Оборонный потенциал Индии на снимках Google earth. Часть 2-я

6


Помимо боевых самолётов, в ВВС Индии имеется значительный парк военно-транспортных машин. Для осуществления стратегических транспортных перевозок предназначены 15 Ил-76МД, кроме того, индийские ВВС используют 6 самолётов-заправщиков Ил-78МКИ. На базе Ил-76 совместно Индией, Израилем и Россией создан самолёт ДРЛО А-50ЭИ. На самолёте установлены новые экономичные двигатели ПС-90А-76 и многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС EL/W-2090 израильской фирмы Elta. В отличие от российского самолёта ДРЛО, где используется РЛС с вращающейся антенной, «тарелка» индийского А-50ЭИ неподвижна.




Снимок Google earth: самолёты ДРЛО А-50ЭИ на аэродроме Агра


Согласно контракту, заключённому в 2004 году на сумму $ 1,1 млрд, Индия должна получить три А-50ЭИ. В настоящее время поставлено два самолёта ДРЛО. Основным местом базирования самолетов Ил-76МД, Ил-78МКИ и А-50ЭИ является авиабаза Агра в 150 км к югу от Дели. Для этого на авиабазе имеется отличная взлётно-посадочная полоса длиной более 3 км, стоянки большой площади и крупногабаритные ангары для текущего ремонта и обслуживания самолётов.

Кроме тяжелых Ил-76 российского производства, индийские ВВС эксплуатируют другие иностранные военно-транспортные самолёты. На сегодняшний день в Индии имеется три американских C-17 Globemaster III. Ими планируется постепенно заменить Ил-76МД. Соглашение о закупке с американским правительством и компанией Boeing было заключено в 2011 году, контракт предусматривает поставку 10 ВТС С-17 с опционом на 6 самолётов.


Снимок Google earth: военно-транспортные самолёты С-17 на аэродроме Нью-Дели


Для замены выведенных из эксплуатации по причине предельного физического износа Ан-12, Индия планирует приобрести 12 ВТС C-130J Super Hercules. Согласно информации, размещённой на официальном сайте IAF, в индийских ВВС уже эксплуатируется пять «Супер Геркулесов». Как и Ил-76, американские транспортные самолёты используются весьма интенсивно, и их можно увидеть на спутниковых снимках на аэродромах в различных частях Индии.


Снимок Google earth: C-130J на аэродроме Нью-Дели


Индия является крупнейшим эксплуатантом самолётов Ан-32. В данный момент в этой стране имеется 104 самолёта этого типа. В июне 2009 года был подписан контракт на сумму $400 млн, согласно которому 40 Ан-32 должны были быть отремонтированы и модернизированы на Украине, а остальные 65 — на авиаремонтном заводе ВВС Индии в Канпуре, при этом из Украины предусматривались поставки ремонтных комплектов. В свете последних событий данный контракт оказался под угрозой срыва, и, по всей видимости, Индии придётся заниматься ремонтом и модернизацией самостоятельно или искать других подрядчиков.

Ан-32 оказался очень востребованным самолётом и настоящей «рабочей лошадкой» в IAF. Индийские пилоты по достоинству оценили неприхотливость этой машины и хорошие взлётно-посадочные характеристики при эксплуатации в условиях жаркого климата на горных аэродромах. Кроме того, часть индийских Ан-32 подготовлена для использования в качестве ночного бомбардировщика. Опыт применения транспортных самолётов в этой роли у индийских военных уже есть. В каждый самолёт внутрь грузового отсека можно поместить до 7 тонн крупнокалиберных бомб.


Снимок Google earth: Ан-32 и HAL-748 на аэродроме Барода


До начала поставок Ан-32 основным транспортным самолётом среднего класса в IAF был британский двухдвигательный турбовинтовой Hawker Siddeley HS 748. Первый полёт эта машина совершила в 1960 году. Лицензионное производство в Индии велось компанией Hindustan Aeronautics под индексом HAL-748. Всего HAL построила 92 самолёта для Индийских ВВС. HAL-748 выпускались в самых разных исполнениях, включая самолёт радиолокационного дозора с характерным большим обтекателем РЛС. Несмотря на то, что HS 748 во многом уступает Ан-32, индийские военные до сих пор эксплуатируют более 50 самолётов.


Снимок Google earth: Do-228 на аэродроме Тамбарам


Для вспомогательных целей и в качестве патрульных используются 40 лёгких двухмоторных турбовинтовых самолётов Do-228. Эта машина с неубирающимися шасси способна летать с грунтовых полос небольшой длины. Для осуществления транспортно-пассажирских перевозок используются также 4 Boeing-737 и 4 Embraer ECJ-135. Подготовка пилотов ВВС Индии ведётся на учебно-тренировочных самолётах: HJT-16 Kiran, Pilatus PC-7 и BAe Hawk Mk 132. Всего в учебных эскадрильях имеется 182 УТС.

Самыми многочисленными вертолётами в ВВС Индии являются Ми-8/Ми-17. В 21 вертолётной эскадрильи имеется 146 машин, закупленных в СССР и в России. Наиболее современные - это 72 Ми-17В-5 – экспортный вариант Ми-8МТВ-5. Вертолёты данной модификации созданы с учетом всестороннего анализа опыта применения вертолётной техники в боевых действиях в различных «горячих точках». Они могут оснащаться оборудованием для ночных полётов и комплектом вооружения, позволяющим использовать их в качестве противотанковых и вертолётов огневой поддержки, а также комплексом броневой защиты экипажа.


Снимок Google earth: вертолеты Ми-17В-5 и военно-транспортный самолёт на стоянке аэродрома Барракпур


Кроме Ми-8/Ми-17, на вооружении двух индийских эскадрилий имеется 20 боевых вертолётов Ми-25 и Ми-35. В прошлом эти машины неоднократно применялись в боевых действиях в Шри-Ланке, на границе с Пакистаном и против внутренних незаконных вооруженных группировок. Согласно информации, опубликованной в СМИ, индийские военные планируют в будущем заменить российские боевые вертолеты американскими AH-64 «Apache», 2015 году был подписан контракт на поставку 22 AH-64E.


Снимок Google earth: вертолеты Ми-25/Ми-35 на аэродроме Патанкот


Индийская авиапромышленность также производит вертолёты собственной разработки. В ВВС имеется 18 многоцелевых вертолётов Dhruv и около 80 «Алуэтт» III, которые строились в Бангалоре под наименованием Chetak. Для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов в конце 80-х были заказаны 4 Ми-26. Один из них потерпел катастрофу в конце 2015 года. В 2012 году российский вертолет Ми-26Т2 проиграл американскому CH-47F Chinook в индийском военном тендере. Несмотря на то, что российский тяжелый транспортный вертолёт обладает гораздо большей грузоподъёмностью, главным фактором, который повлиял на решение индийских военных, стала цена - стоимость каждого "Чинука", равно как и его послепродажного обслуживания, гораздо ниже, чем российского вертолета Ми-26. В данный момент в Индии в лётном состоянии имеется всего один «тяжеловес» Ми-26, ещё два вертолёта нуждаются в ремонте.


Снимок Google earth: вертолеты Ми-26 на аэродроме Чандигар


В распоряжении индийских военных достаточно серьёзный парк беспилотников, главным образом, это БПЛА израильского производства. Для разведки и наблюдения закуплено 50 БПЛА IAI Heron среднего класса. Он приспособлен к длительным полётам на средних и больших высотах и оборудован комплексом передачи данных в режиме реального времени или разведывательным контейнером EL/M-2055 SAR/MTI. Для разведки дистанционной наземных целей может комплектоваться РЛС Elta EL/M-2022U.


Спутниковый снимок Google earth: БПЛА «Херон» на аэродроме Тезпур


Более современным беспилотным аппаратом является IAI Harop – впервые публично он был представлен на военно-промышленной выставке Aero-India 2009. БПЛА «Хароп» способен вести длительное патрулирование в заданном районе и уничтожать наземные цели. Особенностью этого БПЛА является то, что при обнаружении цели аппарат «превращается» в самонаводящийся самолёт-снаряд. Также в ВВС Индии имеется некоторое количество более лёгких беспилотников IAI Harpy. Он, главным образом, предназначен для борьбы с противовоздушными комплексами и радиолокаторами. После обнаружения сигналов РЛС «Гарпия» определяет местоположение цели, пикирует на неё и поражает осколочно-фугасной боевой частью. Запускается с мобильной пусковой установки контейнерного типа при помощи твердотопливных стартовых ускорителей.

В целом парк ВВС Индии неплохо сбалансирован, в IAF в значительном количестве имеются как истребители завоевания превосходства в воздухе, так и ударные машины. Благодаря наличию широкой сети капитальных аэродромов и достаточного количества военно-транспортных самолётов, транспортная авиация в состоянии осуществлять масштабные авиаперевозки личного состава, техники, вооружения и различных грузов. Однако ВВС Индии страдают высокой аварийностью, и в ближайшие годы в связи со списанием МиГ-21 и МиГ-27 потребуется приобретение за рубежом или строительство на собственных предприятиях примерно трёх сотен новых боевых самолётов.


Спутниковый снимок Google earth: РЛС THD-1955 в окрестностях Дели


Контроль воздушной обстановки в Индии осуществляют более 40 радиолокационных постов. Наибольшая концентрация РЛС наблюдается вдоль границы с Пакистаном и КНР. Если в прошлом это были стационарные РЛС большой мощности: американские AN/ТRS-77, французские THD-1955 и советские П-37, то в последние годы эти устаревшие громоздкие РЛС заменяются современными российскими станциями 36Д6.


Спутниковый снимок Google earth: РЛС AN/ТRS-77 в окрестностях Гопасандра


В пограничных районах используются израильские радарные аэростатные системы EL/M 2083 с дальностью действия до 500 км. Во Франции ведётся закупка мобильных радаров Thales GS-100 с АФАР. Индийская промышленность ведёт поставки в войска РЛС: INDRA I и INDRA II, 3D CAR и Arudhra. Совместно с Израилем осуществляется разработка РЛС раннего оповещения с АФАР Swordfish LRTR.


Спутниковый снимок Google earth: аэростат радарной системы EL/M 2083


Для выдачи целеуказания ЗРК С-75, С-125 и «Квадрат» в течение длительного времени использовались советские РЛС метрового диапазона П-12 и П-18. Поставки зенитно-ракетных комплексов средней дальности ЗРК СА-75М "Двина" в Индию начались в первой половине 70-х. Всего индийские зенитно-ракетные войска (ЗРВ), организационно входящие в ВВС, получили 20 зенитно-ракетных дивизионов (зрдн) СА-75 и 639 ракет В-750. Индийские ЗРК средней и малой дальности, принадлежащие IAF, как правило, размещаются в окрестностях аэродромов. «Семьдесятпятки» ранней модификации служили в Индии до конца 90-х, после чего были списаны ввиду предельного износа.


Спутниковый снимок Google earth: позиция ЗРК С-125 в окрестностях аэродрома Вадодара


В 80-е годы Индия приобрела 60 ЗРК С-125М "Печора-М" и 1539 ЗУР В-601ПД. В окрестностях города Тухлака-Бади при помощи СССР было построено ремонтное предприятие, где осуществлялся ремонт и модернизация средств ЗРК СА-75М и С-125М. В настоящее время в ВВС Индии осталось примерно полтора десятка маловысотных комплексов С-125. Все они используются для прикрытия аэродромов, но, судя по всему, постоянного боевого дежурства не несут. В отличие от ряда стран, модернизировавших свои ЗРК С-125 до уровня «Печора-2М», индийские военные в этом вопросе инициативы не проявили. Оставшиеся в Индии комплексы С-125М "Печора-М" уже находятся на пределе своего жизненного цикла, все имеющиеся ЗУР В-601ПД многократно просрочили сроки эксплуатации, и на пусковые установки для боевого дежурства не устанавливаются.

В будущем маловысотные комплексы объектовой ПВО С-125 в индийских вооруженных силах должны быть заменены ЗРК «Акаш». Данный комплекс, созданный на базе советского ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант «Куба»), является очередным индийским «долгостроем». Его разработка началась ещё 25 лет назад, а испытания в 2000-е годы. Поставки ЗРК «Акаш» в войска начались только в последнее время. Всего построено 8 комплексов. Два зрдн несут постоянное дежурство, прикрывая авиабазы Пуна и Горакхпур.


Спутниковый снимок Google earth: позиция ЗРК «Акаш» на аэродроме Пуна


В последние годы индийское военное руководство высказывает заинтересованность в принятии на вооружение самых современных зенитных систем. Известно, что индийские представители ведут переговоры по поводу закупки в России ЗРС большой дальности С-400. Одновременно в рамках диверсификации программы закупки вооружений запланировано приобретение израильских зенитных комплексов Barak 8/ LR-SAM и Spyder. Кроме того, в Индии совместно с Израилем и США ведётся программа создания противоракетной системы Advanced Air Defence (AAD). Согласно заявлению индийских официальных представителей, система ПРО AAD, в первую очередь, предназначена для защиты от баллистических ракет средней дальности, имеющихся в распоряжении Пакистана. Однако, кроме Пакистана, соперником Индии является Китай, чьи ракетные арсеналы гораздо более многочисленны.


Спутниковый снимок Google earth: испытательная площадка на острове Уиллер


Для испытания противоракетных систем на острове Уиллер создан ракетный полигон Абдул Калам. Первое испытание состоялось 15 марта 2010 года. В общей сложности известно о десяти испытательных пусках противоракет. Последнее испытание прошло 15 мая 2016 года. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, индийская противоракета, запускаемая с мобильной пусковой установки, имеет длину 7,5 метров и весит более 1,2 тонн. На начальном этапе полёта управление осуществляется инерциальной системой с радиокоррекцией на среднем участке. В непосредственной близости от цели включается активная радиолокационная система наведения, поражение вражеской боеголовки происходит в результате прямого столкновения с кинетической боевой частью противоракеты. Данный метод поражения цели предъявляет очень высокие требования по точности наведения противоракеты на конечном участке полёта. После принятия на вооружение собственной ПРО Индия войдёт в элитный клуб стран, обладающих подобным оружием. В настоящее время противоракетные системы имеются в России, США и Израиле. Однако даже с учётом достигнутого прогресса, по мнению ряда экспертов, индийским специалистам потребуется ещё примерно 10 лет, прежде чем противоракетная система AAD будет поставлена на боевое дежурство.

Продолжение следует…
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    23 августа 2016 20:23
    Хех, а сейчас МИ-26 более чем в 2 раза дешевле Чинука... Вот и сэкономили индусы.
    1. +3
      23 августа 2016 23:09
      Цитата: Ilya77
      .. Вот и сэкономили индусы.

      В Европе куча стран покупает российский газ ,но проблемы только с Украиной,то платить не хотят ,то вот выдумают еще что.Вот приблизительно так же с Индией,вроде и партнер ,но вот там постоянно какие то нарекания ,скандалы,что то у них не то.При том что очень часто оказывается их персонал не на высоте,но вот торговаться будут за каждую Рупий
  2. +4
    23 августа 2016 23:17
    А если внимательно почитать статью почти вся авиация российского производства меняется на американские аналоги....Это потеря огромного рынка и показатель уровня нашей продукции в конкурентной среде...Только не надо говорить про яйца,корзины итд. индусов,они просто покупают лучшее.По факту ничего нового кроме су-35/34 Ка-52 мы из авиации не можем предложить конкурентно-способного.МИ-8/26 исключение как самые лучшие транспортные вертолеты,конструктивно в них ничего не поменялось.
    1. +1
      25 августа 2016 10:17
      Ты думаешь у американцев что-то поменялось. Тут не в одну корзину,а просто у кого рука мохнатее.
      1. +1
        25 августа 2016 14:14
        Ну если сравничать Апач первого поколения и LongBow то поменялось капитально...а наши прицельные комплексы и ракеты пока оставляют желать лучшего...Да что говорить если в танкостроение(колыбели так сказать российской армии) мы используем белорусские прицелы Сосна.
  3. +4
    25 августа 2016 10:21
    Удивляет, то что в Индии умудряются успешно эксплуатировать технику созданную по разным стандартам, в СССР, России и на Западе. Так же можно заметить тенденцию, что в последние годы наш оборонка стала сдавать позиции на индийском рынке вооружений.