Ivan Kruzenshtern - the famous Russian navigator

24 August marks the 170 anniversary of the death of Russian navigator Ivan Fedorovich Kruzenshtern. Ivan Fedorovich Kruzenshtern (birth name - Adam Johann von Kruzenshtern) was born on November 19 of 1770, died August 24 of 1846 of the year. This is a famous Russian navigator, admiral. Kruzenshtern became the leader of the first Russian round-the-world expedition, he first mapped most of the coast of Sakhalin Island, became one of the founders of the Russian Geographical Society. Today it is named after the strait in the northern part of the Kuril Islands, the passage between the island of Tsushima and the islands of Iki and Okinoshi in the Korean Strait, a mountain on Novaya Zemlya, an island in the Bering Strait and the Tuamotu Archipelago.


No doubt Ivan Fedorovich Kruzenshtern was unique historical personality, was one of the founders of Russian oceanology. He had a significant impact on the history of Russian naval expeditions, and in general on navigation. His brief biography is found in all textbooks today; it is held in all special educational institutions of Russia. Today it is a name that is familiar to each and every educated person in our country. It is inextricably linked with Russian geography and oceanology.

Ivan Kruzenshtern comes from the Eastern nobles. He is a descendant of a noble family Russified Kruzenshtern, great-grandson of the founder of Russia's Philip Krusius von Krusenstern, the son of the judge Johann Friedrich von Kruzenshtern (1724-1791) and Christine Frederick, nee von Toll (1730-1804). After five daughters in their family, Karl Friedrich (1769-1847) was born, and, finally, Adam Johann himself, who became the seventh child in the family.

Ivan Kruzenshtern - the famous Russian navigator

Since 12 years, Kruzenshtern studied for three years in a city school at the Dome Cathedral in Revel (present-day Tallinn), and then continued his studies at the Naval Cadet Corps in Kronstadt. In 1787, he was promoted to midshipmen. It should be noted that since childhood, the future navigator and admiral dreamed of going around the globe by sea. This is the rare case when the childhood dream really came true, although it was far from being possible to realize it.

In 1788, in connection with the outbreak of war with Sweden, he was early released from the Naval Cadet Corps and promoted to midshipmen, having been assigned to the 74-gun ship Mstislav. 6 July 1788 of the year in the Gulf of Finland, at a distance of 50 kilometers west of the island of Gogland, a meeting of two squadrons - Russian and Swedish. Squadron lined up - one opposite the other. At the same time, the movement of ships was seriously hampered due to the lack of wind. In fact, the Russian and Swedish ships targeted each other for several hours.

The Russian squadron lost in this battle more than 300 people killed and more than 600 wounded. The 74-gun ship Mstislav suffered the most in the battle. This ship almost lost control, the ship was badly damaged by Swedish cannon fire, but remained in service until the end of the battle. Both sides appropriated the victory in the battle of Gogland to themselves, although their losses were approximately comparable. The Swedes surrendered 60-gun ship "Prince Gustav", in the Russian squadron the flag was forced to lower the 74-gun "Vladislav", whose team lost 260 people. If we talk about a strategic outcome, the victory here was for the Russians. The Swedish fleet was forced to retreat and take refuge in the fortress Sveaborg. Swedish plans to wage war were frustrated in the first naval battle.



In the pursuit of Swedish fleet and the blockade of Sveaborg, which lasted until late fall, the seriously damaged Mstislav took part. Almost all the officers were killed or wounded on the ship, so Midshipman Kruzenshtern was appointed assistant commander of the Mstislav. Having distinguished himself in the Battle of Hogland, already in 1789 Kruzenshtern took part in the Öland. Among the few losses of the Russian squadron in this battle, the death of the commander of the 74-gun Mstislav Grigory Ivanovich Mulovsky, who was preparing to make the first round-the-world voyage in Russia, was subsequently destined to be made by Kruzenshtern, who served on the same ship. In 1790, Ivan Kruzenshtern participated in naval battles at Revel, Krasnaya Gorka, and also Vyborg Bay. After these battles, he was promoted to lieutenant at the age of 19.

In 1793, Ivan Kruzenshtern was among the 12 Russian honorary officers who was sent to England with the aim of improving maritime affairs and skills. At that time, England firmly held the title of the greatest maritime power. With the British, Kruzenshtern went to the shores of North America, where he participated in battles with the French. During this trip with the British, he visited Barbados, Bermuda and Suriname. To explore the East Indian waters and open trade routes to the East Indies for Russia, Krusenstern visited the Bay of Bengal. Interested in Russian fur trade with neighboring China, which was conducted from Okhotsk by land route to Kyakhta, Ivan Fedorovich decided that if trade were conducted directly by sea, it would be much more profitable. He also planned to establish direct relations of the metropolis with the Russian possessions located in America in order to be able to supply them with all the necessary supplies. In 1799, in St. Petersburg, Ivan Krusenstern presented his vision, but his project was rejected. At the same time, in the 1802 year, the head office of the Russian-American company came up with a similar proposal; this proposal was satisfied by the Russian emperor Alexander I. For its execution, the first Russian round-the-world expedition was equipped. That is how the childhood dream of Krusenstern came true.

In total, the first Russian round-the-world expedition, which forever entered the history of our country, included two ships: the Nadezhda and the Neva. “Nadezhda” was commanded personally by Kruzenshtern, “Neva” - another famous Russian sailor, captain-lieutenant Lisyansky. Around-the-world voyage began on August 7 of the year 1803 with the departure of ships from Kronstadt. Their path ran across the Atlantic, 3 March 1804, they circled Cape Horn. Of the Russians and their neighboring lands in the North Pacific, the participants of this expedition paid special attention to Sakhalin, Kamchatka and the Kurile Islands. Round-the-world voyage ended in Kronstadt 19 August 1806.

During the expedition, Kruzenshtern conducted a large amount of various studies, the results of which can be summarized as follows:

- geographic maps have been significantly corrected; deep-sea studies of the World Ocean were carried out (determination of the specific gravity and salinity of water, temperature measurement at different depths, determination of the velocity of currents, etc.);

- the western coast of Japan, the eastern coast and the southern part of Sakhalin were mapped, a part of the Kuril Islands was explored;

- a new route to the Russian possessions located in Kamchatka and Alaska was established.



Ivan Fedorovich not only discovered and mapped many islands, described part of the northwestern coast of the Pacific Ocean and compiled its first atlas, but also became one of the founders of oceanological research. The round-the-world expedition under his command gathered rich ethnographic, botanical, zoological collections, and also conducted a large number of astronomical observations. In his notes on the world tour, Kruzenshtern told a lot of new and curious about what he saw in the voyage, especially about the nature and life of savages. For his time, the atlas of the Pacific Ocean compiled by him was magnificent; he was full of plans, maps, and drawings. Lisyansky, who controlled the second ship of the expedition, the Neva, sometimes went separately from the Nadezhda. In his book about the same world tour there was a detailed description of the shores of Kodiak and Sitka.

According to contemporaries Ivan Fedorovich, he was quite prominent in his environment. Krusenstern was distinguished by his athletic build, and by his heroic chest and shoulder girdle he was superior to all participants of the round-the-world expedition. Interestingly, during the voyage, he, despite the bewilderment of his colleagues, carried weights with him, and worked with them every day. His favorite exercise was the Schwung bench press. With double-pudding (32 kg) kettlebells, Krusenstern exercised every day, giving these classes approximately 30-40 minutes.

In the 1811 year, Ivan Kruzenshtern was identified as an inspector of classes of the Marine Cadet Corps. In the 1814 year, he developed a detailed instruction for the 1815-1818 round-the-world expedition under the command of Kotzebue, one of the junior officers of the first Russian round-the-world voyage. Krusenstern also visited England in order to order the necessary tools for the expedition. Returning back to Russia, he received indefinite leave, devoting him to the creation of the Atlas of the South Sea. His work, which was published in Russian and German, was soon translated into French, and then into all European languages ​​without exception. This work Krusenstern was awarded the full Demidov Prize.



A curious detail is that at the beginning of World War 1812, the Krusenstern, being a poor man, donated a third of his fortune to the people's militia. For those times it was a large amount - a thousand rubles. In the same year, 1812, Kruzenshtern published a three-volume book of his own essay “Journey Around the World ...”, and in 1813, he was elected a member of many scientific societies and academies around the world, including in England, Germany, Denmark and France.

In 1827, Ivan Kruzenshtern was appointed Director of the Naval Cadet Corps and became a member of the Admiralty Council. As director of this educational institution, which he himself had once successfully graduated from, he spent long 16 years. His activity at that time was marked by the introduction of new subjects into the courses of the Marine Corps, the enrichment of the library and the museum of the educational institution with numerous textbooks. It was also during this period that the Higher Officer Classes were created and approved, which would later be transformed into the Naval Academy. Under Ivan Fyodorovich, the corporal punishments of pupils were completely abolished in the Naval Cadet Corps.

In 1842, with the rank of admiral, Ivan Krusenstern resigned. Leaving the service, he went to his estate, but here the famous navigator continued to work. In 1845, together with such Russian scientists as: F. P. Wrangel, F. P. Litke, and K. M. Baer Krusenstern, he was directly involved in the creation of the Russian Geographical Society. After some time, this society has become one of the largest centers of geographical sciences not only in the Russian Empire, but throughout the world.

Ivan Kruzenshtern died 24 August 1846, on his estate Asa at the age of 75 years. The navigator was buried in Revel in the Vyshgorod (Dome) church. But his son continued his work, Pavel Ivanovich, and then his grandson, Pavel Pavlovich. Both of them became famous travelers who explored the north-eastern shores of Asia, the Caroline and other islands of the Pechersk region and the Ob region of North.

Based on materials from open sources
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik 24 August 2016 08: 01 New
    • 7
    • 0
    +7
    Ivan Fedorovich Kruzenshtern did not look for souls in his domestic animals. In all travels he was accompanied by a dog of the breed Spaniel, which quickly became the team’s favorite. Superstitious sailors, even introduced the tradition, before sailing, scuffing a poor animal for long hanging ears. You can certainly relate to this with a grin, but Kruzenshtern's travels, after such a “bashing,” were surprisingly painless. On exotic islands, the dog became the secret weapon of Ivan Fedorovich - there are situations when aborigines, who have never seen animals with such long hanging ears, scattered in horror, barely seeing the spaniel.
    1. bandabas 24 August 2016 22: 21 New
      • 1
      • 0
      +1
      Without sarcasm. I recalled the cartoon "Winter in Prostokvashino." Cat Matroskin: He thinks about hares! Who will think about us? Admiral Ivan Fedorovich Kruzenshtern?
  2. mroy 24 August 2016 09: 27 New
    • 6
    • 0
    +6
    As a child, I was presented with a chic book by N. Chukovsky, “Captain Kruzenshtern,” and from it I began to be interested in the Russian fleet.
    1. moskowit 24 August 2016 19: 12 New
      • 3
      • 0
      +3
      Yes, the book was called Frigate Drivers. Extremely interesting ... I reread it at a completely respectable age ....
  3. Vladimirets 24 August 2016 20: 07 New
    • 1
    • 0
    +1
    "In 1845, together with such Russian scientists as: F.P. Wrangel, F.P. Litke and K.M. Baer Kruzenshtern took a direct part in the creation of the Russian Geographical Society."

    Thanks for the excursion, we were reminded, otherwise Baer was remembered only for a member of the Red Book of the Russian Federation, Bae’s dive. recourse
  4. Monarchist 24 August 2016 21: 54 New
    • 1
    • 0
    +1
    Kruzenshtern, Wrangel, Litke, Belenzhausen and others, they were non-Russian by birth, but brought great benefit to RUSSIA.
    It would be great if a series of articles about such people came out!
  5. tundra 25 August 2016 00: 04 New
    • 1
    • 0
    +1
    Pennants are proudly straightened.
    Do not wait for me soon, wife, -
    Again boils on board
    Steep salting wave.

    Under the northern sun unfaithful
    Under the southern blue skies -
    Always the sails of the Kruzenshtern
    They make noise over my head.

    And at home sometimes at night
    Just open the window
    Again in the wind above me
    Tight sings the canvas.

    And the home walls are cramped
    And stifling home peace
    When the sails of the Kruzenshtern
    They make noise over my head.
  6. Ilja2016 25 January 2017 21: 00 New
    • 0
    • 0
    0
    Ivan Fedorovich Kruzenshtern - man and ship. smile

Иван Фёдорович Крузенштерн — прославленный российский мореплаватель

24 августа исполняется 170 лет со дня смерти российского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Иван Фёдорович Крузенштерн (имя при рождении — Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 года, умер 24 августа 1846 года. Это прославленный российский мореплаватель, адмирал. Крузенштерн стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, он впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества. Сегодня его имя носит пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту.

Без сомнения, Иван Фёдорович Крузенштерн был уникальной исторической личностью, являлся одним из основоположников российской океанологии. Он оказал существенное влияние как на историю российских морских экспедиций, так и в целом на мореплавание. Его краткая биография есть сегодня во всех учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях России. Сегодня это имя, которое знакомо каждому без исключения образованному человеку в нашей стране. Оно неразрывно связано с русской географией и океанологией.

Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из остзейских дворян. Он потомок обрусевшего дворянского рода Крузенштернов, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791) и Христины Фредерики, урожденной фон Толь (1730-1804). После пяти дочерей в их семье появился на свет Карл Фридрих (1769-1847), и, наконец, сам Адам Иоганн, который стал уже седьмым ребенком в семье.


Иван Фёдорович Крузенштерн — прославленный российский мореплаватель

С 12 лет Крузенштерн три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле (современный Таллинн), а затем продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1787 году он был произведен в гардемарины. Необходимо отметить, что с самого детства будущий мореплаватель и адмирал мечтал обойти морем весь земной шар. Это тот редкий случай, когда детская мечта действительно осуществилась, хотя реализовать ее удалось далеко не сразу.

В 1788 году в связи с началом войны со Швецией он был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса и произведен в мичманы, получив назначение на 74-пушечный корабль «Мстислав». 6 июля 1788 года в Финском заливе, на удалении в 50 километров к западу от острова Гогланд, произошла встреча двух эскадр — российской и шведской. Эскадры построились в линию — одна напротив другой. При этом движение кораблей было серьезно затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически российские и шведские корабли прицельно расстреливали друг друга на протяжении нескольких часов.

Русская эскадра потеряла в этом бою более 300 человек убитыми и более 600 ранеными. Больше всех в бою пострадал 74-пушечный корабль «Мстислав». Данное судно почти потеряло управление, корабль был сильно поврежден огнем шведских пушек, однако оставался в строю до момента завершения сражения. Обе стороны присваивали победу в Гогландском сражении себе, хотя их потери были примерно сопоставимы. У шведов в плен сдался 60-пушечный корабль «Принц Густав», в российской эскадре флаг вынужден был спустить 74-пушечный «Владислав», команда которого потеряла 260 человек. Если же говорить о стратегическом итоге, тот тут победа была за русскими. Шведский флот вынужден был отступить и укрыться в крепости Свеаборг. Шведские планы ведения войны были расстроены уже в первом морском сражении.

Иван Фёдорович Крузенштерн — прославленный российский мореплаватель

В преследовании шведского флота и блокаде Свеаборга, которая продолжалась до поздней осени, принял участие и серьезно поврежденный «Мстислав». На корабле были убиты или ранены практически все офицеры, поэтому мичмана Крузенштерна назначали помощником командира «Мстислава». Отличившись в Гогландском сражении, уже в 1789 году Крузенштерн принял участие и в Эландском. Среди немногочисленных потерь российской эскадры в этом бою наиболее тяжелой была гибель командира 74-пушечного «Мстислава» — Григория Ивановича Муловского, который готовился к совершению первого в истории России кругосветного путешествия, впоследствии его суждено было совершить именно Крузенштерну, который служил на том же корабле. В 1790 году Иван Крузенштерн участвовал в морских боях при Ревеле, Красной Горке, а также Выборгской бухте. После этих сражений он в возрасте 19 лет был произведен в лейтенанты.

В 1793 году Иван Фёдорович Крузенштерн в числе 12 российских офицеров-отличников был направлен в Англию с целью усовершенствования морского дела и навыков. На тот момент Англия прочно удерживала звание величайшей морской державы. С англичанами Крузенштерн ходил к берегам Северной Америки, где участвовал в боях с французами. Во время этого путешествия с британцами он посетил Барбадос, Бермудские острова и Суринам. Для исследования ост-индских вод и открытия торговых маршрутов в Ост-Индию для России, Крузенштерн посетил Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с соседним Китаем, которая велась из Охотска сухопутным маршрутом на Кяхту, Иван Фёдорович решил, что, если бы торговля велась непосредственно по морю, это было бы гораздо более выгодно. Также он планировал установить прямые отношения метрополии с русскими владениями, расположенными в Америке, чтобы получить возможность снабжать их всеми необходимыми припасами. В 1799 году в Петербурге Иван Крузенштерн представил свое видение, однако его проект был отвергнут. В то же время в 1802 году с аналогичным предложением выступило уже главное управление Русско-Американской компании, это предложение было удовлетворено российским императором Александром I. Для его исполнения снарядили первую российскую кругосветную экспедицию. Именно так и сбылась еще детская мечта Крузенштерна.

Всего в состав первой русской кругосветной экспедиции, которая навсегда вошла в историю нашей страны, вошли два корабля: «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал лично Крузенштерн, «Невой» — еще один знаменитый русский моряк капитан-лейтенант Лисянский. Кругосветное плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия кораблей из Кронштадта. Их путь пролегал через Атлантику, 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. Из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники данной экспедиции обратили особое внимание на Сахалин, Камчатку и Курильские острова. Завершилось кругосветное плавание в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Во время проведения экспедиции Крузенштерн провел большой объем различных исследований, результаты которых можно обобщить следующим образом:

— были существенно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах, определение скорости течений и т.п.);

— на карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;

— установлен новый путь к русским владениям, расположенным на Камчатке и в Аляске.

Иван Фёдорович Крузенштерн — прославленный российский мореплаватель

Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карты многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований. Кругосветная экспедиция под его началом собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. В своих записках о кругосветном путешествии Крузенштерн рассказал много нового и любопытного о том, что увидел в плавании, особенно о нраве и быте дикарей. Для своего времени составленный им атлас Тихого океана был великолепен, он изобиловал планами, картами и рисунками. Лисянский, который управлял вторым кораблем экспедиции — «Невой», иногда шел отдельно от «Надежды». В его книге о том же кругосветном путешествии было подробное описание берегов Кодиака и Ситки.

По словам современников Ивана Фёдоровича, он довольно сильно выделялся в своем окружении. Крузенштерн отличался атлетическим сложением, а своей богатырской грудью и плечевым поясом превосходил всех участников кругосветной экспедиции. Интересно, что во время плавания, он, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними. Любимым упражнением мореплавателя был швунг жимовой. С двухпудовыми (32 кг) гирями Крузенштерн упражнялся каждый день, уделяя этим занятиям примерно 30-40 минут.

В 1811 году Иван Крузенштерн был определен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В 1814 году, он разработал подробную инструкцию для проведения кругосветной экспедиции 1815 -1818 годов под началом Коцебу, одного из младших офицеров первого российского кругосветного плавания. Также Крузенштерн посетил Англию, для того чтобы заказать необходимые для экспедиции инструменты. Вернувшись назад в Россию, он получил бессрочный отпуск, посвятив его созданию «Атласа Южного моря». Его труд, который был издан на русском и немецком языках, вскоре был переведен на французский язык, а затем на все без исключения европейские языки. Эта работа Крузенштерна была удостоена полной Демидовской премии.

Иван Фёдорович Крузенштерн — прославленный российский мореплаватель

Любопытной деталью является то, что в начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма — тысяча рублей. В том же 1812 году Крузенштерн опубликовал трехтомник собственного сочинения «Путешествие вокруг света…», а в 1813 году его избрали членом многих научных обществ и академий по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Дании и Франции.

В 1827 году Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса и стал членом адмиралтейств-совета. На посту директора этого учебного заведения, которое он сам когда-то успешно закончил, он провел долгих 16 лет. Его деятельность в это время ознаменовалась введением в учебные курсы Морского корпуса новых предметов, обогащением библиотеки и музея учебного заведения многочисленными учебными пособиями. Также именно в этот период были созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позднее преобразуют в Военно-Морскую академию. При Иване Фёдоровиче в Морском кадетском корпусе были полностью отменены телесные наказания воспитанников.

В 1842 году в звании адмирала Иван Крузенштерн подал в отставку. Оставив службу, он уехал в свое именье, но и здесь прославленный мореплаватель продолжал работать. В 1845 году совместно с такими российскими учеными, как: Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке и К. М. Бэр Крузенштерн принял непосредственное участие в создании Русского географического общества. Спустя некоторое время, данное общество стало одним из крупнейших центров географических наук не только в Российской империи, но и во всем мире.

Иван Фёдорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года в своем имении Асе в возрасте 75 лет. Мореплаватель был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Но дело его продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлович. Оба они стали известными путешественниками, которые исследовали северо-восточные берега Азии, Каролинские и иные острова Печерского края и обский Север.

По материалам из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. parusnik 24 августа 2016 08:01
    Иван Фёдорович Крузенштерн души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно конечно относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна, после такой "трепки" проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах, пес становился секретным оружием Ивана Федоровича - известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.
    1. bandabas 24 августа 2016 22:21
      Без сарказма. Вспомнился мультфильм "Зима в Простоквашино". Кот Матроскин : Он о зайцах думает! А о нас кто подумает? Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн?
  2. mroy 24 августа 2016 09:27
    В детстве мне подарили шикарную книгу Н. Чуковского "Капитан Крузенштерн", с нее и начал интересоваться российским флотом.
    1. moskowit 24 августа 2016 19:12
      Да, книга называлась "Водители фрегатов". Исключительно интересная... Перечитывал в полне солидном возрасте....
  3. Владимирец 24 августа 2016 20:07
    "В 1845 году совместно с такими российскими учеными, как: Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке и К. М. Бэр Крузенштерн принял непосредственное участие в создании Русского географического общества."

    Спасибо за экскурс, напомнили, а то Бэр вспоминался только по члену Красной Книги РФ нырку Бэра. recourse
  4. Монархист 24 августа 2016 21:54
    Крузенштерн,Врангель,Литке ,Белензгаузен и другие,они по рождению были нерусские,но принесли великую пользу РОССИИ.
    Было бы здорово если бы вышел цикл статей о подобных людях!
  5. тундряк 25 августа 2016 00:04
    Расправлены вымпелы гордо.
    Не жди меня скоро, жена,-
    Опять закипает у борта
    Крутого посола волна.

    Под северным солнцем неверным,
    Под южных небес синевой -
    Всегда паруса "Крузенштерна"
    Шумят над моей головой.

    И дома порою ночною,
    Лишь только раскрою окно,
    Опять на ветру надо мною
    Тугое поёт полотно.

    И тесны домашние стены,
    И душен домашний покой,
    Когда паруса "Крузенштерна"
    Шумят над моей головой.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня