Патриотическая соната

7


Сегодняшних детей воспитывают совершенно по-другому, и есть в этом процессе глубокие ошибки и яркие примеры. Поколение войны воспитывала действительность и личный пример взрослых. Обвиняя нынешних детей, мы должны в первую очередь обвинять себя, свои ошибки и свои недостатки. Но это сделать сложно и зачастую невозможно. Но есть в России люди, которые придают правильный вектор воспитанию подрастающего поколения, которое составляет основу нашей будущей жизни, нашей нации.



Как воспитать патриотов? Воспитание любви к родному краю, к Отечеству — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как это сделать? В своё время в стране возникла проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущие десятилетия это направление было немного упущено: реорганизованы детские организации, взамен художественным книгам появились сотовые телефоны, компьютеры, планшеты. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чужды понятия патриотизма и Отечества.

Именно поэтому в Донецке (Ростовская область) решили провести соревнования по дзюдо, посвященные героям Великой Отечественной войны. Идея проведения таких соревнований пришла двум полковникам, Юрию Оселедкину и Александру Василенко, и генералу Александру Огинскому.

Генерал ФСБ Александр Владимирович Огинский — фигура интересная. И да простит читатель небольшое отступление от общей канвы, не рассказать о некоторых фактах его биографии нельзя.

Александр Владимирович родился в 1952 году, тогда еще в свидетельстве о рождении указывали не Донецк, а станицу Гундоровскую. Детство его было таким же, как у многих донецких мальчишек, родители которых пережили войну. Отец прошел суровую фронтовую школу и не любил рассказывать о трудностях и потерях Великой Отечественной. А мама, пережившая голод и оккупацию в Белоруссии, всегда говорила: «Все переживём, лишь бы не было войны». Эту фразу она любит повторять и по сей день.

После окончания училища Александр Владимирович получил направление в войска стратегического назначения, затем прошёл переподготовку и стал служить в КГБ. Он прошел сложный путь, дослужившись до генерала Федеральной службы безопасности, и говорит, что никогда не сомневался в правильности выбранной профессии. Приезжая в родной город, чтобы навестить маму (отца, к сожалению, уже нет), Александр Владимирович всегда радуется, если в Донецке происходит что-то позитивное, интересное. Он и сам не прочь поддержать хорошую идею, любое положительное начинание.

Год назад стартовало это спортивное мероприятие под руководством знаменитого тренера Сергея Беляева, и вот пришёл черёд второго турнира.

— Полное название — турнир по дзюдо памяти Петра Даниловича Оселедкина и всех героев Великой Отечественной, — рассказал сын героя Юрий Оселедкин. Именно он является главным вдохновителем соревнований, медали ручной работы выполнены по его эскизам на его предприятии. Петр Данилович Оселедкин — фронтовой разведчик, награжденный медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны 2-й степени. Ведь здесь ты не просто победил, а выиграл медаль памяти настоящего героя. Дзюдо ведь тоже выбрано не случайно, это спорт военных разведчиков, поэтому ребятам легче объяснить, что качества, присущие настоящим спортсменам, необходимы и воинам. Сила и ловкость, мужество и дисциплина в процессе занятий помогут в будущем на службе Отечеству.

Патриотическая соната


«Вот и кончилась наша юность»

— Дорогие наши дети! Аттестат о среднем образовании открывает вам дорогу в неведомое будущее. Завтра вас ждут заводы и фабрики, колхозы и совхозы, училища и институты — нелёгкий рабочий и студенческий труд. У нашего Отечества великое прошлое, героическое настоящее, светлое будущее. И здесь сегодня уместно сказать о чувстве гордости советских людей перед Родиной. Известно, что о своих способностях человек может узнать, только попробовав себя в конкретных делах. И ничто так не возвышает, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, патриотизм. Сегодня в капиталистическом мире идёт война, возможно, она коснется и нас. И я жду от вас мужественности, смелости, самоотверженности, храбрости, высокого патриотизма и истинного гуманизма. Счастливого вам пути!

Такими словами закончила свое выступление на выпускном вечере 21 июня 1941 года учительница немецкого языка, наш классный руководитель Аделина Августовна Шнисс.

Гремит музыка. На сцене появляются нарядные красивые девушки-выпускницы. Они полукругом охватывают сцену, а в центре выстраиваются наши физкультурники, борцы и атлеты демонстрируют свою силу и ловкость. Как всегда, великолепны Леонид Голубев, Тимофей Морозов, Женя Григорьев, Виктор Паршин и Сергей Зимин. До глубины души трогает учителей музыкальное слово выпускников. С юмором, теплом и грустью они обращаются к каждому учителю. И опять на высоте был наш самородок — поэт и музыкант Семен Шиффин.

Наступает торжественный ритуал передачи школьного звонка новому поколению. Звучит последний прощальный звонок. Его дают ученица первого класса Оля Латышева и выпускник Саша Терехов.



— До свидания, друзья, — раздаётся со всех сторон. Под звуки школьного вальса на паркете кружатся пары, мелькают нарядные платья и костюмы, стучат каблучки туфелек. Неумолимо отдаляется от вчерашних школьников милый берег детства.

Пройдя на прощание мимо школы, усталые, но счастливые, медленно расходимся по домам.

— Когда я держал в руке школьный аттестат, я уже представлял себя студентом-дипломником пятого курса Ростовского государственного института железнодорожного транспорта, — рассказывал участник Великой Отечественной войны Алексей Иванович Требухин. — Моя работа обязательно будет называться «Строительство железнодорожного моста через реку Дон в районе станицы Аксайской». Так я мечтал, в это верил.

Разбудили меня около одиннадцати часов мама и друг-сосед Сергей Додонов громкими разговорами и плачем. Я вскочил и, не понимая, в чем дело, протянул руку Сергею. Он поздравил меня с окончанием школы, а затем почему-то шепотом сказал:

— Вот и кончилась наша юность. Одевайся и включай приемник.

Узнав о нападении Германии на нашу страну и первых бомбёжках наших городов, переполненные тревогой, мы молчали. Вторая мировая война неожиданно обрушилась и на нас.



На следующий день, в понедельник 23 июня, я обошел своих одноклассников, и мы направились в горвоенкомат. С трудом пробились на прием к комиссару. Нас встретил пожилой командир, это был, несомненно, ветеран гражданской войны, дослужившийся до высокого звания: на воротнике его опрятного кителя алели ромбики.

Пока ребята докладывали причину нашего появления, я с интересом оглядывал кабинет. Стол военкомата украшал красивый письменный прибор: между двух медных чернильниц, выточенных в виде артиллерийских снарядов, скакал на коне казак с обнаженной шашкой. На стенах висели карты, портреты Сталина, Ворошилова, Будённого.

Позвякивая шпорами, комиссар вышел из-за стола и остановился. Он похвалил нас за то, что пришли, пояснил обстановку, связанную с неожиданным началом войны, и посоветовал временно подождать.



Ждать пришлось недолго, в июле всех выпускников города вызвали в военкомат повестками. После медкомиссии часть ребят зачислили в авиацию, другие были распределены по разным родам войск и отправлены в военные училища и школы.

Подошла пора покидать привычный до незаметности домашний уют. В день отправки мы еще раз зашли каждый в свой класс, где прошло, нет, пролетело, столько счастливых дней и лет. Сели за парты. Помолчали. А уходя, Николай Букин красиво вывел на доске: «Прощай, школа! Мы не забудем тебя».



И вот я, Николай Букин, Юрий Авилов, Олег Табунщиков, Борис Оводов, Михаил Куприянов, Сергей Зимин, Анатолий Шумаков, Семен Шиффин, Кирилл Окоемов прибыли в 25-ю авиашколу, которая находилась в городе Невинномысске, на Кубани.

Обстановка на фронте в это время была сложной. Враг занял почти всю Украину и приближался к Дону. Неожиданное массированное нападение немцев и их быстрое продвижение на восток привело к тому, что наши войска были разбиты, окружены и захвачены в плен, а на пограничных и тыловых аэродромах были уничтожены 3 500 боевых самолетов.

Сапожник остался без сапог, и продолжить учебу в авиашколе нам не удалось. Её расформировали, а курсантов направили на ускоренную подготовку для службы в общевойсковых подразделениях. Мы стали курсантами Житомирского пехотного училища, которое после эвакуации с Украины находилось в городе Ставрополе на Северном Кавказе. Здесь всё было рассчитано по минутам, занятия шли по ускоренной программе.

16 июня 1942 года состоялся выпуск. За это время мы с ребятами как-то подтянулись, возмужали. Думали, вернёмся домой, не нарадуются отцы и матери. Мы ведь тогда и не знали, что эта встреча состоится лишь через четыре года, а многим матерям так и не суждено будет увидеть своих сыновей.

После окончания училища молодые лейтенанты получили назначение в разные части, а я вместе с большинством своих товарищей попал в Приморскую армию, которая вела бои в Крыму, в осаждённом Севастополе.

Но наша фронтовая жизнь началась немного раньше, и мы ехали в места назначения уже понюхавшими пороху. А было это так. Дней через десять после принятия присяги, когда мы поклялись защищать Отчизну, не щадя своей крови, стало известно, что некоторых добровольцев из старшекурсников отправляют под флагом училища на защиту города Ростов-на-Дону. Недолго думая, мы подали рапорты на имя начальника училища с просьбой взять и нас. Комиссия, выслушав каждого и узнав, что мы из-под Ростова, согласилась на нашу просьбу.

А положение на Южном фронте действительно было тяжелым. В планах гитлеровского командования ростовское направление было одним из главных участков наступления. Поздно вечером 18 ноября эшелон, составленный из товарных вагонов, повёз нас в Ростов. А дорогой мы узнали, что город уже захвачен немцами. Германские трубадуры победно вещали: «Путь на Кавказ открыт!»

Ростов горел. Дымом затянуло пустые, словно вымершие улицы. Здания зияли черными глазницами окон и дверей. В городе свирепствовала эсэсовская дивизия «Адольф Гитлер». В отместку за убитых солдат и офицеров оккупанты расстреливали сотни ни в чем не повинных людей.

Мы прибыли в Батайск, расположенный в 25 километрах южнее Ростова. Командование поставило задачу: держаться на левом берегу Дона и не давать фашистам восстанавливать разрушенную переправу. Возглавить нашу стрелковую группу поручили лейтенанту Нечаеву.

Никогда не забуду первое наступление. Рано утром 26 ноября наша артиллерия нанесла мощные удары по засевшим немцам в станице Аксайская. И вот мы пошли на штурм. Лейтенант Нечаев вскинул вверх руку с автоматом и громко крикнул:

— Взво-о-од, вперёд! За Ростов!

Бойцы бросились за командиром, нас поддержали огнем артиллеристы. Они ударили прямой наводкой по вражеским огневым точкам, облегчая наше наступление. Под прикрытием этого огня мы быстро побежали по льду Дона, а затем постарались укрепиться на занятых позициях. Мы с Олегом Табунщиковым залегли на насыпи, другие бойцы — ниже.

Вдруг в трех десятках шагов я увидел немцев во главе с унтер-офицером. Они кучкой приблизились к мосту, затем открыли железный ящик и стали вытаскивать канистры с бензином. В этот миг я встретился взглядом с Олегом, который лежал ближе к фашистам. Я не сразу понял, что он задумал, как вдруг увидел в его руках гранаты. Табунщиков что-то крикнул мне, но я не расслышал, так как в этот момент немцы, увидев русского солдата, бросились на него. Раздался взрыв, фашистов разбросало в стороны. Дым окутал дергающихся и падающих людей. На меня посыпались камни и снег. Вместе с другими бойцами я подбежал к Олегу, который уже не дышал. Так подвиг Олега Табунщикова не дал немцам поджечь и взорвать мост.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 августа 2016 07:53
    Благодарю, Полина..действительно патриотическая соната....
    1. 0
      23 ноября 2016 13:39
      Да, действительно... Только какое-то внутреннее беспокойство возникает и не даёт покоя вопрос: "Если народ воспитывался в истинно-верном ключе, как нашу "патриотичность" смешали с грязью в период с 1953-го по 1991-й? Что было не так? Ведь очевидно что-то было... Предлагаю всем подумать, кто ещё не имеет чёткого представления об этом вопросе, а не "тупо стучать по клаве", типа: Ату, долой этих, уря тем"... Лучший к этому посыл Данилова: - "Вы не понимаете друг друга и самих себя".
      https://www.youtube.com/watch?v=x-jFs4e7JL4
  2. +2
    25 августа 2016 08:44
    Как воспитать патриотов? Воспитание любви к родному краю, к Отечеству — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как это сделать? В своё время в стране возникла проблема патриотического воспитания школьников.

    В редких школах сейчас ведётся работа по патриотическому воспитанию детей. В основном учителям просто не хочется этим заниматься - провёл уроки по программе и свободен. Есть энтузиасты, но их мало. Так что тема поднята очень актуальная для нашей действительности.
    1. +3
      25 августа 2016 14:01
      Уважаемый Евгений Николаевич! Уж сколько было патриотического воспитания в школах СССР. Я хорошо помню, учился с 1962 по 72-ой... И потом, когда сам учил с 1977 по 1981-ый... Но... спасло это воспитание нас от 1991 года? Нет! Может быть просто дать людям возможность хорошо жить, чтобы они эту жизнь здесь, у себя дома и сейчас ценили, без всяких "воспиталок",а?
  3. +2
    25 августа 2016 10:50
    "Поздно вечером 18 ноября эшелон, составленный из товарных вагонов, повёз нас в Ростов."
    "Мы прибыли в Батайск, расположенный в 25 километрах южнее Ростова. Командование поставило задачу: держаться на левом берегу Дона и не давать фашистам восстанавливать разрушенную переправу."
    "Так подвиг Олега Табунщикова не дал немцам поджечь и взорвать мост."
    - В огороде бузина , а в Киеве дядька. Понятно, что автор хотел рассказать о подвиге нашего бойца, только как то криво все вышло. В итоге после прочтения этих "патриотических сонат" остается неприятный осадок и понимание, что на самом деле никто путем историю не изучает, а доморощенные "Бетховены" напротив ее коряво излагают. В итоге - хотели как лучше, а получилось как всегда.
  4. +2
    25 августа 2016 13:39
    Рассказывать нашим детям о подвигах дедов в Великой Отечественной Войне нужно обязательно - они должны знать и гордиться своими предками. Но только на примерах прошлого патриотизм не воспитать.
    Примеры проявления патриотизма "здесь и сейчас" не менее важны.
    Вот как вам такой "национальный" патриотизм -
    Глава Ингушетии Юнус Евкуров ( генерал-майор ВДВ, герой России) вручил олимпийскому призеру Селиму Яшару и его тренеру Адаму Барахоеву ключи от квартир и машин «Тойота-Камри».
    Вот только выступал этот олимпиец за команду Турции!!!!, имея двойное гражданство. На Олимпиаде в Бразилии вольник Селим выступал в весе до 86 кг. Именно за него болели на главном спортивном турнире четырехлетия многие жители Ингушетии, в том числе, глава региона Юнус-Бек Евкуров. Борец дошел до финала, где уступил не знающему поражений "русскому танку" из Дагестана Абдулрашиду Садулаеву.
    http://www.kp.ru/daily/26573.4/3588540/
  5. 0
    25 августа 2016 20:03
    Это их именами нужно называть города, улицы, площади, школы, предприятия, корабли...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»