Оборонный потенциал Индии на снимках Google earth. Часть 3-я

5


Индийское руководство уделяет очень большое внимание развитию военно-морских сил. Об ВМС Индии и пойдёт речь в третьей части обзора. Организационно Indian Navy включают в себя военно-морской флот, военно-морскую авиацию, части и подразделения специального назначения и морскую пехоту. Индийские ВМС разделены на два флота: Западный и Восточный. В ВМС по состоянию на середину 2015 года служило около 55 тыс. человек, в том числе 5 тыс. – морская авиация, 1,2 тыс. – морская пехота и имелось 295 кораблей и 251 самолет.



Основной задачей флота в мирное время является обеспечение неприкосновенности морских границ. В военное время – осуществление десантных операций на побережье противника, поражение береговых объектов противника, а также противолодочная и противодесантная оборона военно-морских баз и портов страны. Индия также использует свой флот для усиления своего влияния за рубежом путем проведения совместных учений, визитов боевых кораблей, борьбы с пиратством и гуманитарных миссий, в том числе ликвидации последствий стихийных бедствий. В последние годы ВМС Индии быстро модернизируются, в строй вводятся боевые корабли современных проектов с новейшим вооружением. Упор делается на развитие полноценного океанского флота и усиление позиций в Индийском океане. Для реализации этих планов осуществляется закупка техники за рубежом и строительство судов и кораблей на собственных верфях.


Спутниковый снимок Google earth: верфи в Гоа


В прошлом ВМС Индии играли важную роль во время индо-пакистанских войн 1965 и 1971 годов. В 1971 году эффективная морская блокада побережья Пакистана обеспечила невозможность переброски пакистанских войск и припасов в Восточный Пакистан, что во многом обеспечило победу на сухопутном театре военных действий. В дальнейшем индийские ВМС неоднократно играли сдерживающую роль в регионе. Так, в 1986 году индийские боевые корабли и коммандос ВМС предотвратили попытку военного переворота на Сейшельских островах. А в 1988 году флот и морская авиация совместно с десантниками сорвали военный переворот на Мальдивах. В 1999 году во время приграничного конфликта с Пакистаном в Каргильского районе в Кашмире западный и восточный индийские флоты были развернуты в северной части Аравийского моря. Они охраняли морские пути Индии от пакистанского нападения, а также блокировали возможные попытки морской блокады Индии. Одновременно коммандос ВМС активно участвовали в боевых действиях в Гималаях. В 2001-2002 годах во время очередного индо-пакистанского противостояния более десятка боевых кораблей были развернуты в северной части Аравийского моря. В 2001 году ВМС Индии обеспечивали безопасность в Малаккском проливе, чтобы освободить ресурсы ВМС США для операции «Несокрушимая свобода». С 2008 года боевые корабли ВМС Индии ведут антипиратское патрулирование в Аденском заливе и вокруг Сейшельских островов.


Спутниковый снимок Google earth: военно-морская база Мумбаи


Основные базы ВМС находятся в Вишакхапатнам, Мумбай, Кочи, Кадамба и Ченнаи. Индия располагает двадцатью крупными портами, в которых возможен ремонт и базирование военных кораблей всех типов. Корабли ВМС Индии имеют права швартовки в портах Омана и Вьетнама. Военно-морской флот эксплуатирует разведывательный центр, оснащенный радарами и аппаратурой перехвата радиосигналов в Мадагаскаре. Кроме того, на острове Мадагаскар ведётся строительство пункта материально технического снабжения. Также планируется постройка еще 32 радиолокационных станций на Сейшельских островах, Маврикий, Мальдивах и Шри-Ланке.

В настоящее время в составе индийского флота формально имеется два авианосца. Авианосец «Вираат» типа «Сентор» был спущен на воду в Великобритании в 1953 году, и под названием «Гермес» нёс службу в Royal Navy. В 1986 году корабль после модернизации был передан ВМС Индии, где вступил в строй 12 мая 1987 года под названием «Вираат».


Спутниковый снимок Google earth: авианосец «Вираат» на стоянке военно-морской базы Мумбаи

Первоначально состав авиагруппы состоял из 30 самолётов «Си Харриер», к 2011 году количество СВВП уменьшилось до 10 по причине выхода их из строя, на авианосце также базировались вертолёты HAL Dhruv, HAL Chetak, Sea King, Ка-28 — 7-8 штук. В данный момент «Вираат» уже не представляет особой боевой ценности, сам корабль обветшал, а состав авиагруппы сокращён до минимума. Но, несмотря на это, если судить по спутниковым снимкам, заслуженный ветеран в 2015 году несколько раз выходил в море, возможно, корабль в преддверии списания используется для тренировки экипажей новых авианосцев.


Спутниковый снимок Google earth: авианосец «Викрант» на стоянке военно-морской базы Мумбаи

Другой авианосец британской постройки «Гермес», получивший в индийских ВМС имя «Викрант», находился в составе флота с 1961 по 1997 год. Во время индо-пакистанской войны 1971 года авианосец сыграл решающую роль в обеспечении военно-морской блокады Восточного Пакистана. В 1997 году авианосец был списан и исключён из состава флота, после чего превращён в военно-морской музей и поставлен на вечную стоянку в порту Мумбаи. В апреле 2014 года «Викрант» продан за 9,9 млн долларов компании «IB Commercial Pvt Ltd».

В составе ВМС Индии также имеется авианосец «Викрамадитья», он представляет собой перестроенный авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Адмирал Горшков». Этот корабль был закуплен и модернизирован в России для замены выработавшего свой ресурс авианосца «Викрант». В прошлом на индийских авианосцах могли базироваться самолёты с взлётной массой в пределах 20 тонн, это существенно ограничивало полезную нагрузку и дальность полёта палубной авиации. Кроме того, дозвуковые СВВП «Си Харриер» сжигали значительную часть топлива ещё при взлёте. Самолёты этого типа могли ограниченно бороться только с воздушными целями, летящими на умеренных дозвуковых скоростях, на малых и средних высотах. То есть обеспечить эффективную ПВО корабельного соединения в современных условиях «Си Харриеры» не способны.

После полной реконструкции «Викрамадитья» изменил своё назначение, вместо авианесущего противолодочного крейсера, коим он был в советском, а затем и в российском флоте, корабль стал полноценным авианосцем. В ходе перестройки корпуса была заменена большая часть элементов выше ватерлинии. Изменениям подверглись котлы энергетической установки, убраны все противокорабельные комплексы, из вооружения остались лишь зенитные комплексы самообороны. Полной переделке подвергся ангар для авиационной группы. На палубе корабля смонтированы: два подъёмника, трамплин, трёхтросовый аэрофинишер и оптическая система посадки. Авианосец может принимать на борт самолёты: МиГ-29К, Rafale-M, HAL Tejas.


Спутниковый снимок Google earth: авианосец «Викрамадитья» на стоянке военно-морской базы Карвар

В состав авиагруппы «Викрамадитья» должны входить 14-16 самолётов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ или 16-18 HAL Tejas, до 8 вертолётов Ка-28 или HAL Dhruv, 1 вертолёт радиолокационного дозора Ка-31. На основе проекта 71, разработанного при участии российских, итальянских и французских специалистов, на индийской верфи в городе Кочин ведётся строительство авианосца «Викрант». Этот корабль по своим характеристикам и составу авиагруппы примерно соответствует полученному от России авианосцу «Викрамадитья».


Спутниковый снимок Google earth: строящийся авианосец «Викрант» на судостроительной верфи в городе Кочин


По сравнению с «Викрамадитья», внутренняя компоновка строящегося «Викранта» является более рациональной. Данное обстоятельство связано с тем, что корабль изначально создавался как авианосец, а не авианесущий крейсер с громоздким противокорабельным и противолодочным вооружением. Это позволило сделать «Викрант» немного меньше «Викрамадитьи». В настоящее время авианосец достраивается и оснащается вооружением. Его ввод в состав флота ожидается в 2018 году, после чего на него переберётся вертолётная эскадрилья с авианосца «Вираат».

В составе Indian Navy имеется две АПЛ. В январе 2012 года Россия передала в лизинг АПЛ К-152 «Нерпа» пр. 971И. Эта лодка, заложенная в 1993 году на АСЗ в Комсомольске-на-Амуре, достраивалась для ВМС Индии. Спуск на воду состоялся в середине 2006 года, но достройка и доводка лодки затянулись. В Индии атомная субмарина получила имя «Чакра». Ранее его носила советская АПЛ К-43 пр. 670, входившая в индийский флот на условиях лизинга с 1988 по 1991 год.


Спутниковый снимок Google earth: индийские АПЛ на стоянке военно-морской базы Вишакхапатнам

В Индии реализуется собственная программа создания атомного подводного флота. В июле 2009 года в Висакхапатнаме на воду спущена индийская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту, получившая имя - «Арихант». Конструктивно первая индийская ПЛАРБ базируется на технологиях и технических решениях 70-80-х годов, и во многом повторяет советскую АПЛ пр. 670. Согласно американским экспертным оценкам, «Арихант» по характеристикам скрытности уступает ракетным стратегическим лодкам США, России, Великобритании и Франции. Данные основного вооружения индийской субмарины - 12 БРПЛ K-15 Sagarika с дальностью пуска 700 км не соответствуют современным реалиям. Очевидно, что эта лодка создавалась главным образом как опытная, с целью получения необходимого багажа знаний при строительстве, эксплуатации и обкатки, принципиально новых для Индии технологий и вооружения. Это подтверждается заведомо низкими характеристиками ракет. «Главный калибр» первой индийской ПЛАРБ - твердотопливная ракета K-15 Sagarika – является морской версией баллистической ракеты «Агни-1» и в будущем должна быть заменена БРПЛ с дальность полёта 3500 км, созданной на базе «Агни-3». Вторая лодка - «Архидаман», достраивается по усовершенствованному проекту с учётом замечаний, выявленных во время испытаний головной лодки. В разной степени готовности находятся третья и четвертая строящиеся индийские ПЛАРБ. Всего предусмотрено строительство шести лодок данного проекта.


Спутниковый снимок Google earth: индийские ДЭПЛ типа 209/1500 и пр.877ЭКМ на стоянке военно-морской базы Мумбаи

Помимо субмарин с ядерной энергетической установкой, в индийском флоте имеется 14 ДЭПЛ. Четыре подводные лодки западногерманского типа 209/1500 вошли в состав флота с 1986 по 1992 год, они прошли средний ремонт в 1999-2005 годах. Согласно заключению индийских специалистов, лодки 209/1500 очень хорошо подходят для действий в прибрежных мелководных районах. Малая шумность и небольшие размеры делают их обнаружение весьма сложной задачей, но они, по заявлению ряда специалистов, проигрывают «подводные дуэли» лодкам российского производства пр. 877ЭКМ. В процессе ремонтов лодки пр.877ЭКМ довооружаются ПКР Club-S (3М-54Э/Э1). Всего в период с 1986 по 2000 год Индия получила 10 субмарин пр.877ЭКМ.

В 2010 году в Мумбаи началось строительство французских НАПЛ по проекту 75 (Scorpene). Это решение принято по результатам тендера с суммой контракта три миллиарда долларов. Головная лодка типа «Скорпена», построенная в Индии, прошла ходовые испытания и является первой из шести запланированных к постройке лодок данного типа. ВМС должны получать по одной лодке ежегодно в течение следующих пяти лет.


Спутниковый снимок Google earth: НАПЛ «Скорпена» на судоверфи Mazagon Dock Shipbuilders в Мумбаи


Лодки типа «Скорпена» являются последним словом французского подводного судостроения. При их создании реализованы новейшие научные и технологические достижения. Специально для подводной лодки «Скорпена» разработана парогенераторная анаэробная энергетическая установка типа ”MESMA” (Module D’Energie Sous Marine Autonome). По данным концерна «DCN», выходная мощность анаэробной ЭУ ”MESMA” составляет 200 кВт. Это позволяет увеличить дальность подводного плавания в 3-5 раз при скорости 4-5 узлов. Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа субмарины типа «Скорпена» удалось сократить до 31 человек - 6 офицеров и 25 старшин и матросов. При проектировании лодки большое внимание уделялось повышению надежности узлов и агрегатов. Благодаря этому увеличен межремонтный период, и «Скорпена» способна проводить в море до 240 суток в год. По мнению ряда экспертов, основной целью заключения контракта на строительство лодок данного типа было желание Индии получить доступ к современным технологиям строительства неатомных субмарин нового поколения, системам боевого управления и вооружения.

В Индии значительное внимание уделяется развитию морских десантных сил. В 2007 году в США за 49 млн. долл. приобретен десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) «Tрентон» LPD-14 водоизмещением 16900 т. Шесть вертолетов «Си Кинг» обошлись в сумму 39 млн. долл. В индийских ВМС он получил имя «Джалашва». Кроме вертолётов, для высадки десанта с ДВКД могут использоваться восемь десантных катеров типа LCU.


Спутниковый снимок Google earth: десантные корабли ВМС Индии


Также имеется 5 танкодесантных кораблей (ТДК) типа «Магар» и 5 ТДК типа «Шараб». Проект «Магар» разработан на базе британского десантного корабля « Сир Ланселот», а «Шараб» - это пр. 773 польской постройки. Десантные корабли ВМС Индии в прошлом неоднократно использовались для оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий и для эвакуации индийских граждан из «горячих точек».

В боевом составе ВМС находится пять эсминцев типа «Дэли» (проекта 15) национальной постройки. При их проектировании в качестве прототипа был использован советский пр. 61MЭ. Стоит сказать, что новые корабли получились достаточно мощными, а внешний вид их весьма элегантен. Также имеется пять ЭМ типа «Раждипут» (пр. 61MЭ). Все эсминцы проходят модернизацию по усилению противокорабельного, противолодочного и зенитного вооружения.


Спутниковый снимок Google earth: индийские корабли пр. 61ЭМ в военно-морской базе Вишакхапатнам

Для замены первых трех эсминцев пр. 61МЭ, которые эксплуатируются более 30 лет, строится три эсминца типа «Колката» (пр. 15А). В 2013 году головной корабль данного проекта был передан флоту. Корабли этой модификации отличаются от первоначального варианта архитектурой, в которой учтены требования технологии обеспечения радиолокационной малозаметности, размещением ПКР «БраМос» PJ-10 и ЗУР в ВПУ. В качестве основного зенитного комплекса используется ЗРК Barak-2, а для самообороны на последнем рубеже - ЗРК Barak-1.

Эсминцы проекта 15A оснащаются силовой установкой системы COGAG (Combined gas turbine and gas turbine). Главным ее элементом являются два газотурбинных двигателя M36E разработки украинского предприятия «Зоря-Машпроект». Кроме того, в силовой установке имеются четыре газотурбинных двигателя DT-59. Двигатели взаимодействуют с двумя валами гребных винтов при помощи двух редукторов RG-54. Также на кораблях устанавливаются два дизельных двигателя Bergen/GRSE KVM и четыре электрогенератора Wärtsilä WCM-1000 мощностью по 1 МВт. Подобная силовая установка позволяет кораблю развивать максимальную скорость до 30 узлов. При экономической скорости 18 узлов дальность плавания достигает 8000 морских миль.


Спутниковый снимок Google earth: эсминец «Колката» и фрегаты типа «Годавари»


Если первые индийские эсминцы имели в качестве прототипа корабли СССР, то первые фрегаты ВМС Индии национальной постройки строились на базе проектов ВМС Великобритании. Первые фрегаты типа «Хенжири» являлись полной копией английских фрегатов типа «Линдер». Следующие три фрегата типа «Годавари» (пр. 16), сохраняя общие черты с британскими прототипами, представляют собой значительно более крупные корабли. Наиболее совершенными кораблями данной серии – три фрегата типа «Брахмапутра» (пр. 16A).


Спутниковый снимок Google earth: фрегат типа «Тальвар»

Более современными являются три фрегата типа «Тальвар» (пр. 11356) российской постройки. Корабли несут самое совершенное оружие: ПКР Club-N, ЗРК «Штиль-1/Ураган» и два ЗРАК «Каштан/Кортик». Фрегаты типа «Шивалик» (пр. 17) представляют собой дальнейшее развитие фрегатов типа «Тальвар». Это первый построенный в Индии корабль технологии «стелс». В первой половине 21 века корабли этого типа должны составить основу индийского флота.

К 2002 году построено восемь корветов типа «Кхукри» (четыре – пр. 25 и четыре – усовершенствованного пр. 25A), предназначенных для борьбы с надводными кораблями противника. Головной корабль вошел в строй в августе 1989 года. Главным оружием корветов первого варианта – пр. 25 являются четыре ПКР П-20М (экспортный вариант советской ПКР П-15М). В 1998 году в строй вошел первый корабль пр. 25A с четырьмя счетверенными пусковыми установками противокорабельных ракет 3М-60.


Спутниковый снимок Google earth: корветы типа «Кхукри» (пр.25 и пр.25А)


С 1998 по 2004 год ВМС получили четыре корвета типа «Кора». Они несут 16 ПКР Х-35 в четырёх четырёхзарядных ПУ. На корабле может быть размещён один вертолёт «Четак» или «Друхв». Помимо корветов, имеется 12 ракетных катеров пр. 1241РЭ и четыре патрульных пр.1241ПЭ.


Спутниковый снимок Google earth: ракетные катера пр. 1241РЭ


Согласно имеющейся информации, в ходе ремонтов часть ракетных катеров также была переоборудована в патрульные. В составе ВМС имеется шесть патрульных кораблей типа «Сукания». Три корабля первоначально строились в Южной Корее, а три на индийских верфях. Это достаточно крупные корабли длиной более 120 метров и водоизмещением 1900 тонн. Патрульные корабли этого типа способны действовать на большом удалении от своих берегов, ведя длительное патрулирование. Несмотря на крупные размеры, вооружены они достаточно легко, вооружение состоит из одной 40-мм автоматической пушки «Бофорс L60» и двух 12,7-мм пулемётов. На палубе имеется ангар для одного вертолёта «Четак». Однако, в случае необходимости на патрульных кораблях типа «Сукания» могут быть быстро установлены противокорабельные и зенитные ракеты. Контроль ближней морской зоны осуществляют малые сторожевые корабли: восемь – типа SDB Mk3/5, семь – типа «Никобар» и семь – типа «Супер Двора». В ближайшее время предполагается начать строительство и новых патрульных кораблей океанского класса по программе PSON (до четырех единиц) полным водоизмещением 2200–2300 тонн.


Спутниковый снимок Google earth: стационарная РЛС большой мощности на восточном побережье


На побережье в радиопрозрачных куполах установлено несколько радиолокаторов большой мощности. Согласно опубликованной в СМИ информации, это могут быть израильские РЛС EL/M-2084 GREEN PINE. Низкочастотный радар с АФАР имеет дальность действия до 500 км.

Кроме надводного и подводного флота, в ВМС входит морская авиация. До 6 марта 2016 года в составе авиакрыла авианосца «Вираат» имелись СВВП «Си Харриер» Mk.51/T Mk.60. В данный момент все индийские «вертикалки» выведены из эксплуатации ввиду выработки ресурса. На палубах индийских авианосцев «Си Харриеры» должны быть заменены российскими истребителями МиГ-29К/КУБ (в общей сложности было заказано 46 единиц).


Спутниковый снимок Google earth: палубные истребители МиГ-29К на авиабазе морской авиации Гоа


Первая эскадрилья INAS 303 «Чёрные пантеры» приступила к полётам на своих МиГах в 2009 году, а в мае 2013 года было заявлено, что эта авиачасть «достигла полной боеготовности». В ближайшей перспективе для оснащения авиакрыльев палубной авиации должны начаться поставки индийских лёгких истребителей «Теджас».

Для учебно-тренировочных целей используются поршневые самолёты HAL HPT-32 Deepak и реактивные HAL HJT-16 Kiran. Для их замены в Великобритании заказано 17 реактивных УБС Hawk AJT (Advanced Jet Trainer), из которых сформируют две учебные эскадрильи.

Имеющиеся в ВМС Индии противолодочные самолёты Ил-38 в середине 2000-х были модернизированы в России до уровня Ил-38SD (Sea Dragon — Морской дракон). Всего переоборудовано 6 самолётов. По состоянию на середину 2016 года в Индии имелось 5 Ил-38SD. Поисково-прицельный комплекс «Морской дракон» существенно расширил возможности Ил-38.


Спутниковый снимок Google earth: Ил-38SD на авиабазе Гоа


Помимо чисто противолодочных задач обновлённый Ил-38SD способен выполнять задания в качестве морского патрульного, самолета электронной разведки, поисково-спасательного и даже ударного самолета - против надводных целей. Кроме торпед и глубинных бомб, самолёт теперь может нести ПКР Х-35.

В советское время Индия была единственной страной, куда поставлялись дальние противолодочные самолёты Ту-142МЭ. Поставка восьми машин была осуществлена 1988 году. В настоящее время патрульные полёты осуществляют четыре самолёта. Несколько лет назад эти машины прошли капитальный ремонт и модернизацию на ТАНТК им. Г.М. Бериева в Таганроге. В перспективе Ту-142МЭ могли бы быть носителями имеющихся в Индии крылатых ракет, что в сочетании с межконтинентальной дальностью может сделать их элементом полноценной индийской ядерной триады, но, согласно последней информации, их планируют списать в ближайшие несколько лет.


Спутниковый снимок Google earth: Ту-142МЭ и Р-8I на авиабазе Ароконам


В 2009 году в США были заказаны двенадцать базовых патрульных самолётов Р-8I. Эти самолёты должны в обозримой перспективе заменить Ту-142МЭ. Сумма сделки составила $ 2,1 млрд. Первая машина была получена в конце 2012 года. В ходе дальних полётов в направлении Юго-Восточной Азии Ту-142МЭ и Р-8I используют для промежуточных посадок аэродром индийской военно-морской базы Порт-Блэр, расположенной на архипелаге Андаманские и Никобарские острова в 1500 км от восточного побережья Индии.

Для контроля прибрежной зоны с воздуха используются 25 лёгких двухвигательных турбовинтовых самолётов Do-228 Maritime Patrol. Они оснащены подфюзеляжной поисковой РЛС средствами ночного видения и навигационной системой "Омега". Самолёты Do-228 строятся в Индии по лицензии на заводе HAL Transport Aircraft Division в Канпуре.

Вертолетный парк ВМС Индии намечено расширить за счет 72 многоцелевых машин, они заменят устаревшие вертолеты «Си Кинг» и «Четак» (индийский вариант SA-316 Alouette III). В 2013 году стало известно о планах ВМС приобрести свыше 120 многоцелевых палубных вертолетов общей стоимостью около 6,5 миллиарда долларов. Американские компании Lockheed Martin и Sikorsky предложили наладить в Индии производство вертолетов MH-60 Black Hawk. Американскими вертолётами семейства «Блэк Хок» предполагается заменить закупленные в СССР противолодочные вертолёты Ка-28, которые в значительной степени уже выработали свой ресурс. Попытка адаптации к задачам противолодочной обороны индийских вертолётов «Друхв» оказалась неудачной, и его решено использовать в морской авиации в качестве многоцелевого. В то же время индийские адмиралы высказывали заинтересованность в закупке ещё нескольких вертолётов радиолокационного дозора Ка-31 для авианосцев «Викрамадитья» и «Викрант».

В целом, оценивая ВМС Индии, можно отметить, что они динамично развиваются. Индийское руководство не жалеет средств на приобретение за границей и строительство на собственных предприятиях авианосцев, подводных лодок и фрегатов, боевых и патрульных самолётов, а также бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Последовательно реализуется задача получения доступа к современным иностранным технологиям в области судостроения, ракетного и торпедного оружия, системам боевого управления и радиолокаторам. Хотя темпы ввода в строй в Индии новых боевых кораблей уступают Китаю, они всё равно многократно превосходят российские, и это притом, что военный бюджет Индии меньше нашего примерно на 15 млрд. долл. В настоящий момент индийский флот достаточно хорошо сбалансирован и боеготов, он имеет в своём составе все элементы, необходимые для выполнения боевых задач в прибрежной зоне.

По материалам:
http://nausena-bharti.nic.in
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    29 августа 2016 15:36
    Интересный обзор...великое дело спутниковая разведка...все как на ладони...

    одна беда что и противник ею пользуется.
  2. +6
    29 августа 2016 17:14
    ВМФ Индии переходит с Советских-российских образцов на западные.Значит отстаем.
  3. +5
    30 августа 2016 13:48
    Цитата: alekc73
    ВМФ Индии переходит с Советских-российских образцов на западные.Значит отстаем.

    А что удивительного? Много ли за последние годы российский флот получил новых крупных надводных кораблей?
  4. +5
    30 августа 2016 14:51
    Цитата: zyablik.olga
    А что удивительного? Много ли за последние годы российский флот получил новых крупных надводных кораблей?

    Оля, по своим возможностям ВМС Индии в некоторых аспектах превзошли российский флот. Можно ли было себе представить такое в советское время?
    1. +2
      5 декабря 2016 15:07
      Ну так то советское время, территорий, населения, ресурсов больше, экономика сильнее и т.д.

      Логично, что в нынешних условиях, проблематично себе такие же траты на флот и вообще оборонку позволить. Да и многие оборонные предприятия были скооперированы с предприятиями, которые сейчас в СНГ находятся. Мало того, что у нас со многими из СНГ неоднозначные отношения, так и сами предприятия эти у них либо переориентировались, либо развалились.