«Черная дыра»: боевой корабль проекта 877

Космонавты — конечно, герои. Они отправляются туда, где жизнь человека невозможна. Их отделяют от враждебной среды лишь стенки тесного аппарата. Для поддержания существования человека в космосе используется сложнейшая система жизнеобеспечения.

«Черная дыра»: боевой корабль проекта 877


Случись что с этой техникой — и спастись будет очень трудно. Впрочем, если говорить не о космонавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских глубинах, все это снова будет правдой.


Подводная лодка «Выборг» стоит у причала в Кронштадте. Вокруг ледяное поле, но если надо, с ним быстро справится стоящий тут же неподалеку военный ледокол. Рядом Морской завод, где год назад субмарина проходила очередной ремонт.

Боевой корабль проекта 877 («Kilo» по классификации НАТО) уже не молод. Его построили в 1982 году в Комсомольске-на-Амуре, но и сейчас «Выборг» по-прежнему в строю, оберегает безопасность страны в водах Балтики. Это не гигант с ядерным реактором и ракетным вооружением, размеры корабля намного скромнее: подводное водоизмещение составляет 3040 т. Но сравнительно небольшой размер, форма и конструкция этой подводной лодки дают ей очень важное преимущество — малошумность и малозаметность. На Западе 877-й проект прозвали «Черной дырой».

Только электричество

Одной из конструктивных особенностей лодки, позволяющей ей снизить шумность, стало полное электродвижение. Для тех времен, когда «Выборг» строили, решение было весьма новаторским. Дизель-электрические лодки более ранних проектов в надводном положении шли на дизельном ходу, и лишь под водой винты крутились с помощью электродвигателей, запитанных от аккумуляторов. У «Выборга» два тысячекиловаттных дизеля, и с винтом они никак не связаны. Пока лодка идет в надводном положении или на перископной глубине, дизеля вращают валы генераторов, а те заряжают аккумуляторные батареи. Винт приводится в движение либо основным гребным электродвигателем ПГ-142 (4040 кВт), либо электродвигателем экономического хода.

Дизель-электрические субмарины предыдущего поколения имели длинный и тонкий корпус. «Выборг» же обладает утолщенной веретенообразной формой. Это несколько ухудшает мореходные качества корабля во время движения в надводном положении, зато оптимизирует гидродинамические свойства под водой. Малошумности и малозаметности способствуют также вибропоглощающие покрытия на корпусе.

877-й проект оказался настолько удачным, что на его основе с середины 1990-х стали строиться подводные лодки проекта 636 «Варшавянка». Они обладают более высокой скоростью, более мощным гребным электродвигателем и новейшей системой навигации. В отличие от проекта 877, «Варшавянки» несут на борту не только торпедное и минное вооружение, но и противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые через торпедные аппараты (экспортное наименование ракетного комплекса Club-S).

Долгий сон в Кронштадте

Но, несмотря на появление «Варшавянок» (на западе их именуют Improved Kilo — усовершенствованные Kilo), лодки 877-го проекта остаются в строю. Примером тому «Выборг». Знакомимся с командиром корабля: Сергей Олейников, капитан 2-го ранга, назначен на должность в декабре 2013 года, как раз тогда, когда на Морском заводе завершался очередной ремонт субмарины. «Хоть «Выборг» и не атомная лодка, назвать ее маленькой нельзя, — говорит Сергей Олейников. — Действующие здесь же, на Балтике, подводные лодки НАТО имеют максимальное подводное водоизмещение 1500 т, но есть и корабли меньшего размера (500−700 т). Тем не менее габариты позволяют «Выборгу» оставаться малошумным, малозаметным и многофункциональным кораблем. Он может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, вести разведку, в том числе высаживать разведгруппы».

«Насколько интенсивна военно-морская активность на Балтике?», — спрашиваем мы у командира «Выборга». «На море у стран НАТО и других соседних государств постоянно ведутся учения и разведывательные мероприятия, и, естественно, мы часто фиксируем присутствие иностранных военных кораблей. Кто-то нас встречает, кто-то сопровождает, кто-то провожает. Но все это в рамках правил, никаких конфликтов здесь нет».

«Выборг» стал «Выборгом» не сразу. После постройки в Комсомольске-на-Амуре подводная лодка Б-227 отправилась на Тихоокеанский флот, а два года спустя своим ходом переправилась на Балтику, где несла службу в рядах Балтийского флота ВМФ СССР. В 1993 году корабль был переведен из тогда уже иностранной Лиепаи в Кронштадт. А затем целое десятилетие подводная лодка простояла без дела. Как бы в длительном ремонте. Лишь к концу прошлого десятилетия после испытаний она вернулась в строй. Тогда же, в 2008 году, над кораблем взяла шефство администрация Выборгского района Ленинградской области, и лодке было присвоено имя «Выборг». После нескольких лет службы «Выборг» вновь отправили ремонтироваться. «Речь не шла о серьезной модернизации, — рассказывает командир корабля, — но аппаратура на борту меняется постоянно, и в основном это касается электроники — радиостанции, средств вывода информации. Плюс текущий ремонт».

Ворота спасения

Нас приглашают осмотреть лодку. И сразу начинаются лингвистические сюрпризы. Надстройку над корпусом подводной лодки обычно в просторечье называют рубкой. На самом деле правильное название этого конструктивного элемента — ограждение выдвижных устройств. Антенн, перископа, шноркеля… Нет, со словом «шноркель» наши подводники тоже не согласны. «Шноркель» — немецкое слово, однако еще во времена Первой мировой подобные устройства были созданы в России. Поэтому правильнее говорить — «шахта для работы дизеля под водой». Что касается «ограждения выдвижных устройств», то кроме этих самых устройств тут у «Выборга» размещен ходовой мостик, и это отчасти оправдывает термин «рубка». Однако существуют подводные лодки, внутри ограждения которых никаких постов управления нет.

Лодка построена по двухкорпусной схеме — внутри прочный корпус, снаружи — легкий. Между ними — система балласта. На бортах лодки видны шпигаты — прорези, через которые из межкорпусного пространства сливается вода.

Еще не спустившись внутрь прочного корпуса, можно увидеть, как много устройств в конструкции лодки связано со спасением в экстренной ситуации. Вот аварийный буй. В случае бедствия специальные механизмы отпускают трос, и буй всплывает над местом аварии. Он не только сигнализирует о местонахождении лодки, но даже позволяет поговорить с экипажем по телефону — аппарат находится в специальном герметичном контейнере. Другое устройство — гидроакустический сигнализатор: он посылает звуковые сигналы, которые помогут спасателям обнаружить местоположение лежащей на дне субмарины.

Над первым и шестым отсеками на корпусе лодки видны два больших, отполированных почти до блеска металлических кольца. Это комингс-площадки. К ним в случае аварии сможет причалить спасательный аппарат. Поверхность колец должна быть гладкой, чтобы обеспечить герметичное соединение с мягкой прокладкой аппарата. После причаливания аппарат откачивает воду из пространства между двумя люками — своим и подводной лодки, давление там становится равным давлению внутри субмарины. Теперь можно открыть люк, и экипаж сможет перебраться в спасательный аппарат.

Перископ — навсегда!

Чтобы попасть внутрь корабля, нужно войти в ограждение выдвижных устройств, подняться вверх на несколько ступеней, а затем опуститься на несколько метров вниз по вертикальной лестнице. Теснота внутри подводных лодок — факт общеизвестный, но тут она ощущается как насыщенность окружающего пространства бесконечным количеством конструктивных элементов. Здесь все на виду. Здесь все выглядит как радость любителя стимпанка и кошмар водопроводчика. Вдоль стен на всех уровнях бегут трубы гидравлических и пневматических систем с огромным количеством гаечных соединений, вентилей, клапанов. «Конечно, на лодках более современных конструкций системы управления, основанные на механике и гидравлике, заменяются электрическими актуаторами, управляемыми по проводам, и это экономит пространство, снижает вес оборудования, — рассказывают нам члены экипажа, — но, с другой стороны, электроника — вещь капризная, особенно в условиях совершенствования методов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Гидравлика устроена проще и более ремонтопригодна в походных условиях».

Только здесь, перебираясь из отсека в отсек через круглые люки, рассматривая крошечные помещения для всего чего угодно — от камбуза до жилых кают, — понимаешь, что в подводной службе о комфорте говорить трудно. Здесь все приспособлено к ограниченному пространству. Даже кают-компания при необходимости превращается в операционную. Интересуемся, есть ли ограничения для подводников по росту и комплекции. Нет, отвечают нам, осваиваются все. Есть более серьезные ограничения по здоровью: надо уметь жить и работать при недостатке кислорода в воздухе.

Подводная лодка представляет собой замкнутый газовый объем, из-за чего и проистекают разного рода проблемы. Например, возможно возникновение взрывоопасных смесей. В случае взрыва или возгорания необходимо немедленно подавить реакцию горения, для чего используется система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), воздействующая на точки горения с помощью инертного газа (хладон). Эта система может спасти жизни, но может оказаться и убийственной: в 2008 году на АПЛ К-152 «Нерпа» несанкционированный запуск ЛОХ привел к гибели 20 подводников.

Подводная лодка — это такой корабль, который всегда должен быть готов бороться за живучесть и спасение экипажа. В первом, втором и шестом отсеках, которые являются отсеками живучести, хранятся плоты и средства связи. В случае аварии подводники могут покинуть лодку, облачившись в гидрокостюмы и дыхательные аппараты через люки комингс-площадок (первый и шестой отсеки) или через декомпрессионную камеру (второй отсек). Также есть возможность выйти из лодки через торпедные аппараты с торпедной палубы первого отсека.

В каждом отсеке (который в случае аварии может быть герметично изолирован) есть запасы еды и воды, батареи для регенерации воздуха.

«Черная дыра»: боевой корабль проекта 877


«Мозг» корабля — центральный пост. Он расположен на верхней палубе второго отсека. Под ним — рубки радиста и штурмана. Именно через второй отсек проходят все выдвижные устройства, например перископ. А нужен ли он в наше время? Не отпала ли в нем необходимость при наличии современной гидроакустической и радиолокационной аппаратуры и прочих систем наблюдения за окружающим пространством?

«Нет, — отвечает Сергей Олейников, — перископ никогда не потеряет свою актуальность. Технические средства наблюдения и обнаружения подвержены разным воздействиям — например, средствами РЭБ. А видимый диапазон ими не затрагивается. Кроме того, информация от локаторов — это только отметки на экране, зачастую они малоинформативны. А взгляд в перископ сразу позволяет оценить тип корабля, его водоизмещение, курс, скорость. И все это по отметкам перископа, оперативно, без сложных расчетов».

«Черная дыра»: боевой корабль проекта 877

Отсеки подводной лодки разделяются люками. В случае чрезвычайной ситуации они будут задраены и создадут герметичный заслон между отсеками.

«Черная дыра»: боевой корабль проекта 877


«Черная дыра»: боевой корабль проекта 877


«Черная дыра»: боевой корабль проекта 877


«Черная дыра»: боевой корабль проекта 877

Капитан 2-го ранга Сергей Олейников, командир подводной лодки «Выборг»: «Габариты «Выборга» позволяют подводной лодке оставаться малошумным и малозаметным кораблем. Она может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, высаживать разведгруппы».

«Черная дыра»: боевой корабль проекта 877


Скорость (надводная): 10 узлов
Скорость (подводная): 17−19 узлов
Рабочая глубина погружения: 240 м
Предельная глубина погружения: 350 м
Автономность плавания: 45 суток
Экипаж: 57 человек
Водоизмещение надводное: 2300 т
Водоизмещение подводное: 3040 т
Длина наибольшая: 72,6 м
Ширина корпуса наибольшая: 9,9 м
Средняя осадка: 6,2 м
Родом из Питера

Подводная лодка «Выборг» относится к проекту 877 «Палтус». Первоначально предполагалось, что часть этих кораблей будет поставляться в страны Варшавского договора, поэтому проект получил неофициальное название «Варшавянка». В наши дни «Варшавянками» называют подводные лодки проекта 636 — модернизацию «Палтуса». Лодки проекта 877, относящиеся к третьему поколению, были разработаны ленинградским КБ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормильцина. Первые лодки типа «Палтус» (в том числе Б-227 «Выборг») выпускались в Комсомольске-на-Амуре, затем производство перенесли в Ленинград и Горький. Лодки этого типа имеют традиционную для советского подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Корабль разделен на шесть отсеков, на верхней палубе первого отсека размещается торпедное вооружение. В состав вооружения входят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В надводном положении мог использоваться оборонительный ЗРК «Стрела-3».
Автор: Олег Макаров
Первоисточник: http://www.popmech.ru/weapon/57191-chernaya-dyra-boevoy-korabl-proekta-877/#full


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 35
  1. sub307 20 августа 2016 07:47
    Нормальная статья..., вот только тут "неувязочка", по моему:"877-й проект оказался настолько удачным, что на его основе с середины 1990-х стали строиться подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»". "Варшавянками" изначально называли как раз 877пр. потому как для стран Варшавского договора и планировали...,не сложилось. А к 636.3 пр. - по сути развитию(модернизации...) 877-го "кликуху" "Варшавянка" как-то "прилепить" сложно, строились не для несуществующего уже Договора. На экспорт - да, но не для Варшавского договора.
    1. rudolff 20 августа 2016 09:31
      Да, Варшавянками и 877-е называли в свое время. Это сейчас уже появилось четкое деление на Палтусы и Варшавянки. Их можно и сдалека чисто внешне отличить. У одной надстройка легкого корпуса в кормовой части плавно нисходяшая, а у второй вертикально обрубленная.
      1. jjj 22 августа 2016 09:24
        Автор подробно делился разъяснениями флотской терминологии, а потом взял и обозвал трап лестницей со ступеньками. И еще в очередной раз умилило стремление к озвучиванию классификации НАТО. Видимо, у нашей журналистики подспудное желание напечататься на Западе - неискоренимо
        jjj
  2. Удав КАА 20 августа 2016 08:12
    Статья из категории "ликбез" для сухопутного сообщества.
    Ничего не сказано про средства обнаружения, навигации и оружие...
    Ознакомительно-познавательно, но с тактико-технической точки зрения не понятно: и почему же такие (636.1) у нас покупают инозаказчики? bully
    1. RussKamikadZE 20 августа 2016 09:58
      Статья из " Популярной механики", причем довольно старая ( вышла где-то 2 года назад ).
    2. brom 20 августа 2016 12:12
      Статья из категории "Я впервые услышал про подводные лодки и спешу с вами поделиться".
  3. Dimon19661 20 августа 2016 09:19
    Отсеки подводной лодки разделяются люками. В случае чрезвычайной ситуации они будут задраены и создадут герметичный заслон между отсеками.
    В море они задраены всегда.
    1. Exsubmariner 20 августа 2016 16:49
      Отсеки ПЛ разделяются переборками, в которых есть переборочные двери, для прохода л/с.
      1. rudolff 22 августа 2016 23:42
        Exsubmariner правильно заметил. Не люки, а прочные переборочные двери. Люки для перемещения вверх-вниз. Трюм, палубы, шлюзовые камеры, прочная рубка (если имеется), ВСК и т.д.
    2. Mista_Dj 20 августа 2016 23:33
      Вы это серьезно?
      Сами видели?
  4. Комментарий был удален.
  5. костя андреев 20 августа 2016 10:37
    Статья интересная, только окончание какое-то скомканое.

    А вот насчёт пенископа хочу заметить, несколько месяцев назад прочитал, что западные страны отказываются от выдвижных устройств типа пенископа, их будут заменять телекамеры. Хорошо это или плохо, незнаю?
    1. Cresta999 20 августа 2016 11:51
      От пеНископа не грех отказаться. :)
      1. костя андреев 20 августа 2016 12:22
        Спасибо. Посмеялся.Пишу с телефона он сам заменяет слова.
        1. rudolff 20 августа 2016 13:23
          По поводу пеНископа... Сказал жене. Пять минут под столом со смеху! Сказала, что шедевр и надо записать! Патентуйте авторское право, Костя!
          1. Удав КАА 20 августа 2016 17:24
            По поводу пеНис Копа... Сказал жене. Пять минут под столом...

            Рудольф, извини "засланца"...Но до этого мог додуматься только изощренный ум подводника!
            "Успехов под столом!!!" laughing
    2. Штык 20 августа 2016 16:05
      Это как же без пенископа, рождаемость и так не ахти ... request
  6. casper-ck 20 августа 2016 11:22
    Цитата: костя андреев
    А вот насчёт пенископа хочу заметить, несколько месяцев назад прочитал, что западные страны отказываются от выдвижных устройств типа пенископа, их будут заменять телекамеры. Хорошо это или плохо, незнаю?


    Т.е. я так понимаю вместо классического перископа будет стоять видео камера, которую в свою очередь так же придется поднимать над поверхностью воды, не будет же она парить над водой как беспилотник. Или ее монтируют на рубку и что бы через нее посмотреть нужно высунуть рубку из воды, так?
  7. rudolff 20 августа 2016 12:08
    Это называется оптронная выдвижная телескопическая мачта. Главное отличие от классического перископа, она не проникающая в прочный корпус. Изображение передается по оптокабелю на мониторы. Помимо собственно телекамер, на мачте устанавливаются камеры ночного видения, в инфракрасном диапазоне, датчики облучения посторонними РЛС, GPS приемники.
    1. костя андреев 20 августа 2016 12:29
      Именно так как вы написали. И выдается это как огромное достижение. Хотя все перечисленное можно прицепить и к обыкновенному пе рескопу (тел опять хотел слово поменять).так что в чём преимущества,крометогт что не проникает внутрь корпуса не приму?
      1. rudolff 20 августа 2016 13:19
        Главное, именно в том, что не проникает в прочный корпус. Второе, упрощается конструкция. Перископ - это очень сложное оптико-линзовое устройство и ремонт только на заводе изготовителе. Мы повредили как-то командирский о льдину, так пришлось в ремонт вставать.
        Третье, универсальность. С переходом на "цифру", на мачту можно много разных плюшек прикрутить. Те же датчики облучения РЛС. У нас до сих пор используют антены РТР. Неудобно и чревато.
        О том, что вместо оптики на перископах можно использовать телекамеры с трансляцией изображения на телевизоры в ЦП, я написал реферат на втором курсе училища. Весь преподавательский состав кафедры громко смеялся. Это было в 80-х.
        Увы, но для нас это действительно достижение.
        1. Андрей НМ 20 августа 2016 15:59
          Есть одна проблема - при выходе из строя матрицы, затекании кабеля и подобных неисправностях корабль становится слепым.
        2. xtur 22 августа 2016 14:59
          Про плюсы вы всё объяснили

          но ни одна камера не даёт такого разрешения, как человеческий глаз - поэтому у меня вопрос, потеря качества по сравнению с оптикой не будет критична с точки зрения подводников ?
          1. rudolff 22 августа 2016 23:21
            xtur, я не застал оптронных систем, не могу судить насколько качественная картинка у них. Могу только предполагать. Вы немного неправильно вопрос поставили. Оптику нельзя с глазом сравнивать. Иначе ходовая вахта на мостике в надводном не имела бы смысла. Два перископа в распоряжении, зачем мерзнуть. Потеря качества визуального изображения неизбежна. Если занимались фототехникой, поймете. Представте себе фотообъектив с невероятным количеством вогнутых, выпуклых, двояковогнутых/выпуклых, асферических линз длинной 10 метров (к примеру). Плюс призмы, зеркала и прочая ерунда, включая механику (адаптации, опт. стабилизации). Это и будет перископ. И все недостатки объективов будут присущи и ему. Светосила - как не просветляй оптику, а потеря светового потока неизбежна. Аберрации - оптические искажения. Угол поля зрения. Разрешающая способность. Да еще и склонность к запотеванию. Короче, картинка "на выходе" в окуляре далеко не идеал. Оптроника в этом плане проще. Хороший объектив (нормальный, а не многометровый) и качественная матрица - все! Остальное за электроникой. Потеря качества действительного изображения минимальна. Само тело перископа становится мачтой, никаких сложных ухищрений.
            1. xtur 25 августа 2016 22:25
              >Иначе ходовая вахта на мостике в надводном не имела бы смысла.

              ну откуда нам сухопутным знать такие подробности, если вы не расскажете :-)
              после этого да, вопрос фактически теряет смысл, т.к в силу образования (физик), я знаком с проблемами, которые вы изложили
    2. Удав КАА 20 августа 2016 17:36
      Главное отличие от классического перископа,
      помимо всего того, что ты абсолютно правильно указал -- возможность мониторинга "картинки из окуляра" старпомом , штурманом, старшим на борту...Её запись на видео..Меньше субъективности,есть возможность узнать оценку товарища...
      Помимо собственно телекамер, на мачте устанавливаются ...
      + Еще и лазерный дальномер (по памяти).
      С уважением, drinks
  8. Razvedka_Boem 20 августа 2016 15:45
    используется система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита)

    Лучше бы назвали Подводная.. ПОХ..)
  9. g1v2 20 августа 2016 15:51
    Еще бы Дмитров поскорее с ремонта вышел, а то одна подлодка в строю на флот это как-то ссыкотно. Ну и неплохо было бы еще шестерку варшавянок и для БФ заложить. Если для ТОФ планируемые 6 Варшавянок это все-таки немного, то для Балтики такие же 6 Варшавянок были бы серьезным аргументом. hi
  10. Штык 20 августа 2016 16:10
    Цитата: костя андреев
    . Хотя все перечисленное можно прицепить и к обыкновенному пе рескопу

    ПерИскопу Костя! Перископу !
  11. gladysheff2010 20 августа 2016 16:45
    Цитата: g1v2
    для Балтики такие же 6 Варшавянок были бы серьезным аргументом.

    Особенно,с учётом близости нынешнего НАТО к границам России.Может быть и прибалтийские государства,включая Швецию,перестали бы искать наши подлодки в своей акватории,зная наперёд,что они там есть!
  12. bmv04636 20 августа 2016 19:22
    В свое время был проект транспортной АПЛ для дизель электрических подлодок. Почему сейчас из акул нельзя сделать своего рода подводные базы для наших черных дыр.
  13. rudolff 20 августа 2016 19:34
    Андрей НМ.
    Черт, я с этими новшествами даже коммент с телефона вклинить не могу! Теоретически да, может и затечь. Но согласись, сделать герметичной голову и кабель-канал куда проще, чем саму трубу с набором линз, призм и прочей дребеденью. Сколько раз было, поднимаешь, а там молоко. Запотел. Тоже наверное продували?
    Удав КАА.
    Дружище, тут еще и юридические вопросы. Обстановку видит минимум несколько человек. Свидетели. Результаты атаки, чистого горизонта перед командой на всплытие,идентификация цели...
  14. Starover_Z 21 августа 2016 00:44
    Цитата: Удав КАА
    Статья из категории "ликбез" для сухопутного сообщества.
    Ничего не сказано про средства обнаружения, навигации и оружие...
    Ознакомительно-познавательно, но с тактико-технической точки зрения не понятно: и почему же такие (636.1) у нас покупают инозаказчики? bully

    Нет ТТХ ?! А это "Военная тайна !" wink
  15. Corsair 22 августа 2016 10:47
    Цитата: rudolff
    Андрей НМ.
    Дружище, тут еще и юридические вопросы. Обстановку видит минимум несколько человек. Свидетели. Результаты атаки, чистого горизонта перед командой на всплытие,идентификация цели...

    А что мешает внутри обычного персикопа вставить приемную матрицу внизу?
    И если уж делать прибор для видеообзора, то вообще можно сделать его на отдельной платформе (поплавок - внизу груз сверху голова с приборами наблюдения) и с глубины в 100-300 м стравливать на кабеле в металлической или стеклопластиковой гибкой оболочке, только вот такие приборы будут помехонеустойчивы в отличии от чистой механики и оптики.
  16. Стойкость 22 августа 2016 17:59
    Завидую сегодняшним подводникам, у нас "электрических актуаторов" не было :о(((
  17. Бывший комбат 22 августа 2016 22:26
    Да старушка еще та! Что ж "за неимением гербовой" и такая сойдет ... Тем более для пиара реальный возможности и способности корабля ВООБЩЕ никакого значения не имеют ...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня