Перспективы ракет воздушного боя «Astra» в системах управления огнём истребителей 4-го и 5-го поколений

Перспективы ракет воздушного боя «Astra» в системах управления огнём истребителей 4-го и 5-го поколений

Управляемая ракета воздушного боя «Astra Mk.1»


Самостоятельная разработка и серийное производство перспективного управляемого ракетного вооружения для различных носителей является сегодня важным индикатором для оценки уровня военно-промышленного комплекса любого более-менее развитого государства. Во всё более выразительной многополярной военно-политической модели построения мира достаточно большое количество региональных держав совершили собственные «прорывы» в сфере развития ракетных технологий, разработав и запустив в серийное производства дальнобойное высокоточное оружие, которые при определённых обстоятельствах может поставить в трудное положение даже мощные вооружённые силы сверхдержав.

Иран, пусть с помощью КНР и КНДР, смог разработать и начать серийное производство нескольких линеек противокорабельных крылатых ракет («Noor», «Gader») и баллистических ракет («Khalij Fars»), способных отправить на дно любой боевой надводный корабль ВМС Саудовской Аравии и даже США. А Тайвань самостоятельно спроектировал 3-маховую многоцелевую/противокорабельную ракету «Yuzo», позволяющую наносить массированные удары по надводным кораблям ВМС Китая, а также по 15-20% восточного берега Поднебесной.


Но очень важной частью развития современных военно-воздушных сил сегодня является разработка высокоэффективных управляемых ракет дальнего воздушного боя с активной радиолокационной головкой самонаведения. На сегодня заметным лидером здесь остаётся Индия. Организация оборонных исследований и разработок DRDO прилагает максимальные усилия для скорейшего приведения к начальной боевой готовности первых серийных ракет класса «воздух-воздух» «Astra». Ускорение темпов может быть напрямую связано с тем, что Дели ведёт сложную двойную геополитическую игру, в которой участвует с ВМС США и Вьетнама в антикитайских учениях «Malabar», и одновременно проводит с РФ ряд совместных оборонных программ (FGFA, «BrahMos»). В таких противоречивых условиях «тропа» сотрудничества с одной из сторон может быть внезапно утеряна, что неминуемо может привести либо к дефициту западноевропейских ракет «MICA» для индийских «Миражей», либо к аналогичной ситуации с российскими ракетами Р-27ЭР1 и РВВ-АЕ для МиГ-29К и Су-30МКИ, также стоящих на вооружении ВВС Индии. Единственное видимое решение вопроса — создание единой национальной ракеты воздушного боя, интегрированной в СУО всех, находящихся на вооружении индийских ВВС тактических истребителей. Такой ракетой и стала активная радиолокационная «Astra».

Согласно информации индийских источников от 22 августа 2016 года, основной опытный образец модификации «Astra Mk.1» продолжает проходить испытания, и если верить их динамике за последние 6 лет, то находятся они уже на финальном этапе. Так, изначально, с 2003 по 2014 гг., были произведены пуски со специализированной наземной ПУ на полигоне Чандипур, а позднее выполнены пуски с подвесок сверхманевренного многофункционального истребителя Су-30МКИ. Тогда были отработаны первые натурные перехваты учебных целей, которые закончились успешно. Кроме того, в 3 пусках с наземных стендов специалисты DRDO получили исчерпывающую информацию для развития проекта перспективного наземного многоканального ЗРК с малым временем реакции QRSAMS (Quick Reaction, Surface to Air Missile), в котором также может быть использована ракета модификации «Astra Mk.2» с увеличенным периодом работы силовой установки и дальностью в 35—40 км при наземном запуске. По характеристикам этот комплекс будет соответствовать американскому самоходному ЗРК «SLAMRAAM». В дальнейшем испытания «Astra Mk.1» продолжились с борта Су-30МКИ.

Перспективы ракет воздушного боя «Astra» в системах управления огнём истребителей 4-го и 5-го поколений

Запуск «Astra Mk.1» с борта индийского Су-30МКИ


Ракеты воздушного боя семейства «Astra» являются весьма перспективными изделиями DRDO. Практически все конструктивные элементы корпуса изготовлены из композиционных материалов, что делает «Астру» сверхмалоразмерным воздушным объектом с ЭПР около 0,02 м2. Даже современные самолёты ДРЛОиУ противника смогут её обнаружить на расстоянии всего 70-80 км. Для уменьшения вероятности визуального обнаружения ракеты противником на начальном участке траектории, в изделии применён современный твердотопливный ракетный двигатель с малодымным топливом.

Версия «Astra Mk.1» обладает отличными тактико-техническими характеристиками и по дальности действия почти в 1,5 раза превосходит французские ракеты класса «воздух-воздух» (дальность приближается к 110 км в переднюю полусферу и 20-25 км вдогон), скорость полёта составляет примерно 4750 км/ч. Такие показатели достигаются на высотах 15-20 км. Важным качеством «Астры» является максимальная перегрузка ракеты в 40 ед., что позволяет перехватывать не только тактическую авиацию, на и крылатые ракеты, совершающие противозенитные манёвры с 15-кратной перегрузкой. Дальность действия по подобным целям снижается до 80-90 км в стратосфере и до 50-60 км на средних высотах (от 5 до 8 км).

Высокая маневренность ракеты при различных углах атаки достигается применением широких крестообразных крыльев малого удлинения, но на скоростях менее 1500 км/ч отличные маневренные возможности ракеты резко уменьшаются, поскольку органы управления представлены небольшими хвостовыми аэродинамическими рулями, площадь которых меньше, чем, к примеру, у ракет семейства Р-27Р/ЭР, а расположение в хвосте не позволяет воздействовать на центр масс ракеты, из-за чего резкие энергетические манёвры ракетам «Астра» на малых скоростях неподвластны. Решением вопроса может стать изменение аэродинамической схемы ракеты с переносом аэродинамических рулей в носовую часть ракеты и смещением видоизменённых стреловидных крыльев в заднюю часть ракеты, либо оснащение «поясом» импульсных газодинамических двигателей поперечного управления, как это сделано во французской зенитной ракете «Aster-30». О внесении изменений в конструкцию «Астры» пока не сообщается, но уже известно о разработке версии ракеты с увеличенным радиусом действия «Astra Mk.2».

Новая модификация по боевым качествам должна уверенно занять место между американскими УРВБ AIM-120C-7 и AIM-120C-8 (AIM-120D). Её дальность достигнет 150 км в переднюю полусферу, а скорость — а скорость 5М, благодаря чему в ближайшие десятилетия ВВС Индии не будут нуждаться в приобретении дорогих ракет воздушного боя от европейской корпорации MBDA «Meteor». Унификация ракеты с системами управления огнём большинства современных тактических истребителей реализуется благодаря внедрению в БРЭО ракеты шины стандарта MIL-STD-1553, которая способна получать предпусковые данные о цели, и о наиболее оптимальной траектории выхода на неё от любого носителя подобной шины. Наиболее амбициозным планом ближайшего будущего в ВВС Индии считается поступление «Астры» на вооружение лёгких многоцелевых истребителей поколения «4+» LCA «Tejas». Перспективная индийская «бесхвостка» с дальними «миражевскими» корнями впервые получит передовую ракету дальнего воздушного боя национальной разработки, ликвидировав зависимость индийских ВВС от внешнего рынка вооружения.

Высокая угловая скорость разворота «Астры» с перегрузкой в 40 ед., при массе 154 кг, позволит успешно применять её и в ближнем воздушном бою, сохраняя коэффициент тяговооружённости истребителя более 1,0, что наиболее актуально для индийских палубных многоцелевых истребителей МиГ-29К. Для примера: 4 ракеты «Astra Mk.1/2» имеют общую массу 616-650 кг (14-16% от боевой нагрузки МиГ-29К), а 4 ракеты Р-27ЭР имеют массу 1400 кг (31% от общей боевой нагрузки машины), что может очень негативно сказаться на лётно-технических характеристиках истребителя в догфайте. Кроме того, вся современная боевая авиация переходного поколения может нести различные виды контейнерных станций радиоэлектронной разведки и оптико-электронные средства обнаружения и наведения, которые могут выдавать ракетам с активной радиолокационной ГСН целеуказание в пассивном режиме по излучению РЛС противника, инфракрасному излучению двигателей и силуэту цели, затем АРГСН сделает всё сама. Такая методика скрытного применения УРВБ семейства «Астра» может найти себя в составе вооружения индийских Су-30МКИ по радиоизлучающим и теплоконтрастным целям на расстоянии. При этом, в инфракрасном канале работы ОЛС-30И целеуказание для «Астры» будет ограничиваться 50 км в переднюю полусферу (в заднюю полусферу дальность на превысит 45 км из-за ограниченной «энергетики» ракеты), а вот по радиоизлучающей цели с включенной РЛС «Astra Mk1/2» может быть запущена на максимальное расстояние.

Перспективы ракет воздушного боя «Astra» в системах управления огнём истребителей 4-го и 5-го поколений

Информация, полученная специалистами DRDO и представителями ВС Индии во время запуска «Астры» с наклонной наземной пусковой установки, будет учтена во время разработки передового многоканального ЗРК QRSAMS. Логичней и производительней было бы использование вертикального пуска ЗУР-перехватчика, но для этого «Астру» необходимо усовершенствовать специальным модулем газодинамического склонения. Добавление стартовой ступени могло бы увеличить дальность ЗРК от 25-30 до 50-60 км


Захват типовых целей активной радиолокационной ГСН «Астры», работающей в Ku-диапазоне сантиметровых волн (12-18ГГц) происходит на расстоянии от 15 до 20 км: станция предупреждения об облучении (СПО) на истребителе противника сработает незадолго до поражения, оставляя минимум времени на противоракетный манёвр, РЭБ и отстрел дипольных отражателей. Но впереди поэтапный переход на истребительную авиацию 5-го поколения, где всё вооружение должно находится исключительно во внутренних отсеках. И здесь DRDO предстоит проделать долгий путь в изменении аэродинамической конструкции ракеты «Астра». Прежде всего, потребуется изменение геометрии и уменьшение размаха крыльев — стабилизаторов, а также хвостовых аэродинамических рулей. Крылья будут редуцированы до узких плоскостей. Затем потребуется изменение конфигурации точек крепления к внутреннему пилону. Программа по созданию версии «Астры» для перспективных малозаметных истребителей будет очень похожа на работы, проведенные российским МКБ «Вымпел» по модернизации «Изделия 170-1» до уровня «Изделия 180», где для компактности решётчатые аэродинамические рули заменили на плоские и нескладывающиеся. Ракета может получить комбинированное активно-пассивное радиолокационное наведение, пассивный канал которого позволит использовать принцип «пустил-забыл» с больших расстояний, чем дальность действия АРГСН, а по неманеврирующим целям может использоваться чисто пассивный режим, что в своё время было внедрено в ракету модификации Р-27ЭП.

Успешность амбициозной программы УРВБ «Astra Mk.1/2» может укрепиться за счёт многочисленных контрактов с минобороны таких стран Юго-Восточной Азии, как Индонезия, Малайзия и Вьетнам. На вооружении их ВВС сегодня состоит 35 Су-30МК/МК2, 18 Су-30МКМ, 17 Су-27СК/УБК/СКМ и 10 МиГ-29Н, к которым «Астры» уже будут частично адаптированы в ходе индийской программы для Су-30МКИ. Ну и, конечно, новые модификации ракет с повышенной дальностью могут стать основным вооружением стелс-истребителей FGFA.

Источники информации:
http://nevskii-bastion.ru/astra/
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/rvv-cd/rvv-cd.shtml
http://www.paralay.com/paralay_tab.xls
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=160821#p160821
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. sergeyzzz 29 августа 2016 08:02
    Работают люди, а мы рынок сбыта теряем.
  2. dauria 29 августа 2016 12:05
    Решением вопроса может стать изменение аэродинамической схемы ракеты с переносом аэродинамических рулей в носовую часть ракеты и смещением видоизменённых стреловидных крыльев в заднюю часть ракеты


    Странное радикальное решение, полностью изменяющее ракету. Есть же проще, применение носовых неподвижных дестабилизаторов , как на нашей Р-23
  3. Монархист 29 августа 2016 17:11
    Индусы молодцы:на обороне не экономят. Нам тоже надо шевелиться,а иначе"клятые партнеры"...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня