такого изделия состоялся 4 ноября на станции ракетного зондирования, расположенной на острове Хейса (архипелаг Земля Франца-Иосифа). До 18 февраля 1958-го метеорологи этой станции провели еще пять подобных исследований. Эксплуатация метеорологических ракет осуществлялась и на иных станциях. Особый интерес представляет запуск ракеты ММР-05, состоявшийся в последний день 1957 года. Стартовой площадкой для ракеты стала палуба судна «Обь», стоявшего на траверзе недавно открытой антарктической станции «Мирный».

Эксплуатация ракет ММР-08 началась в 1958 году. Эти изделия использовались учеными различных метеорологических лабораторий, в первую очередь расположенных в высоких широтах. До конца пятидесятых годов полярными метеостанциями использовались только ракеты, созданные на базе изделия 3Р7. В 1957 году было использовано три ракеты, в 58-м – 36, в 59-м – 18. В дальнейшем на смену ракетам ММР-05 и ММР-08 пришли более новые разработки с улучшенными характеристиками и современным целевым оборудованием.


Метеорологическая ракета ММР-05. Фото Wikimedia Commons


Ввиду недостаточных характеристик ракеты и комплекса в целом в 1959-60 годах было принято решение о прекращении дальнейшей эксплуатации систем 2К5 «Коршун». До этого времени тактический ракетный комплекс так и не был принят на вооружении, оставаясь в опытной эксплуатации, которая показала невозможность его полноценной службы. Отсутствие реальных перспектив привело к отказу от комплекса с последующим списанием и утилизацией техники. Прекращение выпуска ракет 3Р7 также повлекло за собой остановку производства изделий ММР-05 и ММР-08, однако созданный запас позволял продолжать эксплуатацию до середины следующего десятилетия. По некоторым данным, до 1965 года было использовано не менее 260 ракет ММР-05 и более 540 ММР-08.

Почти все самоходные пусковые установки 2П5 были списаны и отправились на разделку или на переоборудование. Более не нужные баллистические ракеты были утилизированы. По имеющимся данным, лишь одна машина 2П5 / БМ-25 сохранилась в исходном виде и сейчас является экспонатом Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург). Вместе с боевой машиной в музее демонстрируются несколько макетов ракет 3Р7.

Проект 2К5 «Коршун» стал оригинальной попыткой совместить в одном комплексе все преимущества реактивных систем залпового огня и тактических баллистических ракет. От первых предлагалось взять возможность одновременного запуска нескольких ракет, позволяющую поразить цели на достаточно большой площади, а от вторых – дальность стрельбы и тактическое предназначение. Подобное совмещение качеств техники разных классов могло дать определенные преимущества перед существующими системами, однако недостатки конструкции ракет 3Р7 не дали реализовать весь имеющийся потенциал. В итоге комплекс «Коршун» не вышел из стадии опытной эксплуатации. Необходимо отметить, что в дальнейшем подобные идеи все же были реализованы в новых проектах дальнобойных РСЗО, поступивших на вооружение позже.


По материалам:
//russianarms.ru/
//dogswar.ru/
//rbase.new-factoria.ru/
//militaryrussia.ru/blog/topic-194.html
Широкорад А.Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. – Мн., Харвест, 2000.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    15 августа 2016
    Было интересно прочитать ! Спасибо Кириллу, в очередной раз порадовал качественной статьёй о редком образце вооружений !
  2. +8
    15 августа 2016
    Очень хорошая статья. Прочитал с удовольствием. Это кусочек истории развития ракетного оружия в нашей стране.
  3. +4
    15 августа 2016
    Спасибо за статью, Кирилл!
    Только один вопрос остался неясен из нее и в других источниках не нашел ответа.
    Заправочная станция и соответственно тактика применение комплекса.
    Ясно только, что с заправленным пакетом ракет можно выйти на позицию.
    А база с машинами обеспечения, заправочные станции - где, как - тоже было бы интересно.
    Еще раз спасибо, с уважением..
  4. +4
    15 августа 2016
    Производство в Ярославле продолжалось до 1959 года, после чего ЯАЗ перевели на выпуск двигателей, а строительство грузовиков продолжилось в г. Кременчуг под названием КрАЗ-214.


    А вот это зря.
  5. +4
    15 августа 2016
    Цитата: Леков Л
    Только один вопрос остался неясен из нее и в других источниках не нашел ответа.
    Заправочная станция и соответственно тактика применение комплекса.
    Ясно только, что с заправленным пакетом ракет можно выйти на позицию. А база с машинами обеспечения, заправочные станции - где, как - тоже было бы интересно.

    Увы, но ответа на эти вопросы и я не нашел, хотя "перелопатил" множество источников. Даже не понятно, был ли комплекс хотя бы в опытной эксплуатации. Создается впечатление, что вспомогательное оборудование для комплекса просто не создавалось
    1. 0
      15 августа 2016
      В опытной то был, есть даже фото на учениях.
      нашел ссылку:
      http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,1592.0.html
      Есть данные, что ТРК "Коршун" применялся не только для показа на парадах, но и участвовал в учениях. По крайней мере у меня имеется снимок из старого журнала ЕМНИП "Наука и жизнь", где батарея боевых машин "Коршун" поддерживает учебную танковую атаку. На оригинальном снимке - 3 установки.
      Выкладываю искомый снимок.Вообще, скорее всего, ИМХО это кадры из какого то документального фильма.

      автор PXL
      вот это фото
      А вот система обеспеченияяя.... request
      С уважением..
  6. +1
    15 августа 2016
    Спасибо автору!!! Очень познавательно! Откровенно - раньше про этот комплекс не слышал.
    А боевая машина получилась довольно симпатичной.
    Также как и Леков Л интересно, как и где, какими средствами осуществлялась заправка, сливалось ли топливо при неприменении ракет.
    А создание метеоракет - это же настоящая конверсия :-)
  7. +4
    15 августа 2016
    Цитата: Berkut24
    Производство в Ярославле продолжалось до 1959 года, после чего ЯАЗ перевели на выпуск двигателей, а строительство грузовиков продолжилось в г. Кременчуг под названием КрАЗ-214.


    А вот это зря.

    А кто думал тогда, что Союз развалится. После войны многие производства переносились на ту же Украину
  8. +3
    15 августа 2016
    Дедушка Смерча и Урагана
  9. PXL
    0
    17 июня 2019
    Сборку боевых машин поручили Ижевскому машиностроительному заводу.

    Интересно! А вот эти данные откуда взяты? Ижмаш "всю жизнь" стрелковку выпускает. Может, с Воткинским заводом перепутали? Или в Ижевске только планировали серию запустить?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»