За два года до братьев Райт

36


Если верить американским газетам начала прошлого века, то ровно 115 лет назад, 14 августа 1901 года, в городке Бриджпорт штата Коннектикут состоялся управляемый полет самолета, сделанного талантливым механиком-самоучкой Густавом Уайтхедом. Уайтхед был сыном немецких иммигрантов и в детстве носил фамилию Вайскопф, но по приезде в Америку изменил ее на английский манер. За свою жизнь он построил более 20 различных летательных аппаратов, среди которых были воздушные змеи, планеры, самолеты и даже вертолет. Двигатели к ним он тоже проектировал и делал сам.



Уайтхед разработал для своего аэроплана, который он называл "аэромобилем", оригинальную систему управления. Крылья аппарата при помощи веревочных тяг могли складываться подобно вееру. Конструктор рассчитывал, что он будет совершать развороты, слегка "поджимая" правую или левую плоскость и тем самым меняя ее подъемную силу, как это делают парящие птицы. Управление в вертикальной плоскости осуществлялось подъемом и опусканием хвоста, игравшего роль руля высоты.

Силовая установка представляла собой две паровые машины, каждая из которых работала на один винт. Интересной особенностью самолетов Уайтхеда было то, что при полностью сложенных крыльях они, по замыслу конструктора, могли просто ездить по земле как автомобили, для этого передние колеса шасси были сделаны ведущими, а задние - управляемыми и снабжены тормозами. Передача от двигателей переключалась с винтов на колеса и обратно.

По воспоминаниям друга и компаньона Уайтхеда по имени Луи Дарварич, первый полет "аэромобиля" под управлением самого Дарварича состоялся в апреле или в мае 1899 года в городе Питтсбург, причем аппарат якобы пролетел целых 750 метров, намного перекрыв результаты первых полетов братьев Райт. Правда, завершение эксперимента нельзя назвать удачным: Дарварич не справился с управлением, самолет врезался в трехэтажный дом и разлетелся вдребезги, а пилот на два месяца попал в госпиталь. Хотя факт аварии подтвердил прибывший на место происшествия пожарный Мартин Дэйвин, сторонники приоритета братьев Райт называют рассказ Дарварича о своем полете в Питтсбурге бездоказательным вымыслом.

Следующий аппарат №21 или "Тип 21" Уайтхед сделал по той же схеме, но не с паровыми машинами, а с двумя двухцилиндрорвыми двигателями внутреннего сгорания мощностью по 20 л.с., работавшими на ацетилене или светильном газе. Как уже говорилось, летные испытания этого аэроплана начались 14 августа 1901 года в Бриджпорте. Согласно заметке присутствовавшего на испытаниях репортера газеты "Бриджпорт Геральд" Дика Хауэлла, Уайтхеду, который в этот раз лично управлял машиной, удалось пролететь 800 метров и подняться на высоту 15 метров. При этом пилот несколько раз менял направление полета, чтобы избежать столкновений с деревьями.

Всего Уайтхед совершил не менее четырех успешных полетов, подтвержденных показаниями дюжины свидетелей, данными под присягой. Максимальное расстояние, которое ему удалось преодолеть по воздуху, составляло около двух километров, а максимальная высота - примерно 60 метров.

В отличие от предыдущего самолета Уайтхеда, от которого не осталось никаких документов и изображений, сохранился целый ряд фотографий "Типа 21". В 1986 году по ним была построена полноразмерная копия этого самолета, которая смогла оторваться от земли и пролететь 500 метров. Правда, вместо газовых моторов на ней стояли современные бензиновые двигатели той же мощности.

Сейчас многие исследователи склоняются к тому, что на основании имеющихся данных приоритет в осуществлении управляемого полета аппарата тяжелее воздуха должен перейти к Уайтхеду, однако наследники братьев Райт, а также руководство Национального музея авиации и космонавтики США по-прежнему утверждают об отсутствии убедительных доказательств.



Чертеж машины Уайтхеда №21 и один из его моторов. Каркас из дерева и бамбука был обтянут лакированным шелком, винты и колеса - деревянные, задняя кромка крыла - из проволоки. На виде сверху левая плоскость показана как в развернутом, так и в сложенном положении.



Уайтхед (второй слева) с друзьями возле своего аэроплана. Спереди на земле лежит газовый двигатель.



Аэроплан Уайтхеда №21, вид сверху.



Иллюстрация, сопровождавшая заметку о полетах Уайтхеда в газете "Бриджпорт Геральд". Зарисовка очевидца или фантазия художника?



Современная реконструкция аппарата Уайтхеда, сделанная для киносъемок.



Летающая реплика самолета Уайтхеда с бензиновыми моторами.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +5
    21 августа 2016 06:50
    Однако большинство серьезных историков авиации считают вымыслом сведения о якобы успешных полетах самолетов Уайтхеда в 1901-1902 гг. При этом приводятся следующие доводы:

    а) отсутствуют надежные доказательства полета - нет фотографий самолета в полете, показания "свидетелей" крайне противоречивы (один из двух очевидцев, названных в "Bridgeport Sundey Herald" от 18 августа 1901 г., публично отказался подтвердить факт полета), люди, близко знавшие изобретателя, ни разу не слышали от него о полетах в 1901-1902 гг.;
    б) по свидетельству одного из пионеров американского самолетостроения, Ч.Менли, видевшего самолет Уайтхеда № 21, его конструкция была очень непрочна и непременно сломалась бы при попытке полета;
    в) по словам многих, знавших в тот период Уайтхеда, его знания и мастерство были недостаточны, чтобы самостоятельно сконструировать пригодный для полета самолета двигатель.
    Однако главным доводом, указывающим на вымышленность истории о полетах 1901-1902 гг., является, на мой взгляд, то, что в дальнейшем Уайтхед не занимался развитием своих самолетов, показавших, по его словам, превосходные летные качества (аналогичных результатов конструкторам удалось добиться только в 1908), а стал строить примитивные и малоудачные планеры. Созданный им в 1906 г. самолет схемы "биплан" оказался неспособным к полетам.
    1. +3
      21 августа 2016 11:01
      отсутствуют надежные доказательства полета

      То же самое, что и "полёт на Луну".
      1. +3
        21 августа 2016 11:36
        Вот по таким ящикам, которые тащит в руках американский
        астронавт (они называются уголковые отражатели) , российские и
        другие ученые до сих пор калибруют приборы на Земле.
        1. +2
          21 августа 2016 14:46
          Может это и уголковые отражатели, НО ЛУНА КОРИЧНЕВАЯ! В школе лучше учится надо было! Вояка ох!
          1. 0
            21 августа 2016 16:28
            "НО ЛУНА КОРИЧНЕВАЯ! В школе лучше учится надо было!" ////

            Вы хотите фотки посвежее? 2009 год устроит?
            Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) облетал и фотографировал
            Луну с самой новой и мощной фотоаппаратурой, которая только
            существовала 7 лет назад.
            И фотки точно такого же цвета, как у астронавтов Аполло в 60-е годы.

            На фотке: место посадки Аполло-17.
            Кстати: 5 американских флагов стоят на Луне
            до сих пор, один упал. От них видны отчетливые длинные тонкие тени (тонкий стержень древка)
            на поверхности Луны.
          2. +1
            21 августа 2016 16:38
            Вот коллаж из 6 снимков, сделанных в 2009.
            Все 6 посадочных мест Аполло отчетливо видны.

            И индийский зонд фоткал некоторые из них, и японский.
            И советский луноход фоткали, кстати. И везде тот же цвет, и все остальное
            очень похоже на съемки 60-х годов.

            1. +2
              21 августа 2016 16:44
              Вояка, Вы утверждаете, что Луна серого цвета? И зачем мне снимки НАСА, которые давно разоблачили? И ещё. Наши вывешивали флаг РФ за пределы станции. Проторчал 2 года, потом в труху. А у Вас 40 лет стоит как новенький? И пыльных бурь на Луне нет, раз следы остались? А где следы советского лунохода? Ди и вообще, где сам луноход? Я сильно подозреваю, что пол слоем лунного песка.
        2. +1
          21 августа 2016 16:47
          А где звёзды??????
          С уважением
          1. +2
            21 августа 2016 17:12
            Американцы шваброй стёрли. laughing
          2. 0
            21 августа 2016 18:14
            Вот современный снимок: не видно никаких звезд.
            Как и 50 лет назад.

            1. +2
              21 августа 2016 18:21
              1. Очевидно, звёзды видно только с Земли.
              2. На фото Луна явно не серая, как на снимках НАСА. Бум спорить дальше или посмотрим кино?
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      21 августа 2016 13:35
      непонятно ,как скопировать текст на который надо ответить? Текст не выделяется.
  3. +2
    21 августа 2016 07:47
    Иллюстрация, сопровождавшая заметку о полетах Уайтхеда в газете "Бриджпорт Геральд". Зарисовка очевидца или фантазия художника?

    Возникают "глыбокие" сомнения в действительности первого полета на таком "аэромобиле". fellow
  4. +4
    21 августа 2016 10:39
    А вот самолёт Можайского действительно летал ещё до начала двадцатого века.
    1. +3
      21 августа 2016 10:57
      в сентябре 1876 года построил первую летающую модель самолета. Эта модель, названная им "летучкой", состояла из небольшой лодочки-фюзеляжа, к которой под углом была прикреплена одна прямоугольная несущая поверхность. Тягу модели создавали три воздушных винта, один из которых располагался в носу лодочки, а два других - в специально сделанных прорезях крыла. Винты приводились в движение скрученным резиновым жгутом или часовой пружиной. Для взлета и посадки модель имела четыре колеса, расположенных под фюзеляжем. Модель совершала устойчивые полеты со скоростью свыше 5 м/сек. Известный инженер-кораблестроитель, член Морского технического комитета, полковник П.А. Богословский писал по этому поводу: "Изобретатель весьма верно решил давно стоящий вопрос воздухоплавания. Аппарат, при помощи своих двигательных снарядов, не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полета аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении...

      Не надо расхваливать то, что сделано позже Русских на четверть века , причём гораздо хуже.
  5. +1
    21 августа 2016 10:40
    блин кому интересно изучать чужую историю самолётостроения ,да ещё и мало достоверную?
    1. AUL
      +1
      21 августа 2016 11:28
      Если вам это не интересно, зачем читали, да еще и комментировали? Но есть люди(и немало), котрым это интересно!
      1. 0
        21 августа 2016 12:20
        как видите таких "людей" почти нет laughing
        а что касается почему коментирую? Ну дык коментирую не по содержанию ,а по форме. Надо изучать свою историю,а американскую пускай американцы изучают.
        1. 0
          21 августа 2016 14:50
          Вот это вы феерическую глупость сморозили. История не может быть "нашей" и "не нашей".
          1. 0
            21 августа 2016 15:54
            почему не может? кто с этой истории имеет ,того она и есть.Про баерашлёцерамилера слыхали?
            1. 0
              21 августа 2016 16:58
              И что я должен был о них слыхать? Или не должен?
              Вы говорите о пропаганде, а называете ее историей.
            2. 0
              21 августа 2016 16:58
              И что я должен был о них слыхать? Или не должен?
              Вы говорите о пропаганде, а называете ее историей.
  6. +1
    21 августа 2016 12:19
    При таком размахе крыла, взлетная скорость должна быть приличной. имхо
  7. +1
    21 августа 2016 13:23
    Цитата: voyaka uh
    Вот по таким ящикам, которые тащит в руках американский
    астронавт (они называются уголковые отражатели) , российские и
    другие ученые до сих пор калибруют приборы на Земле.


    это ложь попасть лазерным лучём с земли через атмосферу ,которая преломляет свет на 300тыс.км. в объект угловой размер ,которого представляет из себя тысячные доли угловой секунды НЕВОЗМОЖНО. Это ложь ,которую распространяют не для соображающих людей ,а плебсу ,которые не соображают и не могут проверить. Впрочем ссылку давайте.
    1. 0
      21 августа 2016 13:42
      Где-то читал, что лазерный луч с Земли, оставит на Луне пятно диаметром 3км. Так что, имея подходящие приборы....легко.
      1. +1
        21 августа 2016 15:52
        ссылку,давай...
      2. +1
        21 августа 2016 18:21
        Вот, кстати, тоже уникальный исторический кадр:
        советский луноход съезжает на поверхность Луны.
        И тоже: звезд не видно, Луна не коричневая.
        Мосфильм сговорился с Голливудом, видимо. smile
        1. +2
          21 августа 2016 18:55
          смешно ,а кто снимает луноход? Кстати снимок чёрнобелый поэтому коричневым быть не может.
  8. 0
    21 августа 2016 18:12
    Советский луноход сфоткали точно так же, как и многочисленные
    предметы с мест посадок Аполло. Ничего не стало ни с советским Луноходом,
    ни с американскими Роверами. Уголковые отражатели тех лет, как американские,
    так и советские работают уже 50 лет без проблем - по ним калибруют предметы
    на Земле.
    Снимки 2009-2010 года никто не опровергал. Даже японскому зонду не удалось получить
    лучшее качество.
    1. +1
      21 августа 2016 18:27
      Так почему китайский "Нефритовый заяц" передал кадры коричневой Луны? Назло янки и евреям?
    2. 0
      21 августа 2016 18:59
      насчёт калибровок лазерных ,я тебя просил ссылку.
  9. 0
    21 августа 2016 18:33
    Можайского упомянули, надо бы и Крякутного вспомнить.
  10. 0
    21 августа 2016 19:02
    vicvladol,
    ну раз не слыхали ,то что вы вообще можете знать об истории?
    1. 0
      22 августа 2016 10:38
      Вы придумали за меня ответ и сделали из него категоричный вывод. Класс! Чтож, в ведении дискуссии Вы волне самодостаточны. PS: В ветке ответить нельзя было? (Это риторический вопрос)
  11. Комментарий был удален.
  12. 0
    21 августа 2016 22:42
    А окошко для коментов специально перенесли наверх, чтоб коменты писали никого не читая? Советская пропаганда не опускалась до отрицания американских полётов на Луну, потому что в те времена никому и в голову не приходило такое мракобесие.
  13. 0
    21 августа 2016 22:50
    Если копия летала, есть большая доля вероятности, что и оригинал мог. Кстати, движки не такие уж и массивные на вид. А 40 лошадок для одноместного аппарата вполне достаточно. Интересно, где-нибудь есть характеристики аппарата по подробнее?