Проект авиационно-космической системы «Вьюга»

В последние годы особый интерес специалистов и широкой общественности привлекают разработки частных компаний, работающих в аэрокосмической отрасли. Ряд зарубежных организаций подобного рода уже представил несколько различных разработок разных классов с отличающимися характеристиками. Подобные организации работают и в нашей стране. К настоящему времени представлены некоторые новые разработки в этой области. Так, фирмой «Лин Индастриал» был представлен проект авиационно-космической системы «Вьюга».

Проект авиационно-космической системы (АКС) «Вьюга» был разработан московской компанией «Лин Индастриал», работающей при содействии фонда «Сколково», по требованию неназванного заказчика. Целью проекта была проработка облика многоразовой двухступенчатой системы, предназначенной для вывода на орбиту людей и различных грузов. При этом, по причине ограниченной грузоподъемности системы, в качестве основной задачи рассматривается выполнение различных научных исследований и т.д. Кроме того, не исключается военное применение системы в целях выполнения разведки или в качестве носителя высокоточного оружия.

В предложенном виде система «Вьюга» имеет ряд характерных преимуществ. Обеспечивается полная многоразовость всех компонентов системы, использование существующего самолета-носителя, возможность вывода нагрузки на орбиты в широком диапазоне наклонений, а также экологическая безопасность. Кроме того, использование самолета-носителя позволяет выполнять запуски полезной нагрузки из различных районов планеты, в том числе с взлетом с территории страны-заказчика.


Проект авиационно-космической системы «Вьюга»
Общий вид АКС "Вьюга" перед взлетом


Проект АКС «Вьюга» подразумевает использование комплекса, состоящего из трех основных компонентов. Основным элементом, обеспечивающим работоспособность остальных, является самолет-носитель с набором креплений для перевозки остальной техники. Также предложено использование первой ступени с ракетными двигателями, отвечающей за разгон т.н. орбитальной ступени. Последняя представляет собой аппарат, способный летать как в атмосфере, так и за ее пределами. Все элементы комплекса «Вьюга» должны иметь возможность возвращения на базу.

Как сообщает организация-разработчик, создание АКС «Вьюга» началось с изучения имеющихся возможностей и определения параметров требуемой техники. Так, полезная нагрузка комплекса была определена на уровне 450 кг, выводимых на низкую околоземную нагрузку. Отмечается, что схожие параметры грузоподъемности имеют технологические спутники типа «Фотон». Далее, с учетом расчетов по различным элементам комплекса, был определен круг потенциальных носителей системы.

От военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» было решено отказаться по причине избыточных характеристик грузоподъемности. Ракетоносец Ту-160 не подошел ввиду малого количества существующих машин этого типа. В итоге рассматривались только самолеты М-55Х «Геофизика», МиГ-31 и Ил-76. Дальнейшие расчеты показали, что «Геофизика» и МиГ-31 не могут использоваться в качестве самолета-разгонщика авиационно-космической системы. Эти самолеты отличаются высоким практическим потолком, однако имеют недостаточную грузоподъемность. При их использовании полезная нагрузка «Вьюги» не могла бы превысить 50-60 кг, что не соответствовало изначальным расчетам.

Проект авиационно-космической системы «Вьюга»
Схема комплекса в сборе


Таким образом, единственным подходящим носителем системы был военно-транспортный самолет Ил-76. Однако и в этом случае не все особенности конструкции позволяли использовать технику без каких-либо доработок. Расчеты показали, что для транспортировки и запуска разгонной и орбитальной ступени самолет нуждается в усилении конструкции и установке некоторого нового оснащения. Такие доработки позволяли наиболее полно реализовать имеющиеся преимущества в виде высокой грузоподъемности, а также компенсировать имеющийся проигрыш в высотности в сравнении с другими потенциальными носителями.

Проектом «Вьюга» в его нынешнем виде предусматривается модернизация самолета Ил-76 с использованием некоторых новых агрегатов. В центральной части грузоотсека самолета предлагается монтировать специальную опорную ферму, перераспределяющую вес ракетных систем на силовые элементы самолета. Это изделие представляет собой ажурную конструкцию длиной 12,9 м, шириной 3,3 м и высотой 2,7 м с выступающими элементами в верхней части, выводимыми за пределы фюзеляжа. Изначально ферму предлагалось изготавливать из углепластика, но в дальнейшем из соображений прочности проект был изменен. Теперь изделие должно состоять из титановых элементов диаметром 85 мм. При этом масса фермы составляет 6,2 т. Возможно некоторое облегчение конструкции за счет уменьшения толщины деталей нижней части фермы.

После установки фермы на самолет на верхней поверхности его фюзеляжа появляются несколько узлов для стыковки с первой ступенью ракетной системы. С их помощью предлагается связывать самолет-носитель с другими элементами комплекса. Крепления должны иметь системы управления, обеспечивающие сброс ракетных систем в требуемый момент.

По результатам предварительных конструкторских работ и исследований с применением компьютерного моделирования конструкторами «Лин Индастриал» был сформирован общий облик первой ступени АКС «Вьюга». Это изделие должно представлять собой сравнительно крупный летательный аппарат с ракетным двигателем, предназначенный для разгона орбитальной ступени после отделения от самолета-разгонщика. Подобные методы применения привели к необходимости проработки некоторых особенностей конструкции. В частности, понадобилось разработать крыло и стабилизатор, предназначенные для отведения ракетной системы от самолета-носителя после отделения.

Проект авиационно-космической системы «Вьюга»
Конструкция фермы, предлагаемой для установки на самолет-разгонщик


Предлагается достаточно простая конструкция первой ступени. Все основные агрегаты этой техники должны монтироваться на продолговатой ферме, являющейся основой конструкции. На верхней части фермы предлагается крепить баки для горючего и окислителя, позади которых должен помещаться двигатель. При этом задний бак, в отличие от переднего, должен иметь более сложную форму, необходимую для правильного размещения орбитальной ступени. На нижней части фермы предусматриваются крепления для плоскостей. Ввиду ожидаемых механических и тепловых нагрузок первая ступень должна получать теплозащиту нижней части фюзеляжа.

Для полета в атмосфере сразу после отделения от носителя и при заходе на посадку первая ступень «Вьюги» должна использовать набор различных плоскостей. В центральной части фюзеляжа предлагается монтировать крыло низкого расположения. Также разработано двухкилевое хвостовое оперение со стабилизаторами сравнительно малого размера. Внутри планера предлагается монтировать посадочное шасси, необходимое для возвращения первой ступени на требуемый аэродром.

К настоящему времени, как сообщается, был сформирован облик одного из основных элементов первой ступени – бака окислителя. К этому изделию предъявлялись высокие требования по прочности, объему, герметичности и другим параметрам, вплоть до необходимости максимальной выработки залитой жидкости. С учетом этих требований и особенностей жидкого кислорода была определена общая конструкция бака. Цилиндрическая боковая поверхность бака должна выполняться из углеволокна с эпоксидным связующим, а также получать внутреннее покрытие в виде пленки ПМФ-352. Последняя необходима для снижения негативного воздействия низкотемпературного окислителя на композитные детали. Шпангоуты и днища, вклеиваемые в композитную деталь, предлагается делать из алюминиево-магниевого сплава. Внутри бака следует устанавливать перегородки-успокоители, трубопроводы и другие необходимые детали.

Проект авиационно-космической системы «Вьюга»
Общий вид первой ступени


В хвостовой части первой ступени предлагается монтировать однокамерный жидкостный ракетный двигатель с требуемыми характеристиками. Силовая установка, использующая керосин и жидкий кислород, должна показывать скорость истечения газов на уровне 3,4 км/с, что позволит достичь требуемых параметров тяги. Расчетная скорость первой ступени – порядка 4720 м/с.

При общей длине 17,45 м первая ступень АКС «Вьюга» должна иметь сухую массу 3,94 т, полную стартовую – 30,4 т. При этом большая часть стартовой массы приходится на топливо: 7050 кг горючего и 19210 кг окислителя.

К хвостовой части фюзеляжа первой ступени предлагается крепить т.н. орбитальную ступень, предназначенную для транспортировки полезной нагрузки и ее вывода на требуемую траекторию/орбиту. Характерные особенности эксплуатации такой техники привели к формированию необычного вида ступени. Орбитальная ступень «Вьюги» должна иметь обтекаемую форму внешних агрегатов планера с оживальной верхней частью головного обтекателя и сечением хвостового блока, близким к овальному. Днище с теплозащитным покрытием должно иметь незначительно выгнутую форму.

В верхней части корпуса орбитальной ступени предлагается размещать парашютный отсек, отсек аппаратуры управления, позади которых должен находиться крупный объем для размещения полезной нагрузки. Под этими отсеками предусматриваются места для монтажа сферических и цилиндрических баков для компонентов топлива. Хвостовая часть корпуса отдана под двигатель. В верхней части фюзеляжа могут устанавливаться створки люка, предназначенного для монтажа полезной нагрузки в корпусе ступени, а также для ее выведения наружу при выполнении различных работ. В частности, такой люк может использоваться для разворачивания солнечных батарей при использовании аппарата в орбитальной конфигурации.

Проект авиационно-космической системы «Вьюга»
Описание первой ступени


В существующем виде проект «Вьюга» подразумевает строительство орбитальной ступени длиной 5505 мм, шириной 2604 мм и высотой 1,5 м. Сухая масса орбитальной ступени – 950 кг. Полезная нагрузка – 450 кг. Вместе с запасом топлива и окислителя аппарат должен весить 4,8 т. При этом на керосин, по расчетам, приходится 914 кг, на окислитель – 2486 кг. Скорость изделия должна достигать 4183 м/с.

Принципы использования авиационно-космической системы «Вьюга» выглядят достаточно просто и позволяют с минимально необходимыми затратами выводить полезную нагрузку на нужную траекторию или на низкую опорную орбиту. В ходе подготовки к выполнению поставленной задачи требуемая полезная нагрузка должна устанавливаться в грузовой отсек орбитальной ступени. Затем этот аппарат помещается на первую ступень, и вся система в сборе устанавливается на креплениях самолета-разгонщика. После заправки баков обеих ступеней керосином и жидким кислородом АКС «Вьюга» может начинать работу.

Первый этап работы системы требует правильной работы экипажа самолета-носителя. Ил-76 с элементами «Вьюги» на фюзеляже должен подняться на высоту 10 км и с нужным курсом выйти в район запуска ракетной системы. Далее предлагается осуществлять отцепку, после чего первая ступень должна удаляться от носителя и включать маршевый жидкостный двигатель. Самолет-носитель, в свою очередь, получает возможность вернуться на свой аэродром. Дальнейший полет производится ступенями самостоятельно и с использованием собственных систем управления.

Первая ступень имеет запас топлива, необходимый для работы двигателя в течение 185 с. За это время выполняется разгон орбитальной ступени с подъемом на заданную высоту. При помощи первой ступени АКС «Вьюга» должна подниматься на высоту 96 км и выводить орбитальную ступень на требуемую траекторию. После выработки топлива осуществляется сброс орбитальной ступени. Орбитальная ступень продолжает движение по заданной траектории, тогда как первая должна переходить в планирование и брать курс на посадочную площадку. Снижаясь и замедляя скорость, первая ступень в итоге должна производить посадку при помощи имеющегося шасси, используя «самолетный» способ. После посадки ступень может пройти необходимое обслуживание, которое позволяет использовать ее вновь.

Проект авиационно-космической системы «Вьюга»
Общий вид орбитальной ступени


Орбитальная ступень после отделения должна включать собственный двигатель и выполнять выход на заданную орбиту. При полной полезной нагрузке имеется возможность работы двигателя в течение 334 секунд с подъемом на орбиту высотой 200 км. После выхода на орбиту с необходимыми параметрами полезная нагрузка в виде научного оборудования или иной аппаратуры может начинать свою работу. Выполнив поставленные задачи, орбитальная ступень может возвращаться на Землю.

Для схода с орбиты предлагается использовать тормозной импульс, переводящий орбитальную ступень на посадочную траекторию. При помощи теплозащиты и обтекаемой формы корпуса ступень без рисков входит в плотные слои атмосферы и выходит в район посадки. На заданной высоте предлагается раскрывать парашют, отвечающий за мягкую посадку аппарата. Приземление «по-самолетному» не предусматривается по техническим и эксплуатационным причинам. После посадки специалисты могут начать работу с полезной нагрузкой. Кроме того, планируется осуществлять обслуживание орбитальной ступени с последующей подготовкой к новому вылету.

Подобный алгоритм использования АКС «Вьюга» предлагается для использования в научных целях. Кроме того, рассматривается возможность применения такой техники в интересах вооруженных сил. В таком случае авиационно-космическая система вместо орбитальной ступени может получать боевое оснащение с требуемыми характеристиками. Тем не менее, точные параметры такой версии комплекса еще не определены. На данный момент лишь рассматривается возможность создания боевой версии «Вьюги» и определяются возможные сферы его применения.

Боевой вариант АКС «Вьюга» может быть носителем ударной системы либо средств перехвата космических аппаратов противника. В последнем случае может быть получена высокая эффективность боевой работы, обеспеченная возможностью достаточно простого вывода боевого оснащения на орбиты с различными параметрами. Тем не менее, реализация подобных идей может быть связана с некоторыми затруднениями. Прежде всего, трудности должны быть связаны с ограничениями по массе полезной нагрузки. Даже полная замена орбитальной ступени специальной боевой системой не позволит создать изделие весом более нескольких тонн.

Проект авиационно-космической системы «Вьюга»
Орбитальная ступень, вид снизу, днище не показано. Белым отмечен корпус, синим - топливные баки, красным - двигатель, оранжевым - парашютный отсек, серым - отсек полезной нагрузки


Предложенная архитектура авиационно-космической системы позволяет получить некоторые преимущества перед другими комплексами аналогичного назначения. Главными плюсами проекта «Вьюга», способными дать значительный положительный экономический эффект, являются использование существующего самолета-носителя (тем не менее, нуждающегося в заметных доработках), а также возвращаемых ракетных ступеней. Возможность многократного использования первой и орбитальной ступеней предъявляет специфические требования к их конструкции, в первую очередь к характеристикам двигателей, однако может привести к заметному снижению стоимости отдельных запусков.

Вторым характерным плюсом проекта является отсутствие «привязки» к существующим космодромам. Стартовой площадкой для АКС «Вьюга» фактически может стать любой аэродром, способный принимать транспортные самолеты Ил-76 и имеющий некоторый набор оборудования для работы с ракетными системами. Благодаря этому вывод полезной нагрузки на орбиту может осуществляться почти из любой точки планеты. Как следствие, обеспечивается сравнительно простой вывод полезной нагрузки на орбиту с требуемым наклонением.

По имеющимся данным, в настоящее время проект авиационно-космической системы «Вьюга» от компании «Лин Индастриал» остается на стадии предварительных проработок. Определены общие особенности проекта, однако техническая документация пока не разрабатывалась. Имеются сведения, согласно которым предварительный вариант проекта «Вьюга» не получил одобрения заказчика, инициировавшего его разработку, и, как следствие, остался без финансирования. По оценкам разработчика, на проведение первого этапа научно-исследовательской работы требуется финансирование в размере 3,2 млн рублей. Для выполнения дальнейших работ понадобятся новые инвестиции. При этом оценки времени и финансовых затрат, необходимых на завершение проекта, пока не уточняются.

Следует отметить, проект АКС «Вьюга» не является первой подобной отечественной разработкой своего класса. Работы в этом направлении в нашей стране стартовали еще в шестидесятых годах прошлого века и велись несколькими организациями во главе с ОКБ-155. Целью проекта «Спираль» было создание комплекса, способного при помощи гиперзвукового самолета-разгонщика, разгонного блока и т.н. орбитального самолета выводить на орбиту полезную нагрузку. Готовый комплекс «Спираль» мог использоваться в различных целях, в первую очередь в военных.

Проект авиационно-космической системы «Вьюга»
Схема использования авиационно-космической системы "Вьюга"


С конца шестидесятых и до середины семидесятых годов было построено несколько прототипов перспективной техники, использовавшихся в различных испытаниях. В частности, аппараты серии БОР совершили несколько суборбитальных и орбитальных полетов. Для испытаний в атмосфере использовался самолет МиГ-105.11. После завершения испытаний работы по проекту «Спираль» были прекращены. Заказчик посчитал более перспективным новый проект «Энергия-Буран». Некоторые прототипы, построенные в рамках программы «Спираль», в дальнейшем стали музейными экспонатами.

