Задачи со звёздочкой для нового министра образования

24
Неделя остаётся до начала нового учебного года. Полным ходом идёт подготовка к событию, которое в нашей стране, а также в ряде стран постсоветского пространства принято называть Днём знаний. Учебники, тетради, ранцы-рюкзаки, школьная форма. Наводится финальный марафет в учебных заведения по приёму школьников и студентов. Готовятся праздничные речи, проводятся традиционные августовские совещания с постановкой целей и задач.
Россия новый учебный год встречает с новыми надеждами, которые связываются с новым министром образования. Возможно, это несколько наивно – связывать надежды на позитивные перемены в российском образовании с появлением нового ведомственного руководителя, однако если в других министерствах были прецеденты, то почему нет?..

Впервые в истории страны, начиная со времён Российской империи, должность главы образовательного ведомства заняла женщина – Ольга Васильева, сменившая на посту непопулярного Дмитрия Ливанова.



Ольга Васильева – доктор исторических наук и почётный профессор Московского государственного гуманитарно-экономического университета.

Задачи со звёздочкой для нового министра образования

Первое публичное появление Ольги Васильевой в новой должности состоялось в ходе Всероссийского совещания педагогических работников, на котором нового министра представил глава правительства РФ Дмитрий Медведев. Накануне Ольга Васильева приняла участие в так называемом «Часе с министром», который проводится Общественной палатой России. Организаторы «Часа» говорят о том, что к моменту начала беседы с министром образования было собрано рекордное количество вопросов, многие из которых в качестве реально наболевших, если можно так выразиться, перекочевали в качестве наследия г-на Ливанова.

Наиболее популярной темой, на которую общественность желает побеседовать с Ольгой Васильевой, как выясняется, является тема Единого государственного экзамена. Кстати, именно вопрос об отношении Ольги Васильевой к ЕГЭ был задан одним из первых журналистами после проведения Всероссийского педсовета. Новый министр образования дала сдержанный ответ, заявив о том, что ЕГЭ она поддерживает в том плане, что такой вариант экзамена даёт возможность школьникам из самых разных регионов поступать в престижные и крупные российские вузы, но при этом добавила, что ЕГЭ явно нуждается в определённого рода преобразованиях. В каких конкретно преобразованиях? – вопрос пока остался открытым.

Миллионы россиян, включая в первую очередь представителей образовательного сообщества, - тех, которые, мягко говоря, не в восторге от ЕГЭ, вероятно, ожидали, что Ольга Васильева рубанёт с плеча и заявит, что ЕГЭ буквально с первого сентября отменит... Но такие ожидания уж слишком наивны. Отменить «три буквы» можно всегда, но основной-то вопрос связан даже не с тем, что в России эксплуатируется ЕГЭ, а с тем, к каким последствиям в области получения качественной образовательной базы для подрастающего поколения ведёт вариант подготовки к этому недовыпускному и недовступительному экзамену.

Вот только нельзя игнорировать того, что новый министр работает в системе. И если система всё же обеспокоится положением дел с реальным уровнем образования в нашей стране, то и министр, взяв под козырёк, начнёт решать задачи по исправлению ситуации. Если же новый министр в лице Ольги Васильевой назначался на пост не в качестве воплотителя в жизнь идей позитивных перемен в системе образования, а лишь как инструмент предвыборного воздействия, то ожидать продуктивной работы в желаемом общественностью направлении не приходится. Понятно, что забегать вперёд, делая выводы после нескольких дней работы нового главы Минобрнауки, слишком рано. Но просто реально хочется, чтобы Ольга Васильева не стала продолжательницей «линии партии», за последние годы приведшей образовательную модель России к слепому копированию модели западной, из которой вырастают отменные потребители, потребляющие и пропускающие через свой кишечник порой даже национальные интересы...

А ведь главные надежды ещё и на то, что в России наконец-то начнёт повышаться престиж профессии учителя, ведь именно этот человек фактически формирует будущее страны. И от отношения к учителю во многом зависят процесс и итог такого формирования.

Кроме того, не хотелось бы, чтобы начало воплощаться в жизнь заявление премьер-министра Медведева о том, что «если учителю не хватает денег, пусть идёт в бизнес». Можно говорить сколько угодно, что медведевская цитата «вырвана из контекста» и о том, что «настоящие, идейные» учителя приходят в школу не ради денег, но это всё досужие размышления. Правда в том, что учитель на определённом этапе обучения школьника во многом должен являться примером, и если у этого «примера» банально не хватает средств на обеспечение своей семьи, то это прямой удар как по отношению подрастающего поколения к профессии, так и в целом по системе образования. Идейный учитель – это здорово, но, как говорится, ему тоже кушать хочется. Он в первую очередь Че-ло-век!

Финансовое обеспечение учителей – это далеко не всё, что в этом плане играет важную роль. Министерству образования и науки нужно перейти к решению задачи по формированию среды уважения к представителям профессии. Сегодняшнее положение дел говорит о том, что учитель – бесправное, простите, существо, над которым помимо непосредственно начальства - ещё и целая армия чиновников, омбудсменов, представителей родительских комитетов и прочего-прочего. Учитель в нашей стране фактически потерял право отстаивать собственную точку зрения на подготовку подрастающего поколения, а также потерял право на ту иерархическую ступень в общественных отношениях, которая у него была ещё лет 35-40 назад. Идея «ученик – наше всё!» и чиновничий упор на так называемую «личную ориентированность» привели к тому, что учитель превратился в последнего человека в школе, авторитет которого может быть оспорен любой зарвавшейся мамашей с «индивидуальным взглядом» на «уникальные способности» её чада... А если мамаша с папашей ещё и при средствах, то порой доходит до абсурда, когда директор ради «спонсорской помощи» вынужден идти на увольнение профессионала, воспитавшего не одно поколение.

Опыт, стаж, образование – уже ничто. Отчётность и следование указивкам чинуш, которые безумно далеки от образовательных реалий – всё.

Учителя завалены нелепой отчётностью, отнимающей уйму времени от «живого» общения с учащимися, от самоподготовки, от личной жизни, в конце концов. Лазерные принтеры не выдерживают той нагрузки, которая в плане отчётности лежит на современном учителе. Планы, программы, разработки, отчёты по выполнению планов, программ и разработок. Отчёты о заполнении электронных дневников, отчёты о проверке неэлектронных дневников (на местах). Отчёты о ведении сайта. Отчёты о ремонте кабинета. Отчёты об озеленении кабинетов на фоне отчётов по деозелинению кабинетов на основании требований Санпина... Отчёты об индивидуальной работе с учащимися и их родителями. Отчёты о ведении журналов. Отчёты по мониторингу классным руководителем деятельности школьников в социальных сетях на предмет соответствия законодательству РФ и профилактике суицида. Отчёт о сдаче отчётов...

Если новый министр не обратит внимания на эту проблему, то современное образование рискует окончательно скатиться в мир бесполезного для реального образовательного дела бумагомарательства. Учить будет просто некогда...

В этой связи хочется снова выразить надежду на то, что новый министр образования Ольга Васильева, которая сама не чужда учительской профессии, реально озаботится современными системными проблемами и приложит к их разрешению все силы и таланты. Плюс – нужно пожелать, чтобы в позитивных инициативах, если таковые обнаружатся, не вязали министру руки...
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    25 августа 2016 14:19
    Судя по послужному списку Васильевой упор будет сделан на воспитательной стороне образования. Вполне возможно будет усилены история и история религий. Может еще какие-то воспитательные и гуманитарные часы будут введены. ЕГЭ руководство устраивает , тч изменения в нем будут скорее всего косметические. А вообще на мой взгляд прежде всего необходимо выстроить сначала план - какое образование нам нужно , где какие учебные заведения, какое наполнение образования должны они иметь и тд. Ну а потом перестраивать по готовому плану и шаблону. А не пытаться тягловую лошадь посадить на диету, чтобы она в скакуна превратилась. wassat В общем вряд ли ожидаются какие-то кардинальные изменения - непохожа Васильева на сурового реформатора .
    1. +10
      25 августа 2016 16:01
      Ну так и высказано же предположение, что перед выборами народу косточку кинули, чтобы заткнулся и не гавкал. Заодно слова Медведева отодвинули на втрой план, а то уже подписи под петицией о его отставке собирать начали
      1. +2
        25 августа 2016 23:21
        Цитата: uskrabut
        Ну так и высказано же предположение, что перед выборами народу косточку кинули, чтобы заткнулся и не гавкал. Заодно слова Медведева отодвинули на второй план, а то уже подписи под петицией о его отставке собирать начали

        ... ой-ли ?! ... или просто предвыборная суета ?! ... равная Весенней в Животном мире для продолжения потомства ...
        Вот только нельзя игнорировать того, что новый министр работает в системе. И если система всё же обеспокоится положением дел с реальным уровнем образования в нашей стране, то и министр, взяв под козырёк, начнёт решать задачи по исправлению ситуации. Если же новый министр в лице Ольги Васильевой назначался на пост не в качестве воплотителя в жизнь идей позитивных перемен в системе образования, а лишь как инструмент предвыборного воздействия, то ожидать продуктивной работы в желаемом общественностью направлении не приходится.
        ... ну, Алексей Батькович Володин, был бы сам на себя не похож, если бы в его статье не было такое забавное "монпансье" ... система ... что то Кровавой Гебней попахивает ?! ... или Компрадорской верхушкой ?! ... в общем суть одна, "крайние ребята" со своими убеждениями, им Страна не нужна, им нужна арена их действий ... плевали они на Страну и Народ, в 1917 "Красноленточные" победили, потребовалось более 40 лет и более 20 миллионов жизней, что вернуть то, что было проо в 1917 году ... наступил 1991 и отыгрались "Белоленточные" и 25 лет выходим из комы ! ... ДОКОЛЕ ! ... И ТЕХ И ДРУГИХ НА КОЛ ! ... Борцуны, за свое Светлое Коммунистическое или Европейское будущее ...
      2. 0
        27 августа 2016 19:33
        А можно на ситуацию посмотреть и под таким углом,что Ливанова можно было спихнуть только перед выборами!Уж явный он звёзднополосатик, а им по-й на выборы!В общем я буду готовиться к разоблачительным статьям о Васильевой,фильтровать и снимать лапшу с ушей! winked
    2. +3
      25 августа 2016 16:45
      Не берусь судить по послужному списку нового министра будущую тактику ведения российского образования, но на 100% уверен, что одним из побуждающих моментов смены министра было желание партии власти снять напряжение в обществе по-поводу убогого болонского стандарта образования насильно вбиваемого её предшественниками в голову подрастающего поколения и на дух не принимаемого лицам старше 30 лет.
      Что ж, как политический ход партии власти, он понятен и принимается.

      Ну а что дальше? Пока общие фразы и обещание правительства подкинуть учителям на карманные расходы. Одобряю, но не более. Поэтому сейчас я смотрю на нового министра примерно вот так как две дамы на фото - с интересом и улыбкой. Что будет нового и будет ли вообще мы скорей всего узнаем после выборов, а может быть после Нового года.
    3. +1
      25 августа 2016 18:12
      Правильно поставили вопрос. Какое образование нужно.

      А я отвечу.
      Первое. После системного образования народ в стране должен быть ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.

      Второе.. МОРАЛЬ народа должна быть одна. Отсюда рост взаимопонимания.

      Третье. Более практическое. Система переподготовки должна занимать кратчайшие время.

      И пл, что учитель занят чрезмерными отчета наймут счетчиков, и те ведут отчетность вместо учителей. Отчетность в этом деле важна так же.
      1. 0
        27 августа 2016 19:42
        Образование должно молодых людей научить ДУМАТЬ!И вообще зачем изобретать велосипед,было советское образование оно работало!Подогнать под современные реалии и всё!
    4. +1
      26 августа 2016 00:07
      Вполне ожидаемо, что в школе введут новые дисциплины: Закон Божий, бадминтон и гуманитарную экономику.
  2. +12
    25 августа 2016 14:21
    Уже началась травля нового министра, слова вырывают из контекста. Ей достается и от либералов, и от западников, и от коммунистов. Это говорит о том, что появился человек, который если выдержит, то сможет изменить образование к лучшему.
    1. +5
      25 августа 2016 14:32
      потому женщину и поставили она всё выдержит.
      1. +6
        25 августа 2016 15:11
        потому женщину и поставили она всё выдержит.

        Набиуллину тоже поэтому поставили?
    2. +3
      25 августа 2016 16:16
      (Венд)
      А вы единоросс что ли? Воспринимаете мнение людей, в отличие от своего, изначально травлей? Она просто аппаратный работник и если ей удастся вернуть хоть что-то в русло образования, это будет прекрасно.
  3. +3
    25 августа 2016 14:36
    Одна из проблем - разрешить выпускать с двойкой в 9 и 11 классах. Натаскивают как раз пограничных ( на грани двойки). На три они не учатся и заставить их невозможно, за 2 - виновата школа, с выводами в плоть до увольнения директоров. Поступать они никуда не собираются. Вот основная масса времени тратиться на то чтоб вытащить из двойки.
    1. +1
      25 августа 2016 14:42
      Был уже такой эксперимент в 1989 году, как видно неудачный, раз не ввели в практику. Эксперимент проходил в Омской школе №66.
      1. +3
        25 августа 2016 15:05
        Во многих странах это делают давно. Два по алгебре и вперёд. А потом ум появиться, репетиторы, самостоятельно и пожалуйста сдавай если есть желание. Они же в наглую ничего не делают, родители - я не могу ничего сделать, это ваши проблемы. А учитель хоть головой об стену, но что б на тройку сдал.
      2. +1
        25 августа 2016 15:13
        66 - авторская экспериментальная частная школа. Я, как понимаю, выдали результат о невозможности выпускать двоечников с двойкой и таким образом заработали право стать частной и экспериментальной. Работает с 1992 года в 2012 году исполнилось 20 лет. Опыт, накоплен за все эти годы, видать богатейший.
        1. +3
          25 августа 2016 15:48
          Вы мне это рассказываете? Да я там учился и закончил аккурат в 1989 году. В 1990 был эксперимент по отмене дневников. Там много чего было, это была третья по значимости школа города. Потом школа стала лицеем, а потом лицейское звание отобрали. hi
  4. +4
    25 августа 2016 15:39
    Эге - ге, пора учить детей, а не натаскивать - вот это правильно, да.
  5. +10
    25 августа 2016 15:57
    Вопрос в статье задан, ждём ответ. Учителей этими реформами действительно замордовали. Учить детей скоро не будет времени, надо то планы писать, то отчитываться за выполнение этих планов, то к проверкам готовиться, то терпеть эти проверки, то к аттестациям разным готовиться, то подтверждать квалификацию и т.д. и т.п. А самое удивительное, что учебное заведение созданное для оказания образовательных услуг (фу! как противно звучит!) оказывается еще должно какую-то аккредитацию проходить! Какая на..... аккредитация? Это школа, там детей учат, знания им дают!!!!
  6. +2
    25 августа 2016 16:53
    Цитата: Венд
    Это говорит о том, что появился человек, который если выдержит, то сможет изменить образование к лучшему.


    Вы знаете, я готов тоже выдержать все нападки став новым министром образования, но при этом ничего не менять. Примеры Фурсенко и Ливанова меня убеждают в этом или Вы думаете что они ушли только потому что не сдюжили перед критиками?
  7. +2
    25 августа 2016 17:05
    Цитата: ОдинИзВас
    Цитата: Венд
    Это говорит о том, что появился человек, который если выдержит, то сможет изменить образование к лучшему.


    Вы знаете, я готов тоже выдержать все нападки став новым министром образования, но при этом ничего не менять. Примеры Фурсенко и Ливанова меня убеждают в этом или Вы думаете что они ушли только потому что не сдюжили перед критиками?

    Можете попробовать. Критика это снизу, а вот давление и очернение это от либералов, сми, коммунистов и западников. Фурсенко и Ливанов это компромисс для запада. Теперь видно пришло время показать западу с его пустым образованием показать фигу. Поживем увидим.
    1. +1
      25 августа 2016 17:57
      Я готов попробовать, но на пост министра назначают не только исходя из желания кандидата но и при наличии его согласия продвигать политику власти в массы. Пока закон об образовании не меняли, поэтому сказать о том, что Васильева будет лучше предшественников не могу, а давление со стороны недовольных будет всегда, особенно если эти недовольные имеют своих людей в коридорах власти. В конце концов может быть недовольные сами имели виды на министерское кресло, а тут оказалось что кресло уже занято. Обидно им.
  8. +1
    25 августа 2016 19:09
    Правда в том, что учитель на определённом этапе обучения школьника во многом должен являться примером, и если у этого «примера» банально не хватает средств на обеспечение своей семьи, то это прямой удар как по отношению подрастающего поколения к профессии, так и в целом по системе образования. Идейный учитель – это здорово, но, как говорится, ему тоже кушать хочется. Он в первую очередь Че-ло-век!


    Кушать хотят все на этой планете и все кушают...всё. Учителю если он Человек, больше чем кушать , должно хотеться ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО образования для своих учеников, что бы они оставались Людьми в самых трудных жизненных ситуациях и не зверели, поедая себе подобных, только потому, что "кушать хочется..."
    Автор только скользнул по проблемам образования, которые навязаны Российскому обществу западнёй. Завуалированная оккупация России привела нас к тому, что поставлен на повестку дня вопрос о существовании человека как вида. На смену ему западня продвигает нечто универсальное, всеядное, максимально прибыльное на выходе. Формировать подобного монстра, без кавычек и призвано внедряемое в России "образование". Трансформация идёт медленно, но каждодневно, народ её чувствует, но не понимает всех масштабов надвигающейся беды, а она гораздо страшней гитлеровского нашествия!
    Задача Васильевой состоит прежде всего в том, что бы постараться наконец донести до массового сознания суть происходящих с нами и нашими детьми зловредных изменений в образовании, а через него и в самой жизни народов России. Но один в поле не воин...
    http://communitarian.ru/publikacii/obrazovanie/olga_chetverikova_za_reformoy_ob
    razovaniya_stoyat_specsluzhby_ssha_11122015/
    Зрим в корень.
  9. 0
    26 августа 2016 09:06
    Поживем - посмотрим. Энтузиазма, почему-то не испытываю. Уж очень явно к выборам Ливанова сместили. Но чудеса в жизни случаются.