Казачество в канун революции

В нач. XX столетия Российская империя, как витязь на распутье, встала в преддверии выбора пути в историческое будущее. Мир стремительно, но неуловимо менялся. Казалось бы, всё шло блестяще: налицо рост технического прогресса (в том числе и в России! Империя выходила на первые места в мире по добыче нефти, выплавке стали, даже по машиностроению); пышный расцвет культуры и искусства. Всюду на кинохронике того времени роскошь и блеск. То же самое и в фильмах художественных. Кино вообще становится ведущей силой, меняющей моды и приносящей новые веяния: именно оттуда заимствуют феминистки Санкт-Петербурга и Берлина короткую стрижку актрисы Эве Лавальер. Всюду театральные премьеры, балы, выставки… За чей же счёт была эта роскошь? Об этом в те годы думали немногие.

Казачество в канун революции


Тем не менее мир, который казался столь радостным, перспективным и стабильным одновременно, висел на волоске. Выраставшие, как грибы, промышленно-финансовые гиганты остались недовольны последним территориальным разделом планеты Земля (этот раздел был произведён по старым, «аристократическим» правилам монархами и дворянскими правительствами европейских колониальных стран). Получившие кой-какое образование и увидевшие в кино соблазны «красивой жизни», рабочие начинали возвышать голос, подстрекаемые революционными партиями. Неравноправные народы колоний вели борьбу против колонизаторов.


«Нетитульные» народности таких «лоскутных» государств, как Австро-Венгрия, готовы были на любой скандал, теракт, политическое выступление, лишь бы привлечь к себе внимание мировой общественности… Мир разобщался на глазах. Общие интересы таяли, как снег на солнце.
У России тоже имелись свои проблемы, и немалые. И они тоже были как бы неявными — «на втором плане». Может быть, именно это замалчивание сделало граждан Российской империи неготовыми к будущим потрясениям? А соблазны «красивой жизни» и «открытого мира» мало-помалу заменили твёрдые приоритеты веры и верности Отечеству? Так или иначе, в начале ХХ века, пожалуй, все в России смотрели в будущее с оптимизмом: интеллигенция ждала либеральных свобод, буржуазия — расширения рынков, крестьянство — передела земли.
А готово ли оказалось казачество к тому, что грянуло вскоре? Как оно жило в то время, чего ждали и к чему стремились казаки перед Первой мировой и революцией 1917-го?

Казачество в канун революции


В начале XX века казачество, наверное, оставалось самой консервативной частью населения Российской империи. Проживая на компактных территориях Донского, Кубанского, Терского, Сибирского и других «казачьих войск» — их насчитывалось 11, — беспошлинно пользуясь земельными ресурсами этих территорий на условиях поголовной военной службы империи, казаки ни о каких возможных переменах в своей жизни не думали. (А между тем и этот образ их жизни уже ставился правительством под вопрос: имелись сомнения в том, рационален ли такой «налог кровью» в новых условиях? Не пора ли отменить его, а с ним и «привилегии»? Нужны ли будут казаки в будущих модернизированных — с аэропланами, танками, броненосцами — войнах? Ответить на этот вопрос в грядущих гигантских сражениях Первой мировой предстояло самим казакам… И они сумели ответить на него.)

А пока всё шло своим чередом: рождался казак, учился владеть конём, винтовкой, пикой и шашкой, подрастал до 20 лет и шёл на долгую, разбитую на несколько этапов военную службу. Ещё до «призыва» он включался в нелёгкую сельскохозяйственную работу своей семьи на землях, «нарезанных» из общевойсковых на каждого мужчину-казака. (В дальнейшем, женившись и обзаведясь необходимой сельхозтехникой, он мог жить и работать на своём наделе самостоятельно или сдать его в аренду «иногородним».)

Казачья служба в полном смысле слова была «и опасна, и трудна». И, главное, долга: в XVIII веке казак служил 25 лет, в XIX — 20. Согласно уставу, на 1913 год общий срок службы казака — 18 лет. Сначала — год «приготовительной службы»; затем — двенадцать лет строевой; и пять лет — «в запасном разряде».

Для сравнения: «действительная служба» солдата русской армии длилась три или четыре года в зависимости от рода войск; соответственно 15 или 13 лет он был «в запасе». Кроме того, «неказаки» призывались в армию не все, а «по жребию». Казачество служило поголовно.

Казачество в канун революции


Даже в мирное время казачья служба, как считают историки, «стоила» 25% потерь личного состава: болезни, стычки на границах, несчастные случаи… Двенадцать лет в строю — не шутка. Казаки относились к необходимости такой службы спокойно и считали, что нужно её нести с честью. Отец, провожая сына «в армеюшку», строго наказывал «служить отчизне и царю», не посрамить своих предков. И если сын погибал, то прежде всего спрашивал, честно ли исполнил он свой долг… Верность казачества Отечеству и престолу была вне сомнений. (Существует своего рода дореволюционный статистический «рейтинг» воинской верности народов России: казаки занимают в нём первое место. За ними идут… украинцы. Как видим, всё меняется, однако и в те времена подчас казаков приходилось сопоставлять с другими народами, а не с сословиями.)

Да, служба оставалась почётной для казаков, но и тяжёлой. Благосостояние казачьих семей зависело напрямую от результатов их труда на земельном наделе; а для того, чтоб были результаты, нужно, чтоб было кому на этой земле трудиться… Наделы «нарезались» только мужчинам, потому что служить должны были лишь они. Поэтому семьи старались обзавестись большим числом детей. И на фотографиях тех лет видишь седого отца, стоящего рядом с женой, а за ним — целый ряд казачат, как в воинском строю. 10, 12, 15 детей — это считалось в порядке вещей. Конечно, были среди них и девочки. И всех требовалось кормить и подымать «до возраста»…

На службу казак шёл в снаряжении, которое приобретала на свои средства его семья (от государства затем выдавалась одна винтовка). Без сомнения, самой дорогой частью «казачьей справы» был строевой конь: чтобы его купить, бедные семьи одалживались у родственников, продавали хозяйственную скотину. На этом коне никогда не пахали, не запрягали в арбу или бричку — у него имелась другая работа. Нужно было, чтоб конь не просто прошёл официальную «приёмку» воинской комиссией: конь становился боевым товарищем, неизменным другом, порой единственным шансом спасения в бою или в трудном походе. Он, как и хозяин, тоже проходил боевую выучку и, можно сказать, тоже служил. «Вся родня не дороже коня», — говорили казаки.

Казачество в канун революции


Земля казачьего войска (Донского, Кубанского, Терского) представляла собой единую административную территорию в составе Российской империи. Войска управлялись назначенными войсковыми атаманами; делились на округа, округа — на станицы, а станицы — на хутора. Атамана войска назначал государь; станичные и хуторские атаманы выбирались казаками местных обществ. Вообще же статус казака имел только тот, кто был «приписан» к какой-либо станице. Это касалось как нижних чинов, так и генералов, и атаманов. Поэтому, знакомясь друг с другом, казаки прежде всего спрашивали: «Какой станицы?». В станице и находилась своя земля казака, которую он не мог продать или подарить. У офицеров этой земли было больше — по чину. Станичные атаманы осуществляли на подотчётной им территории административную, полицейскую и низшую судебную власть. Неказаки не могли приобрести земли в войске; таким образом, население делилось на казаков и «иногородних». Войска, правда, имели и «свои» города. Столицей Донского являлся город Новочеркасск, а вот торговый город Ростов(-на-Дону), хоть и расположен в самом сердце казачьих земель, до 1887 года считался уездом Екатеринославской губернии.
Иногороднее население войска Донского составляли главным образом украинцы, которые занимались сельским хозяйством и, не имея своей земли, должны были идти «внаймы» (увы, такое положение «аукнулось» во время Гражданской войны, когда конные армии красных состояли в основном из таких «хохлов»; при империи они служили больше в драгунах — были кавалеристами). На землях войска Донского число «иногородних» составляло 57% населения. На землях Терского — 80%, и это были в основном горцы…

Казачество в канун революции


Существовал и особый статус «торгового казака». Такие казаки тоже приписывались к станицам, тоже должны были служить на общих казачьих основаниях. Но от военной службы они официально откупались и вели коммерческую деятельность. Самый известный «торговый казак» — донец Елпидифор Парамонов, владелец большого количества пароходов, зернохранилищ, мельниц. Парамоновы стали пионерами в области электрификации юга России. Не могу не упомянуть: известная многим «лампочка Ильича», загоревшаяся в СССР, обязана именно им.

Жизнь же рядового казачества прежде определялась производительностью земель, на которых они жили, и востребованностью плодов, которые эта земля производила. Так, терские казаки Кизлярского округа, традиционно выращивавшие виноград для выделки вин и известной в России водки-кизлярки, были вполне достаточными хозяевами, а их ближайшие соседи из горных станиц не могли этим похвалиться. Уральские казаки издревле обогащались от осетровой реки Урала — «серебряные берега, золотое донышко». А казаки войска Амурского, земля которых представляла собой болота вдали от промышленных центров, вообще по преимуществу бедствовали. И это тоже сказалось во время Гражданской войны…

Казачество в канун революции


Большинство казаков было православными людьми, но в Уральском казачьем войске, по традиции, преобладали староверы, а в Донское входили также казаки-калмыки, часть которых держалась ламаизма. Среди терских казаков на Кавказе имелись казаки-осетины; значительную часть Оренбургского войска также представляли инородцы. По законам того времени казаком вообще мог стать любой, кого принимало и наделяло землёй станичное общество. (Обращаю ваше внимание на то, что решение в этом вопросе принадлежало самим казакам!) Человек же, разорвавший отношения со станичным обществом (и не перешедший в другую станицу), тем самым выходил из казачьего сословия и терял его привилегии. Женщины-казачки, выходившие замуж за «иногородних», самый частый тому пример.

Казачество в канун революции


Таким образом, казачество в Российской империи было одновременно и народностью, проживавшей на особых правах в пределах своих компактных территорий, и сословием, связанным с государством обязательством поголовной военной службы. Наконец, оно выступало также отдельной военной структурой России: казаков нельзя назвать «родом войск» — у них имелись своя конница и пехота (кубанские пластуны), артиллерия и даже боевые корабли. И всё же основная служба казаков проходила на коне: их привлекали в мирное время к патрулированию границ, в охранных целях, а в отдельных случаях и для исполнения полицейских функций. (Считается, что казаки оставались не в восторге от последней «специализации». Правды ради следует сказать, что на своих территориях они разгоняли митинги и усмиряли шахтёров, не жалуясь. В Петербурге или Москве — иное дело.)

В быту казаки нач. ХХ века заботились прежде всего об урожае, приплоде скота, закупке современного сельскохозяйственного оборудования (его немало — производства известных европейских фирм — закупалось зажиточными станичниками). Важны для них были вопросы размежевания земли меж станицами и округами, которые производились регулярно и зачастую отмечались конфликтами соседствующих между собой обществ. В семьях старались увеличивать рождаемость и хоть как-то «распланировать» её так, чтобы, когда одни сыновья будут служить, другие могли бы брать на себя долю общего труда.

Требовалось вовремя выдать дочь замуж, женить сына до того, как он пойдёт на службу (так надёжнее можно было продолжить свой казачий род)… Дома казаки ходили в основном в одежде, которая представляла собой их военную форму, — с «дополнениями» и заменой некоторых элементов: например, вместо сапог носили кожаные чувяки-чирики. В противовес нынешней моде казаков на военную форму в тогдашних станицах модно было фотографироваться в «гражданской одежде» — в пиджаках, шляпах. Это являлось особенно характерным для молодёжи. Пели свои, старинные казачьи песни, но городские напевы уже начинали проникать в женский репертуар… Цивилизация сказывалась на патриархальном казачьем обществе всё больше и больше. Атаманы и войсковые правления в основном занимались обычной административно-бюрократической волокитой (когда придёт час в обезглавленной, лишённой царя России вновь собирать казачьи круги, самим выбирать войсковых атаманов, решать политические вопросы, то в большинстве случаев выберут людей, совершенно к такой деятельности не готовых. Привыкших лишь выполнять приказы и верно служить).

Казачество в канун революции


Надо сказать два слова и о «казакоманстве» — так в то время назывались казачий патриотизм и национальная гордость. Это явление было обычным в казачьей среде. Но проявлялось такое начало прежде всего в некоей эстетической и поведенческой модели лихости, воинственной красоты, храбрости и смётки — в том, что у казаков ёмко называлось «задачностью». Только редкие индивидуумы всерьёз оказывались озабочены мыслями о вольном казачьем прошлом и перспективах возможного самостоятельного будущего. Казачье общество смотрело на их метания с сочувствием, однако всерьёз их мало кто принимал…

Казачество в канун революции


В политической жизни России казачество приняло участие, как и всё остальное население империи, с созданием Государственной думы. И толком во всём этом не разобралось. Просто не успело: слишком короток был срок — с 1905 года; слишком часты перерывы в работе Думы; слишком противоречивы и непоследовательны позиции думских политиков. Да и механизмы представительства депутатов оказались не отработаны… Все эти политические игры в далёком Петербурге доходили до казаков слабо. И интересовали казачество в основном местные хозяйственные вопросы да условия службы.
Так всё выглядело перед Великой войной и разрушительной революцией. Вроде бы крепко, традиционно, с твёрдой верой и обычным для казаков бесстрашием в бою и практичностью в быту… А время испытания стояло уже на пороге.

P.S. Автор этой статьи хорошо осознаёт, что она носит только ознакомительный характер и в определённой мере является «ликбезом» по теме. Искренне рекомендую заинтересованному читателю прекрасную книгу историка казачества Владимира Трута «Дорогой славы и утрат».
Автор: Бажен Петухов
Первоисточник: http://историк.рф/special_posts/казачество-в-канун-революции/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 56
  1. РПК 21 августа 2016 06:31
    Статья очень ёмкая,честно и правильно описано казачество.Добавлю,что казачество выживало и побеждало во многих Войнах за Россию,Царя и Отечество.Но выдержать жесточайшее расказачивание большевиками не смогло.Жестокость была выше человеческого понимания.
    В настоящее время идёт уничтожение,белого и русского населения Земли и мы как казаки тех времён ,не понимаем,какая жестокость ждёт нас впереди.
    1. алексеев 21 августа 2016 07:26
      Статья как верно отмечает её автор " носит ознакомительный характер".
      Тем досаднее "ляп" про сроки казачьей службы. Из 12 лет службы в строевом разряде 4 года составляет действительная военная служба в строевых частях или местных командах, остальные 8 лет казак находится на так называемой льготе, т.е. он живет дома и занимается своими повседневными делами, но в любой момент по необходимости он может быть возвращен к исполнению военных обязанностей.
      Призывники в регулярную российскую армию (по жребию) служили первоначально на действительной 6 лет и 9 в запасе. Затем сроки действительной службы были сокращены до 4 и, в 1906 году, до 3 лет, а срок пребывания в запасе увеличен до 13 и 15 лет соответственно.
      Правда казаки на "льготе" регулярно привлекались на сборы для поддержания боевых навыков.
      Так что в конце 19 - начале 20 века служба казаков отличалась не сроками, но прежде всего 100% "охватом", допризывной подготовкой, снаряжением за свой счёт и более боеготовым запасом.
    2. Кровопийца 21 августа 2016 08:37
      "Таким образом, казачество в Российской империи было одновременно и народностью, проживавшей на особых правах в пределах своих компактных территорий, и сословием."
      Опять,не мытьем так катаньем,протащить в умы-казаки отдельный народ.
      Опять нытье,"расказачивание",странно что вы,не написали,про мульон в лагерях,вот прям в 1918 году уморенных..
      А может вспомните про расказачивание которое устроил атаман Краснов?
      Будущий сс-атаман,пришедший под гитлеровской свастикой убивать нас.русских?
      Может вам напомнить,то собственно вопли сожаления и визги про горькую долю разбиваются о тот факт,что в банде у Краснова,желавшего создать самостийный Дон ,под эгидой Германииотнюдь не все казаки были и на фронтах Великой Отечественной,соотношение предателей,воевавших вместе с Вермахтом против СССР и тех,кто честно исполнял свой долг в казачьих дивизиях РККА составляло 1 к 70?
      Плоховато вы историю знаете..
      Так о чем слезы льем?
      1. тундряк 21 августа 2016 10:02
        Краснова,желавшего создать самостийный Дон ,под эгидой Германии отнюдь не все казаки были и на фронтах Великой Отечественной
        Как же достали уже людишки вашего склада.
        На кого работаете то? На госдеп и его нко?
        Следуя вашей ущербной логике, все Русские должны каяться перед западом,
        за то что существовали власовцы.
        Вы уж тогда откровенно проведите параллель между Сталиным и гитлером,
        Вот уж ваши кумиры из лужи будут довольны, глядишь печенюшку выделят.
        91 случился тоже вот случился из за таких вот разговоров .
        С неуважением потомок Донского Казака.
        1. Кровопийца 21 августа 2016 11:12
          [quote=тундряк]Как же достали уже людишки вашего склада.
          На кого работаете то? На госдеп и его нко?[/quote]

          Еще больше достали людишки вашего склада,не читающие,не понимающие,не соображающие ,не разбирающиеся,вопящие уря где попало и о чем попало.
          Вот пример воистину вопля неадекватного человека-Следуя вашей ущербной логике, все Русские должны каяться перед западом,
          за то что существовали власовцы.
          Вы уж тогда откровенно проведите параллель между Сталиным и гитлером,[/quote]
          ГДЕ и из чего следует что я,каким то образом сопоставил эту коричневую чуму Гитлера и Победителя этой чумы Сталина?
          А уж тем более встал на сторону коричневатых?
          Не о себе ли вы пишете,помня заповеди Геббельса,что не важно соврал или нет,главное кинуть комок грязи,авось и прилипнет?
          [quote=тундряк]Вот уж ваши кумиры из лужи будут довольны, глядишь печенюшку выделят.
          91 случился тоже вот случился из за таких вот разговоров .
          С неуважением потомок Донского Казака.[/quote]
          Мои кумиры..странное утверждение особенно в свете болтовни высказанной вами выше.
          Еще более странным выглядит не менее нелепые утверждения про печенюхи-вы видать их килограммами лопаете,а 91,случился потому что вот такие как вы,охочи до слухов,сплетней и сказок с мифами сочиняемых частью внутри,а большей частью вне страны.
          Ну и напоследок,как у нас говорят,дед был казак,отец сын казачий,а внук ....в общем песьей породы.
          Никакого уважения к вам,не испытывал и не намерен,в силу вашей безграмотности.
          Кстати,цитируя меня,не надо вставлять ваши вымыслы,выглядите весьма и весьма не умно..
          1. тундряк 21 августа 2016 12:25
            Научитесь мысли свои ясно для начала выражать и подберите свои ядовитые слюни.
            Никого никогда не тролил и не из уряколок.
            Просто не люблю людей, вашего, злобного, склада.
            1. Кровопийца 21 августа 2016 12:33
              Лупу дать?
              Словарь русского языка,выслать?
              Словарь идиом и метафор в русском языке найти и переслать?
              Логику преподать?
              Не умеете мыслить,не усваиваете написанное,бегаете по верхам,перевираете сказанное-лучше помалкивайте.
          2. parusnik 21 августа 2016 12:43
            Цитата: тундряк
            Как же достали уже людишки вашего склада.
            На кого работаете то? На госдеп и его нко?
            [quote][/quote]....Вот так примерно и писались доносы в 1937 г...Ежели интернет существовал в то время,сидеть бы Вам в подвалах НКВД... wink
            1. parusnik 21 августа 2016 12:44
              Влад, мой коммент в Ваш адрес ,а не в адрес тундряк
            2. Комментарий был удален.
            3. Кровопийца 21 августа 2016 12:53
              Комментарий в мой адрес,соизвольте пояснить вашу мысль.
              В противном случае я поясню еще раз,почему некоторым стоит помолчать,а не орать о происках госдепа там,где их нет и не работать на тот самый госдеп поддержкой глупых и слащавых(ваше утверждение) статеек,где на кг вроде правды,грамулька лжи,незаметно как яд,разлагающая умственную деятельность некоторых.
    3. свой1970 21 августа 2016 15:59
      Во первых-казачество выставило в процентном соотношении мизерное количество в войска в ПМВ
      Во вторых-казачество предало своего царя в феврале 1917(невзирая на все блага и льготы)
      В третьих-казачество предало Белое движение,попытавшееся на него опереться
      В четвертых-расказачивание?а расТамбовливание чем меньше?Любое государство в мире всегда будет присекать любые попытки вооруженного захвата власти.
      1. Казак 22 августа 2016 02:10
        1.Вы смотрите не на количество выставленных штыков,а на результативность боевых действий.
        2.В чём же это проявилось?Казаки это воины,которые должны выполнять приказы вышестоящего начальства,а не заниматься самодеятельностью.Так что этот вопрос к командованию.Как раз таки верность присяге и породила патологическую ненависть и жестокость большевиков по отношению к казачеству.
        3.Белое движение погубило себя само из-за банальных склок между руководителями.
        4.Приезжайте в г.Пролетарск ( до 1925г станица Великокняжеская ) Ростовской области.Там вы узнаете ЧТО такое расказачивание...Небезызвестный Свердлов требовал поголовного уничтожение зажиточных казаков вместе с семьями,уничтожение всех казаков каким либо образом замешанных в сопротивлении советской власти,конфискации хлеба и переселении на освободившиеся земли пришлой бедноты.Донбюро РКП(б) санкционировало бессудные массовые казни и тотальную реквизицию,что в конце концов привело к практически поголовному восстанию казаков на Дону...Тамбовщина вам покажется лишь тенью того,что творилось на Дону.
        P.S Во времена СССР Новочеркасск называли город-редиска - сверху красный,а внутри белый.Что и подтвердилось в 1962г,когда город восстал.Москва настолько испугалась,что ввела в город танки и войска,а вокруг было всё оцеплено физически и даже заглушён весь эфир дабы на Западе не узнали о том,что тут происходит...Закончилось тем.что людей перестреляли прямо в центре города и закопали по всей области в лесопосадках и чужих могилах.Многих арестовали,судили и казнили...Это я вам как житель этого города говорю.
  2. parusnik 21 августа 2016 07:34
    Как всё умильно, и слащаво написано...
  3. moskowit 21 августа 2016 07:49
    У читающих статью, может сложится впечатление, что казак все 12 лет нёс службу непосредственно в полку. Вспомните "Тихий Дон", как Пётр Мелехов и Степан Астахов уезжают на сборы, находясь на так называемой "льготе"
    Даю справку...

    "....После принятия присяги молодые казаки три года состояли в приготовитель­ном разряде. Первый год они жили дома, готовились к полевой службе и экипировались за свой счёт. На второй — они уже обучались военной службе в станицах, а на З-й — в лагере. За эти три года казак должен был «совершенно приготовиться и снарядиться для службы».
    Следующие 12 лет казак числился в строевом разряде. Первые 4 года он нёс действительную службу в так называемых частях 1-й очереди. Следующие 4 года он состоял в частях 2-й очереди («на льготе»), жил в станице, но должен был иметь верховых лошадей и ежегодно выезжать на лагерные сборы. Последние 4 года казаки числились в частях 3-й очереди, могли не иметь верховых лошадей и на лагерные сборы привлекались всего один раз.
    После 15-летней службы в строевом (полевом) разряде казаки перечислялись в разряд внутреннеслужащих, служба которых состояла в караулах и в прислуге при военных учреждениях. При этом наряжались на службу казаки уже по очереди, каждый раз на срок не более одного года. Им разрешалось нанимать вместо себя и других лиц, с тем только условием, чтобы нанимаемые соответствовали предстоящей им службе. Внутреннеслужащие казаки, «наряжаемые на действительную службу», получали жалованье, провиант и приварочные деньги наравне со строевыми казаками...." (http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=5941)
  4. Иван Тартугай 21 августа 2016 08:26
    Цитата из статьи:
    Согласно уставу, на 1913 год общий срок службы казака — 18 лет. Сначала — год «приготовительной службы»; затем — двенадцать лет строевой; и пять лет — «в запасном разряде».


    Непосредственно служба казака по закону от 1875 продолжалась 20 лет, а именно:
    - 3 года в подготовительном разряде начиная с 18-летнего возраста, т.е. проходил подготовку и обучение в своей станице;
    - 4 года на действительной службе, т.е. с 21-летнего возраста строевая служба в армии;
    - 8 лет на льготе, т.е. в запасе с 25-летнего возраста жил в своей станице, но числился в льготном полку своего округа и все восемь лет он должен был иметь наготове строевого коня, снаряжение, обмундирование и холодное оружие, а также время от времени должен был являться на проверочные сборы или ученья;
    - 5 лет в запасе, т.е. с 33-летнего возраста содержать коня и прочее уже не обязан и призывался в случае войны по необходимости.
    С 38-летнего возраста на 10 лет, т.е. до 48 лет стоял на учете в ополчение.
    Позже подготовительный разряд сократили с 3 лет до 1 года и общий срок службу сократился на 2 года. Остальное сдвинулось на два года.
  5. Монархист 21 августа 2016 08:35
    Спасибо автору за его работу. К сожалению он допустил небольшую ошибку со сроками службы казаков,но форумчанин Алексеев исправил эту ошибку.
    И позвольте высказать свое мнение: автор пишет:"У них имелись своя конница и пехота(кубанские пластуны ) артиллерия и даже боевые корабли"нужно было указать в каком войске. Далеко не все знают историю казачества и им это будет интересно.
    1. амурец 21 августа 2016 15:09
      даже боевые корабли"нужно было указать в каком войске.

      Была Амуро-Уссурийская казачья флотилия. О службе в этой флотилии пишет в своей книге известный капитан-парусник Д.А.Лухманов своей книге "Жизнь моряка".
  6. bbss 21 августа 2016 09:12
    На фото два казака-бурята из Забайкальского войска. Желтые погоны и лампасы.
    Лет восемь назад довелось встретиться с тогдашним командиром бригады Морской пехоты в Балтийске (к сожалению забыл его имя). Так он потомственный военный из казаков-бурят. Очень дельный командир и надеюсь уже генерал.
    1. Нагайбак 21 августа 2016 12:06
      Олег Даржапов Вы наверное его имели ввиду.
      1. Кровопийца 21 августа 2016 12:31
        Хорош воин.
        Кстати,сколько встречал,ни разу в армии,претензий к ребятам из Бурятии,не было,как мехводы,так профи,трудолюбивы и учатся с лету технике.
      2. esaul1950 21 августа 2016 12:39
        Вот она гордость Бурятии и России, ну и "ужас Бандерлогии".
        1. Rudi 34 21 августа 2016 18:04
          Все воевавшие с Россией противники отмечали наличие в Российской и Советской(!) армиях представителей "азиатских орд"... Ну это враги писали, что бы напугать своих обывателей. А мы отметим: эти "азиаты" вложили в дело защиты нашей Родины большой вклад и проливали свою кровь.
  7. ротмистр 21 августа 2016 12:15
    Статья мне не понравилась. Страдает историческими неточностями. В 1917 г казачьих войск было не 11, а 12. В 1917г были следующие казачьи войска, согласно БСЭ( Большой Советской Энциклопедии); Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк. министерства внутренних дел. Т.е войск было 12. Автор пишет, что иногороднее население войска Донского составляли главным образом украинцы, которые занимались сельским хозяйством и, не имея своей земли, должны были идти «внаймы». В Российской империи не было понятие национальностей, все люди делились по вероисповеданиям; православного, магометанского, иудейского и т.д.Понятие "украинец" появилось позже.Немцы и большевик и придумали эту нацию. "Скромное" упоминание об украинцах, 57% населения Войско Донского, очень напоминает притязания современной Украины на земли Российской Федерации . Понятие "украинец" на 1917г в Российской империи не существовало.
    1. Кровопийца 21 августа 2016 12:26
      Ваша патологическая ненависть к коммунистам,играет с вами злую шутку,вы наглейшим образом врете,а тем самым сами же подыгрывает истинным авторам термина "украинство"- австриякам да полякам.

      Австрийские поляки не сами изобрели украинство, а всего лишь взяли на вооружение наработки своих российских соплеменников. Честь изобретения украинцев принадлежит польскому писателю Яну Потоцкому, который в своем сочинении «Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах», изданном в Париже на французском языке в 1795 г., сформулировал концепцию о том, что украинцы, населявшие малопольскую украйну, являются народом, отдельным от русского и имеющим совершенно самостоятельное происхождение. Частично гипотеза Потоцкого базировалась на популярной в то время в Польше сарматской теории, по которой поляки были прямыми наследниками этого легендарного племени, одним из ответвлений которого автор счел украинцев. Никакой научностью это писание, разумеется, не обладало, а являлось пропагандистским ответом на раздел Польши. Мысль, которую пытался обосновать автор, была довольно прямолинейна: поскольку украинцы не имеют никакого отношения к русским, ни культурно, ни исторически, то никаких исторических прав на земли к западу от Днепра Россия не имеет.

      http://alternatio.org/articles/articles/item/284

      В своё время, когда Польша объединилась с ВКЛ, им кроме огромной территории досталось и население, причём 80% из него было русскими, такими же, как и в Русском царстве по другую сторону границы. Так вот, тогда для того, чтобы разделить русских, поляки придумали термины "москаль"/"московит" и "Московия"/"Московское царство". Мол, русские живут здесь, а там - другие, НЕрусские. Тогда у поляков этот пропагандистский приём не сработал, а за несколько сотен лет про него забыли и сами поляки. Но вот новое воплощение НЕрусских, сгенерированное всего сотню лет назад, этого не забыло и продолжает свои попытки, даже не понимая, что это и зачем (они ведь уже сами себя определили в "НЕрусские").

      И вы потворствуете заданной теме,повторяя измышления на новый лад,теперь ,обращая вину католиков Польши и Австрии за оглупление части малороссов на плечи так ненавидимых вами коммунистов.
      На кого в итоге работаете,ротмистр?
      1. ротмистр 21 августа 2016 14:03
        Я обычно на такие комментарии не отвечаю, т.к считаю , что это бессмысленно. Коммунисту доказать ни чего нельзя, он просто не воспринимает другую точку зрения. Я уже писал о том, что РСДРП создали люди ни какого отношения не имеющие к русскому рабочему классу и к коренным русским народам. В 1988г. создателями РСДРП , кроме "Союза борьбы за освобождения рабочего класса", была и организация крайнего националистического толка "Бунд". Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России)- была марксистская партия. Дабы вам было известно, Маркс и Энгельс призывали уничтожать русских варваров.Энгельс из статьи "Демократический панславизм" :
        "На сентиментальные фразы о братстве, обращаемые к нам от имени
        самых контрреволюционных наций Европы, мы отвечаем : НЕНАВИСТЬ
        К РУССКИМ была и продолжает еще быть у немцев ИХ ПЕРВОЙ
        РЕВОЛЮЦИОННОЙ СТРАСТЬЮ ; со времени революции к этому
        прибавилась ненависть к чехам и хорватам, и только при
        помощи САМОГО РЕШИТЕЛЬНОГО ТЕРРОРИЗМА ПРОТИВ ЭТИХ СЛАВЯНСКИХ
        НАРОДОВ можем мы совместно с поляками и мадьярами оградить
        революцию от опасности. Мы знаем теперь, ГДЕ СКОНЦЕНТРИРОВАНЫ
        ВРАГИ РЕВОЛЮЦИИ : В РОССИИ и в славянских областях Австрии;
        и НИКАКИЕ ФРАЗЫ ИЛИ УКАЗАНИЯ НА НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ
        БУДУЩЕЕ ЭТИХ СТРАН НЕ ПОМЕШАЮТ НАМ ОТНОСИТЬСЯ К НАШИМ ВРАГАМ,
        КАК К ВРАГАМ" . Ленин называл себя марксистом. Я понимаю, что таким русофобам как вы ни чего объяснить невозможно. Вы марксист и этим все сказано.
        1. Кровопийца 21 августа 2016 14:31
          Опять врете.
          Вам уже давались данные про этот Бунд,так что прекратите использовать ложь.
          То что там лепетали Маркс и Энгельс,не мешало Сталину строить социализм,снесший башку ваши авторитетам.
          А вот ваше -ненависть,которую подтверждает мадам Старовойтова ,вместе с Собчаком носящаяся по окраинам Союза и разжигающие костер национализмов.

          Так что хорош кивать в прошлое,когда вы,подобные вам,изолгались так,что ваша ложь всей стране уже боков выходит-миллионы ушедших до срока-это вы и вам подобные сделали ,а не коммунисты,развал народного хозяйства-вы и вам подобные словоблуды,добились что страна из второй в мире стала в обозе мира,исключая последние два года,и то,не ваша заслуга.
          Ленин называл себя марксистом,да,но в отличии от вас мракобесов,Ленин нигде,как и Сталин,запретивший печатать марксову писанину про русских,не педалировал ту глупость что сказано у Маркса в отношении царской России.19 век,век империй,19 век и обстоятельства при короых писал Маркс свой труд,это труд для ЗАПАДНОЙ Европы, из его наследия взято только то и так, как было необходимо России,которую ваши предки просрали в Феврале,а коммунистам пришлось все сращивать,восстанавливать и делать с ноля.
          Вы либерал,причем самых русофобствующих кровей,как бы вы тут не рядились в одежки патриота.
        2. Кровопийца 21 августа 2016 14:45
          Обратимся к источникам.Проверим на вшивость ваши утверждения.
          II съезд
          Всего 57 делегатов: 43 - с решающим голосом, 14 с совещательным
          Съезд принял Программу партии, Устав и резолюции по ряду вопросов.
          В результате споров по поводу положения социал-демократического союза «Бунд» в партии, Устава партии, Программы партии, выборов руководящих органов произошел раскол на съезде, а позже в редакции «Искры». Образовались два направления - "большевики" и "меньшевики".
          Порядок работы съезда:
          1. Конституирование съезда. Выборы бюро. Установление регламента, порядка дня, доклад Орг. комитета (ОК), отчёт комиссии по проверке мандатов и по определению состава съезда.
          2. Место Бунда в РСДРП.
          3. Программа партии.
          4. Центральный орган партии.
          5. Делегатские доклады.
          6. Организация партии (обсуждение организационного устава партии).
          7. Районные и национальные организации.
          8 .Отдельные группы партии.
          9. Национальный вопрос.
          10.Экономическая борьба и профессиональное движение.
          11.Празднование 1 Мая.
          12.Международный социалистический конгресс в Амстердаме 1904 года.
          13.Демонстрации и восстания.
          14.Террор.
          15.Внутренние вопросы партийной работы (постановка пропаганды, агитации, партийной литературы, работы в крестьянстве, в войске, среди учащихся, среди сектантов).
          16.Отношение РСДРП к эсерам.
          17.Отношение РСДРП к русским либеральным течениям.
          18.Выборы ЦК и редакции центрального органа (ЦО) партии.
          19.Выборы Совета партии.
          20.Порядок оглашения решений и протоколов съезда, порядок вступления в отправление своих обязанностей избранных должностных лиц и учреждений.
          на II съезде РСДРП, причем непосредственным поводом к столкновению послужило тяготение Бунда к федерализму и национальной автономии в составе общероссийской партии, т. е. к уже давно завоеванному праву представлять еврейских рабочих. "Искровцы" усматривали в этих претензиях опаснейшее проявление сепаратизма. Встретив яростное противодействие, Бунд вышел из РСДРП.
          Так что лгите и дальше,не уважаемый поклонничек лжецов либерального окраса.
          Какое отношение к Бунду имеют большевики?НИКАКОГО.
          В. И. Ленин обращал особое внимание на связь идейного оснащения Бунда с сионистскими идеями [55]. Необходимо более обстоятельно рассмотреть работы вождя революции о Бунде, так как они имеют непосредственное отношение к историографии исследуемой нами темы.
          1. Кровопийца 21 августа 2016 14:46
            Продолжим выводить на чистую воду,мутящего против истины человека.

            В статье «Нужна ли „самостоятельная политическая партия" еврейскому пролетариату», опубликованной в «Искре» 15 февраля 1903 года (№ 34), В. И. Ленин подверг критике бундовскую концепцию о необходимости «отдельной организации» сил еврейского пролетариата и бундовские попытки обвинить в «антисемитизме» рабочий класс. (Бундовцы имели тут в виду, разумеется, рабочих-неевреев.— Авт.)
            Ленинская статья вышла в свет в период подготовки к созыву II съезда РСДРП, состоявшегося 17 июля—10 августа 1903 года. этот период разворачивалась жизненно важная для судеб нашей страны борьба за создание на съезде революционной рабочей партии нового типа. Оппортунистическая позиция Бунда, его стремление расколоть рабочий класс России и тем самым ослабить его революционные возможности не могли остаться без внимания. В. И. Ленин подверг резкой критике федерализм и сепаратизм Бунда в организационных вопросах.
            http://ss69100.livejournal.com/2218196.html
            Вы лжец,ротмистр,на кого работаете?
            1. Rudi 34 21 августа 2016 18:12
              Надо напомнить , что Ленин был евреем на 1/8 (да и то не подтверждено) - то есть по расовым законам нацистов - НЕ ЕВРЕЙ. Умираю с этих "националистов" с попкорном в руках...
          2. V.ic 22 августа 2016 12:37
            Какое отношение к Бунду имеют большевики?НИКАКОГО.

            Ышшо адин ысторик! Погуглите 1-й съезд РСДРП, какие партии тогда "слились" в сексуальном экстазе... Найдите работу В.И.Ленина "Нужна ли самостоятельная политическая партия еврейскому ПРОЛЕТАРИАТУ". Подумайте, откуда могут подобные вопросы возникать...
        3. Rudi 34 21 августа 2016 18:09
          Ну, "русские" скинхеды тоже молятся на "Майн Кампф" - а там нехорошо отозвались о славянах, мол : прогнулись под евреев и т.д. и т.п... Что ж вы на Маркса-то с Энгельсом сразу ополчились? Двойные стандарты? Гитлеру можно, а Марксам "низззяяя"?.
    2. parusnik 21 августа 2016 13:56
      Немцы и большевик и придумали эту нацию.[quote][/quote]
      От части вы правы..Но я о большевиках..которые придумали эту нацию...А что оставалось делать?..Национализм в тот период набирал обороты и не только в России и но по всей Европе..Вы в курсе, что словенцы,хорваты..обратились тогда к ведущей в Европе стране Франции, с просьбой поддержать независимость Словении и Хорватии..Но французам это тогда было не выгодно..и сказали нет..Мы вас видим только в едином королевстве сербов,хорватов и словенцев и ни какой поддержки ежели вступите в борьбу, вам не будет..Что касается большевиков, включать Украину в состав РСФСР, это значит создать почву для националистов..типа... а видите..як большевики вас своего государства лишили..Вставайте люди за независимую Украину будет тогда счастье..А эта почва была выбита из под ног..Вот вам украинское государство рабочих и крестьян..и пока мы вместе мы непобедимы..Тож самое , можно сказать и в отношении других республик..
  8. Altona 21 августа 2016 16:14
    Цитата: Кровопийца
    "Таким образом, казачество в Российской империи было одновременно и народностью, проживавшей на особых правах в пределах своих компактных территорий, и сословием."
    Опять,не мытьем так катаньем,протащить в умы-казаки отдельный народ.
    Опять нытье,"расказачивание",странно что вы,не написали,про мульон в лагерях,вот прям в 1918 году уморенных..

    --------------------------
    Согласен. Почему казаков выделяют в отдельный этнос? Казак-это вполне себе русский человек с особыми условиями проживания. Если это отдельный этнос, то пусть представят ДНК-анализ и гаплоидную группу. Если это будет обычная славянская группа, то о чём речь вести вообще?
    1. Иван Тартугай 21 августа 2016 17:32
      Цитата Altona:
      Почему казаков выделяют в отдельный этнос?

      В казаках были люди любой национальности в основном русские, но и немало татар, башкир, калмыки, ногайцы, казахи, буряты и даже персы. Например, основатель династии Пехлеви Реза Пехлеви служил в казаках в Российском Закавказье. Основное требование войти в казаки, это перейти в православие, но и его можно было обойти. Обычно на втором-третьем поколение все равно переходили в православие.
      Какой здесь ДНК-анализ.
      Казаки привилегированное военное сословие-сообщество, опора царской власти.
    2. V.ic 22 августа 2016 12:55
      Почему казаков выделяют в отдельный этнос? Казак-это вполне себе русский человек с особыми условиями проживания. Если это отдельный этнос, то пусть представят ДНК-анализ и гаплоидную группу. Если это будет обычная славянская группа, то о чём речь вести вообще?

      УмнО. Умно вопрос вбрасываете, уважаемый... Прочитайте книгу Л.Н.Гумилёва "Конец и вновь начало", там имеются дополнения к вопросам, не вошедшим в его фундаментальный труд, а именно раздел "консорции и конвиксии". Прочтение позволит Вам снять массу глупых вопросов, не относящихся к теме этносов. Книга в свободном скачивании имеется, флаг вам в руки...
  9. Altona 21 августа 2016 17:37
    Цитата: Иван Тартугай
    Цитата Altona:
    Почему казаков выделяют в отдельный этнос?

    В казаках были люди любой национальности в основном русские, но и немало татар, башкир, калмыки, ногайцы, казахи, буряты и даже персы. Например, основатель династии Пехлеви Реза Пехлеви служил в казаках в Российском Закавказье.
    Какой здесь ДНК-анализ.
    Казаки привилегированное военное сословие-сообщество, опора царской власти во внутренней политики России.

    --------------------------
    Тем более, сами же и подтверждаете мой тезис. Казак-это сословие. Насчёт привилегий спорно, терять башку на границе с налоговыми льготами все же не быть дворянином, например.
    P.S. Примеры с персиянами приводить в общем то не совсем уместно. Тогда давайте и Пушкина верем в арапы. Речь идет о подавляющем количестве, а не редких исключениях.
    1. Иван Тартугай 21 августа 2016 22:12
      Цитата Altona:
      Примеры с персиянами приводить в общем то не совсем уместно.


      Перс Реза Пехвели был не один среди русских казаков. Дослужился до командира казачьего полка. В Российском Закавказье в казаках русские были в меньшинстве.
      Царское правительство охотно принимало в новоприбраные казаки из населения присоединённых территорий. Старое правило, ещё со времен Римской империи, а может и раньше гласит: " Против варвара - найми варвара". Освоит новые земли без местных помощников и трудно, и затратно. Да и другие страны, например Англия, желают освоит эту же территорию. Так и здесь в борьбе против персов будет лучше нанять персов. Дать им привилегии за счет местного же населения. На присоединенных территориях казакам отдавались лучшие земли, луга, пастбища, поставить на довольствие свинцом, порохом, сукном и своей башке будет легче. А так по всей границе империи и казаков из России не хватит, Дон навсегда покидать казаки не хотят, только на время войны, компании, экспедиции.
      Казаки-инородцы же через два-три поколения перейдут в православие и по бумагам, да и по жизни станут русскими. Что мы и наблюдаем у Пушкина, да был когда-то араб, да стал теперь русским.
      С Вашим тезисом согласен - казаки сословие.
      Привилегии же у казаков были весьма хорошие недаром после 1917 года казаки были самыми упорными защитниками царской власти и опорой контрреволюции и больше всех они возмущались тем, что Советская власть хочет казаков с «мужиками и инородцами уравнять». За свои привилегии жестоко сражались с оружием в руках и много красноармейцев, простого народу - крестьян, рабочих инородцев порубали, много людской крови пролили. Самые кровопролитные сражения Гражданской войны были в местах проживания казаков.
  10. РПК 21 августа 2016 20:32
    Да что ж такое,не могу ни ответить,ни нравиться поставить.Сразу выкидывает в начало.Что не так не пойму.
  11. miru mir 21 августа 2016 20:34
    Отличная статья! И большое спасибо за наводку на книгу hi
  12. тундряк 22 августа 2016 09:54
    Цитата: свой1970
    Во первых-казачество выставило в процентном соотношении мизерное количество в войска в ПМВ

    Цитата: Казак
    Вы смотрите не на количество выставленных штыков,а на результативность боевых действий.

    Лев Толстой говорил что Россия её нынешними границами обязана казакам.
    Это не дословно, ну смысл такой.
    И про результативность я с Казаком согласен.


    Цитата: Казак
    2.В чём же это проявилось?Казаки это воины,которые должны выполнять приказы вышестоящего начальства,а не заниматься самодеятельностью

    Закон суров , ну это закон.
    Если государство не может себя защитить ,
    и не имеет людей готовых выполнить присягу,
    оно исчезает.
    1917-1991.
    Цитата: свой1970
    Во вторых-казачество предало своего царя в феврале 1917(невзирая на все блага и льготы)

    Предать казачество царя не могло, т к он уже отрёкся от престола.
    А что делать с Советскими офицерами которые на момент развала 91 бездействовали,
    забыв о присяге, как там и пусть меня постигнет суровая кара народа.
    И тогда и в 91 , предварительно была развалена армия,
    и тогда и в 91 люди носящие погоны просто растерялись что ни есть хорошо,
    з \п то они получали с наших налогов.
    А в 93 офицеры стрелявщии из танков по Верховному Совету , тоже казакми были?

    Цитата: Казак
    3.Белое движение погубило себя само из-за банальных склок между руководителями.

    Там и без казаков раздрая хватало.
    И ещё , лень комент искать, про то что царское правительство наделяло казаков лучшими землями.
    Не наделяло а закрепляло по факту обжитые ими земли.
    Я не говорю учите историю, уверен вы её знаете,
    это я тому коментатору что выделение земель казакам пишет.
    Посто посмотрите на карту СССР ОТ Кавказа до Дальнего востока и Чукоткии поинтересуйтесь происхождением географ названий.
    1. Казак 22 августа 2016 14:32
      Совершенно верно...Казаки сами осваивали и защищали земли на которых селились и жили...Начиная с Дона,где они вообще никакого отношения не имели к Русскому государству.А все сношения Москвы с Доном в то время велись через Посольский приказ,то-есть как с иностранным государством...Одно только Азовское сидение и предыдущий захват крепости чего стоит.Именно казаки открыли для России выход к Азовскому и Чёрному морям...Казаки раздвинули границы России до Кавказа и прошли от Урала до Тихого океана.Ещё не известно в каких бы границах сейчас существовала Россия не будь у неё казаков...Так что все "привилегии и льготы" казачество заслужило кровью и потом
      Ну а когда в конце 1917г разложенные большевистской пропагандой целые воинские части бросали фронт и топали в свои деревни,попутно убивая своих же офицеров и мародёрствуя по дороге,то ни один казачий полк не ушёл с позиций.Кроме удержания позиций казакам ещё пришлось и заниматься разоружением взбунтовавших и превратившихся в банальных бандитов армейских полков,за что им в последствии и отплатили лютой ненавистью все эти "революционные солдаты и матросы"...Это к вопросу о чести,долге и верности присяге.
  13. тундряк 22 августа 2016 18:17
    Цитата: Иван Тартугай
    Основное требование войти в казаки, это перейти в православие, но и его можно было обойти. Обычно на втором-третьем поколение все равно переходили в православие.

    И кстати вы правы, но с другой стороны этот обычай сыграл злую шутку с Казаками.
    В общем то как и со всей Россией, никого не напрягали, выбирай сам, демократия или демократия request
    Плюс агитаторы с земли незалежной , пардон обетованой, а впрочем какая нахрен хрень.
    Вот заметил я , такую хрень.
    1917 ГОД , бей жандармов, казаков, золотопогонников.Долой самодержавие, земля, заводы и пр и т и т п крестьянам и рабочим.(странно как то моим родственникам своё и так принадлежало)
    1991 год милиция с нами, ВВ с нами, Армия с нами , глуши комуняк .,Мы будем жить теперь по новому! Имеем презрение к вором и барыгам , из КПСС ,! (слава богу , ещё из Советских денег,успел Дом построить, северная вахта, если чё ) СЕВЕРНЫЕ ОДНАКО.
    .
    1216 год Шеф всё пропало , гипс снимают, нас спалили ,
    поднимает голову, мы же не наворавали?
    Только это вы, ворьё и пидора ...ы
    И не важно, с какой вы бригады, толи либерасты , толи нынешнее коммунисты
    Как вы все ДОСТАЛИ!!!!!!!!!!!!!!
    1. Иван Тартугай 23 августа 2016 06:11
      Цитата тундряк:
      И кстати вы правы, но с другой стороны этот обычай сыграл злую шутку с Казаками


      Это не обычай и не злая шутка. Это процессы ассимиляции и диссимиляции народов, которые идут испокон веков и будут идти.
      Однако с ростом масштабов, объёмов коммуникаций, общения, производства, торговли, потребления мировых ресурсов процесс ассимиляции превалирует. Число действующих языков на Земле непрерывно сокращалось и сокращается, так же сокращается число религий и верований. Одни народы поглощали и поглощают другие, где-то это происходить естественно, а где-то и насильственно.
      И казаки здесь не причём. Казаки это был только частный случай ассимиляции, т.е. в сословие происходило слияния одного народа с другими. И проходило оно вполне естественно, да и не нужно было насильно записывать людей в привилегированное сословие. Разумеется, какое-то давление обстоятельств было, может даже для конкретных личностей это давление было достаточно сильным. Однако в целом это был вполне естественный процесс. Приходил, как правило, небольшими группами людей. Относительно массовым был один раз в Сибири в середине 19 века. Тогда правительству срочно потребовалось увеличить число казаков для охраны рубежей на Дальнем Востоке, в связи усилением колониальной экспансии Англии, Франции, Германии, Японии в Китай, а также присоединение части Маньчжурии к России. Тогда число казаков было резко увеличено за счет новоприбраных из населения, которое проживало на пограничных и присоединённых территориях из русских и нерусских. И Приморье осталось за Россией.
      Можно предположить, только предположить, что если бы ходок по женщинам Александр II Освободитель перевел в казаки потомственных охотников-рыболовов Аляски – эскимосов, поставил на довольствие свинцом, порохом, сукном, то и Аляска осталась бы за Россией. Но это только предположение, т.е. «если бы, да кабы».
      1. тундряк 23 августа 2016 15:49
        Эко ты написал fellow
        Ну по любому спасибо за инфу!
  14. Ал.Пересвет 22 августа 2016 22:10
    В разное время казачества-люди приходили в него.Но силой-никого не держали.Человек мог уйти,мог вернуться.Это было-в разные времена казачества.
  15. тундряк 23 августа 2016 15:53
    Цитата: тундряк
    Ну по любому спасибо за инфу!

    Цитата: Иван Тартугай
    Иван Тартугай

    Доходчиво и понятно!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня