Германская самоходная артиллерийская установка «Bar»

24
В начале марта 43 года компания «Крупп» представила для ознакомления специалистам департамента германского вооружения «Wa Pruef 6» собственный проект штурмовой самоходной пушки, имеющей калибр 305 мм. Ствол пушки имел длину в 16 калибров.
1943 год стал насыщенным на удивительные проекты у германского ВПК. Война, которая должна была быть закончена еще два года назад, продолжается, и не в пользу Германии. Переломные битвы с использованием крупной бронированной техники, показали воюющим сторонам все преимущества, данной техники. Амбициозные и почти не воплощенные в железо проекты бронированной техники – самоходные артиллерийские установки, тяжелые и сверхтяжелые танки представляли такие известные германские компании-производители бронетехники как Рейнметалл, Крупп, Алкетт, Даймлер-Бенц, Порше и MAN.
Кстати, эти же специалисты шестого инспектората также выдавали проектные задания всем вышеперечисленным компаниям. Финансирование всех проектов бронированной техники проходили через упомянутый «Wa Pruef 6».

Германская самоходная артиллерийская установка «Bar»


САУ «Bar»
Проектное название самоходной бронированной мортиры - «BAR». Вертикальные углы наведения орудия 0-70 градусов, горизонтальные углы наведения ±2 градуса. Полная масса орудийной установки 16500 килограмм. САУ «Bar» использовала снаряды двух видов – осколочно-фугасные и бетонобойные.

Осколочно-фугасный снаряд - вес 350 килограмм, начальная скорость полета 355 метров в секунду, дальность применения почти 11 километров.
Бетонобойный снаряд – вес 380 килограмм, начальная скорость полета 345 метров в секунду, дальность применения 10 километров.
Энергия откатного действия при производстве выстрела 160 тонн, расчетная длина, на которую откатится орудие при производстве выстрела 100 сантиметров.
Боекомплект мортиры самоходной установки - 10 снарядов данных видов.
Команда самоходной установки по проектным данным - 6 человек:
-командир САУ;
- наводчик;
- два заряжающих;
- радист;
- водитель-механик.

Очень мощным выглядело бронирование самоходной установки: верхняя носовая часть САУ -130 мм, нижняя носовая часть корпуса – 100 мм, бортовая броня – 80 мм. Кроме этого днище САУ передней половины получило броню в 60 мм, задняя часть в 30 мм. Крыша самоходной установки получила броню – 50 мм.
Шасси проектировалось на основе компонентов используемых для производства танков «Пантера» и «Тигр».
Двигательная установка от компании Майбах – HL-230, 3000 оборотов в минуту, мощность 700 л.с.
Трансмиссия – АК 7 -200.
Ходовую часть конструкторы компании «Крупп» проектировали сами. Катки опорные имели диаметр 80 сантиметров и подвешивались на рессорах листового исполнения.
Предположительно, САУ «Bar» использовали бы боевые и транспортные гусеницы, шириной трака 50 и 100 сантиметрами соответственно. Удельное давление 1.02 кг/см2.
Скорость движения САУ «Bar» была небольшой, около 20 км/ч.
Вес машины соответствовал весу сверхтяжелых танков и был равен 120 тоннам.
Проектная длина самоходной установки 8.2 метра, ширина 4.1 метра, высота 3.5 метра, дорожный просвет 50 сантиметров.



Судьба проекта САУ «Bar»
К середине мая 43 года компания «Крупп» узнала о конкуренте – самоходной установке, над которой работали конструкторы компании «Алкетт». САУ конкурентов было вооруженно орудием даже более крупного калибра, чем САУ «Bar» - 380 мм. Конкурентная самоходная установка использовала шасси от танка «Тигр».
«Wa Pruef 6» для массового производства выбирает самоходную артиллерийскую установку производства компании «Алкетт», проект САУ компании «Крупп» остается не удел, и входит в историю бронированной техники как нереализованный проект.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. dred
    -10
    9 января 2012 08:44
    был бы на войне устроил бы фуррор.
    1. +9
      9 января 2012 10:37
      Какой бы нах фурор? Медленное,огромное уё..ще,которое не может пересечь ни одну реку (где найти мост,способный выдержать такой вес),без возможности переброски по ж/д (напоминаю-вес 120 тонн!!!), И самое главное-какие цели в 1943 году собирался этот кусок г...на обстреливать? По Т-34 на Прохоровке пулять? Очередной бредовый проект сумрачного тевтонского гения....
      1. Одесит
        +2
        9 января 2012 12:57
        Да у него ходовая часть не выдержит более десятка выстрелов. На линкорах считалось необходимым менять опорные катки башенных орудий и мамеринцы после 20 залпов! Так там стационарное, башенное размещение орудия! Упор идет на корпус корабля! А тут шасси на базе Тигра! Которое не выдерживало подъема в гору под углом 20 градусов! О чем может быть речь! Очередная Германская "гигантомания"!
    2. +5
      9 января 2012 10:47
      Цитата: dred
      был бы на войне устроил бы фуррор.

      Немцы применяли "Дору" - фуррора не было
      1. +1
        9 января 2012 15:19
        Цитата: Bad_gr
        Немцы применяли "Дору" - фуррора не было


        Вопрос,а где её применяли?Применение её по моему до сих пор не нашли.Под Севастополем применяли "Карла" мортиру.А по поводу "Доры" по моему Гальдер писал "произведение искусства,но бесполезное".
        1. SuperDuck
          0
          9 января 2012 17:13
          Да и то Карлы ничем особенным себя не проявили там по сравнению с обычной губичной артиллерией.
        2. +2
          9 января 2012 19:18
          В Вике, со ссылками на литературу, пишут:
          "....... Первый бетонобойный снаряд весом 7088 килограмм «Дора» выпустила 5 июня по северной части Севастополя. Но применение орудия не дало тех результатов, на которые рассчитывало командование Вермахта. Было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв склада боеприпасов на северном берегу бухты Северной, находившегося на глубине 27 м. В остальных случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 м и глубиной до 12 м (по некоторым данным — до 32 м). У основания ствола в результате взрыва боевого заряда грунт уплотнялся и образовывалась каплеобразная полость диаметром около 3 м. Подобный результат не причинял особого вреда защитникам города. Вред мог быть колоссальным, если бы снаряд орудия попал точно в железобетонные перекрытия важного объекта. Любое оборонительное сооружение могло быть серьёзно повреждено только при прямом попадании снаряда. Но для более точного попадания мешало то, что держать подобное орудие вблизи фронта было невозможным из-за чрезвычайной уязвимости. При минимальной дальности стрельбы в 25 км, артиллеристы наводили «Дору» не на конкретную цель, а на ориентировочную площадь. При этом попасть в конкретную цель можно было при большом везении. Всего же орудие израсходовало 48 снарядов, а столбы дыма от взрывов подымались на высоту более 150 м. Так же из «Доры» были выпущены 5 испытательных дальнобойных фугасных снарядов, которые ушли на 35 километров в море. Обстрел из орудия вёлся 13 дней. После чего орудие было демонтировано. Даже бронебашенные батареи Б-30 и Б-35 скорей всего были подорваны самими защитниками Севастополя по приказу командования, когда в них закончились снаряды. В сравнении с усилиями, затраченными на обеспечение боевой деятельности, толку от сверхпушки оказалось мало. Однако, отчёты об успешных попаданиях «Доры» были направлены в Берлин с целью успокоить генеральный штаб и руководство.[3] После взятия Севастополя германскими войсками, немцы тщательно убрали все следы пребывания секретного оружия и перевезли орудие под Ленинград в район станции Тайцы[4].

          Командующий 11-й армией, осаждавшей Севастополь, фельдмаршал Эрих фон Манштейн, писал[5]:

          … И знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм. Она была спроектирована для разрушения наиболее мощных сооружений линии Мажино, однако использовать её там для этого не пришлось. Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 м, а лафет достигал высоты трёхэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Для его прикрытия постоянно стояло наготове два дивизиона зенитной артиллерии. В целом эти расходы, несомненно не соответствовали достигаемому эффекту. Тем не менее это орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 м.

          В советских документах об обороне Севастополя не найдено никаких сведений о присутствии «Доры».

          К тому времени из ствола «Доры», с учетом полигонных испытаний, было сделано порядка 300 выстрелов, и ствол ввиду сильного износа отправили на ремонт в Эссен. Лафет и все оборудование, как уже говорилось выше, было перевезено в район станции Тайцы, куда позднее доставили отремонтированный ствол. Туда же планировали перевезти вторую однотипную пушку «Густав». Наступление Красной Армии лишило немцев возможности использовать сверхмощные орудия. С началом прорыва блокады Ленинграда пушки были срочно эвакуированы в тыл.

          Ещё раз использовали «Дору» во время Варшавского восстания в сентябре-октябре 1944 года. По Варшаве было выпущено около 30 снарядов. После кровавого подавления восстания, орудия были эвакуированы вглубь Германии. В конце войны были замыслы применить сверхмощное орудие для стрельбы с оккупированной французской территории по Лондону. Для этой цели были разработаны трехступенчатые реактивные снаряды H.326......."
          http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B0_%28%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B


          4%D0%B8%D0%B5%29
          http://road-crimea.narod.ru/dora.htm

          С другого источника:
          "..... Данные о применении суперпушки под Севастополем противоречивы. В мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости 80 снарядов. Немецкую пушку довольно скоро засекли советские летчики, нанесшие по ее позиции серьезный удар и повредившие энергопоезд..............
          .......Утром 5 июня 1942 года два дизельных локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра. Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый, гильзы весом 920 килограмм. Подъемник ствола придал ему возвышение в 53 градуса. Специально для корректировки стрельбы несколько поодаль от «Доры» был поднят в воздух аэростат. При выстреле команда обслуживания пряталась в укрытие за несколько сот метров. Выстрел вызывал эффект мини-землетрясения. Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограмм пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был просто чудовищным — в вагоне за 3 километра, по свидетельству современников-очевидцев, подпрыгивала посуда. Откат вдавливал рельсовый путь на 5 сантиметров.......
          .............На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. [204] Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города...." http://www.webpark.ru/comment/35512
        3. bydlo
          0
          9 января 2012 23:31
          Из воспоминаний ведомого А.И.Покрышкина,Дора применялась для обстрелов аэродромов под г.Яссы.После длительной охоты за ней,она была уничтожена нашей авиацией.
        4. +3
          6 июня 2014 20:44
          Цитата: Вялик
          по поводу "Доры" по моему Гальдер писал "произведение искусства,но бесполезное".
          Сказано хлёстко, но правильно. Да и вообще, время таких монстров прошло в ПМВ, там был их звездный час и там бы они действительно произвели бы фурор: самоходный монстр. А во ВМВ и, особенно, ВОВ им дела особо не было - маневренность решала почти всё.
  2. grizzlir
    -1
    9 января 2012 10:36
    Шасси проектировалось на основе компонентов используемых для производства танков «Пантера» и «Тиф» Пантера всем известна,а вот что за зараза?
  3. +4
    9 января 2012 10:48
    типичный образчик тевтонской гигантомании. Расчитан больше на психологический эффект.
  4. Одесит
    +1
    9 января 2012 12:18
    Приветствую Станислав! Самоходный гроб для экипажа! Эта система даже при благоприятных условиях боя, была обречена на уничтожение пехотой и мобильной техникой.
    1. Эрик
      -2
      9 января 2012 14:31
      Так ведь САУ сидят в тылу чаще на закрытых позициях и ведут огонь от туда а посему значит впереди минимум свои вот когда сомнут передних своих примутся катать дальше всех!
      1. SuperDuck
        0
        9 января 2012 17:08
        Тогда зачем ей такое бронирование? Мне кажется она возможно бы подошла для прорыва линии Можино но это было раньше, но немцы решили этот вопрос куда более изящно. Но в 43м году немцы оступали потому им нужна была техника для борьбы со средними танками а не для разрушения крепостей прямой наводкой. Даже отличный с артиллерийской точки зрения фердинанд оказался слишком громоздким для тех лет. Да и красная армия столкнулась с необходимостью такого рода систем только пожалуй под Кёнексбергом, но как известно тоже прекрасно обошлись, дед мой в артиллерии на гаубицах воевал по Кенексбергом. Ну говорил что стволов спалили немало, но город таки пал.
  5. +1
    9 января 2012 12:32
    По-моему совершенно нереализуемый проект. В частности сколько бы выстрелов выдержала подвеска? Даже если использовать сошку. Да, и в отличие от других реализованных нереализованных проектов Германии это на редкость ужасная внешне машина.
  6. Одесит
    0
    9 января 2012 12:48
    ЧТО ДА, ТО ДА!
  7. Rawling4851
    0
    9 января 2012 13:08
    Только не "Bar", а "Bär" или "Baer".
    1. 0
      9 января 2012 21:53
      а это каково?
      Шасси проектировалось на основе компонентов используемых для производства танков «Пантера» и «Тиф»[hide][/hide]
      что за хворый танк?
  8. J_Silver
    +2
    9 января 2012 13:41
    Наверное, после первого выстрела ушла бы в землю по самую рубку!
  9. -1
    9 января 2012 14:43
    Немцы всегда поражали своим подходом к технике. Думаю если бы была возможность и такой САУ нашли бы применение.
    1. 0
      9 января 2012 16:25
      ну да мы же нашли для царь пушки)))
  10. Оскал
    0
    9 января 2012 17:46
    Да проще было-бы пушку такую на прицепе таскать,чем ЭТО))) создавать.
    Согласен с Greyfox.
  11. +1
    9 января 2012 18:15
    Чисто попил рейховского бюджета под лозунгом "Любой каприз за арийские деньги" smile
    А ответ главного конструктора на вопрос "Как вам в голову пришла идея создать такую САУ?" наверно начинался бы так:"Понимаете,мы в тот день здорово обкурились...." wink
  12. 0
    9 января 2012 21:54
    Поиск вандерваФФли.
    Но все равно прикольно.
    Читать про нереализованные немецкие проэкты просто удовольствие.


    Geschtzwagen “Tiger” fur 17cm K72(Sf),----эта больше нравитса
    а 305 мм это всетаки перебор.
  13. 0
    9 января 2012 23:22
    Интересный коллектив вырисовывается здесь....
  14. +1
    6 июня 2014 20:52
    Жаль, что до испытаний не дошли: интересно, после скольких выстрелов стало бы ясно, что конструкторов пора в НКВД сдавать lol