Джихадисты уходят под землю

Джихадисты уходят под землюБолее пяти лет в Сирийской Арабской республике не прекращается война. Боевики ИГИЛ несут ощутимые потери, но суть их дествий не изменилась: грабеж и убийства, уничтожение культурных ценностей и объектов городской инфраструктуры... Не выдержав ответного удара, они исчезают – порой также внезапно, как и появляются. "Как сквозь землю провалился" – это выражение в буквальном смысле относится к тактике боевых действий джихадистов, получившей в Сирии большое распространение.

В своих земляных норах они находят пути отступления, выходы в чужой тыл для совершения терактов и укрытие от ракетно-бомбовых ударов российских ВКС. Многочисленные подземные коммуникации, лазы, подземные ходы, строящиеся новые тоннели пронизывают сирийскую землю под городами.

При выполнении задачи по гуманитарному разминированию Пальмиры отрядом Международного противоминного центра Вооруженных Сил РФ были обнаружены замаскированные входы в подземелья. Два из них располагались в исторической части города, третий - поблизости, во дворе одной из гостиниц. Гарантии, что из любого из них, как джин из бутылки, на поверхность земли не выскочат боевики, не было никакой. В освобожденном городе существовала реальная угроза безопасности.


- Какие-либо подрывы саперами были исключены, поэтому было принято решение сравнять входы в подземные сооружения с землей, завалив их камнями и осколками бетонных плит разрушенных зданий. Что практически сразу было и сделано, там же мы выставили посты. – рассказывал мне во время моей командировки в Сирию заместитель командира отряда разминирования, удостоенный за организацию работ по разминированию Пальмиры ордена Мужества. – Кроме того, в районе разминирования круглые сутки стал проводиться геологический мониторинг на предмет выявления новых пустот.

Боевики активно использовали свои ходы во время терактов и боев за Пальмиру. Как многие через них внезапно ушли, так могли и вернуться. Легко представить, что могло произойти, если бы не предпринятые действия.

Подземные войны ведутся с зарождения цивилизации. Еще в V веке до новой эры стали применять подкоп для обрушения крепостной стены... Земля открывала все новые возможности в тактике ведения войны. Подземные пространства стали использоваться для скрытного перемещения, проникновения на территорию противника, совершения диверсий или в качестве надежного щита – от бомбардировок и артобстрелов. Под землей оборудовались подземные склады для хранения оружия и боеприпасов, госпитали и даже тюрьмы. На протяжении всего двадцатого века ни одна война не обходилась без строительства подземных сооружений в военных целях. Первая и Вторая мировая, война в Корее, во Вьетнаме, Афганистане, Чечне, Секторе Газа – везде, в каком бы уголке земли ни проходили боевые действия, в том числе они проходили и в подземельях.

Однако масштаб ведения подземных войн в Сирии – небывалый. Местный грунт вязкий и глинистый, не рассыпается при ведении земляных работ - потолочные своды не нуждаются в опорах. Грунт бывает настолько мягким, что легко поддается даже столовой ложке. Все это позволяет боевикам увеличивать свои ходы с максимальной скоростью - на менее трех-пяти метров за сутки.

Размах подземного строительства впечатляет. На освобожденных от исламистских группировок территориях находят тоннели, созданные для передвижения колонн бронетехники и джипов-пикапов повышенной проходимости с установленным на них стрелковым оружием крупного калибра. Внутри эти тоннели напоминают настоящие сооружения для транспортных потоков. Их использование в сочетании со сквозными проломами в стенах зданий позволяет полевым командирам мобильно перемещать ударную силу в плотных застройках городских кварталов.

Подземные лабиринты плотно связывают между собой многие здания, районы и даже близлежащие населенные пункты. Скрытые галереи нередко строились в несколько этажей. После подрыва одного тоннеля часто обнаруживаются и другие.

– Работа по прокладке тоннелей боевиками ведется круглосуточно, вниз бесперебойно подается свежий воздух и электричество, – рассказывает эксперт Управления начальника инженерных войск ВС РФ. – При этом боевики максимально маскируют свою деятельность от посторонних глаз и обзора с воздуха. Выкопанный грунт им доставляет самую большую проблему. Механизированным путем он поднимается на поверхность, а дальше, как правило, прячется по подвалам и промышленным объектам. Длина подземных коммуникаций может достигать несколько километров.

Понятно, что вручную с помощью отбойных молотков, лопат и кирок такой объем работ совершить невозможно. Используется дорогостоящая спецтехника, предназначенная для строительства железнодорожных и автомобильных тоннелей, привлекаются инженеры с соответствующим опытом.

Кто спонсирует строительство дорогостоящих фортификационных сооружений? Да те же, кто поставляет оружие террористам Саудовская Аравия, Иордания, Катар, Турция, США, Франция, Бельгия. Об этом говорят и трофеи, полученные в результате проведенных наступательных операций.
Как, например, попавшая в руки правительственных войск в Харасте современная горнопроходческая машина турецкого производства и другая техника.

– Боевики прокладывают тоннели под позиции, пункты управления, блокпосты правительственных войск, крупные объекты городской инфраструктуры, добираются до периметра фундамента, после чего совершают подрывы, – говорит офицер. – В результате совершенной диверсии до основания был разрушен комплекс зданий отеля «Карлтон» в Алеппо. Погибли сотни мирных граждан. Всего за месяц для осуществления теракта был построен тоннель длиной более ста метров. Для сравнения, в районе города Мурек для подрыва блокпоста, конечно, по эффекту несоразмеримого со знаменитым отелем, боевики не поленились и прокопали тоннель в два раза длиннее – около двухсот пятидесяти метров.

Правительственные войска находят немало новых сюрпризов в подземелье. Вот, например, что представлял один из них, обнаруженный в Дамаске. Ширина тоннеля – четыре, высота – пять метров, длина – несколько километров. Боевики имели все, что нужно для террористических вылазок и жизнеобеспечения: оружие, боеприпасы, взрывчатку, запасы воды и продуктов питания. Возводя этот стратегический объект, террористы позаботились о своей безопасности, оборудовав ходы системами видеонаблюдения, связи и вентиляции.

Рекордсмен по числу тоннелей – город Хомс. Их почти столько же, сколько улиц в городе. В провинции за несколько лет до начала кровавых событий была построена разветвленная сеть водоводов и других подземных коммуникаций коммунального назначения, соединяющая городской центр с окраинами. В дальнейшем вместе с древними подземными ходами они были захвачены боевиками и стали использоваться для нападений на посты правоохранительных органов и позиции армейских подразделений.

Во время нанесений ударов российскими ВКС тоннели активно применялись в качестве бомбоубежищ.
Захватив огромный подземный плацдарм, террористические группировки исламистов на протяжении пяти лет фактически там безраздельно действовали, оттуда же наносили внезапные удары, оставаясь неуязвимыми. Специалисты по контртоннельной борьбе сирийской армии шаг за шагом выкуривают джихадистов из "крысиных нор". Еженедельно в таких городах, как Алеппо, Хомс, Хама, Дамаск они уничтожают до десятка тоннелей. Но "крысы" не унимаются. После того, как в сирийской столице, в районе Млеха, вокруг здания одного из управлений войск была замечена активность, специалисты провели подземную разведку местности и обнаружили шесть одновременно строящихся коридоров! Военный объект защитили: вокруг прокопали десятиметровой глубины противотоннельный ров и еще на семь метров вниз узкую траншею, заполнив ее водой. Пройти под фортификационным сооружением невозможно – не позволит геология. Но и через него, конечно, тоже.

Методы противотоннельной борьбы для защиты позиций войск и важных объектов не менее разнообразны, чем ухищрения джихадистов. Кроме защитного траншейного пояса инженерные подразделения копают контртоннели. С помощью георадаров, так называемых детекторов аномалий, до двух десятков метров "пробивающих" землю, находят не только сооружения боевиков, но и арсеналы оружия и боеприпасов. Ищут тоннели противника вокруг важных объектов также через шурфы. Каким образом? Сначала с интервалом полтора-два метра на пятнадцатиметровую глубину сначала бурится земля. В полученные шурфы вставляются пластиковые трубы, в которые насыпается песок. Если песок проседает, значит, на глубине кипит работа. Обнаруженные специалистами тоннели взрываются – иногда вместе с их обитателями. "В Хомсе при уничтожении правительственными войсками разветвленной сети подземных тоннелей был применен так называемый "стереофонический эффект", – говорит эксперт инженерных войск. – Технология подрыва заключается в том, что верхний заряд на доли секунды приводится в действие раньше нижнего и плотно закупоривает колодец выхода газами. После взрыва второго его ударная волна, отразившись от верхнего облака газов, с огромной скоростью устремляется обратно, в тоннель, не минуя ответвления, разя все на своем пути. Замкнутое пространство оказывается в зоне смертельного избыточного давления... Подземные лабиринты с боевиками могут и затопить. На войне, как говорится, все средства хороши". Важность контртоннельной борьбы признает командование группировки войск в Сирии. Подземные укрепления и укрытия боевиков стали одной из целей российской ударной авиации. "Многофункциональным истребителем-бомбардировщиком Су-34 корректируемыми авиабомбами нанесен удар по подземным укрытиям, обнаруженным средствами разведки. Укрытия имели разветвленную сеть выходов в различных частях населенного пункта в провинции Хама", – этой работе ВКС было посвящено одно из сообщений начальника Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ генерал-майора Игоря Конашенкова. Во время боевого вылета "сушкой" также были уничтожены два подземных бункера террористов... Увы, возможности авиации в этом не безграничны.

...Несмотря на то, что в современных войнах и вооруженных конфликтах борьба все теснее охватывает воздушное и космическое пространство, боевые действия в некоторых регионах планеты все активней занимают недра земли.

Тоннельная вооруженная борьба становится все более масштабной, технологически оснащенной. Как показывает опыт, ее успех может иметь решающее значение: господство под землей обеспечивает преимущество в обороне, преимущество в наземных операциях, в частности, в ведении боя в условиях города.

Этот опыт предстоит еще изучить, возможно, он заставит задуматься над созданием подразделений специалистов по контртоннельной борьбе, разработке для них образцов специальной техники, в том числе георадаров, теодолитов, нивелиров, горнопроходческих машин. Их роль по специфике задач близка новому батальону штурма и разграждения, инженерно-штурмовым ротам, создаваемым в настоящее время в инженерно-сапёрных бригадах.
Автор: Павел Герасимов
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/dzhihadisty_uhodat_pod_zemlu_737.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 70
  1. Тринадцатый 20 августа 2016 06:51
    Джихадисты уходят под землю


    Ничего, мы их и в сортире и под землёй достанем.
    1. ЛукичЪ 20 августа 2016 07:50
      Цитата: Тринадцатый
      Ничего, мы их и в сортире и под землёй достанем.

      зачем доставать? их надо там оставлять. навсегда
      1. Berkut752 20 августа 2016 11:08
        Вы совершенно правы, как сказал "гениальный оратор" кличко, пусть привыкают к земле.
    2. профессор 20 августа 2016 09:59
      Цитата: Тринадцатый
      Ничего, мы их и в сортире и под землёй достанем.

      Вот так прям со своего дивана и достанете?
      1. APASUS 20 августа 2016 16:30
        профессор поделитесь технологией борьбы с такими туннелями,Израиль с такими вещами сталкивается постоянно
        1. профессор 20 августа 2016 17:53
          Это большая проблема. Просто огромная. Те кто здесь предлагает бросить противотанковую мину и "нет туннеля" не понимает с чем имеет дело. да и цахал не имел понятия на сколько всё сложно. тоннель имеет множество входов, выходов и ответвлений. роют его на глубине десятки метров. Никакой ФАБ250 не возьмет. Самая большая проблема обнаружить тоннель... Когда повезет и его обнаружат, то саперы закладывают тонны взрывчатки. Короче, нет универсального решения.

          ПС
          Новый дизайн ветки не понравился. negative
          1. APASUS 20 августа 2016 19:38
            Да, с дизайном что то накрутили.Я бы понял если это было бы удобно,пока только геморрой
            1. профессор 20 августа 2016 19:40
              Гугль переводчик вам в помощь.
              http://www.calcalist.co.il/local/articles/0,7340,L-3637019,00.html
          2. Birdtalker 20 августа 2016 19:40
            И теперь не видно, что ты еврей. Спорный этот новый дизайн.
            1. Dan4eG 21 августа 2016 01:02
              а это самое главное в собеседнике?
            2. ty60 22 августа 2016 19:30
              Вот не самое главное.Но по реакции человека под флагом определенной страны-видно как он думает,по ответу .Все размазали по тарелке как манную кашу.Обратной связи не стало.Удобство сплошное фейкерам.Все сделано с точностью до наоборот
          3. Ал.Пересвет 22 августа 2016 05:03
            Просто нужно уничтожать врага в туннелях,а туннели-забирать себе и ставить там-свои войска и наносить на карту.Как на земле.Земля же-не уничтожается,а захватывается,обороняется и забирается-с выставлением там-своих войск.
            Точно так-и туннели нужно отбивать,забирать и ставить там-свои войска.Изучать их,помечать на картах или где-и забирать себе.
    3. INVESTOR 20 августа 2016 10:09
      А газом каким нибудь душить их было бы безопасней.
      1. Berkut752 20 августа 2016 11:12
        Да, Вы совершенно правы, тем составом, который заправляют в термобарические снаряды, буратино.
        1. Birdtalker 20 августа 2016 19:42
          Летучее горючее. Окись этилена например. Но толку мало.
  2. Teberii 20 августа 2016 06:56
    Любое действие,рождает противодействие.Нужно вырабатывать тактику борьбы в тоннелях, хотя опыт есть.Ветнамская война и борьба Израиля с тоннелями.
    1. Тринадцатый 20 августа 2016 07:04
      Цитата: Teberii
      Любое действие,рождает противодействие.Нужно вырабатывать тактику борьбы в тоннелях,



      Однозначно. Мне кажется, что современные технические средства облегчат подземную войну, главное не стесняться их использовать))
      1. Злой543 20 августа 2016 08:24
        Фаб 500 одно из таких средств. Нравятся какие воронки они делают. Бмп закопать можно.
        Утра всем доброго.
        1. voyaka uh 20 августа 2016 10:02
          Туннели делают глубоко и своды обычно укрепляют. Взрыв обычной ФАБ
          такой туннель может слегка повредить, но не разрушить.
          Нужны специальные бетонобойные бомбы с GPS наведением.
          Ну и разведданные о туннеле.
          1. Злой543 20 августа 2016 10:25
            То что показывают 3-4 метра,укрепления балками и железом.
  3. злой партизан 20 августа 2016 07:03
    Интересно: сами копают или заставляют кого-то силой? Если заставляют, то думаю, что тех, кто копал постигла судьба строителей "Вервольфа" под Винницей...
    1. Злой543 20 августа 2016 08:26
      Думаю в другом месте потом капают. Там людские ресурсы ограничены.
  4. злой партизан 20 августа 2016 07:05
    Интересно: сами копают (т.е. какие-то инженерные подразделения у них есть) или заставляют кого-то силой? Если заставляют, то думаю, что тех, кто копал постигает судьба строителей "Вервольфа " под Винницей...
    1. voyaka uh 20 августа 2016 09:58
      У нас в Газе Хамас платит копальщикам хорошие деньги.
      И тоже копают не вручную, а с применением современной техники.
      Вручную больше выносят наружу выкопанный грунт.
    2. Lord Blacwood 20 августа 2016 21:54
      Интересно: сами копают (т.е. какие-то инженерные подразделения у них есть) или заставляют кого-то силой? Если заставляют, то думаю, что тех, кто копал постигает судьба строителей "Вервольфа " под Винницей...

      В ИГИЛ процветает работорговля. Скорее всего копают рабы.
      Убивают, скорее всего, в крайнем случае. А так будут использовать пока раб не умрёт.
  5. Изгоняющий либероидов 20 августа 2016 07:18
    Эта война закончится, как только будет перекрыто снабжение и финансирование боевиков. К сожалению, это очень долгий и сложный процесс.
    1. ЛукичЪ 20 августа 2016 07:53
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      Эта война закончится, как только будет перекрыто снабжение и финансирование боевиков. К сожалению, это очень долгий и сложный процесс

      зато спонсоры известны
      Кто спонсирует строительство дорогостоящих фортификационных сооружений? Да те же, кто поставляет оружие террористам Саудовская Аравия, Иордания, Катар, Турция, США, Франция, Бельгия. Об этом говорят и трофеи, полученные в результате проведенных наступательных операций.
      Как, например, попавшая в руки правительственных войск в Харасте современная горнопроходческая машина турецкого производства и другая техника.
    2. Ныробский 20 августа 2016 09:35
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      Эта война закончится, как только будет перекрыто снабжение и финансирование боевиков. К сожалению, это очень долгий и сложный процесс.

      Если на смену главному покровителю "землероек" придёт Трамп, то возможно бородатые лишатся снабжения и финансирования, ну а если Хиллари Клинтон, то их ещё долго придётся из под земли выковыривать.
      1. Lord Blacwood 20 августа 2016 22:18
        Если на смену главному покровителю "землероек" придёт Трамп, то возможно бородатые лишатся снабжения и финансирования, ну а если Хиллари Клинтон, то их ещё долго придётся из под земли выковыривать.

        Вряд ли. Трамп пытается выиграть выборную кампанию. Если даже и выиграет, то не остановит ИГИЛ.
      2. Lord Blacwood 20 августа 2016 22:18
        Если на смену главному покровителю "землероек" придёт Трамп, то возможно бородатые лишатся снабжения и финансирования, ну а если Хиллари Клинтон, то их ещё долго придётся из под земли выковыривать.

        Вряд ли. Трамп пытается выиграть выборную кампанию. Если даже и выиграет, то не остановит ИГИЛ.
  6. лысова 20 августа 2016 08:09
    Конечно копают не те,кто воюет. Скорее всего рабы. В России давно пора создать подразделения,работающих по этой теме. Использовать и спутники,и специалистов сейсмологов. Техника работающая под землёй излучает тепло и это в инфр-м спектре видно. Сирия готовый полигон для таких подразделений,так что вперёд.
    1. лысова 20 августа 2016 08:29
      Сирия только начало ( правда Афган уже был). А со всей Азией и не только---России разбираться придётся---такова наша судьба.
    2. atalef 20 августа 2016 09:48
      Цитата: лысова
      Техника работающая под землёй излучает тепло и это в инфр-м спектре видно.

      не видно request
      1. лысова 20 августа 2016 22:42
        В конкретном месте нет. А выходы вентиляции засветятся. Ну а там плюс - минус 150м .
        1. Dan4eG 21 августа 2016 01:07
          а если он в здании? или специально сарай возвели?
    3. Berkut752 20 августа 2016 11:23
      В фша существует "Георазведка".

      В России "Геологическая" разведка.

      И там и там, хорошо подготовленные специалисты. И когда , Вы читаете, что Российское "Гидрологическое судно" "Географического общества" отправляется в "плавание", по изучению водорослей и моллюсков, то будьте уверены в цру, пентагоне, и в нато, большой ажиотаж и бессонные ночи.
  7. zero12005 20 августа 2016 08:15
    Слишком много победных возгласов. На самом деле у нас опыт Афгана отрицательный. Но слава богу наших сухопутных войск там нет. Местным же разобраться проще, и с нашей стороны нужна более серьёзная военно-техническая помощь. А ВКС следует сровнять с землёй нефтяные месторождения находящиеся под контролем боевиков и лагеря их подготовки вместе с американскими инструкторами.
    1. лысова 20 августа 2016 08:36
      В Афгане пещеры вне населённых пунктов, сбросил вакумку и всё. Там камень и пещеры рыть не надо, а тут глинозём.
      1. Berkut752 20 августа 2016 11:31
        Ну да, ну да, а на вершине, этих гор, растёт мак, для изготовления наркоты.
        Широкие, у Вас, познания в географии.
    2. Berkut752 20 августа 2016 11:29
      Цитата: zero12005
      На самом деле у нас опыт Афгана отрицательный


      Как Вы выразились, "Афгана отрицательный", может быть, только для одного человека. Для Государства, это рассматривается под другим углом И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ, ОН БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, В КОРНЕ.
    3. Lord Blacwood 20 августа 2016 22:23
      А ВКС следует сровнять с землёй нефтяные месторождения находящиеся под контролем боевиков и лагеря их подготовки вместе с американскими инструкторами.

      Бомбят по возможности. Ведь нефтяные объекты хорошо замаскированы и их надо обнаружить.
    4. carbofo 29 августа 2016 22:43
      Где ты в афгане нашел отрицательный опыт ??
  8. Александр 3 20 августа 2016 09:54
    Не просто так наши ВКС стали применять 3-х тонки.После того как происходит подрыв такого гостинца в районе маленькое землятресение происходит.
    1. voyaka uh 20 августа 2016 10:07
      Трехтонка, может быть. Но 250 кг ФАБы, которые регулярно бросают Ту на "командные пункты"
      никакого ущерба боевикам не наносят, потому что командные пункты глубоко под землей.
      Сносятся пустые наружние строения.
      1. Berkut752 20 августа 2016 11:45
        У Вас, уважаемый, оКзывается (оказывется)широкие познания в военном деле и географииииии....

        Цитата: voyaka uh
        Трехтонка, может быть.


        При том грунте и подземных сооружениях,нет надобности, использовать трёх тонные бомбы. Если только, не вышел срок "годности"или точнее, срок хранения. А намёком, могут послужить статьи о добычи и себестоимости, нефти.
        1. Монархист 20 августа 2016 13:10
          Что-то я не пойму ребят с "звездой Давида": ataltf и др.всячески стараются доказать,что гонять бармалеев-мартышкин труд. Например :voyaka "Взрыв обычной ФАБ такой тонель можт слегка повредить,но не разрушить.."или"никакого ущерба боевикам не наносят,потому ,что командные пункты глубоко под землей" и atalef и профессор втолковывают нам :бармалеии не победим. Остатки как есть. Как это понимать?
          1. voyaka uh 20 августа 2016 23:16
            Я пишу так, потому что ЦАХАЛ еще задолго до ВКС напоролся на
            те же трудности. Мы бомбили командные пункты, а они оказывались пустыми.
            Командиры ночевали под землей.
            И Хизбалла в Ливане, и Хамас в Газе сообразили, что уход глубоко под землю -
            самый эффективный способ защиты от бомбежек. И чем большей мощности
            бомбы мы бросали, тем глубже они закапывались , и тем разветвленнее
            становились туннели.
            Под Газой находили укрепленные широкие тоннели на глубине 30-40 м.
            В общем, проблема серьезная. У нас создали спецназы "по тоннелям".
            В системы обнаружения вложили десятки миллионов.
  9. atamankko 20 августа 2016 10:07
    Всё не просто решается, но пути решения будут найдены.
  10. KudrevKN 20 августа 2016 10:42
    Я уже здесь предлагал использовать против "шахтеров" "Тучу 2.0" (танковые шашки дымовой завесы), а для "тарана" уличной обороны хорошо бы применять "Змей Горыныч" в максимальной комплектации, стреляющий на 700 метров проходов в минных полях? Вот это будет шок у бармалеев: представьте себе такого огненного змея направленных взрывов, делающих траншеи в обороне, по которым наступающие как в окопе оказываются в тылу (внутри обороны) обороняющихся? Да еще с огнеметами и гранатометами? Класс!!!
    1. Berkut752 20 августа 2016 11:50
      "Детям, спички, не игрушка". Это сказано про Вас.

      Для тех же бармалеев, существует другое, более действенное оружие. И будьте уверены, они это, испытывают на себе.
      1. KudrevKN 21 августа 2016 20:26
        Какое оружие?
    2. Svateev 20 августа 2016 18:04
      "Змей Горыныч" в городе не годится: строения мешают лететь заряду, а если и долетит и ляжет нормально, то получившаяся не очень глубокая траншея будет полностью простреливаться сверху - с соседних зданий. Так его можно применить только в поле.
      1. KudrevKN 20 августа 2016 21:29
        Отчего же? А давайте попробуем? не сунешь ногу в броду. не поймаешь рака? кто Вам сказал, что траншея будет "низынько"? А я полагаю, в самый раз! А огнеметы очень хорошо поработают, да еще и при внешней температуре в тени под 50?
      2. KudrevKN 20 августа 2016 21:29
        Отчего же? А давайте попробуем? не сунешь ногу в броду. не поймаешь рака? кто Вам сказал, что траншея будет "низынько"? А я полагаю, в самый раз! А огнеметы очень хорошо поработают, да еще и при внешней температуре в тени под 50?
      3. KudrevKN 21 августа 2016 20:29
        "не очень глубокая траншея"? Так это лучше, чем простреливаемая площадка! Не так ли? А как насчет "Тучи"? Мы вот во Вьетнаме через тепловизор "подарки" осколочно - фугасные 132 мм в джунгли пуляли - может быть по макакам, а может быть по партизанам? Кто же разберет с 11 км?
        1. carbofo 29 августа 2016 22:41
          полагаю и с 100 метров не сильно отличишь !
  11. Treeton 20 августа 2016 12:07
    Читал про афганский опыт борьбы с туннелями. В туннель
    спускались потивотанковую мину и нет туннеля. А с воздуха
    Если только вакуумной пробовать, а для бетоннойбойной
    точность нужна хорошая.
  12. кот бегемот 20 августа 2016 17:00
    Война во Вьетнаме доказала эффективность подземных сооружений, вьетнамские партизаны ловко проникали в тыл или внезапно исчезали, американцы порой были бессильны.
  13. denis02135 20 августа 2016 17:10
    Уважаемый автор

    Мне кажется, что история повторяется. Опыт уже давно разработан израильтянами в борьбе с ХАМАСом, можно приглядеться к Вьетнамскому опыту американцев. Хотя примеры действий партизан ВОВ в каменоломнях тоже показывает как тяжело справиться, но там была полная оккупации и немцы могли методично использовать газ, взрывчатку, а в Сирии лоскутное одеяло. И если длинный тунель то входы в него могут находится в нескольких точках и контролироваться терористами со своей территории.
  14. РПК 20 августа 2016 20:22
    Хорошее средство от кротов,пропан.Он затекает вниз и не нравится всему живому.Не понравится крысам.Пусть бегут и сдаются .
  15. Bolhevik 20 августа 2016 21:23
    Прошу прощения что пишу не в тему, ни чего не имею против работы дизайнеров но столь резкая перемена облика сайта - немного сбивает с толку.
    1. KudrevKN 20 августа 2016 21:30
      Это точно, сам оху...? Не ожидал!
  16. Вадим237 20 августа 2016 21:57
    Нужны авиабомбы с сжиженным газом, с добавкой алюминиевой пудры и соответствующий взрыватель с замедлителем, бомба пробивает пароду, раскалывается и через некоторое время происходит детонация газа который наполнит тоннель - взрыв газа под землёй штука очень страшная и разрушительная..
    1. Dan4eG 21 августа 2016 01:13
      осталось только найти его и попасть в него бомбой!
  17. Kaiten 21 августа 2016 09:44
    А я придлагаю из космоса тунели бомбить со звиздалетов с ионными движателями.
    1. carbofo 29 августа 2016 22:40
      Твоя экзотическая национальная прическа, плохо действует на неокрепшую детскую психику, мне так кажется.
  18. NordUral 21 августа 2016 10:45
    Надо помочь им в этом благородном деле.
  19. zulusuluz 21 августа 2016 18:32
    Так вот для чего уничтожалось химическое оружие! Чтобы у Асада не было возможности затопить тоннели чем-то помимо воды...
    1. carbofo 29 августа 2016 22:39
      Ну хлор достаточно распространенный химический газ, и он сильно тяжелее воздуха, в тоннеле от него кранты, а на поверхности шансы есть .
      Хлор активно используется в производстве. Так что чисто технически, выкурить намертво тоннель не представляет особой проблемы.
      Есть только одно НО , запрещено!.
  20. carbofo 29 августа 2016 22:35
    У меня ровно один вопрос, при чем тут теодолиты и нивелиры ?
    Они уже созданы давным давно и используются как на поверхности так и под землей.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня