Хеншель Hs-126 - "надоедливый костыль" на службе в Люфтваффе

37
Многие типы немецких самолётов на советско-германском фронте получили от наших солдат характерные прозвища. Так, например, Ju-87 стал «лапотником», Fw-189 «летающей рамой», Bf-109 «худым». Рассматриваемый нами Хеншель Hs-126 советские солдаты прозвали «надоедливым костылём» за внешний вид и из-за того, что эти машины использовались в качестве фронтовых корректировщиков и ближних разведчиков, их появление означало в ближайшее время или артиллерийский обстрел, или удар авиации.

Осенью 1936 года первый прототип Hs-126 поднялся в воздух, в 1937 г. было выпущено несколько предсерийных экземпляров, а с января 1938 до января 1941 этот самолёт серийно выпускался на заводе «Henschel-Werke», а также на предприятии «AGO Flugzeugwerke». Hs-126 был двухместным цельнометаллическим подкосным монопланом с неубирающимися в полёте шасси, закрытыми обтекателями.




Hs-126 выполняет разведывательную миссию в ходе Французской кампании 1940 г.


Целью создания этой машины было предоставление Люфтваффе некоего универсального самолёта для выполнения боевых и небоевых функций. Главным предназначением Hs-126 считалась роль ближнего разведчика и корректировщика, и, по сути, это было новое воплощение традиционного уже для Первой мировой самолёта-наблюдателя. С целью создания отличного обзора вниз крыло было поднято высоко над уровнем кабины, а сама кабина была спроектирована именно для удобства наблюдения. Самолёт в целом считался надёжным и удобным для пилотов (та же кабина имела остекление), лёгким в управлении (в частности, управление закрылками и элеронами имело гидроусиление), и, главное, был способен действовать почти с любой взлётно-посадочной полосы (что было необходимо для использования его в качестве самолёта связи).

Надо сказать, что фирма «Хеншель» первоначально не получила на его производство госзаказа, и в 1937-1938 годах самолёт считался гражданской моделью, лишь в 1939 перейдя в разряд военных машин. Всё вышеуказанное обусловило слабое вооружение Hs-126, состоявшее всего из двух пулемётов калибра 7,92-мм: неподвижного MG-17 впереди у пилота (боезапас 500 патр.) и MG-15 у наблюдателя сзади на подвижной установке (боезапас 975 патр.). И хотя этот самолёт развивал, в общем, хорошую в своём классе и для того времени скорость – до 300-320 км/ч, но имел малый радиус действия и мог нести не более 100 кг бомбового груза (10 по 10 кг или 2 по 50 кг).


Компоновочная схема тактического разведчика Hs-126.


После принятия этого самолёта на вооружение был начат выпуск двух модификаций Hs-126A и Hs-126 B с более мощными двигателями (Bramo «Fafnir» и BMW-323, оба по 850 л.с.) и с винтом изменяемого шага, что позволило увеличить скорость до 350-370 км/ч. Кроме того, все военные модели этих самолётов оснащались радиостанциями FuG-17, что было необходимо для оперативной передачи данных разведки и артиллерийской корректировки, а также двумя фотоаппаратами – стационарным, вмонтированным в фюзеляж, и ручным, использовавшимся наблюдателем. Также чисто военные модификации Hs-126 могли нести чуть больший груз бомб – до 150 кг (1 по 50 кг и 10 по 10 кг), а для лётчика и наблюдателя были установлены бронеспинки (из 8-мм брони).

Новые модификации рассматриваемой машины выпускались всего лишь год, с января 1940 по январь 1941, но за этот период было произведено 368 ед., тогда как за всё время производства было собрано от 810 до 913 ед., что является достаточно большой цифрой (из них на заводе AGO 430-483 ед.).

Хеншель Hs-126 - "надоедливый костыль" на службе в Люфтваффе

Hs-126 в полёте над Германией.


Выпуск этого, надо сказать, мало пригодного для ведения современной войны даже тогда самолёта в столь большом числе, объяснить (кроме как коррупционной составляющей или действием скрытых агентов влияния) довольно трудно. Особенно странно этот факт смотрится на фоне мизерного выпуска (254 ед.) той же фирмой «Хеншель» таких эффективных, трудно сбиваемых и сугубо военного назначения машин, как Hs-123 (о которых на «Военном обозрении» уже выкладывался материал).

Конечно, можно сказать, что заводы выпускают то, что могут, но очень интригующей выглядит ситуация, когда неоднократные просьбы офицеров Вермахта и Люфтваффе о возобновлении выпуска машин этого типа для нужд Восточного фронта отклоняются под разными предлогами, а в боевые части продолжают поставляться, в общем, неэффективные в бою и уязвимые Hs-126. В Советском Союзе того времени подобное поведение характеризовалось определением «саботаж», и влекло за собой соответствующие санкции. И хотя идея о «вредительской» по отношению к Третьему рейху деятельности концерна «Хеншель» является новой для российского читателя, но имеющиеся факты позволяют вполне обоснованно это утверждать. Причём это было не некое выдуманное «вредительство», ставшее основанием для множества сфабрикованных дел в СССР, а вполне осознанный группой лиц процесс выпуска неэффективного, или излишне сложного в производстве вооружения.


Hs-126 в камуфляже франкистских ВВС Испании.


Первое боевое применение нескольких Hs-126 прошло в Испании, где они использовались как тактические разведчики и ближние бомбардировщики в составе «Ausfklarungsgruppe 35», и где они получили кодовое наименование «Super Pavo». Туда они поступили ближе к концу войны, не использовались в условиях господства противника в воздухе и проявили себя успешно, хотя одна машина была потеряна.

В довоенный период фирма «Хеншель» занялась активным экспортом своих «изделий двойного назначения» за границу: от 16 до 32 Hs-126 было продано в Грецию, несколько десятков – в Болгарию, Хорватию и Эстонию. В связи с продажей партии Hs-126 в Грецию случился забавный эпизод, хорошо иллюстрирующий взаимоотношения промышленного капитала и правительственных органов в Третьем рейхе.

Греческое правительство заинтересовалось этим универсальным самолётом и заключило контракт на поставку 32 машин. Фирма «Хеншель» уже была готова отправить первую партию из 16 самолётов, но правительство нацистов заблокировало поставку «техники двойного назначения государству, не являющемуся нашим союзником». В ответ на это концерн «Хеншель» опротестовал это решение, ссылаясь на исполнение контракта, и в итоге стороны пришли к компромиссу: Берлин разрешал исполнение поставки, но запрещал укомплектовывать самолёты вооружением и средствами связи. Вообще, как-то сложно даже представить, чтобы в сталинском СССР, например, какой-либо авиазавод самостоятельно в 1939 году продаёт свои боевые самолёты, скажем, Финляндии; Кремль запрещает это делать; концерн опротестовывает это решение и исполняет поставку, просто не ставя на самолёты вооружение (аналоги которого покупатель с лёгкостью ставит самостоятельно по получении машин). Таким образом, на приведённом примере достаточно хорошо видно, что правительство нацистов должно было считаться с интересами промышленного капитала, а индустриальные концерны обладали достаточно большой свободой действий и могли воздействовать на решения правительства.

По иронии судьбы вскоре греческие «хеншели» в качестве лёгких бомбардировщиков и разведчиков действовали против итальянских (осенью-зимой 1940) и против немецких войск (весной 1941), а болгарские, хорватские и немецкие Hs-126 воевали против греческих сил. Это в очередной раз говорит о том, что в руководстве концерна «Хеншель» (кстати, благополучно пережившего войну и существующего и в наши дни) далеко не все симпатизировали нацистам, и это промышленное объединение проводило при гитлеровском режиме, как минимум, неоднозначную политику.


Шуточное изображение своего участия в Польской кампании немецким пилотом-наблюдателем из экипажа Hs-126.


В самой Германии к началу Второй мировой войны (на 01.09.1939) Hs-126 были основой разведывательных частей Люфтваффе – из 29 авиаотрядов машины этой модели состояли на вооружение 23 (в боевых частях находилось 267 Hs-126, из которых 234 были боеготовыми). Однако, начиная уже с Польской кампании, эти относительно тихоходные и, в общем, уязвимые самолёты стабильно несли большие потери (в среднем до 30% от численности задействованных подразделений). Так, в небе над Польшей было потеряно 25 Hs-126, в том числе 16 было сбито истребителями, и 40 машин этого типа было тяжело повреждено.

Судьба небольшой партии в 7 Hs-126, которые были проданы Эстонии, точна неизвестна. После вхождения Эстонии в состав СССР эти машины были переданы в состав 22 территориального стрелкового корпуса РККА, и, видимо, частично были уничтожены при ударе немецкой авиации по их аэродрому базирования, а частично были сбиты в воздухе.


Hs-126 в летнем камуфляже.


После участия в кампаниях против Франции и на Балканах большинство эскадрилий тактической разведки, на вооружении которых состояли Hs-126, принимали участие в операции «Барбаросса», а одна эскадрилья была переброшена в Северную Африку с корпусом Э. Роммеля. Всего на 01.06.1941 в составе Люфтваффе, включая лётные школы и тыловые части, числилось 602 Hs-126. Однако по причине высокой уязвимости уже с лета 1941 года эти самолёты постепенно выводятся из боевых подразделений, переориентируясь на решение вспомогательных задач. Правда, это был постепенный процесс – так как ещё на 01.03.1942 на Восточном фронте из 35 отрядов ближней разведки всё ещё 16 летало на Hs-126. Таким образом, не стоит считать, что силы Люфтваффе, атаковавшие СССР, сплошь состояли из самолётов самых современных типов; среди них было много машин устаревших марок, и, например, Hs-126 стал одним из тех образцов техники, которую немцы были вынуждены вывести с линии фронта уже начиная с 1941 года.


Hs-126, сбитый на территории Украины.


Чтобы показать уровень потерь, которые несли эти самолёты на советско-германском фронте, скажем, что только за 1 день – 22.06.1941 – было сбито 13 Hs-126 и несколько десятков повреждено, а в декабре 1941 года число потерянных машин этого типа возросло до 381 ед. Уже с конца лета 1941 года для сопровождения Hs-126 обязательно выделялось по 1-2 Bf-109. Позднее количество истребителей сопровождения дошло до целого звена из 4 машин, но это также не давало результата – эти тихоходные машины так или иначе становились «приманкой» для советских истребителей даже устаревших марок, а истребители эскорта часто использовали сложившуюся ситуацию не для защиты своего разведчика любой ценой, а для наращивания личного счёта побед (притом, что уязвимый Hs-126 часто оказывался сбитым тоже).

С осени 1941 и, особенно, с весны-лета 1942 повсеместно их функции разведчиков переходят к Fw-189, а оставшиеся на Восточном фронте «хеншели» постепенно передаются в подразделения ночной легкобомбардировочной авиации или в лётные школы. Да-да, по примеру ВВС РККА Люфтваффе на Восточном фронте из самолётов устаревших типов, применение которых днём было сопряжено с высокими потерями, создали эскадрильи лёгких ночных бомбардировщиков. Как видим, немцы вовсе не чурались заимствовать полезные тактические новинки у противника.


Hs-126 буксирует грузовой планер.


Отметим, что эти самолёты сыграли важную роль в ходе операции по снабжению с воздуха окружённой немецкой группировки у города Холм, происходившей с 21 января по 5 мая 1942. Это была первая и успешно для Вермахта завершившаяся операция такого рода на Восточном фронте (и это станет, наряду с иными факторами, одним из условий образования Сталинградского котла, когда немцы самонадеянно решат, что их снова будут успешно снабжать с воздуха). В ходе выполнения задач по обеспечению окружённых соединений Вермахта Hs-126 не только брали до 200 кг груза, но также использовались и в качестве буксировщиков небольших транспортных планеров.


Hs-126 в зимнем камуфляже Восточного фронта.


На 01.09.1942 на Восточном фронте всё ещё оставалось в боевых частях Люфтваффе 103 Hs-126, в основном в частях ночной лёгкой бомбардировочной авиации. Часть из этих машин использовалась с осени 1942 до весны 1943 в качестве лёгких самолётов снабжения и буксировщиков небольших грузовых планеров.

Однако, вероятно, самая известная операция, в которой Hs-126 сыграли важную роль, была проведена уже тогда, когда эти тихоходные самолёты были выведены с фронта. Речь идёт о знаменитом рейде немецкого спецназа, осуществлённого 12 сентября 1943 года с целью освобождения арестованного Бенито Муссолини. Именно эти самолёты произвели разведку места высадки десанта и использовались в качестве буксировщиков транспортных планеров с нацистскими солдатами, атаковавшими уединённую виллу, где содержался под арестом итальянский диктатор.


Несколько Hs-126 на аэродроме.


По состоянию на 01.03.1944 всего в составе Люфтваффе ещё оставалось 174 Hs-126, часть из которых была на вооружении следующих боевых эскадрилий на Восточном фронте: 13./NSGr-11 с базой в Эстонии, 2./NSGr-12 с базой в Литве и 2./NSGr-7 с базой на Балканах. В тот период эти самолёты использовались на фронте в качестве ночных лёгких бомбардировщиков. За линией фронта, в немецком тылу, Hs-126 применялись в качестве дневных лёгких бомбардировщиков и разведчиков для борьбы с партизанами, а также как самолёты связи, в роли которых прослужили до конца войны.

Подводя итог, можно сказать, что Hs-126, хотя и прочно занимал свою нишу в начальный период Второй мировой войны, был простым в производстве, надёжным и ремонтопригодным аппаратом, но в целом ничего выдающегося собой не представлял, и уже в 1942 году был выведен на вспомогательные роли. Однако в период с лета 1941 до осени 1942 он в качестве тактического разведчика и артиллерийского корректировщика всё же успел заслужить у наших солдат своё неприятное прозвище, да и потом ещё два года «хеншели» беспокоили советские соединения по ночам и вредили партизанам.


Hs-126 в зимнем камуфляже из ночной легкобомбардировочной эскадрильи, сбитый на территории СССР.


Можно сказать, что принятие на вооружение Hs-126 со стороны Люфтваффе было некоторой вынужденной и относительно неудачной попыткой использования самолёта двойного назначения (до появления в достаточном количестве знаменитых Fw-189). Но так или иначе передовые подразделения Вермахта на начальном этапе Второй мировой войны имели впереди себя эти юркие тактические разведчики, сообщавшие их командирам о противнике и координировавшие огонь немецкой артиллерии и действия ударных самолётов. Правда, это были довольно тихоходные и уязвимые машины, которые наземные части противника старались сбить в первую очередь, и, в отличие от трудноуязвимых Fw-189, обычно это достаточно легко удавалось сделать.

До нашего времени дошло несколько экземпляров Hs-126 различной степени сохранности, в том числе, как минимум, одна летающая модель, иногда используемая для авиашоу в Великобритании. Несмотря на то, что абсолютное большинство Hs-126 было сбито над территорией бывшего СССР, в нашей стране, к сожалению, не сохранилось ни одного более-менее целого экземпляра этого самолёта.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 августа 2016 06:21
    Hs-126 во многом аналог нашего По-2, только имевший лучшие средства связи. Помнится Покрышкин его записал на свой счет одним из первых.
    Спасибо за статью.
    1. 0
      22 августа 2016 16:01
      Только наш кукурузник был очень прост в изготовлении, правда и ЛТХ скорее смех вызывали даже для 30-х годов.
  2. +9
    22 августа 2016 06:53
    В принципе Хеншель как связной самолет,и ближнего разведчика -корректировщика вполне годен.Насколько он "устарел"-цельнометаллический,с мощным двигателем.Военная модификация -скорость за 350 км\час.У многих командующих Хеншель был вместо машины-летали по своим тылам.Если вспомнить какие были на вооружении Красной Армии-ТБ-1,ТБ-3,У-2 и прочие со скоростями до 250 км\час и многие сделаны из дерева и полотна-то Не-126 смотрится неплохо. hi
    1. 0
      22 августа 2016 14:32
      Вот только наши "у-двасы" можно было делать на любой мебельной фабрике, неквалифицированным персоналом (силами тех же подростков), и делать при этом сотнями, т.к. стоимость производства копеечная - никакого стратегического сырья не требовалось.
    2. 0
      22 августа 2016 17:58
      Добрый день ! Тут всё просто - на фоне других боевых самолётов Люфтваффе Hs-126 смотрится убожеством.
  3. +1
    22 августа 2016 07:29
    очень интересно, жду статью о Hs129
    1. +1
      22 августа 2016 12:31
      https://topwar.ru/75545-shturmovik-hs-129.html
    2. +5
      22 августа 2016 17:59
      Не переживайте, готовлю большой материал о действиях немецких штурмовиков, потом дойдём и до Hs-129.
  4. +2
    22 августа 2016 07:35
    "вполне осознанный группой лиц процесс выпуска неэффективного, или излишне сложного в производстве вооружения."
    "был простым в производстве, надёжным и ремонтопригодным аппаратом"

    Я так и не понял, Hs-126, по мнению автора, был простым или сложным в производстве самолетом? request
    1. Комментарий был удален.
  5. +6
    22 августа 2016 07:44
    "Хеншель-126" никогда не был лёгкой добычей для наших истребителей,сбить его было довольно тяжело- небольшая скорость,хорошая маневренность,умение маскироваться ландшафтом местности.
    Выпуск этих самолётов в большом количестве в результате деятельности агентуры влияния,как это предположил автор статьи,на мой взгляд ошибочен.Самолёт полностью соответствовал тем задачам,которые он решал.
    1. +2
      22 августа 2016 08:49
      Полностью соглашусь. С таким же успехом во вредители можно записать тех кто производил У2(По2). Полный аналог Хеншеля с нашей стороны, разве что технологический уровень гораздо ниже.
    2. 0
      22 августа 2016 08:49
      Полностью соглашусь. С таким же успехом во вредители можно записать тех кто производил У2(По2). Полный аналог Хеншеля с нашей стороны, разве что технологический уровень гораздо ниже.
    3. 0
      22 августа 2016 18:03
      Цитата: bober1982
      "Хеншель-126" никогда не был лёгкой добычей для наших истребителей,сбить его было довольно тяжело- небольшая скорость,хорошая маневренность,умение маскироваться ландшафтом местности.
      Выпуск этих самолётов в большом количестве в результате деятельности агентуры влияния,как это предположил автор статьи,на мой взгляд ошибочен.Самолёт полностью соответствовал тем задачам,которые он решал.

      Вот и дело то в том, что он был слаб как тактический разведчик (Fw-189 НАМНОГО был лучше во всём ) и никакой ближний бомбардировщик.

      А сбить его было просто - почему это был наверное ЕДИНСТВЕННЫЙ самолёт Люфтваффе, который вывели из боевых частей уже к концу 1941 года.
      1. +1
        22 августа 2016 18:35
        С чего взяли,что его вывели из боевых частей к 1941г.? самолет использовался до конца войны,к 1941г. его сняли с производства.
        Сравнивать Нs-126 с "рамой" или бомбардировщиками,на мой взгляд,неуместно.Все эти самолеты решали разные задачи.
        Это всё равно,что говорить - По-2 как бомбёр был очень слабый.
        И насчёт того,что сбить Хеншель было просто,это вы погорячились.
      2. 0
        22 ноября 2020 12:10
        Ратник2015, вы глупости пишете.
        Про то, что фирма "Хеншель" не получила первоначально на эти самолёты заказа - бред! Эта машина создавалась по официальным требованиям Генштаба и полностью удовлетворяла им, превосходя по ряду параметров аналогичные самолёты других стран.
        То что вы пишете про потери этих машин - ложь!
        Никаких 25 Hs126 над Польшей потеряно НЕ было!
        22 июня 1941 года также НЕ было сбито 13 Hs126. Пока имеются подтверждения всего на три безвозвратно потерянных самолёта в этот день.
        Не вывели Hs126 из боевых частей к концу 1941 года!
        Эти самолёты использовались как разведчики даже летом 1943 года на Курской дуге.
    4. 0
      23 августа 2016 10:12
      Цитата: bober1982
      С чего взяли,что его вывели из боевых частей к 1941г.? самолет использовался до конца войны,к 1941г. его сняли с производства.
      Сравнивать Нs-126 с "рамой" или бомбардировщиками,на мой взгляд,неуместно.Все эти самолеты решали разные задачи. Это всё равно,что говорить - По-2 как бомбёр был очень слабый. И насчёт того,что сбить Хеншель было просто,это вы погорячились.
      Видимо Вы невнимательно прочитали материал, там всё подробно рассказано. Из фронтовых частей Люфтваффе - и особенно из роли тактического разведчика - этот самолёт начали выводить ещё в 41 году (чего немцы не делали ни для какой другой машины), в 1942 году этот процесс закончился. И Hs-126 стали использовать исключительно глубоко в тылу, за линией фронта или в качестве ночного бомбардировщика, и то редко.

      А то что По-2 был как бомбер слабый - это спорно. Немцы видимо не просто так создали ночные легкобомбардировочные эскадрильи из Hs-126.

      Потери Hs-126 были огромными для на Восточном фронте (который считался слабейшим из ТВД по силе противника в воздухе), это было единодушное мнение офицеров Люфтваффе, что стало причиной вывода этих самолётов с роли тактического разведчика.

      По сути гражданский самолёт можно сказать, без брони, не особо быстрый, не высотный... Его можно было легко сбить на любом даже устаревшем советском истребителе.
      1. 0
        23 августа 2016 11:03
        Спорить не буду,не переспорим друг друга.Любопытно,как вы оцените Hs-129,видимо живого места от самолёта не оставите,жду вашей статьи.
  6. +1
    22 августа 2016 08:51
    Цитата: svp67
    Hs-126 во многом аналог нашего По-2, только имевший лучшие средства связи. Помнится Покрышкин его записал на свой счет одним из первых.
    Спасибо за статью.

    А в чем аналог? 2 раза быстрее, мощнее, больше размером, из металла,вооруженней.


    Аналог это Шторьх
    1. +3
      22 августа 2016 09:25
      Аналог по применению в первую очередь. Оба самолета решали примерно одни и те же задачи, хотя технически к Хеншелю наш Р5 наверное ближе.
      1. 0
        22 августа 2016 10:32
        Да нет ничего общего у них, ни технически, ни эксплуатационно, ни концептуально, ладно бы Ar-68 или хш51 и то с натяжкой...

    2. +4
      22 августа 2016 12:39
      Конечно не аналог. По-2 в два раза больше бомб поднимал, имел скил беззвучного полета и стоил как садовая скамейка, поэтому выпускался десятками тысяч. А это чудо сумрачного тевтонского гения - идеально бессмысленный самолет. Как разведчик - уступал раме, как бомбардировщик всем остальным, как посыльный самолет шторьху.
      1. +2
        22 августа 2016 20:40
        Ну, насчёт того, что ПО-2 поднимал в 2 раза больше бомб, так это вряд ли. Стандартная его нагрузка 150 - 200 кг, отмечены отдельные случаи перегруза до 400 кг, но это лишь при абсолютно новом моторе и идеальном пилотировании. Ну а по технологичности ПО-2, естественно, превосходил этого немца, да и высший пилотаж наш кукурузник крутил.
  7. +4
    22 августа 2016 10:26
    Посмотрел статистику сбитых Хеншелей-126 нашими асами.
    Четыре самолета сбил Герой Советского Союза Баранов Михаил Дмитриевич,лучшего результата чем он, никто не добился.Все отмечали,что сбивать трудно.
    Немцы были опытными,часто имитировали что сбиты- беспорядочно падали при атаке,у земли выравнивали и благополучно уходили.
  8. +7
    22 августа 2016 15:34
    В ответ на это концерн «Хеншель» опротестовал это решение, ссылаясь на исполнение контракта, и в итоге стороны пришли к компромиссу: Берлин разрешал исполнение поставки, но запрещал укомплектовывать самолёты вооружением и средствами связи. Вообще, как-то сложно даже представить, чтобы в сталинском СССР, например, какой-либо авиазавод самостоятельно в 1939 году продаёт свои боевые самолёты, скажем, Финляндии; Кремль запрещает это делать; концерн опротестовывает это решение и исполняет поставку, просто не ставя на самолёты вооружение (аналоги которого покупатель с лёгкостью ставит самостоятельно по получении машин).


    Это вовсе не удивительно - это нормальная практика, что частные фирмы опротестовывают действия властей.
    Это советский союз создавал гос предприятия, крайне неэффективные по меркам частного капитала, но могущие концентрировать значительный трудовой ресурс в нужном месте в нужное время.

    Кстати о продукции двойного назначения:
    в 2000-х годах из России запрещалось вывозить некоторые виды строительной техники (типа автогрейдера), поскольку по законодательству эта техника попадала в ряд техники "двойного назначения"! - Оказывается могут создавать противотанковые эскарпы, профилировать рвы.
    Уж не знаю, кто такой башковитый гос чиновник, наполнял этот список, но из-за таких болванов, многие востребованные виды техники небыли реализованы, от чего страдали многие производства. Причем вывоз техники запрещали даже в Казахстан - партнеа по СНГ!
    Впоследствии эта техника уже была мало востребована - по причине полного морального устаревания и заполнения рынка СНГ конкурентной продукцией других стран.
  9. 0
    22 августа 2016 18:00
    Цитата: Владимирец
    [b]Я так и не понял, Hs-126, по мнению автора, был простым или сложным в производстве самолетом? request

    Он был относительно простым в производстве самолётом, но абсолютно не нужным в грядущей войне. И иная продукция фирмы Хеншель военного назначения была изначально излишне технологичной и дорогой в производстве.
  10. +3
    22 августа 2016 18:27
    Цитата: Kenneth
    Конечно не аналог. По-2 в два раза больше бомб поднимал, имел скил беззвучного полета и стоил как садовая скамейка, поэтому выпускался десятками тысяч. А это чудо сумрачного тевтонского гения - идеально бессмысленный самолет. Как разведчик - уступал раме, как бомбардировщик всем остальным, как посыльный самолет шторьху.

    А у нас большинство видов вооружений в разы дешевле чем у немцев было. Причем это цена не в деньгах, а в ресурсах. На производство одного боевого самолета в СССР уходило в разы меньше затрат на электроэнергию, станочного и трудового ресурса. То же самое по танкам, артиллерии, стрелковому оружию. Во многом по этому и победили. Наши смогли наладить массовый выпуск относительно не дорогого и в то же время эффективного оружия, а немцы нет. И говорить про каторжный труд в тылу у нас в данном случае нельзя. Рабы то как раз у немцев были.
    1. 0
      22 августа 2016 20:54
      Рабов они себе с восточных временно оккупированных территорий вывозили, а те же чехи с большим тщанием делали им не только бронетехнику и оружие, но и Ме-262 в конце войны.
    2. 0
      23 августа 2016 10:02
      Цитата: Yakut
      Наши смогли наладить массовый выпуск относительно не дорогого и в то же время эффективного оружия, а немцы нет. И говорить про каторжный труд в тылу у нас в данном случае нельзя. Рабы то как раз у немцев были.
      Точнее их ставка на высококлассное но излишне технологичное и поэтому относительно небольшое количественно вооружение оказалась бита. Ну а зная про промышленное производство в СССР в ходе ВОВ вполне можно говорить о насильственном использовании принудительного труда (не говоря про заключённых), пусть это небыло оформлено как прямое рабство как в Германии.
  11. 0
    22 августа 2016 23:45
    Вот здесь любопытствующие могут ознакомится с характеристиками ЛНБ http://warstar.info/soviet_vvs_2_world_war/u2.html
    То есть У-2 в версии лёгкого ночного бомбардировщика. Особо обращаю внимание на потолок и скороподъёмность - 0, 07 м/с. Это я ещё округлил в большую сторону. Честно говоря - это жуть. То есть самолёт с максимальной бомбовой нагрузкой еле держался в воздухе. Так что этот Хеншель по сравнению с У-2 как Роллс-Ройс в сравнении с самокатом. Кстати какие могут быть потери у самолёта постоянно висящего над линией фронта? Правильный ответ - большие. Хотя рама, конечно, была на много лучше, но и дороже. Кстати у Ил-2 тоже потери большие были не потому что очень плохой самолёт был, а потому что все время над фронтом. Но Ил-2, хотя бы, боялись, а этого хеншеля, просто не любили. Висит, понимаешь .... и зудит над головой. Конечно, шмальнуть из чего-нибудь хочется.
    1. 0
      23 августа 2016 10:06
      Цитата: Dekabrev
      Так что этот Хеншель по сравнению с У-2 как Роллс-Ройс в сравнении с самокатом. Кстати какие могут быть потери у самолёта постоянно висящего над линией фронта? Правильный ответ - большие. Хотя рама, конечно, была на много лучше, но и дороже. Кстати у Ил-2 тоже потери большие были не потому что очень плохой самолёт был, а потому что все время над фронтом. Но Ил-2, хотя бы, боялись, а этого хеншеля, просто не любили. Висит, понимаешь .... и зудит над головой. Конечно, шмальнуть из чего-нибудь хочется.
      Вы видимо слишком быстро просмотрели материал. Во первых Hs-126 в сравнении с По-2 всё же не идёт, это больше Шторх.

      Но это и не Роллс-Ройс, вот Fw-189 (можете почитать мой материал о нём) - на порядок превосходил. И потери эти самолёты несли умеренные, тогда как Хеншеля были очень лёгкой добычей.

      Ну и ещё - Ил-2 был, как бы помягче выразиться, ну не самым лучшим самолётом. Отсюда и потери. Но он оказался оптимальным для нужд фронта и главное - для советской промышленности военного времени.
      1. +1
        23 августа 2016 22:39
        Ну, не я начал сравнивать хеншеля с У-2. И меня эти сравнения удивили, мягко выражаясь. Вот я и написал, что сравнивать их можно так же как Роллс-Ройс с самокатом. Естественно утрирую. А то что рама лучше, это я тоже написал. А Ил-2 именно был сбалансирован. А от не сбалансированного под нужды фронта самолёта толку мало. Кстати, альтернативой летающему броневику на западе были тяжелые истребители с ракетным вооружением, чтобы не лезть со своими бомбами на зенитки на бреющем, но с точностью у них тоже проблемы были. Когда Рудель выступал перед американскими летчиками, делился опытом, те недоумевали - чему он их научить может. Они ведь ни бомбить, ни из пулеметов стрелять по целям на земле не собирались. У них для этого ракетное вооружение было. А Рудель про применение ракет ничего рассказать не мог. Про этот обмен опытом сам в мемуарах писал. Кстати, тут многие проводятся по Ил-2. А кто-нибудь может назвать штурмовик получше? Не бомбардировщик, а именно штурмовик для работы по колоннам, железнодорожным станциям и другим малоразмерным целям и не ковровыми бомбардировками. Американцы с англичанами имели огромный перевес над немцами в воздухе в конце войны, численностью задушили, но сказать, что их штурмовые удары отличались ювелирной точность даже они сами не могут. Сами рассказывали как по своим иной раз отрабатывали. Ю-87 был очень неплох по точности бомбометания, но беззащитный совершенно. Какой самолёт был как штурмовик на голову выше Ил-2?
      2. 0
        23 августа 2016 22:39
        Ну, не я начал сравнивать хеншеля с У-2. И меня эти сравнения удивили, мягко выражаясь. Вот я и написал, что сравнивать их можно так же как Роллс-Ройс с самокатом. Естественно утрирую. А то что рама лучше, это я тоже написал. А Ил-2 именно был сбалансирован. А от не сбалансированного под нужды фронта самолёта толку мало. Кстати, альтернативой летающему броневику на западе были тяжелые истребители с ракетным вооружением, чтобы не лезть со своими бомбами на зенитки на бреющем, но с точностью у них тоже проблемы были. Когда Рудель выступал перед американскими летчиками, делился опытом, те недоумевали - чему он их научить может. Они ведь ни бомбить, ни из пулеметов стрелять по целям на земле не собирались. У них для этого ракетное вооружение было. А Рудель про применение ракет ничего рассказать не мог. Про этот обмен опытом сам в мемуарах писал. Кстати, тут многие проводятся по Ил-2. А кто-нибудь может назвать штурмовик получше? Не бомбардировщик, а именно штурмовик для работы по колоннам, железнодорожным станциям и другим малоразмерным целям и не ковровыми бомбардировками. Американцы с англичанами имели огромный перевес над немцами в воздухе в конце войны, численностью задушили, но сказать, что их штурмовые удары отличались ювелирной точность даже они сами не могут. Сами рассказывали как по своим иной раз отрабатывали. Ю-87 был очень неплох по точности бомбометания, но беззащитный совершенно. Какой самолёт был как штурмовик на голову выше Ил-2?
  12. 0
    22 августа 2016 23:52
    Кстати, в каких-то рекомендациях для самодельщиков, помнится, было написано, что в целях обеспечения безопасности полётов, скороподъёмность, желательно, не должна быть менее 3 м/с.
  13. +1
    26 августа 2016 01:26
    Такое впечатление, что некоторые авторы стараются сидеть на двух стульях: и "надоедливый", и "неудачный".
    Термин "надоедливый" по отношению к самолёту противника - это очень по-русски. В переводе на нормальный русский - это эффективный, а потому опасный вид боевой техники. "Костыль" был эффективен не сам по себе, а как необходимый элемент оперативного управления наземными войсками, в частности, целеуказания ("чёртовы пальцы"). Такой способ нашими войсками не использовался, но это вовсе не значит, что он был неэффективен, напротив, судя по мемуарам, появление "костыля" обычно сулило большие проблемы и потери.
    Что касается боевых потерь таких самолётов, которые действовали непосредственно над поле боя, то замечу, что на войне такое случается, причём часто.
  14. 0
    31 октября 2016 17:43
    Малоизвестный самолет - спасибо за статью.... и в своей роли вполне применим был ...главное обзорность хорошая и маневренность
  15. 0
    29 ноября 2016 09:47
    как вспоминал Рокоссовский ..." под Смоленском самолеты-разведчики постоянно висели в воздухе , едва один уходил на заправку или колом в землю его место сразу занимал другой"
  16. 0
    16 декабря 2016 21:04
    Российские специалисты по изготовлению всего от иголки, до термоядерной бомбы знают все качества того, или иного объекта. Сталину не повезло, он умер раньше, чем они родились.