У Турции кончилось «терпение»

41
24 августа турецкая армия при поддержке самолётов американской коалиции начала операцию по освобождению Джараблуса. Министр внутренних дел Турции напомнил, что на территорию страны попадают «снаряды из Сирии», и нельзя «больше это терпеть». По мнению некоторых аналитиков, основной целью турецкой армии станут не силы «ИГ», а отряды курдов.

У Турции кончилось «терпение»




В ночь с 23 на 24 августа войска спецназа Турции, поддерживаемые действиями ВВС, вошли на территорию Сирии. Было это около четырёх часов утра по московскому времени. Предлогом стала операция под названием «Щит Евфрата», направленная против боевиков «Исламского государства» (запрещено в РФ), а также курдских формирований. Помимо спецназа вооружённых сил, в операции участвуют артиллерия и ограниченный бронетанковый контингент. Сейчас ведётся локальная операция по нейтрализации целей «ИГ» в городе Джараблусе.

К настоящему времени, передаёт ТАСС, известно об уничтожении 82 целей террористов «ИГ». При этом военные источники не называют эти действия собственно турецкой наземной операцией, а заявляют об ограниченной поддержке турками тех сирийских формирований, что воюют с «ИГ». Основу этих формирований составляет известная Сирийская свободная армия.

Что касается роли американцев в проводимой операции, то Вашингтон обеспечит в Джараблусе прикрытие турецких наземных сил с воздуха. Эту информацию можно считать официальной: о прикрытии сказал корреспонденту «Рейтер» высокопоставленный источник из делегации вице-президента Байдена, прибывшего с визитом в Анкару.

ТАСС также сообщает, ссылаясь на телеканал «Аль-Джазира», что в операции в районе Джараблуса участвуют около 5 тысяч бойцов из отрядов сирийской оппозиции. По новейшим сведениям, отряды ССА уже выбили отряды «ИГ» из четырёх населённых пунктов на подступах к Джараблусу.

Из официальных заявлений турецких властей известно следующее. По словам президента Эрдогана, операция направлена против «ИГ» и партии «Демократический союз» (ПДС) сирийских курдов: «Минувшей ночью наши силы безопасности начали операцию на севере Сирии против угрожающих нашей стране таких террористических организаций, как «ИГ» и ПДС. Надо поставить точку в этих нападениях, осуществляемых с той стороны границы против нас».

Как заявил глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу, курдским отрядам придётся отойти на восточный берег реки Евфрат, иначе Анкара примет меры.

Сами курды полагают, что Турция увязнет в сирийской войне. По словам лидера «ПДС» Салеха Муслима, Анкара «неизбежно увязнет в сирийском болоте, как и террористы «ИГ». «Я думаю, они (турки) понесут большие потери в этой войне. Сирийский народ в большинстве своём, коалиция «Сил демократической Сирии» и военный совет Джараблуса, который состоит из сынов этого города, выступают против турецкого вторжения», — цитирует лидера ПДС российское агентство.



Что касается Дамаска, то МИД Сирии заявил, что «осуждает переход турецких танков на сирийскую землю под прикрытием ВВС международной коалиции во главе с США».

ТАСС сообщает и о российской реакции на турецкие военные действия в Сирии.

Неназванный источник в МИД РФ сказал агентству, что «контртеррористические действия в Сирии сейчас как никогда актуальны, тем более в районе сирийско-турецкой границы». Однако «важным фактором их эффективности является взаимодействие с Дамаском».

Известна и официальная реакция. 24 августа в 17:50 по моск. времени появился комментарий Департамента информации и печати МИД РФ в связи с эскалацией напряжённости в районе сирийско-турецкой границы.

«В Москве глубоко обеспокоены происходящим в районе сирийско-турецкой границы. Прежде всего вызывает тревогу возможность дальнейшей деградации обстановки в зоне конфликта, в том числе с учётом возможных сопутствующих жертв среди мирного населения и обострения межэтнических противоречий между курдами и арабами».


По мнению МИДа, сирийский кризис может быть урегулирован исключительно на прочной основе международного права.

Вчера вечером стало известно и об открытой поддержке США турецкой военной операции. Причём упор откровенно сделан на сдерживание курдов.



На совместной пресс-конференции с премьером Турции Бинали Йылдырымом вице-президент Джо Байден заявил, что Анкара и Вашингтон договорились не допускать продвижения курдов западнее Евфрата, сообщает «РБК».

У курдов есть свой взгляд на турецкое «миротворчество» в Сирии.

На стороне Турции в атаке на Джараблус участвуют сторонники радикальных группировок, сказал корреспонденту РИА «Новости» глава представительства сирийского Курдистана в Москве Роди Осман.

По его словам, утром в деревню Аль-Хеселие в 6 километрах от Джараблуса вошли двадцать пять танков. Город обстреляли танки, артиллерия и авиация. В атаке участвовали боевики группировок «Джебхат ан-Нусры», «Ахрар аш-Шам», «Султан Мурад», «Нур эд-Дин аз-Зенки» и «Джейш эль-Фатих».

По мнению Османа, план Эрдогана состоит в занятии участка на севере Сирии, где «будут размещены эти его радикальные сторонники». «Это нападение — часть плана Эрдогана по возрождению Османской империи», — говорит глава представительства.

Наземная турецкая операция имеет основной целью борьбу с курдскими формированиями, полагает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Эксперт сказал ТАСС, что Анкара «категорически не воспринимает» попытки курдов создать автономное образование на территории Турции или сопредельных стран.

Турецкая сторона обеспокоена победами «Сил демократической Сирии», основу которой составляют курдские формирования, занятием курдами Манбиджа и наступлением на Джараблус, полагает эксперт. В случае успеха в Джараблусе курды могут взять под контроль значительный участок границы с Турцией. Кроме того, они, вероятно, соединятся с западной частью провинции Алеппо, контролируемой афринскими курдами. В итоге «весь участок границы от провинции Алеппо и восточнее до Евфрата будет под контролем курдских формирований». Этот крупный анклав «курды на территории Сирии будут контролировать». И Турции такое вероятное будущее «категорически не нравится».

«Турция пытается расширять сферы влияния в Сирии, — сказал в интервью «Комсомольской правде» директор Центра востоковедных исследований международных отношений и публичной дипломатии, тюрколог Владимир Аватков. — При этом надо учитывать несколько моментов. Во-первых, Анкара настаивает на уходе Асада, а, значит, стоит ожидать активной помощи сирийской оппозиции. Во-вторых, Турция выступает за единую и неделимую Сирию, поэтому надо понимать, что данная операция подразумевает усиление борьбы с курдами. Ну и, в-третьих, — это борьба с «Исламским государством», так как ситуация с боевиками вышла из-под контроля, и Эрдоган уже не в силах их контролировать. Кстати, началось турецкое вторжение в Сирию после сближения с Россией, потому что, если бы операция началась до этого, Турция бы столкнулась с большими проблемами. А так Москва была проинформирована. Таким образом, мы не против вторжения, и Асад тоже, так как он заинтересован в устранении курдов так же, как и Эрдоган».

Что до американцев, то некоторые российские эксперты считают. что они вовсе не намерены всерьёз поддерживать турок в этой войне.



«Американцы по-прежнему решают главную задачу — максимально ослабить режим Асада, — сказал «Свободной прессе» эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов. — Все псевдокоалиции, которые они поддерживают, имеют временный характер. И на месте турок я бы не обольщался, скорее всего, им отведена роль «таскать каштаны из огня».

Вместе с тем, полагает эксперт, президенту Эрдогану военные действия в Сирии выгодны не только из-за курдского вопроса, но и из-за сложной политической обстановки в Турции. Когда военные полезли в политику, лучше их «отправить заниматься прямыми обязанностями — воевать».

* * *


Как бы там ни было — и с курдами, и со сложной ситуацией внутри Турции, — особая, «турецкая», война на сирийской территории, которую уже осудил МИД Сирии, явно не будет способствовать умиротворению враждующих сторон. Скорее, наоборот: вторжение уже вызвало озлобление как курдов, так и правительства Асада.

Вашингтон и Анкара имеют цель, которая кажется общей: свержение Асада, которого Эрдоган не раз обзывал то «мясником», то «убийцей». Однако далее интересы американцев и турок в регионе расходятся: Вашингтону давно не нравится капризный «неосултан», и в Белом доме мечтают ослабить зарвавшегося правителя. К тому же последний постоянно обвиняет в нестабильности в родной стране именно Вашингтон. Едва ли американцы это приветствуют. Кроме того, в Овальном кабинете не имеют ничего против создания курдского государства — это Эрдоган должен бы знать. Поэтому коалиция Анкары и Вашингтона выглядит крепкой лишь теоретически. Добившись собственных целей, Белый дом действительно даст Эрдогану «увязнуть» в сирийской войне.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 августа 2016 08:59
    налетели стервятники, началась дележка
    1. +2
      25 августа 2016 10:06
      эрдоган оттаял после переворота
      1. +9
        25 августа 2016 10:37
        Курды перекрыли караванные пути.
        Уберут курдов - и опять начнётся снабжение Ракки и т.д., в Турцию опять потечёт нефть по 10$ (от ИГ!!).
        Это надо туркам, это надо американцам.
        Совершенно не имеет смысла то, как они сейчас обосновывают свои действия.
        И те, и другие воюют не против, а ЗА ИГ, и против курдов.
        1. +6
          25 августа 2016 12:00
          Я думаю, Россия хочет закрыть турецкую границу с Сирией, а без Турции это сделать проблематично. Поэтому мы не против вторжения Турции на территорию Сирии. Они решают свой интерес - отодвигают курдов от границы, а мы свой - ослабить давление ИГ на Сирию. Пока желания Турции, России и, как ни странно, США - совпадают. Но как поведёт себя Эрдоган после выполнения поставленной задачи, знает только он сам и... Путин.
      2. 0
        25 августа 2016 15:25
        Цитата: rpek32
        эрдоган оттаял после переворота

        Да нифигашеньки - пeндocaм и туркам нужно отхватить как можно больше сирийской территории. Потому, что видят - хоть и медленно, но сирийцы бьют бармалеев.

        Это проблема. И, думаю, Эродоган "задружил" с нами именно по этому - вроде-бы теперь неудобно против что-то делать.
  2. +3
    25 августа 2016 09:10
    В паутине новость прочитал..Асад обратился за помощью к России, против турецкого вторжения...А Джараблус под контролем исламистов..Опять потечет широким потоком военная поддержка террористам..и умеренным и неумеренным..
    1. WKS
      +1
      25 августа 2016 10:34
      Для паутины это конечно новость, а вообще-то политика и давно уже проработанный вариант. Вот только американцы быстро подсуетились и впрыгнули в лодку в последний момент.
  3. +3
    25 августа 2016 09:17
    Да, крепкий там узелок завязывается. Союзник сегодня, становится на завтра врагом и наоборот. Не запутаемся ли мы в этих восточных хитросплетениях?
    1. 0
      25 августа 2016 10:03
      ...однахо султан "закусил удила" , и ить на чужую землю влез , а на энтой то землице может и огрести не по детски .. , ежели сушкам "подставиться"- долг ить платежом красен, а сушки есть и у Сирийцев - догони кто посмел..
  4. +4
    25 августа 2016 09:30
    Курды,игиловцы,САС умеренные...Все сидят кучно ,черезполосицу .Кого бомбить,чтобы не обидеть соседа,как отделять зерна от плевел? Тут у любого политика-военного крыша сползет. Вывод один-утюжитьвсех . Разбираться апосля будем.
  5. +1
    25 августа 2016 09:59
    короче я так думаю.Россия и Турция решили решать свои проблемы.Турки разберутся с курдами.Россия с ИГ. Вот и всё.Потом все займут свои куски земли.ИГ уйдёт на соседние территории сопредельных государств.
  6. +11
    25 августа 2016 10:02
    Цитата: vladimirvn
    Да, крепкий там узелок завязывается. Союзник сегодня, становится на завтра врагом и наоборот. Не запутаемся ли мы в этих восточных хитросплетениях?

    А не надо союзников менять как перчатки, тогда и путаться не придётся! А то вчера Турция враг, и курды друзья, то сегодня наоборот! И мы вместо того чтобы перекрыть турецкую границу и вооружить курдов, в результате своей политики получаем военное вторжение Турции с воздушной помощью США!
    Ну, теперь Асаду военной победы над туркоманами и ан-Нусрой соответственно, точно не видать!
  7. +2
    25 августа 2016 10:05
    Курдам голову сломали напрочь, теперь то что они отбивали в связке с Сирией заполняют "умеренными", а их забивает в угол с земли и воздуха Турецко Американская коалиция. Плюс новости с обвинениями ООН по применению хим оружия Сирией наталкивает на мысль - что это последнее предупреждение о начале полномасштабной операции против Дамаска.
    Им не в первой пробирками трясти тем более что они в открытую высказали свое мнение по поводу их пустоты, им просто плевать. Если сейчас там замутят войну по полной - удар по российским выборам обеспечен, так как всех собак спустят на Президента и тогда ему погоды не сделает ни отправка войск в Сирию, не отвод имеющихся сил из неё.
    Да и в самих США выборы отменятся на неопределенный срок.
  8. +4
    25 августа 2016 10:06
    Почему бы нашим и сирийским ВВС не расхерачить "случайно" все эти амеро-турецкие силы вторжения? Не вижу никаких препятствий для уничтожения агрессоров, вторгшихся на территорию суверенного государства.
    Если наш лидер не прекратит этот америпедовский беспредел, то уважение народа растеряет безвозвратно. Факт!
    1. +4
      25 августа 2016 10:11
      Внутренний орган не имеет для этого достаточно объема. Проще говоря - кишка тонка.
  9. 0
    25 августа 2016 10:10
    Интересно получается курды воюют в Сирии против ИГ, а Асад их не хочет туркам они тоже не нравятся, так куда же им деваться, провалиться свозь землю!? Поделились бы землёй Сирия и Турция , и дали бы им уже автономию, и бились бы они троекратно с ИГ за свою землю!
    1. +6
      25 августа 2016 10:49
      Как легко делиться землей.Че Россия тогда не отдается пару скал в море Японии,которые занимают мизерную долю в территории России.А Турция и Сирия вот так легко должны отдать большие куски своих земель.
  10. +6
    25 августа 2016 10:10
    Обвели турки Кремль вокруг пальца. Типа снова мир-дрюжба, а сами зашли в Сирию, чего могло бы и не быть, держи Москва свои силы в готовности, как зимой. и что теперь, Эрдоган снова враг? Или глубокая озабоченность означает сидение в куче дерьма и чесание затылка? А Штаты руки потирают и ржут. Вот уж молодцы, все сделали чужими руками и весьма ловко.
    1. +4
      25 августа 2016 10:53
      С чего это вдруг???Турция точно договорились с Россией.Реакция МИД РФ очень мягкая,Путин едет в Турцию и ничего не говорили об отмене.НЕ будь на то воля РФ,реакция была бы по другому.
      Курды это американская игрушка,что Иракские,что Сирийские.И тут интересы сторон сходятся и об этом говорили всегда.Асад не даст территории курдам.Россия,Турция и Иран единственные стопроцентные сторонники единой Сирии.Турция,как бы не была против Асада,но всегда была за его целостность и курды будут занозой после Сирии для них.Поэтому тут все стороны довольны.
      1. +2
        25 августа 2016 11:19
        То-то Асад так доволен, просит ООН защитить от турков.
        1. +1
          25 августа 2016 18:11
          Это дипломатия,де-юре Турки зашли на земли де-юре Асада,а по факту контролируемые не им.А де-факто-это Асаду на руку,поскольку он прекрасно знает Турции нужна единая Сирия,может быть не с Асадом,но единая,без всяких курдистанов на границе.
  11. 0
    25 августа 2016 10:16
    на востоке началась межнациональная войны.Эрдоган хитрый,пытается усидеть на двух стульях. сейчас он сдружился с Москвой и пытается свои проблемы с курдами решить через ВВП.Америке он обещает убрать Асада.двойная игра
    1. 0
      25 августа 2016 10:56
      Да тут дело не столько в Эрдогане.Позиция по курдам изначально были схожи.Никто не хотел давать им свободу,ну только Россия предлагала внутри целостной Сирии,чуть больше прав,хотя курды хотя гораздо большего.Турция,Иран и Сирия более категоричны.Все просто ждали перейдут курды красную черту или нет.Они его перешли и реакция моментальная.
  12. +2
    25 августа 2016 10:24
    Не попроси пердагон прощение за сбитый самолет наших ВК и не налаживались бы сейчас Российско - турецкие отношения, никакого вторжения турками сейчас бы небыло...
  13. WKS
    0
    25 августа 2016 10:31
    Добившись собственных целей, Белый дом действительно даст Эрдогану «увязнуть» в сирийской войне.

    Похоже затягивание Турции в сирийскую войну интересно не только Вашингтону. Но хитрец Эрдоган, почувствовав это может завтра и вернуть войска на свою территорию.
  14. +3
    25 августа 2016 11:13
    Турецкая армия продвинулась хорошо за сутки.
    Они захватили квадрат примерно 100 км2
    с центральным городом Джараблус и всеми населенными пунктами вокруг.
    И наступают на юго-запад.
    1. 0
      25 августа 2016 11:42
      А че не наступать, если игишата благоразумно свалили с разборок между турками и курдами? Джалабрус пустой, его никто не защищал. Судьба курдов печальна, их сейчас и асадиты и турки резать будут. Никаких шансов удержать Манбидж у них нет, надо за Ефрат валить.
      1. +2
        25 августа 2016 11:58
        Правильно, что свалили, кому охота с крупной регулярной
        армией бодаться?
        Главное - дело сделано.
  15. +2
    25 августа 2016 11:27
    Да кусочек Сирии лучше помидоров am .Ну да ничего мы же добрые negative
  16. +1
    25 августа 2016 11:41
    Вспомним вторжение Ирака в Кувейт....какой шум поднялся! Агрессора наказали (наши руки умыли). А сейчас не то же самое?
  17. 0
    25 августа 2016 11:48
    В этой драке, каждый сам за себя.
  18. 0
    25 августа 2016 12:02
    Эрдоган - недруг!!!
  19. 0
    25 августа 2016 12:40
    НАТО вторглась в Сирию. И что?
  20. 0
    25 августа 2016 12:59
    Всё покажет дальнейшее развитие ситуации с вторжением, будут ли развивать успех захвата территории или остановят вторжение?
  21. Atl
    0
    25 августа 2016 13:09
    " .....МИД Сирии заявил, что «осуждает переход турецких танков на сирийскую землю под прикрытием ВВС международной коалиции во главе с США»" Все таки США возглавляет борьбу с терроризмом..?
  22. +1
    25 августа 2016 13:41
    "У Турции кончилось терпение". А у российской Федерации оно бесконечно?
    Турция пренебрегает суверенитетом легитимного государства Сирии, а РФ уважает "суверениет" киевской хунты. Почувствуйте разницу!
  23. +2
    25 августа 2016 19:53
    Не обманывайтесь, сынки. Турки нам враги по определению. Сколько с ними царь-батюшка воевал? Сколько их Суворов в глину закопал? Путин задружился с Эрдоганом? Так это не на долго. К войне дело идёт! Несмотря на все эти сопли про "партнёров", "борьбу с терроризмом" осман он и на Луне осман!
  24. 0
    26 августа 2016 04:15
    Сирия, сегодня большая военная арена, где каждый решает свои вопросы.
    Думаю, что действия Турции, как и извинения, одно целое.
    Турции необходимо выдавить Курдов со своей территории, для того, чтобы поддержать создание Курдской автономии, но на территории Сирии. Данную территорию предоставит "Умеренная оппозиция" которую поддерживает НАТО. -Это будет цена поддержки. "Примирение" России с Турцией (если так можно сказать) и возобновление замороженных и аннулированных проектов, это гарантия для Турции, что Россия не будет активно противостоять. (Наверное так они думают), но факт есть факт, Россия пассивно отреагировала на операцию коалиции НАТО, заявив только общей фразой, что нужно руководствоваться законностью.
    Не зря США уже призвала Россию и Тегеран к суду над Ассадом за применение химического оружия.
    На мой взгляд, идёт делёжка по разделу Сирии.
  25. 0
    26 августа 2016 21:18
    Курды могут быть союзником России, а турки - никогда. Асаду надо объяснить, что предоставлять особый статус курдам все равно придется, вплоть до независимости, и лучше сделать это без войны. Так целее будет и (уменьшенная) Сирия, и Хмеймим, и Хамадан. Так и Турция ополовинится, что упрочит мир на Ближнем Востоке, усилит Армению и позволит России приручить Азербайджан. Так "поумнеет" и "Татарстан" внутри России. Американцам плевать на всех, но мы не может плевать на курдов и позволять другим плевать на них. Это недальновидно.
  26. 0
    27 августа 2016 13:03
    курдов в жертву приносят?при чем все...