Легендарный самолет-шпион получит новые цели

Легендарный самолет-шпион получит новые цели


Один из самых знаменитых самолетов-шпионов, похоже, получит вторую жизнь. Соединенные Штаты обсуждают разработку нового варианта У-2 – того самого, который был сбит над СССР в 1960 году. Роль нового аппарата будет не в том, чтобы вести слежение за российской территорией, но без работы он точно не останется.

Одним из наиболее ярких символов глобального противостояния двух сверхдержав, которым была отмечена вторая половина XX века, стал самолет-шпион У-2 с его хорошо узнаваемым обликом. Узкие длинные крылья, узкий короткий фюзеляж, вытянутый нос, черно-голубая окраска, чтобы быть менее заметным на фоне космоса, к границам которого он регулярно подходил ближе, чем большинство других самолетов. Впрочем, У-2 знаменит не только этим. В прошлом году он разменял седьмой десяток и по своему долгожительству может сравниться только с американским четырехмоторным транспортником С-130 «Геркулес».


Этот однодвигательный одноместный 18-тонный реактивный самолет фактически представляет собой планер с реактивным двигателем. Так, весьма популярный в аэроклубах планер «Бланик» способен с высоты один километр, двигаясь с наиболее выгодной скоростью, пролететь 28 километров, а У-2 (естественно, с остановленным двигателем) – лишь на пять километров меньше. Данная модель была разработана фирмой «Локхид» – группой конструкторов под руководством Келли Джонсона – и предназначена для выполнения разведывательных миссий на высотах, превышающих 20 км. Свой первый полет У-2 совершил в 1955 году, после чего неоднократно модифицировался. Последние машины были поставлены ВВС США в 1989 году, а в 1994 году военное командование провело глобальную, стоимостью 1,7 миллиарда долларов, модернизацию всех имеющихся У-2, после чего они получили название У-2С. Эта модификация была еще раз модернизирована в 2012-м. Дальность полета последних вариантов машины достигает порядка 11 000 км.
Длиннокрылый шпион не просто вошел в историю, порой он ее творил. Достаточно вспомнить, что результатом полета У-2 над территорией СССР 1 мая 1960 года, когда самолет был сбит, а пилот Фрэнсис Гари Пауэрс взят в плен, стал разрыв личных связей между Никитой Хрущевым и президентом США Дуайтом Эйзенхауэром, провал переговоров по разоружению и значительное охлаждение советско-американских отношений в целом. А уничтожение У-2 над Кубой в 1962 году едва не спровоцировало американскую интервенцию.

Впоследствии научно-технический прогресс значительно нивелировал преимущества крылатого шпиона. После упомянутого инцидента 1 мая 1960 года стало ясно, что высота полета У-2, достигавшая 21 километра, больше не защищает его ни от ракетных ударов, ни от советских истребителей. На какое-то время «эстафетную палочку» У-2 перехватил сверхскоростной и сверхвысотный SR-71, совершивший свой первый полет в 1964-м (его «отец» – все тот же знаменитый Келли Джонсон), но и на него нашлась управа в виде МиГ-25. Кроме того, У-2 оказался чрезвычайно дорогим в эксплуатации (стоимость летного часа доходила до 200 тысяч долларов), что стало одной из причин, по которым ВВС США в 1999-м отказались от его дальнейшего использования. Наконец, стала развиваться космическая разведка, позволяющая с помощью спутников и пилотируемых объектов обозревать колоссальные территории без какой-либо опасности для наблюдающей системы.

Есть и еще одно обстоятельство, по которому американские ВВС были бы не прочь заменить У-2. По их мнению, с точки зрения пилотирования он является самым сложным самолетом в мире.
Первая трудность заключается в управлении этой машиной на ее рабочих высотах. Чтобы совершать устоявшийся горизонтальный полет на столь значительной высоте, ранние модификации У-2 должны были идти на скорости, которая в тех слоях атмосферы лишь на 19 км/час больше скорости сваливания (это та скоростная граница, ниже которой самолет уже не может продолжать горизонтальный полет). Диапазон 19 км/час сами пилоты У-2 называли «гробовым углом», ибо выход за его пределы с любой стороны грозил серьезным нарушением аэродинамики самолета с его последующим возможным разрушением.

Вторая сложность – в пилотировании У-2 на малых высотах. Там воздух заметно плотнее, ввиду чего длиннокрылая машина становится очень тяжела в управлении (особенно с учетом того, что гидроусилителей на рулях у нее нет). Третья сложность тесно связана со второй: летчику приходится прилагать значительные физические усилия для пилотирования самолета, причем будучи одетым в громоздкий комбинезон для стратосферных полетов.

Четвертая состоит в специфических посадочных характеристиках, в частности в ограниченности обзора спереди из-за вытянутого носа разведчика, что ухудшает видимость взлетно-посадочной полосы в ходе приближения к ней непосредственно перед приземлением. Из-за данной особенности садящийся У-2 нередко сопровождается другим самолетом, летчик которого (также имеющий опыт полетов на У-2) помогал пилоту «воздушного шпиона» определить высоту, а также точность захода на посадку. Автомобиль, двигающийся на скорости 190 км/час, в свою очередь, сопровождает гражданский У-2, предназначенный для высотных исследований.

Пятая сложность связана с тем, что экипаж У-2 состоит из одного летчика, который, что вполне естественно, после многочасового полета устает гораздо больше, чем его коллеги, совершающие более короткие вылеты или разделяющие функции по пилотированию самолета с другими членами экипажа. Это также повышает шансы на ошибку во время управления машиной.

Между тем опыт военных конфликтов показал, что космическая разведка не может заменить «старую добрую» воздушную разведку. Действительно, спутник-шпион не способен барражировать над интересующим командование объектом, в то время как У-2 может это делать часами. Кроме того, затратный крылатый разведчик все равно стоит несоизмеримо меньше, чем его космический «коллега». Посему в начале XXI века американские стратеги, понимая, что У-2 в принципе устарел, стали думать о том, чтобы найти ему достойную замену.

Первый звонок, сигнализировавший о том, что У-2 могут отправить на «пенсию», прозвучал еще в 2005-м, когда Пентагон принял решение постепенно выводить У-2 из эксплуатации начиная с 2007 года – с тем чтобы все эти машины были списаны уже к 2012-му. Их должны были заменить реактивные беспилотные однодвигательные машины RQ-4B Global Hawk. И тот и другой самолет обладают близкими друг к другу размерно-весовыми и тактико-техническими характеристиками, а также несут на себе сходное разведывательное оборудование. Но у Global Hawk преимущество – в случае поражения средствами ПВО противника он исключает риск потери пилота. Кроме того, автоматика, которой он управляется, никогда «не устает». Это позволяет крылатому роботу находиться в воздухе 42 часа, тогда как время полета У-2 из-за наличия на его борту человека ограничивается 12 часами.
Беспилотники типа Global Hawk уже получили успешное боевое крещение в Афганистане и Ираке. Свои летные качества крылатый робот также продемонстрировал беспосадочными перелетами через Атлантический и Тихий океан. За сутки он может облететь и передать информацию о территории порядка 150 тыс. кв. км (половина территории Италии). Через спутники связи снимки поступают на командный пункт практически в режиме реального времени. При этом полностью заправленный крылатый робот весит 14 с половиной тонн, что почти на четыре тонны меньше, чем У-2.

Однако, несмотря на все преимущества RQ-4 Global Hawk, Конгресс США не утвердил законопроект, который должен был отправить У-2 «в отставку». Отказ был сделан на том основании, что в США в настоящее время нет системы, которая смогла бы адекватно заменить У-2. С обитателями Капитолийского холма согласились и некоторые представители ВВС США, которые считают, что У-2 лучше справляется с высотной разведкой, чем Global Hawk. Несмотря на это, ВВС планировали начать списание У-2 в 2019-м, но Конгресс отверг эти намерения, по крайней мере до тех пор, пока Global Hawk не продемонстрирует возможность нести на себе ключевое разведывательное оборудование У-2.

Попытки создать систему, способную заменить У-2, продолжились и привели к принятию соломонова решения – сделать гибрид из У-2 и RQ-4. Для этого компания «Локхид Мартин» просто разберет на части самолеты У-2 и Global Hawk, а после соединит их в одном летательном аппарате. Если правительство США одобрит этот план, то программа «гибридизации» продлится 10 лет и будет стоить 3,8 миллиарда долларов. Ее итогом станет появление 30 высотных разведчиков типа TR-X, способных совершать полеты как в пилотируемом, так и беспилотном режиме. По словам представителя «Локхид Мартин» Скотта Уинстеда, при создании TR-X будет использовано до 90% систем и до 80% самолетных конструкций У-2 и Global Hawk, включая двигатель У-2. Рассматривается также вариант, при котором TR-X будет подниматься на высоты более 23 километров, но это потребует использование двух, а не одного двигателя.
Сама идея подобной гибридизации не нова. В конце Второй мировой войны летчики люфтваффе использовали бомбардировщики Ю-88 в качестве беспилотных управляемых летающих бомб, а Советский Союз создал противокорабельную ракету КС-1 на основе истребителя МиГ-15. В настоящее время американская компания Stratolaunch строит самый больший в мире самолет, состоящий из двух «Боингов-747». Машина эта будет использоваться в качестве летающего космодрома для запуска ракет-носителей на орбиту.

По мнению руководителей программы TR-X, она вряд ли начнет реализовываться раньше 2020 года, а наиболее реалистичная дата – 2024 год. В этом случае гибриды поступят на вооружение ВВС США в 2030-е. При этом У-2 продолжат свою службу и после 2024 года, или, по крайней мере, до тех пор, пока последний самолет данного типа не вылетает свой ресурс по планеру, определенный в 75 000 летных часов.

TR-X вряд ли будут применяться над территориями стран, обладающих развитыми системами противовоздушной обороны. Однако они могут быть эффективно использованы в локальных конфликтах, таких как в Сирии или Ираке, где им не будут угрожать ни ракеты, ни перехватчики противника (о том, что Россия радикально усиливает свою воздушную разведку в Сирии, газета ВЗГЛЯД подробно писала ранее). Способность длиннокрылых высотных разведчиков часами, а то и сутками «висеть» над интересующими районами делает их ценным подспорьем в решении тактических, а иногда и стратегических задач.
Автор: Юрий Караш
Первоисточник: http://www.vz.ru/society/2016/8/16/827083.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. Viktor fm 20 августа 2016 08:01
    Эти самолёты, в частности, предназначены и для того, чтобы оберегать ИГИЛ от бомбардировок российскими ВКС.
    1. Задумчивый 20 августа 2016 15:19
      Во-первых, это оффтопик, во-вторых -- конспирология.
  2. кеп 20 августа 2016 08:20
    Неужто американцы начали экономить.Вот это новость!

    TR-X вряд ли будут применяться над территориями стран, обладающих развитыми системами противовоздушной обороны.
    Вопрос.
    Где они таких папуасов найдут?

    "На одном из этапов учений ОДКБ были включены громкоговорители, через которые звучали призывы сдаваться к солдатам НАТО в ходе вымышленного конфликта, передает РИА Новости."
    http://tehnowar.ru/47173-vo-vremya-ucheniy-odkb-iz-gromkogovoriteley-prizyvali-s
    oldat-nato-sdavatsya.html
  3. avg-mgn 20 августа 2016 09:56
    Машина созданная в свое время на опережение и по своим ТТХ имела полное право безнаказанно летать где хочу, пока не нарвалась.

    Сколько лет прошло - 60! А на пенсию не собирается, наверное пока очередного не приземлят, летать будет.
    1. user 20 августа 2016 19:33
      Сколько лет прошло - 60!


      Согласен! Довольно спорное решение.

      Хотя мы вон АН-3 выпускаем, а АН-2 даже моложе У-2.
  4. Zubr 20 августа 2016 10:15
    Вообще, с технической точки зрения, машина достойна внимания, Огромная дальность полёта, очень приличный потолок, а если ещё в его конструкции будут использованы специальные материалы и покрытие, это довольно сильно снизит его заметность во всех диапазонах волн. Лично моё мнение, это шедевр авиастроения. Вы только представьте, сколько нам пришлось растратить средств на ПВО, что бы закрыть эшелон в 22 км в 50-х годах ! С их стороны "ШУРИКОВ" это был очень сильный ход. Сколько проблем он нам создал.

    P.S. Зато ПВО и РЛС сейчас наши самые продвинутые.
  5. voyaka uh 20 августа 2016 10:18
    Лишнее. Разведчик должен быть строго беспилотным.
    Зачем пилот? С таких высот ничего не видно глазами.
    А взлет/посадку автопилот делает лучше летчика.
    1. Хапфри 20 августа 2016 12:03
      Цитата: voyaka uh
      Лишнее. Разведчик должен быть строго беспилотным.
      Зачем пилот? С таких высот ничего не видно глазами.
      А взлет/посадку автопилот делает лучше летчика.

      Управление можно перехватить.
      С пилотом такой беды не случится
    2. Горный стрелок 20 августа 2016 12:12
      Абсолютно согласен. С маленьким уточнением. Чтобы нельзя было перехватить управление, надо будет увеличить автономность системы управления, а не только взлёт -посадка.
      1. Corsair 28 октября 2016 15:12
        Цитата: Горный стрелок
        Абсолютно согласен. С маленьким уточнением. Чтобы нельзя было перехватить управление, надо будет увеличить автономность системы управления, а не только взлёт -посадка.

        Автономность и в основном импульсная передача данных в один конец - задачи поставлены заранее, никакой обратной связи - и невозможно будет перехватить управление
  6. костя андреев 20 августа 2016 10:23
    А вот в России можно выпускать стратосферу кб мясищева?. На память если сравнивать табличные данные то она уступает не сильно. Помню что писали то, что стратосфера планировала лучше многих специальных планеров.
    А учитывая то что будут при производстве применятся современные технологиям то самолётов получится не плохой.
    Хотя если подумать, а нужнфли такие самолет ы вообще, на современном этапе?
  7. AUL 20 августа 2016 11:00
    "Стратосфера" создавалась не как разведчик, а для борьбы с шарами-разведчиками, т.е. своеобразный истребитель(очень своеобразный). Так что аналогом У2 она не является, даже очень отдаленным. Кстати, сейчас она зовется "Геофизика".
    AUL
  8. Задумчивый 20 августа 2016 11:07
    Хмм.. На мой взгляд это странное решение -- делать гибрид из древнего U-2 и Global Hawk'а. Лучше уж модернизировать последний, либо сделать нечто похожее, но с лучшими характеристиками. Если двигатели U-2 уже не производят, так тем более не понимаю, зачем это. Ведь их ресурс не вечен. Зачем опциональная управляемость? Очевидный шаг назад, в прошлое.
  9. Задумчивый 20 августа 2016 11:43
    Почему бы вообще не создать разведывательный спутник, который бы перемещался с помощью ионных двигателей, используя энергию солнца? Вот вам и решение проблемы "окна пролёта". Переместившись в заданную точку он может висеть не то что часами, а месяцами. Да и угол обзора несоизмеримо больший.
    1. Dimon19661 20 августа 2016 12:41
      Звёздные войны.Эпизод ...
      1. Задумчивый 20 августа 2016 16:10
        Ионные двигатели уже давно существуют. Как и плазменные. Это не фантастика.
        1. Anglorussian 20 августа 2016 18:16
          Мошность ионных двигателей недостаточна для такого рода маневров.
    2. Corsair 28 октября 2016 15:16
      А за счет каких сил он будет висеть в заданной точке? Спутники не висят - они находятся в постоянном падении, просто делают это вращаясь с сумасшедшей скоростью по орбите. Притяжение Земли это очень сильная штука.
  10. Хапфри 20 августа 2016 11:49
    Первая трудность заключается в управлении этой машиной на ее рабочих высотах. Чтобы совершать устоявшийся горизонтальный полет на столь значительной высоте, ранние модификации У-2 должны были идти на скорости, которая в тех слоях атмосферы лишь на 19 км/час больше скорости сваливания (это та скоростная граница, ниже которой самолет уже не может продолжать горизонтальный полет). Диапазон 19 км/час сами пилоты У-2 называли «гробовым углом», ибо выход за его пределы с любой стороны грозил серьезным нарушением аэродинамики самолета с его последующим возможным разрушением.

    Просто интересно. Почему самолет должен лететь именно в этом скоростном диапазоне, а не скажем на 50 км больше?
    Вообще же статья очень интересная.
    Мне всегда нравились самолёты разведчики как самые продвинутые в техническом отношении аппараты
    1. INTA_VEGA 28 сентября 2016 12:05
      На предельной высоте полета этого аппарата разница между предельной скоростью и скоростью сваливания всего 20-25 км/ч. На 50 км/ч больше в горизонтальном полете он просто не сможет.
  11. aba 20 августа 2016 12:04
    Всё хорошо для Пентагона, что хорошо кончается. Разве что кроме сроков реализации программы.
    aba
  12. Старый26 20 августа 2016 12:25
    Цитата: кеп
    TR-X вряд ли будут применяться над территориями стран, обладающих развитыми системами противовоздушной обороны.
    Вопрос.
    Где они таких папуасов найдут?

    Да таких "папуасов" - 95% всех стран. Или вы считаете, что все страны мира обладают развитой системой ПВО? Как раз стран, которые обладают развитой системой ПВО можно по пальцам пересчитать...
  13. Задумчивый 20 августа 2016 15:12
    Не, а зачем всё это если новейший RQ-180 на подходе? Он и высотный и беспилотный и малозаметный.
  14. Бекфайр 20 августа 2016 16:09
    Интересно, что у них из этого получится а так задумка неплохая.
  15. Любопятов 20 августа 2016 21:41
    Надеюсь, что Временные Штаты кончатся раньше, чем гибридизация их самолетов-шпионов.
    1. Задумчивый 20 августа 2016 22:04
      Какие "Временные Штаты".. С чего они вдруг должны кончится.. Изумляюсь я некоторым комментариям, если честно.
    2. Комментарий был удален.
  16. BORMAN82 21 августа 2016 10:08
    Цитата: Любопятов
    Надеюсь, что Временные Штаты кончатся раньше, чем гибридизация их самолетов-шпионов.

    От Ваших молитв эти самые "Временные Штаты" кончатся ? laughing

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня