Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Латание пробоин

В минувшем году Андреевский флаг видели у берегов сирийской Латакии, греческого Корфу, в других регионах мира. ВМФ получил оперативный простор. Современные боевые корабли, созданные гением конструкторов и судостроителей, нуждаются в ремонте сложнейших систем и оборудования. Чтобы флоты могли выполнять поставленные задачи в полном объеме и в назначенное время, необходим сложнейший комплекс технического обеспечения ВМФ, являющийся неотъемлемой составной частью обустройства театров военных действий на морских и океанских направлениях.

Сразу оговоримся: ТВД, несомненно, является боевой системой, совокупностью ударной, управляющей, обеспечивающей и обслуживающей подсистем, предназначенных для решения боевых задач.

В СССР существовала логически выстроенная система технического обеспечения военно-морских сил государства. Заводы ВМФ были загружены срочными внеплановыми заказами по устранению отказов, выполнению навигационных, доковых, текущих и средних ремонтов кораблей и судов советского флота, морских частей пограничных войск. Это обстоятельство обусловлено тем, что заводы дислоцировались в оперативной зоне ТВД по месту базирования соединений. В любое время дня и ночи квалифицированные специалисты были готовы убыть доступным транспортом в назначенную базу или корабль ошвартовывался к причальной стенке СРЗ. Особой необходимости в создании и развитии инфраструктуры для проведения войскового ремонта не существовало.


Сегодня же комплексный средний ремонт способны произвести только предприятие «Звездочка» в Северодвинске и с некоторыми ограничениями 13-й СРЗ в Севастополе.

Что же мы имеем? После непоследовательных, разрозненных по целям и задачам реформ Вооруженных Сил РФ техническое обеспечение военно-морских сил страны как единая подсистема и органы управления ею исчезли из поля деятельности ВМФ. В итоге вышло, что в действующих положениях о деятельности существующих органов заместителя главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению, начальника Главного технического управления ВМФ нет и намека на выполнение функций ТО.

Как тут не вспомнить отлитую в граните фразу «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Заметим: в сухопутных войсках удалось наработанное сохранить. Например, Главное автобронетанковое (ГАБТУ) и Главное ракетно-артиллерийское (ГРАУ) управления целиком и полностью выполняют функции технического обеспечения своего рода войск и несут полную ответственность за текущее состояние ВВСТ по предписанной номенклатуре. Существуют и плодотворно работают Омский военный автобронетанковый инженерный институт, Пензенский артиллерийский военный инженерный институт, в которых готовят специалистов технического обеспечения Сухопутных войск.

Но в ВМФ этот комплекс находится вне зоны влияния важнейшего государственного института, отдельного особого вида Вооруженных Сил – Военно-морского флота.

«Бывшая» отрасль

Корабль не танк, не самолет и не баллистическая ракета. Современный крейсер – сложнейшая антропотехническая система, созданная на основе противоречивых и вместе с тем компромиссных технических решений. Его боевая способность обеспечивается как проектными решениями, так и обширной сферой влияния комплекса мероприятий организационного и технического характера, то есть ТО жизненного цикла судна.

Латание пробоинТекущее состояние корабля определяет его способность выполнять заданные функции. Он может находиться в исправном, работоспособном или боеготовом техническом состоянии, в отдельных случаях в предельном техническом состоянии.

Уточним – исправным считается то, при котором корабль соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Следовательно, неисправным он будет в том случае, когда его состояние не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Переход корабля из одного технического состояния в другое обычно происходит вследствие сбоя, повреждения или отказа. К ним приводят дефекты – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Наиболее опасны по последствиям дефекты скрытые, когда требования по их предупреждению не установлены, но вероятность их возникновения при эксплуатации кораблей довольно высока.

В условиях постоянного противоречивого и компромиссного принятия решений при проектировании и строительстве кораблей допуски скрытых дефектов весьма возможны. Об этом свидетельствуют гибель подводных лодок К-8 проекта 627А в 1970 году и К-278 «Комсомолец» проекта 685 в 1989-м. Или сомнительное, противоречивое требование сохранения надводной плавучести ПЛ при затоплении одного из отсеков. В 1981 году при входе во владивостокскую бухту Золотой Рог на траверзе мыса Скрыплева при столкновении с судном затонула подводная лодка С-178 проекта 613. Хотя через пробоину прочного корпуса был затоплен только шестой отсек.

Проводником эксплуатационных дефектов служит неукротимый, неустанный физический износ. Пределом развития такого рода дефектов являются назначенные ресурсы и сроки службы как отдельных элементов функциональных блоков, так и корабля в целом. Было бы крайне желательно пользоваться не назначенными ресурсными показателями, а технически обоснованными или опытно-статистическими нормативами. В назначенных показателях заложен довольно приличный резерв численных значений, что вызывает неодолимое желание принять волевые решения на продление ресурса.

По истечении численных значений ресурсных показателей корабль подлежит постановке в заводской ремонт. При его текущем ремонте восстанавливается значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствующие требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. При среднем корабль приводится в исправное техническое состояние, происходит частичное восполнение ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры, выполняемым в объеме, определенном нормативно-технической документацией.

При капитальном ремонте речь идет о полном или близком к нему восстановлении ресурса изделия с заменой при необходимости любых его частей, включая базовые. Значения, близкие к полному ресурсу, также устанавливаются в нормативно-технической документации.

Следует огласить классические определения технических терминов, поскольку в последнее время появилось множество халтурных вариантов. Например: средний ремонт производится с целью восстановления свойств корабля до заданных значений с заменой или восстановлением оружия, технических средств и корпусных конструкций. Его делают профильные предприятия с привлечением личного состава корабля для выполнения отдельных работ. Текущий ремонт предусматривает поддержание свойств корабля в заданных пределах с заменой или восстановлением отдельных быстро изнашивающихся технических средств и корпусных конструкций. Он ведется на предприятиях, для отдельных работ может привлекаться команда корабля.

Политика с дефектами

Размытые трактовки видов ремонта порождают и полную неопределенность его целей и задач.

В отличие от других видов и родов Вооруженных Сил в ВМФ войсковой ремонт как термин и вид был исключен из лексики и практики.

После ликвидации промышленной отрасли военного судоремонта потребность в нем не иссякла. И замена нашлась. Появилось множество организационно разобщенных, малочисленных, узкоспециализированных, слабо технологически оснащенных и при этом не обремененных основными фондами обществ с ограниченной ответственностью.

Привлекая по подряду судоремонтников бывшей отрасли, они способны оперативно устранить отказ отдельных корабел ьных элементов, но только в области своей специализации. В итоге корабли и суда ВМФ постепенно вовлекаются в бесконечный процесс латания дыр. Таким образом, проблемы ресурса ВМФ становятся не только технической или экономической, но и стратегической категорией.

В то же время текущее состояние боевых кораблей, судов гидрографии и вспомогательного флота нельзя признать удовлетворительным.

Блудливое искажение азбучных истин технической политики неизбежно приведет к утрате боевого потенциала ВМФ.

Причина происшествий, катастроф и аварий кораблей и судов ВМФ РФ одна – проявляются допущенные дефекты. И самое главное – тонким слоем «размазывается» ответственность среди всех участников этапов проектирования и строительства кораблей. Тут есть «лекарство» – комплекс специальных мероприятий. Его разработка с последующим внедрением предотвратит появление конструкторских и производственных дефектов. Контроль исполнения мероприятий должен быть как внутренний, так и внешний.

В Военно-морском флоте России во все времена по всем жизненно важным функциям исповедовалась конструктивная, умеренная, консервативная политика. Она объективна, как существование любого корабля. Но ничего не изменится, слова останутся на бумаге до тех пор, пока не будет создан организационно-правовой орган, штатная структура ВМФ, которая выработает и внедрит комплекс мероприятий техполитики в повседневную деятельность флота, пока не будет создано широкое поле деятельности по совершенствованию технической политики ВМФ России.

Рыночные вихри возбуждают турбулентное движение мыслей в головах действующего поколения моряков. В поисках истины пора бы привлечь к делу опыт всех, кому дороги память о службе в Военно-морском флоте России, честь и достоинство флотского офицера.
Автор: Юрий Петров
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/31871


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. Sauron 19 августа 2016 13:21
    Тут уже от президента зависит и от Шойгу!
    1. NIKNN 19 августа 2016 13:41
      Печальная история..., В соседней ветке ГКЧП вспомнили, вот где решение проблемы было бы ...., но вот "бы" не пришьешь к сегодняшней ситуации...
  2. амурец 19 августа 2016 13:27
    <<Причина происшествий, катастроф и аварий кораблей и судов ВМФ РФ одна – проявляются допущенные дефекты. И самое главное – тонким слоем «размазывается» ответственность среди всех участников этапов проектирования и строительства кораблей.>>
    Вот это самое главное,никто не хочет нести ответственность.Избавились от ОТК,мешало производству,не знаю, везде ли есть военная приёмка?А контролировать выпущенную продукцию надо и проверять на соответствие комплектующих,качество металла и по другим параметрам.Сейчас любыми средствами пытаются поставить,чтобы было выгоднее,дешевле,проще поставить.А примеры к чему это приводит у всех на слуху.
  3. nik-karata 19 августа 2016 13:39
    Правильно автор заметил про ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! У нас нигде и никогда нет ответственного ЛИЦА, только ИП, ООО, ОАО и прочая. Ответственным должно быть именно ЛИЦО с которого и можно спросить по всей строгости. И это ЛИЦО должно нести всю полноту ответственности не взирая на лица (прошу прощения за каламбур). А то, как лицо вдруг "приближённое" к телу, так и спросу нет. Живых примеров достаточно.
  4. армеец2 19 августа 2016 14:23
    Сразу оговоримся: ТВД, несомненно, является боевой системой, совокупностью ударной, управляющей, обеспечивающей и обслуживающей подсистем, предназначенных для решения боевых задач.

    Оговариваться не надо. Театр военных действий - это территория с воздушным и космическим пространством над ним. Не надо путать ТВД и оперативное оборудование ТВД.
    Рыночные вихри возбуждают турбулентное движение мыслей в головах действующего поколения моряков.

    Как говорил Хрюн Моржов: "Мощно задвинул, внушает!"
    Многого у нас в стране нет. Но "экспертов" явный избыток.
    1. Parsec 19 августа 2016 14:26
      Цитата: армеец2
      Многого у нас в стране нет. Но "экспертов" явный избыток.


      Точно.
  5. chunga-changa 19 августа 2016 14:27
    "У семи нянек дитя без глаза". Последствия "реформ" и "оптимизации", корабль силами экипажа не починишь, запчасти на местном авторынке не купишь. Конечно нужно собирать ВМС обратно в кучу и подчинять командующему, а то понапридумывали командований, а кто отвечает за всё - не понятно.
  6. NordUral 19 августа 2016 14:36
    Рыночные вихри возбуждают турбулентное движение мыслей в головах действующего поколения моряков. В поисках истины пора бы привлечь к делу опыт всех, кому дороги память о службе в Военно-морском флоте России, честь и достоинство флотского офицера.

    Эти рыночные завихрения пора сливать в унитаз истории и возвращаться к плановой экономике с элементами рынка в потребительском секторе экономики.
  7. Верден 19 августа 2016 15:07
    Совершенно очевидно, что без развития инфраструктуры для содержания и ремонта флота строительство любых, даже самых мощных и современных кораблей обернётся пшиком. Корабль на коленке не отремонтируешь и к построенному силами экипажа деревянному пирсу не приткнёшь. Развитие же ремонтной базы станет возможно лишь при регулярном размещении заказов на ремонт и обслуживание плюс, с учётом потерянных лет, необходимы серьёзные денежные вливания. Будет это сделано - будет у России флот. Нет- получим лишь кучу железа сомнительной боеспособности. Пусть и современного. request
  8. Zomanus 20 августа 2016 06:04
    Блин, как вы задолбали, нытики фиговы.
    Да строится флот. Строится ну практически с нуля.
    Только перед тем, как корабли спускать на воду, нужно подготовить судостроительную отрасль.
    На которую всем по... было все постсоветские годы.
    Подлодки и авиация с ракетами у всех на слуху,
    а что у нас с военным караблестроением было?
    Да нифига, мягко выражаясь. Вот это нифига сейчас и выправляется, с самых азов.
  9. Ремонтник 20 августа 2016 10:53
    Автор прав, в настоящее время Роснефть пытается забрать 195 завод в Североморске, который единственный на севере ремонтирует вооружение кораблей и подводных лодок, в том числе перископы. Передача его уничтожит подготовку кораблей СФ к боевой службе и перепрофилирует предприятие на утилизацию и перегрузку нефти. Непонятно куда смотрит Совет безопасности?
  10. Галеон 22 августа 2016 18:18
    Хотел бы добавить один штришок к правильным мыслям автора статьи. И в советские времена средний ремонт корабля был подобен его клинической смерти: флот лишался боевой единицы на 1,5-3 (!!!!) года, а экипаж после окончания ремонта приходилось создавать заново неимоверными усилиями офицерского состава. Сколько в настоящее время стоит в ремонте кораблей? Ну наверное мы здесь можем посчитать, напрягшись. Каковы сроки окончания работ и ввода кораблей в строй? На это не ответит ни один руководитель ОСК. Когда при Союзе кораблей 1 ранга были десятки, возможно, это было терпимо. При нынешнем положении дел - это должно быть неприемлемо. Поэтому всех руководителей этой нелепой ОСК всеми возможными рычагами я бы ставил в позу бегущего египтянина не для совершения противоестественных действий, а для такой экзекуции, чтобы ее результатом стал утвержденный и незыблемый алгоритм действий, ответственности и технологий по ремонту боевых пароходов в кратчайшие сроки и с жестким контролем качества на всех этапах.
    Что, нельзя так сделать? Да можно! Позовите спецов из питерской корабелки, из ГШ ВМФ - они сделают такой документ. Ну а дальше спрос по полной программе. Деньги за ремонт берут по полной - так же и отвечать.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня