Тактический ракетно-вертолетный комплекс 9К73

6
С пятидесятых годов прошлого века вооруженные силы Советского Союза осваивали новейшую вертолетную технику, которая могла выполнять транспортные и некоторые иные задачи. В ходе поиска новых методик применения новых винтокрылых машин появлялись самые оригинальные предложения. Среди прочего, был дан старт ракетно-вертолетным комплексам в составе тактической ракеты с пусковой установкой и специально доработанного транспортного вертолета. Один из проектов такой системы получил обозначение 9К73.

Ракетно-вертолетный комплекс 9К73 должен был стать развитием системы тактического класса 9К72. Комплекс базовой модели включал в себя жидкостную ракету Р-17 / 8К14 и самоходные пусковые установки нескольких типов. Боевые машины-носители ракет имели возможность перемещения по дорогам и пересеченной местности, однако в некоторых случаях их подвижность и проходимость были недостаточными. Некоторые районы, которые в теории могли использоваться для размещения стартовых позиций, были недоступны самоходным комплексам 9К72. По этой причине в начале шестидесятых годов появилось предложение, касавшееся серьезного изменения мобильности за счет применения нестандартного транспортного средства.



Вместо колесного или гусеничного шасси в составе нового ракетного комплекса предлагалось использовать военно-транспортный вертолет с подходящими характеристиками. Его задачей была перевозка малогабаритной пусковой установки и ракеты на ней. В таком случае ракетный комплекс мог быть в краткие сроки переброшен в нужный район, недоступный для сухопутной техники. Такие возможности могли облегчить нанесение ударов по некоторым труднодоступным объектам противника, а также обеспечить их внезапность.

Тактический ракетно-вертолетный комплекс 9К73
Ракетно-вертолетный комплекс 9К73 в боеготовом положении. Фото Militaryrussia.ru


Разработка первой версии ракетно-вертолетного комплекса на базе системы 9К52 «Луна-М» началась в первых месяцах 1961 года. Результатом этих работ стал комплекс 9К53 «Луна-МВ». В начале февраля 62-го появилось постановление Совмина СССР, в соответствии с которым следовало разработать аналогичную систему на базе комплекса 9К72 с ракетой Р-17. Перспективный проект получил обозначение 9К73. Техническим заданием требовалось разработать новый вариант ракеты под названием Р-17В или 8К114 и облегченную пусковую установку 9П115. Транспортный вертолет Ми-6РВК планировалось заимствовать из уже разрабатываемого проекта «Луна-МВ».

К проекту 9К73 привлекли несколько организаций оборонной промышленности. Головным разработчиком стало ОКБ-235 (г. Воткинск). Создание пусковой установки малых габаритов поручили конструкторам ГСКБ (КБТМ) под руководством Л.Т. Быкова. Также определенное участие в проекте приняло ОКБ-329 во главе с М.Л. Милем, разрабатывавшее проект вертолета-транспортировщика ракетного комплекса.

Единственным элементом перспективного ракетно-вертолетного комплекса, который следовало разрабатывать с нуля, была самоходная пусковая установка. К изделию 9П115 или ВПУ-01 предъявлялись несколько основных требований. Оно должно было обеспечивать транспортировку ракеты Р-17В в горизонтальном положении, в том числе подвоз к вертолету, загрузку в его грузовую кабину и выгрузку. При этом передвижение должно было осуществляться самостоятельно и без участия тягачей. Кроме того, на шасси 9П115 требовалось установить пусковую установку, необходимую для запуска ракет. Особое внимание уделялось габаритам самоходной машины с ракетой: она должна была вписываться в размеры грузового отсека вертолета Ми-6РВК.

В рамках проекта 9К73 была разработана новая самоходная пусковая установка с двухосным шасси, которую оснастили набором необходимого оборудования. Машина 9П115 имела вытянутую раму, на которой монтировались все необходимые агрегаты и системы. Предусматривались собственные силовая установка и гидравлическая трансмиссия, обеспечивавшие возможность самостоятельного перемещения. Для маневрирования колеса одной из осей выполнили управляемыми. Предполагалось, что после выгрузки из вертолета самоходная пусковая установка сможет самостоятельно добираться до стартовой площадки и там производить подготовку к стрельбе.


Ракета Р-17. Фото Militaryrussia.ru


Для удержания ракеты в правильном положении при транспортировке, а также для ее предстартового подъема в вертикальное положение в состав оборудования 9П115 ввели специальную подъемную рампу. Этот агрегат представлял собой раму сложной формы с набором полукруглых ложементов для корпуса ракеты. Рампа могла качаться на задней оси при помощи гидравлических приводов, и тем самым производить подъем ракеты. По причине необходимости сокращения габаритов всей системы ракета в походном положении помещалась на минимально возможной высоте над шасси. По бокам от нее на бортах шасси располагалось несколько объемных кожухов, необходимых для размещения специального оборудования. Несмотря на малые габариты, машина 9П115 должна была самостоятельно выполнять все операции по подготовке ракеты к пуску.

В кормовой части шасси на качающейся основе помещался стартовый стол с набором дополнительных устройств. Все эти агрегаты, вероятно, были заимствованы у колесной пусковой установки 9П117 и подверглись некоторым доработкам, связанным с иной конструкцией шасси. В случае с четырехосной боевой машиной стартовый стол имел возможность поворота в горизонтальной плоскости на 80° вправо и влево от исходного положения. Вертикальная наводка отсутствовала благодаря применению соответствующей аппаратуры самой ракеты. Непосредственно под хвостовой частью ракеты на стартовом столе помещался отражатель, состоящий из двух частей и необходимый для отвода реактивных газов в сторону от машины.

Самоходная пусковая установка 9П115 имела полный набор различных агрегатов, необходимый для самостоятельной работы на стартовой площадке. Она получила систему предстартового обслуживания, узел специальной связи, электрическую и гидравлическую систему, приборы топопривязки и управления аппаратурой ракеты, комплект ЗИП и т.д. При разработке комплекса оборудования учитывались наработки по предыдущим проектам, а также использовались некоторые существующие узлы и агрегаты.

Для использования комплексом 9К73 предлагалась ракета Р-17В, которая должна была представлять собой доработанный вариант базовой Р-17 / 8К14. Это была управляемая одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета. Ракета имела цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем и стабилизаторами в хвостовой части. Головная часть корпуса отдавалась под размещение боезаряда необходимого типа. Позади ее находился аппаратный отсек. Центральный отсек корпуса отдавался под крупные топливные баки несущего типа. Хвостовая часть ракеты вмещала двигатель и некоторые системы управления. Корпус и баки изготавливались из сталей и алюминиевых сплавов.


Комплекс 9К72 на боевой позиции. Фото Wikimedia Commons


В хвостовой части корпуса монтировался жидкостный двигатель 9Д21, использующий в качестве топлива керосиновую смесь ТМ-185 и окислитель АК-27И. Также применялось пусковое горючее типа «Самин». В зависимости от некоторых параметров, тяга двигателя достигала 13,38 т. В баках помещалось до 822 кг топлива и до 2919 кг окислителя (при температуре воздуха +20°C). Этого запаса топлива хватало для работы двигателя в течение 48-90 с и прохождения активного участка полета требуемой длины.

Ракета Р-17 получала инерциальную систему управления, необходимую для повышения точности попадания в цель. Для удержания ракеты на требуемой траектории использовалась автоматика, отслеживающая ее положение в пространстве. На активном участке полета имелась возможность маневрирования при помощи графитовых газовых рулей, находящихся позади сопла маршевого двигателя. Автомат дальности учитывал продольные ускорения и определял момент отключения двигателя, после чего ракета должна была продолжать движение по требуемой баллистической траектории.

Для баллистической ракеты Р-17 были разработаны боевые части нескольких типов. Основной являлась фугасная 8Ф44 весом 987 кг с возможностью подрыва при контакте с целью или на определенной высоте над ней. Имелась возможность использования специальной боевой части 8Ф14 с зарядом мощностью 10 кт. Такое изделие имело массу 989 кг и габариты, соответствующие размерам фугасной боевой части. Также разрабатывались иные варианты специальных боевых частей. Существовало и несколько модификаций химической головной части с различным боевым оснащением.

Общая длина ракеты Р-17 составляла 11,164 м, диаметр корпуса – 880 мм. Размах стабилизаторов составлял 1,81 м. Стартовая масса достигала 5950 кг, из них до 3786 кг приходилось на запас горючего, окислителя и сжатого воздуха. В первых версия ракета могла атаковать цели на дальностях от 50 до 240 км. В дальнейшем, в ходе некоторых доработок, максимальная дальность была доведена до 300 км. Ракеты первых серий имели круговое вероятное отклонение на уровне 2 км. В дальнейшем этот параметр был улучшен вдвое.


Стартовый стол пусковой установки 9П117 комплекса 9К72. Фото Wikimedia Commons


Согласно имевшемуся проекту, эксплуатация ракетно-вертолетного комплекса 9К73 должна была иметь несколько интересных особенностей, связанных с основными идеями проекта. Предполагалось, что после установки ракеты машина 9П115 / ВПУ-01 сможет самостоятельно подходить к транспортному вертолету Ми-6РВК и без дополнительной помощи заезжать в его грузовую кабину. После закрепления ракетного комплекса вертолет мог подниматься в воздух и брать курс на указанную площадку для выполнения стрельбы.

Самоходная пусковая установка должна была своим ходом покидать вертолет и уходить на требуемую стартовую позицию. Там силами расчета машины производилась подготовка комплексу к стрельбе. Несмотря на меньшие габариты и другие характерные особенности установки 9П115, процесс подготовки ракеты к запуску почти не отличался от процедур, выполняемых в случае с прочими самоходными носителями. Производилась установка стартового стола, на который при помощи рампы поднималась ракета. С использованием имеющейся аппаратуры определялось местоположение пусковой установки и выполнялся расчет данных для наведения, после чего в автоматику ракеты вводились данные о требуемой дальности полета, а также производился доворот стартового стола на нужный угол. По завершении подготовки имелась возможность произвести запуск при помощи выносного пульта. Выполнив запуск, расчет должен был переводить пусковую установку в походное положение и возвращаться к вертолету для эвакуации.

Разработка проекта ракетно-вертолетного комплекса 9К73 заняла около года. После этого проектные организации передали необходимую документацию предприятиям, которым предстояло заняться сборкой опытных образцов новой техники. Уже в 1963 году был собран первый и, по некоторым данным, единственный опытный образец самоходной пусковой установки 9П115, пригодной для транспортировки вертолетами. Вскоре после завершения сборочных работ это изделие отправили на испытания. Кроме того, на испытания был представлен опытный экземпляр вертолета Ми-6РВК, имевший набор специального оборудования для работы с ракетными комплексами.

В ходе испытаний удалось выявить некоторые недостатки ракетного комплекса в имеющемся виде, которые достаточно быстро устранялись. После доработок системы комплекса 9К73 вновь проверялись путем тех или иных испытаний. Проверки пусковой установки на трасах полигонов, испытания с ракетой, а также испытания с использованием полного комплекта средств ракетного комплекса, включая вертолет, заняли достаточно времени. На проверку, доводку и прочие работы понадобилось около двух лет.


Схема элементов ракетно-вертолетного комплекса. Рисунок Широкорад А.Б. "Атомный таран ХХ века"


Еще на стадии испытаний были выявлены некоторые проблемы, устранить которые не представлялось возможным при существующем уровне технологий. Одновременно с этим подобные недостатки не помешали продолжить работу над комплексом. В 1965 году единственный образец ракетно-вертолетного комплекса 9К73 передали войскам для опытной эксплуатации. Военнослужащие ракетных войск и артиллерии достаточно быстро освоили новую технику и приступили к ее проверкам в условиях армейской эксплуатации.

В ходе опытной эксплуатации некоторые выводы, сделанные по результатам предыдущих испытаний, были подтверждены. Кроме того, вновь подверглись критике некоторые не слишком удачные особенности новой разработки. Анализ отзывов военных позволил командованию и руководству промышленности сделать выводы о реальных перспективах оригинального комплекса.

В ходе всех проверок комплекс 9К73 подтвердил возможность быстрой переброски в труднодоступные районы, наиболее подходящие для запуска ракет по тем или иным объектам противника. Кроме того, не исключалась теоретическая возможность применения такой техники в ближних тылах противника, дополнительно увеличивавшая дальность действия комплекса. При всех этих преимуществах, ракетно-вертолетный комплекс сохранял все положительные особенности базовой системы 9К72 с ракетой Р-17 / 8К14.

Тем не менее, комплекс 9К73 имел некоторые серьезные недостатки, не позволявшие полностью реализовать существующие преимущества, а также мешающие достижению требуемых характеристик. К примеру, на практике было установлено, что вертолет Ми-6РВК после установки необходимого оборудования и с пусковой установкой на борту теряет в дальности полета, что сокращает реальный радиус действия ракетно-вертолетного комплекса.


Погрузка пусковой установки 9П115 с ракетой Р-17 в вертолет Ми-6РВК. Фото Militaryrussia.ru


Несколько недостатков комплекса были связаны с малыми габаритами самоходной пусковой установки. Машина 9П115 не могла нести весь комплекс необходимой навигационной и другой аппаратуры, что ухудшало точность определения собственных координат с негативными последствиями для наведения ракеты на цель. Кроме того, сокращение размеров машины привело к тому, что она серьезно отставала по показателям подвижности от полноразмерной самоходной пусковой установки 9П117.

Еще одна проблема комплекса касалась невозможности использования полного набора всего необходимого оборудования. Для максимально точного поражения цели батарея комплексов 9К72 нуждалась в данных о состоянии атмосферы до высот порядка 60 км. Используя информацию о параметрах ветра на различных высотах, расчеты могли внести коррективы в наводку ракет и тем самым повысить вероятность поражения цели. Для изучения атмосферы метеорологам ракетных войск следовало использовать метеозонды и радиолокационные станции нескольких типов. Силами метеобатареи ракетной бригады подготавливался метеобюллетень, далее передаваемый дивизионам и батареям.

Действуя в труднодоступных районах и на большом расстоянии от других подразделений, ракетно-вертолетные комплексы не имели возможности пользоваться данными полноценных средств метеорологической разведки. Возможность ввести их в состав ракетно-вертолетных комплексов фактически отсутствовала. По этой причине расчеты комплексов 9К73 не могли получать полноценные данные о состоянии атмосферы, что негативным образом могло сказаться на точности стрельбы.

Незначительные недостатки проекта, выявленные в ходе испытаний и опытной эксплуатации, были почти полностью исправлены. Тем не менее, сохранился ряд характерных минусов, избавление от которых было принципиально невозможным. При этом неустранимые недостатки не позволяли эксплуатировать ракетно-вертолетный комплекс 9К73 с максимальной эффективностью. Из-за этого новая система не могла быть принята на вооружение и поставлена в серию.


Все элементы комплекса 9К73 в развернутом состоянии. Фото Авиару.рф


По разным данным, опытная эксплуатация единственного комплекса 9К73 в составе самоходной пусковой установки 9П115 и вертолета Ми-6РВК продолжалась до начала семидесятых годов. Несмотря на сравнительно длительное использование, новая система не рассматривалась в качестве возможного средства перевооружения ракетных войск и артиллерии. Опытный образец комплекса так и остался в единственном экземпляре. После выработки ресурса он был списан за ненадобностью и утилизирован. До наших дней уникальный образец военной техники не дожил.

В первой половине шестидесятых годов прошлого века в нашей стране были разработаны два ракетно-вертолетных комплекса, использовавшие ракеты существующих моделей. Системы 9К53 «Луна-МВ» и 9К73 прошли испытания, а затем поступили в опытную войсковую эксплуатацию, однако так и не добрались до серийного производства и полноценного применения войсками. В ходе проверок выяснилось, что оригинальное и интересное предложение, касающееся переброски ракетных комплексов вертолетами, накладывает серьезнейшие ограничения на различные характеристики техники и особенности ее конструкции, и, как следствие, не позволяет добиться требуемых результатов при имеющемся уровне развития технологий.

Ракетно-вертолетные комплексы 9К53 и 9К73 стали первыми и последними разработками своего класса. После неудачного завершения двух проектов было решено отказаться от дальнейшего развития этого направления. Все последующие отечественные тактические ракетные комплексы создавались без учета возможной совместной эксплуатации с вертолетами разных классов. Это позволило разрабатывать проекты при разумных ограничениях габаритов и веса, не мешающих достижению требуемых боевых характеристик.


По материалам:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-177.html
Широкорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 августа 2016 08:25
    Да... Ныне, в Сколково, или в другом "грантопожирателе" кто-нибудь возьмется за проектирование подобного???? Не думаю...
    1. +3
      25 августа 2016 11:39
      А зачем это "грантопожирателям"..Есть другие "конторы"(к счастью)которые сделают и получше..Всё таки этой технике полвека-сейчас уже другие системы..
  2. +1
    25 августа 2016 08:53
    Цитата: ССИ
    Да... Ныне, в Сколково, или в другом "грантопожирателе" кто-нибудь возьмется за проектирование подобного???? Не думаю...

    А кому браться-то, ловцам покемонов?
    1. 0
      25 августа 2016 11:41
      Ловцы покемонов и улицу чисто подмести не смогут..Хотя я бы заставлял бы их это делать.
  3. 0
    26 августа 2016 04:59
    Из-за этого комплекса Ми-6 похоже зарубили...
  4. 0
    26 августа 2016 22:12
    Очень интересный материал (других у автора, ИМХО, и не бывает!). Очень внимательно прочитал, фотографии просмотрел, но одной штуки так и не нашел - заправщика. На ПУ емкостей для топлива и окислителя не видно. Ракету возили в заправленном состоянии? Очень сильно сомневаюсь... 2-й вертолет для заправщика? О нем тоже как-то не упоминается. Может автор прояснит сей вопрос?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»