С начала восьмидесятых в НПО «Молния» велась разработка проекта «Многоцелевой авиационно-космический системы» (МАКС). В состав этой системы предлагалось включить самолет-носитель Ан-225 и орбитальный самолет с дополнительным топливным баком. В зависимости от конфигурации, комплекс МАКС мог бы доставлять на орбиту 7 или 18 т полезной нагрузки. Рассматривались как автоматический грузовой, так и пилотируемый варианты системы.

В связи с проблемами начала девяностых годов работы по проекту МАКС были прекращены. Только в 2012 году появились сообщения о возможном возобновлении работ и создании современной версии комплекса. Кроме того, упоминалась возможность доработки существующего проекта с использованием иных самолетов-носителей и т.д. Насколько известно, за прошедшее время особые успехи в ходе возобновленного проекта МАКС достигнуты не были.

Силами частной ракетно-космической компании «Лин Индастриал» в настоящее время создается новый вариант перспективного авиационно-космического комплекса, способного решать различные задачи научного и иного характера. К настоящему времени был проработан общий облик системы и определены основные ее особенности, характеристики и т.д. Тем не менее, работы пока не могут продвинуться дальше по причине недостатка финансирования. Найдет ли компания-разработчик инвестора и сможет ли довести интересный проект до практической реализации – покажет время. Если проекту АКС «Вьюга» удастся дойти хотя бы до испытаний с выводом орбитальной ступени в космос, это будет большим успехом для всей отечественной космической отрасли, как государственной, так и частной. Однако до таких успехов пока далеко: проект все еще нуждается в длительном продолжении разработки.


По материалам сайтов:
https://spacelin.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://vpk.name/
https://rg.ru/
http://testpilot.ru/

Страница АКС «Вьюга» на сайте разработчика:
https://spacelin.ru/proekty/aerokosmicheskaya-sistema-vyuga/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: "Лин Индастриал" / Spacelin.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 38
  1. Leto 24 августа 2016 07:45
    Проект авиационно-космической системы «Вьюга»

    Не верное название, правильнее "Пурга", более отражает смысл прожекта...
    1. Алексей Зоммер 26 августа 2016 10:14
      Ээээ...
      Почему собственно Вы так решили?
    2. Алексей Зоммер 26 августа 2016 10:14
      Ээээ...
      Почему собственно Вы так решили?
  2. Connie 24 августа 2016 07:49
    Запускать со спины, да еще у однокилевого самолета это плохая идея.

    текст с выбором самолета достоен alternatehistory...
    1. serega.fedotov 24 августа 2016 09:12
      Написано "Самолет требует доработки",запуску киль кстати не очень-то и мешает-сначала расцепление,потом отвод первой ступени на безопасное расстояние,и только после этого запуск двигателя.
      Проблема одного киля-в завихрениях которые создаст отделяемый аппарат ,при перевозке "Бурана"и ступеней "энергии" эту проблему решили двумя разведенными за зону завихрения килями!
      1. abrakadabre 24 августа 2016 10:39
        Проблема как раз таки в киле. Для того, чтобы сбросить нагрузку на показанной в проЖекте восходящей траектории, требуется одно из двух:
        1. Либо мощнейший импульс отстрела-отведения многотонной нагрузки вверх за проекцию киля.
        2. Либо импульс маршевых двигателей нагрузки, которые позволят при отделении и разведении не потерять стартующей нагрузке скорость и обогнав носитель уйти таки к орбите. При этом, носитель должен тут же, в момент расцепления уходить вниз, для недопущения повреждения реактивной струей двигателей нагрузки.


        В первом случае, величина импульса будет чрезмерна для прочности конструкции как носителя, так и самой нагрузки. Ведь в этот момент двигатели работают только у носителя. И он после расцепления как бы стремится перегнать орбитальную ступень. Нагрузку надо успеть поднять над догоняющим ее килем за очень малое время. А это весьма большой импульс отстрела. учитывая многотонную массу отстреливаемой системы.
        Во втором случае, старт двигателей нагрузки моментально разрушит хвостовое оперение носителя реактивной струей. Именно для возможности запуска маршевых двигателей орбитальной ступени, при ее расположении сверху носителя, на таких системах и предполагается разнесенный киль в том числе. Но то в серьезных проектах.

        Это я беру только момент расстыковки. А еще есть негативное влияние такого расположения нагрузки на аэродинамику состыкованной системы. Конкретно на обтекание и эффективность киля, в струе турбулентности, порождаемой нагрузкой. Это еще одна основополагающая причина использования разнесенного киля для носителя.
        1. serega.fedotov 24 августа 2016 10:52
          Киль в зоне завихрений работать точно не будет!А по расстыковке ,вспомните механизм вывода авиабомбы за предел винта 40 годов-элементарная вешь
        2. MooH 24 августа 2016 12:20
          Носитель будет бочку делать перед отстрелом аппарата laughing
    2. Андрей из Челябинска 24 августа 2016 22:04
      Цитата: Connie
      текст с выбором самолета достоен alternatehistory...

      Вот не обижайте сайт! laughing Там бы этот проект заклевали очень быстро:)))
  3. svp67 24 августа 2016 07:51
    Ура!!!!! Новый рывок... Вот только настораживает участие в этом проекте "Скольково", а учитывая сколько уже толковых новых космических проектов уже похоронено...видимо не зря.
    И вопрос не специалиста, может мне кто то объяснит почему до этого при проектировании подобных систем, на самолете носителе планировалось использовать разнесенное оперение, даже путем переделки базового самолета, а вот авторы данного прожекта, как то этим не заморачиваются...
    1. Инжeнeр 24 августа 2016 08:52
      Это не рывок, а кидок. Рисунок фермы и чего-то там в solidworks и размещение это на спине Ил-76 прям за его огромным килем. Даже школьник заметит, что в таком случае отстрелить ракету можно только мощным импульсом вверх, что приведет просто к ее разрушению.
      1. Falcon5555 24 августа 2016 18:07
        Зачем отстреливать? Самолёт может сделать "горку", и потом вниз, и всё. Ну тоесть начать подъем, насколько это может транспортник, и уйти вниз с отрицательной перегрузкой. В этот момент эту ракету просто отпустить, и делов то. Подождать секунду другую, пока они разлеляться и затем включить её дигатель. Надо только просчитать, чтобы ракета на зацепилась за кончик киля. Наверно в момент расцепки надо уменьшить мощность двигателей до минимума, чтобы и самолёт и ракета летели по энерции. Я не одобряю таких финтов, но так можно, чтобы не строить спец. самолёт.
        1. Vlad.by 25 августа 2016 13:02
          А чем не устраивает схема вывода из транспортного отсека носителя? Геморрой с открытием транспортной аппарели и выводом тела аппарата преодолим, у во всяком случае не больший чем отстрел и отвод от спины. но при этом есть дополнительные плюсы - куда как лучшая аэродинамика, скорость разгона, расход топлива носителем...
          Тем более, что все это уже многократно обсасывалось разными КБ и никаких нерешаемых проблем не обнаруживалось.
        2. atakan 28 августа 2016 02:42
          Самолёт может сделать "горку", и потом вниз, и всё.

          То есть раз на раз не приходится.
          Завихрение ,там ,воздушная яма или неисправность в момент "горки".
          1. Connie 28 августа 2016 02:48
            Американцы с D-21 поверх SR-71 пару раз "попробовали" и больше так не делали.
    2. Fil743 27 августа 2016 21:04
      Видимо потому как имеют положительный опыт: американцы полетный аналог Шаттла сбрасывали со спины боинга безо всякой переделки хвостового оперения самолета-носителя.
  4. ССИ 24 августа 2016 09:03
    Мне нравится оптимизм насчет: ".... может стать практически любой аэродром..." Их много в современной России? Не указывается, какой длины должна быть полоса для взлета самолета, а длинных, тяжелых полос раз-два и обчелся. Для сколковцев это, очевидно, не играет роли, давали бы деньги...
    1. SrgSoap 24 августа 2016 16:36
      Приветствую Сергей. Давно тут не был. Что верно, то верно. Да и вообще бред полнейший. Да и может знаете как VAF поживает? Сайт обновили, вообще разобраться не могу. Благодарю.
      1. ССИ 24 августа 2016 16:53
        Все хорошо у ВАФ, живет, собаку гуляет... Не нравится ему ВО последнее время, редко бывает, редко...
        1. xtur 29 августа 2016 12:50
          >Не нравится ему ВО последнее время, редко бывает, редко...

          дело конечно личное, но если такие как VAF не будут сюда заходить, сайт и будет неминуемо превращаться в сайт преимущественно эмоционального общения

          Я не претендую на инсайт, но я не чувствую курса администрации на обыдление, а народ он такой, какой есть - открытый, эмоциональный, категоричный :-)
  5. инженер74 24 августа 2016 09:17
    Мдя... Подробно "проработана" только ферма! laughing Сварить такую хрень из титанового кругляка - это верх инженерной мысли Сколкова! wassat В "проекте", видимо, одни менеджеры...
  6. abrakadabre 24 августа 2016 12:24
    Цитата: serega.fedotov
    А по расстыковке ,вспомните механизм вывода авиабомбы за предел винта 40 годов-элементарная вешь

    В 40-вых годах бомбы метались вверх над самолетом на восходящей траектории? И бомболюки были ПЕРЕД пропеллерами?! Я что-то пропустил в этой жизни?
    belay
    1. svp67 24 августа 2016 12:30
      Вы просто друг друга не понимаете. Механизм вывода бомб при пикировании из- под диска винта использовался на пикирующих бомбардировщиках
      1. abrakadabre 25 августа 2016 09:24
        Там же (для пикирующих бомбардировщиков) вроде был не механизм вывода бомб за проекцию винтов, а автоматический вывод самолета из пикирования сразу после сброса бомб. Вроде же пикировщики не летели с отделившимися бомбами по прямой максимальное время? Или не?
  7. Тишка 24 августа 2016 12:32
    Да что они понимают, разрабатывая эти многоразовые ступени! Роскосмос, наше все, от Королевской семерки, ни шагу, зато, свои люди в деле, и можно смело, пилить бабло! И "Ангара" с переделкой на керосин, а с продолжением работ, можно перевести и на водород, и космодром "Восточный", сколько сразу денег освоили, в свой карман! А тут, какие-то многоразовые ступени, да еще и возвращаемые на аэродром, полный бред! Лучше взлетную полосу, ЛИИ Громова продать, и хрен с ними, с этими испытаниями, зато как карман потяжелел!
  8. nov_tech.vrn 24 августа 2016 14:20
    сразу много "глупых" вопросов почему 450 килограмм ?, очень странный аргумент вроде фотона, где-то там семт-восемь, аргументация в пользу ил-76 не менее спорная, грузоподъемность ил-76 42 - тонны, ил-96 - 65 тонн, ту-204 - 20 тонн, смотрим дальше, ферма плюс, 1 ступень плюс, вторая ступень - 40,54 тонны, плюс внешняя подвеска ухудшающая аэродинамические характеристики, а он вообще-то как полетит, низенько низенько ?
    1. Tektor 24 августа 2016 19:17
      Если предлагать версии, то мне более всего нравится такая. Самолёт-носитель Ту-160М2 с раздвоенным V-образным хвостовым оперением стартует с баком на горбе. В полёте стыкуется с отдельно стартующим орбитальным модулем, у которого имеется пара ТРД, как у Бе-200. Стыковка в 2 стадии: 1 опоры шасси самолёта-орбитального аппарата попадают в конусные ловители-направляющие, которые, приняв и зафиксировав нагрузку после полного выключения её двигателей, на втором шаге опускают аппарат до его плавной стыковки с баком... Конусы ловителей телескопически складываются, почти освобождая шасси орбитального самолёта. Дальше ТРД орбитального самолёта прикрываются колпаками-рассекателями для уменьшения сопротивления. Ту-160М2 разгоняется с набором высоты. Хорошо бы набрать 2 Маха и 20 км... Ну а дальше - как у Молнии-1 или Вьюги.
      1. abrakadabre 25 августа 2016 09:26
        Да чего уж там. Пусть прямо в полете собирают весь аппарат из запчастей и заправляют криогенным содержимым баки из летающего заправщика...
        Чего уж мелочиться?
        wassat
        1. Tektor 25 августа 2016 18:25
          Мысль - грандиозная! Поддерживаю! После стыковки - частичная заправка бака вторым компонентом горючего от летающего танкера. Это будет максимально безопасный вариант для стыковки...
  9. Штык 24 августа 2016 17:01
    При малейшем сбое, киль развалит точно и всей с системе кирдык! Нужен специальный самолет носитель. "Партнеры" пошли по этому пути. Самолет, поднявшись на высоту порядка 10 километров, запустит специализированную ракету-носитель на большой высоте, что позволит избежать существенных затрат топлива на запуск с поверхности Земли. Изначально планировалось, что система Stratolaunch будет способна запускать спутники, весом чуть более 6 тонн, выводя их на орбиту на высоту от 180 до 2000 километров от поверхности Земли. Однако, в последнее время руководство компании пересмотрела свои планы и в конструкцию самолета были внесены изменения, необходимые для запуска в космос космического корабля Dream Chaser. Собирались испытивать уже в этом году.
    [media=http://i.dailymail.co.uk/i/gif/2015/02/Stratolaunch-opt.gif]
  10. RosinMN 24 августа 2016 23:51
    Может мне объяснит кто-нибудь. Пусть самолёт разгонит носитель до очень большой скорости 330 м/с. (1000 км/час). А конечная скорость нам нужна первая космическая - 7 км в секунду. Т.е. самолет добавит ракете только 1/20 необходимой скорости. Или 1/400 необходимой энергии. Самолет добавит ракете только 0,25% необходимой энергии.
    Даже, если сверхзвукововй самолет разгонит ракету до 3 скоростей звука, до 1 км в сек. Это даст только 2% необходимой энергии. Понятно, что уже не надо разгонять 2% топлива и экономия горючего будет намного более 2%. Неужели настолько большая будет экономия топлива по сравнению с обычным байконурным стартом, что будут оправданы все эти сложности?
    У нас каждый раз перед выборами начинают рассказывать про невиданные космические проекты. Сейчас, вроде, Путина никуда не выбирают...
  11. Nitarius 25 августа 2016 07:25
    не совсем понятно назначение ... Людей катать ..это да!
    Спутники на Орбиту .. ну так экономия и стоимость должна быть адекватной !
    Задачи надо ставить .. под что?
    Но тогда и надо с них собирать на будущий полет! в чем сложность то?
  12. Bersaglieri 25 августа 2016 09:27
    "мини-МАКС". Может, накнец, сделают "в железе"?
  13. Никола Бари 25 августа 2016 11:19
    Неживая какая-то система получается, начиная с того, что самолёт однокилевой. Воистину, скольково-alternatereality...

    Самое плохое, что нет ни одной конкретной задачи, под которую это всё придумывается. Не "вьюга", а "пурга", как верно выше отметили.
  14. loaln 25 августа 2016 19:28
    На первый взгляд - кастрированный Буран. Если приглядеться, легальный "слив" за бугор того что от него ещё осталось. Тем более, в этом замешано Сколково.
    А так - пузырь. Но он лопнет тихо и незаметно. Следы то не нужны.
  15. Никкола Мак 31 августа 2016 10:34
    Ещё с советских времён таких проектов были целые библиотеки!
    Всё смотрелось просто и доступно.
    И сейчас периодически публикуются красивые картинки со схемами вывода - как в детской книжке.
    Забывают только нарисовать лебедя, рака и щуку с тросами.
    Может уже запустите что-то реальное с какими-то перспективами на использование!
  16. мимыша 14 ноября 2016 02:27
    Какой то кружок "умелые ручки" при дворце пионеров! Наспех нарисованные в солидворке или компасе модельки и невнятные схемки сразу не добавляют серьезности "проекту"! Эпический старт с переделанного транспортника - это отдельный перл, ну а при слове "Сколково" почему то сразу возникает мысль о команде "эфективных" менеджеров, которые под уже взятые и потраченные совсем не на то инвестиции, чувствуя недоброе в глазах инвестра, в срочном порядке находят студента-второкурсника и этот временный участник "проекта" оказывается единственным, кто честно за 4 часа отработал потраченные на него средства в виде ящика пива и 2 ведер с острыми крылышками из КФС.
    1. мимыша 14 ноября 2016 02:31
      Да.. судя по 3д графике это именно компас с минимальной визуализацией на слабеньком компе...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня