Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая


Одной из важнейших задач инженерных войск по инженерному обеспечению боя есть устройство минно – взрывных заграждений, которые позволяют нанести потери противнику, задержать его продвижение, затруднить маневр силами и средствами. В наступлении минирование производится для прикрытия флангов, отражения контратак противника, при закреплении захваченных рубежей. В обороне – для прикрытия позиций войск, их флангов и стыков между подразделениями, не занятых войсками промежутков, а при необходимости и важных объектов в глубине своей обороны с целью затруднить противнику развертывания сил и атаку переднего края.
Как в наступлении, так и в обороне на направлениях прорыва противника минирование производится специально выделенными для этого инженерно – саперными подразделениями или подвижными отрядами заграждения.
В статье речь пойдет в основном о минных заградителях, которые укладывают мины на грунт (в грунт) непосредственно за собой в отличии от дистанционных укладчиков, которые разбрасывают мины на определенное расстояние.



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Минирование широко применялось в первой и особенно во второй мировых войнах, главным образом вручную или с помощью простейших подручных приспособлений.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая


Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая


После Первой мировой, в начале 1930-х гг. для военных специалистов стало очевидно, что одним из эффективных средств противотанковой обороны являются минные заграждения. В СССР в этом направлении был разработан специальный минный заградитель на базе танкетки Т-27, названный МЗ-27. К осени 1934 г. для накопления опыта эксплуатации и отработки тактики использования минного заградителя были организованы комплексные испытания и изготовлена партия специальных мин, которые могли снаряжаться как боевыми, так и учебными зарядами.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая


Минный заградитель МЗ-27 должен был применяться как средство для устройства противотанковых препятствий непосредственно перед проходом местности противником на направлениях атаки или движения его танковых групп. В обороне МЗ-27 предполагалось использовать для преграждения движения танков противника в неожиданно обнаруженном направлении (прорыв, обход и т. п.), а в наступлении — как средство защиты флангов и тыла от внезапных действии танковых групп противника.
МЗ-27 включал специальное приспособление для минирования, в состав которого входили: легкосъемный барабан сварной конструкции из 10-мм брони с размещенной внутри вращающейся обоймой с ячейками для мин (барабан имел съемную стенку, крепившуюся болтами); поворотная шестерня с червячным валом, укрепленным в барабане на полой деревянной оси; ролик с намотанным на него тросом; ручка; якорь и тросик для открывания дверцы.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая


Приспособление для минирования крепилось сзади В действие приспособление для минирования приводилось без прекращения движения машины путем сбрасывания якоря и его сцепления с грунтом (роль якоря мог выполнять любой груз массой 5—6 кг). Существовало три способа минирования: в один ряд, в два ряда, а также минирование отдельных участков дороги (детальней см. Техника и вооружение №8 за 2012 г.).
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Момент укладки мин на грунт. Хорошо виден трос сброшенного якоря и мина.


Конструкция опытного минного заградителя МЗ-27 на базе танкетки Т-27 не получила дальнейшего развития. Однако опыт его проектирования, испытаний и эксплуатации был востребован при создании последующих машин аналогичного назначения.

Во время Великой отечественной войны, в 1942 г., был разработан минный раскладчик на базе грузового автомобиля ЗиС, который изготавливался силами войск. Раскладчик представлял собой грузовой автомобиль, к кузову которого крепятся 1-2 деревянных спусковых лотка. В лотки мины укладываются саперами, находящимися в кузове автомобиля. В кузове мины укладываются параллельно боковым бортам одна на другую на ребро ручкой вверх: мины ТМ-46 в два ряда, мины ТМД-Б, ТМД-44 в два-три ряда. Задняя часть кузова, около 70 см от края, минами не загружается и является рабочим местом для саперов, укладывающих мины в лотки. В рабочем положении автомобиль движется со скоростью до 5 км/ч. Такая система позволяла повысить скорость минирования в 1,5 – 2 раза.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Минный раскладчик времен ВОВ, вид сзади. Зафиксирован момент выкладки мины на грунт

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Саперы маскируют установленные мины


Только после войны в инженерных войсках Советской армии получают развитие и широкое распространение минные раскладчики и заградители.
Здесь необходимо пояснить, что минный раскладчик устанавливает мины только на поверхность грунта, а минный заградитель - в грунт (снег) с маскировкой или на поверхность грунта.

В конце 1940-х – нач. 50–х гг. был испытан первый вариант минного раскладчика ПМР-1 с простейшими спусковыми лотками и их боковым расположением относительно корпуса тягача. Но боковое расположение лотков и их конструкция были признаны неудовлетворительными как со стороны точности укладки мин, так и удобства работы расчета. Дальнейшее усовершенствование раскладчика привело к появлению ПМР – 2, который и приняли на вооружение в 1954 г.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Экспериментальный минный раскладчик ПМР. Вид сзади

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Минный раскладчик ПМР. Вид сбоку


Прицепной минный раскладчик ПМР – 2, смонтирован на одноосном прицепе и буксируется при минировании грузовым автомобилем (тягачом).
Раскладчик состоял из ходовой части с механизмом включения, рамы с дышлом, двух направляющих лотков со спусковыми лотками, двух выдающих механизмов с шаговой коробкой и цепной передачей и электрооборудования. Рамы – лотки отстояли друг от друга по ширине на 2 м, по ним двигались мины под действием собственного веса. В отличии от предыдущих простейших лотков в данном случае в них впервые был применен штыревой отсчитывающий механизм с приводом от ходовой части прицепа.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Минный раскладчик ПМР - 2. Основные механизмы

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Перевод раскладчика ПМР - 2 в рабочее положение


Прицепной минный раскладчик ПМР-2 предназначался для раскладки противотанковых мин на поверхности грунта при устройстве минных полей.
Снаряжение мин взрывателями, разноска на необходимые расстояния и установка их в грунт с маскировкой выполняются саперными подразделениями вручную. При этом мины (ТМ-46, ТМД-Б, ТМД-44) раскладывались на поверхность грунта двумя рядами с шагом минирования 2 или 4 м. Комплект мин размещался вдоль бортов автомобиля.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Основное оружие минного раскладчика - противотанковые мины ТМД - Б (вверху) и ТМД - 44 (внизу)


Работа раскладчика. Для работы раскладчик цепляется к заднему крюку автомобиля или БТРа. В лотки раскладчика мины укладываются саперами, что находятся в кузове. Мины под действием собственного веса скользят по роликам лотков вниз. Выдающий механизм через механизм включения от правого колеса раскладчика работает так, что в одном лотке мина будет остановлена нижними пальцами выдающего механизма, а в другом верхними (см. рисунок ниже). Далее, когда нижние пальцы выдающего механизма опускаются, а верхние поднимаются, первая мина скользит к земле, а вторая мина отсекается. Потом пальцы выдающего механизма опять меняют положение, и вторая мина занимает место первой. Цикл повторяется. В другом лотке происходит тоже самое, но мины выдаются в промежутки между движениями мин в первом лотке. Таким образом устанавливается интервал по ширине между минами в ряду минного поля, а сами мины ложатся в шахматном порядке.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая


Для раскладки мин на землю, спусковые лотки освобождаются от удерживающих их ремней и своими концами опускаются на землю. Затем ручка пошаговой коробки устанавливается на соответствующий шаг минирования, т. е. напротив цифры 2 или 4. Затем лотки загружаются минами ручками назад. Два сапера поддерживают скользящие мины, предохраняя их от ударов о пальцы выдающих механизмов и одной о другую.
Разноска мин на земле, отрывка лунок, установка и маскировка их осуществляется солдатами саперного подразделения, которые следуют за раскладчиком.

Основные тактико-технические данные раскладчика ПМР-2:
Типы раскладываемых раскладчиком мин - окончательно снаряженные мины ТМ-46 с взрывателями МВМ, неокончательно снаряженные мины ТМ-46, ТМД-44 и ТМД-Б, предназначенные для снаряжения взрывателями MB-5;
Шаг раскладки мин в ряду - 2 или 4 м;
Число рядов раскладываемых мин - 1 или 2 (в зависимости от числа используемых лотков);
Расстояние между лотками (рядами мин) - 2 м;
Скорость движения раскладчика в работе - до 5 км/час;
Скорость передвижения раскладчика по дорогам в прицепе за автомобилем - до 40 км/час;
Время, потребное на раскладку 300 мин:
- при шаге минирования 2 м и использовании двух лотков - 5—7 мин
- при шаге минирования 4 м и использовании одного лотка - 15—20 мин.;
Время на погрузку и укладку 300 мин:
- в кузов автомобиля одним отделением с подноской на расстояние до 30 м - 12—20 мин.;
Время, потребное на подготовку раскладчика к работе - 5—7 мин;
Уклоны местности, при которых обеспечивается нормальная раскладка мин:
- подъем - до 15°
- спуск - 7-9°
- косогор - 5-15°;
Размеры раскладчика:
- длина - 4,3 м
- ширина - 2,5 м
- высота - 2,1 м;
Расчет раскладчика – 4 чел.
Вес раскладчика - 900 кг.

В 1956 г. на вооружении появился более совершенный прицепной минный заградитель ПМР – 3 на одноосном прицепе. На нем впервые было применено безотвальное плужно – маскирующее устройство (ПМУ), позволявшее устанавливать противотанковые мины (ПТМ) в грунт (снег) с их маскировкой. Это вдвое сократило труд саперов.
Мины за один проход устанавливались в грунт в один ряд на глубину 6 – 8 см. Для перевода взрывателей мин в боевое положение в трансмиссии заградителя, получавшей движение от опорных колес ходовой части прицепа, использован активный механизм перевода взрывателей. Его подпружиненный шток совершал возвратно – поступательные движения, утапливая кнопки взрывателей мин перед выходом их в ПМУ.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

ПМР - 3 в действии

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Подготовка ПМР - 3 к работе (бывшая армия ГДР)


Робота раскладчика.
При движении раскладчика вращение от его колес передается на ведущий и ведомый валы выдающего механизма, который пропускает по одной мине через установленные интервалы – 4 или 5,5 м. Работа выдающего механизма протекает также, как и в минном раскладчике ПМР – 2. При работающем плуге мины из направляющего лотка попадают в отрытую борозду и маскируются дерном, который укладывается обратно дернинами или заваливаются обратными отвалами плуга рыхлым грунтом. При неработающем плуге мины укладываются на грунт или в снег.
Для установки мин раскладчиком необходимо с началом движения и заглубления плуга на требуемую глубину включить муфту сцепления и далее непрерывно дополнять лоток минами.
Приведение мин в окончательно снаряженное состояние, выдёргивание предохранительных чек из взрывателей (для мин ТМ-46 с частичным их откапыванием) и дополнительная маскировка выполняются в ручную саперным подразделением после укладки мин раскладчиком. При израсходовании всех мин транспортером раскладчик перецепляется к другому транспортеру, груженному минами.
Боевое крещение заградители ПМР - 3 прошли во время арабо - израильских войн, но информация об эффективности их использования отсутствует.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

ПМР - 3 в египетской пустине


Основные ТТХ – ПМР – 3:
Типы раскладываемых раскладчиком мин - окончательно снаряженные мины ТМ-46 с взрывателями МВМ, неокончательно снаряженные мины ТМ-46, ТМД-44 и ТМД-Б, предназначенные для снаряжения взрывателями MB-5;
Шаг раскладки мин в ряду - 4 или 5,5 м;
Число рядов раскладываемых мин - 1;
Скорость движения раскладчика в работе – 3 - 8 км/час;
Скорость передвижения раскладчика по дорогам в прицепе за автомобилем - до 50 км/час;
Время, потребное на раскладку 200 мин:
- расчетом из 4 чел. - 16 мин
- расчетом из 6 чел. - 10 мин;
Время, необходимое на подготовку раскладчика к работе - 1 мин;
Уклоны местности, при которых обеспечивается нормальная раскладка мин:
- подъем - до 15°
- спуск – 10°
- косогор - 10°;
Размеры раскладчика в рабочем положении:
- длина - 5,25 м
- ширина - 2,0 м
- высота - 2,2 м;
Расчет раскладчика:
– при установке окончательно снаряженных мин - 5 чел.
– при установке неснаряженных мин - 8 чел.
Вес раскладчика - 1300 кг.

Позже, в середине 1970-х гг., ПМР – 3 был модернизирован. Незначительно изменилась трансмиссия: теперь в направляющем лотке мины двигались принудительно цепным транспортером, что позволило упростить механизм перевода взрывателей и выполнить его в виде подпружиненной пластины. Модернизированный вариант получил наименование ПМЗ – 4 – «прицепной минный заградитель», что более соответствовало его предназначению. В конструкцию ввели также дополнительное оборудование (удлинённые трубы и плужок) для минирования минами, управляемыми по проводам, а также для укладки магистрального провода в грунт на глубину до 20 см. Сами мины укладывались вдоль борта кузова автомобиля в кассеты по 100 шт.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая


Попытки механизации процесса устройства противопехотных минных полей и отсутствие каких – либо средств механизации для этих целей потребовали расширить состав дополнительного оборудования ПМЗ – 4: в него были введены спусковой лоток (длинная труба слева по ходу движения), толкатели, специальные стенды. Данное оборудование позволяло устанавливать противопехотные мины ПМН, а заградитель получил наименование ПМЗ – 4П. В этом варианте заградитель несет 1000 штук ППМ. Шаг минирования ПМЗ-4П противопехотными минами составляет 2 и 2,75 м, а скорость минирования – до 2 км/ч. Простота конструкции ПМЗ-4П привела к широкому его распространению в войсках, где он используется и по сегодняшний день.
С помощью минного заградителя можно проводить установку как окончательно, так и неокончательно снаряжённых мин. Расчет заградителя состоит из 5 – 7 человек в зависимости от того какие мины ставит и в каком состоянии – снаряженные окончательно или нет.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

ПМЗ - 4П ставит противотанковые мины ТМ-62


Так, расчёт заградителя при установке окончательно снаряженных противотанковых мин состоит из пяти номеров:
- Первый номер – оператор – является старшим расчета, находится непосредственно на заградителе и отвечает за поставленную задачу.
- Второй и третий номера – находятся в кузове тягача, извлекают мины из контейнера, снимают предохранительные чеки и укладывают мины на приемный лоток.
- Четвертый номер – тоже находится в кузове и подает по одной мине с приемного лотка на цепной транспортер.
- Пятый номер – водитель тягача – обязан строго соблюдать скорость и заданное направление.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая


При установке неокончательно снаряженных ПТМ расчет заградителя состоит из семи номеров.
- Первый номер – оператор – является старшим расчета, находится непосредственно на заградителе и отвечает за поставленную задачу.
- Второй и третий номера – находятся в кузове тягача и подают мины из контейнера на направляющий лоток.
- Четвертый номер – отыскивает установленные в грунт мины и вскрывает над ними маскирующий слой грунта.
- Пятый номер – отвинчивает пробки мин.
- Шестой номер – устанавливает взрыватели в мины, завинчивает пробки, окончательно маскирует место установки мины.
- Седьмой номер – водитель тягача.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Учебное место изучения устройства ПМЗ - 4 (бывшее Каменец - Подольское военно - инженерное училище)


Прицепные минные заградители ПМЗ-4 и ПМЗ-4П являются наиболее дешёвыми, а следовательно, массовыми средствами механизации минирования вне огневого воздействия противника, на тыловых рубежах, в ночных условиях, в условиях плохой видимости и на закрытой местности. Это конечно не исключает их применение в ходе боя, когда по условиям обстановки возникает необходимость установки мин перед наступающими боевыми порядками противника, а других средств механизации нет. Их применение обеспечивает сокращение трудоемкости и сроков установки мин в 2-3 раза по сравнению с ручной установкой.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая


Но при всей простоте и надежности конструкции прицепных минных заградителей их основным недостатком было отсутствие защиты расчета и мин от огневого воздействия противника, а также отсутствие оборонительного вооружения, что и обуславливало применение заградителей только в глубине боевых порядков своих войск.
Указанные выше недостатки прицепных заградителей были устранены в новом самоходном минном заградителе ГМЗ.

Основные ТТХ ПМЗ – 4:
Тягач – автомобиль ЗиЛ-131 (ЗиЛ-157), Урал-375, артиллерийские тягачи АТ-Т, АТ-Л с одной секцией контейнера;
Типы применяемых мин:
- окончательно снаряженные – ТМ-62 с взрывателями, не допускающими механизированную установку; ТМ-57 с взрывателями МВЗ-57; противопехотные ПМН;
- не окончательно снаряженные – ТМ-62 с взрывателями, допускающими механизированную установку; ТМ-57 с взрывателями МВ-57, МВШ-57; ТМ-46 со взрывателями МВ-62 и ШМВ;
- без взрывателей – ТМД - Б; ТМД-44 (взрыватели в них устанавливаются вручную после установки мин на грунт;
Полная масса комплекта заградителя – 1800 кг.
Габаритные размеры в рабочем положении:
Длина – 5,28 м.
Ширина – 2,02 м.
высота – 1,97 м.
Колея – 1,75 м.
Максимальная транспортная скорость – 45 км/час.
Скорость минирования:
- противотанковыми минами – до 5 км/час.
- противопехотными минами – до 2 км/час.
Шаг минирования:
- противотанковыми минами – 4 или 5.5 м.
- противопехотными минами – 2 или 2.75м.
Боекомплект мин:
Противотанковых – 200 шт.
Противопехотных – 1 000 шт.
Численность расчета заградителя
- при установке окончательно снаряженных противотанковых мин – 5 чел.
- при установке не окончательно снаряженных противотанковых мин – 7 чел.
- при установке окончательно снаряженных противопехотных мин – 7 чел.
Протяженность минного поля из одного боекомплекта мин
- противотанковых – 800 или 1100 м.
- противопехотных – 2000 или 2750м.
Время приведения заградителя в боевое положение – 1 – 2 мин.
Время зарядки кассеты минами силами расчета – 10 – 15 мин.
Время установки комплекта управляемого минного поля силами саперного отделения – до 80 мин.

Основное оружие ПМР - 3 и ПМЗ - 4. Сверху вниз: противотанковые мины ТМ - 46, ТМ - 57, ТМ - 62 и противопехотная ПМН.
Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть первая
Автор: Фещук Михаил


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. wandlitz 26 августа 2016 18:09
    [/quote]
    Саперы 302 МСП 9 ТД 1 Гв.ТА ГСВГ и ПМЗ-4.
  2. erik cartman 26 августа 2016 22:51
    В 1990 г. закончил Каменец , 7 рота 2 взвод. Учебный класс с ПМЗ 4 не могу вспомнить. Вроде на тех.зоне на кафедре МИВ не было. В учебном корпусе на кафедре ИЗ тоже. На полигоне тоже не вспомню. Может позже появился. На полевом занятии был оператором, жаль и училище, которого больше нет (житница :) и Украину. В основном учили тащить все на себе и устанавливать вручную. Больше всего "нравился" генератор местных помех. 50 кг.ящик с антенным хозяйством и очень неудобными узкими ручками для переноски :)
    1. гордый 26 августа 2016 23:38
      Мой отец закончил данное училище с отличием в 1977 году (КПВВИКУ) и мы до сих пор часто пересматриваем его Курсантский альбом, судя по фото-училище было просто класс! Не взирая на то что он давно уже на пенсии он до сих пор искренне сожалеет что я не пошел по его стопам,а стал экономистом!
  3. амурец 27 августа 2016 09:40
    Автору спасибо!Очень интересная и малоизвестная для меня тема
  4. 52гим 29 августа 2016 16:14
    Очень хороший рассказ!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня