Оборонный потенциал Индии на снимках Google earth. Часть 1-я



Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), расходы Индии на оборонные цели за 2015 год составили $ 55,5 млрд. По этому показателю Индия находится на шестом месте, немного уступая Великобритании. Притом, что военный бюджет Индии меньше на $15 млрд, чем у России, эта страна умудряется реализовывать собственные, весьма амбициозные программы разработки техники и вооружения и закупать за рубежом самое совершенное оружие, включая авианосцы и современные реактивные истребители. Индия занимает первое место в мире по объёму импорта вооружений. Всего в вооруженных силах Индии служит около 1 млн. 100 тыс. человек. Столь крупные расходы на оборону и многочисленные вооруженные силы объясняются неурегулированными территориальными спорами с соседями – Пакистаном и КНР, а также проблемами с разного рода экстремистами и сепаратистами. В последние десятилетия вооруженные силы Индии укрепляются очень высокими темпами. В войска поступают новые образцы вооружения, строятся новые аэродромы, полигоны и испытательные центры. Всё это можно наблюдать на спутниковых снимках.

Сухопутные войска Индии весьма многочисленны и являются основой вооруженных сил, в них служат около 900 тыс. человек. В составе Сухопутных войск имеется: 5 военных округов, 4 полевые армии, 12 армейских корпусов, 36 дивизий (18 пехотных , 3 бронетанковые, 4 быстрого реагирования, 10 горнопехотных, 1 артиллерийская), 15 отдельных бригад (5 бронетанковых, 7 пехотных, 2 горнопехотные, 1 воздушно-десантная), 4 зенитные артиллерийские и 3 инженерные бригады, отдельный ракетный полк. В армейской авиации 22 эскадрильи, где имеется 150 транспортно-боевых вертолётов HAL Dhruv, 40 многоцелевых HAL SA315B и более 20 противотанковых HAL Rudra.


Индийская армия обладает внушительным бронетанковым парком. В войсках имеется 124 танка собственной разработки «Арджун», 1250 современных российских ОБТ Т-90 и более 2000 советских Т-72М. Кроме того, на хранении до сих пор находится более 1000 танков Т-55 и «Виджаянта». Пехота передвигается под защитой брони 1800 БМП-2 и 300 колёсных БТР. Примерно 900 советских танков Т-55 переоборудованы в тяжелые гусеничные БТР.

Артиллерийский парк индийской армии весьма разнообразен: 100 САУ «Катапульта» (130-мм М-46 на шасси танка «Виджаянта»), имеется около 200 советских 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и английских 105-мм САУ «Аббот». После победы в конкурсе на 155-мм САУ южнокорейской САУ K9 Thunder в войска поставлено более 100 таких самоходок. Помимо САУ, в войсках и на хранении имеется около 7 000 буксируемых орудий различных калибров и 7 000 81-120-мм минометов. С 2010 года Индия ведёт переговоры с США о приобретении 155-мм гаубиц М-777. Похоже, что сторонам удалось договориться, и гаубицы поступят на вооружение частей, предназначенных для действий в горных районах. РСЗО представлены российскими 300-мм «Смерч» (64 установки), советскими 122-мм «Град» и индийскими 214-мм «Пинака», соответственно, 150 и 80 машин. В противотанковых подразделениях имеется более 2000 ПТРК: «Корнет», «Конкурс», «Милан» и примерно 40 самоходных ПТРК «Намика» (индийский ПТРК «Наг» на шасси БМП-2) и «Штурм».

Противовоздушная оборона Сухопутных войск обеспечивается ЗСУ-23-4 «Шилка» (70), ЗРПК «Тунгуска» (180), ЗРК «Оса-АКМ» (80) и «Стрела-10» (250). Все ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант советского ЗРК «Куб») в настоящий момент списаны ввиду выработки ресурса. Для их замены предназначен ЗРК «Акаш», этот комплекс создан в Индии на базе ЗРК «Квадрат» и только начал поступать на вооружение. Для ПВО небольших подразделений имеется около 3000 ПЗРК «Игла».

По мере возможности индийское руководство старается наладить собственное производство и модернизацию военной техники. Так, в городе Авади штате Тамилнад на заводе HVF ведётся сборка танков Т-90 и «Арджун».


Снимок Google earth: танки на заводе HVF в Авади


В середине 90-х на вооружение индийских ракетных частей поступил оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) с жидкостной ракетой «Притхви-1» с максимальной дальностью пуска – 150 км. При создании этой ракеты индийскими конструкторами использовались технические решения, реализованные в зенитной ракете советского противовоздушного комплекса С-75. Через 10 лет индийский ракетный арсенал пополнил ОТРК «Притхви-2» с максимальной дальностью стрельбы более 250 километров. В случае размещения на индийско-пакистанской границе, ОТРК «Притхви-2» способны простреливать около четверти территории Пакистана, включая Исламабад.

Создание индийских баллистических ракет с двигателями на твердом топливе началась в начале 80-х, первой стала ОТР «Агни-1» с дальностью пуска до 700 км. Она предназначена для устранения разрыва между ОТР «Притхви-2» и баллистическими ракетами средней дальности (БРСД). Вскоре за «Агни-1» последовала двухступенчатая БРСД «Агни-2». В ней частично используются элементы ракеты «Агни-1». Дальность пуска «Агни-2» превышает 2500 км. Транспортировка ракеты осуществляется на железнодорожной или автомобильной платформе.

Согласно иностранным экспертным оценкам, в Индии на данный момент имеется более 25 ракет средней дальности «Агни-2». Следующей в семействе стала «Агни-3», эта ракета способна отправить боеголовку на дальность более 3500 км. В зоне её поражения находятся такие крупные китайские города, как Пекин и Шанхай.

В 2015 году появилась информация об успешных испытаниях первой индийской трёхступенчатой твердотопливной ракеты «Агни-5». По заявлению индийских представителей, она способна доставить боевую часть массой 1100 кг на расстояние более 5500 км. Предположительно, «Агни-5» с массой более 50 т предназначена для размещения в защищённых шахтных пусковых установках (ШПУ). Ожидается, что первые ракеты этого типа могут быть поставлены на боевое дежурство в ближайшие 3-4 года.

Лётно-конструкторские испытания баллистических ракет в Индии осуществляется на полигонах: Тхумба, Шрихарикота и Чандипур. Крупнейшим является полигон Шрихарикота, где проходят испытания тяжелые ракеты, и откуда осуществляются запуски индийских космических аппаратов.


Снимок Google earth: испытательная ракетная позиция на острове Шрихарикота


В данный момент ракетный полигон на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе на юге штата Андхра-Прадеш имеет статус космодрома. Современное название «Космический центр имени Сатиша Дхавана» он получил в 2002 году в честь главы Индийской организации космических исследований после его смерти.


Снимок Google earth: пусковой комплекс на острове Шрихарикота


Сейчас на острове Шрихарикота функционируют две действующие стартовые площадки для ракет-носителей среднего и лёгкого класса, введенные в строй в 1993 и в 2005 году. На 2016 год запланирована постройка третьей стартовой позиции.

Баллистические ракеты рассматриваются в Индии в первую очередь как средство доставки ядерного оружия. Практические работы по созданию ядерного оружия в Индии начались в конце 60-х. Первое ядерное испытание с символичным названием – «Улыбающийся Будда» состоялось 18 мая 1974 года. По заявлению индийских представителей (официально это был «мирный» ядерный взрыв), мощность ядерного взрывного устройства составила 12 кт.


Снимок Google earth: место проведения первого ядерного взрыва на полигоне Покаран


В отличие от первых китайских ядерных взрывов, индийское испытание на полигоне Покаран в пустыне Тар было подземным. На месте взрыва первоначально образовался кратер диаметром около 90 метров и глубиной 10 метров. Судя по всему, уровень радиоактивности в этом месте сейчас не сильно отличается от естественного фона. На спутниковом снимке видно, что кратер, образовавшийся в результате ядерного испытания, зарос кустарником.

Основным индийским центром по реализации ядерной оружейной программы является Тромбейский атомный центр (Центр ядерных исследований имени Хоми Баба). Здесь ведется выработка плутония, разработка и сборка ядерных боеприпасов и исследования в области безопасности ядерного оружия.


Снимок Google earth: Тромбейский атомный центр


Первыми индийскими образцами ядерного оружия были плутониевые атомные авиационные бомбы мощностью от 12 до 20 кт. В середине 90-х назрела необходимость модернизации ядерного потенциала Индии. В связи с этим руководство страны приняло решение об отказе к присоединению к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, формально сославшись на отсутствие в нём положения об обязательной ликвидации всеми ядерными державами в конкретные сроки накопленных запасов ядерного оружия. Ядерные испытания в Индии возобновились 11 мая 1998 года. В этот день на полигоне Покаран было испытано три ядерных устройства мощностью 12-45 кт. По мнению ряда экспертов, мощность последнего термоядерного заряда была преднамеренно снижена относительно проектного значения (100 кт) с целью избежать выброса радиоактивных веществ в атмосферу. 13 мая были взорваны два заряда мощностью 0,3-0,5 кт. Это свидетельствует о том, что в Индии ведутся работы по созданию миниатюрных ядерных боеприпасов «поля боя», предназначенных для «ядерной артиллерии» и тактических ракет.


Снимок Google earth: укреплённое хранилище боеприпасов в окрестностях аэродрома Пуна

Согласно иностранным экспертным оценкам, опубликованным в Индии на данный момент, выработано около 1200 кг оружейного плутония. Хотя этот объём сравним с суммарным количеством плутония, полученным в Китае, по числу ядерных боеголовок Индия существенно уступает КНР. Большинство экспертов сходится в том, что в Индии имеется 90—110 готовых к применению ядерных боеприпасов. Большая часть ядерных боезарядов хранится отдельно от носителей в укреплённых подземных погребах в районах Джодхпур (штат Раджастан) и Пуна (штат Махараштра).

Создание и принятие на вооружение в Индии ядерного оружия объясняется противоречиями с соседними Пакистаном и Китаем. С этими странами в прошлом неоднократно имели место вооруженные конфликты, и Индии требовался козырь для защиты своих национальных интересов и территориальной целостности. Кроме того, первое ядерное испытание в КНР осуществлено на 10 лет раньше, чем в Индии.

Первым средством доставки индийских ядерных бомб были бомбардировщики британского производства «Канберра». В связи с этой специфичной ролью безнадёжно устаревшие дозвуковые бомбардировщики с прямым крылом оставались на вооружении до середины 90-х годов. В настоящий момент в составе ВВС Индии (Indian Air Force) насчитывается около 1500 самолётов, вертолётов и БПЛА, из них более 700 истребителей и истребителей-бомбардировщиков. В ВВС имеются 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации. Это ставит Индию на четвёртое место среди крупнейших военно-воздушных сил мира (после США, России и КНР). Однако Индия существенно превосходит Россию по имеющейся сети аэродромов с твёрдым покрытием. ВВС Индии имеют богатую боевую историю, на вооружении в этой стране в прошлом состояли самолёты и вертолёты советского, западного и собственного производства.

Для ВВС Индии характерно базирование боевых авиационных частей на аэродромах с многочисленными капитальными бетонными укрытиями для авиационной техники. Фархор - единственная индийская авиабаза за пределами территории страны, она находится в Таджикистане, в 130 километрах к юго-востоку от Душанбе. Авиабаза Фархор предоставила индийским военным широкие стратегические возможности в Центральной Азии, и увеличило влияние Индии в Афганистане. В случае очередного конфликта с Пакистаном, эта база позволит индийским ВВС полностью окружить соседа с воздуха.


Снимок Google earth: авиамузей в окрестностях аэропорта Дели


Наибольшую боевую ценность в IAF представляют тяжелые истребители Су-30МКИ. Этот многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги строится в Индии из сборочных комплектов, поставляемых из России, на нём используется израильское и французское БРЭО.


Снимок Google earth: С-30МКИ на аэродроме Пуна


В настоящий момент в ВВС Индии имеется 240 Су-30МКИ. Помимо тяжелых истребителей российского производства, на вооружении индийских ВВС имеется приблизительно 60 МиГ-29 различных модификаций, включая Миг-29UPG и Миг-29УБ.


Снимок Google earth: МиГ-29 на аэродроме Говандхапур


С 1985 по 1996 год в Индии на авиазаводе в городе Насик по лицензии строились истребители-бомбардировщики МиГ-27М. В Индии эти машины переименовали в «Бахадур» (инд. «Отважный»).


Снимок Google earth: истребители-бомбардировщики МиГ-27М на аэродроме Джодхпур


Всего, с учётом советских поставок, индийские ВВС получили 210 МиГ-27М. «Бахадуры» продемонстрировали высокую боевую эффективность в ряде вооруженных конфликтов на границе с Пакистаном, но в авариях и катастрофах было потеряно более двух десятков самолётов. Большая часть лётных происшествий была связана с дефектами двигателей, кроме того, российские специалисты неоднократно указывали на низкое качество сборки самолётов и ненадлежащие техническое обслуживание. Впрочем, это характерно не только для МиГ-27М, но и для всего парка ВВС Индии. По состоянию на январь 2016 года в строю имелось 94 МиГ-27М, однако жизненный цикл этих машин заканчивается, и их все планируется списать к 2020 году.


Снимок Google earth: списанные истребители МиГ-21 и МиГ-27М на аэродроме Калайкунда


В IAF до сих пор имеется около 200 модернизированных истребителей МиГ-21бис (МиГ-21 Bison). Предполагается, что самолёты этого типа сохранятся на вооружении до 2020 года. В последние годы наибольшее число лётных происшествий случилось с истребителями МиГ-21 индийского производства. Значительная часть этих самолётов уже выработала свой ресурс и подлежит списанию. На спутниковых снимках видно насколько отличаются по размерам легкие МиГ-21 и тяжелые Су-30 МКИ.


Снимок Google earth: истребители МиГ-21 и Су-30 МКИ на аэродроме Джодхпур


В перспективе МиГ-21 и МиГ-27 планируется заменить лёгким индийским истребителем HAL Tejas. Этот однодвигательный самолёт построен по схеме «бесхвостка» и имеет дельтавидное крыло.


Снимок Google earth: истребители «Теджас» на аэродроме Калькутта


Для ВВС Индии планируется построить более 200 истребителей, в настоящее время «Теджас» строится малыми сериями на авиазаводе HAL в городе Бангалор, и проходит испытания. Поставки лёгких истребителей «Теджас» для прохождения войсковых испытаний в строевые части начались в 2015 году.

Помимо «МиГов» и «Су», индийские ВВС эксплуатируют авиатехнику западного производства. С 1981 по 1987 год в Бангалоре велась сборка истребителей-бомбардировщиков Sepecat Jaguar S из комплектов, поставленных Великобританией. В данный момент в лётном состоянии находится примерно 140 «Ягуаров» (с учётом находящихся в учебных и испытательных центрах).


Снимок Google earth: индийские истребители-бомбардировщики «Ягуар» на аэродроме Говандхапур


Кроме «Ягуаров», в Индии имеется немногим более 50 французских истребителей Mirage 2000TH и Mirage 2000TS. Немногочисленность «Миражей» в индийских ВВС объясняется их специфической ролью. По просочившимся в СМИ сведениям, эти машины в первую очередь рассматривались как средство доставки ядерного оружия, и были закуплены во Франции с целью замены устаревших бомбардировщиков «Канберра».


Снимок Google earth: истребители «Мираж-2000» на аэродроме Гвалиор


ВВС Индии приобрели 42 одноместных и 8 двухместных истребителей «Мираж-2000H» в середине 1980-х гг. Еще 10 машин были закуплены в 2005 году. В авариях и авиакатастрофах было потеряно не менее семи машин. Часть индийских «Миражей» с целью повышения их ударного потенциала в ходе модернизации была доведена до уровня Mirage 2000-5 Mк2. Однако слухи об оснащении этих ударных самолётов российскими УР воздушного боя Р-27 не имеют под собой оснований.

Продолжение следует…

По материалам:
http://www.isro.gov.in
http://armstrade.org
https://www.bharat-rakshak.com/IAF/units/others/281-fleet.html
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. excomandante 19 августа 2016 06:32
    "Сухопутные войска Индии весьма многочисленны и являются основой вооруженных сил, в них служат около 900 млн. человек." Фигли, больше, чем во всех армиях всех времен и народов))) Однако! Понятно, что должно быть тысяч, но повнимательнее бы к текстам - не грех и вычитать перед публикацией. А если серьезно - как ты индуса не вооружай, вояка из него чуть менее, чем никакой.
    1. Bongo 19 августа 2016 07:03
      Цитата: excomandante
      "Сухопутные войска Индии весьма многочисленны и являются основой вооруженных сил, в них служат около 900 млн. человек." Фигли, больше, чем во всех армиях всех времен и народов))) Однако!

      Спасибо, что указали на опечатку, к сожалению подобных моментов избежать сложно.
      Цитата: excomandante
      А если серьезно - как ты индуса не вооружай, вояка из него чуть менее, чем никакой.

      А вот с этим я согласиться не могу no Индийская армия достаточно боеспособна, оснащается весьма современной техникой, а боевой дух солдат высок. Это подтверждается историей многочисленных вооруженных конфликтов с соседями.
      1. Лесной 19 августа 2016 10:22
        Только индусы с техникой не особо дружат. Ломается всё у них постоянно, а части техобеспечения малочисленны.
      2. excomandante 20 августа 2016 12:36
        Можно пример победы индусов над "соседями"? Согласен на любого.
    2. avt 19 августа 2016 08:43
      Цитата: excomandante
      А если серьезно - как ты индуса не вооружай, вояка из него чуть менее, чем никакой.

      А вот художественный свист исполнять не надо. При всём разгильдяйстве и заносчивости от хранения тайного знания летающих виманов , которое нихрэна не помогает создать , даже с помощью Танка во время оно, приличный аэроплан, воюют они вполне себе достойно и на уровне. Практически проиграли только китайцам ледник , да и то в самом начале своей независимости.Поскольку китайцы удачно подгадали момент и ТВД.
      avt
      1. excomandante 20 августа 2016 12:38
        А где и когда индусы "выиграли"? Полумифическую победу над войсками Александра Филипповича Македонского не предлагать!
        1. INTA_VEGA 24 августа 2016 09:44
          Цитата: excomandante
          А где и когда индусы "выиграли"? Полумифическую победу над войсками Александра Филипповича Македонского не предлагать!

          1948 Первая индо-пакистанская война. Успех индийской армии – разгром группировки противника, полное господство в воздухе. Прекращение боевых действий только после давления со стороны ООН.
          1971 Третья индо-пакистанская война – в результате индийского военного вмешательства Бангладеш обрёл независимость.
          1999 Каргилсьская война - формально победа индусов.
  2. Ментат 19 августа 2016 14:54
    Цитата: Bongo
    и в какой стране производят ПКР "Брамос"

    Производят? Вы хотели сказать, наверное, заливают модифицированное ПО в собранные из комплектов экспортные версии ПКР «Оникс»?
    1. Bongo 20 августа 2016 00:44
      Цитата: Ментат
      Производят? Вы хотели сказать, наверное, заливают модифицированное ПО в собранные из комплектов экспортные версии ПКР «Оникс»?

      Эти ракеты конечно имеют очень много общего, и "корни растут" от нашего П-800 «Оникс», но и кроме ПО существенные отличия тоже имеются.
  3. olena 20 августа 2016 05:37
    -Всегда поражалась и поражена и теперь тем абсолютно непонятным и никем "не объясняемым" парадоксом-вопросом... -откуда у Индии средства на покупку современного дорогущего вооружения..?
    -Ну , бытует мнение , что ,якобы Индия готовит и поставляет в передовые страны мира неплохих программистов и прочих специалистов по обслуживанию оргтехники , обеспечению и составлению операционных задач этого оборудования и тд... -Что вызывает большое сомнение ... -Ну , ладно... -да даже , если это и так ...-то ведь эти "специалисты" покидают Индию и работают в других государствах... -А Индии-то что от этого..? -Наоборот -сплошные убытки для Индии... -Ну ещё , поставляет Индия товары их хлопка , изделия химической промышленности и прочие... -так этого прискорбно мало.., чтобы быть богатейшим процветающим государством...
    -Ну , а в остальном ... -чем так богата и "прогрессивна" Индия и где она берёт средства для того , чтобы стать одним из самых активных и потенциальных покупателей новейшего дорогого вооружения..? -Гигантских поставок нефти и газа и прочих полезных ископаемых Индия , подобно арабским богатейшим государствам индия не осуществляет... -И это не Саудовская Аравия и Арабские Эмираты...
    -Кроме как гигантской массы нищего населения и загрязнённой отходами "индийской окружающей среды" (чистой питьевой воды-то не хватает) в самом государстве по сути ничего и нет... -Какие могут быть ещё покупки партий новейших военных самолётов , танков , ракетных установок , авианосцев и тд.. , тем более производство каких-то своих ракет?... -Да , даже одни названия "брамос" , "притхви" и то уже звучат как...анекдот...
    -Индия вообще хоть раз расплатилась полностью за поставленное вооружение , оборудование , за построенные на её территории промышленные предприятия..? -Сначала "кинула" СССР -там всё было на "дружеской" бесплатной основе... -А сегодня точно так же "кидает" и Россию... -Чем расплачивается Индия с Россией и расплачивается ли вообще за поставленные вооружения , оборудование , технологии..?
    -А "расплачивается" частично -поставкой индийских товаров и прочих поделок индийского производства , поставкой электронного оборудования , продуктами индийского производства (чай ,дрянный индийский кофе) и тд...; потом Россия проводит "частичное списание долга" в счёт создания на будущее совместных "российско-индийских предприятий"... -Затем заключаются разнообразные договора о создании каких-то сомнительных фирм , которые на основе дружественных "обоюдовыгодных партнёрских отношений" якобы будут разрабатывать "новейшее вооружение и технологии"... -И все невыплаченные Индией оставшиеся денежные средства идут ,якобы , как "индийский вклад" в "продвижение" этих "российско-индийских мероприятий"... -При этом Индия , якобы осуществляет вклад и в российские военные предприятия , как бы финансирует их... -всё теми же "российскими деньгами" , т.е. -своим же невыплаченным России долгом... -Вот так... -приехали... -И это один "цикл"...
    -Т.е. все выделенные Россией деньги "на Индию" просто с большими потерями и с "большим скрипом" и с большой потерей времени (а инфляция и изменение курса валют) кое как возвращаются в российские предприятия...
    -При этом минус ещё то , что заключаются новые договоры с Россией о новых поставках вооружений , военного оборудования и военных технологий и... -И новая партия вооружения начинает поставляться и...и "прежняя стадия" просто "переливается в новую"...
  4. olena 20 августа 2016 05:39
    -Вот так постоянно и блефует нищая Индия , представляясь респектабельным и состоятельным покупателем... -а по сути... -так и ходит в должниках с долгом в астрономическую сумму... -Да и Китай в этом отношении ... -ни чем не лучше...
    -Естественно , что с Францией и прочими другими государствами-поставщиками у Индии подобное просто "не пролезет"...
  5. Ментат 20 августа 2016 15:43
    Цитата: Bongo
    Цитата: Ментат
    Производят? Вы хотели сказать, наверное, заливают модифицированное ПО в собранные из комплектов экспортные версии ПКР «Оникс»?

    Эти ракеты конечно имеют очень много общего, и "корни растут" от нашего П-800 «Оникс», но и кроме ПО существенные отличия тоже имеются.

    Назовите, пожалуйста, эти существенные отличия.
Картина дня