Латание пробоин

В минувшем году Андреевский флаг видели у берегов сирийской Латакии, греческого Корфу, в других регионах мира. ВМФ получил оперативный простор. Современные боевые корабли, созданные гением конструкторов и судостроителей, нуждаются в ремонте сложнейших систем и оборудования. Чтобы флоты могли выполнять поставленные задачи в полном объеме и в назначенное время, необходим сложнейший комплекс технического обеспечения ВМФ, являющийся неотъемлемой составной частью обустройства театров военных действий на морских и океанских направлениях.

Сразу оговоримся: ТВД, несомненно, является боевой системой, совокупностью ударной, управляющей, обеспечивающей и обслуживающей подсистем, предназначенных для решения боевых задач.


В СССР существовала логически выстроенная система технического обеспечения военно-морских сил государства. Заводы ВМФ были загружены срочными внеплановыми заказами по устранению отказов, выполнению навигационных, доковых, текущих и средних ремонтов кораблей и судов советского флота, морских частей пограничных войск. Это обстоятельство обусловлено тем, что заводы дислоцировались в оперативной зоне ТВД по месту базирования соединений. В любое время дня и ночи квалифицированные специалисты были готовы убыть доступным транспортом в назначенную базу или корабль ошвартовывался к причальной стенке СРЗ. Особой необходимости в создании и развитии инфраструктуры для проведения войскового ремонта не существовало.

Сегодня же комплексный средний ремонт способны произвести только предприятие «Звездочка» в Северодвинске и с некоторыми ограничениями 13-й СРЗ в Севастополе.

Что же мы имеем? После непоследовательных, разрозненных по целям и задачам реформ Вооруженных Сил РФ техническое обеспечение военно-морских сил страны как единая подсистема и органы управления ею исчезли из поля деятельности ВМФ. В итоге вышло, что в действующих положениях о деятельности существующих органов заместителя главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению, начальника Главного технического управления ВМФ нет и намека на выполнение функций ТО.

Как тут не вспомнить отлитую в граните фразу «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Заметим: в сухопутных войсках удалось наработанное сохранить. Например, Главное автобронетанковое (ГАБТУ) и Главное ракетно-артиллерийское (ГРАУ) управления целиком и полностью выполняют функции технического обеспечения своего рода войск и несут полную ответственность за текущее состояние ВВСТ по предписанной номенклатуре. Существуют и плодотворно работают Омский военный автобронетанковый инженерный институт, Пензенский артиллерийский военный инженерный институт, в которых готовят специалистов технического обеспечения Сухопутных войск.

Но в ВМФ этот комплекс находится вне зоны влияния важнейшего государственного института, отдельного особого вида Вооруженных Сил – Военно-морского флота.

«Бывшая» отрасль

Корабль не танк, не самолет и не баллистическая ракета. Современный крейсер – сложнейшая антропотехническая система, созданная на основе противоречивых и вместе с тем компромиссных технических решений. Его боевая способность обеспечивается как проектными решениями, так и обширной сферой влияния комплекса мероприятий организационного и технического характера, то есть ТО жизненного цикла судна.

Латание пробоинТекущее состояние корабля определяет его способность выполнять заданные функции. Он может находиться в исправном, работоспособном или боеготовом техническом состоянии, в отдельных случаях в предельном техническом состоянии.

Уточним – исправным считается то, при котором корабль соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Следовательно, неисправным он будет в том случае, когда его состояние не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Переход корабля из одного технического состояния в другое обычно происходит вследствие сбоя, повреждения или отказа. К ним приводят дефекты – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Наиболее опасны по последствиям дефекты скрытые, когда требования по их предупреждению не установлены, но вероятность их возникновения при эксплуатации кораблей довольно высока.

В условиях постоянного противоречивого и компромиссного принятия решений при проектировании и строительстве кораблей допуски скрытых дефектов весьма возможны. Об этом свидетельствуют гибель подводных лодок К-8 проекта 627А в 1970 году и К-278 «Комсомолец» проекта 685 в 1989-м. Или сомнительное, противоречивое требование сохранения надводной плавучести ПЛ при затоплении одного из отсеков. В 1981 году при входе во владивостокскую бухту Золотой Рог на траверзе мыса Скрыплева при столкновении с судном затонула подводная лодка С-178 проекта 613. Хотя через пробоину прочного корпуса был затоплен только шестой отсек.

Проводником эксплуатационных дефектов служит неукротимый, неустанный физический износ. Пределом развития такого рода дефектов являются назначенные ресурсы и сроки службы как отдельных элементов функциональных блоков, так и корабля в целом. Было бы крайне желательно пользоваться не назначенными ресурсными показателями, а технически обоснованными или опытно-статистическими нормативами. В назначенных показателях заложен довольно приличный резерв численных значений, что вызывает неодолимое желание принять волевые решения на продление ресурса.

По истечении численных значений ресурсных показателей корабль подлежит постановке в заводской ремонт. При его текущем ремонте восстанавливается значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствующие требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. При среднем корабль приводится в исправное техническое состояние, происходит частичное восполнение ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры, выполняемым в объеме, определенном нормативно-технической документацией.

При капитальном ремонте речь идет о полном или близком к нему восстановлении ресурса изделия с заменой при необходимости любых его частей, включая базовые. Значения, близкие к полному ресурсу, также устанавливаются в нормативно-технической документации.

Следует огласить классические определения технических терминов, поскольку в последнее время появилось множество халтурных вариантов. Например: средний ремонт производится с целью восстановления свойств корабля до заданных значений с заменой или восстановлением оружия, технических средств и корпусных конструкций. Его делают профильные предприятия с привлечением личного состава корабля для выполнения отдельных работ. Текущий ремонт предусматривает поддержание свойств корабля в заданных пределах с заменой или восстановлением отдельных быстро изнашивающихся технических средств и корпусных конструкций. Он ведется на предприятиях, для отдельных работ может привлекаться команда корабля.

Политика с дефектами

Размытые трактовки видов ремонта порождают и полную неопределенность его целей и задач.

В отличие от других видов и родов Вооруженных Сил в ВМФ войсковой ремонт как термин и вид был исключен из лексики и практики.

После ликвидации промышленной отрасли военного судоремонта потребность в нем не иссякла. И замена нашлась. Появилось множество организационно разобщенных, малочисленных, узкоспециализированных, слабо технологически оснащенных и при этом не обремененных основными фондами обществ с ограниченной ответственностью.

Привлекая по подряду судоремонтников бывшей отрасли, они способны оперативно устранить отказ отдельных корабел ьных элементов, но только в области своей специализации. В итоге корабли и суда ВМФ постепенно вовлекаются в бесконечный процесс латания дыр. Таким образом, проблемы ресурса ВМФ становятся не только технической или экономической, но и стратегической категорией.

В то же время текущее состояние боевых кораблей, судов гидрографии и вспомогательного флота нельзя признать удовлетворительным.

Блудливое искажение азбучных истин технической политики неизбежно приведет к утрате боевого потенциала ВМФ.

Причина происшествий, катастроф и аварий кораблей и судов ВМФ РФ одна – проявляются допущенные дефекты. И самое главное – тонким слоем «размазывается» ответственность среди всех участников этапов проектирования и строительства кораблей. Тут есть «лекарство» – комплекс специальных мероприятий. Его разработка с последующим внедрением предотвратит появление конструкторских и производственных дефектов. Контроль исполнения мероприятий должен быть как внутренний, так и внешний.

В Военно-морском флоте России во все времена по всем жизненно важным функциям исповедовалась конструктивная, умеренная, консервативная политика. Она объективна, как существование любого корабля. Но ничего не изменится, слова останутся на бумаге до тех пор, пока не будет создан организационно-правовой орган, штатная структура ВМФ, которая выработает и внедрит комплекс мероприятий техполитики в повседневную деятельность флота, пока не будет создано широкое поле деятельности по совершенствованию технической политики ВМФ России.

Рыночные вихри возбуждают турбулентное движение мыслей в головах действующего поколения моряков. В поисках истины пора бы привлечь к делу опыт всех, кому дороги память о службе в Военно-морском флоте России, честь и достоинство флотского офицера.
Автор:
Юрий Петров
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/31871
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти